ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10301
Аннотация. Операционная деятельность является самым важным фактором функционирования и развития экономических систем типа «организация». Процесс управления операциями организации включает несколько составных частей - подпроцессов управления. Представлена модель, включающая подпроцессы управления процесса управления операциями организациями. Разработан комплекс моделей структуры основных атрибутов деятельности всех подпроцессов управления персоналом организации.
Ключевые слова: организация, управление операциями, процесс, подпроцесс, технологии, ресурсы, результаты.
Установлено, что использование процессного подхода в исследовании и построении экономических систем типа «организация» включает два взаимосвязанных аспекта: описание совокупности процессов и последующее управление ими. Только комплексная их реализация может обеспечить результативность и эффективность управления организацией.
Практика деятельности современных организаций показала, что основой успешной реализации процессного подхода является адекватное построение топологической модели процессов управления организации, которое включает их определение, классификацию и идентификацию, а также влияние на качество продукции, производимой организацией.
Процессы управления, протекающие в деятельности организации, обладают сложной внутренней структурой и сложным характером взаимодействий между составными элементами. Очень часто нет возможности обычными средствами дать простое описание, а, следовательно, и обеспечить понимание процессов в таких системах. Это делает их проектирование, внедрение и поддержание в рабочем состоянии достаточно трудоемким и дорогостоящим.
С другой стороны, с изменением внешней среды, и необходимостью точечных изменений и применения методологиче-
ских инструментов в процессах организации адекватное описание её в системной и одновременно процессной модели становится все более актуальной задачей.
Например, достаточно часто применяется статистическая модель для анализа и прогнозирования технологического процесса, составленная на базе теории вероятности, математической и прикладной статистики, а также графическое описание - описание объекта с помощью средств и правил графического изображения в виде модели или механизма с изображением укрупненных логико-информационных процессов [1].
На основании модели можно выполнить любые процессы или их части, протекающие в организации. Для рассматриваемых моделей деятельности организации достаточно определить ключевые факторы: основные ресурсы, технологии и продукт/услуги [2]. При этом следует отмечать основные материальные, информационные и/или финансовые аспекты этих элементов.
Представим эти базовые элементы на основе модели деятельности, приведенной выше, протекающие в рамках процесса управления операциями организации на уровне подпроцессов, формирующих выбранный процесс.
Для определения направлений и содержания деятельности любой системы
управления организацией (СУО) формируется её политика, которая ориентирована на стратегию организации на рынке. Это один из ключевых документов, включающий концепцию и основные положения функционирования и развития любого процесса управления в рамках организации в целом.
Концепции, парадигмы и инструменты, используемые в рамках процесса управления операциями широко применяются в управлении другими сферами деятельности организации. С такими задачами, как управление деятельностью подразделения, обеспечение контроля качества продукции/услуг или процессов, а также поддержание высокой производительности труда сотрудников, приходится сталкиваться любому управленцу. Другим специалистам знания в области управления операциями необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в любой сфере деятельности организации для реализации стратегии м её атрибутов
[3].
Управление операциями - это деятельность по реализации общей стратегии, которая заключается в формированим, поддержании и развитии процессов преобразования ресурсов в готовый продукт/услуги. Существует несколько видов управления операциями: управление производством, управление торговлей, управление образованием, управление логистикой, управление проектом, управление банком и др.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001 процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Входы -это, как правило, ресурсы. Выходы - это, в основном, продукт/услуги деятельности. Любая деятельность реализуется, в основном, технологиями. В работе [5] приведено подробное модельное представление и исследование процесса деятельности в организации на уровне процессов или их частей.
Приведем по работе [10] ставшую уже классической модель деятельности экономической системы (рис. 1), состоящей из нескольких элементов: цели, задачи, средства, технологии, ресурсы, результаты.
В любой сфере продуктивности деятельности процесс управления операциями является основным процессом, на выполнении которого любая организация зарабатывает финансовые средства, а значит, функционирует и/или развивается. От качества и эффективности процесса управления операциями зависит и большая доля издержек организации.
Остальные виды управления обслуживают этот важнейший процесс и оказывают влияние на объем продаж и уровень издержек. Основными факторами процесса управления операциями по работе [4] являются персонал, оборудование, материалы и комплектующие изделия, методы управления.
