Научная статья на тему 'Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости'

Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1228
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Елена Леонидовна

Социальная ситуация развития, согласно Л. С. Выготскому, определяет весь образ жизни развивающегося человека, его социальное бытие, особенности его сознания, служит исходным моментом для всех динамических преобразований возраста и основой психического развития личности. Социальная ситуация при переходе от юности к взрослости перестраивается. Развивающийся человек выходит из ситуации профессионального обучения и готовится к самостоятельным отношениям в мире. Его личностное развитие осуществляется в двух основных направлениях-профессионального становления и создания собственной семьи. В исследовании участвовало 4 группы молодых людей, проживающих этап, который ассоциируется с нормативным кризисом развития кризисом ранней взрослости или самоопределения. Исследуются объективная и субъективная составляющие социальной ситуации развития в каждой группе, которые различаются по сочетанию основных направлений развития. Обосновывается, что в кризисе ранней взрослости ситуация включения личности в учебно-профессиональные взаимоотношения более благоприятна для переоценки системы ценностей, жизненных целей, самоактуализации и личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social developing situation under the transition to adulthood

According to L. S. Vygotsky, social developing situation defines the whole way of life of developing person, his social being, peculiarities of his consciousness and serves as an initial point for all dynamic transformation of the age and the basis of psyhic personality developing. Social situation is reorganized under the transition from adolescence to adulthood. Developing person leave the situation of professional learning and prepare to independent relations in the world. His personal development realizes in two main main directions professional formation and establish of the own family. Four groups of young people participated in the study. They live in the stage which is associated with normative developing crisis the crisis of early adulthood or self determination. Objective and subjective components of social developing situation in each group are investigated. The components differ in combination with basic directions of development. Thoroughly, the situation of person engaging in teaching and professional relationships in the early adulthood crisis is more favourable for reappraisal of system of values, purposes of life, self actualization and personal development.

Текст научной работы на тему «Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости»

УДК 159.922.6

Е. 77. Солдатова

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ В КРИЗИСЕ ПЕРЕХОДА К ВЗРОСЛОСТИ

Возрастная динамика юности и взрослости имеет свою специфику, но она подчиняется основным законам онтогенетического развития, сформулированным в культурно-исторической парадигме. Основополагающими здесь являются положения о непрерывности и гетерохронности развития, о системном и смысловом строении психики, о чередовании стабильных и кризисных периодов онтогенеза, о роли и сути новообразований, о социальной ситуации развития. Поскольку эта теория выстраивалась для той части онтогенеза, которая связана с детским, подростковым и ранним юношеским возрастом, где налицо процессы роста всех структур, мы не можем механически перенести ее постулаты на взрослость. Необходимо уточнить основные понятия, внести коррективы в их понимание, не разрушая сложившуюся систему и смысл культурно-ис-торического подхода к процессам онтогенетического развития. Следует уточнить понятие идеальной формы и проанализировать динамику и структуру личностных изменений в стабильных и кризисных периодах. Согласно высказыванию Л. С. Выготского «...первый вопрос, на который мы должны ответить, изучая динамику какого-либо возраста, заключается в выяснении социальной ситуации развития» [1, с. 903].

Понятие социальной ситуации развития было введено для обозначения источника развития ребенка. Л. С. Выготский полагал, что социальная ситуация —это уникальная система отношений, в которую вступает человек на каждом этапе своего развития и эта система определяет его развитие.

В учении Л. С. Выготского среда и развивающийся человек не противопоставляются друг другу —развивающийся человек есть часть этой социальной среды. Выступая как отношения между ребенком и его социальным окружением, социальная ситуация развития предполагает активность самого ребенка в построении этих отношений. «Единицей» отношений личности и среды в развитии. воплощающей активно-действенную позицию ребенка, Л. С. Выготский считал переживание. Под переживанием понималось «внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности» [1, с. 994]. Характер и содержание переживания определяет, какое именно влияние на развитие ребенка оказывает та или иная характеристика среды. Другими словами, «...среда определяетразвитиеребенка через переживание среды...отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобрета-

ют направляющее значение благодаря переживанию ребенка» [1, с. 995].

Социальная ситуация развития, согласно Л. С. Выготскому, определяет весь образ жизни развивающегося человека, его социальное бытие, особенности его сознания. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических преобразований возраста, основу психического развития, поскольку социальное бытие необходимо определяет развитие сознания и формирование основных психологических новообразований возраста. Являясь системой отношений между ребенком и социальной действительностью, социальная ситуация развития, по словам Л. С. Выготского, по мере развития ребенка на возрастной ступени, распадается, отражая в своей трансформации новые достижения и подготавливая в основных чертах новую социальную ситуацию развития.

