Научная статья на тему 'Исследование содержание оксида углерода (ll) в атмосферном воздухе вблизи автомагистралей г. Биробиджана'

Исследование содержание оксида углерода (ll) в атмосферном воздухе вблизи автомагистралей г. Биробиджана Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
310
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАБОТАННЫЕ ГАЗЫ АВТОМОБИЛЕЙ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / ОКСИД УГЛЕРОДА (II) / ЗАГРУЖЕННОСТЬ МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ АВТОТРАНСПОРТОМ / EXHAUST GASES OF CARS / AIR POLLUTION / CARBON MONOXIDE (II) / CONGESTION OF MAIN STREETS BY MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Попович Ирина Юрьевна, Ревуцкая Ирина Леонидовна

В статье приводятся результаты исследования степени загруженности магистральных улиц города Биробиджана автотранспортом в январе-марте 2017 и 2018 гг., а также расчётов концентрации оксида углерода (II) в атмосферном воздухе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Попович Ирина Юрьевна, Ревуцкая Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY THE CONTENTS OF CARBON MONOXIDE (LL) IN THE AMBIENT AIR NEAR HIGHWAYS, BIROBIDZHAN

The article presents the results of the study of the degree of congestion of the main streets of the city of Birobidzhan by road in January-March 2017 and 2018, as well as calculations of the concentration of carbon monoxide (II) in the air.

Текст научной работы на тему «Исследование содержание оксида углерода (ll) в атмосферном воздухе вблизи автомагистралей г. Биробиджана»

УДК 504.3.054

И. Ю. Попович, И. Л. Ревуцкая

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА (И) В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ ВБЛИЗИ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ Г. БИРОБИДЖАНА

В статье приводятся результаты исследования степени загруженности магистральных улиц города Биробиджана автотранспортом в январе-марте 2017 и 2018 гг., а также расчётов концентрации оксида углерода (II) в атмосферном воздухе.

Ключевые слова: отработанные газы автомобилей, загрязнение атмосферного воздуха, оксид углерода (II), загруженность магистральных улиц автотранспортом.

В настоящее время одной из острых экологических проблем является загрязнение атмосферного воздуха. Стационарные источники и автотранспорт являются основными источниками загрязнения воздуха городов. Количество мирового автотранспорта увеличивается с каждым годом. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь из более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов [3]. Автомобильный транспорт следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения, т. к. вредные вещества поступают в воздух практически в зоне дыхания человека [6].

Основными источниками поступления поллютантов в атмосферу Биробиджана являются: ТЭЦ [5], автотранспорт, железная дорога, коммунальные котельные. В зоне действия автотранспорта находится значительная часть городской территории Биробиджана — 91,2 % от общей площади [2]. Основными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферу при работе двигателей автотранспорта, являются: твёрдые вещества, диоксид серы, диоксид азота, летучие углеводороды, оксид углерода (II) [1].

В связи с этим цель работы — определить степень загруженности магистральных улиц города Биробиджана и расчётным методом определить концентрацию оксида углерода (II) в атмосферном воздухе.

Попович Ирина Юрьевна — магистрант (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); email: [email protected].

Ревуцкая Ирина Леонидовна — кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой географии, экологии и природоохранного права (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); email: [email protected].

© Попович И. Ю., Ревуцкая И. Л., 2018

73

Исследование загруженности магистральных улиц города Биробиджана проводилось в два периода: с января по март 2017 года и с января по март 2018 года.

При подсчёте автомобилей было выбрано 6 точек на основных магистральных улицах города Биробиджана. Месторасположение точек представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Картосхема точек наблюдения (составлено автором): 1 — ул. Осенняя, 17а; 2 — ул. Шолом-Алейхема, 77; 3 — ул. Шолом-Алейхема, 69; 4 — ул. Советская, 74; 5 — проспект 60-летия СССР, 16; 6 — ул. Шолом-Алейхема, 33

С помощью метода подсчёта автомобилей разных типов определяли уровень загруженности ими улиц, для сравнения полученных данных использовали общепринятую суммарную оценку загруженности улиц автотранспортом по нормативным документам.

Количество автотранспорта в разное время суток в 2017 году показано на рисунке 2.

Как видно, утренние часы менее загружены автотранспортом, чем обеденное и вечернее время. Также количество автотранспорта увеличивается к обеду во всех точках наблюдения. В точке № 5 количество автотранспорта было неизменно в течение всего дня, скорее всего, потому, что это точка наблюдения находится рядом со стоянкой автомобилей.

Результаты определения уровня интенсивности движения автотранспорта на улицах города показали, что во всех точках наблюдения степень загруженности дорог низкая.

74

Рис. 2. Количество автотранспорта в разное время суток 2017 год, шт./час

(составлено автором)

Также было подсчитано количество автотранспорта (шт./час) во второй период. Количество автотранспорта, подсчитанное в разное время суток в 2018 году, приводится на рисунке 3.

Рис. 3. Количество автотранспорта в разное время суток 2018 год, шт./час

(составлено автором)

Как видно, ситуация со степенью загруженности в сравнении с предыдущим годом, практически не изменилась. Также максимально улицы загружены в обед и вечером. Однако в вечернее время произошло уве-

75

личение количества автомобилей в час. Возможно, это связано с ростом автопарка Биробиджана.

Концентрация оксида углерода (II) рассчитывалась по методике оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автомобиля на участке магистральной улицы.

Содержание оксида углерода (II) в атмосферном воздухе вблизи магистралей Биробиджана в январе — марте 2017 года показано на рисунке 4.

