Научная статья на тему 'Исследование социальных аксиом: структура и взаимосвязи с социально-экономическими установками россиян'

Исследование социальных аксиом: структура и взаимосвязи с социально-экономическими установками россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
877
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС(КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ АКСИОМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОВЕРИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / CROSS-CULTURAL PSYCHOLOGY / VALUES / SOCIAL AXIOMS / ECONOMIC BELIEFS / POLITICAL BELIEFS / TRUST / SATISFACTION IN LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татарко Александр Николаевич, Лебедева Надежда Михайловна

В статье приводятся результаты исследования на российской выборке относительно нового социально(психологического конструкта «социальные аксиомы». Исследование показало, что универсальная структура социальных аксиом, полученная М. Бондом и К. Леунгом в кросс(культурных исследованиях, воспроизводится на российской выборке с некоторыми изменениями и имеет свою специфику. Дополнительно авторами выявлен ряд взаимосвязей социальных аксиом с социально-экономическими и социально(политическими представлениями россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Татарко Александр Николаевич, Лебедева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of Social Axioms: their Structure and Interrelations with Socioeconomic Predispositions of Russians

The article presents the results of a study which was carried out on a Russian sample and dealt with a new sociopsychological construct «social axioms». The study showed that the universal structure of social axioms revealed by M. Bond and K. Leung in their cross-cultural studies is replicated on the Russian sample with some changes and it has certain specificity. In addition the authors have revealed some interrelations between the social axioms and the socio economic and sociopolitical beliefs of Russians.

Текст научной работы на тему «Исследование социальных аксиом: структура и взаимосвязи с социально-экономическими установками россиян»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, №4 С. 135-143.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АКСИОМ: СТРУКТУРА И ВЗАИМОСВЯЗИ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ РОССИЯН

А.Н. ТАТАРКО, Н.М. ЛЕБЕДЕВА

Резюме

В статье приводятся результаты исследования на российской выборке относительно нового социально-психологического конструкта «социальные аксиомы». Исследование показало, что универсальная структура социальных аксиом, полученная М. Бондом и К. Леунгом в кросс-культурных исследованиях, воспроизводится на российской выборке с некоторыми изменениями и имеет свою специфику. Дополнительно авторами выявлен ряд взаимосвязей социальных аксиом с социально-экономическими и социально-политическими

представлениями россиян.

Ключевые слова: кросс-культурная психология, ценности, социальные аксиомы, экономические представления, политические представления, доверие, удовлетворенность жизнью

Введение

Сравнительно недавно в кросс-культурной психологии был разработан новый подход к измерению сходств и различий этнических групп — измерение социальных аксиом. Социальные аксиомы — это наиболее общие верования относительно других лю-

дей и самого себя, социального окружения, физического или духовного мира, и они являются главными в системе убеждений личности. Их роль — обеспечение выживания и деятельности личности в физическом и социальном мире.

Типичная аксиома имеет структуру: «А связано с Б». А и Б могут

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 07-06-00022-а.

быть некими сущностями, и связь между ними может быть причинной или корреляционной. Например, «Хорошие события происходят с хорошими людьми» — типичная структура аксиомы. Социальные аксиомы отличаются от ценностей, которые имеют форму: А — хорошее/желаемое/важное». А — это ценность или цель. Например, «Войны — это плохо» и «Здоровье — это хорошо» — оценочные утверждения, и их скорее можно отнести к ценностям, чем к аксиомам. С другой стороны, «Войны приведут к гибели цивилизации» и «Здоровье ведет к успехам в работе» можно считать аксиомами, поскольку каждое утверждение содержит связь между двумя конкретными реалиями.

В конечном итоге в результате исследования первоначально в трех, а затем в 45 культурах содержание универсальных (панкультурных) измерений верований таково (Leung et al., 2002; Leung, Bond et al., 2004; Bond, Leung, 2004):

1. Социальный цинизм. Большинство тем относится к разрушительным воздействиям власти и авторитета, являющихся следствием богатства или возраста, делающих людей эгоцентричными и равнодушными к согражданам. Кроме этого, есть дополнительные черты: бесполезность демонстрации доброжелательности к другим и неизбежность провала благотворительности и энергичного служения общественной пользе.

2. Награда за усилия. Суждения этого фактора отражают оптимизм по поводу того, что трудности жизни могут быть преодолены усилиями человека и приложением ресурсов личности к разрешению проблем.

