Научная статья на тему 'Исследование состояния и перспектив развития сельского туризма в Республике Татарстан'

Исследование состояния и перспектив развития сельского туризма в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
414
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / TOURIST MARKET / СЕЛЬСКИЙ (ДЕРЕВЕНСКИЙ) ТУРИЗМ / RURAL (VILLAGE) TOURISM / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / PROGRAM-TARGET METHOD / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / TOURIST FLOW / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / NORMATIVE-LEGAL PROVISION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шабанова Людмила Борисовна, Арбузова Мария Владиславовна

По данным Всемирной туристкой организации общие поступления от международного туризма в 2014 г. составили 1,5 триллионов долларов США. В мире 29% экспорта всех услуг и 6% экспорта товаров и услуг приходится на долю международного туристского рынка (в т.ч. путешествия и пассажирский транспорт) [33]. Известно, что по природному и историко-культурному туристическому потенциалу России принадлежит в мировом списке пятое место, а по уровню конкурентоспособности она находится лишь на 69-м (данные UNWTO). Причиной этой диспропорции являются низкое качество предоставляемых услуг, высокие цены и отсутствие за рубежом рекламной информации о состоянии туризма в нашей стране. В Татарстане туризм также является одним из направлений, определяющих перспективы его дальнейшего экономического, культурного и социального развития. Среднегодовая динамика роста турпотока внутри республики в последние годы составляла 12%. Татарстан стал лидером Приволжского федерального округа по количеству туристских прибытий [5]. Ведущие позиции Республики Татарстан среди других субъектов Приволжского федерального округа определяются туристским и рекреационным потенциалом высокого уровня, который обусловлен разнообразием природных туристских ресурсов; наличием уникальных объектов культурного наследия (включая два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО); разнообразным этнографическим и конфессиональным составом населения; выгодным географическим (транспортным) положением; наличием современной туристской инфраструктуры. Несмотря на богатые природные ресурсы и уникальное наследие культуры Республики Татарстан, которые являются важнейшими и объективными предпосылками для развития регионального туризма, необходима объективная оценка их пространственного распределения. Для чего проведен анализ основных административно-территориальных единиц в границах муниципальных образований и в границах городов республики с целью определения их рейтинга, как важнейших точек дальнейшего экономического роста Республики Татарстан. К таким точкам относятся сельский туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шабанова Людмила Борисовна, Арбузова Мария Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE ACTUAL STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE RURAL TOURISM IN TATARSTAN REPUBLIC

According to the World Tourist Organization, in 2014 the total income from international tourism reached US$1.5 trillion. 29% of the global export of services and 6% of the export of goods and services belongs to the international tourist market (including trips and passenger transportation) [33]. It is known that Russia ranks fifth in the world by the natural and historical-cultural touristic potential, while by the competitiveness level it ranks only 69th (data by UNWTO). This disproportion is due to the low quality of the services rendered, high prices and lack of advertising information abroad about the tourism in our country. In Tatarstan tourism is also one of the sectors determining the prospects of its further economic, cultural and social development. The average annual dynamics of the tourist flow growth within the Republic was 12% in the recent years. Tatarstan became the leader of the Volga Federal District by the number of tourist arrivals [5]. The leading position of Tatarstan Republic among other subjects of the Volga Federal District are determined by the high-rank tourist and recreational potential, which is due to the variety of natural touristic resources; unique cultural venues (including two UNESCO World Heritage sites); diverse ethnographic and confessional composition of the population; advantageous geographic (transportation) position; availability of modern tourist infrastructure. In spite of the rich natural resources and unique cultural heritage of Tatarstan Republic, which are the most important and objective prerequisites of the regional tourism development, one should objectively evaluate their territorial distribution. For this purpose, we have analyzed the main administrative-territorial units within the municipal entities and the borders of cities and town of the Republic to define their ranking as the most important points for economic growth of Tatarstan. One of such points is rural tourism.

