Научная статья на тему 'Исследование специфики идентификации личности в современных социокультурных условиях'

Исследование специфики идентификации личности в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование специфики идентификации личности в современных социокультурных условиях»

© 2008 г. Т.А. Чекрыгина

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время благодаря широкому циклу работ по социальной психологии, а также новым междисциплинарным исследованиям разрабатываются различные концепции о социоисторических и социокультурных характеристиках мира человека. Наше исследование является продолжением этих работ и направлено на изучение идентификации как основного механизма социализации, социального взаимодействия и развития личности в социокультурном процессе.

Идентификация определяется в социальной психологии и психологии личности как эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом, эталоном. Понятия «идентичность» и «идентификация» между собой неразрывно связаны, так как первое - это состояние тождественности, одинаковости, а второе -процесс отождествления, установления сходства, подобия, ведущий к этому состоянию. Идентичность, безусловно, является ключевым элементом субъективной реальности. Подобно всякой субъективной реальности, она находится в диалектической взаимосвязи с обществом, так как формируется социальными процессами. Однажды выкристаллизовавшись, она поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальными отношениями. «Общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентичностями» [1, с. 127]. Идентификация является одним из главных механизмов социализации индивида и превращения его в личность, а так же она может играть и защитную роль, особенно в сочетании с другими защитно-адаптивными механизмами развития личности. Значительный вклад в рассмотрение идентификации как социального регулятива внесли исследования Э. Эриксона, а его работа «Детство и общество» содержит основные концептуальные положения данной проблемы [2]. Свое начало исследования идентичности берут в психоанализе З. Фрейд в своей работе «Массовая психология и анализ человеческого "Я"» (1914 г.) понятие «идентификация» впервые использовал в психологическом контексте, кроме того, он рассматривал ее и как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой [3, с. 287]. Т. Шибутани, выделяя социальную матрицу идентификации, отмечает, что чувство своей определенности поддерживается и подкрепляется благодаря устойчивым реакциям других людей, Я-концепция индивида поддерживается и подкрепляется постоянством этих ожидаемых реакций. Социальная структура групп, в которые индивид оказывается вовлечен, позволяет ему определить себя и свое положение в социуме [4]. В отечественной психологии идентификация рассматривается как важнейший процесс, который, как отме-

чает В.В. Столин, лежит «в основе всей группы феноменов субъективного уподобления и связывания, точнее как важнейшая психическая деятельность, идущая навстречу социальным влияниям, формирующим самосознание человека» [5, с. 52]. Г.М. Андреева отмечает, что «идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека» [6, с. 287]. При рассмотрении идентификации в социокультурном аспекте интересна и оригинальна точка зрения А.А. Налчаджяна, который отмечает, что механизм идентификации является не только историческим, но и актуальным психическим механизмом любого морального выбора [7]. С моралью О. Конт связывает общественное развитие. И считает «моральное возрождение основой всякого дальнейшего прогресса человечества и по существу более важным, чем экономическое и политическое развитие общества» [8, с. 49]. По выражению В.А. Ядова, «самоидентификация человеческих индивидов является во всех ее проявлениях социальной, т.е. определяется свойствами культуры» [9, с. 114].

Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиций, содержащих элементы культурного наследия: идеи, ценности, обычаи, способы мировосприятия, нормы, которые сохраняются и передаются от поколения к поколению, и обновлений, изменений, преобразований, творчества. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. И в этой ситуации человек с его глубинным стремлением к стабильности и уверенности в завтрашнем дне крайне фрустрирован. В 60-е гг. ХХ в. Э. Фромм, Г. Маркузе, опираясь на З. Фрейда и К. Маркса, утверждали, что современное общество вообще лишает личность возможности опереться на суперэго, так как оно разрушается отсутствием традиционных нравственных опор [10]. Нами получены данные, которые отражают тревожный симптом, что наша культура утрачивает традиционность как базовую черту, как эталон для идентификации личности. Наличие традиционности отмечают у себя в возрастной категории 12 лет всего 22,2 % испытуемых, в возрасте 13 лет - 33,3, в 14 - 29,8, в 15 - 33,8, в 16 -14,3, в 17 - 27,6, в возрасте 18 лет традиционность, как присущую личностную черту отмечает всего 30,8 % испытуемых. По мнению Э. Фромма, утрата традиционных основ негативно влияет на развитие личности, достижение личностной зрелости, так как деформируется развитие «Super-ego», демобилизует волю и препятствует формированию целостной Я-концепции [11]. Исходя из теоретического осмысления проблемы мы можем заметить, что разрушение традиционных основ ведет к деформации культурных форм, которые в свою очередь негативно влияют на культурные фор-

мы мышления. Данное негативное влияние социокультурных изменений нуждается в дополнительных исследованиях, в рамках же одного отдельно взятого региона мы не можем делать обобщающих выводов, а только в состоянии обозначить актуальность изучения этой проблемы.