Рис. 4. Концентрация оксида углерода (II) в атмосферном воздухе, январь — март 2017 г., мг/м3 (составлено автором)

Из диаграммы видно, что концентрация оксида углерода (II) превышает ПДК в 1,2 раза в точке № 6. Данный перекрёсток является пересечением двух магистральных улиц: Шолом-Алейхема и Димитрова, что и повлияло на превышение уровня ПДК. В точках № 3 и № 4 концентрация оксида углерода (II) также превышает ПДК в 1,2 и 1,1 раза соответственно. В обеденное время в точке № 6 значение СО (II) практически соответствует норме. Самая низкая концентрация оксида углерода (II) была рассчитана в точках № 2 и № 5.

Содержание оксида углерода (II) в атмосферном воздухе вблизи автомагистралей во второй период исследования показано на рисунке 5.

Как показано на рисунке, максимальная концентрация СО (II) за период исследования рассчитана в точке № 3. По сравнению с предыдущим периодом следует отметить, что в точке № 6 превышение ПДК составило 1,3 раза. В точке № 4 можно наблюдать снижение концентрации оксида углерода (II) с 5,6 мг/ дм3 до 4,2 мг/ дм3 в обеденное время.

76

Рис. 5. Концентрация угарного газа в атмосферном воздухе, январь — март 2018 г., мг/дм3 (составлено автором)

Таким образом, было определено расчётным методом, что концентрация оксида углерода (II) в период с января по март 2017 г. превышает ПДК в 1,2 раза в точке № 6 на светофоре около кафе «Перекрёсток», это, возможно, связано с тем, что данный перекрёсток является пересечением двух магистральных улиц — Шолом-Алейхема и Димитрова. На улицах Советской, 74 и Шолом-Алейхема, 69 концентрация оксида углерода (II) также превышает норму ПДК, но незначительно — в 1,2 раза и в 1,1 раза соответственно. Почти равно ПДК содержание СО (II) на улице Шолом-Алейхема, 33 в обеденное время. Самая низкая концентрация оксида углерода (II) рассчитана на улице Шолом-Алейхема, 77 и проспекте 60-летия СССР, 16.

Максимальная концентрация оксида углерода (II) отмечена за период исследования с января по март 2018 г. на улице Шолом-Алейхема, 33 (точка № 3), и она составила 7,10 мг/м3, что в 1,4 раза выше ПДК. Также в сравнении с предыдущим периодом, отмечено превышение ПДК в точке № 6 на улице Шолом-Алейхема, 33 — в 1,3 раза. Однако на светофоре по улице Советской, 74 (точка № 4) наблюдается снижение концентрации СО (II) с 5,6 мг/ дм3 до 4,20 мг/ дм3 в обеденное время.

Список литературы

1. Александров В. Ю., Кузубова Е. П., Яблокова Е. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Новосибирск, 1995. 133 с.

2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году», М.: Минприроды России; НИА-Природа 2017. 760 с.

77

3. Методика расчёта выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М.: Гумалит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. 6 с.

4. Правительство Еврейской автономной области. Распоряжение от 19 июня 2017 г. № 164-рп «О докладе об экологической ситуации в Еврейской автономной области в 2016 году». 176 с.

5. Ревуцкая И. Л. Влияние Биробиджанской ТЭЦ на загрязнение атмосферного воздуха и здоровье детей: дис. ... канд. биол. наук. Биробиджан, 2008. 134 с.

6. Христофорова Н. К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток — Приморье: учебное пособие. Владивосток, Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 2005. 304 с.

•Jc -Jc -Jc

Popovich Irina Yu., Revutskaya Irina L.

STUDY THE CONTENTS OF CARBON MONOXIDE (LL)

IN THE AMBIENT AIR NEAR HIGHWAYS, BIROBIDZHAN

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

The article presents the results of the study of the degree of congestion of the main streets of the city of Birobidzhan by road in January-March 2017 and 2018, as well as calculations of the concentration of carbon monoxide (II) in the air.

Keywords: exhaust gases of cars, air pollution, carbon monoxide (II), congestion of main streets by motor transport.

References

1. Alexandrov V. Yu., Kuzubova E. P., Yablokova E. P. Ekologicheskie problemy avtomobilnogo transporta (Environmental Problems of Mechanical Transport), Novosibirsk, 1995. 133 p.

2. Gosudarstvennyj doklad «O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushhey sredy Rossijskoj Federatsii v 2016 godu» (State report «On the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2016 year»), NIA-Priroda Publ., 2017, 760 p.

3. Metodika rascheta vybrosov zagryaznyayushhikh veshhestv avtotransportom na gorodskikh magistralyakh (Method for calculating pollutant emissions by motor vehicles on city highways), Publisher Center VLADOS, 1997, 6 p.

4. Pravitelstvo Evrejskoj avtonomnoj oblasti. Rasporyazhenie ot 19 iyunya 2017 goda. № 164- rp «O doklade ob ehkologicheskoj situatsii v Evrejskoj avtonomnoj oblasti v 2016 godu» (Government of the Jewish Auonomous Region. Order of June 19, 2017, no. 164- rp «On the report on the environmental situation of the Jewish Autonomous Region in 2016 year»). 176 p.

5. Revutskaya I. L. Vliyanie Birobidzhanskoj TEHTS na zagryaznenie atmosfernogo vozdukha I zdorov'ya detej (Influence of Berobidzhan HPS on air pollution and children's health), Birobidzhan, 2008, 134 p.

6. Christoforova N. K. Ehkologicheskij problem regiona: Dal'nij Vostok — Promor'e: uchebnoe posobie (Ecological problems of the region: Far East — Promorye: textbook), Vladivoskot, Khabarovsk, Publisher Khabarovsk book edition, 2005, 304 p.

* -A -A

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.