Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 57-61. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 7. P. 57-61.
Научная статья УДК 316.4:303.621
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.6
Исследование социальной активности и социального активизма в офлайн- и онлайн-пространстве
Инна Игоревна Щемелева
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается социальная активность студенческой молодежи, социальный активизм в офлайн- и онлайн-пространствах. Изучены теоретические аспекты социальной активности и социального активизма, основные признаки социального активизма, влияние цифровых медиа на активность, цифровой активизм (киберактивизм). Описаны результаты социологического исследования, проведенного в 2022 г. в Новосибирске (n = 348 чел.) и раскрывающего некоторые аспекты проявления социальной активности и социального активизма студенческой молодежью. Анализируется роль виртуального пространства в развитии социальной активности, значение сети Интернет как средства для создания новых форм социальной активности и вовлечения в активные социальные практики, представлены основные формы проявления социальной активности, практики социального участия, политического и неполитического активизма студентов в офлайн- и онлайн-пространствах.
Ключевые слова: социальная активность, социальный активизм, акционизм, социальное участие, социальные сети, социологическое исследование
Для цитирования: Щемелева И.И. Исследование социальной активности и социального активизма в офлайн- и онлайн-пространстве // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 57-61. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.6.
Original article
Research of Social Activity and Social Activism in the Offline and Online Space Inna I. Shchemeleva
Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", Novosibirsk, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the social activities of student youth, namely social activism in offline and online spaces. Theoretical aspects of social activity and social activism, the main signs of social activism, the impact of digital media on activity, digital activism (cyber activism) are considered. The results of a sociological study conducted in 2022 in Novosibirsk (n = 348 people) are described, revealing some aspects of the manifestation of social activity and social activism by student youth. The role of virtual space in the development of social activity, the importance of the Internet as a means to create new forms of social activity and involvement in active social practices are analyzed, the main forms of manifestation of social activity, the practice of social participation, political and non-political activism of students in offline and online spaces are presented.
Keywords: social activity, social activism, actionism, social participation, social networks, sociological research
For citation: Shchemeleva, I.I. (2022) Research of Social Activity and Social Activism in the Offline and Online Space. Theory and Practice of Social Development. (7), 57-61. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.7.6 (In Russian).
Проблемы стимулирования человеческой активности и управления ею являются ключевыми для современных социально-гуманитарных наук, поскольку результативность в учебной, трудовой, творческой, общественной и иной деятельности во многом определяется уровнем, характером и направленностью активности людей (Полтавская, 2020: 4). Однако призывы повысить социальную активность не всегда однозначны по своим последствиям, приводя порой к напряженности в обществе. В российской социологии проблематика социальной активности исследуется с использованием различных методологических подходов. В данной статье мы остановимся на рассмотрении социальной активности и ее взаимосвязи с социальным активизмом с позиции
© Щемелева И.И., 2022
ЭОСЮЬООУ
деятельно-активисткого подхода, который делает акцент на изучении субъекта активности, действующего актора, субъектности, включающей не только отдельных индивидов, но и сообщества, социальные организации.
При теоретическом анализе проблемы социальной активности, социального активизма и участия обращают на себя внимание работы С.Г. Климовой и И.А. Климова, где авторы рассматривают положения о формировании субъектности актора в процессе взаимодействия с властями (Э. Гидденс), способности к социальной мобилизации (А. Этциони), концепции «двойного морфогенеза» М. Арчер (Климова, Климов, 2015).
Научные сотрудники Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН изучают неформальные формы низовой самоорганизации, гражданского неполитического активизма - волонтерство, движение «одного требования», участие в интернет-сообществах по интересам, местные локальные сообщества (Петухов и др., 2014). Отмечается особенность низовых проявлений активизма, которая связана с формированием горизонтальных связей между участниками, которые создают возможности для их мобилизации.
