Научная статья на тему 'Исследование сорбентов нефти и нефтепродуктов для ликвидации аварийных разливов нефти в морях Арктического региона'

Исследование сорбентов нефти и нефтепродуктов для ликвидации аварийных разливов нефти в морях Арктического региона Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
375
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / аварийный разлив нефти / сорбенты / моря Арктического региона / oil / emergency oil spill / sorbents / seas of the Arctic Region.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — А. В. Павлов, Ж. В. Васильева

В статье представлены исследования характеристик коммерческих сорбентов, используемых для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морях Арктического региона. Для моделирования загрязнения использовали морскую воду, отобранную в Кольском заливе Баренцева моря. В качестве модельных загрязнителей были выбраны: дизельное топливо (плотность 820 кг/м3), моторное масло (плотность 910 кг/м3) и нефть (плотность 891 кг/м3). Выбор данных загрязнителей обусловлен наиболее вероятными разливами каждого нефтепродукта в результате аварийных ситуаций на судах в морской акватории Кольского залива и Баренцева моря. Сравнительный анализ полученных в результате исследования данных сорбционной емкости и значений, заявленных производителями, показал, что из четырех исследованных сорбентов лишь в одном случае характеристики сорбента полностью соответствовали заявленным характеристикам. Проведены исследования сорбционной емкости сорбентов при отрицательной температуре (минус 5 °C (± 1 °С)). Изучено влияние низкой температуры (минус 5 °С (± 1 °С)) на скорость растворения и попадания тяжелых фракций нефти и нефтепродуктов в толщу воды при аварийном разливе. Исследование эффективности коммерческих сорбентов для снижения содержания нефтепродуктов в морской воде при аварийных разливах нефти позволило установить значительное снижение концентрации нефтепродуктов при использовании всех наименований сорбентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — А. В. Павлов, Ж. В. Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF SORBENTS OF OIL AND OIL PRODUCTS FOR THE ELIMINATION OF EMERGENCY OIL SPILLS IN THE SEAS OF THE ARCTIC REGION

The article presents the studies of the characteristics of commercial sorbents used to eliminate emergency oil spills and oil products in the seas of the Arctic Region. Seawater sampled from the Kola Bay of the Barents sea was used to model pollution. Diesel fuel (density 820 kg/m3), engine oil (density 910 kg/m3) and oil (density 891 kg/m3) were selected as model pollutants. The choice of these pollutants is determined by the most likely spills of each oil product as a result of emergency situations on ships in the marine waters of the Kola Bay and the Barents Sea. A comparative analysis of the sorption capacity data obtained as a result of the study and the values declared by the manufacturers showed that of the four sorbents studied, only in one case the sorbent characteristics fully corresponded to the declared characteristics. Sorption capacity of sorbents at negative temperature (minus 5 °C (±1 °C)) was studied. The influence of low temperature (minus 5 °C (±1 °C)) on the rate of dissolution and ingress of heavy fractions of oil and oil products into the water column during an emergency spill was studied. The study of the effectiveness of commercial sorbents to reduce the content of petroleum products in seawater allowed to establish a significant decrease in the concentration of petroleum products when using all names of sorbents.

Текст научной работы на тему «Исследование сорбентов нефти и нефтепродуктов для ликвидации аварийных разливов нефти в морях Арктического региона»

УДК 628.316.13

DOI: 10.24411/1728-323X-2019-17089

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРБЕНТОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ В МОРЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