Текст научной работы на тему «Исследование состояния и перспектив развития сельского туризма в Республике Татарстан»

экономические науки

Шабанова Людмила Борисовна, Арбузова Мария Владиславовна ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ...

УДК 338.48(075.8)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

© 2016

Шабанова Людмила Борисовна, доктор экономических наук, профессор Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань (Россия) Арбузова Мария Владиславовна, старший преподаватель кафедры «Гостиничный и туристический бизнес» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация. По данным Всемирной туристкой организации общие поступления от международного туризма в 2014 г. составили 1,5 триллионов долларов США. В мире 29% экспорта всех услуг и 6% экспорта товаров и услуг приходится на долю международного туристского рынка (в т.ч. путешествия и пассажирский транспорт) [33]. Известно, что по природному и историко-культурному туристическому потенциалу России принадлежит в мировом списке пятое место, а по уровню конкурентоспособности она находится лишь на 69-м (данные UNWTO). Причиной этой диспропорции являются низкое качество предоставляемых услуг, высокие цены и отсутствие за рубежом рекламной информации о состоянии туризма в нашей стране. В Татарстане туризм также является одним из направлений, определяющих перспективы его дальнейшего экономического, культурного и социального развития. Среднегодовая динамика роста турпотока внутри республики в последние годы составляла 12%. Татарстан стал лидером Приволжского федерального округа по количеству туристских прибытий [5]. Ведущие позиции Республики Татарстан среди других субъектов Приволжского федерального округа определяются туристским и рекреационным потенциалом высокого уровня, который обусловлен разнообразием природных туристских ресурсов; наличием уникальных объектов культурного наследия (включая два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО); разнообразным этнографическим и конфессиональным составом населения; выгодным географическим (транспортным) положением; наличием современной туристской инфраструктуры. Несмотря на богатые природные ресурсы и уникальное наследие культуры Республики Татарстан, которые являются важнейшими и объективными предпосылками для развития регионального туризма, необходима объективная оценка их пространственного распределения. Для чего проведен анализ основных административно-территориальных единиц в границах муниципальных образований и в границах городов республики с целью определения их рейтинга, как важнейших точек дальнейшего экономического роста Республики Татарстан. К таким точкам относятся сельский туризм.

Ключевые слова: туристский рынок, сельский (деревенский) туризм, программно-целевой метод, туристский поток, государственное регулирование, нормативно-правовое обеспечение.

RESEARCH OF THE ACTUAL STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE RURAL TOURISM IN TATARSTAN REPUBLIC

© 2016

Shabanova Lyudmila Borisovna, doctor of economical science, professor Kazan (Volga) Federal University, Kazan (Russia) Arbuzova Mariya Vladislavovna, assistant professor of the chair «Hotel and Tourist Business» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Abstract. According to the World Tourist Organization, in 2014 the total income from international tourism reached US$1.5 trillion. 29% of the global export of services and 6% of the export of goods and services belongs to the international tourist market (including trips and passenger transportation) [33]. It is known that Russia ranks fifth in the world by the natural and historical-cultural touristic potential, while by the competitiveness level it ranks only 69th (data by UNWTO). This disproportion is due to the low quality of the services rendered, high prices and lack of advertising information abroad about the tourism in our country. In Tatarstan tourism is also one of the sectors determining the prospects of its further economic, cultural and social development. The average annual dynamics of the tourist flow growth within the Republic was 12% in the recent years. Tatarstan became the leader of the Volga Federal District by the number of tourist arrivals [5]. The leading position of Tatarstan Republic among other subjects of the Volga Federal District are determined by the high-rank tourist and recreational potential, which is due to the variety of natural touristic resources; unique cultural venues (including two UNESCO World Heritage sites); diverse ethnographic and confessional composition of the population; advantageous geographic (transportation) position; availability of modern tourist infrastructure. In spite of the rich natural resources and unique cultural heritage of Tatarstan Republic, which are the most important and objective prerequisites of the regional tourism development, one should objectively evaluate their territorial distribution. For this purpose, we have analyzed the main administrative-territorial units within the municipal entities and the borders of cities and town of the Republic to define their ranking as the most important points for economic growth of Tatarstan. One of such points is rural tourism.