Рис. 1. Модель деятельности экономических систем
во
Модель процесса управления операциями организации с включением основ-
ных подпроцессов представлена на рис. 2.
Управление Управле- Управление
проектиро- —*■ ние под- —* операцион- —►
ванием готовкой ными мощ- 4—
операций операций ностями
Управление операции-онной политихой
Управление портфелем заказов
Управление операционной программой
Управле- -ние поставками ресурсов
Управление использованием технических средств
Управление операционными графиками
Управление запасами
Управление операционными заданиями
Управление движением материальных потоков
I
. Управление готовой продукции
Управление незавершенными операциями
Управление операцион ными дефектами
Управление продажами продукции
Управление послепродажным обслуживанием
Рис. 2. Модель процесса управления операциями организации
Наличие, форма и содержание тех или иных подпроцессов в управления операциями организации зависит от вида операционной деятельности, ее масштаба, вида продукции/услуг и других факторов [7]. Взаимодействие подпроцессов управления операциями является достаточно тесным, и они находятся в непосредственном взаимодействии практически ежедневно, а иногда и в и в реальном времени.
Условия успеха на рынке - это хорошее качество товара, быстрое и недорогое обслуживание, высокий гарантийный срок, а также - и это приобретает все большее и большее значение при изобилии товаров -отличный маркетинг, т.е. эффективная организация всех операционных и сбытовых мероприятий (от закупки сырья до обслуживания покупателя), анализ рынка, стай-
линг (форма и внешний вид) товара, определение вида упаковки, выбор товарной марки, фиксирование цены, эффективное управление сбытом, реклама.
Управление операционной стратегией -это, в основном, мыслительный процесс, отражающий понимание и кристаллизацию постулатов стратегии организации в целом для последующей реализации в всех остальных процессах организации [8]. При этом они должны быть достаточно четкими и обоснованными, так как в дальнейшем они будут стержнем реализации всех остальных подпроцессов управления операциями организации. При этом учитываются возможности реализации этих постулатов в практической деятельности организации, т.е. в тактике и процедурах (рис.
3).
Рис. 3. Модель подпроцесса управления операционной политикой
Один из важнейших подпроцессов процесса управления операциями - управление портфелем заказов, который направляет, поддерживает и реализует усилия организации на определение объемов предстоящей операционной деятельности и на заключение договоров с потребителями (рис. 4).
При этом учитываются и главные факторы операционного потенциала органи-
зации: технологии, оборудование, персонал, площади, ресурсы, а также возможности адекватного реагирования на вызовы факторов рыночной среды.
Для новых продуктов или услуг, которые вошли в портфель заказов или те, которые предполагается производить (выполнять) в ближайшее время и выводить их на рынок, планируется создание новых технологических процессов.
Рис. 4. Модель подпроцесса управления портфелем заказов
Это можно достичь тремя путями: приобретение, разработка и модернизация существующих технологий [9]. При этом разработка может вестись своими силами,
сторонними организациями или совместно. Деятельностная модель подпроцесса управления проектированием операций приведена на рис. 5.
Рис. 5. Модель подпроцесса управления проектированием операций
Также для производства (выполнения) новых продуктов или услуг, кроме новых технологических процессов необходимо оснащение операционной деятельности
соответствующей техникой, инфраструктурой, персоналом и т.д. Модель подпроцесса управления подготовкой операций представлена на рис. 6.
Рис. 6. Модель подпроцесса управление подготовкой операций
При этом можно использовать и суще- тах обеспечения производственной дея-ствующие возможности во всех компонен- тельности организации [14]. Для этого не-
обходимо тщательное исследование всех имеющихся возможностей с технической, экономической, управленческой, социальной течек зрения.
Среди различных подпроцессов операционной деятельности особое место занимает подпроцесс управления операционными мощностями. Эффективность рас-
сматриваемого подпроцесса имеет ограниченный период и полностью зависит от условий, в которых функционирует организация. Своевременная корректировка состава операционных мощностей под меняющиеся условия способна повысить конкурентоспособность организации без внушительных капиталовложений (рис. 7).