А. В. Павлов, магистрант, заместитель

начальника экологической службы,

АО «Мурманский морской рыбный порт»,

kuchugura@mail.ru, Мурманск, Россия,

Ж. В. Васильева, кандидат технических наук,

доцент, заведующий кафедрой,

ФГБОУ ВО «Мурманский государственный

технический университет»,

vasilevazhv@mstu.edu.ru, Мурманск, Россия

В статье представлены исследования характеристик коммерческих сорбентов, используемых для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морях Арктического региона. Для моделирования загрязнения использовали морскую воду, отобранную в Кольском заливе Баренцева моря. В качестве модельных загрязнителей были выбраны: дизельное топливо (плотность 820 кг/м3), моторное масло (плотность 910 кг/м3) и нефть (плотность 891 кг/м3). Выбор данных загрязнителей обусловлен наиболее вероятными разливами каждого нефтепродукта в результате аварийных ситуаций на судах в морской акватории Кольского залива и Баренцева моря. Сравнительный анализ полученных в результате исследования данных сорбционной емкости и значений, заявленных производителями, показал, что из четырех исследованных сорбентов лишь в одном случае характеристики сорбента полностью соответствовали заявленным характеристикам. Проведены исследования сорбционной емкости сорбентов при отрицательной температуре (минус 5 °C (± 1 °С)). Изучено влияние низкой температуры (минус 5 °С (± 1 °С)) на скорость растворения и попадания тяжелых фракций нефти и нефтепродуктов в толщу воды при аварийном разливе. Исследование эффективности коммерческих сорбентов для снижения содержания нефтепродуктов в морской воде при аварийных разливах нефти позволило установить значительное снижение концентрации нефтепродуктов при использовании всех наименований сорбентов.

The article presents the studies of the characteristics of commercial sorbents used to eliminate emergency oil spills and oil products in the seas of the Arctic Region. Seawater sampled from the Kola Bay of the Barents sea was used to model pollution. Diesel fuel (density 820 kg/m3), engine oil (density 910 kg/m3) and oil (density 891 kg/m ) were selected as model pollutants. The choice of these pollutants is determined by the most likely spills of each oil product as a result of emergency situations on ships in the marine waters of the Kola Bay and the Barents Sea. A comparative analysis of the sorption capacity data obtained as a result of the study and the values declared by the manufacturers showed that of the four sorbents studied, only in one case the sorbent characteristics fully corresponded to the declared characteristics. Sorption capacity of sorbents at negative temperature (minus 5 °C (±1 °C)) was studied. The influence of low temperature (minus 5 °C (±1 °C)) on the rate of dissolution and ingress of heavy fractions of oil and oil products into the water column during an emergency spill was studied. The study of the effectiveness of commercial sorbents to reduce the content of petroleum products in seawater allowed to establish a significant decrease in the concentration of petroleum products when using all names of sorbents.

Ключевые слова: нефть, аварийный разлив нефти, сорбенты, моря Арктического региона.

Keywords: oil, emergency oil spill, sorbents, seas of the Arctic Region.

Введение. Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и д альнейшую перспективу» [1] значимая роль в развитии Арктической зоны России отводится морским грузоперевозкам и арктическим морским портам. Широкая реализация планов по освоению и развитию Арктики должна сопровождаться системной работой по повышению экологической безопасности возрастающего количества транспортных операций в акваториях северных морей.

Особенно важным является вопрос предупреждения и реагирования на возможные аварии, связанные с разливами нефтепродуктов. Нефтяные разливы в акватории морей могут произойти на любом из этапов транспортировки, а также грузовых операций на терминалах в портах, при которых могут происходить разрывы шлангов, поломка грузовых устройств, переливы танков и повреждение грузовых танков при швартовых операциях и т.д. При этом особые характеристики арктических условий окружающей среды и арктических форм жизни усиливают потенциальные негативные последствия нефтяных разливов в арктических водах [2, 3]. В арктических условиях нефть сохраняется значительно дольше ввиду низких температур, недостатка естественного освещения и ряда других факторов [2—4]. Долговременные последствия нефтяных разливов, влияющих на температуру и субарктическую прибрежную среду, могут сохраняться значительно дольше первоначальных прогнозов [2—5].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 240 от 15.04.2002 г. [6] все организации, участвующие в добыче, транспортировке, использовании, обороте нефти и нефтепродуктов, обязаны иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В этом случае важным является наличие и эффективность материалов по ликвидации аварийных разливов нефти. При этом в комплексе мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН) важную роль играют сорбционные методы [7].

