Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА / ПОКАЗАТЕЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Анна Геннадьевна, Левицкая Светлана Викторовна, Яворская Елена Евгеньевна, Колиненко Елена Александровна, Власенко Светлана Юрьевна

Наиболее актуальной проблемой современного баскетбола, по мнению большинство тренеров и специалистов, является проблема оптимального управления работоспособностью баскетболистов. Эффективность управления тренировочным процессом определяется наличием исчерпывающей, объективной и своевременной информации о состоянии объекта управления, о характере внешних воздействий на него. Сложность решения данной проблемы связана с особенностями соревновательной деятельности студенток-баскетболисток, спецификой цикла их тренировки, в течение которого необходимо сохранить высокий уровень функционального состояния, физической готовности и обеспечить дальнейшую трансформацию их в технико-тактическое мастерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Анна Геннадьевна, Левицкая Светлана Викторовна, Яворская Елена Евгеньевна, Колиненко Елена Александровна, Власенко Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF COMPETITIVE ACTIVITY OF STUDENT TEAM OF BASKETBALL PLAYERS

The most urgent problem of modern basketball, according to the majority of coaches and specialists, is the problem of optimal control over the performance of basketball players. The effectiveness of the training process control is determined by the availability of comprehensive, objective and timely information about the state of the control object, about the nature of external influences on it. The complexity of solving this problem is associated with the peculiarities of the competitive activity of female basketball players, the specifics of their training cycle, during which it is necessary to maintain a high level of functional state, physical readiness and ensure their further transformation into technical and tactical skill.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ»

УДК 796.323.2

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ

Анна Геннадьевна Родионова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Светлана Викторовна Левицкая, старший преподаватель Хабаровский государственный университет экономики и права; Елена Евгеньевна Яворская, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, Елена Александровна Колиненко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск; Светлана Юрьевна Власенко, старший преподаватель, Юлия Владимировна Бачурина, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет,

Хабаровск

Аннотация

Наиболее актуальной проблемой современного баскетбола, по мнению большинство тренеров и специалистов, является проблема оптимального управления работоспособностью баскетболистов. Эффективность управления тренировочным процессом определяется наличием исчерпывающей, объективной и своевременной информации о состоянии объекта управления, о характере внешних воздействий на него. Сложность решения данной проблемы связана с особенностями соревновательной деятельности студенток-баскетболисток, спецификой цикла их тренировки, в течение которого необходимо сохранить высокий уровень функционального состояния, физической готовности и обеспечить дальнейшую трансформацию их в технико-тактическое мастерство.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, учебно-тренировочный процесс, студенческая команда, показатели игровой деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p264-267

RESEARCH OF COMPETITIVE ACTIVITY OF STUDENT TEAM OF BASKETBALL

PLAYERS

Anna Gennadievna Rodionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Svetlana Victorovna Levitskaya, the senior teacher, Khabarovsk State University of Economics and Law; Elena Evgenievna Yavorskaya, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University; Elena Aleksandrovna Kolinenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Far Eastern State Academy Physical Education, Khabarovsk; Svetlana Yuryevna Vlasenko, the senior teacher, Yulia Vladimirovna Bachurina, the senior teacher, Pacific State University, Khabarovsk

Abstract

The most urgent problem of modern basketball, according to the majority of coaches and specialists, is the problem of optimal control over the performance of basketball players. The effectiveness of the training process control is determined by the availability of comprehensive, objective and timely information about the state of the control object, about the nature of external influences on it. The complexity of solving this problem is associated with the peculiarities of the competitive activity of female basketball players, the specifics of their training cycle, during which it is necessary to maintain a high level of functional state, physical readiness and ensure their further transformation into technical and tactical skill.

Keywords: competitive activity, educational and training process, student team, indicators of game activity.

ВВЕДЕНИЕ

Современная подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих

физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки [1]. В процессе спортивной деятельности у студентов создаются реальные условия для разностороннего развития, обеспечивается самореализация и самоутверждение средствами избранных видов спорта.

