Научная статья на тему 'Исследование современной архитектуры Японии - итог летней учебной практики (на примере г. Осака и Киото)'

Исследование современной архитектуры Японии - итог летней учебной практики (на примере г. Осака и Киото) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование современной архитектуры Японии - итог летней учебной практики (на примере г. Осака и Киото)»

обязательной защиты от кондесации влаги, проходящей из помещения через стену дома. Эта защита обеспечивается устройством сплошной качественной пароизоляции по внутреннему контуру здания, что лишает деревянный дом его основного преимущества — способности «дышать». Эта проблема успешно решается с помощью целлюлозного утеплителя - ЭКОВАТЫ, представляющей собой рыхлое, очень лёгкое целлюлозное волокно, обработанное определённым образом, с добавками антисептиков и антипиренов,

являющихся нетоксичными, безвредными для человека природными компонентами. Благодаря этим свойствам эковата абсолютно безопасна в производстве, транспортировке, монтаже и эксплуатации. Эковата сохраняет изолирующую способность при пожаре, эффективно замедляет распространение огня в конструкциях, исключает появление грибка, плесени, грызунов и насекомых. Кроме того, эковата имеет минимальную цену из всех известных теплоизоляционных материалов, что делает её незаменимой при строительстве комфортного, энергоэффективного, экологичного и доступного жилья.

Однако, при строительстве экологичного и доступного жилья нельзя останавливаться только на выборе строительных материалов. В целях достижения максимальной гармонии между существующим природным ландшафтом и застраиваемыми территориями должен быть разработан эколого - градостроительный план, согласно которому дома и микрорайоны органично впишутся между ручьями и рощами путём дополнительного озеленения и благоустройства территории, а совместная работа проектировщиков и экологов станет залогом здоровья, комфорта и процветания будущих жителей новых застраиваемых районов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал «Интерьер дайджест» 5/7/2007

2. Журнал «Строительные материала, оборудование, технологии XXI века 1/108/2008, 4/111/2008

Комплектова Г.И., Комплектов А.И.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЯПОНИИ - ИТОГ ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ

ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ Г.ОСАКА И КИОТО)

Аннотация

Осака сегодня - символ современной Японии, облик которого создают не только ВЕЛИКИЕ ЯПОНЦЫ, но и архитекторы всего мира. Обновленное за последние двадцать лет архитектурное лицо города - свидетельство смелых идейных решений авторов с мировыми именами, идейных решений, которые воздействуют на чувства и умы, побуждая к высокому. Осака - пример архитектурного пространства позитивно совершенствующего духовность человека. Осака предстал перед нами грандиозным современным городом мирового уровня. Мы знали, что облик его создают не только архитекторы Японии, но и Италии, Франции, Австрии, Америки. Недаром, сегодня Осака - является символом современной Японии.

Осака - этот великолепный город Японии, исторически возник на берегу моря много веков тому назад, как торговый, купеческий.

Рис. Комплектова А.И.

В настоящее время Осака - третий по населению город Японии (2.6 млн. жителей). Размещается в южной части острова Хонсю, близ устья реки Ёдо в заливе Осака. Занимает площадь 200 кв. км. Благодаря идеальному положению, огромному морскому порту и аэропорту «Кансай», который построен в морском заливе на искусственном острове и считается «чудом XXI века», вот уже 1500 лет Осака является коммерческим центром .Японии.

План города Осака имеет две части: исторический юг и деловой север. В южной части разместились знаменитые синтоистские и буддийские храмы

Все эти характеристики города значимы для проектировщиков творящих его архитектурный образ в настоящее время.

