Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
696
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбатов С.А.

Молодежный туризм представляет собой сложный синтез молодежной, туристской, образовательной, спортивной и других политик государства, вместе с тем играя важную экономическую и социальную роль в жизни всего общества. Однако на сегодняшний день в России сложилась ситуация, когда экономические интересы в вопросах развития молодежного туризма превалируют над социальными. Молодежный туризм стал рассматриваться преимущественно с экономических позиций, несмотря на то, что он несет в себе большое социальное значение для развития государства. В статье рассматриваются вопросы социальной значимости молодежного туризма для современного российского государства и общества. На основе результатов социологического опроса делаются выводы о социально значимых видах молодежного туризма. Приводится авторская классификация социально значимых видов молодежного туризма. Даются рекомендации государству по приоритетному развитию определенных видов молодежного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горбатов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE SOCIAL SIGNIFICANCE OF YOUTH TOURISM

Youth tourism is a complex synthesis of youth, tourism, educational, sports and other state policies, at the same time playing an important economic and social role in the life of the whole society. However, today in Russia there is a situation where economic interests in the development of youth tourism prevail over social ones. Youth tourism began to be considered primarily from an economic standpoint, despite the fact that it carries great social significance for the development of the state. The article examines the issues of social significance of youth tourism for the modern Russian state and society. Based on the results of a sociological survey, conclusions are drawn about socially significant types of youth tourism. The author's classification of socially significant types of youth tourism is given. Recommendations are given to the state on the priority development of certain types of youth tourism.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА»

34.Randjelovic S. Estimating the impact of income tax on personal savings in Serbia: The two channels approach. Acta Oeconomica, 2016, Vol. 66, Issue 2, June, pp. 261-281.

35. Suglobov A.E., Karpovich O.G. Kletskova, E.V., Timofeeva I.Y., Kolmykova T.S. Personal tax management: Voluntary initiative or forced measure. Studies in Systems, Decision and Control, 2019, 182, pp.109-115.

36.Kolichestvo sdelok na vtorichnom rynke Rossii za 3 kvartala 2020 g. vyroslo boleye chem na 50%. [The number of transactions in the secondary market of Russia for 3 quarters of 2020 increased by more than 50%]. Published on 11/30/2020. - Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography ROSREESTR: Official site. - URL: https://rosreestr.gov.ru/site/press /archive/

37. Obzor klyuchevykh pokazateley professional'nykh uchastnikov rynka tsennykh bumag. [Review of key indicators of professional participants in the securities market]. 2020, No. 4. P. 2, 4. - Bank of Russia: official website. - URL: http://www.cbr.ru/analytics/rcb/review_rcb/

38. Statisticheskiye pokazateli bankovskogo sektora VF (Internet-versiya). [Statistical indicators of the WF banking sector (Internet version)]. Express issue No. 3, 2021. - Bank of Russia: official website. - URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-78-86

С.А. Горбатов - младший научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», Legolas. vk@yan dex. ru,

S.A. Gorbatov - Junior Researcher Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА RESEARCH ON THE SOCIAL SIGNIFICANCE OF YOUTH TOURISM

Аннотация. Молодежный туризм представляет собой сложный синтез молодежной, туристской, образовательной, спортивной и других политик государства, вместе с тем играя важную экономическую и социальную роль в жизни всего общества. Однако на сегодняшний день в России сложилась ситуация, когда экономические интересы в вопросах развития молодежного туризма превалируют над социальными. Молодежный туризм стал рассматриваться преимущественно с экономических позиций, несмотря на то, что он несет в себе большое социальное значение для развития государства.

В статье рассматриваются вопросы социальной значимости молодежного туризма для современного российского государства и общества. На основе результатов социологического опроса делаются выводы о социально значимых видах молодежного туризма. Приводится авторская классификация социально значимых видов молодежного туризма. Даются рекомендации государству по приоритетному развитию определенных видов молодежного туризма.

Abstract. Youth tourism is a complex synthesis of youth, tourism, educational, sports and other state policies, at the same time playing an important economic and social role in the life of the whole society. However, today in Russia there is a situation where economic interests in the development of youth tourism prevail over social ones. Youth tourism began to be considered primarily from an economic standpoint, despite the fact that it carries great social significance for the development of the state.