Есть параллели содержания этого конструкта с протестантской трудовой этикой, верой в «справедливый мир» и особенно с интернальностью (верой в то, что все происходящее с человеком зависит от него самого).

3. Социальная сложность. Для одних людей мир межличностных отношений является сложным: индивидуальное поведение может меняться время от времени, от ситуации к ситуации, и невозможно простое упорядочение мыслей, чувств, черт. Результаты нынешней ситуации не могут предсказать результаты будущих ситуаций, и приходится иметь дело с событиями, которые имеют причины, объясняющие эти события лишь единожды.

4. Религиозность. Содержание этого фактора фокусируется на позитивных функциях религиозной веры (в 6 из 7 тем). Седьмая тема относится к существованию Высшего существа, что является центральным догматом мировых монотеистических религий. Религиозная вера и практика — черты, присущие всем культурным группам.

5. Контроль судьбы. Анализ тем, составляющих данный фактор, предполагает две основные темы: предсказуемость важных результатов и «предрешенность» того, что происходит в жизни. Некоторые пункты связаны со степенью веры людей в предсказуемость результатов их действий, в то, насколько люди могут сами воздействовать на эти результаты и формировать их.

Однако возникает вопрос: насколько универсальна факторная структура социальных аксиом и как они связаны с различными поведенческими установками, в частности, у россиян?

Цель нашего исследования состояла в апробации опросника «Социальные аксиомы» на российской выборке, а также поиске связей социальных аксиом с социально-экономическими установками россиян.

Гипотеза 1: факторная структура социальных аксиом в России имеет культурную специфичность.

Гипотеза 2: социальные аксиомы взаимосвязаны с социально-экономическими и социально-политическими представлениями россиян.

Методика

Выборка. Объем выборки исследования составил 286 человек. Этнический состав выборки приведен в табл. 1.

Большинство респондентов имеют высшее образование, все являются работающими. Русские опрашивались в г. Москве и г. Сибае (Республика Башкортостан), башкиры в г. Сибае, опрошенные чеченцы, дагестанцы и армяне являются жителями Ставропольского края.

Методика. Методика состояла из двух основных блоков.

Блок 1. Первый блок анкеты включал методику «Социальные аксио-

мы» М. Бонда и К. Леунга. В опросник входят 68 утверждений, направленных на выявление 5 классических, универсальных социальных аксиом (Социокультурные факторы экономического развития, 2008).

Блок 2. Во второй блок вошел ряд вопросов, позволяющих оценить социально-экономические, социально-политические представления респондентов, а также их уровень доверия.

1. Общий уровень доверия. Данный показатель является средним арифметическим двух вопросов, позволяющих оценить, насколько индивид склонен доверять другим людям. Данные вопросы заимствованы из опросника World Values Survey (Ingle-hart, сайт http://margaux.grandvinum.se).

2. Субъективное восприятие экономического положения. Методика включает ряд вопросов, позволяющих оценить экономические установки респондента:

- патернализм — самостоятельность в формировании своего материального благосостояния;

- восприятие изменений своего благосостояния за последние два года;

- прогноз изменений в собственном материальном благосостоянии;

Табл. 1

Характеристики выборки

Этническая группа Количество респондентов Средний возраст Количество мужчин Количество женщин

Русские 86 37 38 50

Башкиры 50 35 20 30

Армяне 50 36 18 32

Дагестанцы 50 36 19 31

Чеченцы 50 37 20 30

- удовлетворенность жизнью.

Вопросы, содержащиеся в данном

блоке, были заимствованы из методик, разработанных в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (Современная психология, 2002).

3. Социально-политические представления. Использовалась методика Дж. Берри, позволяющая оценить следующие четыре параметра:

- этническая интолерантность;

- позитивность отношения к культурному многообразию;

- ориентация на социальное равенство;

- негативность отношения к фактам дискриминации.

Методика прошла адаптацию и опубликована на русском языке (Лебедева, Татарко, 2007).

Результаты исследования и их обсуждение

Выше упоминалось, что основной целью исследования была апробация новой версии опросника М. Бонда и К. Леунга «Социальные аксиомы» на российской выборке. Поэтому первоначальная обработка данных состояла в факторизации результатов опроса. Использовался метод главных компонент с последующим вращением факторов методом Уапшах. Поскольку выборка состояла из русских, башкир, дагестанцев, армян и чеченцев, факторизация данных всей выборки позволяет выделить универсальную факторную структуру социальных аксиом для всех пяти групп, объясняющую 52% дисперсии.