Традиции формообразования, сложившиеся в японской архитекторе несколько столетий назад, до сих пор сохраняются при создании современных проектов Большинство японских зданий, построенных в 70-80-х и начале 90-х годов, представляют собой комбинации прямоугольных элементов. В течение последних двадцати лет японская архитектура обновила свой образ. Современные постройки отличаются от предыдущих в большей степени изменением геометрических форм и материалов, предусмотренных для их воплощения. Прямоугольные, точнее, гранные призматические формы сохраняются, но при этом архитектурные композиции обогащаются сферами, полусферами, цилиндрами и конусами. Эти тенденции в формообразовании мы наблюдали наглядно, исследуя и анализируя многочисленные и разнообразные архитектурные объекты Осака. Осакская Башня (Osaka Tower Building) - здание построено в 2007 году в исторической культурно - торговой части города, по проекту архитектора Шин Такаматсу (Shin Takamatsu). Приверженец высоких технологий, Такаматсу для образного решения Tower Building применил бетон в сочетании со сталью и стеклом - материалы, которые он чаще всего применяет для воплощения своих идей. Что символично для Японии - страны высокого технологического прогресса. Этот объект значительно повлиял на образную характеристику современной архитектуры района Namba, в смысле смелого обогащения формообразующих тенденций современной Осаки. Оригинальное решение этого здания развлекательного назначения (казино) при восприятии его будоражит чувства и вдохновляет воображение, оставляя впечатление символа современной Японии. Поражает лаконизм, оригинальная и метафоричная простота сочетания составляющих композиции. Прямоугольная призма, прорезанная плавной, текучей формой, ассоциирующейся со знаком бесконечности, устремленным в высь, как напоминание о ценности бесконечно значимой вечности.

Osaka Tower Building Osaka Umeda Sky Building - офисное здание

Небоскреб У меда (Umeda Sky Building, 1993), расположенный в районе Умеда - одна из главных архитектурных достопримечательностей Осака. Автор проекга - один из ведущих архитекторов Японии архитектор Хироши Хара (Hiroshi Нага).

Представшие перед нами башни-небоскребы близнецы, являются объектом самым узнаваемым среди семи наиболее высоких зданий города. Конечно же, это обеспечено образными характеристиками объекта. Две башни (высота каждой достигает 40 этажей) соединены между собой пространством, которое перекрыто двухуровневым объемом, имеющим подобно атриуму круглое отверстие. Но ведь пространство атриума (atrium) в позднеримской, раннехристианской и византийской архитектуре предназначалось для ритуальных омовений перед вхождением в храм. Автор проекта Хироши Хара, как все японские мастера, разрабатывал концепцию этого фантастического сооружения через философию - философию мироздания У Хаара в этом объекте она трансформирована в идею «вселенной во вселенной». Реализация этой идее идет через ощущения, которые испытывает каждый, кто оказывается на необыкновенной по своей конструкции площади сада, расположенной на самом верху - на высоте около 200 метров. Воспринимая японский сад, символизирующий устройство мира, и настраивающий присутствующих на неторопливое созерцание и спокойное, камерное размышление о смысле жизни. А затем, переключаясь на восприятие с этой «парящей» площадки открывающеюся вида на город внизу, ощущаешь высокий восторг. Созерцательный процесс пространственной бесконечности архитектурного городского пейзажа позволяет испытать чувство наслаждения, растворения в этом пространстве, и как следствие - наполнение мыслями о вселенной и осознание себя в ней.

Архитектурное пространство Sky Building для нас стало пространством очищающим - вдохнувшим чувства нового уровня, способствующие рождению важных мыслей.

Архитектурное пространство должно быть позитивно совершенствующим духовность человека, а значит социальную среду нашей цивилизации. Предназначение Архитектора направлено на сотворение мира для удобства людей, но более того и только так - на сотворение мира одухотворяющего человека, совершенствующего духовность всех и каждого. Руководствуясь такой целью, работает - Хироши Хара.

Еще один грандиознейший объект Хироши Хара, который поражает и оставляет важный след в памяти - «Железнодорожный вокзал в Киото» (строительство которого было завершено в 1997 году). В здании сама станция — это лишь одна десятая часть, все остальное — отели, офисы, магазины, рестораны, концертные залы. «Если говорить об эволюции железнодорожного здания в направлении пространства «для всех» (для всех горожан, не только для пассажиров), то ее вершиной» в мировом масштабе «(на сегодняшний день) является железнодорожный вокзал JR в Киото.