Объективный аспект социальной ситуации развития указывает на место личности в системе социальных отношений, он включаетв себя различные объективные сферы взаимоотношений личности с социумом. Субъективный аспект определяет внутреннюю позицию личности, которая связана с развитием самосознания и самооценки, а также переживанием своих отношений.

Социальная ситуация при переходе от юности к взрослости перестраивается. Развивающийся человек выходит из ситуации профессионального обучения и готовится к самостоятельным отношениям в мире. Теперь его личностное развитие осуществляется в двух основных направлениях—профессиональное становление и создание собственной семьи.

Мы исследовали 4 группы молодых людей на этапе, который ассоциируется с нормативным кризисом развития — кризисом самоопределения. Структура социальной ситуации развития в каждой группе имеет свою специфику, которая служит исходным моментом для всех динамических преобразований возраста и основой психического развития личности. Объективно структура социальной ситуации развития может быть сведена к 4 основным группам в связи с возможными сочетаниями основных направлений развития.

В пилотажном исследовании, которое выполнено в рамках дипломного проекта Кореневой Н. под нашим руководством, приняло участие 80 человек в возрасте 20—22 лет, из них 40 — студенты старших курсов вуза, не имеющие постоянной работы и собственной семьи; 20 — испытуемые, закончившие учебную деятельность и имеющие постоянное рабочее место, но не имеющие собственной семьи

и 20—закончившие учебную деятельность, имеющие собственную семью, но не имеющие постоянного рабочего места (домохозяйки, воспитывающие детей) — 45 женщин, 35 мужчин.

В качестве диагностического инструментария в соответствии с поставленной целью использованы следующие методики:

1. Методика CAT (Э. Шостром) предназначена для исследования самоактуализации. Методика включает в себя 14 шкал. Базовые шкалы: шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Дополнительные шкалы: шкала ценностных ориентаций, шкала гибкости поведения, шкала сензитив-ности к себе, шкала спонтанности, шкала самоуважения, шкала самопринятия, шкала представлений о природе человека, шкала синергии, шкала принятия агрессии, шкала контактности, шкала познавательных потребностей, шкала креативности.

2. Опросник терминальных ценностей ОТеЦ, основанный на теоретических положениях М. Ро-кича о структуре человеческих ценностей, исследует ценности собственного престижа (СП), высокого материального положения (ВМП), креативности (К), активных социальных контактов (АСК), развития себя (PC), достижения (Д), духовного удовлетворения (ДУ), сохранения собственной индивидуальности (ССИ) в различных сферах жизни человека: профессиональной (СПЖ), обучения и образов-ния (СОиО), семейной жизни (ССЖ), общественной жизни (СОЖ), увлечений (СУ).

3. Методика УСЦД Фанталовой Е. Б., направленная на исследование уровня соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах. Методика позволяет выявить наличие и характер внутриличностного конфликта. Интегральный показатель методики —индекс расхождения «Ц—Д» выступает как индикатор блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований.

1 и 2 группы—студенты пятого курса ЮУрГУ, не имеющие постоянной работы и собственной семьи (1 гр. — приборостроительный факультет, 2 гр. — факультет психологии). Объективно система социальных отношений в этих группах включает в себя учебно-профессиональное общение, общение с близкими сверстниками, избирательное интимно-личнос-тное общение с противоположным полом и поиск партнёра, сферу увлечений, сферу общественных отношений. Отличает две эти группы лишь то, что студенты-приборостроители характеризуются большим включением в сферу научно-изобретательской и творческой деятельности благодаря особенностям своей специальности, студенты-психологи благодаря особенностям своей специальности отличаются большим включением в сферу общественной и исследовательской деятельности.

3 группа — молодые люди, закончившие учебную деятельность и имеющие постоянное рабочее

место, но не имеющие собственной семьи. Структура социальной ситуации этих респондентов включает в себя сферу профессиональных и трудовых отношений, сферу общественных отношений, сферу увлечений, сферу общения с близкими людьми и избирательное интимно-личностное общение, направленное на поиск партнёра для создания семьи.