Особую значимость приобретают исследования, связанные с обоснованием оптимальных структур учебно-тренировочного процесса, максимально приближенных к условиям соревновательной деятельности. Одним из путей повышения эффективности тренировочного процесса является поиск и обоснование средств и методов, с помощью которых можно обеспечить реализацию накопленного потенциала физической, технико-тактической подготовленности в условиях соревнований [1].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для успешного выступления на соревнованиях необходимо иметь высокий уровень развития двигательных способностей, которые будут способствовать реализации технико-тактического потенциала.

Полученные в ходе исследований данные, позволяют предположить, что определение параметров игровой деятельности, физической, технико-тактической подготовки баскетболисток различной квалификации могут явиться предпосылкой для обоснования выбора тренировочных воздействий в процессе их подготовки. Поэтому перед каждым тренером возникает главная сложность управления спортивной формой баскетболистов в соревновательном периоде, поиск новых технологий спортивной тренировки, их конкретизация в зависимости от состояния и подготовленности команды на разных этапах соревновательного периода [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняло участие 20 баскетболисток команды ХГУЭП, участвующей в Чемпионате АСБ, Кубке ДФО, Универсиаде Вузов и т.д. Средний возраст игроков от 17 до 22 лет (I, II, III спортивный разряд).

Нами осуществлялись исследования игровой деятельности студенток-баскетболисток. Минимум показателей соревновательной деятельности содержал: эффективность бросков, выполненных в игре; количество и процентное соотношение поражений кольца и промахов; аналогичные данные по качеству штрафных бросков; количество подборов на щитах играющих команд; количество перехватов мяча; количество результативных передач; число потерь мяча; число персональных ошибок.

Применение такого подхода позволяло получить достаточно полную картину качества игровых действий, как отдельных спортсменок, так и игровых звеньев и команды в целом. Измерение и оценка 10 показателей игровой деятельности на каждом из 3 этапов соревновательного периода свидетельствует о том, что их динамика имеет сложный характер. Следует отметить неравномерность распределения соревновательных нагрузок в указанный период и сокращение длительности межигровых интервалов к концу спортивного сезона.

Начало первого этапа соревновательного периода (октябрь 2020 г.) характеризовалось продолжением набора спортивной формы, взаимодействием игроков в выполнении различных игровых индивидуальных и командных связок и комбинаций, совершенствование эффективности выполнения технических приемов, усиление психологической готовности к борьбе. В связи с этим, на начальном этапе игровые показатели не имели высоких значений.

Регистрируемые игровые показатели соревновательной деятельности в середине первого этапа (ноябрь 2020 г.) улучшились по отношению к показателям начала соревновательной деятельности. Это свидетельствует об обретении командой спортивной формы, увеличения игрового потенциала, более хорошей сыгранности и настроя на борьбу.

Обследования игровой деятельности на начальном этапе соревновательного периода позволило внести коррективы в тренировочный процесс. Улучшение показателей отмечается в 3-очковых бросках с 31% до 33%, в штрафных бросках с 46% до 53%, результативных передач с 17до 18,6 раз. Незначительно уменьшилось количество потерь в передачах мяча с 26 до 23 раз, количество перехватов мяча с 17 до 22 раз. Возросла результативность игры с 62 до 69 очков. Незначительно увеличилась активность в борьбе за мяч на своём щите с 26до 27 раз, и на щите соперника с 11 до 14 раз.

В конце первого этапа (декабрь 2020 г.) отмечается небольшое снижение практически всех показателей. Это объясняется накопившейся усталостью игроков. Следует отметить снижение активности команды по всем показателям, в эффективности 3-очковых бросков снизилась до 29%, количество подборов мяча за игру на своём щите снизилось до 22, на кольце соперника до 13. Отрицательная динамика наблюдалась и в потерях мяча до 25 раз. В результативности 2-очковых бросков показатели уменьшились до 35%, в штрафных бросках отмечалось ухудшение эффективности до 45%. Изменений в игровых показателях блок-шот (2 раза) и результативные передачи (16 раз) не произошло.

