Научная статья на тему 'Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями'

Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
696
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ / SOCIAL WELL-BEING / STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS / THE INTEGRAL INDEX OF SOCIAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козлова Елена Владимировна

Социальное самочувствие достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осознанию себя бедным, среднеобеспеченным или обеспеченным. Социальное самочувствие «интегральная характеристика отношения личности к окружающей действительности, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, оценки своих возможностей»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Козлова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of social well-being of students with special needs

Social well-being rather complicated figure socially attitude, and it is not only to reduce the level of income, to an awareness of NIJ itself to the poor, middle secured or secured. Social samochuv-consequence "an integral characteristic of the relationship of personality to carounding the reality, the degree of satifation with various aspects of life, assess their capabilities"

Текст научной работы на тему «Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями»

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № фС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

Козлова Елена Владимировна,

магистрант кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]

Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями

Аннотация. Социальное самочувствие достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осознанию себя бедным, среднеобеспеченным или обеспеченным. Социальное самочувствие - «интегральная характеристика отношения личности к окружающей действительности, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, оценки своих возможностей» [1].

Ключевые слова: социальное самочувствие, студенты с особыми потребностями, интегральный индекс социального самочувствия.

Вот уже два десятилетия в нашей стране происходят существенные социальноэкономические преобразования, что закономерно приводит к значительным изменениям в жизни и общественном сознании россиян. Ученые различных отраслей научного знания прилагают серьезные усилия по поиску интегральных и объективизированных показателей, отражающих происходящие трансформации. Высокую конструктивность попыток в этом отношении демонстрирует использование понятия «социальное самочувствие» как переживания представителей конкретного общества (группы, коллектива) относительно проявления сложного соотношения между их индивидуальными и социальными ожиданиями и удовлетворенностью своим реальным статусом и положением, жизнью в целом. Социальное самочувствие отражает соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта [2].

Отдельно стоит рассмотреть социальное самочувствие студентов с особыми потребностями. К этой группе можно отнести студентов-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и студентов с ограниченными возможностями.

Актуальность и важность проблемы, ее недостаточная разработанность определили направление и тему исследования - «Социальное самочувствие студентов с особыми потребностями».

Эмпирическое исследование проводилось на базе Вятского государственного гуманитарного университета. В учебном заведении обучается 203 студента с особыми потребностями. Из них: 177 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 11 инвалидов II группы и 25 инвалидов III группы (рис. 1).

5,88% 14,12%

Характеристика респондентов по принадлежности к социальной категории

11,76% □ сироты

□ дети, оставшиеся без попечения родителей

□ инвалиды II группы

□ инвалиды III группы

68,24%

Рис. 1

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

В качестве инструментов исследования были использованы:

1) социологический тест «Интегральный индекс социального самочувствия» (Е. И. Головаха, Н. В. Панин, А. П. Горбачик) [3];

2) анкета, позволяющая выявить характеристики социального самочувствия студенческой молодежи.

Общее количество респондентов составило 127 человек (63%). Из числа опрошенных большую часть - 68,24% составили студенты из числа детей-сирот. В опросе приняли участие преимущественно студенты женского пола (72,86% - студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 73,33% - студенты с ограниченными возможностями). Из числа респондентов студенты 1-го курса составили 34,12%, 2-го курса - 23, 53%, 3-го и 4-го курсов - по 17,65% и 5-го курса - 7,06%.

В опросе приняли участие студенты четырех профилей обучения: естественного, экономического, гуманитарного и технического (рис. 2).

Дифференциация по профилю обучения

17,65%

22,35%

36,47%

23,53%

□ естественный

□ экономический

□ гуманитарный

□ технический

Рис. 2

«Интегральный индекс социального самочувствия» (ИИСС) имеет две модификации теста: 44-пунктный вариант опросника (ИИСС-44), предназначенный для углубленных исследований социального самочувствия, и 20-пунктный вариант (ИИСС-20), предназначенный для мониторинговых, сравнительных и оперативных исследований. Данная методика позволяет измерять уровень социального самочувствия населения в современных общественных условиях и оценивать эффективность социальной политики с точки зрения ее влияния на социальнопсихологическую атмосферу и массовые настроения (табл. 1, 2).