4 группа—молодые люди, закончившие учебную деятельность и имеющие собственную семью, но не имеющие постоянного рабочего места (в основном, домохозяйки, воспитывающие детей). Система социальных отношений включает сферу семейных отношений (в том числе воспитание детей), интимно-личностного общения с близким человеком, увлечений и общения с близкими друзьями. Эти люди практически не включены в трудовую и общественную деятельность.

Понимая, что субъективная составляющая социальной ситуации развития во многом определяется ее объективной основой,рассмотрим далее особенности самоактуализации молодых людей в выделенных группах, сравним ценности и определим наличие внутриличностного конфликта в связи с доступностью или недоступностью актуальных ценностей.

Исследование различий в уровне самоактуализации между группами испытуемых с разной структурой социальной ситуации развития

Показатели уровня самоактуализации по шкалам опросника CAT в разных группах испытуемых достаточно разнообразны (рис. 1). Значимыераз-личия в группах (на уровне р < 0,01) отмечены по шкалам ТС, IC, Ex, Fr, S, Sa, Nc, Сг. У молодых людей, имеющих постоянную работу, отмечены высокие показатели по шкале компетентности во времени (ТС). У студентов-приборостроителей самые высокие значения уровня самоактуализации по шкалам поддержки (1C), самопринятия (Sa) и креативности (Сг). У студентов-психологов высокие показатели по шкале поддержки (1C), шкале гибкости поведения (Ех), сензитивности к себе (Fr), самоуважения (Sr), шкале представлений о природе человека (Nc) и контактности (С). У неработающих молодых людей высокие показатели по шкале спонтанности (S) и шкале представлений о природе человека (Nc).

Уровень высоких и выше среднего значения самоактуализации в двух группах студентов. Это может свидетельствовать о том, что наиболее благоприятной по структуре социальной ситуацией в период кризиса ранней взрослости является ситуация включения личности в учебно-профессиональные взаимоотношения, что предоставляет более широкие возможности для переоценки системы ценностей, жизненных целей, самоактуализации в той или

Е. Л. Солдатова

Уровень само актуализации по шкалам CAT в группах с разной структурой социальной ситуации развития

Шкалы CAT

“■“Студенты приборостроительного факультета ““Студенты психологического факультета ■—■Работающие, без семьи -'-—Неработающие, с семьей

Рис. 1. Средние показатели уровня самоактуализации по шкалам CAT в группах с разной структурой социальной ситуации развития:

1) шкала компетентности во времени, 2) шкала поддержки, 3) шкала ценностных ориентаций,

4) шкала гибкости поведения, 5) шкала сензитивности к себе, 6) шкала спонтанности, 7) шкала самоуважения,

8) шкала самопринятия, 9) шкала представлений о природе человека, 10) шкала синергии, 11) шкала принятия агрессии, 12) шкала контактности, 13) шкала познавательных потребностей, 14) шкала креативности

иной сфере жизни и деятельности, а также уровень способствует личностному развитию.

Полученные результаты подтверждают положение Л, С. Выготского о социально-историческом характере возраста. В современных цивилизованных культурах происходит постепенное расширение границ подросткового и юношеского возраста. Это вызвано необходимостью продолжения обучения и образования в сфере профессионализации и освоения культурно-нормативной среды более развитого общества. Таким образом, наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности создает социальная ситуация развития, в структуре которой основным фактором является профессиональное обучение.

Исследование ценностей в группах испытуемых с разной структурой социальной ситуации развития

На рис. 2 видно, что показатели по шкалам терминальных ценностей в разных группах испытуемых находятся в пределах средних и высоких значений.

Различия в уровне ценностей между четырьмя группами испытуемых статистически значи-

мы (р < 0,05) по шкалам креативности (К), достижений (Д), духовного удовлетворения (ДУ) и сохранения собственной индивидуальности (ССИ).

Группу студентов приборостроительного факультета отличают самые высокие показатели по ценности креативности (К), достижений (Д) и сохранения собственной индивидуальности (ССИ). У студентов-психологов высокие показатели по ценности собственного престижа (СП), ценности высокого материального положения (ВМП), ценности достижений (Д) и сохранения собственной индивидуальности (ССИ). У работающих молодых людей преобладают ценности высокого материального положения (ВМП) и ценности развития себя (РС). У неработающих молодых людей высокие показатели по шкале ценности активных социальных контактов (АСК), ценности достижений (Д) и ценности духовного удовлетворения (ДУ).