Второй этап соревновательного периода (январь-февраль 2021 г.) характеризовался тем, что на этом этапе прослеживалось резкое снижение по всем показателям соревновательной деятельности и только к окончанию этапа произошло улучшение: в 2-очковых бросках с 42% до 48%, 3-очковых бросках с 29% до 35%, в штрафных бросках с 52% до 58%, результативных передачах с 16,5 до 20 раз, перехватах мяча с 14,8 раз до 18,3 раз. Количество потерь мяча немного уменьшилось с 26 до 22раз, а результативность игры возросла с 66 до 79 очков. Незначительно активизировались игроки и в борьбе за мяч на щите противника с 13 до 14 раз и в подборах на своем щите с 22 до 24 раз. Первый и второй соревновательные этапы характеризовались достаточно продолжительными межту-ровыми промежутками.

Третий этап соревновательного периода продолжался с марта по апрель 2021 года. Начало 3 этапа включало участие команды в полуфинальных и финальных играх Чемпионата АСБ, в Кубке ДФО и Универсиаде Вузов Хабаровского края. Данный этап характеризовался сокращением межигровых промежутков и времени на восстановление.

Однако практически все исследуемые показатели отмечены снижением: 2-очковые броски - 52% до 34%, результативные передачи - с 19 до 16, в 3-очковых бросках - с 30% до 27%, в штрафных бросках наблюдалось улучшение показателя с60% до 66%. Возросло количество ошибок, соответственно увеличилось число потерь мяча с 18 раз до 26 раз.

Результаты исследований показали, что эффективное выполнение игровых действий, технических приемов основано на развитии скоростно-силовых качеств и специальной выносливости баскетболистов. В связи с этим, возникла необходимость в разработке комплексов технической подготовки баскетболисток студенческих команд, соответствующая тенденциям развития студенческого спорта.

Содержание комплексов упражнений технической подготовки студенток-баскетболисток в условиях сокращенного подготовительного периода и напряженного продолжительного соревновательного периода, связано с выбором вспомогательных технических средств и тренажерных устройств развития физических качеств и технической подготовки, для оперативного управления уровнем подготовленности игроков. Длительность экспериментального исследования соответствовала продолжительности этапов подготовительного и соревновательного периодов.

Годовой цикл был разделен на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период делился на этапы: общей (продолжительностью 2 микроцикла), специально-подготовительной (4 микроцикла) и предсоревновательной подготовки (2 микроцикла). Общая продолжительность периода - 60 дней. Тренировочная нагрузка на протяжении всего периода постепенно возрастала. Объем становился

наибольшим к середине периода, а интенсивность - к концу специально-подготовительного этапа.

Целью комплексов упражнений технической подготовки является совершенствование технической и физической подготовки, основанной на использовании технических средств и тренажерных устройств. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач: наращивание уровня специальной подготовки; совершенствование технических приемов игры в баскетбол; реализация накопленного резерва в условиях соревновательной борьбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные об игровой деятельности баскетболисток подтвердили предположение о том, что технико-тактический арсенал, физическая подготовка и активность игроков (количество ошибок, полезных действий) зависит от уровня их подготовленности. Вместе с тем, значительное различие в активности игроков, в разнообразии выполняемых ими технических приемов, тактических действий, в количестве отрицательных и полезных действий, свидетельствовало о недостаточной физической и технической подготовленности команды и особенно игроков низких разрядов.

Представленная динамика показателей соревновательной деятельности студенческой команды свидетельствует о том, что в столь длительном соревновательном периоде чрезвычайно сложно удержать на высоком уровне активность и эффективность игровых показателей.

Это отображает не очень благоприятную картину выступлений команды баскетболисток в официальных играх.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе / А.Я. Гомельский. - Москва : Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016. - 144 c.

2. Игры в тренировке баскетболистов: учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин, Л.С. Кит, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. - НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2009. - 64 с.

REFERENCES

1. Gomelskiy, A.Ya. (2016), Team management in basketball, Peter, Moscow: St. Petersburg.

2. Portnykh, Yu.I., Losin, B.E., Keith, L.S., Lutkova, N.V. and Minina L.N. (2009), Games in the training of basketball players: teaching aid, St. Petersburg.

Контактная информация: krasikova_anya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2021

УДК 796.01:378

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург; Александр Семенович Ро-зенфельд, доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ научной литературы показал, что педагог физической культуры должен обладать рядом личностно-социально- и профессионально значимых качеств необходимых для создания у обучающихся положительного имидж-образа. Определена двух компонентная структура имиджа пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.