Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / МОТИВАЦИЯ ОПЕКУНСТВА / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова М.А., Коробко Е.В., Пантелеймонова Т.С.

В статье рассматриваются особенности совладающего поведения матерей в замещающих семьях. Исследуется структура совладающего поведения матерей в процессе взаимодействия с подростками в ситуации опекунства. Описаны результаты проведенного эмпирического исследования. Получены результаты, отражающие преобладающие мотивы в ситуации опекунства, особенности копинг-стратегий, установок относительно процесса взаимодействия с приемным ребенком, воспитательные позиции матерей в замещающих семьях. Авторы предлагают использовать результаты исследования для дальнейшей разработки программ профилактики и психологической поддержки родителей в замещающих семьях и повышения эффективности работы социальных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF COPING BEHAVIOR OF MOTHERS IN SUBSTITUTE FAMILIES

The article discusses the features of coping behavior of mothers in substitute families. The structure of coping behavior of mothers in the process of interaction with adolescents in the situation of guardianship is investigated. The results of the conducted empirical research are described. The results were obtained reflecting the prevailing motives in the situation of guardianship, the features of coping strategies, attitudes regarding the process of interaction with the foster child, the educational positions of mothers in substitute families. The authors suggest using the results of the study for further development of prevention and psychological support programs for parents in substitute families and improving the efficiency of social services.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ»

УДК 159.99

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Маргарита Александровна Данилова, кандидат психологических наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь; Екатерина Владимировна Коробко, аспирант, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону; Татьяна Сергеевна Пантелеймонова, магистрант, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь

Аннотация

В статье рассматриваются особенности совладающего поведения матерей в замещающих семьях. Исследуется структура совладающего поведения матерей в процессе взаимодействия с подростками в ситуации опекунства. Описаны результаты проведенного эмпирического исследования. Получены результаты, отражающие преобладающие мотивы в ситуации опекунства, особенности ко-пинг-стратегий, установок относительно процесса взаимодействия с приемным ребенком, воспитательные позиции матерей в замещающих семьях. Авторы предлагают использовать результаты исследования для дальнейшей разработки программ профилактики и психологической поддержки родителей в замещающих семьях и повышения эффективности работы социальных служб.

Ключевые слова: совладающее поведение, способы совладающего поведения, замещающие семьи, мотивация опекунства, родительские установки, воспитательные позиции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p412-417

STUDY OF COPING BEHAVIOR OF MOTHERS IN SUBSTITUTE FAMILIES

Margarita Aleksandrovna Danilova, candidate of psychological sciences, docent, Crimean State Engineering Pedagogical University, Simferopol; Ekaterina Vladimirovna Korobko, post-graduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don; Tatiana Sergeevna Panteleimonova, master student, Crimean State Engineering Pedagogical University, Simferopol

Abstract

The article discusses the features of coping behavior of mothers in substitute families. The structure of coping behavior of mothers in the process of interaction with adolescents in the situation of guardianship is investigated. The results of the conducted empirical research are described. The results were obtained reflecting the prevailing motives in the situation of guardianship, the features of coping strategies, attitudes regarding the process of interaction with the foster child, the educational positions of mothers in substitute families. The authors suggest using the results of the study for further development of prevention and psychological support programs for parents in substitute families and improving the efficiency of social services.

Keywords: coping behavior, coping behavior methods, substitute families, guardianship motivation, parental attitudes, educational positions.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время замещающие семьи становятся все более распространенной формой воспитания детей, которые по различным причинам не могут жить со своими биологическими родителями. Адаптация к жизни в новой семье представляет сложности как для детей, так и для их приемных родителей [5]. В связи с этим существует необходимость в изучении совладающего поведения матерей в ситуации воспитания детей, лишенных родительского попечительства.