Идентифицирующими признаками активизма, отличающими его от иных проявлений социальной активности, выступают следующие: «гражданский поступок (конкретное, активное, осознанное действие, являющееся знаком выхода в "субъектное состояние"), групповая самоорганизация, публичное поведение, способность к ситуативной мобилизации при наличии острого повода, ...нацеленность на решение конкретной проблемы»1. Локализация активистских практик на отдельных актуальных направлениях и в отдельных социальных группах говорит, скорее, о несистемном и случайном характере активизма, сложности в прогнозировании этого явления (Седова, 2014: 49).
Социальная активность как деятельность социальных акторов, направленная на социальные изменения, всегда проявляется в конкретных формах. Формы социальной активности обнаруживают себя на уровне повседневных практик и на институциональном уровне (Полтавская, 2020: 87).
Неформальная социальная активность включает в себя как индивидуальные, так и групповые гражданские инициативы, инициативные и добровольческие практики, иные формы самоорганизации по месту жительства и в интернет-пространстве представляет собой неинституциональную форму социальной активности. Результатом социальной активности на микроуровне является поступок как конкретное, активное, осознанное действие: «Действие может быть сколь угодно наивным, неэффективным, нерациональным, но оно - верный знак выхода в "субъектное состояние" и наличия достаточной мотивации для самостоятельного публичного поведения»2.
По мере распространения цифровых технологий трансформируются способы взаимодействия и проявления социальной активности, что стимулирует новые модели поведения и формы активности. Цифровые платформы сформировали онлайн-среду - второе виртуальное пространство для действий. Как отмечает Р.В. Парма, «оптимистичные концепции общественного развития трактуют процессы, обусловленные расширением влияния цифровых коммуникаций, как открытие возможностей формирования новых форм активности, норм и моделей поведения, которые ведут к возрождению гражданского участия» (Парма, 2021: 148). Социальные медиа и мессенджеры стали технологической основой для вовлечения в социальные и политические движения, породив цифровой активизм (киберактивизм). Исследователи определяют его как общественный активизм, опосредованный цифровыми коммуникациями, которые открыли новые возможности для действий граждан в организации сообществ и движений. Цифровой активизм по сравнению с традиционными формами активизма, несмотря на многочисленные онлайн-репро-дукции офлайн-мероприятий, открыл возможности для новых практик гражданских действий. Ре-пертуары цифровых действий рассматриваются как часть технологического инструментария и виртуальных акций, которые используются для социальных изменений.
В 2022 г. в Новосибирском государственном университете экономики и управления был приведен анкетный опрос, который раскрывает некоторые аспекты проявления социальной активности и социального активизма студенческой молодежью в офлайн- и онлайн-пространстве. Объем выборочной совокупности составил 348 респондентов, исследуемая совокупность - студенты бакалавриата очной формы обучения. Выборка многоступенчатая.
Обозначим некоторые результаты исследования. Во-первых, студенты разграничивают понятия «социальная активность» и «социальный активизм», только 22 % опрошенных считают эти
1 Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя. Отчет о результатах исследования активизма в России [Электронный ресурс] // Центр ГРАНИ, Пермь. 2012. Ш1_: ЬНр^/м^.ргеБ^ег^-БО-vet.ru/files/fd/5d/fd5d92af32883c32ed5cc8b359348758.pdf (дата обращения: 29.06.2022).
2 Там же.
термины идентичными. С понятием «низовой активизм» оказались незнакомы 90,7 % респондентов. Несмотря на отсутствие информированности о значении самого понятия «низовой активизм», некоторые студенты его практикуют.
Во-вторых, интерес представляют практики включенности студентов в политические и неполитические формы активности, а также готовность участия в различных формах социальной активности. Результаты представлены на рисунке 1.