Различное соотношение традиций и обновлений в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. Другой из распространенных критериев, по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место либо индивидуальный самоконтроль и личные достижения, либо обязательства общественной солидарности. На основании этого критерия культуры делятся на индивидуалистские и коллективистские. Индивидуализм - концепция, отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы. При этом самоидентификация осуществляется на основе личных атрибуций, а не по средствам отождествления себя с группой. Коллективизм - концепция, отдающая приоритет целям той или иной группы (как правило, это семья, рабочая группа) по сравнению с личными целями. В соответствии с этим происходит самоидентификация. Кросс-культурные психологи Г. Три-андис, Р. Брислин и Г. Гуи в своих исследованиях показывают, каким образом заложенный в культуре индивидуализм (или коллективизм) влияет на Я-кон-цепцию, социальные взаимоотношения. И индивидуализм, и коллективизм - суть порождения определенных социальных условий [12, с. 249-250]. Люди различаются своими Я-концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию независимого Я, другие, в частности, в Азии и культурах восточных стран - взаимозависимого Я. А становится ли Я-концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с Западом? Надеясь объединить лучшее из коллективистских и индивидуалистских ценностей, мы обосновываем концепцию коммунитаризма, которая должна сбалансировать право индивидуальности и коллективное право на благополучие общества. Данные, полученные в проводимом нами исследовании, свидетельствуют о том, что в настоящее время наблюдается проявление основных черт в культуре России, характеризующих ее как коммунитарный тип культуры, сочетающий в себе как индивидуалистские, так и коллективистские черты. Этого, по нашему мнению, и следовало ожидать, учитывая слова Н.А. Бердяева о том, что Россия есть «большой востоко-запад, отдельная часть света, самостоятельный культурный феномен» [13, с. 6]. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у человека в ходе его развития. Л.С. Выготский отмечал, что вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств [14]. Высшие психические функции: мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, воля, чувства и т.п. - являют-

ся новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре в форме образцов мысли, ценностей и норм социальных отношений, способов деятельности. Эти культурные формы мы в своем исследовании выделяем как основные факторы, ориентиры идентификации, которые, транслируясь через социализацию, обеспечивают единство социальной общности и преемственность в ее развитии. Молодое поколение в процессе своего становления и развития опирается на механизмы идентификации как на средства адаптации к социокультурной реальности и установления продуктивных связей в рамках общности и определяет свое статусное место в социальной структуре. В эмпирической части исследования мы выясняем, какие характерологические черты, культурные формы проявляются и являются актуальными элементами идентификационного процесса в современных условиях.

Наше социально-психологическое исследование проводилось в южном регионе России, Краснодарском крае, г. Туапсе в 2000 - 2005 гг. В целом выборка исследования составила 1140 чел. с 12 до 18 лет. Целью нашего исследования являлся поиск возможностей формирования социокультурной идентификации личности в контексте социального взаимодействия в современных условиях. Для этого мы первоначально исследовали особенности формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте, проанализировали основные социокультурные ценности, которые являются объектами идентификации, провели сравнительный анализ данных по возрастному критерию.

В результате исследования основных ценностей, принципов, норм, эталонов, образцов поведения, которые являются объектами идентификации, было выявлено, что эталоны идентификации существенно различаются в зависимости от возрастного критерия (таблица).

Данные сферы, отраженные в таблице, выбраны путем экспертной оценки: после предварительного письменного сочинения испытуемых контрольной группы на тему «Что для меня является самым главным в жизни (жизненно важным), к чему я стремлюсь» группа кодировщиков (4 независимых эксперта: психолог, социолог, философ, педагог) методом контент-анализа выделила 23 смысловые единицы, которые испытуемые чаще всего называли во всех возрастных группах. Кодирование проводилось по схеме, описанной В.А. Ядовым [9]. В результате определились 23 жизненно важные сферы, которые являются эталонами идентификации для испытуемых. Далее всем испытуемым было предложено проранжи-ровать данные жизненно важные сферы.

По данным факторного анализа жизненно важных сфер как эталонов идентификации выделяются два существенных фактора. В одном из них наблюдается выраженная взаимосвязь культуры, информации, искусства, путешествий, природы, а также веры и общества. К нему относятся такие сферы, как досуг, семья, имущество, богатство, власть. В другом - объединяются такие сферы, как хорошая работа, образование,

любовь, дружба, деньги, знание. Именно этот фактор значимости и является ориентиром идентификации по результатам факторизации имеет большую степень личности в современных социокультурных условиях.