Keywords: tourist market, rural (village) tourism, program-target method, tourist flow, state regulation, normative-legal provision.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Являясь одним из перспективных направлений развития рынка туристкой индустрии, сельский (деревенский) туризм включает в себя сочетание различных форм и видов отдыха. Сельский туризм интенсивно пропагандируется в зарубежных странах. В Европе сельский туризм обеспечивает порядка 20-30% дохода туристской отрасли. В таких странах Европы, как Греция, Португалия, Испания, Ирландия, Италия, Франция деятельность предпринимателей, занимающихся организацией сельского туризма, поддерживают на государственном уровне, и учитывают при разработке программ комплексного социального и экономического развития села (деревни).

Продвижением услуг сельского туризма на рынок занимаются специальные организации, самая значимая из которых «EUROGITES» (Европейская Федерация сельского зеленого туризма).

Известно, что у каждой страны своя специфика сельского туризма - различны виды и этапы становления национальных моделей, их базовые составляющие, а также формы государственной поддержки. Для Республики Татарстан наступил этап целенаправленного развития сельского туризма как составной части туриндустрии республики. Он предполагает комплексное решение проблем и тесное взаимодействие всех участников туристского рынка - частного бизнеса, республиканских, региональных муниципальных органов госуправления,

Шабанова Людмила Борисовна, Арбузова Мария Владиславовна I жтсутч^ше

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ... науки

а также более активное привлечение внешних инвестиций и участие в международных проектах по развитию территорий (наднациональная поддержка, например, на уровне ЕС).

Понятия сущности и видов сельскохозяйственного отдыха, требуют четкой формулировки и уточнения в нормативно-правовом законодательстве нашей страны, которое должно разъяснить и четко разграничить виды сельскохозяйственного отдыха. Потому, что сельский туризм может включать в себя различные виды туризма: оздоровительный, экологический, этнографичекий, гастрономический и другие.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сельский туризм является многогранным направлением развития туристской деятельности, исследованию которого посвящены труды многих специалистов. Так, проблемы разработки инновационных моделей развития сельского туризма и возможности их применения в России изложены в трудах Баландина Ю.С. [10], Муртаева А.В.

[22], Полухиной А.Н., Лежнина В.В. [26]. Как форму развития сельских территорий сельский туризм рассматривают Волынцева Н.А. [15], Елагин В.И. [17], Еремин В.И., Морозова С.И. [18], Новиков В.Г., Жубаркин С.В.

[23]. Зарубежный опыт развития сельского туризма обобщен в работах Адамеску А.А. [7], Бадальянц С.В. [9], Печерица Е.В., Шевченко М.И. и др. [25]. Состояние и основные направления развития туризма в сельской местности исследуются в трудах Здорова А.Б. [19], Белоусовой Е.В. [11], Вашурова М.В. [12], Волкова С.К. [14], Панюкова А.И., Панюковой А.И. [24], Уланова Д.А. [30]. Рекомендации по совершенствованию государственного и нормативно-правового регулирования представлены в работах Арсентьевой А.В., Гомилевской Г.А. [8], Веслогузовой М.В. [13], Крутикова В.К. [21], Поповой О.В. [27].

Анализ последних публикаций показал (Абряндина В.В., Здоров М.А. [6], Кузьмина Ю., Цывунин Е. [20], Якимова О.Ю., Брянин А.С. [31]), что эффективным инструментом развития туризма служит программно-целевой метод. Так, в Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 20112018 годы» [1]. В ряде субъектов (в т.ч. в Республике Татарстан) и муниципальных образований разработаны соответствующие программы. Целевые программы, связанные с развитием сельского туризма, реализуются в Алтайском крае, Пензенской, Белгородской, Самарской областях. Владимирская, Новгородская, Ивановская, Вологодская области являются лидерами в продвижении сельского (деревенского) туризма.