Таблица 1

Средние значения интегрального индекса социального самочувствия

Вариант опросника Среднее арифметическое (в баллах) Стандартное отклонение

ИИСС-44 79 12

ИИСС-20 35 7

Таблица 2

Нормативные границы уровней социального самочувствия

Уровень Значение ИИСС-44 Значение ИИСС-20 Стандартизированное значение ИИСС

Низкий 44-65 20-27 < 40

Пониженный 66-71 28-29 40-44

Средний 72-86 30-40 45-55

Повышенный 87-91 2 4 1 41 56-60

Высокий 92-132 43-60 > 60

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

КОНТ TFTTT

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт.

2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. рег Эл № ФС 77- 46214 - ISSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

Процедура исследования включала следующие этапы.

1. Определение уровня социального самочувствия студентов с особыми потребностями, используя в качестве инструментария социологический тест «Интегральный индекс социального самочувствия» (Е. И. Головаха, Н. В. Панин, А. П. Горбачик).

2. Определение и анализ структуры социального самочувствия: оценка степени распространенности той или иной потребности у респондентов исследования (интересует - не интересует), а также степень напряженности данной потребности (количество респондентов, которые испытывают потребность в данном благе, но эта потребность не удовлетворена).

3. Проведение анкетирования.

Анкета содержит как открытые, так и закрытые вопросы и состоит из 9 вопросов, позволяющих получить информацию о характеристиках социального самочувствия студентов через оценку студентами:

- материального положения, прогнозы относительно его изменения в ближайшие 2-3 года и факторов, влияющих на этот процесс;

- преобладающих настроений и факторов на него влияющих;

- ожиданий студентами помощи в решении своих проблем.

Исследование проводилось методом аудиторного опроса студентов, посредством заполнения специально подготовленных анкетных бланков и теста. Все данные используются в обобщенном варианте.

4. Обработка и анализ полученных результатов исследования.

5. Построение диаграмм и таблиц, иллюстрирующих результаты исследования.

6. Выводы по результатам исследования.

Для определения уровня социального самочувствия студентов нами был использован опросный лист методики ИИСС-20; респондентам была предложена следующая инструкция: «Внимательно прочитайте каждое суждение и ответьте на вопрос: «Чего из перечисленного ниже вам не хватает?» Обведите кружком номер соответствующего вашему мнению варианта ответа. Ответ дайте по каждому суждению».

Полученные результаты исследования обрабатывались методом суммирования баллов и определения адекватно полученной суммы уровню социального самочувствия студентов.

Для удобства введем условные названия - студентов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назовем 1 -й группой респондентов, а студентов с ограниченными возможностями - 2-й группой (табл. 3).

Таблица 3

Уровень социального самочувствия студентов - респондентов исследования

Уровень Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с особыми потребностями

Низкий 10,00% 13,33%

Пониженный 18,57% 13,33%

Средний 52,86% 20,00%

Повышенный 11,43% 33,33%

Высокий 7,14% 20,00%

Таким образом, у студентов из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, низкий и пониженный уровни социального самочувствия составляет 28,57%, у студентов-инвалидов II и III групп - 26,66%. Высокий и повышенный у первых - 18,57%, а у вторых - 53,33%. Существенная разница в показателях среднего, повышенного и высокого уровней социального самочувствия

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

КОНТ ТНПТ

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -

Гос. рег. Эл № фС 77- 46214. - |SSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

у респондентов 1-й и 2-й групп исследования. У студентов 1 -й группы средний уровень на порядок выше, чем у студентов 2 -й группы. Однако повышенный и высокий уровни у студентов 2-й группы больше по сумме показателей, чем у 1 -й группы: 53,3%. Это можно объяснить тем, что студенты второй группы чувствуют себя более защищенными в связи с сохранностью их семей. Отсутствие таковой у студентов 1-й группы позволяет только 18,5% респондентам определить свой уровень социального самочувствия как повышенный и высокий.

Характеристика структуры социального самочувствия студентов осуществлялась на основании оценки респондентами степени распространенности той или иной ее потребности (интересует - не интересует), а также степени напряженности в связи с ее неудовлетворенностью. По результатам социологического теста «Интегральный индекс социального самочувствия» (Е. И. Головаха, Н. В. Панин, А. П. Горбачик) мы получили следующие результаты (табл. 4).