Проведенный факторный анализ результатов позволил выявить три

из пяти классических социальных аксиом: Религиозность (11.26% объясняемой дисперсии), Социальный цинизм (7.13% объясняемой дисперсии), Социальная сложность (6.4% объясняемой дисперсии). Также выявился фактор, который был получен в исследованиях, проведенных в Германии, — Межличностная гармония (8.59% объясняемой дисперсии). А фактор Контроль судьбы, полученный в исследованиях М. Бонда и К. Леунга, распался в нашем исследовании на две составляющие, которые были интерпретированы как Зависимость от судьбы (7.03% объясняемой дисперсии), и Контроль собственной судьбы (6.2% объясняемой дисперсии). Утверждения, составившие в исследовании М. Бонда и К. Леунга фактор Награда за усилия, не имели достоверных нагрузок по факторам, а одно из таких утверждений попало в фактор Межличностная гармония. Также выделился совершенно новый фактор, который, исходя из его содержания, был интерпретирован как Сила (5.3% объясняемой дисперсии).

Таким образом, результаты факторного анализа, показали, что не все суждения из опросника М. Бонда и К. Леунга достаточно хорошо «работают» на полиэтнической российской выборке. Кроме того, факторный анализ позволил, помимо классических блоков социальных аксиом, выделить новый, который нами был интерпретирован как Сила. В данный фактор вошли социальные аксиомы, подчеркивающие важность силы и «сильных» поступков в общественной жизни: Суровые законы могут сделать людей послушными; Поступая согласно принципам, избегаешь

необходимости принимать трудные решения; Быть всегда готовым к войне — лучший способ обеспечить мир.

Утверждения, составившие фактор Контроль судьбы в исследованиях М. Бонда и К. Леунга, в нашем исследовании были разнесены по двум факторам, которые были интерпретированы как Зависимость от судьбы и Контроль собственной судьбы.

Фактор Зависимость от судьбы характеризует набор социальных аксиом, указывающих на то, что человек и вся его жизнь подвержены влиянию неконтролируемой силы — судьбы. Примеры социальных аксиом, вошедших в данный фактор: Успехи и неудачи человека обусловлены судьбой; Все во Вселенной предопределено.

Фактор Контроль собственной судьбы, напротив, включает социальные аксиомы, указывающие на то, что жизнью человека не правят некие силы и что каждый сам властен над своей жизнью и судьбой. Примеры утверждений, вошедших в данный блок: Существуют способы изменить свою судьбу; Человек — творец своей судьбы.

Далее, с помощью критерия Колмогорова-Смирнова была оценена достоверность различий между блоками социальных аксиом. Анализ достоверности различий в средних значениях по блокам социальных аксиом между этническими группами позволяет выявить, что существуют межэтнические различия в ориентации на те или иные блоки социальных аксиом. Причем межгрупповые различия существуют по всем блокам социальных аксиом.

1. Социальный цинизм. Наименьший социальный цинизм был выявлен у русских. Определены досто-

верные различия в средних значениях по блоку Социальный цинизм между русскими и представителями всех других этнических групп. Также обнаружены различия в показателях социального цинизма между башкирами и чеченцами.

2. Зависимость от судьбы. Наибольшими фаталистами оказались чеченцы. Их средние значения по блоку Зависимость от судьбы достоверно самые высокие по выборке. При этом самые низкие значения по данному фактору у русских.

3. Контроль собственной судьбы. Самые высокие значения по данному блоку у русских респондентов. При этом данные показатели у русских достоверно отличаются от показателей армян и дагестанцев. Таким образом, в рамках данной выборки русские выглядят самой «нефаталистичной» культурой.

4. Межличностная гармония. Самые высокие значения (достоверно отличающиеся от значений ответов других четырех этнических групп) по данному блоку социальных аксиом у чеченцев. Фактор Межличностная гармония был обнаружен Г. Бир-брауером, соавтором и коллегой М. Бонда и К. Леунга, на немецкой выборке и практически не воспроизводился в дальнейших исследованиях. Как видно, на российской выборке этот фактор воспроизвелся. Данный фактор означает стремление к гармонии в межличностных отношениях.

