Научная статья на тему 'Исследование социальных критериев здоровья студентов вуза'

Исследование социальных критериев здоровья студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИУМ / ЖИЗНЬ / HEALTH / PROSPERITY / STUDENT YOUTH / CONTENTMENT / INDICATOR / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карлышев Владимир Михайлович, Панькин Виктор Ефимович

Рассматриваются взгляды на социальное здоровье, ведущие факторы, влияющие на социальное благополучие и критерии социального здоровья студентов. Студенты разного уровня здоровья и пола отличаются содержанием и уровнем социального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карлышев Владимир Михайлович, Панькин Виктор Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research of Social Criteria of Health of Students of the Higher Education Institution

The views on social health, leading factors, which take a force on social prosperity and criteria of social health of students, are describing in this article. Students of different levels of health and different sexes are differing by content and level of social health.

Текст научной работы на тему «Исследование социальных критериев здоровья студентов вуза»

УДК 796.01 ББК 75.1

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

В. М. Карлышев1, В. Е. Панькин2

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия 2Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассматриваются взгляды на социальное здоровье, ведущие факторы, влияющие на социальное благополучие и критерии социального здоровья студентов. Студенты разного уровня здоровья и пола отличаются содержанием и уровнем социального здоровья.

Ключевые слова: здоровье, благополучие, удовлетворённость, студенчество, показатели, социум, жизнь.

Системным показателем, отражающим уровень здоровья людей, считается уровень внешнего и внутреннего благополучия человека. В индивидуальном здоровье условно выделяют три уровня благополучия: физическое (телесное), психическое (душевное) и социальное (качество взаимодействия на внешнем уровне). Чтобы стать здоровым, необходима целенаправленная работа на всех уровнях [6].

Вопросам сохранения здоровья на телесном уровне посвящено множество исследований и публикаций (по результатам анализа журнальных статей и отдельных российских конференций — более 75 %) [2]. В последние годы возрос интерес к психическому здоровью человека, что отражается в появлении интересных исследований (около 22 %) [1; 3-6; 9; 10]. Очень мало работ касается темы социального здоровья, и чаще они базируются на медицинских, а не на здоровьесберегающих воззрениях (3 %) [6-8; 11].

Социальное здоровье чаще рассматривается как социальный феномен, а в индивидуальном аспекте затрагивается крайне редко. При этом в данных работах чаще рассматривается влияние условий, жизненных обстоятельств на здоровье человека [11]. Однако мы можем наблюдать, что при одних и тех же условиях и обстоятельствах степень и уровень заболеваемости у людей разный. И объяснить это, на наш взгляд, можно в большей степени образом жизни, который определяется мировоззрением и личностными особенностями человека. Это и подчёркивает большую значимость психического уровня в сохранении здоровья [9].

Выделенный Всемирной организацией здравоохранения ведущий интегральный критерий здоровья людей—благополучие (внутреннее и внешнее) — является психологическим и нуждается

в уточнении. Состоит из двух слов — «благо» и «получение». Второе слово пояснений не требует, так как понятно каждому. Под благом понимается получение того, что хочет человек (внутренний аспект), и оно хорошо для всех окружающих (добро) (внешний аспект). Под благополучием С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» понимает спокойную, счастливую жизнь в довольстве и полной обеспеченности. Поскольку такое в жизненной практике почти невозможно и редко встречается, является скорее идеалом человеческих воззрений, то последнее, наверное, и хорошо, так как такой способ бытия, на наш взгляд, и не ведёт к здоровью. Попробуем рассмотреть данный аспект по-своему.

Благополучие — это психическое состояние удовлетворённости, появляющееся в зависимости от положительного отношения к происходящему, которое чаще выражено в наших эмоциях. Наши отношения — следствие нашего мировоззрения и его составляющих (ценностей, убеждений, интересов и т. д.), поэтому состоянием удовлетворённости можно управлять путём работы с мировоззрением и его составляющими и прежде всего снижением уровня притязаний, изменением ценностей и убеждений, а также овладев приёмами психорегуляции. Но это на психическом уровне.

Существуют множество подходов к формированию и сохранению социального здоровья. Всё зависит от методологической позиции, с которой рассматривается проблема, и особенностей точки зрения исследователей. Медицина рассматривает это с позиции изменения социальных условий (экономических, политических, экологических, материальных и т. п.) [8; 11].