Таблица 4

Оценка распространенности потребностей студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Характеристика потребностей Не хватает Хватает Трудно сказать Не интересует

1. Умения жить в новых общественных условиях 6,80% 32,10% 52,30% 8,80%

2. Здоровья 21,40% 40,90% 32,30% 5,40%

3. Подходящей работы 62,90% 7,42% 25,72% 3,96%

4. Необходимой одежды 28,72% 41,18% 26,20% 3,90%

5. Хорошего жилья 46,30% 30,41% 21,09% 2,20%

6. Современных экономических знаний 29,10% 19,60% 39,00% 12,30%

7. Уверенности в своих силах 42,50% 31,80% 24,90% 0,80%

8. Необходимой медицинской помощи 28,72% 41,18% 26,20% 3,90%

9. Модной и красивой одежды 32,80% 35,80% 19,50% 11,90%

10. Необходимой мебели 13,70% 56,20% 19,60% 10,50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Современных политических знаний 18,90% 23,00% 31,90% 26,20%

12. Решительности в достижении своих целей 29,50% 38,80% 29,80% 1,90%

13. Юридической помощи в защите своих прав и интересов 42,40% 19,70% 33,00% 4,90%

14. Возможности полноценно проводить отпуск 39,50% 26,10% 27,10% 7,30%

15. Возможности подрабатывать 30,50% 19,30% 24,50% 25,70%

16. Возможности приобретать самые необходимые продукты 17,80% 63,20% 15,70% 3,30%

17. Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем 12,10% 59,90% 25,00% 3,00%

18. Полноценного досуга 21,20% 50,80% 26,30% 1,70%

19. Возможности трудиться с полной отдачей 17,80% 27,30% 40,50% 14,40%

20. Возможности питаться в соответствии со своими вкусами 26,40% 46,70% 23,40% 3,50%

На основании полученных результатов мы проранжировали потребности и степень их распространенности у респондентов первой группы исследования. На наличие потребностей указывают данные раздела таблицы «Не хватает» (табл. 5).

Наиболее распространенными являются материальные потребности, выраженные в потребностях подходящей работы, жилья, возможностях полноценного отдыха (5 ранг), покупках модной и красивой одежды (6 ранг), возможностях подработки (7 ранг). Респондентами данной группы выделяются значимые для них психологические потребности. На третьем месте по значимости стоит потребность «Уверенность в своих силах», а на седьмой - «Решительность в достижении поставленных целей»,

гм /| (V)

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

КОНТ TFTTT

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -

Гос. рег. Эл № фС 77- 46214. - |SSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

Таблица 5

Ранжирование потребностей студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Характеристика потребностей Не хватает Ранг

Подходящей работы 62,90% 1

Хорошего жилья 46,30% 2

Уверенности в своих силах 42,50% 3

Юридической помощи в защите своих прав и интересов 42,40% 4

Возможности полноценно проводить отпуск 39,50% 5

Модной и красивой одежды 32,80% 6

Возможности подрабатывать 30,50% 7

Решительности в достижении своих целей 29,50% 8

Современных экономических знаний 29,10% 9

Необходимой одежды 28,72% 10

Необходимой медицинской помощи 28,72% 11

Возможности питаться в соответствии со своими вкусами 26,40% 12

Здоровья 21,40% 13

Полноценного досуга 21,20% 14

Современных политических знаний 18,90% 15

Возможности приобретать самые необходимые продукты 17,80% 16

Возможности трудиться с полной отдачей 17,80% 16

Необходимой мебели 13,70% 17

Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем 12,10% 18

Умения жить в новых общественных условиях 6,80% 19

Таблица 6

Оценка распространенности потребностей студентов с ограниченными возможностями

Характеристика потребностей Не хватает Хватает Трудно сказать Не интересует

1. Умения жить в новых общественных условиях 6,80% 32,10% 52,30% 8,80%

2. Здоровья 61,20% 18,10% 18,40% 2,30%

3. Подходящей работы 52,10% 17,40% 26,60% 3,90%

4. Необходимой одежды 28,72% 41,18% 26,20% 3,90%

5. Хорошего жилья 46,30% 30,41% 21,09% 2,20%

6. Современных экономических знаний 18,90% 23,00% 31,90% 26,20%

7. Уверенности в своих силах 42,50% 31,80% 24,90% 0,80%

8. Необходимой медицинской помощи 38,30% 25,80% 34,10% 1,80%

9. Модной и красивой одежды 32,80% 35,80% 19,50% 11,90%

10. Необходимой мебели 18,10% 55,50% 19,60% 6,80%

11. Современных политических знаний 18,90% 23,00% 31,90% 26,20%

12. Решительности в достижении своих целей 29,50% 38,80% 29,80% 1,90%

13. Юридической помощи в защите своих прав и интересов 25,40% 19,70% 43,00% 11,90%