При разработке целевых программ все большее значение в становлении сельского туризма приобретают общественные и саморегулируемые организации и объединения, в том числе ассоциации, связанные с его продвижением. Деятельность таких организаций, как «Ассоциация развития агротуризма («АгроТуризмАссоциация»)», «Ассоциация владельцев сельских усадеб (Республика Карелия)», связана с расширением числа учреждений, организаций, интересующихся развитием сельского туризма в субъектах нашей страны, с выявлением и установлением партнерских отношений с туристскими крестьянско-фермерскими хозяйствами. Ассоциацию сельскохозяйственных консультационных организаций (АСКОР) в Приволжском округе в Республике Татарстан представляет служба информационно-консультационного обслуживания Агропромышленного комплекса ГУП РТ «Республиканский информационно-вычислительный центр Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан».

В отличие от существующей в Европе политики поддержки отсталых районов (и восстановления конкурен-62

тоспособности их аграрного сектора) развитие туризма в селах республики протекает путем диверсификации деятельности конкурентоспособных (прибыльных) организаций агропромышленного комплекса. В Республике Татарстан таковых большинство - 84,4% к общему числу по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» [34].

Несмотря на то, что вопросам оптимизации использования природных, этнографичеких, гастрономических и других туристских ресурсов в сельском туризме посвящено наибольшее число исследований (Ганьшина Г.В., Чаус Н.В. [16], Савченко И.М. [28], Самостроенко Г.М. [29], Яковенко Н.В. [32]), практически решение этой проблемы далеко до завершения. На разработку рекомендаций по использованию особенностей туристского потенциала Республики Татарстан и ее муниципальных районов для развития сельского туризма и направлено исследование, проведенное в статье.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целями статьи являются: определить состояние и перспективы развития сельского туризма в Республике Татарстан; исследовать возможности применения зарубежного опыта в сельском туризме Республики Татарстан, а также в исследовании роли органов местного самоуправления в развитии потенциала сельского туризма в Татарстане и его муниципальных районах.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Ежегодный прирост потока туристов в Республику Татарстан равняется в среднем 12% [4]. Сложившийся в настоящий момент по Республике Татарстан уровень (доля) туристских услуг в совокупном объеме платных услуг на уровне 0,8% (что составляет 1602,3 млн. руб.) подтверждает недостаточное поступательное развитие рынка услуг туризма, в том числе и сегмента сельского туризма. В то время, как в большинстве стран Европы, сельский туризм занимает долю в 10-20% в общем объеме продаж туристских услуг. Для того, чтобы дать представление о состоянии рынка туристской и гостиничной индустрии в Республике Татарстан приведем динамику основных показателей его развития в таблицах 1, 2, 3. Это еще раз поможет представить, насколько незначительное место в настоящее время занимает сельский туризм в РТ.

Таблица 1 - Количество лиц, обслуженных коллективными средствами размещения (тыс. человек) [34]

Показатели Годы

2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Количество лиц. об служенных коллективными средствами размещения 638,2 732,4 396,6 741,4 989,7 1113,5 1238,8 1430,4 1569,9 1641,69

Тенденции роста объемов продаж туристских услуг представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Объем платных услуг населению по отдельным видам (млн. рублей) [34]

Показатели Годы

2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Платные 54914, 69612, 93325. 118482 132938 154128 176247 191119 212334 229759

услуги—всего 6 2 S v3 ,5 .4 ,2 ,6 ,1 ,7

втоычислепо 2082.1 27122 3718,8 4694,5 5310,9 5663,5 6488,9 7889,4 9066,8 10030.