В работе предпринята попытка, определить ведущие факторы, влияющие на социальное

благополучие студенческой молодёжи, и определяющие их критерии. По разработанной методике оценки субъективных показателей социализации [3] проведено анкетирование 175 студентов 19-23 лет, обучающихся на различных специальностях в Челябинском государственного университете.

Все студенты по состоянию здоровья условно поделены на три группы:

- группа А — относительно здоровые (из общей численности 8 % студентов);

- группа В — имеющие залеченные различные травмы и переживающие кратковременные заболевания (из общей численности менее 27 % студентов);

- группа С — имеющие нарушения в нескольких функциональных системах (из общей численности 65 %).

Анализу подвергнуты как отдельно взятые данные девушек и юношей, так и общие по группам здоровья.

Сравнительный анализ статистических данных показывает, что наибольшая удовлетворённость почти во всех группах, как у девушек, так и у юношей, является «удовлетворённость родителями», «родительской семьёй» (от 8,3 до 10 баллов), «родными» (от 7,6 до 9,4 балла) и «друзьями» (от 8 до 8,7 балла). Эти показатели можно принять за ведущие характеристики в формировании социального благополучия. Данные показатели служат основанием психологической защищённости и социальной адаптации студентов. У здоровых девушек и юношей выделяются дополнительно «удовлетворённость любимым» и «удовлетворённость жизнью», что свидетельствует о более качественной адаптации в жизни.

Минимальные баллы в группах отмечаются в показателях «удовлетворённость ситуацией» и «удовлетворённость работой». Низкая удовлетворённость работой объясняется тем, что более половины студентов ещё не работает (нулевая оценка). Однако настораживает низкая удовлетворённость ситуацией в группах (в диапазоне от 1,5 до 6 баллов в группах, средняя 3,7). Если это обычная ежедневная оценка происходящего, то последнее ведёт постепенно к недовольству и тревожности, а затем к заниженной самооценке либо это результат уже проявления этих составляющих.

Полученные данные подвергнуты корреляционному анализу с целью оценки взаимосвязи между показателями социальной адаптации и выявления

наиболее важных показателей. В качестве обобщённого и ведущего критерия определён показатель «удовлетворённость жизнью». Полученные данные показывают существенные различия в динамике взаимосвязей у студентов с различным уровнем здоровья.

В группе А «удовлетворённость жизнью» взаимосвязана только со «статусом» (г = 0,59, далее указаны только данные, умноженные на 100), а максимальное количество достоверных связей отмечается с «удовлетворённостью родителями». В этой группе это интегрирующий фактор.

В группе В «удовлетворённость жизнью» взаимосвязана со «статусом» (87), «удовлетворённостью любимым» (86), «удовлетворённостью любовью к вам» (77), «удовлетворённостью условиями» (74) и «друзьями» (66). В этой группе отмечается наибольшее количество достоверных связей во многих показателях, а максимальное количество — в указанном выше. Следовательно, показатель «удовлетворённость жизнью» интегрально характеризует студентов данной группы.

В группе С «удовлетворённость жизнью» взаимосвязана только с «удовлетворённостью родительской семьёй» (52). Количество взаимосвязей между показателями — минимальное в сравнении с другими группами, и уровень их ниже среднего.

В процессе исследования выявлены половые особенности социальной удовлетворённости студентов в разных группах здоровья. Так, у здоровых девушек «удовлетворённость жизнью» взаимосвязана со «статусом» (76), «ситуацией» (71), «друзьями» (65). У здоровых юношей «удовлетворённость жизнью» взаимосвязана с «удовлетворённостью любимой» (76), «удовлетворённостью работой» (69). У девушек, имеющих существенные нарушения в здоровье, «удовлетворённость жизнью» ни с чем не взаимосвязана, а у юношей—с «удовлетворённостью статусом» и «удовлетворённостью семьёй». Полученные данные свидетельствуют о более насыщенной и разносторонней жизнедеятельности и более качественной адаптации здоровых студентов.

Проведённое исследование позволяет отметить, что ведущими факторами, определяющими социальное благополучие студенческой молодёжи, являются удовлетворённость родительской семьёй, друзьями и принадлежность к студенчеству (статус). Студенты разного уровня здоровья и пола отличаются содержанием и уровнем социальной удовлетворённости, следовательно, и уровнем адаптации к жизни.

94

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, 3

Исследование социальных критериев здоровья студентов вуза

Список литературы

1. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. — СПб. : Речь, 2006. — 384 с.