14. Возможности полноценно проводить отпуск 41,20% 25,40% 27,10% 6,30%

15. Возможности подрабатывать 30,50% 19,30% 24,50% 25,70%

16. Возможности приобретать самые необходимые продукты 10,50% 70,50% 15,70% 3,30%

17. Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем 12,10% 59,90% 25,00% 3,00%

18. Полноценного досуга 21,20% 50,80% 26,30% 1,70%

19. Возможности трудиться с полной отдачей 17,80% 27,30% 40,50% 14,40%

20. Возможности питаться в соответствии со своими вкусами 26,40% 46,70% 23,40% 3,50%

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № фС 77- 46214. - |SSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

характерные для выпускников интернатных учреждений. Потребность в «юридической помощи в защите своих прав и интересов» наиболее присуща студентам с указанным статусом. С началом присвоения данного статуса человек начинает получать информацию о своих особых правах, которые, безусловно, сохраняются и в период обучения в вузе. В десятку выделенных студентами 1-й группы потребностей

входит потребность в экономических знаниях, необходимых, в том числе, для повы-

шения самостоятельности в управления своим бюджетом (табл. 6).

На основании полученных результатов мы проранжировали потребности и степень их распространенности у респондентов второй группы.На наличие потребностей указывают данные раздела таблицы «не хватает» (табл. 7).

Таблица 7

Ранжирование потребностей студентов с ограниченными возможностями

Характеристика потребностей Не хватает Ранг

Здоровья 61,20% 1

Подходящей работы 52,10% 2

Хорошего жилья 46,30% 3

Уверенности в своих силах 42,50% 4

Возможности полноценно проводить отпуск 41,20% 5

Необходимой медицинской помощи 38,30% 6

Модной и красивой одежды 32,80% 7

Возможности подрабатывать 30,50% 8

Решительности в достижении своих целей 29,50% 9

Современных экономических знаний 29,10% 10

Необходимой одежды 28,72% 11

Возможности питаться в соответствии со своими вкусами 26,40% 12

Юридической помощи в защите своих прав и интересов 25,40% 13

Полноценного досуга 21,20% 14

Современных политических знаний 18,90% 15

Необходимой мебели 18,10% 16

Возможности трудиться с полной отдачей 17,80% 16

Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем 12,10% 17

Возможности приобретать самые необходимые продукты 10,50% 18

Умения жить в новых общественных условиях 6,80% 19

У студентов с ограниченными возможностями ключевой потребностью является потребность в здоровье. Она актуальна для 61,2% студентов данной группы. Материальные потребности, выраженные в необходимости постоянной работы, жилья, возможности полноценно проводить отпуск, подрабатывать, модно и красиво одеваться, также свойственны студентам второй группы. Однако среди материальных потребностей есть и такая как необходимость получения медицинской помощи, получение которой определяется материальными возможностями студентов. В список первоочередных потребностей студентов второй группы входят психологические потребности, такие как «уверенность в своих силах» и «решительность в достижении целей». Потребность в современных экономических знаниях актуальная для 29,1% студентов (табл. 8, 9).

Анализ ранжирования удовлетворенных потребностей позволяет сделать вывод, что у студентов обеих групп есть возможность приобретать самые необходимые продукты питания: в первой группе на такую возможность указывают 63,2%, во второй группе - 70,5%. На втором месте по возможности удовлетворения отмечена потребность проявления «инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем». 59,9% студентов обеих групп отмечают данную потребность. Следующие 4 потребности также совпадают в рангах значимости для студентов обеих групп.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

Таблица 8

Ранжирование удовлетворенных потребностей студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика потребностей Хватает Ранг

Возможности приобретать самые необходимые продукты 63,20% 1

Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем 59,90% 2

Необходимой мебели 56,20% 3

Полноценного досуга 50,80% 4

Возможности питаться в соответствии со своими вкусами 46,70% 5

Необходимой одежды 41,18% 6

Здоровья 40,90% 7

Необходимой медицинской помощи 40,50% 8

Решительности в достижении своих целей 38,80% 9

Модной и красивой одежды 35,80% 10

Умения жить в новых общественных условиях 32,10% 11

Уверенности в своих силах 31,80% 12

Хорошего жилья 30,41% 13

Возможности трудиться с полной отдачей 27,30% 14

Возможности полноценно проводить отпуск 26,10% 15

Современных политических знаний 23,00% 16

Юридической помощи в защите своих прав и интересов 19,70% 17

Современных экономических знаний 19,60% 18

Возможности подрабатывать 19,30% 19

Подходящей работы 7,42% 20

Таблица 9

Ранжирование удовлетворенных потребностей студентов с ограниченными возможностями