В настоящее время для сбора нефти и нефтепродуктов с водной поверхности предлагается множество ком-

мерческих сорбентов. Однако остается открытым вопрос о фактической эффективности ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов данными сорбентами в акваториях морей Арктики [8].

Актуальным направлением исследований является в этом случае исследование фактической эффективности коммерческих сорбентов в условиях реального разлива нефтепродуктов.

Методы, приборы и методология исследования. Содержание нефтепродуктов в морской воде определяли стандартным флуориметрическим методом согласно ПНД Ф 14.1:2:4.128—98 с использованием анализатора жидкости «Флюорат-02».

В качестве объектов исследования были выбраны следующие сорбенты: природный сорбент «Унисорб-экстра» (ТУ 0391-011-67072902—2011), натуральный сорбент «СоНет-1» (ТУ 2164-00174347883—2006), природный сорбент «Лессорб» (ТУ 9010-002-35615057—99 / ТУ 0390-00135615057—99), сорбент кремнеуглеродный ТШР (ТУ 2164-011-02698192—2006).

Моделирование загрязнения морских вод осуществляли посредством внесения различных образцов нефти и нефтепродуктов (НП) в морскую воду, отобранную в Кольском заливе Баренцева моря. В качестве модельных загрязнителей были выбраны: дизельное топливо (плотность 820 кг/м3), моторное м асло (плотность 910 кг/м3) и нефть (плотность 891 кг/м3). Выбор данных загрязнителей обусловлен наиболее вероятными разливами каждого нефтепродукта в результате аварийных ситуаций на судах в морской акватории Кольского залива и Баренцева моря. Для определения эффективности очистки нефтезагряз-ненных вод при использовании коммерческих сорбентов нефтепродукты вносили в объеме 2 мл в емкости объемом 2 л, с площадью поверхности воды 150 см2, наполненные морской водой Кольского залива. Имитируя условия реальной ликвидации разлива нефтепродуктов с учетом времени начала мероприятий от момента разлива, образцы загрязненной воды размешивались и выдерживались в течение часа перед нанесением сорбентов на поверхность воды.

Исследование сорбционной емкости материалов согласно [7]. Моделирование процесса сорбции производили следующим образом: сорбент равномерно распределялся по поверхности загрязненной воды. Процесс сорбции продолжался в течение 30 минут, затем сорбент с адсорбированным нефтепродуктом извлекался из воды. Исследования проводили при отрицательной температуре окружающей среды (минус 5 °С (±1 °С)), имитируя условия разлива нефтепродуктов в зимний период, и при температуре окружающей сре-

ды плюс 16 °С (±1 °С), имитируя условия разлива нефтепродуктов в летний период.

Результаты и обсуждение. Результаты исследований сорбционной емкости представленных коммерческих сорбентов приведены в табл. 1. Полученные данные свидетельствуют о том, что сорбционная емкость каждого материала незначительно колеблется в отношении сорбции различных видов нефтепродуктов и существенно отличается в зависимости от вида сорбента. Так, наибольшей сорбционной емкостью по нефти, дизельному топливу и моторному маслу обладает сорбент «ТШР»: 6,61; 6,76; 7,30 г/г соответственно. Сорбционная емкость сорбента фирмы «Лессорб» оказалась почти в два раза меньше: соответственно 3,19; 3,57; 4,02 г/г. Наименьшие показатели сорбционной емкости по дизельному топливу, моторному маслу и сырой нефти показали сорбенты «Унисорб-экстра» и «СоНет-1»: 1,608; 1,660; 1,638 г/г и 1,108; 1,330; 1,480 г/г соответственно.

Сравнительный анализ полученных в результате исследования данных сорбционной емкости сорбентов и заявленных производителями сорбентов характеристик [9—12] показал следующее (табл. 2).