Операционная политика
Технологии формирования и подержания операционных мощностей
Технологические операции
Операционные
мощности
Оснащение операций
Рис. 7. Модель подпроцесса управления операционными мощностями
Основная цель организации реализуется в результате выполнения подпроцесса управления операционной программой, который представляет собой портфель заказов в расшифрованном виде по подразделениям организации в виде единичных предметов изготовления [12].
Именно операционная политика, благодаря данному подпроцессу, реализуется в виде постановки ясных и реалистичных задач для всех подразделений организации, каждого её звена и доведения их до непосредственных исполнителей с учетом важнейших компонентов, представленных на рис. 8.
Операционная политика
Портфель заказов
Операционные мощности
Операционные ресурсы
Технологии формирования и изменения операиионной программы
Операционная программа
Рис. 8. Модель подпроцесса управления операционной программой
Целью подпроцесса управления поставками ресурсов является формирование и поддержание уровня запасов организации в соответствии с заданной операционной программой для получения запланированных результатов по бесперебойной опера-
ционной деятельности (рис. 9). Данный подпроцесс позволяет реализовать процесс пополнения ресурсов в организации в соответствии выбранными технологиями приобретения ресурсов на основе заданных объемов, качества и сроков [13].
Рис. 9. Модель подпроцесса управления поставкой ресурсов
Реализация подпроцесса управления операционными графиками в организации предполагает формирование совокупности пространственно-временных отношений по изготовлению (выполнению) всех составляющих компонентов продуктов (услуг) и соответственного решения всех со-
путствующих задач в подразделениях организации.
Благодаря данному ленцы всех уровней постоянно и наглядно события и в какой приведут организацию (рис. 10).
подпроцессу управ-организации могут представить, какие последовательности к достижению цели
Операционные мощности
Технологии формирования и изменения операционных графиков
Операционная программа
Запасы
Операционные
графики
Рис. 10. Модель подпроцесса управления операционными графиками
В рамках подпроцесса управления операционными заданиями производится формирование совокупности конкретных действий, собранных в задания, задачи, операции, процедуры для всех рабочих мест, бригад или групп с фиксацией последовательности и времени выполнения работ.
Данный подпроцесс имеет огромное практическое значение, поскольку являет-
ся основой процесса управления операциями в организации и содержит всех необходимые составные части для реализации операционных программы и графиков (рис. 11). Форма и порядок составления операционных заданий по всем уровням исполнительской деятельности зависят от характеристик операционной деятельности в организации [15].
Операционные мощности
Операционные графики
Технологии формирования и изменения операционными заданиями
Операционные задания
Незавершенная продукция/услуги
Запасы
Рис. 11. Модель подпроцесса управления операционными заданиями
В процессе управления операциями необходимо регулярно определять уровень состояния и использования всех технических средств (оборудования, аппаратов, транспорта, оргтехники, компьютеров и т.д.). Именно эффективное функционирование и поддержание технических средств обуславливает своевременное и качественное производство (выполнение) всех процедур операционной деятельности организации [6].
Поддержание в рабочем состоянии парка технических средств нуждается в систематическом уходе (профилактике, ремонте, замене), так как в них заложены резервы повышения эффективности и стабильности деятельности организации. Модель подпроцесса управления использованием технических средств представлена на рис. 12.
Операционные
Технологии определения использования технических средств
мощности Информация об
Операционные -H ] использовании технических
задания средств
Рис.12. Модель подпроцесса управления использованием технических средств
Среди подпроцессов операционной деятельности незаметную, но важную роль занимает подпроцесс управления незавершенными операциями. Результативность рассматриваемого подпроцесса связана с достоверностью и своевременностью получения учетных данных о завершении выполнения очередных операций по продукции/услугам от подпроцесса управления операционными заданиями [11].
Своевременность реакции на оперативную информации, позволяет выполнять очередные операции. А это, в свою очередь, сократить операционный цикл движения предметов производства от начала до конца и зависит от многих факторов, в т.ч. человеческих. Модель функционирования подпроцесса управления незавершенными операциями представлена на рис. 13.