Характеристика потребностей Хватает Ранг

Возможности приобретать самые необходимые продукты 70,50% 1

Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем 59,90% 2

Необходимой мебели 55,50% 3

Полноценного досуга 50,80% 4

Возможности питаться в соответствии со своими вкусами 46,70% 5

Необходимой одежды 41,18% 6

Решительности в достижении своих целей 38,80% 7

Модной и красивой одежды 35,80% 8

Умения жить в новых общественных условиях 32,10% 9

Уверенности в своих силах 31,80% 10

Хорошего жилья 30,41% 11

Возможности трудиться с полной отдачей 27,30% 12

Необходимой медицинской помощи 25,80% 13

Возможности полноценно проводить отпуск 25,40% 14

Современных политических знаний 23,00% 15

Юридической помощи в защите своих прав и интересов 19,70% 16

Современных экономических знаний 19,60% 17

Возможности подрабатывать 19,30% 18

Здоровья 18,10% 19

Подходящей работы 17,40% 20

Чуть более 40% студентов первой группы считают удовлетворенными потребность в здоровье и необходимой медицинской помощи. У студентов второй группы

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

КОНТ ТЕПТ

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт.

2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. рег Эл № ФС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

удовлетворенными потребностями считаются «решительность в достижении своих целей» (38,8%) и потребность в модной и красивой одежде (35,8%).

Десятку удовлетворенных потребностей студентов первой группы составляют «решительность в достижении своих целей» (38,8%) и потребность в модной и красивой одежде (35,8%), а для студентов второй группы таковыми являются умение жить в новых общественных условиях (32,1%) и уверенность в своих силах (31,8%).

Преобладание материальных потребностей в социальном самочувствии студентов подтверждается результатами анкетирования (табл. 10).

Таблица 10

Оценка студентами своего материального положения

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с особыми потребностями

Вполне удовлетворен 17,44% 24,9%

Скорее удовлетворен 21,5% 38,7%

Скорее не удовлетворен 34,06% 18,4%

Не удовлетворен 27% 18%

Из полученных результатов видно, что только 17,44% респондентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 24,9% респондентов из числа студентов с ограниченными возможностями, удовлетворены своим материальным положением. 21,5% респондентов (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) и 38,7% респондентов (студенты с ограниченными возможностями) выбрали позицию «скорее удовлетворен». 34,06% респондентов первой группы и 18,4% респондентов второй группы скорее не удовлетворены своим материальным положениям. 27% и 18% респондентов соответственно указали на неудовлетворительное материальное положение.

Таким образом, удовлетворенность своим материальным положением выше у студентов с ограниченными возможностями в 1,5 раза выше, чем у студентов первой группы (табл. 11).

Таблица 11

Оценка студентами изменения своего материального положения

за последние 2-3 года

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с ограниченными возможностями

Улучшилось 38,57% 26,67%

Осталось без изменения 25,71% 33,33%

Ухудшилось 21,43% 13,33%

Затрудняюсь ответить 14,29% 26,67%

Большинство (38,57%) респондентов первой группы считают, что их материальное положение за последние 2-3 года улучшилось. Во второй группе такую оценку изменения своего материального положения дают только 26,67% студентов. 33,3% студентов с ограниченными возможностями считают, что их материальное положение осталось без изменения. В первой группе материальное положение осталось без изменения у 25,71% студентов.

Изменение материального положения в сторону ухудшение отмечают 21,4% студентов первой группы и 13,3% студентов второй группы.

Дать реальную оценку динамики своего материального положения испытали затруднения 14,2% студентов первой группы и 26,6% студентов второй группы.

гм 2 (VI

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 12080 УДК 316.64

Среди причин возможного улучшения своего материального положения, студенты назвали следующее: наличие рабочих мест (26,1% - студенты первой группы, 16,9% -студенты второй группы); настойчивость и желание (23,6 % - студенты первой группы, 15,1% - студенты второй группы); образование (диплом) (22,3% - студенты первой группы, 26,2 % - студенты второй группы); личные связи родителей рассчитывают 6,1% студентов с ограниченными возможностями и 0,4% детей, оставшихся без попечения родителей, видят возможность улучшения своего материального положения через личные связи опекунов (табл. 12).