Результаты определения сорбционной емкости сорбента «Лессорб» по нефти и дизельному топливу соответствуют сорбционной емкости, заявленной производителем сорбента. Так, разница между полученными в результате исследования данными и данными от производителя не превышает 0,5 % по сорбционной емкости нефти и 2 % по сорбционной емкости дизельного топлива. Данные сорбционной емкости сорбента «Лес-сорб» по моторному маслу не представляется возможным сравнить с данными производителя ввиду отсутствия последних.

Представленные в открытом доступе данные о сорбционной емкости сорбента «Унисорб-экс-тра» позволяют провести сравнительный анализ только по дизельному топливу, так как информа-

Таблица 1

Сорбционная емкость исследованных материалов

Образец НП «Лессорб» «Унисорб- «ТШР» «СоНет-1»

экстра»

Нефть 4,02 1,638 6,61 1,48

Дизельное 3,19 1,608 6,76 1,108

топливо

Моторное 3,56 1,66 7,30 1,33

масло

Таблица 2

Сравнительные данные сорбционной емкости сорбентов (заявленные производителем и фактические значения)

Сорбционная емкость, г/г

Образец НП Сорбент «Лессорб» Сорбент «Унисорб-экстра» Сорбент «ТШР» Сорбент «СоНет-1»

Фактическое ГЧ1 Фактическое Г1П1 Фактическое Г111 Г111 Фактическое Г121

значение Г91 значение значение значение

Нефть 4,02 4,00 1,64 — 6,61 до 9,0 1,48 4,00

Дизельное топливо 3,19 3,25 1,61 35 6,76 7,0—9,0 1,11 —

Моторное масло 3,56 — 1,66 — 7,30 8,5—10,7 1,33 —

ция о сорбционной емкости по нефти и моторному маслу не опубликована или не существует. Вместе с тем данные сорбционной емкости сорбента, полученные в результате исследовательской работы, значительно ниже заявленных производителем. В условиях проведенного исследования сорбционная емкость сорбента «Унисорб-экстра» по дизельному топливу составила 1,61 г/г, в то время как представленные производителем данные соответствуют сорбционной емкости 35 г/г.

Относительно сорбционной емкости сорбента «ТШР» необходимо отметить следующее. Обозначенная в характеристиках производителя величина «до 9 г/г» не м ожет адекватно и однозначно отражать эффективность сорбента, так как включает возможность как низкой, так и высокой сорбционной емкости сорбента от 1 до 9 г/г, что не может устраивать ответственного исполнителя работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Таким образом, полученное значение сорбционной емкости сорбента «ТШР» по нефти, дизельному топливу и моторному маслу 6,61; 6,76; 7,3 г/г соответственно можно оценивать двояко. С одной стороны, это значение д о-статочно велико (в сравнении с другими сорбентами) и соответствует формулировке «до 9 г/г», с другой стороны, это не отвечает ожиданиям потребителя в отношении более высоких значений нефтеемкости. Данные производителя по сорбционной емкости для дизельного топлива и моторного масла более однозначны и составляют диапазон от 7,0 до 9,0 г/г и от 8,5 до 10,7 г/г соответственно. При этом фактические значения сорбционной емкости, определенной в эксперименте, не соответствуют заявленным диапазонам, однако в меньшей степени, чем в случае с сорбентами «Унисорб-экстра» и «СоНет-1». Относительно сорбционной емкости сорбента «СоНет-1» необходимо отметить следующее. В связи с тем что производителем сорбента «СоНет-1» не пред-

ставлены в свободном доступе данные сорбцион-ной емкости по дизельному топливу и моторному маслу, проведение сравнительного анализа представилось возможным только по нефти. В этом случае разница между полученными в результате исследовательской работы данными сорбционной емкости сорбента по нефти и заявленными производителем сорбента данными составила 63 %.

