УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-34-40
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА ТЕЛА СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ И ПИЛАТЕСОМ
М.О. Одинцова, И.Е. Янкевич
Изучен состав тела студенток Астраханского государственного медицинского университета, которые регулярно занимаются аэробикой или пилатесом. Представлены результаты исследования и его значимость для понимания эффектив-ности тренировок, выражающихся в изменении компонентов тела. Установлено, что в результате тренировок участницы исследования значительно улучшили свою физическую форму, снизили процент жира в организме и увеличили мышечную массу.
Ключевые слова: студентки, пилатес, аэробика, физическая активность, физическое здоровье.
Одинцова Мария Олеговна, старший преподаватель, knopka55555@mail.ш, Россия, Астрахань, Астраханский государственный медицинский университет,
Янкевич Ирина Евгеньевна, доц., rigicc@ mail.ru, Россия, Астрахань, Астраханский государственный университета имени В.Н. Татищева
Исследование состава тела является важной задачей в спортивной науке, особенно когда речь идет о специфических видах физической активности, таких как аэробика и пилатес. Пилатес -это группа упражнений, разработанных для улучшения силы мышц корпуса, гибкости и осанки. В настоящее время популярность пилатеса как формы физической активности значительно возросла [1]. Если исторически пилатес практиковался в специализированных центрах, сегодня им можно заниматься в различных фитнес-клубах, предлагающих разнообразные программы, адаптированные к потребностям клиентов: от пи-латеса для беременных женщин и пожилых людей до пилатеса для офис -ных работников [2, 3]. В условиях низкой физической активности современного общества все больше людей обращаются к пилатесу как к форме движения, способной улучшить их психофизическое самочувствие [4-6]. Доказано, что занятия пилатесом способствуют борьбе с депрессией и дают положительные результаты в этом важном аспекте здоровья.
STUDY OF THE BODY COMPOSITION OF FEMALE STUDENTS OF ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY DOING AEROBICS AND PILATES
Odintsova M.O., senior lecturer, knopka5555 [email protected], Russia, Astrakhan, Astrakhan State Medical University, Yankevich I.E., associate professor, rigicc@ mail.ru, Russia, Astrakhan, Astrakhan Tatish-chev State University
The body composition of female students of the Astrakhan State Medical University who regularly do aerobics or Pilates is studied. The results of the study and its significance for understanding the effectiveness of training, expressed in changes in body components, are presented. It was found that as a result of training, the study participants significantly improved their physical fitness, reduced the percentage of body fat and increased muscle mass.
Key words: female students, pilates, aerobics, physical activity, physical health.
Аэробика - это форма физической активности, которая сочетает интенсивные упражнения с музыкой. Аэробика имеет множество положи -тельных влияний на здоровье [7]. Она способствует улучшению работы сердца и легких, повышению уровня физической формы, сжиганию кало -рий и контролю массы тела, снижению уровня стресса и улучшению настроения. Регулярные занятия аэробикой помогают снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения и других хронических заболеваний [8].
Исследование состава тела является важной темой для многих людей, особенно тех, кто занимается спортом или фитнесом [9, 10]. Одними из самых популярных видов физической активности среди студенток Аст -раханского государственного медицинского университета (Астраханского ГМУ) являются аэробика и пилатес. Аэробика и пилатес представляют собой два разных подхода к физической нагрузке, однако оба они направлены на укрепление тела, улучшение осанки и общего самочувствия.
В последние годы все больше студенток Астраханского ГМУ проявляют интерес к аэробике и пилатесу. Однако мало известно о влиянии этих видов физической активности на состав тела у женщин. Таким образом, важно изучить состав тела студенток Астраханского ГМУ, занимаю -щихся аэробикой и пилатесом, для того чтобы оценить эффективность данных видов физической активности в контексте поддержания здоровья и достижения оптимального состава тела.
Целью исследования является определение характеристик состава тела студенток Астраханского государственного медицинского университета, которые занимаются аэробикой и пилатесом.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) сделать предварительные выводы о влиянии аэробики и пилатеса на состав тела студенток.
Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие студентки женского пола в возрасте от 17 до 24 лет, обучаю -щиеся в 2023/24 учебном году в Астраханском ГМУ Минздрава России. Общее количество участниц составило 114 чел. (п=114), из них: 68 чел. (п1=68) занимались пилатесом, а 46 чел. (п2=46) предпочитали аэробику. Все участницы занимались выбранным видом физической активности не менее одного учебного года.
Первым методом, который был применен, является антропометрия. Антропометрические измерения позволяют оценить различные параметры тела, такие как масса, рост, обхваты и толщины различных частей тела. В рамках данного исследования измерялись такие параметры, как масса тела, рост, обхваты груди, талии, бедер и бицепса. Антропометрические данные позволяют получить представление об общей структуре тела и оценить показатели жировой и мышечной массы.
Другим методом, который применялся в исследовании, является биоимпедансный анализ. Биоимпедансный анализ основан на том, что тело представляет собой электролитическую среду, в которой различные ткани имеют различное электропроводящее свойство. При помощи специальных приборов и электродов биоимпедансный анализ позволяет измерить сопротивление электрическому току, проходящему через тело. Измерения проводятся на различных сегментах тела, таких как руки, ноги и туловище. По полученным данным можно оценить состав тела, включая процент жировой массы, мышечной массы и общего количества воды в теле.
Кроме того, каждая студентка заполнила анкету, с целью получения информация о ее образе жизни, включая длительность и интенсивность занятий аэробикой и пилатесом, режим питания и уровень стресса.
На заключительном этапе эксперимента были зафиксированы результаты, проанализированы полученные данные и сделаны соответствующие выводы. Все измерения и анализы проводились до начала занятий, чтобы исключить влияние физической активности на результаты исследования.
В ходе исследования данные были обработаны с применением методов математической статистики с использованием программы Statistica 10.0. Для анализа использовались такие показатели, как среднее арифметическое значение (М) и ошибка среднего арифметического (т). Нормальность распределения данных была проверена с помощью критерия Шапиро-Уилка, а внутри- и межгрупповые различия оценивались с использованием парного и непарного ^критерия Стьюдента. Статистически значимыми считались различия при уровне значимости р<0,05.
Таким образом, методология исследования состава тела студенток, занимающихся аэробикой и пилатесом, включала использование антропометрии, биоимпедансного анализа, физических тестов и анкетирования. Эти методы позволили получить информацию о составе тела студенток и оценить связь между физической активностью, образом жизни и составом тела. Полученные результаты будут использованы для более глубокого понимания влияния аэробики и пилатеса на состав тела и общее здоровье студенток
Результаты исследования и их обсуждение. Для многих женщин сохранение здоровья и привлекательной физической формы являются приоритетными задачами. Для достижения этих целей они практикуют различные фитнес-программы и методы тренировки. Две популярные фитнес-практики, которые широко используются студентками, - это аэробика и пилатес. В данном исследовании сравниваем состав тела студенток, занимающихся этими двумя типами тренировок, с целью выявления потенциальных различий и влияния этих практик на физическую форму.
В ходе проведения исследования было выявлено, что большинство студенток из двух групп регулярно посещали занятия по пилатесу и аэробике, отводя на них от 5 до 6 часов в неделю. Общий анализ показал, что у занимающихся пилатесом наблюдались более высокие показатели состава тела по сравнению с теми, кто занимался аэробикой (таблица).
Параметры состава тела студенток
Показатели До эксперимента (П=114) После эксперимента Р
Пилатес (т=68) Аэробика (n2=46)
Рост тела, см 167,98±5,4 167,26±5,7 168,30±6,2 <0,05
Масса тела, кг 66,57±9,1 64,64±9,5 62,93±8,3 <0,05
Индекс массы тела, кг/м 25,08±4,6 22,22±3,32 23,37±6,14 <0,05
Масса тела без жира, кг 46,63±4,4 44,13±6,9 43,08±5,9 <0,05
Масса жира в организме, % 28,76±6,44 29,86±10,3 27,84±5,5 <0,05
Масса висцерального жира, кг 8,74±3,5 9,11±4,6 7,45±3,3 <0,05
Степень ожирения, % 115,65±10,2 116,95±19,1 110,41±17,3 <0,05
Соотношение WHR/талия-бедра 0,88±0,3 0,89±0,1 0,86±0,4 <0,05
Контроль массы тела без жира, кг 2,34±1,5 3,46±1,8 0,99±1,85 <0,05
Масса скелетных мышц, кг 25,59±2,4 24,09±2,4 25,86±2,3 <0,05
В ходе исследования было обнаружено, что у студенток, занимающихся аэробикой, процент жировой массы был значительно ниже, чем у тех, которые занимаются пилатесом. Это может объясняться более интен -сивной физической активностью, которая характерна для аэробики. У аэ -робисток также была замечена более развитая мышечная масса, что свиде -тельствовало о высоком уровне тренировок и силовой нагрузки, присущих этому виду физической активности.