Рис. 13. Модель подпроцесса управления незавершенными операциями
Как известно, любая операционная деятельность не обходится без дефектов, а иногда и брака. Целью подпроцесса управления операционными дефектами является сокращение, а при возможности и полное исключение дефектов из операционной
деятельности (рис. 14). Данный подпроцесс позволяет своевременно и инструментально реализовать реагирование и изменения на проявление отклонений от заданных характеристик продуктов или услуг соответствующими мероприятиями.
Операционные мощности
Технологии выявления и предотвращения _операционных дефектов_
Операционные задания
Запасы
Полуфабрикаты
Готовая продукция
Дефектная продукция
Бракованная продукция
Рис. 14. Модель подпроцесса управления операционными дефектами
Значение подпроцесса управления запасами в организации является важным фактором своевременного осуществления операционной деятельности [17]. В соответствии с заданной операционной политикой и другими атрибутами операцион-
ной деятельности для получения запланированных результатов по постоянному пополнению запасов организации разработана модель подпроцесса управления запасами представлена на рис. 15.
Рис. 15. Модель подпроцесса управления запасами
Данный подпроцесс позволяет реализовать организации бесперебойное обеспечение деятельности по преобразованию ресурсов в готовую продукцию/услуги.
Подпроцесс управления материальными потоками является связющим звеном между операционными рабочими и складскими местами организации. В этой дея-
тельности принимают участие транспортные средства, различные технические устройства, а также специалисты [18]. Результативность рассматриваемого подпроцесса определяется своевременностью прибытия предметов операционной деятельностью к
заданному месту без потери имеющихся свойств. При этом необходимо постоянно сокращать операционный цикл движения предметов материального потока, привлекая интеллектуальные средства (рис. 16).
Рис. 16. Модель подпроцесса управления материальными потоками
В рамках подпроцесса управления готовой продукцией производиться выполнение совокупности действий, собранных для завершения продуктов и услуг для представления на рынке [16]. Этот подпроцесс выражается также в виде заданий, операций, процедур для всех рабочих мест, бригад или групп, выполняющих заключительные операции по подготовке продук-
ции/услуг к продаже (комплектование, упаковка, установка в тару и т.д.) с фиксацией времени выполнения этих операций [19]. Данный подпроцесс имеет огромное практическое значение, поскольку благодаря заключительным операциям продукция/услуги представляется в товарном виде готовы для продажи (рис. 17).
Рис. 17. Модель подпроцесса управления готовой продукцией
Форма и порядок операционной деятельности на данной стадии зависят от характеристик предметов операционной деятельности и его товарных характеристик [11].
Подпроцесс управления продажами продукции/услуг ориентирован на интерес потребителей. В этой деятельности принимают участие транспортные средства,
различные технические устройства, а информация и специалисты.
Результативность рассматриваемого подпроцесса определяется скоростью продвижения товаров к потребителю. При этом необходимо постоянно сокращать время движения продукция/услуги, привлекая рекламные средства и другие инструменты (рис. 18).
Маркетинговая политика Технологии продвижения продукции/услуг
Готовая продукт/услуги Финансы
v^_J , Оборотные средства
Цены
Рис. 18. Модель подпроцесса управления продажами продукции/услуг
Основная цель организации реализуется также выполнением подпроцесса управления послепродажным обслуживанием, который представляет собой некоторый портфель заказов обслуживания потребителей по их обращениям после эксплуатации продукции/услуг организации в виде единичных предметов изготовления [19].
Операционная политика, благодаря данному подпроцессу, реализуется в виде постановки конкретных задач (заданий) для выполнения операций по ремонту, восстановлению качества и сопровождению товаров, находящихся на стадии экс-
плуатации. Задания и поручения в рамках данного подпроцесса организации доводятся до непосредственных исполнителей с учетом компонентов, представленных на рис. 19.
Рассмотренные выше модели подпроцессов процесса управления операциями на основе теории деятельности, позволяют помочь ориентироваться в зонах ответственности отдельных компонентов операционной деятельности, а такжеформируют понимание её последовательности при производстве продукция или выполнения услуг в организациях.
Операционная политика
Запасы
Операционные задания
Готовая продукция/услуги на
стадии эксплуатации Цены
Технологии послепродажного Iобслуживания
Продукт/услуги
Финансы
Рис. 19. Модель подпроцесса управления послепродажным обслуживанием
Так как все рассмотренные подпроцессы связаны между собой в рамках процесса управления операциями организации, то и могут быть объединены в единую модель деятельностного типа на основе процессного и системного подходов. Для реализации многих процессов необходимы ресурсы из других процессов, протекающих в организации, в т.ч. от процессов управления стратегией, управления финансами, управления качеством, управле-
ния информацией, управления персоналом.