The article examines the issues of social significance of youth tourism for the modern Russian state and society. Based on the results of a sociological survey, conclusions are drawn about socially significant types of youth tourism. The author's classification of socially significant types of youth tourism is given. Recommendations are given to the state on the priority development of certain types of youth tourism.

Ключевые слова: социальная значимость, молодежный туризм, туризм, развитие молодежного туризма.

Keywords: social significance, youth tourism, tourism, development of youth tourism. Введение

После законодательного расширения возрастных границ такой социальной группы населения в Российской Федерации, как молодежь, ее численность стала составлять практи-

чески одну пятую от населения всей страны [1]. Стратегия развития туризма до 2035 года обозначает потребителей молодежного туризма в виде лиц возрастом «от 18 до 35 лет» [2]. Доходы от молодежного туризма, и так стабильно возрастающие в России за последние годы, правда, в основном за счет иностранных туристов, сильно увеличились на фоне таких изменений, и стали составлять ни много ни мало около 1 % от ВВП страны (рассчитывается, исходя из процента ВВП от туризма [3] и оценочного показателя доходов от молодежного туризма [4, 5]). Все это усилило тенденцию рассматривать молодежный туризм в России с позиции экономической выгоды и повышения конкурентоспособности регионов. Целый ряд видных ученых и авторов учебников по туризму отдают предпочтение такому исключительно экономическому подходу к трактовке молодежного туризма. К ним относятся Писарев-ский Е.Л. [6], Буйленко В.Ф. [7], Игнатьева И.Ф. [8] и ряд других. Значительное снижение турпотоков в 2020-2021 годах в связи с эпидемиологической ситуацией также привело к усилению экономической роли молодых людей в туризме, поскольку, по данным европейских аналитических центров, именно люди возрастом от 18 до 40 лет в наименьшей степени стали подвержены всеобщей боязни путешествовать и продолжают пользоваться авиаперелетами в туристических целях [9].

Все эти факторы способствовали сильному смещению центра значимости молодежного туризма в России на экономическую составляющую, в том числе и на государственном уровне. Немногочисленные льготы и скидки, предоставляемые молодым людям в туризме, направлены в основном на снижение их затрат на проезд без дальнейшего стимулирования в выборе определенного вида отдыха.

Между тем, молодежный туризм представляет собой мощный инструмент воспитания всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей. Данный сектор туризма способствует гармоничному развитию личности молодого человека. С давних времен туризм считался неотъемлемым элементом в обучении и социализации молодого поколения [10]. Однако на сегодняшний день в России молодежная и туристская политика практически не учитывает тот факт, что определенные направления молодежного туризма являются социально значимыми как для государства в целом, так и для общества и бизнеса в частности.

Целью данной работы выступает обоснование социальной значимости молодежного туризма и выявление наиболее социально значимых видов молодежного туризма, которые особенно требуют поддержки от государства.

Материалы и методы исследования

В основе исследования лежит системный подход к рассмотрению молодежного туризма. Молодежный туризм является синтезом молодежной, туристской, образовательной, спортивной, культурной политик, а также совмещает в себе экономические, образовательные и духовно-нравственные цели, что объясняет необходимость изучать данный сектор туризма комплексно. Анализ отечественной и зарубежной литературы, а также дальнейший синтез отобранной информации позволили сделать вывод об отношении России и мирового сообщества к молодежному туризму. Благодаря социологическому опросу, проведенному по методу многоступенчатой выборки со стратификацией единиц первой ступени (регионов страны), было получено мнение 1 500 респондентов возраста от 18 до 35 лет относительно наиболее предпочтительных видах молодежного туризма. Экспертные методы оценки позволили ранжировать виды молодежного туризма по их социальной значимости. Благодаря опросу представителей туристического бизнеса, были получены сведения о наиболее продвигаемых видах молодежного туризма на туристском рынке. Используя индукцию и дедукцию, сравнение и сопоставление, были получены обоснованные выводы.