Участие в студенческом самоуправлении, отрядах, союзах
Участие в НКО
Патриотические акции
Сохранение архитектурного, культурного, исторического наследия
Участие в субботниках Участие в тематических интернет сообществах Творческие мероприятия Мероприятия развлекательного характера Мерприятия спортивного характера Научные конференции Экологические акции Занимаюсь предпринимательской деятельностью Состою в бизнес-инкубаторе
Участвую в стартапе
Перевод денег на счет благотворительных организаций, фондов
Милостыня
Внесение средств на счет людям, нуждающимся в лечении
Передача игрушек/вещей в детские дома, дома престарелых, инвалидов
Флэшмоб Перфоманс
Устные/письменные обращения по общественным вопросам Деятельность общественных объединений/движений
Пикеты Митинги Демонстрации Выборы Монстрации Протесты Состою в партии
11,1
18,5 1 20,4
7,4
ш 24,1
■ 22,2 20,4
ш 24,1
27,8
42,6
16,7
22,2
27,8
50,0
22,2
29,6 I 29,6
■ 59,3
14,8
33,3
■ 57,4
27,8
7,4
33,3
1,9
22,2
27,8
33,3 ■ 37,0
16,7
27,8
35,2
24,1
31,5
48,1
5,6
22,2 18,5
40,7
13,0
27,8
24,1
-I а
20,4
11,1
13,0
16,7
1,9
42,6
50,0
11,1
5,6
3,7
18,5
25,9
0 10 20 30 Участвовал ■ Готовы участвовать
40
50
60
70
Рисунок 1 - Участие студентов в последние 1-2 года либо готовность принимать участие в будущем в различных формах социальной активности
Востребованными практиками социального участия в политической сфере оказались выборы (50,0 % опрошенных принимали в них участие), также наиболее популярными оказались мероприятия развлекательного характера (59,3 %), творческие мероприятия (50,0 %), участие в
0
SOCIOLOGY
субботниках (42,6 %), флэшмобы (40,7 %); среди познавательной активности у студентов доминирует участие в научных конференциях (57,4 %).
В-третьих, отметим, что интенсивность включения студентов в эти формы активности по результатам исследования оказалась в большей степени эпизодической, разовой: так ответило 77,8 % опрошенных студентов, только для 22,2 % респондентов эти мероприятия носят регулярный, системный характер.
На фоне низкой политической активности молодежи неожиданным оказались результаты о желании состоять в партии в будущем (25,9 %). Также традиционно низкие значения показало участие в общественно-политических практиках (митингах, демонстрациях, протестах): данные мероприятия посещают не более 7 % опрошенных. Таким образом, практики, которые обычно не предполагают системного и регулярного участия, вызвали наибольший интерес у молодежи:
18.5 % опрошенных готовы были бы принять участие в протестах, 16,7 % - в демонстрациях.
Обратим внимание, что наиболее востребованным событием, в котором студенты могли бы принять участие в будущем, стала «передача игрушек/вещей в детские дома, дома престарелых, дома инвалидов» - 48,1 % опрошенных выразили свою готовность принимать участие в этой форме социального активизма.
92,6 % опрошенных студентов полагают, что Интернет способствует росту социальной активности. 37,0 % респондентов состоят в более чем 16 виртуальных тематических сообществах,
29.6 % - в менее 5 виртуальных сообществах. В основном контент тематических сообществ, в которые вступили студенты, носит развлекательный (77,8 %), познавательный (61,0 %), общественный (52,0 %), творческий характер (51,0 %). Следует отметить, что среди всех сообществ, в которых состоят студенты как участники, только 1-2 преследуют социально значимые цели (так ответили 37,0 % опрошенных, а 29,6 % заявили, что виртуальные сообщества, в которых они состоят, вообще не преследуют социально значимых целей). Всего 24,1 % опрошенных ответили, что принимали непосредственное участие в мероприятиях, акциях, которые были организованы виртуальными сообществами, в которых они состоят, остальные респонденты либо не принимали участие (53,7 %), либо ответили, что интернет-сообщества, в которых они состоят, не проводят реальные мероприятия (22,2 %).