В данной статье анализируются особенности копинг-стратегий матерей, воспитывающих детей, лишенных родительского попечительства. Теоретико-методологическую базу исследования составили: работы Т.В. Корниловой, А.В. Либиной, Е.Л. Малиновской и

М.Н. Трущенко. Согласно А.В. Либиной, в контексте теории Р. Лазаруса и С. Фолкман, есть два типа совладания со стрессом: проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный [2]. М.Н. Трущенко считает, что в копинг поведении ключевую роль играют когнитивные конструкты, определяющие способы реагирования на жизненные трудности [4]. Понятие «копинг» рассматривается Т.В. Корниловой как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как сильно превышающие ресурсы личности [1]. Обобщить основные подходы и теории к изучению совладающего поведения предприняла попытку Е.Л. Малиновская [3].

Цель статьи - изучение особенностей совладающего поведения матерей в замещающих семьях.

Эмпирическое исследование проводилось на базе «Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодёжи». Всего в исследовании приняло участие 50 женщин, 25 из них воспитывают подростков, лишенных родительского попечительства и 25 воспитывают родных детей подросткового возраста. Возраст женщин от 30 до 60 лет, возраст детей от 10 до 15 лет.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что у матерей в замещающих семьях преобладают адаптивные формы совладающего поведения. Преобладающими ко-пинг-стратегиями в ситуации взаимодействия с приемными детьми выступают такие стратегии, как самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблемы и положительная переоценка.

С целью выявления особенностей совладающего поведения матерей в ситуации взаимодействия с детьми в замещающих семьях использовались:

• опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса;

• копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой);

• «Портрет приёмной матери» С.М. Щербины;

• методика изучения родительских установок (PARI) Е.С. Шефер и Р.К. Белла, адаптирована Т.В. Нещерет;

• мини-анкета А. Спиваковской;

• анкетирование для выявления мотивации опекунства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Из проведенного исследования и анализа его результатов можно сделать вывод о том, что между совладающим поведением матерей в замещающих семьях и биологических семьях имеются различия. Сравнительный анализ способов совладающего поведения у приемных и родных матерей представлен на рисунке 1.

Конфронтация Дистанцирование

Самоконтроль Поиск социальной поддержки

Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка

0 2 4 6 8 10 12 14 16

Рисунок 1 - Способы совладающего поведения у приёмных и родных матерей

С помощью опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) было установлено, что приёмные матери больше склонны к стремлению совладать со своими эмоциями и мыслями (Шмп=140.5, при р<0,05).

Для приемных матерей в большей степени свойственна стратегия принятия ответственности на себя (иэмп=110, при р<0,05). Приёмные матери больше расположены к данной стратегии поведения в проблемной ситуации, особенно если она связана с их детьми. Это предполагает признание своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение.

Замещающие родители чаще демонстрируют планирование решения проблемы как ведущий копинг (Шмп=167.5, при р<0,05. Наиболее эффективной формой совладающего поведения можно считать положительную переоценку проблемной ситуации. Данная способность в большей степени выражена у респондентов экспериментальной группы (Шмп=190, при р<0,05). У родных матерей в свою очередь есть преобладание по такой шкале как «Бегство-избегание» (Шмп=118, при р<0,05).

Матери обеих выборок стремятся к поиску социальной поддержки (Шмп=302.5, при р<0,05). Это может быть обращение за помощью специалиста, который разбирается в теме, с которой возникли сложности. Или это обращение к знакомым, которые могут дать совет или просто выслушать и разделить одолевающие чувства, переживания.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А, Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) подтверждают выводы по первой методике. У приёмных матерей преобладает адаптивная ко-пинг-стратегия, которая ориентирована на решение проблемной задачи (Шмп=121, при р<0,05).

Методика «Портрет приёмной матери» С.М. Щербины была использована нами для выявления образа «Я» приёмных матерей. Результаты представлены на рисунке 2.

Всегда поймет детей

Должна разбираться в возрастной психологии

Уверена, что от плохого семени может вырасти хороший плод, если о нём хорошо заботиться заботиться как о хорошем

Должна быть тем, кого хочет сделать из ребёнка

Должна вовремя кормить детей

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Рисунок 2 - Образ «Я» приёмных матерей

В образе «Я» у приёмных матерей есть акцент на принятии детей, на знании возрастной психологии, на то, что нельзя смотреть на личность приёмного ребёнка через призму его родителей и необходимо стать личным примером для него. В этом считывается специфика их родительства, под этим мы подразумеваем то, что у них на воспитании находятся чужие дети, лишенные родительского попечения, что в свою очередь порождает ситуации, которые могут происходить только в таких семьях. Поэтому они отмечают важность знания психологии и непредвзятости по отношению к ребёнку. Всё это непосредственно влияет на восприятие приёмных родителей своей роли и образа детей.