Таблица 12

Распределение ответов на вопрос:

«В улучшении Вашего материального положения Вам поможет?»

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с ограниченными возможностями

Моё образование (диплом) 22,3% 26,2%

Мой опыт 13,5% 19,7%

Наличие рабочих мест 26,1% 16,9%

Настойчивость и желание,трудоспособность 23,6% 15,1%

Моё умение находить работу 2,6% 10,3%

Моё портфолио (мои резюме и рекомендации) 1,8% 2,3%

Личные связи моих родителей 0,4% 6,1%

Выгодный брак 9,7% 3,4%

Среди причин возможно ухудшения материального положения можно выделить следующие: у студентов 1-й группы преобладает опасение не найти работу по специальности - 34,7%; у студентов 2-й группы на первом месте ухудшение состояния здоровья - 36,1%; студенты 1-й группы обучаются бесплатно, поэтому пункт «увеличение оплаты за обучение» никто из них не выбрал; при этом, студенты 2-й группы такой вариант не исключают - 11,8%; 30,1% респондентов 1-й группы видят ухудшение своего материального положения по причине невозможности найти дополнительный заработок; для 2-й группы респондентов такой ответ был характерен только для 17,3% студентов; у студентов 2-й группы наибольшее опасение вызывает ситуация ухудшения состояния здоровья, что повлечет за собой и ухудшение материального положения - 36,1%; из числа респондентов 1-й группы такой вариант ответа выбрали всего лишь 5,2% (табл. 13).

Таблица 13

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что может быть причиной ухудшения Вашего материального положения?»

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с ограниченными возможностями

Потеря родителями (родителем: мама, папа; опекуном) работы 2,1% 9,5%

Не найду работу по специальности 34,7% 18,2%

Увеличение оплаты за обучение 0% 11,8%

Не найду дополнительный заработок 30,1% 17,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовый кризис 27,9% 7,1%

Ухудшение здоровья 5,2% 36,1%

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № фС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

Характеристики социального самочувствия студентов с особыми потребностями напрямую связаны с настроением, которое у них преобладает. Здесь для студентов 1-й группы характерен ответ «Самое лучшее - жить сегодняшним днем, не забивая себе голову» - 39,3%. Это указывает на пассивность студентов данной группы.

При этом, у респондентов 2-й группы более оптимистичный настрой, так как 22,8% из них считаю, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему. Так же считают и 22,4% студентов из числа респондентов 1 группы.

Обе группы респондентов не согласны с тем, что «улучшения возможны лишь при возврате к прежним порядкам»: 0,4% и 1,1% - соответственно (табл. 14).

Таблица 14

Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Какие настроения, ожидания у Вас преобладают?»

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с ограниченными возможностями

Верю, что улучшения произойдут, но не очень скоро 22,4% 18,6%

Надеюсь, что ближайшее время ситуация в стране улучшится 21,4% 22,8%

Самое лучшее - жить сегодняшним днём, не забивать себе голову 39,3% 10,6%

Особых изменений не предвижу 6,1% 14,4%

Устали ждать перемен 2,1% 8,7%

Устали от несбывшихся надежд 1,3% 7,1%

Жизнь и дальше будет только ухудшаться 1,8% 2,9%

В быстрые перемены не верю 4,1% 11,7%

Ещё немного можно потерпеть 1,1% 2,1%

Улучшения возможны лишь при возврате к прежним порядкам 0,4% 1,1%

Ответы на вопрос «Что вас не устраивает в вашей жизни сейчас?» распределились следующим образом: материальное положение не устраивает 37,8% студентов 1й группы и 19,6% 2-й группы респондентов; для студентов 2-й группы закономерно на первый план выходит ответ «Состояние моего здоровья» - 28,5%, тогда как для 1-й группы этот показатель - 5,6%; зависимость от родителей или опекунов не устраивает 5,2% респондентов 2-й группы и 1,2% 1-й группы; плохое качество жилищных условий отмечают 18,4% студентов 1-й группы и всего 8,5% - 2-й группы; одинаковые показатели у исследуемых групп по таким позициям, как «Учеба без стипендии» - 0,3%, отсутствие работы - 13,2%, личная неустроенность - 15,6% (табл. 15).