Обзор литературы

В российской литературе практически отсутствуют исследования, посвященные теме социальной значимости молодежного туризма. Ряд авторов указывают на социальную роль молодежного туризма, при этом избегая какой-либо конкретизации. Например, Донско-ва Л.И. рассматривает молодежный туризм как «сегмент социального туризма», обладающий

определенными «социально-экономическими чертами» [11], не развивая идею о социальной роли молодежного туризма. Каменец А.В. и Кирова М.С., описывая важность туризма в воспитании молодежи, не приводят никаких конкретных направлений молодежного туризма, которые способствуют этому [12]. Палаткина Г.В. уделила наибольшее внимание социальной направленности молодежного туризма, описав этот сектор как средство организации досуга молодежи, устранения «культурных и этнических стереотипов», обеспечения «многостороннего развития личности» и пробуждения в молодежи «чувства национального самосознания» [13]. Тем не менее, в ее работе отсутствуют приоритетные направления развития молодежного туризма. Локша А.В. в своих трудах делает вывод о необходимости повышения социальной составляющей молодежного туризма в России, обращает внимание на недостаточность внимания государства социальной роли молодежного туризма, однако никаких конкретных рекомендаций не предлагает [14].

В зарубежной литературе уже более 10 лет доминирует подход, согласно которому именно социальное значение молодежного туризма первично, а экономическое - вторично. Так, в Отчете о молодежных путешествиях Всемирной туристской организации приводятся слова директора Международной конфедерации молодежного туризма Дэвида Чепмена о том, что молодежные путешествия необходимы для «культурного и социального обмена», а сама молодежь путешествует ради «познания окружающего себя мира» [15]. Талеб Рифаи, бывший Генеральный секретарь Всемирной туристской организации, указывал на установление «более тесного социального взаимодействия» с помощью молодежному туризма [15]. Благодаря такому импульсу от глав мировой туристской индустрии, европейские исследования включают в себя достаточный материал, связанный с изучением социальной роли молодежного туризма. В работе шведских исследователей Элин Блумгрен и Софи Юнгстрем под руководством профессора Кристера Фогхагена из университета Линнеус «Молодежный туризм - влияние на территории с точки зрения потребителя» выделены и проанализированы свыше десяти социальных воздействий туризма на молодых людей и посещаемые молодыми туристами места [16]. Гете А.М., анализируя важность молодежного туризма, использует методы статистического анализа и утверждает, что социальный эффект от молодежного туризма превосходит экономический [17]. Последние же исследования показывают, что в условиях сложной эпидемиологической ситуации молодежные путешествия оказывают благоприятный социальный эффект на территории [18].

Тем не менее, ни слабое обращение к социальной роли молодежного туризма отечественных ученых, ни более подробное изучение этого вопроса зарубежными исследователями не отвечают на вопрос, какие направления молодежного туризма являются социально значимыми и какие из них необходимо поддерживать и развивать государству в первую очередь.

Результаты исследования

Первоначально, опираясь на таких авторов, как Писаревский Е.Л. [6], Буйленко В.Ф. [7] и Игнатьева И.Ф. [8], были выделены 11 разновидностей молодежного туризма, являющихся наиболее популярными на сегодняшний день в России: культурно-познавательный, лечебно-рекреационный, образовательный, патриотический, развлекательный, сельский, событийный, спортивный, экзотический, экологический и экстремальный.

Первая часть исследования заключалась в проведении электронного социологического опроса молодых людей возрастом от 18 до 35 лет на всей территории Российской Федерации. Количество анкет на каждый из отобранных 17-ти субъектов России пропорционально числу проживающих там молодых людей. Объем выборки из генеральной совокупности составил 1 500 респондентов. В таблице 1 представлены данные по возрасту и полу опрошенных молодых людей.

Таблица 1 - Пол и возраст респондентов электронного социологического опроса

Пол

Мужской Женский

44 % (660 чел.) 56 % (840 чел.)

Возраст

18-22 лет 23-26 лет 27-30 лет 30-35 лет

31 % (465 чел.) 35 % (525 чел.) 20 % (300 чел.) 14 % (210 чел.)

Из таблицы 1 можно видеть, что число опрошенных молодых людей мужского пола составило 44 % или 660 человек, а женского - 56 % или 840 человек. Наибольшая доля молодежи, принявших участие в опросе, принадлежит возрастной группе от 23 до 26 лет - 35 % или 525 человек. В целом, больше половины респондентов составили люди, обучающиеся в различных учебных заведениях (более 60 %).

