Научная статья на тему 'Исследование словообразования татарского глагола в трудах Шигапа Рамазанова'

Исследование словообразования татарского глагола в трудах Шигапа Рамазанова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СИНКРЕТИЧНЫЕ КОРНИ / ГЛАГОЛООБРАЗУЮЩИЕ АФФИКСЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садыкова Лейсан Рафиковна

Рамазанов Шигап Галимович впервые в татарском языкознании подробно исследовал словообразование глаголов. По результатам своих исследований ученый и живых, и архаических форм глаголообразующих аффиксов насчитывает 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE TATAR VERB BUILDING IN THE WORKS OF SHIGAP RAMAZANOV

Ramazanov Shigap Galimovich first investigated wordbuilding of the verbs thoroughly in Tatar Linguistics. He studied archaic and present day (modern) affixes. According to him there are 120 of them.

Текст научной работы на тему «Исследование словообразования татарского глагола в трудах Шигапа Рамазанова»

Л. Р. САДЫКОВА

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСКОГО ГЛАГОЛА В ТРУДАХ ШИГАПА РАМАЗАНОВА

Ключевые слова: глагольное словообразование, синкретичные корни, глаголообразующие аффиксы.

Рамазанов Шигап Галимович впервые в татарском языкознании подробно исследовал словообразование глаголов. По результатам своих исследований ученый и живых, и архаических форм глаголообразующих аффиксов насчитывает 120.

L.R. SADIKOVA

THE RESEARCH OF THE TATAR VERB BUILDING IN THE WORKS OF SHIGAP RAMAZANOV

Ramazanov Shigap Galimovich first investigated wordbuilding of the verbs thoroughly in Tatar Linguistics. He studied archaic and present day (modern) affixes. According to him there are 120 of them.

Рамазанов Шигап Галимович - ученый-лингвист, внесший весомый вклад в развитие татарского языкознания. Научные изыскания его относятся к таким областям, как: татарская лексикология, фразеология, история татарского литературного языка, терминология, методика преподавания и др.

Как крупный представитель татарских лингвистов первой половины XX в., ученый в первую очередь с большой ответственностью относится к изучению истории формирования татарского литературного языка, проблемам его развития в новой общественно-политической и культурно-языковой ситуации. Не случайно, что именно в этот период Ш. Рамазанов публикует такие крупные статьи, как «Ка-юм Насыйри - татар эдэби теленэ нигез салучы» («Каюм Насыйри - основоположник татарского литературного языка») [2, с. 32-58] и «Тукай hэм хэзерге татар эдэби теленеч Yсеше» («Тукай и развитие современного татарского литературного языка») [4, с. 58-93], непосредственно связанные с проблемами формирования и развития татарского национального литературного языка.

Ученый вполне логично замечает, что в связи с этим актуальной задачей становится разработка терминологии в различных областях функционального потребления татарского языкознания. По этому поводу в 1944 г. была издана отдельная брошюра под названием «Татар эдэби теленеч гамэлдэге термино-логиясен тэртипкэ салу, я^а термин CYЗлеклэрен тeзY эшендэ теп принциплар» (о терминологии татарского литературного языка и основных принципах составления терминологических словарей), в которой идет речь об основных принципах разработки терминологии. По этой же проблеме публикуются такие его статьи, как «Татар эшчелэре hэм колхозчыларньщ сeйлэY hэм эдэби телен eйрэнY экспедициясе» (об экспедиции по изучению разговорного и литературного языка татарских рабочих и колхозников), «Татар эдэбияты теле терминологиясенеч Yсеш юнэлеше» (о развитии терминологии языка татарской литературы), «Татар теле терминология принциплары» (о принципах терминологии татарского языка), «Русча-татарча хэрби CYЗлек» («Русско-татарский военный словарь»), «Русча-татарча терминологик CYЗлек» («Русско-татарский терминологический словарь») и др.