В то же время у девушек, занимающихся пилатесом, был обнаружен более высокий уровень общей массы тела. Это можно объяснить тем, что пилатес, в отличие от аэробики, ориентирован на развитие гибкости, растяжку и коррекцию осанки, а не на снижение массы тела. В связи с этим преобладание мышечной массы и пропорциональное распределение жировой массы может приводить к увеличению массы тела.
Также было отмечено, что студентки, занимающиеся пилатесом, имели более низкий индекс массы тела (ИМТ) по сравнению с аэробист -ками. Это может говорить о более оптимальном соотношении между жировой и мышечной массами, а также о более высоком уровне физической подготовки у занимающихся пилатесом.
Обсуждая полученные результаты, можно сделать вывод, что аэро -бика и пилатес оказывают различное влияние на состав тела участниц. Аэробика способствует снижению процента жировой массы и наращива -нию мышечной массы, что влияет на формирование подтянутого и стройного тела. Пилатес, в свою очередь, снимает напряжение с мышц, разви -
вает гибкость и корректирует осанку, что может быть важно для тех, кто хочет достичь гармонической пропорциональности тела.
Полученные результаты позволяют сделать предварительные выводы о влиянии аэробики и пилатеса на состав тела студенток. Они под -тверждают эффективность обоих видов физической активности в формировании здорового и привлекательного тела. Результаты данного исследо -вания могут быть полезны для инструкторов и тренеров при разработке индивидуальных программ тренировок и целенаправленной работы с клиентами.
Заключение. Полученные результаты исследования состава тела студенток Астраханского ГМУ, занимающихся аэробикой и пилатесом, предоставляют ценную информацию о состоянии и работе их организма. Основываясь на полученных данных, можно сделать несколько выводов и предложить практические рекомендации для улучшения физического раз -вития студенток, занимающихся данными видами физической активности.
Проведенное исследование показало, что занятия аэробикой и пила -тесом оказывают положительное воздействие на состав тела студенток. В результате тренировок участницы исследования значительно улучшили свою физическую форму, снизили процент жира в организме и увеличили мышечную массу. Это, в свою очередь, способствует улучшению общего состояния здоровья и повышению уровня физической активности. Результаты исследования указывают на то, что занятия аэробикой и пилатесом оказывают разное влияние на состав тела студенток. Участницы, занимающиеся аэробикой, показали более выраженное снижение процента жира и увеличение мышечной массы по сравнению с теми, кто занимается пилатесом. Это может быть связано с особенностями данных видов тренировок, при которых в аэробике уделяется больше внимания кардионагрузке, а в пилатесе - укреплению мышц корсета.
Список литературы
1. Бутченко Э.К. Воздействие оздоровительной аэробики на регуля-цию кардиореспираторной системы девушек, занимающихся в вузе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023. Т. 18. № 4. С. 144-150.
2. Бутченко Э.К. Воздействие аэробных упражнений оздоровительной аэробики на эмоциональное состояние девушек в возрасте 17-22 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 75-80.
3. Градусова Н.В. Влияние оздоровительной аэробики по системе Пилатеса на уровень физической подготовки студентов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 3-4(71). С. 130-132.
4. Влияние занятий фитнесом на уровень функциональных резервов и развитие физических качеств у женщин 35-40 лет / А.В. Доронцев [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022. Т. 17. № 2. С. 121-125.
5. Егорычев А.О., Баркова Н.Д., Воронцова О.В. Изучение физической активности и направлений развития доступной среды для самостоятельных занятий студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 10(224). С. 111-116.
6. Особенности изменений состава тела студентов в зависимости от влияния на него аэробных упражнений различной интенсивности / Н.В. Казанцева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 60-62.