туризму, И5 1

них:

-туристские 338,7 509,5 673,3 912,5 1137,2 1239,1 1509,1 1932,4 2313,4 2477,5

\'сл\'ги

-услуги 716,6 945,4 14633 1798,1 1932,2 2261,4 2654,8 33 76,3 4607,5

гостишщи

аналогичных 3949,1

средств

размещения

-санаторно- 1026,8 12573 15822 1983,9 2241,5 2163 2325 2580,7 2945,1

оздоровигальн 2804,3

ые услуги

Из данных таблиц видно, что положительная динамика экономических показателей, в Республике Татарстан становится более устойчивой, следовательно, растет привлекательность инвестиционного климата в индустрии туризма, развивается и совершенствуется туристская инфраструктура. Все это достигается благодаря целевой государственной политике органов власти.

Татарстан, являясь лидером в ПФО по ряду основ-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14)

экономические науки

Шабанова Людмила Борисовна, Арбузова Мария Владиславовна ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ...

ных показателей, отражающих состояние гостиничного и туристического рынка, а также наиболее развитым регионом в гостиничной сфере Поволжья, демонстрирует высокую конкурентоспособность, подкрепленную высоким спросом на гостиничные услуги (таблица 3).

Таблица 3 - Количество коллективных средств размещения, действующих на территории Республики Татарстан, по состоянию на 01.01.2015г. [34]

Показатели Общее количество Количество номеров Количество мест

Количество коллективных средствразмещения 350 14123 37356

Специализированные средства размещения (санаторно-курортные, базы отдыхай другие предприятия отдыха) 92 6361 1S674

Необходимо отметить, что на г. Казань приходится более 80% номерного гостиничного фонда. Положительными тенденциями развития гостиничной индустрии в республике является не только количественное увеличение числа гостиниц и отелей, но и изменение качественной структуры номерного фонда. Речь идет об увеличении количества гостиниц среднего экономического класса и хостелов, а также экспансии мировых гостиничных цепей - «Ibis», «Park Inn», «Courtyard Marriott» и других.

Сельский туризм как сегмент туристского рынка республики до конца не сформировался - как по составу участников, видам услуг; емкости, (объемам) потребительского спроса, по уровню стандартов, так и в плане консолидации усилий профессиональных объединений. Кроме того, отсутствует соответствующая информационно-статистическая база по сельскому туризму. На наш взгляд, в Республике Татарстан остается недооцененным органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и жителями потенциал сельского туризма как одного из перспективных сегментов рынка туристских услуг. Между тем, осознавая необходимость развития территории (пополнения местного бюджета, обеспечения занятости людей, развития инженерно-транспортной инфраструктуры), а также сохранения исторического и культурного наследия и этнической идентичности сельских территорий, деревенский туризм имеет практическую значимость не только для сельской местности, но и для поселков городского типа, небольших городов республики (прежде всего, без развитого промышленного сектора экономики). Поэтому необходимо обеспечить программно-целевой подход к решению наиболее актуальнейших задач в этой сфере.

Сельский туризм в Татарстане усиливает свои позиции, так, уже 18 муниципальных районов оказывают различные услуги сельского туризма. Определенные надежды по внедрению сельского туризма в некоторых отдельных муниципальных районах Республики Татарстан связаны с реализацией инвестиционных проектов. Перспективный проект, представляющий интерес не только для Республики Татарстан, но и для России реализуется в Камских Полянах - Туристско-оздоровительный парк «Камские Поляны», границы которого охватывают пять муниципальных районов республики, с центром в Камских Полянах.

Развитие сельского (деревенского) туризма необходимо рассматривать во взаимосвязи с перспективами развития бизнеса на селе в целом [35-40]. Расширение видов деятельности в сельском туризме при государственной поддержке позволит сформировать цивилизованный и конкурентоспособный рынок туристских услуг республики.

В сельских территориях Республики Татарстан проживает 25% населения. В долгосрочной целевой программе «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы» в числе перспективных направлений «сельский туризм» упомянут, но не конкретизирован [5]. Данное направление, на наш взгляд, носит специфический характер и требует дополнительной предметной разработки в рамках отдельной подпрограммы. К числу первоочередных мероприятий на ближайшую перспективу (1-2 года), необходимых для

включения в подпрограмму, можно отнести проведение в муниципальных образованиях мониторинга по выявлению потенциальных участников рынка по направлению «сельский туризм».