Пространство, очерченное высокими корпусами, которые прерываются прямоугольными арками, частично перекрыто прозрачными сводами, частично накрыто прозрачными же козырьками, за счет которых пространство наполняется воздухом и солнечным светом. Эта идея легкости, полета, стремительного бега, которую олицетворяет подобное объемно-конструктивное решение, не дань автора хаи-теку, как приоритетному стилю архитектуры, это отражение идейных поисков образа, образа ассоциативно связанного с динамикой движения. Этими поисками охвачены проектировщики железнодорожных вокзалов во всем мире.

Но еще более важной составляющей идейного замысла этого объекта Хироши Хара является градостроительная задача проекта. Проницаемость по горизонтали и вертикали для городского транспорта, для пешеходов - вот что нужно сегодня (и завтра) от вокзала в структуре городского пространства. У Хара часть помещений комплекса, протяженность которого - 470 м и площадь -238.000 кв, м., размещается на подземных этажах, другая часть помещений комплекса - надземная, в том числе, транспортные терминалы и подъездные пути для скоростных поездов. Пролегание последних высоко над головами посетителей обеспечивают пространственные конструкции. Эксперименты по растворению вокзала в городском пространстве продолжаются в Мире. Сантьяго Калатрава в 1990-е проектировал свой вокзал в Лиссабоне, так же как и Хироши Хаара, используя арочные конструкции, поднял пути и платформы. Дорога (пути и платформы) не разделяет город на части, а объединяет благодаря общественному, насквозь проницаемому пространству, обустроенному в нижнем ярусе под платформами. Машины и пешеходы могут беспрепятственно пересекать I ерриторию этого пространства.

Заха Хадид вместе со своим партнером Патриком Шумахером платформы футуристического по своим формам вокзального комплекса в Неаполе (сдан в эксплуатацию в 2008 году) разместили на мосту, чтобы не мешать людям перемещаться и заниматься своими делами.

Увиденный и исследованный нами вокзал в Киото - свидетельство смелого идейного решения автора, которое воздействует на чувства и умы, побуждая к высокому. Это великое предназначение архитектуры в полной мере осознает и убедительно реализовывает один из двадцати ведущих архитекторов мира - Хироши Хаара.

Железнодорожный вокзал в Киото

Архитектурный Мир в полной мере оценил творчество еще одного из ВЕЛИКИХ ЯПОНЦЕВ - Тадао Анд о, который по своему, но также высоко ценит великое предназначение архитектуры. Обьекты Андо ( лауреата Притцкеровской премии) всегда символизируют связь с природой через идею взаимодействия внутреннего пространства с наружным. В интерьерном пространстве его зданий в Осака мы увидели не только удивительную работу с пространством, но и мастерское использование возможностей естественного и искусственного освещения.

Эти тенденции Андо воплотил в проекте Церкови Света в Осака (проект -1989г.) «Находясь в пространстве храма, можно научиться понимать пространство». Естественное освещение, выстроенное выразительным приемом сдерживания потока света ритмизированными, образными щелевидными проемами, помогает понять и полюбить пространство. Чувство спокойствия и отдохновения обогащает присутствующих достаточно длительное время ощущением свободы и, как следствие - потребностью в этом чувстве в последствии.

Его объекты созданы как бы для наслаждения восприятием дождей и ветров, перемен времен года. Для того чтобы возникли такие чувства автор, расширяя внутреннее пространство за счет наружного с максимальным использованием остекления стен объема, добивается восстановления окружающей, природной среды для человека отделенного стенами от нее. Так он оживляет пространство, делая его говорящим, сообщающим. Особый пример воплощения его идей — Храм Воды (на острове Аважи). Продуманное и одухотворенное Тадао Андо пространство, преломляясь в архитектуре, выражает моральные, чувственные, интеллектуальные и иные ценности. В созданном им пространстве духовные и культурные интересы получают такое развитие, которое способствует обострению или рождению социальной ответственности.

Еще один из объектов Андо, который нам удалось увидеть и исследовать -

Музей Сантори в Тэнпозан (Suntory Museum Tempozan, 1994), разместившийся рядом с аквариумом города «Осака Кайюкан».