В качестве главных преимуществ виртуального сообщества по сравнению с реальным студенты отмечают следующие: 38,9 % - возможность охвата широкой по масштабам аудитории (регион, страна, мир); 27,8 % - быстрота передачи информации; 13,0 % - возможность обезличенного участия; 9,3 % - возможность подключения в удобное время. Поэтому показательными становятся результаты, полученные при изучении наиболее приемлемого способа выражения личной инициативы в проявлении «низового активизма». Большинство студентов (46,3 %) отдают предпочтение виртуальной помощи (распространение информации, привлечение внимания «лайками», комментариями к событию, репосты информации о людях, нуждающихся в помощи, пропавших людях, жертвах катастроф, военных действий и т. п.). Кроме того, 40,7 % студентов ответили, что реальная, физическая помощь для них является приемлемым способом выражения личной инициативы, и, наконец, 13,0 % опрошенных считают, что этим должны заниматься специализированные организации. Студенты, проживавшие в городе до поступления в университет, чаще всего выбирают виртуальную помощь, виртуальную активность (52,5 %), в то время как студенты из сельской местности чаще всего в качестве приемлемой для себя инициативы, способа участия выбирают физическую/реальную помощь (66,7 %).
Таким образом, нами были рассмотрены некоторые аспекты социальной активности и социального активизма студенческой молодежи. Подводя итог представленным данным, отметим, что с расширением числа реализуемых студентами общественных практик складываются условия для формирования социального активизма. Активизм не обязательно принимает форму общественного, публичного действия, но может быть и индивидуальным. Виртуальное пространство, которое студенты оценивают как важный инструмент развития социальной активности, мобилизации акторов, тем не менее редко способствовал их вовлечению в реальную активную деятельность.
Список источников:
Гражданский активизм в России: мотивация, ценности и формы участия / В.В. Петухов [и др.] // Власть. 2014. № 9. С. 11-19.
Климова С.Г., Климов И.А. Взаимодействие горожан с властью: компетентностное участие и проблема посредников // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 51-57.
Парма Р. В. Общественный активизм российских граждан в офлайн- и онлайн-пространствах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6 (166). С. 145-170. https://doi.org/10.14515/monitor-ing.2021.6.2042.
Полтавская М.Б. Институционализация социальной активности в современной России: социологический анализ : моногр. Волгоград, 2020. 306 с.
Седова Н.Н. Гражданский активизм в современной России: форматы, факторы, социальная база // Социологический журнал. 2014. № 2. С. 48-71.
References:
Klimova, S.G. & Klimov, I.A. (2015) Interactions of Urban Dwellers with Powers: Competent Participation and Problem of Intermediaries. Sociological Studies. (4), 51-57. (In Russian)
Parma, R.V. (2021 ) Public Activism of Russian Citizens in Offline and Online Spaces. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. (6), 145-170. Available from: doi:10.14515/monitoring.2021.6.2042 (In Russian).
Petuhov, V.V., Barash, R.E., Sedova, N.N. & Petuhov, R.V. (2014) Civic Activism in Russia: Motivation, Alues and Forms of Participation. Vlast (The Authority). (9), 11-19. (In Russian)
Poltavskaya, M.B. (2020) Institutsionalizatsiya sotsial'noi aktivnosti v sovremennoi Rossii: sotsiologicheskii analiz [Institutionalization of Social Activity in Modern Russia: Sociological Analysis]. Volgograd, Izdatel'stvo VolGU. (In Russian)
Sedova, N.N. (2014) Civic Activism in Modern Russia: Forms, Factors, and Social Base. Sociological Journal. (2), 48-71. (In Russian)
Информация об авторе И.И. Щемелева - старший преподаватель кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=775740.
Information about the author I.I. Shchemeleva - Senior Lecturer, Department of Sociology, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", Novosibirsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=775740.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 05.07.2022.