Респондентов попросили ранжировать одиннадцать видов молодежного туризма в зависимости от предпочтений. Наиболее предпочитаемый вид туризма обозначался цифрой «1», наименее предпочитаемый получал отметку «11». Общее ранговое место каждого из видов молодежного туризма вычислялось с помощью суммирования долей межгрупповых рангов и их ранжированию от меньшего к большему. Общие результаты ранжирования представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Общие результаты ранжирования предпочитаемых видов молодежного туризма респондентами

Вид туризма Ранговое место а2 (дисперсия)

Развлекательный 1 0,6

Культурно-познавательный 2 0,8

Экстремальный 3 1,1

Образовательный 4 1,9

Патриотический 5 0,2

Экзотический 6,5 4,5

Событийный 6,5 0,5

Экологический 8 2,3

Спортивный 9 4,2

Лечебно -рекреационный 10 5,3

Сельский 11 3,3

Из таблицы 2 можно заключить, что молодые люди в наибольшей степени предпочитают развлекательный туризм, причем низкая дисперсия (а2=0,6) говорит о тесной согласованности ответов. На втором месте располагается культурно-познавательный туризм, на третьем - экстремальный туризм. Четвертое место занял образовательный туризм, а пятое -патриотический туризм. Стоит обратить внимание, что дисперсия у экстремального и образовательного видов туризма выше - 1,1 и 1,9 соответственно. Это означает, что имел место разброс мнений: кто-то оценивал данные виды выше, кто-то - сильно ниже. Такая ситуация обуславливается специфической направленностью экстремального туризма, предпочитаемого не всеми, и выбором образовательного туризма в той возрастной категорией молодых людей, которые проходят обучение.

Оставшиеся шесть разновидностей молодежного туризма расположились в следующем порядке: экзотический, событийный, экологический, спортивный, лечебно-рекреационный, сельский.

Стандартная средняя ошибка двухступенчатой выборки оказалась равной 7,5 %, предельная ошибка выборки равна 4,6 %, что позволяет признать полученные сведения достоверными с высокой вероятностью.

Вторая часть исследования состояла в экспертном опросе. Используя два основных принципа отбора экспертов, а именно принципы типичности и компетентности, были выбраны 11 экспертов в области туризма в целом, и молодежного туризма, в частности. Затем была

произведена оценка компетентности данных экспертов по двум из трех стандартных коэффициентов:

- объективному коэффициенту компетентности;

- коэффициенту относительной самооценки компетентности эксперта. Компетентность экспертной группы составила 0,7. Данный показатель находится в

пределах нормы и допускает предельную ошибку экспертного анализа в 10 %.

Экспертам было предложено ранжировать те же одиннадцать видов молодежного туризма по их социальной значимости для государства и общества. Результаты ранжирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты ранжирования экспертами видов молодежного туризма по социальной значимости для государства и общества

Разновидность Итог 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Культ.-познав. 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1

Лечебно-рекр. 2 3 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2

Образовательн. 3 2 3 3 3 3 3 4 3 3 3 3

Патриотическ. 4 5 4 5 4 4 4 3 4 4 4 5

Спортивный 5 4 5 4 5 5 5 6 5 5 5 4

Экологический 6 7 6 6 7 6 6 5 7 6 6 6

Событийный 7 6 8 8 9 7 7 7 6 7 7 7

Развлекательн. 8 9 7 7 8 8 9 8 8 8 8 8

Сельский 9 10 9 9 6 9 8 9 9 9 9 9

Экстремальный 10 8 10 10 10 11 11 11 10 10 10 10

Экзотический 11 11 11 11 11 10 10 10 11 11 11 11

Из рассмотрения таблицы 3 можно сделать вывод, что социально значимыми разновидностями молодежного туризма являются: культурно-познавательный, лечебный, образовательный, патриотический и спортивный. Низкую социальную значимость несут в себе развлекательный, сельский виды туризма. Не несут в себе никакой социальной значимости экстремальный и экзотический виды молодежного туризма.

Коэффициент конкордации М. Кэнделла равен 0,92, что означает высокую степень согласованности мнений экспертов.

Третья часть исследования состояла в социологическом опросе представителей 17-ти туристических фирм. Им также предлагалось ранжировать одиннадцать разновидностей молодежного туризма, однако по следующему критерию: какой вид туризма в наибольшей степени продвигаете на рынке. В первую пятерку продвигаемых видов молодежного туризма вошли: развлекательный, экологический, экстремальный, событийный и лечебно-рекреационный.