Изменение эталонов идентификации в зависимости от возраста

Возраст, лет Жизненно важная сфера, эталон для идентификации

Ранг

1 2 3

12 Образование, вера, знание, деньги, дружба, общество, хорошая работа, природа, люди, закон и право, любовь, информация Досуг, семья, богатство, имущество, власть, культура, путешествия Эстрада

13 Природа, вера, любовь, дружба, путешествие, отдых, хорошая работа, образование, искусство, космос, террор, люди, семья, информация, общество, власть, имущество, богатство Закон и право, деньги, культура, знание ««

14 Дружба, любовь, деньги, хорошая работа, образование, богатство Вера, информация, террор, люди, богатство, деньги, власть ««

15 Образование, хорошая работа, семья, дружба, закон и право Знание, любовь, отдых, террор, люди, богатство, деньги, власть ««

16 Любовь, дружба, хорошая работа ««

17 Хорошая работа Образование, любовь, дружба ««

18 Любовь Дружба, знание Деньги, образование, хорошая работа

Полученные нами результаты подтверждают данные исследований, проводимых под руководством В.А. Ядова в Институте социологии РАН в 1991-1994 гг., о проявлении тенденции развития общества по постиндустриальному типу, с выраженным преобладанием целерациональных ориентиров. Эти исследования показали, что становление смешанной экономики, рыночных отношений, развития форм негосударственной собственности будут стимулировать укрепление целерациональных механизмов идентификации, ослабление ценностно ориентационных. В данных нашего исследования проявляется тенденция к доминированию целерациональных ориентиров (фактор 2), который объединяет как ценностные, так и целевые ориентиры личности (любовь, дружба, знание, образование, хорошая работа, деньги), при этом указанные ориентиры в этом факторе имеют доминирующую информационность и наибольший вес. Это свидетельствует о том, что сохраняется тенденция выраженности в социокультурном пространстве черт, характерных для постиндустриального уровня развития общества. Ориентация на знания - это одна из основных характеристик постиндустриального общества. Однако для него необходима и другая важнейшая часть, составляющая вместе со знанием основную характеристику постиндустриального общества - это информация, которую, по данным нашего исследования,

игнорируют и выражают недоверие к ее истинности. Подавляющее большинство испытуемых (83 % - возрастные группы 15; 16; 17; 18 лет) истинной информацией признает только информацию Интернета. «Знание» положительно коррелирует с «образованием» (но не во всех возрастных группах) как с возможностью получения достоверной информации и как со сферой той ведущей деятельности, где можно актуализировать свои возможности и способности. «Образование» положительно коррелирует с «хорошей работой» как возможностью достойно жить.

Полученные нами данные подтверждают теоретико-эмпирические концепты А. Ватермана, который считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни [15]. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. По результатам нашего исследования, в 16-17-18 лет практически не представляют ценности такие категории, как «люди», «общество», «культура», «искусство», «вера». Между категориями «знание» и «образование» нет положительной корреляционной связи у 16-17-летних испытуемых, а также у 16-17-18-летних между такими сферами, как «образование», «знание» и «информация»; у них напротив

наблюдается обратная корреляционная связь между актуальными выборами и сферой «закон и право». Это свидетельствует о том, что в таком возрасте эти сферы являются очень актуальными и проблемными. Идентификация в этом случае вызывает у испытуемых значительные затруднения. Так, например, получение образования в современных социокультурных условиях представляет серьезную проблему, которую начинают осознавать уже с 16 лет, если не раньше. Вышеизложенное характеризует данный возрастной период как кризисный в идентификации личности. Согласно модели А. Ватермана, развитие идентичности не является линейным процессом. Даже имея достигнутую идентичность, человек может испытать кризис. Чувство решенности, достижения идентичности разрушается по мере того, как цели, ценности и убеждения теряют свою жизненность, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни. Если при этом запускается процесс разрешения кризиса, у человека есть шанс вновь достичь идентичности. Но если он не хочет замечать происходящих изменений и затрачивать усилия на личные поиски, возникает опасность погрузиться в диффузное состояние. Однако в своем исследовании мы отмечаем, что ориентация на такие категории, как «любовь - дружба - знания», которые выделяются как первостепенные и жизненно важные сферы во всех возрастных группах, являясь эталонами для идентификации подрастающего поколения, дает возможность разрешить идентификационный кризис путем переосмысления жизненных ценностей и ориентиров и поиска смысла жизни. Итак, несмотря на специфические особенности идентификации в подростково-юношеском возрасте в современных условиях наблюдается позитивная идентификационная тенденция с выраженной активной,

деятельной позицией, что проявляется в приоритетных выборах жизненно важных сфер, таких как «хорошая работа», «образование», «знание», «дружба», «любовь».

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

2. См.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

3. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «ОНО»: В 2 т. Т. 2. Тбилиси, 1991.

4. См.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

5. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

7. См.: Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация. Ереван, 1988.

8. Конт О. Курс позитивной философии: В 4 т. Т. 3. М., 1978.

9. Ядов В.А. Социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Социальная идентичность. М., 1993.

10. См.: Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и примечания). СПб., 1997.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

12. См.: Майере Д. Социальная психология. СПб., 1996.

13. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2004.

14. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1982.

15. См.: Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1999.

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела 17января 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.