Полученные данные согласуются с теоретическими данными о том, что кризис перехода к ранней взрослости сопровождающется переоценкой ценностей и целей. При этом разная структура социальной ситуации развития определяет особенности системы ценностей личности.

Показатели ценностей по различным жизненным сферам (рис. 3) в исследуемых группах тоже нахо-

Показатели выраженности ценностей по шкалам терминальных ценностей в группах с разной структурой социальной ситуации развития

Студенты приборостроительного факультета ■^"Студенты психологического факультета * * "Работающие, без детей -♦^■Неработающие, с детьми____________________

Рис. 2. Показатели терминальных ценностей в группах с разной структурой социальной ситуации развития:

1) СП — собственный престиж; 2) ВМП — высокое материальное положение; 3) К — креативность;

4) АСК — активные социальные контакты; 5) РС — развитие себя; 6) Д — достижения;

7) ДУ — духовное удовлетворение; 8) ССИ — сохранение собственной индивидуальности

Показатели выраженности ценностей по шкалам жизненных сфер в группах с разной структурой социальной ситуации развития

я

6

о

М

§•

Шкалы жизненных сфер

“■Студенты приборостроительного факультета “"Студенты психологического факультета ' "Работающие, без семьи -"Неработающие, с семьей_____________________

Рис. 3. Средние показатели ценностей по жизненным сферам опросника ОТеЦ в группах с разной структурой социальной ситуации развития:

1) СПЖ — сфера профессиональной жизни;

2) СОиО — сфера обучения и образования; 3) ССЖ — сфера семейной жизни;

4) СОЖ — сфера общественной жизни; 5) СУ — сфера увлечений

£. Л. Солдатова

дятся на уровне средних и высоких значений. Все группы объединяет то, что наиболее высокая значимость ценностей обнаружена в сфере профессиональной и семейной жизни.

Статистический анализ данных фиксирует значимые различия (р < 0,05) между четырьмя группами по ценностям в сфере общественной жизни (СОЖ) и в сфере увлечений (СУ). У работающих молодых людей высокие показатели отмечены еще в ценности общественной жизни (СОЖ), а у неработающих — в сфере увлечений (СУ).

Выявление характера внутриличностного конфликта

Следующей задачей исследования является выявление характера внутриличностного конфликта, связанного с возможностью достижений ценностей в группах с разной структурой социальной ситуации развития, а также определение взаимосвязи конфликта с уровнем самоактуализации и выраженностью ценностей.

В разных группах испытуемых (рис. 4) выявлено лишь небольшое число ценностей, относительно которых ярко выражен внутриличностный конфликт, однако, именно эти ценности являются наиболее зна-

чимыми для ранней взрослости— ценности материальной обеспеченности и счастливой семейной жизни, но доступность их испытуемые оценивают низко. Это свидетельствует о внутреннем конфликте и подтверждает наличие кризиса развития.

Внутриличностный конфликт, связанный с достижением ценностей одинаково выражен у всех молодых людей, находящихся в кризисном периоде перехода от юности к взрослости и мало зависит от особенностей структуры социальной ситуации развития.

Статистически значимые различия в уровне внутриличностного конфликта в группах обнаружены в ценности активной деятельной жизни (АДЖ), ценности здоровья (3) и ценности познания (П) (р < 0,05).

Студентов-психологов отличают высокие показатели внутриличностного конфликта в ценности познания (П) как возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллектуального развития. У работающих молодых людей высокий внутриличностный конфликт в ценностях счастливой семейной жизни (ССЖ) и хороших и верных друзей (НВД). У неработающих молодых людей высокие показатели внутриличностного конфликта связаны с ценностью активной деятельной жизни (АДЖ) и материально обеспеченной жизни (МОЖ).

N

Уровень выраженности внутриличностного конфликта в группах с разной структурой социальной ситуации развития

““Студенты приборостроительного факультета ““Студенты психологического факультета ' " "Работающие, беэ семьи -•--Неработающие, с семьей____________________

Рис 4. Средние показатели уровня выраженности внутриличностного конфликта в группах с разной структурой социальной ситуации развития:

1) АДЖ — активная, деятельная жизнь; 2) 3 — здоровье;

3) ИР — интересная работа; 4) КПиП — красота природы и искусства; 5) Л — любовь;

6) МОЖ — материально обеспеченная жизнь; 7) НВД — наличие верных друзей; 8) У — уверенность в себе;

9) П — познание; 10) С — свобода как независимость в поступках и действиях;