Таким образом, сопоставление значений сор-бционной емкости, заявленной производителем, и фактических значений емкости, полученных в результате эксперимента, показало, что из четырех исследованных сорбентов лишь сорбент «Лессорб» соответствовал всем заявленным производителем характеристикам. Заявленные характеристики сорбента «ТШР» также в целом незначительно отличались от фактических. В других случаях заявленные производителем значения значительно превышали фактические величины.

При использовании сорбентов при ликвидации аварийных разливов нефти в районах высоких широт также важным является влияние температуры окружающей среды и сорбируемых материалов на эффективность сбора нефтепродуктов. Полученные данные сорбционной емкости сорбентов при отрицательной температуре (минус 5 °С (±1 °С)) представлены в табл. 3.

Таблица 3 Сорбционная емкость сорбентов при отрицательной температуре

Сорбционная емкость, г/г

Образец НП «Лессорб» «Унисорб- «ТШР» «СоНет-1»

экстра»

Нефть 4,15 1,63 6,78 1,51

Дизельное 3,28 1,65 6,82 1,22

топливо

Моторное 3,61 1,70 7,46 1,42

масло

Сравнение сорбционной емкости при отрицательной и положительной температуре показало незначительное изменение исследуемого показателя, при этом нужно отметить, что низкая температура оказывает небольшой, но положительный эффект, повышая сорбционную емкость сорбентов. Очевидно, это обусловлено снижением вязкости нефтепродуктов, что позволило удерживать большее количество загрязнителя на поверхности сорбентов.

При планировании работ по ликвидации разлива нефти в арктических условиях важным моментом является оценка «окна возможностей» для формирования различных сценариев реаги-

&

8 ■е-

и я

Я" £

у = 1,6861п(дг) + 0,088 Ы= 0,951

у = 0,3021п(дг) + 0,278 К1=0,974

20 40 60 80

Продолжительность исследования, час

100

20 40 60 80

Продолжительность исследования, час б)

у - 0,1381п(х) + 0,076 ' Ш=0,884

у - 0,0641п(х) + 0,057 ' Ы= 0,949 '

20 40 60 80

Продолжительность исследования, час

100

Рис. 1. Изменение концентрации нефтепродуктов при разливе нефти (а), дизельного топлива (б), моторного масла (в) при отрицательной и положительной температурах: 1 — изменение концентрации нефтепродуктов при отрицательной температуре; 2 — изменение концентрации нефтепродуктов при положительной температуре

рования. «Окно возможности» определяет время после начала разлива, в течение которого метод реагирования будет эффективным [8]. Динамика растворения разлитых нефтепродуктов в морской воде может увеличивать или уменьшать «окно возможностей». Проведенные исследование влияния низкой температуры (минус 5 °С (±1 °С)) на скорость растворения и попадания тяжелых фракций нефти и нефтепродуктов в толщу воды при аварийном разливе (рис. 1, а—в) показало следующее. В первые сутки при отсутствии операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов наблюдается интенсивный переход нефтепродуктов в толщу воды.

Так, при разливе нефти концентрация нефтепродуктов в первые 24 часа возросла с 0 до 5,44 мг/л. В дальнейшем отмечалось снижение скорости перехода нефтепродуктов в толщу воды. На вторые сутки исследования концентрация нефтепродуктов составила 6,94 мг/л, а на четвертые сутки — 8,1 мг/л. Аналогичная динамика наблюдалась и для других видов загрязнителей — моторного масла и дизельного топлива, при этом наибольшее увеличение концентрации нефтепродуктов в воде было отмечено для дизельного топлива — с 0 до 17,16 мг/л. Вместе с тем отмечено значительное снижение динамики роста концентрации нефтепродуктов (в отличие от результатов аналогичного исследования при температуре плюс 16 °С (±1 °С) в пробах морской воды с добавлением нефти. Так, на 4-е сутки концентрация нефтепродуктов в пробах морской воды при разливе нефти оказалась равна 1,68 мг/л, что в 4,8 раза меньше концентрации нефтепродуктов в пробах воды с добавлением нефти на 4 сутки исследования при положительной температуре окружающей среды. Менее значительное снижение скорости увеличения концентрации нефтепродуктов оказалось в пробах морской воды с добавлением моторного масла и дизельного топлива. Содержание нефтепродуктов на 4-е сутки исследования в пробах морской воды при отрицательной температуре окружающей среды как в случае добавления моторного масла, так и с добавлением дизельного топлива оказалось меньше, чем в аналогичном исследовании при положительной температуре, в 1,9 раза.