Анализ и обсуждение результатов исследования

В наиболее общем виде, под социальной значимостью традиционно понимается все то, что способно оказывать влияние на общество в целом, а не только на его отдельно взятые фрагменты. Социальная значимость какого-либо явления или процесса может проявляться как в положительных, так и отрицательных последствиях для общества, но главное, чтобы эти последствия затрагивали как можно большую часть социума. Зачастую, социальное значение для общества проявляется в тех или иных формах спустя длительный период времени. Можно сформулировать основные признаки социальной значимости:

- предусматривает положительные или отрицательные последствия для жизни людей;

- распространяется на все общество в целом или на большую его часть;

- проявляется в течение длительного периода времени.

Эксперты установили, что не все виды молодежного туризма относятся к социально значимым. Так, по мнению экспертов, никакой социальной пользы не несут экстремальный или экзотический разновидности туризма, несмотря на их значительную популярность в молодежной среде. Такие виды туризма способствуют развитию конкурентоспособности территорий, служат хорошими маяками для привлечения молодых туристов и экономически выгодны.

Однако долгосрочной социальной пользы они не приносят. Более того, их ценовой сегмент крайне высок.

С другой стороны, эксперты отметили, что именно культурно-познавательный, образовательный, лечебно-рекреационный, спортивный и патриотический виды туризма могут иметь как краткосрочную, так и долгосрочную положительную социальную значимость для всего общества в целом. То есть, они полностью соответствуют признакам социальной значимости. Положительные социальные последствия от данных видов туризма представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Положительные социальные последствия от социально значимых видов молодежного туризма

Виды туризма Краткосрочные последствия Долгосрочные последствия

Культурно-познавательный полезный досуг молодежи социализация молодых людей

знакомство с достопримечательностями воспитание всесторонне образованных людей

Образовательный тренировка навыков и умений социализация молодых людей

межкультурный обмен, знакомство с культурами воспитание грамотных и образованных специалистов

Спортивный снятие стресса и напряжения физическая подготовленность

знакомство с природными достопримечательностями пропаганда здорового образа жизни

Патриотический полезный досуг молодежи воспитание будущих патриотов

знакомство с историей Отечества воспитание всесторонне образованных людей

Исходя из близости социальных последствий различных социально значимых видов молодежного туризма, указанных в таблице 4, можно классифицировать все социально значимые виды молодежного туризма на две группы. Классификация проиллюстрирована рисунком 1.

Рисунок 1 - Классификация социально значимых видов молодежного туризма

Как видно из рисунка 1, все социально значимые виды молодежного туризма можно подразделить на культурно-образовательные и духовно-нравственные. К первому относятся культурно-познавательный, образовательный и спортивный виды туризма, ко второму - патриотический вид туризма.

Обратимся теперь к мнению молодых людей и представителей туристического бизнеса. Рисунок 2 иллюстрирует пересечение интересов молодежи, государства и бизнеса.

Иредпо .поло

Социально значимые \ виды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 - Пересечение интересов молодых людей, государства и бизнеса в секторе молодежного туризма на основе проведенного социологического исследования

Как видно из рисунка 2, лишь три из пяти предпочитаемых молодежью видов туризма относятся к социально значимым, а именно: культурно-познавательный, образовательный и патриотический. Следовательно, государству не обязательно поддерживать и развивать все те виды туризма, которые предпочитает молодежь. Достаточно сконцентрировать усилия на поддержке тех, которые являются важными для государства и общества. С другой стороны, к социально значимым видам туризма относятся также лечебно-рекреационный и спортивный, которые не входят в число избираемых молодежью для отдыха. Поскольку молодежь поместила лечебно-рекреационный туризм на одно из последних мест, значит, он им не интересен, а потому и развивать его с ориентацией на молодежь государству также не рекомендуется. Спортивный туризм при определенной пропаганде может стать популярнее среди молодежи.

Туристический бизнес в стране на сегодняшний день преимущественно предлагает развлекательный и экстремальный виды туризма из числа тех, что предпочитает молодежь. Это говорит о крайне низком уровне социальной ответственности турбизнеса.