11) ССЖ — счастливая семейная жизнь; 12) Т — творчество

Показатели коэффициентов статистически значимой корреляции г Пирсона и уровни значимости

N=80 МОЖ У АДЖ П НВД ССЖ 3 ИР С Л

ТС 0,27*

н 1C 0,31**

d Ех 0,24*

я а S S -0,26*

! С Q29***

S Sr 0,25* -0,30**

ДУ 0,23*

а х .. СП -0,25*

=t *4i Р н ССИ 0,41***

1° АСК 0,27* -0,26*

Условные обозначения: * — р <0,05; ** — р < 0,01; *** — р <0,001;

МОЖ — материально обеспеченная жизнь; У — уверенность в себе; АДЖ — активная, деятельная жизнь; П — познание; НВД — наличие верных друзей; ССЖ — счастливая семейная жизнь; 3 — здоровье; ИР — интересная работа; С — свобода; Л —любовь; ТС — шкала компетентности во времени; 1С — шкала поддержки; Ех — шкала гибкости поведения; Б - шкала спонтанности; Бг—шкала самоуважения; С — шкала контактности; ДУ — духовное удовлетворение; СП — собственный престиж; ССИ — сохранение собственной индивидуальности; АСК — активные социальные контакты.

Для определения взаимосвязи внутриличностно-го конфликта с уровнем самоактуализации и ценностями использовался корреляционный анализ.

Показатели уровня внутриличносгного конфликта связаны с показателями уровня самоактуализации опросника CAT и показателями терминальных ценностей опросника ОТеЦ. Внутриличностный конфликт в сфере уверенности в себе (У) связан с уровнем самоактуализации в поддержке (1C) и самоуважением (Si'). Внутриличностный конфликт по шкале наличия верных друзей (НВД) связан суровнем самоактуализации в контактности (С) и ценностью активных социальных контактов (АСК). Отрицательная связь отмечена между показателями внутриличносгного конфликта в сфере счастливой семейной жизни (ССЖ) и уровнем самоактуализации в самоуважении (Sr). Наиболее сильная теснотакорреляционной связи наблюдается между показателями внутриличностного конфликта в ценности свободы как независимости в поступках и действиях (С) и ценности сохранения собственной индивидуальности (ССИ).

Выводы

Структура социальной ситуации развития в каждой исследуемой группе имеет свою специфику, которая служит исходным моментом для всех динамических преобразований возраста и основой психического развития личности.

Высокий уровень самоактуализации по результатам исследования показали группы студентов пятого курса, что свидетельствует о наиболее благоприятной структуре социальной ситуации разви-

тия. В кризисе ранней взрослости ситуация включения личности в учебно-профессиональные взаимоотношения предоставляет более широкие возможности для переоценки системы ценностей, жизненных целей, самоактуализации в той или иной сфере ее жизни и деятельности, уровень её личностного развития. Полученные данные подтверждают положение Л. С. Выготского о социально-историческом характере возраста.

Объективные различия в структуре социальной ситуации развития связаны с субъективными особенностями социальной ситуации развития. Субъективно различаются система ценностей, их уровень и структура внутриличностного конфликта.

Во всех исследуемых группах выявлен высокий уровень внутриличностного конфликта по ценности материально обеспеченной жизни (МОЖ) и счастливой семейной жизни (ССЖ), что подтверждает значимость задач ранней взрослости—обретение социально-экономической самостоятельности (профессионального развития) и интимности-близости (создания семьи). Субъективная недоступность этих задач указывает на внутренний конфликт между потребностями и возможностями и на существование нормативного кризиса развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутриличностный конфликт по шкале уверенности в себе (У) связан с уровнем самоактуализации по шкале поддержки (Ю) и самоуважения (Бг).

Высокая корреляция существует между уровнем внутриличностного конфликта по шкале наличия верных друзей (НВД) с показателями уровня контактности (С) и ценностью активных социальных контактов (АСК). Внутриличностный конфликт в сфере счастливой семейной жизни (ССЖ) связан с

Е. Л. Солдатова_____________________________

уровнем самоуважения (Бг). Внутриличностный конфликт в сфере свободы как независимости в поступках и действиях (С) коррелирует с ценностью сохранения собственной индивидуальности (ССИ).

Литература

1. Выготский Л. С. Психология.—М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

2. Караванова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис. ... докт. психол. наук. — М., 2002.

3. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Академия, 2000. — 184 с.

4. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дизонто-генез. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 384 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1996. — 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.