Заключительным этапом работы являлся сравнительный анализ эффективности использования коммерческих сорбентов для снижения содержания нефтепродуктов в морской воде при аварийных разливах нефти, который показал значительное снижение концентрации нефтепродуктов при использовании всех наименований сорбентов (рис. 2).

ной емкости коммерческих сорбентов показало, что не всеми производителями предоставляются адекватные и однозначные данные. Завышенные или некорректные показатели сорбционной емкости сорбентов м огут негативно повлиять на эффективность удаления нефтезагрязнений и тем самым привести к неудовлетворительным результатам ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что, в свою очередь, может повлечь негативное воздействие на водные ресурсы.

Исследование влияния температуры окружающей среды на процессы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов позволило отметить положительное влияние низкой температуры окружающей среды на снижение скорости растворения и попадания тяжелых фракций нефти и нефтепродуктов в толщу воды при аварийном разливе. Данный факт может позволить проводить мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях в суровых условиях Арктического климата без риска значительного увеличения концентрации нефтепродуктов в водном объекте с течением времени.

Сравнительный анализ эффективности использования коммерческих сорбентов показал высокие показатели эффективности (от 80,9 до 87,9 %) снижения содержания нефтепродуктов в морской воде при аварийных разливах, что в целом говорит о соответствии исследованных коммерческих сорбентов заявленным производителями целям.

Библиографический список

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) [Электронный ресурс] // http: //www.garant.ru. (дата обращения: 01.09.2019).

2. Arctic Monitoring and Assessment Programme. (2008b). Assessment 2007 — Oil and Gas in the Arctic: Effects and Potential Effects. Arctic Council Report. Oslo, Norway.

3. M. Knol, P. Arbo. Oil spill response in the Arctic: norwegian experiences and future perspectives, Mar. Policy 50 (2014). 171—177.

4. The Pew Environment Group. (November 2010). Oil spill prevention and response in the U. S. Arctic: Unexamined Risks, Unacceptable Consequences. U. S. Arctic Program.

5. Arctic Council. Protection of the arctic marine environmental working group: Arctic offshore oil and gas guidelines. Nordurslod, Iceland: Arctic Council, 2009.

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: http: //base.garant.ru/2158681 (дата обращения: 01.09.2019).

7. Лим Л. А., Реутов В. А., Руденко А. А., Чудовский А. С. Нефтеемкость сорбента: проблема выбора методики определения // Успехи современного естествознания. 2018. № 10. — С. 144—150.

8. INTSOK- Norwegian Oil and Gas Partners. (December 2014). Environmental Protection, Monitoring Systems and Oil Spill Contingency Task Force. RU-NO Barents Project.

9. Официальный сайт компании ООО «Лессорб» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.lessorb.ru/ sredstva-sorbcionnoy-ochistki/sorbenty /sorbent-lessorb-ekstra свободный.

10. ТУ 0391-001-67072902—2011. Сорбент органический «Унисорб-Экстра» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/437165566 свободный.

11. ТУ 2164-011-02698192—2006. Сорбент кремнеуглеродный ТШР / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // docs.cntd.ru/document/415960680 свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Официальный сайт компании «СОНЕТ» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //sonetkld.ru/produkciya свободный.