Одним из путей дальнейшей реализации преимуществ сельского туризма является реализация в Республике Татарстан «Федеральной целевой программы по развитию сельского хозяйства в России» [3]. Комплекс мер по укреплению финансового положения малых форм хозяйствования на селе (в части Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования») должен быть реализован в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [2].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящее время в развитии сельского туризма в Республике Татарстан остаются не решенными некоторые проблемы: отсутствие системы нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности как основы государственной политики по сельскому туризму и республиканской подпрограммы по развитию сельского туризма (в т.ч. муниципальных программ).

Сельский туризм республики может сочетать в себе элементы, характерные итальянской, французской и британской моделям. Из итальянской модели для сельских территорий республики применимы акценты на экотуризм (отдых, здоровье), природу, спорт; из французской - уклон на гастрономию, национальную кухню (татарскую, русскую), традиции отдельных местных производств (производство мяса казылыка, бастурмы, кумыса, халяль-продукции, а также водок, хлеба, народных промыслов), комфортные условия проживания; из британской модели - верховая езда, общение с животными (лошади), погружение в уклад фермерской жизни.

Среди видов сельского туризма, на наш взгляд, наибольший интерес будут представлять направления, связанные с кулинарными, народными, культурными, религиозными традициями, а также событийными мероприятиями - «Кухни народов Республики Татарстан», «Ювелирное искусство Татарстана», праздники «Сабантуй», «Каравон», «Каз бэйрямэ», «Каз омэсе», конные скачки, спортивные чемпионаты Европы и мира и т.д.).

Планируемые меры государственного регулирования в сфере развития сельского туризма, должны существенно повлиять на развитие туристской инфраструктуры в селах, продвижению национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, способствовать развитию предпринимательской активности в данной сфере. Реализация программы развития сельского туризма в российской провинции должна стать важной точкой роста экономического, социального, культурного и духовного развития сельского населения.

Татарстан - регион, активно позиционирующийся в мировом социально-экономическом и информационном пространстве и обладающий необходимым потенциалом для того, чтобы в будущем занять собственную нишу на рынке сельского туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011г. № 644 (ред. от 18.12.2014г.) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 34. - Ст. 4966. - 22 августа.

2. Распоряжение Правительства РФ от 09.09.2015г. № 1758-р «Об утверждении плана реализации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 14.09.2015г.

3. Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября

Шабанова Людмила Борисовна, Арбузова Мария Владиславовна жономические

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ... науки

2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». - 2010. - № 50. - Ст. 6748. - 13 декабря.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 522 от 21.07.2014г. Государственная Программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020гг». // «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти». - 2014. - № 60. - Ст. 1833. - 12 августа.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 72 от 05.02.2013г. «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016гг» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2013. - № 15. - Ст. 0531. - 22 февраля.

6. Абряндина В.В., Здоров М.А. Существующие подходы к разработке региональных программ развития туризма сельских территорий // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2(53-2). С. 358-361.

7. Адамеску А.А. Современные подходы к организации агротуризма в странах Центральной и Восточной Европы /А.А. Адамеску, В.Ю. Воскресенский // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 33. С. 67-71.

8. Арсентьева А.В., Гомилевская Г.А. Государственное регулирование сельского туризма // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 564.

9. Бадальянц С.В. Зарубежный опыт и отечественная практика развития сельского туризма // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 184-186.

10. Баландин Ю.С. Инновационные модели развития сельского туризма и возможности их применения в России /Ю.С. Баландин // Ваш сельский консультант. 2011. № 3. С. 20-22.

11. Белоусова Е.В. Состояние и перспективы развития сельского туризма в Российской Федерации /Е.В. Белоусова // Ваш сельский консультант. 2010. № 3. С. 5-7.

