Исследование скоростно-силовой подготовки таэквондистов различного возраста и квалификации
Назин В.А.
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотации:
В исследованиях использовались данные анкетного опроса, в котором принимали участие 30 трени-ров по таэквон-до. Выявлен процент скоростно-силовой подготовки в общем объеме специально физической подготовки. Установлены наиболее используемые средства и методы, определены наиболее используемые временные интервалы, используемые тренерами, при развитии скоростно-силовых показателей спортсменов различного возраста и квалификации.
Ключевые слова:
средства, методы, скоростносиловая подготовка, объем.
Назін В.А. Дослідження швидкісно-силової підготовки таеквондістов різного віку і кваліфікації. У дослідженнях використовувалися дані анкетного опиту, в якому брали участь 30 тренерів по таеквон-до. Виявлений відсоток швидкісно-силової підготовки в загальному об'ємі спеціально фізичної підготовки. Встановлені найбільш використовувані засоби і методи, визначені найбільш використовувані тимчасові інтервали, використовувані тренерами, при розвитку швидкісно-силових показників спортсменів різного віку і кваліфікації.
засоби, методи, швидкісно-силова підготовка, об’єм.
Nazin V.A. The research of speed-power preparation of taekvondistov of different age and qualification.
Information of the questionnaire questioning in which took part 30 trenirov to on taekvon-to was used in researches. The percent of speed-power preparation is exposed in a general volume especially physical preparation. The most in-use facilities and methods are set, the most in-use temporal intervals, in-use trainers, are certain, at development of speed-power indexes of sportsmen of different age and qualification.
facilities, methods, speed-power preparation, volume.
Введение.
Соревновательная деятельность в единоборствах протекает в нестандартной среде, в условиях жестокого лимита времени, при необходимости принимать решение в ответ на неожиданные изменения обстановки. Здесь имеет место непосредственная борьба между соперниками, а достижение результата выражается в преодолении активного сопротивления конкретного противника [2, 4].
Важным компонентом соревновательной деятельности является специальная физическая подготовка, направлена на развитие двигательных качеств соответственно к требованиям, обусловлено спецификой конкретного вида спорта, особенностями общей деятельности. На эти специфические требования надо постоянно обращать внимание при организации процесса специальной физической подготовки спортсменов. В отдельности, преобладать влиянию должны те мышечные группы и их антагонисты, на которые припадает основная нагрузка во время общей деятельности [7].
Современный уровень спортивных достижений в единоборствах, интенсивность действий единоборцев, предъявляют повышенные требования к уровню их общей физической и специальной подготовленности. Рациональное построение учебно-тренировочного процесса в годичных циклах на основе оптимального соотношения средств ОФП и СФП позволяет им достигнуть высоких спортивных результатов. [4].
Так, по мнению Платонова В.Н., эффективная работа над развитием скоростной силы связана с комплексным применением различных методов. Планирование отдельных компонентов нагрузки при использовании различных методов должно обеспечивать предельные и околопредельные требования к скоростно-силовым возможностям спортсмена. Большой арсенал и широкая вариативность средств силовой подготовки, тренажеров, специального оборудования, многообразие методических приемов предоставляют тренеру ши© Назин В.А., 2011
рокие возможности для рационального планирования тренировки, направленной на развитие данного качества [3].
Быстрые и сильные движения имеют сходную (но не идентичную) морфофункциональную основу. Это создает предпосылки для так называемого «перекрестного» эффекта. Скоростно-силовые нагрузки увеличивают количество «быстрых» волокон и повышают мощность креатининфосфатного механизма АТФ. Схожесть этих механизмов определяет положительный эффект скоростно-силовой подготовки в развитии быстроты движений.
Положительный эффект обратно пропорционален исходному уровню силы. Предварительная мышечная нагрузка в виде дискретных (8-12с) упражнений скоростно-силового характера активирует корковые процессы, изменяет функциональное состояние нервно-мышечного аппарата и, как следствие, повышает уровень силы [6].
В качестве основных средств развития скоростносиловых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми». Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений.
Центральная методическая проблема развития скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности её решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их
проблеми фнзичного виховання і спорту № 7 / 2011
таким образом, чтобы достигаюсь, возможно, большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия. [5].
Исходя из выше сказанного следует, что проблема подбора средств и методов скоростносиловой подготовки, а так же их дозировка, является актуальной в тренировочном процессе таэквондистов.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - определить наиболее применяемые средства и методы скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе таэквондистов различного возраста и квалификации.
Задачи:
• Провести анализ научно-методические материалы по проблеме скоростно-силовой подготовки в единоборствах.
• Определить основные средства и методы скоростносиловой подготовки и их соотношение в таэквон-до.
Методы исследования: анализ научной и научнометодической литературы, анкетный опрос.
Результаты исследований.
Исследования по проблеме повышения уровня скоростно-силовых качеств у таэквондистов, проводилось с помощью анкетного опроса. В анкетировании принимали участие 30 респондентов. Среди опрошенных были тренеры высокой квалификации, спортсмены которых, входят в состав национальной сборной Украины по таеквон-до.
В результате анкетного опроса было определено, что 100% опрошенных респондентов используют в тренировочном процессе скоростно-силовую подготовку.