«Лессорб» «Унисорб-экстра» «ТШР» «СоНет-1»

Рис. 2. Эффективность снижения содержания нефтепродуктов в морской воде при разливе нефти после использования сорбентов

Установлена высокая эффективность снижения содержания нефтепродуктов при использовании сорбента «ТШР» — 87,9 %. Значительное снижение уровня загрязнения наблюдается при использовании сорбента «Лессорб» — 84,5 % и сорбента «СоНет-1» — 84,1 %. Наименьшую эффективность снижения содержания нефтепродуктов в условиях проведенного эксперимента показал сорбент «Унисорб-экстра». Таким образом, необходимо отметить, что все исследованные коммерческие сорбенты выполняют свою основную задачу по удалению нефтепродуктов и снижению их содержания в морской воде, показывая высокие значения (от 80,9 до 87,9 %) эффективности снижения концентраций нефтепродуктов.

Заключение. Сравнительное исследование заявленных и фактических показателей сорбцион-

INVESTIGATION OF SORBENTS OF OIL AND OIL PRODUCTS FOR THE ELIMINATION OF EMERGENCY OIL SPILLS IN THE SEAS OF THE ARCTIC REGION

A. V. Pavlov, Master student, Deputy Chief of environmental service, "Murmansk sea fish port", kuchugura@mail.ru, Murmansk, Russia,

J. V. Vasilyeva, PhD (Engineering), Associate Professor, Head of the Department, "Murmansk State Technical University", kuchugura@mail.ru, Murmansk, Russia

References

1. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuyu perspektivu [Fundamentals of the Public Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period till 2020 and beyond]. Available at: https: //link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-3-319-25582-8_60015.

2. Arctic Monitoring and Assessment Programme. (2008b). Assessment 2007 — Oil and Gas in the Arctic: Effects and Potential Effects. Arctic Council Report. Oslo, Norway.

3. M. Knol, P. Arbo. Oil spill response in the Arctic: norwegian experiences and future perspectives, Mar. Policy. No. 50 (2014), 171—177.

4. The Pew Environment Group. (November 2010). Oil spill prevention and response in the U. S. Arctic: Unexamined Risks, Unacceptable Consequences. U. S. Arctic Program.

5. Arctic Council. Protection of the arctic marine environmental working group: Arctic offshore oil and gas guidelines. Nor-durslod, Iceland: Arctic Council, 2009.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2002 g. N 240 "O poryadke organizacii meropriyatij po preduprezhdeniyu i likvi-dacii razlivov nefti i nefteproduktov na territorii Rossijskoj Federacii". Informacionno-pravovoj portal GARANT.RU. [Resolution of the government of the Russian Federation of April 15, 2002. N 240 "About the order of the organization of actions for the prevention and liquidation of spills of oil and oil products in the territory of the Russian Federation". Information and legal portal GARANT.RU]. Available at: http: //base.garant.ru/2158681, date of access 01.09.2019.

7. Lim L. A., Reutov V. A., Rudenko A. A., CHudovskij A. S. Nefteemkost' sor-benta: problema vybora metodiki opredeleniya. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. [Oil capacity of sorbent: the problem of choosing the method of determination. Successes of modern natural science.]. 2018. No. 10. P. 144—150.

8. INTSOK — Norwegian Oil and Gas Partners. (December 2014). Environmental Protection, Monitoring Systems and Oil Spill Contingency Task Force. RU-NO Barents Project.

9. Oficial'nyj sajt kompanii OOO "Lessorb" [Lessorb official website]. Available at: http: //www.lessorb.ru/sredstva-sorbcionnoy-ochistki/sorbenty /sorbent-lessorb-ekstra svobodnyj.

10. TU 0391-001-67072902—2011. Sorbent organicheskij "Unisorb-Ekstra" [Organic sorbent "Unisorb-Extra"]. Available at: http: //docs.cntd.ru/document/437165566 svobodnyj.

11. TU 2164-011-02698192—2006. Sorbent kremneuglerodnyj TSHR. [Silicon-carbon sorbent TShR]. Available at: http: // docs.cntd.ru/document/415960680 svobodnyj.

12. Oficial'nyj sajt kompanii "SONET". [SONET official website]. Available at: http: //sonetkld.ru/produkciya svobodnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.