12. Вашуров М.В. Сельский туризм как фактор становления новой социально-экономической формации в сельской местности // Вестник Казанского государственного университета, 2014. Т.9, № 3(33). С. 17-21.

13. Веслогузова М.В. Основные направления государственного регулирования развития туризма в Республике Татарстан.// Материалы 3-й Всерос. электр. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российской регионов». Чебоксары. 15 апреля - 15 мая 2014 г. Чебоксары: ООО Издательский дом «Пегас», 2014. С. 149-153.

14. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 6(17). С. 30-38.

15. Волынцева Н.А. Сельский туризм как форма развития сельских территорий / Н.А. Волынцева // Ваш сельский консультант. 2012. № 1. С. 32-33.

16. Ганьшина Г.В. Народные художественные промыслы как средство активизации событийного туризма в России /Г.В. Ганьшина, Н.В. Чаус // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 76-86.

17. Елагин В.И. Агротуризм как одно из перспективных направлений развития сельских территорий Нижегородской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. № 7 (93). С. 85-89.

18. Еремин В.И. Морозова С.И. Развитие сельского и агротуризма в муниципальных образованиях // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. № 4. С. 84-85.

19. Здоров А.Б. Комплексное развитие туризма в сельской местности /А.Б. Здоров // Проблемы прогнозирования. 2009. № 4. С. 149-153.

20. Кузьмина Ю. Программное обеспечение развития

агротуризма /Ю.Кузьмина, Е. Цывунин // АПК: экономика, управление. 2010. № 8. С. 35-37.

21. Крутиков В.К. Разработка и реализация механизма государственной поддержки сельского туризма в регионе (на опыте Калужской области) / В.К. Крутиков // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 22(205). С. 23-26.

22. Муртаева А.В. Сельский туризм как альтернативная форма хозяйствования в сфере сельского хозяйства // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 252. С. 179-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Новиков В.Г., Жубаркин С.В. Аграрный туризм как фактор территориального развития и диверсификации сельской экономики // АПК: Экономика и управление. 2013. № 10(октябрь), С. 75-81.

24. Панюков А.И., Панюкова А.И. Агротуризм: современное состояние и перспективы развития // Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 2013. Т.2. № 4. С. 92-99.

25. Печерица Е.В., Шевченко М.И. Мировой опыт развития агротуризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 41 (182). С. 44-53.

26. Полухина А.Н., Лежнин В.В. Инновационные методы развития региона: сельский туризм // Экономические науки. 2015. № 4(125). С. 117-121.

27. Попова О.В. Правовое регулирование агротуризма (сельского туризма) // Аграрное и земельное право. 2015. № 1(121). С. 64-69.

28. Савченко И.М. Этнографический туризм - одна из перспективных форм туризма на Алтае /И.М. Савченко // Проблемы региональной экологии. 2012. № 3. С. 75-79.

29. Самостроенко Г.М. Развитие туризма в регионе на основе использования потенциала народных промыслов /Г.М. Самостроенко // Региональная экономка: теория и практика. 2012. № 1(232). С. 19-23.

30. Уланов Д. А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Д. А. Уланов // Молодой ученый. 2013. №6. С. 455-459.

31. Якимова О.Ю., Брянин А.С. Оценка эффективности реализации целевых программ в республики Мордовия // Вестник МарГТУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 59-70.

32. Яковенко Н.В. Сельские гостевые дома как перспективное направление развития агротуризма в Ивановской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. № 3. С. 83-90.

33. Сетевое издание «Интерфакс». URL: http://tour-ism.interfax.ru/ru/news/articles/26737/

34. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: URL: www.gks.ru.

35. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.

36. Марченко О.А. Региональные аспекты функционирования сельского туризма в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 183-185.

37. Любонько Т.В. факторы развития сельского туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 85-88.

38. Зиганшин И.И., Овчаров А.О., Рысаева М.А. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 17-25.

39. Марченко О.А. Социально-экономические основы регионального развития сельского туризма в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 150153.

40. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 124-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.