В статьях, посвященных научному наследию Ш. Рамазанова, изданных после великой октябрьской революции, отмечается, что им было создано более 60 работ. Но, к сожалению, только часть его трудов изданы на сегодняшний день. Его труды печатались в таких журналах, как: «Совет мэктэбе», «Совет эдэбияты», «Мэгариф»; в таких газетах, как «Кызыл Татарстан». Также большинство его работ до сих пор остаются в рукописном виде. Многие из этих трудов уже были собраны его коллегами, соратниками и просто друзьями после его смерти. Среди них рукописный труд в виде диссертации под названием «Терки

теллэрнеч стадиаль формалашуы турында», который состоит из 11 статей. Эти работы ученого были систематизированы и включены в состав его архивных материалов известным лингвистом Ф.С. Фасеевым. Более доступным на сегодняшний день является монографический труд Ш.Рамазанова «Татар теле буенча очерклар» («Очерки по татарскому языку»), который был издан в 1954 г. его коллегой крупным ученым Х.Хангильдиным. Остальные труды хранятся на данный момент в научном архиве института истории и литературы.

В очерке «Татар теле буенча очерклар» было внесено несколько его значимых работ, в том числе вышеназванные статьи «Каюм Насыйри - татар эдэби теленэ нигез салучы» и «Тукай hэм хэзерге татар эдэби теленеч Yсеше», а также: «Татар эдэби теле терминологиясендэ теп принциплары» («Основные принципы терминологии татарского литературного языка»), «Хэзерге татар эдэби теленеч CYЗлек составы (лексика hэм фразеология)» («Словарный состав современного татарского литературного языка (лексика и фразеология)») и др.

В данной статье объектом внимания является его статья «Татар телендэ фигыль ясалышы», научное значение которой трудно переоценить и с точки зрения сегодняшней лингвистической науки. Одной из областей языкознания, в которой Ш. Рамазанова можно назвать первооткрывателем, является словообразование, особенно глагольное словообразование.

В грамматике Г. Алпарова, к примеру, дано 15 видов глаголообразующих аффиксов от других частей речи. Это такие, как: -ла/-лэ (эшлэ, уйла), -та/-тэ, -да/-дэ, -за/-зэ, -да/-дэ (шыкырда), -лда/-лдэ (безелдэ), (данный аффикс также произносится в виде -алла/-эллэ - Г.А.: шакылла, кимеллэ)), -ыра/-ерэ (шалты-ра), -дыра/-дерэ (кылтыра), -ай/-эй (^бэй, саргай), -э/-а (кана, аша, яшэ), -ар/эр (^гэр, кызар, кыскар), -к/-ц (ялык, тарак), -ы (ныгы, байы) [1, с.12]. Однако здесь, как видно, рассматриваются только продуктивные и самые живые формы глаголообразующих аффиксов.

Ш. Рамазанов впервые в татарском языкознании не только подробно исследовал словообразование глаголов в современном их состоянии, но и обратил внимание и на древние типы словообразования и «мертвые формы».

По словам ученого, научная грамматика также должна учитывать и «мертвые» формы и объяснять их в качестве исторического процесса. Так как это и с практической, и теоретической стороны имеет очень большое значение в плане изучения исторической грамматики языка.

Данная статья Ш.Рамазанова сама состоит из нескольких подразделов. Сначала автор обращается к истории изучения словообразования, и в подразделе «Степень изучения глаголообразования» он описывает когда, кем и какие научные труды, касающиеся данной темы, были изданы.

В следующем подразделе «Корневые и производные глаголы» Ш. Рамазанов выделяет 3 типа глагольных основ. Здесь же, приступая к анализу словообразования глаголов, ученый обращает внимание на то, что в языке наряду с производными глаголами с прозрачной структурой, где четко выделяется основа и словообразующий аффикс: уйла, щайла, йокла, представлены в немалом количестве глаголы, возникшие путем опрощения корней типа вйрэн, ты-рыш, йвгер, где в историческом плане также присутствуют словообразующие аффиксы, и указывает, что в методическом аспекте их также нужно изучить. В этом подразделе приводится много ценного и нового в изучении глаголообра-зования в историческом аспекте.

Далее в подразделе «Глаголообразующие аффиксы» рассматриваются более продуктивные аффиксы: -ла/-лэ, -лаш/-лэш, -лан/-лэн, -ылда/-елдэ и др.

Как особые подразделы выделяются также: производные основы, возник-

шие на основе залоговых форм, типы фонетических изменений и типы фонетических изменений и фонетических вариантов аффиксов. Вкратце описывается также структура составных глаголов, образованных при помощи вспомогательных глаголов ит, кыл и др.

Большую научную ценность представляет, с нашей точки зрения, описание структуры односложных корней, типа: бел (знай), тор (стой), йвр (ходи), эл (вешай), ат (стреляй), ти (трогай), ки (одевай) и др.

