Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ДИАМЕТР ПЯТНА ИЗНОСА / СМАЗЫВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРИСАДКА / ЭФИР РАПСОВОГО МАСЛА / ЭФИР ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Кашапова А.А.

В данной статье проводилось исследование смазывающей способности дизельного топлива при добавление присадок. В качестве присадок использовались эфирв рапсового и подсолнечного масла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Кашапова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF LUBRICATING DIESEL FUEL CAPACITY

In this paper, a study was made of the lubricity of diesel fuel when adding additives. As additives, ether was used in rapeseed and sunflower oil.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА»

УДК 665.753.4.038

Кашапова А.А. студент БГПУ им. М. Акмуллы РФ, г. Уфа

Kashapova A.A. student of the BSPU, Ufa, Russia ИССЛЕДОВАНИЕ СМАЗЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ

ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА INVESTIGATION OF LUBRICATING DIESEL FUEL CAPACITY

Аннотация. В данной статье проводилось исследование смазывающей способности дизельного топлива при добавление присадок. В качестве присадок использовались эфирв рапсового и подсолнечного масла.

Abstract. In this paper, a study was made of the lubricity of diesel fuel when adding additives. As additives, ether was used in rapeseed and sunflower oil.

Ключевые слова. Дизельное топливо, диаметр пятна износа, смазывающая способность, присадка, эфир рапсового масла, эфир подсолнечного масла.

Key words. Diesel fuel, wear spot diameter, lubricity, additive, rapeseed oil ester, sunflower oil ester.

На данный момент производство дизельных топлив невозможно без применения специальных присадок [1]. Одним из видов применяемых присадок являются противоизносные. Данные присадки добавляются в дизельное топливо с целью улучшения её смазывающей способности [2]. К смазывающей способности предъявляют особые требования, поскольку дизельное топливо в процессе эксплуатации смазывает движущиеся части двигателя. По ГОСТ Р 52368-2005 скорректированный диаметр пятна износа при 60°С должно быть не более 460 мкм.

В связи с этим изучено влияние эфиров растительных масел (рапсового и подсолнечного) на смазывающую способность дизельного топлива.

1 Объекты и методы исследования

Объекты исследований:

- смесь базового топлива и эфиров растительного масла;

- смесь базового топлива и эфиров рапсового масла;

Базовым топливом являлось дизельное топливо. Исследования смазывающей способности дизельного топлива и топливных композиций проводили на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75.

Для испытаний шарики закрепляют в чашке, куда наливают смазочный

материал. При этом смазочный материал должен полностью покрывать шарики. Затем чашку закрепляют в шпинделе машины, плавно прилегают заданную нагрузку и включают электродвигатель.

После окончания испытания сливают жидкий смазочный материал. Затем измеряют диаметры износа каждого из трех нижних шариков [4]. Общий вид аппарата для испытаний представлен на рисунке 1.

1 - стойка; 2 - узел трения; 3 - панель управления; 4 - регулируемые ножки; 5 - болт; 6 - разъем

Рисунок 1 - Общий вид машины трения ЧМТ-1

2 Исследование смазывающей способности дизельного топлива

Нами были проведены исследования влияния эфиров растительного и рапсового масла на противоизносные свойства дизельного топлива. Показатели износа, определенные во время опытов занесены в таблицу 1.

_Таблица 1 - Результаты испытаний__

Объект испытания ДНИ нижних шариков, мм Средний ДНИ, мм

Дизельное топливо 0,975; 0,997; 0,989; 0,971; 0,993; 0,994 0,987

Дизельное топливо + 1 % об. эфира рапсового масла 0,853; 0,883; 0,887; 0,862; 0,886; 0,884 0,875

Дизельное топливо + 5 % об. эфира рапсового масла 0,813; 0,822; 0,814; 0,814; 0,827; 0,829 0,820

Дизельное топливо + 1 % об. 0,802; 0,768; 0,801; 0,793

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ №8(12) 2017

Ы1р :/Яогит-паика.ги

136

эфира подсолнечного масла 0,808; 0,769; 0,808

Дизельное топливо + 5 % об. эфира подсолнечного масла 0,813; 0,822; 0,814; 0,814; 0,827; 0,829 0,672

Зависимость диаметра пятна износ (ДПИ) от концентраций эфиров масел представлена на рисунке 2.

1,2-г---

0,2

0 Н---

0 1 5

Концентрация присадки. % об.

Рисунок 2 - Зависимость ДПИ от концентрации присадки в дизельном топливе

Из рисунка 2 видно, что при введении присадок в состав дизельного топлива наблюдается уменьшение ДПИ, то есть происходит улучшение смазывающей способности дизельного топлива. Это объясняется тем, что эфиры рапсового и подсолнечных масел являются кислородосодержащим соединением. Как известно из органических поверхностно-активных гетероатомных соединений наилучшими смазывающими способностями обладают именно кислородсодержащие соединения.

Использованные источники:

1. Данилов A.M., Паронькин В.П., Меркин A.A. // Мир нефтепродуктов. — 2008. №2. С. 20-22.

2. Митусова Т.Н., Логинов С.А., Полина Е.В., Рудяк К.Б., Капустин В.М., Луговской А.И., Выжгородский Б.Н. // Нефтепереработка и нефтехимия. — №1. -2002.-С. 28-31.

3. ГОСТ Р 52368-2005 Топливо дизельное Евро. Технические условия. - М.: изд-во стандартов, 2005. - 28с.

4. Азнабаев Ш.Т., Рахимов М.Н., Баулин О.А. // Учебно-методическое пособие по определению смазывающей способности масел, смазок и среднедистиллятных топлив.- Уфа: УГНТУ, 2002. -С.6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.