Деятельностная модель процесса управления операциями является достаточно громоздкой и содержит много элементов, поэтому для понимания взаимодействия некоторых представленных выше подпроцессов достаточно представления отдельных фрагментов деятельностной модели процесса управления операциями (рис. 20).
Благодаря модельному представлению, подпроцессов управления, протекающих в процессах организации можно проследить движение материальных, финансовых и информационных потоков организации.
Аналогично укрупнено могут быть представлены все процессы, протекающие
в организации. Для этого надо только четко представлять ресурсы, технологии и продукт/услуги каждого подпроцесса и понимать их взаимодействие с этими элементами других подпроцессов в организации.
Технологии формирования и пополнения порт_феля заказов_
Операционная политика_
Портфель заказов
Операционные мощности
Технологии формирования и изменения операционных мощностей
Технологии производст-_ва продукции_
Оснащение
Операционные ресурсы
Технологии формирования запасов
Операционная программа
Операционные графики
Технологии приобретения операционных _ресурсов
Технологии формирования и изменения операционной программы
Технологии формирования и изменения операционных графиков
Технологии формирования и изменения опера-ционныхзаданий
Операционные задания
Рис. 20. Деятельностная модель процесса управления операциями (фрагмент)
Таким образом, процессный подход позволяет представить все возможные системные совокупности деятельности в рамках организации, не забывая при этом о
функциональной целостности процессов организации и инструментов управления ими.
Библиографический список
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353 с.
2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. М.: ИНФРА-М, 2000. 182 с.
3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. М.: Финпресс, 2000. 1056 с.
4. Герасимов Б.Н. Основы теории российского менеджмента. Самара: СМИУ, 2009. 172 с.
5. Герасимов Б.Н. Основы теории российского менеджмента: методология менеджмента. Самара: СМИУ, 2008. 172 с.
6. Герасимов Б.Н. Универсальная модель организационного реинжиниринга // Вестник Самарского аэрокосмического университета. 2003.№ 2(4). С. 21-28.
7. Герасимов Б.Н. Механизм отношений элементов структуры организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №1. С. 157-165.
8. Герасимов Б.Н. Моделирование содержания и взаимоотношений процессов организации // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА-М. 2017. Т. 5. Вып. 4. C. 549-557.
9. Герасимов Б.Н. Структура и содержание процессов деятельности организаций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №4. С. 17-26.
10. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: теория, методология, практика. Самара: Изд-во МИР, 2014. 344 с.
11. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: процессы, структура, система. Самара: САГМУ, 2014. 272 с.
12. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.
13. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Поведенческий менеджмент организации. Самара: СГАУ, 2003. 376 с.
14. Иванов И.И., Беляев А.М. Производственный менеджмент. Теория и практика. М.: Юрайт, 2014. 574 с.
15. Малюк В. И., Немчин А.М. Производственный менеджмент. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
16. Российский менеджмент: технологии успеха / Б.Н. Герасимов, В.Н. Иванов, С.Б. Мельников и др. М.: Муниципальный мир, 2005. 400 с.
17. Трачук А.В., Лисичкина Ю.С., Сычев Ю.К. и др. Операционный менеджмент. М.: КноРус, 2018. 360 с.
18. Экономика предприятия / ред. В.Я. Горфинкель. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 664 с.
19. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Т. 11. № 20. 2015. С. 82-89.
STUDY THE CONTENT MANAGEMENT PROCESS OPERATIONS OF THE
ORGANIZATION
B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor
Samara state university of management «International market Institute»
(Russia, Samara)
Abstract. Operating activities are the most important factor in the functioning and development of economic systems such as «organization». The process of managing the operations of the organization includes several components - subprocesses of management. The model including subprocesses of management of process of management of operations of the organizations is presented. A set of models of the structure of the main attributes of the activities of all subprocesses of personnel management of the organization.
Keywords: organization, operations management, process, subprocess, technology, resources, results.