Его идеалы совершенства в работе над любыми объектами - приведение объемов к простейшей форме для достижения чистоты формы и управления ее возможностями. Это стремление к совершенству довлеет над ясеми остальными характеристиками формообразования - пропорции, силуэт и детали.

Музей Сантори, как всегда, - композиция простых по геометрии форм, как всегда, работа с пространством, которое автор выстраивает, так что внутреннее пространство взаимодействует с наружным пространством, наполняя души присутствующих особым светом. Среда для человека, ради человека - вот что такое архитектура Андо.

Глубокое проникновение в духовную сущность философских устремлений ВЕЛИКИХ ЯПОНЦЕВ через практическое исследование и анализ вызывает уважение к авторам и вдохновляет на творческие начинания.

Джон Джерд (Jon Jerde) американский архитектор самый влиятельный в мире архитектор торговых центров является автором проекта «Намба Парка» (Namba Parks. 2003) в Осака. Этот огромный торгово-развлекательный центр включает в себя с 30-этажную офисную башню и многофункциональный комплекс с сетью кафе, ресторанов, торговых залов, бутиков размещенных на 6 этажах объема прорезанного внутренним пространством - променадом. На террасированной крыше этого объема разместился под открытым небом парк, состоящий из садов, водопадов, прудов, амфитеатра для шоу, детского городка. Парк постепенно опускается на восемь этажей, «перетекая» от одного корпуса к другому. Наклонная парковая плита, хорошо заметная в бедном растительностью

городе, соединяется с улицей, завлекая людей внутрь - гуда, где они могут прикоснуться к природе, отдохнуть на открытых террасах, поесть, почитать, пообщаться или просто осмотреть Осаку с высоты.

Разместился центр Namba Parks рядом с вокзалом «Намба», по идее заказчика железнодорожной компании Nankai Electric Railway стал Воротами Города, по-новому определяющими характер Осаки.

Логичным решением проектировщиков посреди огромного мегаполиса в сверхуплотненной Осаке стало введение в городскую среду элементов природы, для того чтобы создать у посетителей новое ощущение от пребывания в городе, позволить им отвлечься от урбанистической суеты, восстановить силы, поднять настроение.

Чтобы ярче обозначить связь с природой, внутреннюю отделку комплекса авторы представили как рукотворное ущелье из разноцветных полос камня. Это ущелье - главная магистраль торгового центра. Она спланирована так, чтобы дать посетителям возможность осмотреть торговые и развлекательные пространства Namba Parks, передвигаясь по спиральному маршруту, который восьмеркой поднимается по ущелью вдоль парковой плиты.

Связав воедино сложные ландшафтные и прочие природные элементы и специализированные точки торговли, развлечений и общественного питания, Namba Parks предстает торжеством взаимодействия людей, культуры и отдыха

Намба Парк с садами, водопадами и стеклянными мостами

Французский архитектор Пол Эндрю (Paul Andrew известен, как автор аэропорта в Чарльзе, мастер по проектированию стадионов, тоннелей) является автором проекта Музея Моря (Osaka Maritime Museum). Здание построено в 2002 году. Это - стеклянный купол, возвышающийся над водами залива, имеет высоту 35 метров и достигает в диаметре 70 метров. Для возведения этой пространственной формы понадобились металлические конструкции, общий вес которых составляет 1200 тонн. Еще одна достопримечательность проекта - проход к зданию, пролегающий по дну залива.

Музей Меря

Мусоросжигательный центр Майшима (строительство: 1997-2000) - одно из парадоксальных творений австрийского архитектора и живописца, создателя оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле - Фриденсрайха ХунДертвассера (1928 - 2000 гг.). Сооружения, представшие перед нами - два корпуса, похожие на сказочные замки, поразили своей необычностью, тем более, когда мы узнали их функциональное назначение. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку, делая из неё мозаики, расцвечивающие поверхность стен. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Идея с «дереъът^-таартир^ъёздщ^тамш? та ^лччайшц -жатагка,

и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.