В результате, можно дать следующие рекомендации по развитию социально значимых видов молодежного туризма в стране:

- государству необходимо уделить приоритетное внимание развитию таких видов молодежного туризма, как культурно-познавательный, образовательный и патриотический;

- повысить социальную ответственность туристического бизнеса в отношении развития молодежного туризма путем введения льгот и преференций тем, кто занимается продвижением социально значимых направлений.

Проведенное исследование социальной значимости молодежного туризма позволило выявить, что в данный момент в Российской Федерации как на государственном уровне, так и в научном сообществе принято рассматривать молодежный туризм с экономических позиций, игнорируя его социальную роль. Вместе с тем, были определены те виды молодежного туризма, которые в наибольшей степени требуют поддержки от государства ввиду их социальной значимости и заинтересованности в них молодых людей. Подчеркнуто, что для благополучного развития молодежного туризма в стране необходимо повысить социальную ответственность туристического бизнеса. В конечном итоге, воспитание молодого поколения во многом определяется социальной ролью молодежного туризма и пониманием этого факта на государственном уровне.

Источники:

1. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту (на 1 января 2021 года) / Статистический бюллетень. Федеральная служба государственной статистики. - М. : 2021.

Выводы

2. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-р «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // СЗ РФ. - 2019. - № 39. - ст. 5460.

3. Динамика спроса на туристические услуги в России по фоне пандемии COVID-19 / Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Аналитический центр при Правительстве РФ. - декабрь 2020. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (дата обращения: 29.08.2021 г.).

4. Какие регионы зарабатывают на внутреннем туризме: предварительные итоги 2018 года / Исследование СберБанка. Режим доступа: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/ analytics/dom_tourism_14122018.pdf (дата обращения: 30.08.2021 г.).

5. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному Дню туризма - 2020 / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/100185 (дата обращения: 30.08.2021 г.).

6. Писаревский Е.Л. Основы туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. -М. : Федеральное агентство по туризму, 2017. - 384 с.

7. Буйленко В.Ф. Туризм : учебник / В.Ф. Буйленко. - М. : Феникс, 2015. - 465 с.

8. Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. -Москва : Юрайт, 2021. - 392 с.

9. Kubra Asan Covid-19 pandemic on youth tourism // Journal of Mediterranean Tourism Research. - 2021. - 1(1). - Pp. 12-21.

10. Чуваткин П.П., Горбатов С.А. Институциональные основы молодежного туризма в дореволюционной России // Былые годы. - 2019. - № 3 (53). - С. 956-963.

11. Донскова Л.И., Макаров А.А. Исследование социального туризма в молодежном сегменте: современное состояние, проблемы и перспективы // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2019. - № 11. - С. 20-36.

12. Каменец А.В., Кирова М.С., Урмина И.А. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для академического бакалавриата / А.В. Каменец, М.С. Кирова - М. : Юрайт, 2016. - 162 с.

13.Палаткина Г.В. Молодежный туризм : учебное пособие / Г.В. Палаткина. - М. : КНОРУС, 2016. - 206 с.

14. Локша А.В. О необходимости повышения социальной составляющей молодежного туризма в России // Телескоп. Социология молодежи. 2013. - № 5 (101). - С. 36-41.

15. Global Report On The Power Of Youth Travel / UNWTO. - 2016.

16. Elin Blomgren, Sofie Ljungstrom Youth Tourism - Impacts on places from a consumer perspective / Режим доступа: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1182217/FULLTEXT02 (дата обращения: 30.08.2021 г.).

17. Ana Maria Ghete The Importance Of Youth Tourism // Annals of Faculty of Economics. - V. 1(2), pages 688-694.

18.Global opportunity youth in the travel / The Aspen Institute, 2021. Режим доступа: https://goyn.org/wp-content/uploads/2021/02/Global-Opportunity-Youth-in-TT_Final-1.pdf (дата обращения: 30.08.2021 г.).

References:

1. Population of the Russian Federation by gender and age (as of January 1, 2021) / Statistical Bulletin. Federal State Statistics Service. - M. : 2021.

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129-r dated September 20, 2019 "On the Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035" // SZ RF. - 2019. -No. 39. - Article 5460.

3. Dynamics of demand for tourist services in Russia against the background of the COVID-19 pandemic/ Bulletin on current trends in the Russian economy. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. - December 2020. Access mode: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications /BRE/BRE_68.pdf (accessed: 08/29/2021).