7. Влияние 12-недельных занятий скандинавской ходьбой на струк -туру и состав тела молодых женщин / М.О. Одинцова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 417-423.
8. Синиговець В.И., Синиговець Л.И. Влияние средств пилатеса и степ-аэробики на физическую подготовленность студенток // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4-3(48). С. 66-72.
9. Скоросов К.К. Влияние учебно-тренировочных занятий по каратэ на функциональные параметры сердца у студентов-первокурсников / К.К. Скоросов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2024. № 1. С. 28-30.
10. Тагирова Н.Д., Субботина А.С., Ушакова И.А. Анализ адаптации иностранных студентов к физической нагрузке на занятиях физической культурой в смешанных группах // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3(181). С. 434-438.
References
1. Butchenko E.K. Vozdejstvie ozdorovitel'noj aerobiki na regulyaciyu kardiorespi-ratornoj sistemy devushek, zanimayushchihsya v vuze [The impact of health aerobics on the regulation of the cardiorespiratory system of girls studying at a university] // Pedagogiko-psi-hologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical, psychological and medical-biological problems of physical education and sports]. 2023. Vol. 18. No. 4. P. 144-150.
2. Butchenko E.K. Vozdejstvie aerobnyh uprazhnenij ozdorovitel'noj aerobiki na emocional'noe sostoyanie devushek v vozraste 17-22 let [The impact of aerobic exercises of health aerobics on the emotional state of girls aged 17-22 years] // Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2022. No. 11 (213). P. 75-80.
3. Gradusova N.V. Vliyanie ozdorovitel'noj aerobiki po sisteme Pilatesa na uroven' fizicheskoj podgotovki studentov [The impact of health aerobics according to the Pilates system on the level of physical fitness of students] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v so-vremennom mire [Current scientific research in the modern world]. 2021. No. 3-4 (71). P. 130-132.
4. Vliyanie zanyatij fitnesom na uroven' funkcional'nyh rezervov i razvitie fizi-cheskih kachestv u zhenshchin 35-40 let [The impact of fitness classes on the level of functional reserves and the development of physical qualities in women aged 35-40] / A.V. Doroncev [et al.] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical, psychological and medical-biological problems of physical education and sports]. 2022. Vol. 17. No. 2. P. 121-125.
5. Egorychev A.O., Barkova N.D., Voroncova O.V. Izuchenie fizicheskoj aktivnosti i napravlenij razvitiya dostupnoj sredy dlya samostoyatel'nyh zanyatij studentov [Study of physical activity and directions of development of an accessible environment for independent studies of students] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2023. No. 10 (224). P. 111-116.
6. Osobennosti izmenenij sostava tela studentov v zavisimosti ot vliyaniya na nego aerobnyh uprazhnenij razlichnoj intensivnosti [Features of changes in body composition of students depending on the influence of aerobic exercises of varying intensity on it] / N.V. Ka-zantseva [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 6. P. 60-62.
7. Vliyanie 12-nedel'nyh zanyatij skandinavskoj hod'boj na strukturu i sostav tela molodyh zhenshchin [The effect of 12-week nordic walking on the body structure and composition of young women] / M.O. Odintsova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Lesgaft University]. 2022. No. 11 (213). P. 417-423.
8. Sinigovec' V.I., Sinigovec' L.I. Vliyanie sredstv pilatesu i step-aerobiki na fizi-cheskuyu podgotovlennost' studentok [The effect of pilates and step aerobics on the physical fitness of female students] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Current scientific research in the modern world]. 2019. No. 4-3 (48). P. 66-72.
9. Skorosov K.K. Vliyanie uchebno-trenirovochnyh zanyatij po karate na funkcion-al'nye parametry serdca u studentov-pervokursnikov [The effect of karate training classes on the functional parameters of the heart in first-year students] / K.K. Skorosov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2024. No. 1. P. 2830.
10. Tagirova N.D., Subbotina A.S., Ushakova I.A. Analiz adaptacii inostrannyh studentov k fizicheskoj nagruzke na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj v smeshannyh gruppah [Analysis of adaptation of foreign students to physical activity in physical education classes in mixed groups] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2020. No. 3 (181). P. 434-438.