Мусоросжигательный центр Майшима

Город Осака - пример архитектурного пространства позитивно совершенствующего духовность человека, а значит социальную среду нашей цивилизации. Это - достойный пример того, каким должно быть архитектурное пространство.

Исследования 2008 г. нашей группой — педагогов и студентов АрхИД ДВГТУ удивительных по философии идей, по образным и функциональным характеристикам, по конструктивным решениям творений Ведущих Архитекторов мира в Японии (в Осака и Киото), не завершены. Но в пользе начатого для каждого через исследования в зарисовках, анализ объектов в студенческих отчетных -презентациях, написание тезисов к научной конференции (Комарова A.B., группа — 6911, 2009), мы — руководители летней учебной практики по рисунку и живописи не сомневаемся.

Дымова Е. Н.

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ СПЕКТАКЛЯ СРЕДСТВАМИ СЦЕНОГРАФИИ (на материале постановки спектакля «Дураки на периферии театра ТОФ)

Платонов-драматург мало кому известен. Его пьесы при жизни ни разу ни публиковались, а их полное собрание вышло отдельным изданием лишь в 2006 году. Пьеса «Дураки на периферии», написанная в 1928-м году, ещё ни разу не ставилась в театрах России, и коллектив Драматического театра ТОФ проявил завидную смелость, решившись на столь провокационную по смысловому наполнению постановку.

События разворачиваются в 20-е годы XX в., в эпоху социальных потрясений и экспериментов. В это бурное время семья скромного служащего Ивана Павловича Башмакова ждет пополнение. Глава семейства не хочет еще одного ребенка и настаивает, чтобы его супруге дали разрешение на аборт. Специальная комиссия обследует материальное положение и постановляет «рожать». Иван Павлович обращается в суд, где доказывает, что не может быть фактическим отцом новорожденного. После долгих разбирательств суд постановил считать отцом комиссию в полном составе. Это решение вызывает в городе переполох и ряд непредсказуемых событий.

Важную роль в реализации идеи спектакля играет сценография. Логичнее начать с задника, ибо он является фоном для разворачивающихся событий. Итак, задник представляет собой кучу наваленных строительных лесов, изображённых в холодных синеватых тонах. Возникает ряд ассоциаций: беспорядок, раздор, разлад, кавардак, неразбериха, хаос - как диагноз морального состояние общества не только советского, но и современного.

Слева на авансцене стоит глобус. Интересно, что на нём ярко красным цветом выделена территория СССР и присутствует соответствующая надпись. Во втором акте глобус перемещается в правую часть сцены, а потом верхняя его часть используется как колыбель для ребёнка. Глобус здесь -символ мира. Ребёнок, помещённый в глобус как в колыбель - как прямое указание на демографическую проблему - как в то время, так и сейчас. Общий смысл сводится к следующему: ребёнок - символ мира, его основная ценность. Но миру до него нет дела, ибо все заняты вопросами юридическими, которые оказываются важнее общечеловеческого, морального.

В верхней части сцены огромное количество рупоров - как оружие массового поражения, то есть воздействия на массы. Людям кажется, что они свободны, а на самом деле они марионетки в руках сильных мира сего. И сейчас по сути ничего не изменилось.

Декорации, которые олицетворяют собой предметы мебели — столы и кровать, являются всё теми же строительными лесами. Важно заметить, что есть такой предмет, как стремянка, довольно высокая стремянка, которая служит героям не только по своему прямому назначению. В данном случае уместно будет рассказать и о платформах. Когда герои желают быть услышанными и понятыми, они части забираются либо на стремянку, либо на одну из платформ - наверное, это желание казаться выше, больше, чем есть на самом деле, ибо кто больше, тот обычно и прав.

Интересным ходом является обозначение места действия - для этого используются транспаранты, но не алые, как в те годы, а в блёклых серых гонах - ещё одно выражение иронии.

Говоря об основной мысли спектакля, нельзя ни затронуть ключевую сцену, когда у глобуса оказываются члены «Охматмлада». Они рассуждают о том, что мир никем не заверен юридически, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.