2. Актуальные вопросы реабилитации, лечебной и адаптивной физической культуры и спортивной медицины : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 5-6 июня 2018 г.). — Челябинск : Урал-ГУФК, 2018. — 430 с.

3. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для вузов / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М. : Академия, 2001. — 352 с.

4. Диагностика здоровья: психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Речь, 2007. — 950 с.

5. Психическое здоровье : ежемесяч. науч.-практ. журн. — М., 2006-2018. — URL: https://elibrary.ru/

Поступила в редакцию 25 июня 2018 г.

title_about.asp?id=25807

6. Карлышев, В. М. Студенту о психическом здоровье : учеб. пособие / В. М. Карлышев. — Челябинск : УралГУФК, 2012. — 132 с.

7. Общественное здоровье и здравоохранение : науч.-практ. журн. — М., 2003-2007. — URL: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=10079

8. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2008. — 263 с.

9. Психология здоровья : учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2006. — 607 с.

10. Фролова, Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья : учеб. пособие / Ю. Г. Фролова. — Минск : ЕГУ, 2003. — 172 с.

11. Социальные аспекты здоровья населения : электрон. науч. журн. — М/, 2006-2018. — URL: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=27770

Для цитирования: Карлышев, В. М. Исследование социальных критериев здоровья студентов вуза / В. М. Карлышев, В. Е. Панькин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 3. — С. 93-96.

Сведения об авторах

Карлышев Владимир Михайлович — кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия. vkar52@yandex.ru

Панькин Виктор Ефимович — преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. viktor.pankin@csu.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 3, pp. 93-96.

The Research of Social Criteria of Health of Students of the Higher Education Institution V.M. Karlyshev1, V.Y. Pankin2

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia, vkar52@yandex.ru 2Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, viktor.pankin@csu.ru

The views on social health, leading factors, which take a force on social prosperity and criteria of social health of students, are describing in this article. Students of different levels of health and different sexes are differing by content and level of social health.

Keywords: health, prosperity, student youth, contentment, indicator, society.

References

1. Anan'yev V. A. Osnovy psikhologii zdorov'ya. Kniga 1. Kontseptual'nyye osnovy psikhologii zdorov'ya [Foundations of health psychology. Book 1. Conceptual foundations of health psychology]. St. Petersburg, 2006. 384 p. (In Russ.).

2. Aktual'nyiye voprosy reabilitatsii, lechebnoy i adaptivnoy fizicheskoy kul'tury i sportivnoy meditsiny:

materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii (Chelyabinsk, 5-6 iyunya 2018 g.) [Topical issues of rehabilitation, medical and adaptive physical culture and sports medicine: materials of the all-Russian scientific-practical conference (Chelyabinsk, 5-6 June 2018)]. Chelyabinsk, 2018. 430 p. (In Russ.).

3. Vasil'yeva O.S., Filatov F.R. Psikhologiya

zdorov'ya cheloveka: etalony, predstavleniya, ustanovki

[Psychology of human health: measurement standards, presentation, installation]. Moscow, 2001. 352 p. (In Russ.).

4. Diagnostika zdorov'ya. Psikhologicheskiy praktikum [Diagnosis of health. Psychological workshop]. St. Petersburg, 2007. 950 p. (In Russ.).

5. Psikhicheskoye zdorov'ye [Mental health. Monthly scientific and practical journal]. Moscow, 2006-2018. Available at: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=25807 (In Russ.).

6. Karlyshev V.M. Studentu o psikhicheskom zdorov'ye [Student on mental health]. Chelyabinsk, 2012. 132 p. (In Russ.).

7. Obshchestvennoye zdorov'ye i zdravookhraneniye [Public health and healthcare. Scientific and practical

journal]. Moscow, 2006-2018. Available at: https://eli-brary.ru/title_about.asp?id=10079 (In Russ.).

8. Sotsial'naya psihkologiya zdorov'ya i bolezni [Social psychology of health and disease]. Moscow, 2008. 263 p. (In Russ.).

9. Psikhologiya zdorovya [Health psychology]. St. Petersburg, 2006. 607 p. (In Russ.).

10. Frolova Yu.G. Psikhosomatika i psikhologiya zdorov'ya [Psychosomatics and psychology of health]. Minsk, 2003. 172 p. (In Russ.).

11. Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of public health. Electronic scientific journal]. Moscow, 2006-2018. Available at: https://elibrary.ru/ title_about.asp?id=27770 (In Russ.).

96

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, N№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.