Для изучения особенностей родительских установок приёмных матерей была использована методика изучения родительских установок (РАМ) Е.С. Шефер и Р.К. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет. Сравнительный анализ родительских установок у приемных и родных матерей представлен на рисунке 3.

Партнерские отношения

Уравненные отношения

Раздражительность

Излишняя строгость

Чрезмерная забота

Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

5 10

I Родные матери

15

20

■ Приёмные матери Рисунок 3 - Родительские установки приёмных и родных матерей

В экспериментальной группе есть преобладания в установке на партнёрские отношения во взаимодействии с детьми, а в контрольной на уравненные. (Шмп=156, при р<0,05, иэмп=181, при р<0,05).

У биологических матерей наблюдается преобладание по двум шкалам: «Раздражительность» и «Излишняя строгость», но и-критерий Манна-Уитни показал, что оно попадает в зону неопределённости (Шмп=218.5, при р<0,05; Шмп=212.5, при р<0,05). Поэтому мы не можем опровергнуть или подтвердить, что респонденты контрольной группы больше склонны, чем респонденты экспериментальной к тому, чтобы испытывать раздражение на детей или проявлять излишнюю строгость по отношению к ним. Мы можем предположить, что результат по второй названной шкале связан со стремлением быть авторитетом в глазах ребёнка.

Установка на чрезмерную заботу в отношении ребёнка выражена у родных матерей (Шмп=180, при р<0,05). В контрольной группе есть также преобладание по шкале «Чрезмерное вмешательство в мир ребёнка», оно статистически не доказано и не опровергнуто, т. к. различия попали в зону неопределённости (Шмп=201, при р<0,05), но тенденция к этому имеется. Так же как и чрезмерная забота, так и чрезмерное вмешательство в мир ребёнка может привести к ссорам с подростками, к созданию неблагоприятной обстановки для формирования самодостаточной и психологически здоровой личности у детей.

Для выявления ведущей воспитательной позиции в замещающем родительстве нами была использована мини-анкета А. Спиваковской. Результаты сравнительного анализа представлены на рисунке 4.

Воспитание как реализация потребности смысла жизни.

Воспитание как реализация потребности в достижении.

Воспитание как реализация сверхценных идей.

Воспитание как реализация потребности в эмоциональном контакте.

0% 10% 20% 30%

■ Приёмные матери ■ Родные матери

Рисунок 4 - Воспитательные позиции приёмных и родных матерей

40%

50%

0

Ведущей воспитательной позицией в замещающем и биологическом родительстве является «Воспитание как реализация потребности смысла жизни» (ф*эмп.=0.877, при р<0,05). Это означает, что большинство женщин, которые приняли участие в нашем исследовании, видят родительство и заботу о ребёнке как неотъемлемую часть жизни, а продолжение рода как символическое обретение бессмертия. Статистически доказанных отличий угловое преобразование Фишера в предпочтении воспитательных позиций приёмными и родными матерями не выявило.

Нами была исследована также мотивация опекунства приёмных матерей, результаты представлены на рисунке 5.

Нравится большая семья Не истраченный родительский ресурс Желание помочь обездоленному ребенку Общегуманистические мотивы Желание родителей иметь второго ребенка Желание получить работу на дому Отсутствие собственных детей Желание кровного ребенка Одиноко жить без семьи Потеря родного ребенка

46,2%

,4%

,2%

53,8 53,8

61,5%

50%

60%

70%

0% 10% 20% 30% 40% Рисунок 5 - Мотивация опекунства приёмных матерей.

Ведущим мотивом взятия опеки стало стремление иметь большую семью (62%). На втором месте находится желание помочь обездоленным детям и неистраченный родительский ресурс (по 54%). На третьем месте по популярности находятся общегуманистические мотивы (46%), которые довольно часто выбирают в органах опеки кандидаты на роль замещающих родителей.