5. Социальная сложность. Самые высокие значения по данному блоку социальных аксиом выявлены у чеченцев. Их показатели по данному блоку социальных аксиом статистически значимо превышают аналогичные

показатели представителей всех других этнических групп, принявших участие в исследовании.

6. Сила. Как уже отмечалось, данный фактор абсолютно новый и выявился только на российской выборке. Самые большие значения по данному фактору (достоверно отличающиеся от значений ответов дру-

гих четырех этнических групп) были обнаружены у чеченцев.

Рассмотрим взаимосвязи социальных аксиом с различными социально-экономическими представлениями россиян (см. табл. 2, данные по всей выборке).

Данные множественного регрессионного анализа, представленные в

Табл. 2

Взаимосвязи социально-экономических и социально-политических представлений с блоками социальных аксиом

Зависимые переменные Р МГ СЦ ЗС СС КС С я2 F

Уровень доверия -0.19* -0.17* 0.10 90.5**

Удовлетворенность жизнью 0.23*** 0.15* -0.28*** 0.15 100.8***

Экономическая самостоятельность -0.14* -0.21** 0.30*** 0.12 80.8***

Экономический патернализм 0.24*** -0.24*** 0.10 100.3***

Восприятие улучшения своего благосостояния за последние 2 года -0.18* 0.03 60.2*

Ожидание улучшения своего благосостояния в будущем году -0.27*** 0.18* 0.11 120.3***

Этническая интолерантность 0.19** 0.04 70.3**

Позитивное отношение к культурному многообразию 0.18** 0.03 60.7**

Ориентация на социальное равенство 0.29*** -0.15* 0.10 100.2***

Примечание. Р — Религиозность, МГ — Межличностная гармония, СЦ — Социальный цинизм, ЗС — Зависимость от судьбы, СС — Социальная сложность, КС — Контроль собственной судьбы, С — Сила.

* — p < 0.05, ** — p < 0.01, *** — p < 0.001.

табл. 2, свидетельствуют о том, что все блоки социальных аксиом, кроме блока Сила, взаимосвязаны с рассмотренными в исследовании социально-экономическими и социально-политическими представлениями россиян.

Блок социальных аксиом Религиозность положительно связан с экономическим патернализмом.

Самым «продуктивным» для социальных отношений оказался блок Межличностная гармония. Социальные аксиомы данного блока положительно связаны с удовлетворенностью жизнью, позитивным отношением к культурному многообразию и ориентацией на социальное равенство. Данный блок оправдывает свое название: социальные аксиомы, входящие в этот блок, способствуют гармонии в социальных и межэтнических отношениях, а результирующей хороших отношений с окружающими является удовлетворенность жизнью.

Самым «непродуктивным» блоком социальных аксиом является Социальный цинизм. Данный блок отрицательно связан с уровнем доверия, экономической самостоятельностью и положительно — с этнической интолерантностью. Однако примечательной является также положительная связь этого фактора с уровнем удовлетворенности жизни. Это в какой-то мере свидетельствует о том, что людям, разделяющим социальные аксиомы, входящие в блок Социальный цинизм, вполне комфортно в нашей культуре, такие люди в целом будут удовлетворены своей жизнью.

Блок социальных аксиом Зависимость от судьбы отрицательно свя-

зан с уровнем доверия, удовлетворенностью жизнью, а также отрицательная связь обнаружена с социально-экономическими представлениями: восприятием улучшения своего благосостояния за последние два года и ожиданием улучшения своего благосостояния в будущем. Данный блок социальных аксиом по своей «непродуктивности» может сравниться разве что с Социальным цинизмом. Однако Социальный цинизм положительно связан с удовлетворенностью жизнью, а Зависимость от судьбы имеет высокозначимую отрицательную связь с уровнем удовлетворенности жизнью.

Противоположный блок социальных аксиом Контроль собственной судьбы является самым продуктивным для установок экономического развития: данный блок положительно связан с экономической самостоятельностью и ожиданием улучшения своего благосостояния в будущем.