Ответы респондентов на вопрос анкеты «Какие из ваших достижений Вы считаете наиболее важными?» уточняют источники настроения студенческой молодежи. Здесь были получены следующие результаты: 34,3% студентов 1-й группы и 32,1% студентов 2-й группы в качестве важного достижения определяют престижностью вуза; 30,5% и 28,7% респондентов соответственно отмечают наличие множества хороших друзей; наличие достижений в спорте: 7,2% респондентов 1-й группы и всего 2,1% респондентов 2-й группы. Это объяснятся ограниченностью физических возможностей студентов 2-й группы; при этом для 2-й группы респондентов 7,9% имеют достижения в научной деятельности и определяют это важным для себя и всего 2,8% студентов 2-й группы выбрали данный вариант ответа (табл. 16).

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

КОНТ тнгтт

научно-методический электронный журнал ART 12080 УДК 316.64

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что Вас не устраивает в Вашей жизни сейчас?»

Таблица 15

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с ограниченными возможностями

Материальное положение 37,8% 19,6%

Зависимость от родителей 1,2% 5,2%

Учеба без стипендии 0,3% 0,3%

Плохое качество жилищных условий 18,4% 8,5%

Отсутствие работы 13,2% 13,2%

Личная неустроенность (нет друга, подруги) 15,6% 15,6%

Состояние моего здоровья 5,6% 28,5%

Взаимоотношение в коллективе (группе и т.д.) 7,9% 9,1%

Таблица 16

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие из Ваших достижений Вы считаете наиболее важными для себя?»

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с ограниченными возможностями

Являюсь студентом престижного вуза 34,3% 32,1%

Подрабатываю на интересной и высокооплачиваемой работе 2,1% 4,6%

Имею множество хороших друзей 30,5% 28,7%

Имею семью («спутника жизни») 10,1% 12,3%

Имею достижения в спорте (победа в соревнованиях, звания мастера спорта и др.) 7,2% 2,1%

Имею достижения в научной деятельности (статьи, выступления на конференциях и др.) 2,8% 7,9%

Имею достижения в культурно-массовой деятельности (выступление на сцене, КВН и др.) 10,4% 11,2%

Не имею никаких достижений 2,6% 1,1%

Восьмой вопрос анкеты позволяет установить, какие проблемы общества вызывают наибольшее опасение у студентов, волнуют их в большей степени, какое отношение к ним показывают студенты с особыми потребностями. После ранжирования ответов по данному вопросу, были получены следующие данные: и для 1-й группы, и для студентов 2-й группы на первом месте стоит проблема ухудшения материального положения многих людей - 59,5% и 32,1% соответственно; особенностью для студентов из 1 -й группы респондентов является популярность указания проблемы «кризис семьи и спад рождаемости, сокращение численности населения» - 52,69% против 18,40% по тому же пункту для респондентов 2-й группы; это объясняется отсутствием полноценных семей для респондентов 1 -й группы; расслоение общества на бедных и богатых выделяют 53,2% 1-й группы и 26,1% 2-й группы; низкое качество образования молодежи в большей степени волнует студентов 1-й группы - 28,6%, чем 2-й -19,8%; плохие условия для полноценного отдыха и досуга отмечают 47,31% респондентов 1-й группы и 15,80% - 2-й группы, что почти в 3 раза меньше (табл. 17, 18).

В заключение респондентам предлагалось ответить на вопрос «От кого вы ждёте помощи в решении своих проблем?» Ответы респондентов распределились следующим образом: студенты 1-й группы в первую очередь рассчитывают на органы

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

КОНТ ТЕПТ

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -

Гос. рег. Эл № фС И- 46П4. - ISSN 2304-120X.

ART 12080 УДК 316.64

Таблица 17

Ранжирование проблем, волнующих респондентов исследования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ранг Проблема %

1 Ухудшение материального положения многих людей 59,50

2 Безответственность и неуважение к закону 53,20

3 Расслоение общества на бедных и богатых 52,69

4 Ограничение свободы слова, демократии 47,31

5 Культ насилия, наркомании в молодежной среде 43,80

6 Непонимание между молодыми и старшими 41,40

7 Рост преступности и угроза личной безопасности 32,80

8 Низкое качество образования молодежи 28,60

9 Ухудшение экологической обстановки 28,40

10 Кризис семьи и спад рождаемости, сокращение численности населения 27,20

11 Плохие условия для полноценного отдыха, досуга 21,80

12 Экономический кризис и спад производства 20,20

13 Межнациональные конфликты, угроза распада России 13,80

14 Духовно-нравственный кризис, утрата идеалов 10,10

15 Опасение войны 7,10

16 Возможность гражданской войны 1,30

Таблица 18

Ранжирование проблем, волнующих респондентов исследования из числа студентов с ограниченными возможностями