23% опрошенных тренеров утверждают, что отношение скоростно-силовой работы в общем объеме специально физической подготовке составляет - 1/3, у 37% тренеров этот объем равен 2/5, 3/5 скоростносиловой работы в общем объеме СФП выявлено у 33% тренеров и лишь у 7% это соотношение составляет 1/5. Как видно из ответов опрошенных скоростно-силовая подготовка занимает большую часть времени (70%) из общего времени используемого для СФП. На наш взгляд это связано с поиском новых путей повышения физического потенциала спортсменов, а в частности эффективных средств и методов повышения уровня скоростно-силовой подготовленности.
Анкетирование выявило, наиболее часто используемые средства скоростно-силовой подготовки. Так специальные упражнения с отягощением (гантели, штанга, жгуты, ядро) используют 63% опрошенных; упражнения на снарядах (лапах, боксерских грушах, макиварах) используют 73% тренеров; 80% опрошенных предпочитают специально подготовительные упражнения в парах (работа над отдельными элементами, соревновательные упражнения).
Также необходимо отметить что, 40% тренеров при развитии и совершенствовании скоростно-силовых способностей используют все предложенные группы средств (специальные упражнения с отягощением,
упражнения на снарядах, специально подготовительные упражнения в парах); 37% опрошенных - две группы средств (упражнения на снарядах, специально подготовительные упражнения в парах); 23% респондентов используют только одну группу средств из предложенных (специально подготовительные упражнения в парах); 3% респондентов считают, что помимо предложенных средств, необходимо использовать в тренировочном процессе легкоатлетические упражнения (рис. 1).
Среди методов скоростно-силовой подготовки 43% опрошенных выделили интервальный метод (главной особенностью метода является интервал отдыха между сериями упражнений). 50% респондентов используют повторный метод (многоразовое повторение упражнения с интервалом отдыха, акцент делается на интенсивность и время выполнения упражнения). Соревновательный метод (делается с установкой на победу, максимально приближен к соревнованиям) используют 63% тренеров и круговой метод (предусматривает последовательное выполнение специально подобранных упражнений) применяют 47% опрошенных.
Из методов, которые были предложены тренерам в данной анкете, 30% используют в тренировочном процессе какой либо один из предложенных методов развития скоростно-силовых способностей (в основном соревновательный). Несколько методов из предложенных (в основном повторный и соревновательный) используют 63% респондентов, 7% опрошенных используют все предложенные нами методы (рис.2).
По мнению 27% опрошенных респондентов продолжительность упражнения направленного на развитие скоростно-силовых способностей находится в интервале 10-15 с. 37% тренеров утверждают, что при работе скоростно-силовой направленности этот временной показатель должен составлять 15-20 с, 20-30 с применяют 50% опрошенных, 3% менее 10 с.
Несколько временных интервалов продолжительности упражнения направленных на развитие скоростно-силовых способностей (это диапазон 10-15 и 20-30 с) применяют 17% опрошенных.
Расхождение в продолжительности работы, скоростно-силовой направленности, по всей видимости, связано с особенностями развития их у спортсменов разного возраста и квалификации. Что подтверждается исследованиями [1, 6].
Так, для спортсменов-юниоров высокой квалификации при развитии и совершенствовании скоростного компонента характерны временные отрезки (режим работы до 15 с), а силового (режим работы до 30 с).
Выводы.
1. Возросшая конкуренция среди спортсменов на соревнованиях, повышает значимость скоростносиловой подготовки в таэквон-до, чему свидетельствует 70% опрошенных респондентов.
2. Анкетный опрос выявил наиболее часто используемые средства скоростно-силовой подготовки, а именно специально подготовительные упражнения в парах, среди методов отмечены: соревновательный и повторный.
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ Спец.упр.с отягощ. □ Упр.на снарядах
□ Спец .подгот.упр.в парах □ Свой вариант
Рис.1 Средства скоростно-силовой подготовки
□Интервальный метод □ Повторный метод
□ Соревновательный метод □ Круговой метод
Рис.2 Методы скоростно-силовой подготовки
3. По мнению опрошенных респондентов (50%) продолжительность упражнений посвященных развитию и совершенствованию скоростно-силовых способностей составляет 20-30 с.
Дальнейшие исследования направлены на анализ научно-методические материалы по проблеме скоростно-силовой подготовки в единоборствах и разработку методики развития и совершенствования скоростно-силовых способностей таэквондистов-юниоров высокой квалификации.
Литература:
1. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
2. Гаськов А.В. Структура и содержание тренировочносоревновательной деятельности в боксе: Монография / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 113 с.
3. Киселев В.А. Совершенствование спортивной подготовка высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / В.А. Киселев. - М.: Физическая культура, 2006. - 127 с.
4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов.- К: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
5. Платонов В.Н. Физическая подготовка спортсменов: учебное пособие / В.Н. Платонов, М.Н. Булатова. - К: Олимпийская литература, 1995. - 320 с.
6. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие / В.А. Романенко. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005. - 290 с.
7. Рябинин С.П. Скоростно - силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.
Поступила в редакцию 25.05.2011 г.
Назин Владимир Анатольевич [email protected]