Социальная сложность имеет амбивалентный характер связей с социально-экономическими представлениями. С одной стороны, наблюдается отрицательная связь с экономической самостоятельностью и ориентацией на социальное равенство, а с другой — отрицательная связь с экономическим патернализмом. Блок Социальная сложность отражает набор социальных аксиом, указывающих на то, что результаты нынешней ситуации не могут предсказать результаты будущих ситуаций. Логика, лежащая в основе происходящих событий, не ясна, и повседневная жизнь требует некой сложной теории, чтобы люди могли эффективно взаимодействовать в постоянно меняющихся ситуациях. По всей вероятности, поэтому и действие данного

конструкта на социальные представления людей неоднозначно. Представления о сложности социального мира препятствуют ориентации на социальное равенство, так как становится понятно, что все люди не могут быть равны. А отрицательная связь с экономическим патернализмом и экономической самостоятельностью свидетельствует о неоднозначности восприятия данных феноменов людьми, отдающими себе отчет в сложности социального мира.

Таким образом, можно сказать, что социальные аксиомы обладают объяснительной и прогностической ценностью при понимании социально-экономического и социально-политического поведения людей. Данные социальные аксиомы являются культурно-универсальными, поэтому особый интерес представляет выявление культурно-специфических коллективных верований, подобных социальным аксиомам у представителей различных этнических групп. Особенно перспективным представляется выявление связей культурно-специфических верований с различными социальными представлениями и установками разных этнических групп, населяющих Россию. Мы предполагаем, что такие культурно-специфические верования будут обладать высоким объяснительным потенциалом для понимания причин поведения представителей различных этнических групп.

Выводы

1. Факторный анализ опросника «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга позволил обнаружить культурную специфичность структуры

социальных аксиом россиян: были выявлены три из пяти классических социальных аксиом: Религиозность, Социальный цинизм, Социальная сложность. Также выявился фактор, который был получен в исследованиях, проведенных в Германии, — Межличностная гармония. Фактор Контроль судьбы, полученный в исследованиях М. Бонда и К. Леунга, распался в нашем исследовании на две составляющие, которые были интерпретированы как Зависимость от судьбы и Контроль собственной судьбы. Утверждения, составившие в исследовании М. Бонда и К. Леунга фактор Награда за усилия, не имели достоверных нагрузок по факторам. Также выделился совершенно новый фактор, который по его содержанию был интерпретирован как Сила.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Выявлен ряд взаимосвязей социальных аксиом с социально-экономическими и социально-политическими представлениями россиян.

- Блок социальных аксиом Контроль собственной судьбы является наиболее продуктивным для экономического развития, он положительно связан с экономической самостоятельностью и ожиданием улучшения своего благосостояния в будущем.

- Блок социальных аксиом Зависимость от судьбы отрицательно связан с уровнем доверия, удовлетворенностью жизнью, а также отрицательная связь обнаружена с социально-экономическими представлениями: восприятием улучшения своего благосостояния за последние два года и ожиданием улучшения своего благосостояния в будущем.

- Социальная сложность имеет амбивалентный характер связей с социально-экономическими пред-

ставлениями. С одной стороны, наблюдается отрицательная связь с экономической самостоятельностью и ориентацией на социальное равенство, а с другой — отрицательная связь с экономическим патернализмом.

- Самым «непродуктивным» блоком социальных аксиом является

Социальный цинизм. Данный блок отрицательно связан с уровнем доверия, экономической самостоятельностью и положительно — с этнической интолерантностью. Однако примечательной является положительная связь этого фактора с уровнем удовлетворенности жизнью.

Литература

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.

Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5: Программы и методики психологического исследования личности и группы / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2002.

Социокультурные факторы экономического развития: разработка и апробация теоретической концепции и методов исследования // Отчет о научно-исследовательской работе лаборатории «Социально-психологические исследования» Центра фундаментальных исследований Государственного университета — Высшей школы экономики, 2008.

Bond M.H., Leung K, Au A., Tong K.K., Reimel de Carrasquel S, Murakami F. et al. Culture-level dimensions of social axioms and their societal correlates across 41 cultures // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2004. 35. 548-570.

Leung K, Bond M.H., Reimel de Carrasquel S, Muñoz C, Hernández M, Murakami F, Yamaguchi S, Bierbrauer G, Singelis T.M. Social axioms: The search for universal dimensions of general beliefs about how the world functions // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002. 33. 286-302.

Leung K., Bond M.H. Social axioms: A model for social beliefs in multicultural perspective // Advances in Experimental Social Psychology. 2004. 36. 119-197.

Татарко Александр Николаевич, Государственный университет — Высшая школа экономики, доцент, кандидат психологических наук

Контакты: tatarko@yandex.ru

Лебедева Надежда Михайловна, Государственный университет — Высшая школа экономики, профессор, доктор психологических наук

Контакты: lebedhope@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.