Ранг Проблема %

1 Ухудшение материального положения многих людей 32,10

2 Безответственность и неуважение к закону 28,40

3 Расслоение общества на бедных и богатых 26,10

4 Ограничение свободы слова, демократии 25,80

5 Культ насилия, наркомании в молодежной среде 24,60

6 Непонимание между молодыми и старшими 21,80

7 Рост преступности и угроза личной безопасности 20,20

8 Низкое качество образования молодежи 19,80

9 Ухудшение экологической обстановки 19,70

10 Кризис семьи и спад рождаемости, сокращение численности населения 18,40

11 Плохие условия для полноценного отдыха, досуга 15,80

12 Экономический кризис и спад производства 14,50

13 Межнациональные конфликты, угроза распада России 13,80

14 Духовно-нравственный кризис, утрата идеалов 10,10

15 Опасение войны 4,20

16 Возможность гражданской войны 1,20

федеральной власти - 42,5%, тогда как для студентов 2-й группы это показатель составляет всего 19,8%; студенты 2-й группы возлагают надежду на своих родителей -21,3% и 2,5% респондентов 1-й группы - на опекунов; то, что им не от кого ждать помощи в решении проблем считают 9,5% респондентов 1-й группы и 5,9% - 2-й группы (табл. 19).

Организация, процедура и результаты проведения эмпирического исследования позволила нам сделать следующие выводы:

1. У студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладает средний уровень социального самочувствия - 52,86%. Для студентов с ограниченными возможностями характерен повышенный уровень социального самочувствия - 33,33%.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 19

Распределение ответов на вопрос:

«От кого Вы ждёте помощи в решении своих проблем?»

Варианты ответа Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студенты с ограниченными возможностями

От родителей 2,5% 21,3%

Комитетов по делам молодежи 3,1% 3,5%

Студенческого совета 2,1% 1,9%

Студенческого профкома 4,6% 4,5%

Федеральных органов власти 42,5% 19,8%

Социальных служб для молодежи 3,9% 9,8%

Каждый молодой человек должен решать свои проблемы сам 19,5% 20%

До молодежных проблем никому нет дела 8,7% 9,2%

Проблемы молодежи не так актуальны, как у других групп населения 3,6% 4,1%

Не от кого 9,5% 5,9%

2. Инструментарий исследования позволил выделить основные характеристики социальных потребностей, значимой среди которых является потребность в дополнительном заработке.

3. Для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерен ответ «Самое лучшее - жить сегодняшним днем, не забивая себе голову». Это указывает на пассивность студентов данной группы. При этом, у студентов с ограниченными возможностями более оптимистичный настрой, так как 22,8% из них считают, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему.

4. Проблемы, которые волнуют студентов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связаны с решением материальных проблем: ухудшение материального положение, расслоение общества на богатых и бедных, кризис семьи и др. Для студентов с ограниченными возможностями эти проблемы следуют только после актуальной для них проблемы ухудшения собственного здоровья.

5. Стоить отметить, что студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь рассчитывают на органы федеральной власти (42,5%), тогда как студенты с ограниченными возможностями возлагают надежду на своих родителей (21,3%) и только потом (19,8%) на федеральные власти. При этом студенты с особыми потребностями считают, что помощи им ждать не от кого.

Ссылки на источники

1. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. - М.: Академия, 1996. - 196 с.

2. Крупец Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 143-144.

3. Головаха Е. И., Панина Н. В., Горбачик А. П. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС //

Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). - 1998. -

№ 10. - С. 45-72.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

Козлова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Концепт. -2012. - № 6 (июнь). - ART 12080. - 0,8 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 46214. - ISSN 2304-120X.

Kozlova Elena,

Graduate student Department of Social Work Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]

The study of social well-being of students with special needs

Abstract. Social well-being rather complicated figure socially attitude, and it is not only to reduce the level of income, to an awareness of NIJ itself to the poor, middle secured or secured.

Social samochuv-consequence - "an integral characteristic of the relationship of personality to carounding the reality, the degree of satifation with various aspects of life, assess their capabilities".

Keywords: social well-being, students with special needs, the integral index of social well-being.

ISSN 2304-120X

772304

120128

Рецензент: Бородатая Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

977230412012806

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12080.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.