При этом ученый считает, что преобладающим среди односложных корней-основ являются глаголы типа бел (знай), тор (стой), йвр (ходи) и др, т.е. основы типа согласный-гласный-согласный (СГС). Они составляют

70-75% корневых глаголов. Что касается основ типа согласный-гласный (СГ), таких глаголов, как ти (трогай), ки (одевай), ученый совершенно справедливо отмечает, что они восходят к древним видам СГС: кег - кей - ки, тег - тей - ти, киг - ки, тиг - ти, эй, ыв.

При исследовании древних корней Ш.Рамазанов обращает внимание и на синкретичные корни, где отмечает, что многие слова, как имена и глаголы, произошли от единого корня. В виде примеров он приводит такие слова, как: куз -ку,р (глаз - видеть), куз (утлы ^мер - горящий уголь) - кыз - кызу (нагревайся -горячий), CYЗ - свй(лэ) (слово - говори), Yгез - Yгер (бык - мычи), симез - симер (толстый - потолстей), кач - кич - куч (прячься - пройди - перемещайся) и др. [3, с.149]. По словам автора, сходство их произношений и значений между собой, бессомнения, доказывает их происхождение от одного корня.

Следует отметить, что в настоящее время структура глагольных корней татарского языка подробно рассмотрена в диссертационном исследовании В.Р. Фахрутдиновой [5].

В то же время основное внимание обращено на подробное описание аффиксального образования глаголов, здесь приводится богатый набор глаголообразующих аффиксов. Автор насчитывает 120 живых и архаических аффиксов. Вспомним, что у Г. Алпарова их насчитывается всего 15.

Далее автором на основе богатого фактического материала подробно исследованы такие глаголообразующие аффиксы, как: ла-лэ (сула - дыши, тизлэ - ускорь), лаш-лэш (иялэш - приспосабливайся, берлэш - объединяйся), лан-лэн (вйлэн - женись, кораллан - вооружайся), ай-эй (гай) (зурай -увеличься, азай - уменьшиться), ар-эр (кугэр - поржавей, яшэр - помолодей), а-э (сана - считай, уйна - играй), ы-е (ныгы - крепни, бае - разбоготей), сын-сен (кызыксын - интересуйся, кимсен - унижайся), кар-кэр, гар-гэр (башкар - исполни, коткар - спаси, искэр - устарей), ра-рэ (ыра-ерэ) (очра -встреться, ку.крэ - греми, чэчрэ - брызьни, ялтыра - светись, шалтыра -греми), ылда-елдэ (уфылда - вздыхай, чыцылда - звени, дерелдэ - дрожи), шы-ше (кыршы, шыцшы, щепше), чы-че (тончы, манчы), кын-кен (ашкын, оч-кын), шын-шен (кипшен, тыкшын), кын-кен ( ашкын, очкын) и др.

Отсюда можно сделать вывод, что данное исследование Ш.Рамазанова внесло огромный вклад в изучение словообразования в татарском языке и оказало большое влияние на дальнейшее развитие татарского языкознания.

Литература

1. Аппаров Г. Шэкли нигездэ татар грамматикасы / Г.Алпаров. Казан, 1926. 196 б.

2. Рамазанов Ш.Г. Каюм Насыйри - татар эдэби теленэ нигез салучы / Ш.Рамазанов // Татар теле буенча очерклар. Казан: Таткнигоиздат, 1954. 200 б.

3. Рамазанов Ш.Г. Татар телендэ фигыль ясалышы / Ш.Рамазанов // Татар теле буенча очерклар. Казан: Таткнигоиздат, 1954. 200 б.

4. Рамазанов Ш.Г. Тукай Иэм хэзерге татар эдэби теленец Yсеше / Ш.Рамазанов // Татар теле буенча очерклар. Казан: Таткнигоиздат, 1954. 200 б.

5. Фахрутдинова В.Р. Словообразование татарского глагола в историческом плане: дис. ... канд. филол. наук / В.Р. Фахрутдинова. Казань, 2007. 194 с.

САДЫКОВА ЛЕЙСАН РАФИКОВНА родилась в 1980 г. Окончила Казанский государственный университет. Преподаватель кафедры русского и татарского языков Казанского государственного технического университета. Область научных интересов - филология татарского языка. Автор 1 научной публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.