4. Which regions earn on domestic tourism: preliminary results of 2018 / Sberbank research. Access mode: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/dom_tourism_14122018.pdf (date of issue: 30.08.2021).

5. Rosstat Statistical Bulletin for the World Tourism Day 2020 / Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder /313/document/100185 (date of address: 30.08.2021).

6. Pisarevsky E.L. Fundamentals of tourism : textbook / team of authors ; edited by E.L. Pisarevsky. - M. : 2017 Federal Agency for Tourism,. - 384 p.

7. Buylenko V.F. Tourism : textbook / V.F. Buylenko. - M. : Phoenix, 2015- - 465 p.

8. Ignatieva I. F. Organization of tourist activity : textbook for universities / I. F. Ignatieva. - Moscow : Yur-ayt, 2021. - 392 p.

9. Kyubra Asan Covid-19 pandemic in youth tourism// Journal of Mediterranean Tourism Studies. - 2021. -1(1). - P.12-21.

10. Chuvatkin P.P., Gorbatov S.A. Institutional foundations of youth tourism in pre-revolutionary Russia // Bygone years. - 2019. - № 3 (53). - Pp. 956-963.

11. Donskova L.I., Makarov A.A. Research of social tourism in the youth segment: current state, problems and prospects // Science and tourism: strategies of interaction. - 2019. - No. 11. - pp. 20-36.

12. Kamenets A.V., Kirova M.S., Urmina I.A. Youth social tourism : a textbook for academic bachelor's degree / A.V. Kamenets, M.S. Kirova - M. : Yurayt, 2016. - 162 p.

13. Palatkina G.V. Youth tourism : a textbook / G.V. Palatkina. - M. : KNORUS, 2016- - 206 p.

14. Loksha A.V. On the need to increase the social component of youth tourism in Russia // The telescope. Sociology of youth. 2013. - № 5 (101). - Pp. 36-41.

15. Global Report On The Benefits Of Youth Travel / UNWTO. - 2016.

16. Elin Blomgren, Sophie Angstrem of Youth tourism Impact on places from the point of view of the user / access Mode: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1182217/FULLTEXT02 (date accessed: 30.08.2021 g).

17. Ana Maria von Goethe About the importance of Youth Tourism// the Annals of faculty of Economics. -V. 1(2), pages 688-694.

18. Youth global opportunities in travel / the aspen Institute, 2021. Access mode: https://goyn.org/wp-content/uploads/2021/02/Global-Opportunity-Youth-in-TT_Final-1 .pdf (accessed: 30.08.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-86-95

B.В. Ермоленко - д.э.н., заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, доцент, Кубанский государственный университет, Кoleda93@gmail.com,

V.V. Ermolenko - doctor of Economics, associate Professor, associate Professor, Department of General, strategic, information management and business processes, Kuban state University;

КА. Кузнецов - магистрант, Кубанский государственный университет, kuznecsova.ksenia1998@mail.ru,

K.A. Kuznetsova - undergraduate of the Kuban state University;

C.М. Самойлик - студентка, Кубанский государственный аграрный университет, icravets@mail.ru;

CM. Samoilik - student of the Kuban State Agrarian University; А.Э. Штумпф - магистрант Кубанского государственного университета, shtumpfa98@mail.ru;

A.E. Stumpf - undergraduate of the Kuban state University.

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ TOOLS FOR IMPLEMENTING THE INNOVATION STRATEGY IN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация. Экономическая сфера в России претерпевает процессы обновления и развития. Усиливается роль государства и правительства. В экономике интенсивно обновляются финансовые механизмы с целью развития реального сектора экономики. Приводятся в действие механизмы перехода на инновационный путь развития. Актуальность исследования связана с изучением когнитивных инструментов, обеспечивающих процесс коммерциализации знаний. В статье приведены когнитивные инструменты менеджмента, особенности формирования стратегий маркетинга, как одного из ключевых направлений рыночной ориентации компании, производящей товары и услуги для высоко конкурентного рынка для конечного потребления. Цель исследования состоит в выделении некоторых когнитивных инструментов для управления процессом коммерциализации и формирования креативных решений. Основной задачей исследования определено: разработать модель сбалансированной системы инновационной деятельности. Предложена модифицированная сбалансированная система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.