Таким образом, мы можем заключить, что у приёмных матерей ведущими стратегиями совладания со стрессом являются планирование решения проблемы, принятие ответственности и самоконтроль. Замещающие родительство влияет на образ «Я». Во взаимоотношении с ребёнком приёмные матери предпочитают партнёрские отношения. Воспитание для них является реализацией смысла жизни, это подтверждает мотив взятия опеки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволило выявить не только особенности совладаю-щего поведения родителя в замещающей семье, но и предпочитаемые родительские установки, воспитательную позицию, образ «Я» приёмных матерей, их отношение к опекаемым детям и мотивацию принятия в семью чужого ребёнка. В результате проведенного исследования были выявлены различия в совладающем поведении матерей в замещающих и биологических семьях. У матерей в замещающих семьях преобладают адаптивные формы совладающего поведения, что может быть связано с особенностями их жизненной ситуации. Эти результаты могут быть полезны для дальнейшей разработки программ поддержки и помощи родителям в замещающих семьях, а также для улучшения качества жизни детей, находящихся в таких семьях. Дальнейшие исследования могут помочь более глубоко изучить эту тему и выявить дополнительные факторы, влияющие на совладающее поведение родителей в замещающих семьях.

Полученные результаты могут представлять интерес при проведении исследований в области приемного родительства, а также могут быть использованы в процессе разработок программ психологического сопровождения родителей в замещающих семьях и

повышения эффективности работы социальных служб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска / Т.В. Корнилова. - Москва : Нестор-История, 2016. - 334 с.

2. Либина А.В. Совладающий интеллект / А.В. Либина. - Москва : Эксмо, 2008. - 400 с.

3. Малиновская Е.Л. Совладающее поведение как предмет исследования психологии личности / Е.Л. Малиновская // Вестник университета Российской академии образования. - 2016. - № 2.

- С.134-138

4. Трущенко, М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М.Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика : материалы Междунар. науч. конф. -Москва : Буки-Веди, 2012. - С. 13-16.

5. Щербина С.М. Отношение приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей среде : автореф. дисс. ... канд. псих. наук / Щербина Сусанна Музекировна. - Краснодар, 2017.

- 29 с.

REFERENCES

1. Komilova, T.V. (2016), Intellectual and personal potential of a person in conditions of uncertainty and risk, Nestor-Istoriya, Moscow.

2. Libina, A.V. (2008), Coping intelligence, Eksmo, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Malinovskaya, E.L. (2016), "Coping behavior as a subject of personality psychology research", Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, No. 2, pp. 134-138.

4. Trushchenko, M.N. (2012), "The problem of coping behavior in psychological literature", Psychological sciences: theory and practice, materials of the International Scientific Conference, Moscow, pp. 13-16.

5. Shcherbina, S.M. (2017), The attitude of the foster mother to the child in professional substitute environment, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: tanja.panteleimonova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2023

УДК 159.9.072

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЮ СПОРТИВНЫХ УСПЕХОВ

Карякин Роман Евгеньевич, аспирант, Елецкий государственный университет им. И.А.

Бунина, Елец

Аннотация

Успешная саморегуляция и достижение цели зависят от убеждений, наличия волевых качеств в спортсмене - целеустремленности, решительности и мужества, упорства и настойчивости, выносливости и самоконтроля, инициативы и независимости, дисциплины. Установлено: воля - это действие человека, представляющее собой сознательное усилие заранее поставить цель и заранее определить средства для достижения этой цели, проявляется в преодолении трудностей, различных препятствий, которые требуют от человека больших или меньших физических и умственных усилий для достижения цели. Выявлено, одним из главных средств развития волевых качеств подростков является преодоление трудностей. Исследование проводилось с подростками, занимающихся в организации дополнительного образования. Отмечается, что после проведенного эксперимента у подростков усилились волевые качества и сформировались новые, что в последующем благоприятно сказалось на спортивных успехах. Рассмотрены результаты эмпирического исследования по проблеме влияния волевых качеств подростков на достижение спортивных успехов.

Ключевые слова: волевые качества, мотивация, подростковый возраст, спортивная среда, спортивные успехи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.