Научная статья на тему 'Исследование скорости движения пешеходов'

Исследование скорости движения пешеходов Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

CC BY
400
68
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ / ПЕШЕХОДНЫЙ ПОТОК / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА

Аннотация научной статьи по транспорту, автор научной работы — Поздняков Михаил Николаевич

Рассмаириваются вопросы изучения основных характеристик пешеходных потоков. Представлены результаты исследования скорости движения пешеходов, зависимости скорости движения пешеходов от дня недели, времени суток, связности пешеходного потока и др

Похожие темы научных работ по транспорту , автор научной работы — Поздняков Михаил Николаевич,

Research of pedestrian''s speed

One of the main parametrs for traffic engeneering of pedestrians is pedestrian's speed. We don't have information about influence week's day, day's time, an ain of moving for pedestrian's speed. There'are results of researches in the article about alone pedestrian's speed, about speed of pedestrian's groups. A lot of pedestrian's groups have two or three persons. A key information about pedestrian's speed brought by mesurements distances and time of mouving. Those mesurements were during the each day of week from 08:00 to 20:00. Pedestrian's speed depends on size of pedestrian's group firstly, an aim of walking secondly

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Исследование скорости движения пешеходов»

Исследование скорости движения пешеходов

М.Н. Поздняков

В последнее время всё чаще звучат идеи о «гуманизации» и «очеловечивании» городов. Их авторы и сторонники считают, что современным, в первую очередь крупным и крупнейшим городам, необходимо вернуть их прежнюю, первоначальную парадигму. В соответствии с ней город - это место, где живёт и работает человек, пешеход и велосипедист важнее автомобиля, хождение пешком - естественная и основная форма передвижения человека. В настоящее время вопросам организации движения пешеходов следует уделять пристальное внимание. Согласно статистике, около 50% ДТП происходят с участием пешеходов. Отсутствие и недостаточный уровень знаний в этой области ограничивает инженера в применении известных методов организации движения и препятствует разработке новых. Скорость движения пешеходов является основным показателем, определяющим условия движения пешеходов, пропускную способность тротуара и пешеходного перехода, параметры светофорного регулирования и др. [1-6].

«тройки» «двойки»

Справочная информация о скорости движения пешеходов, которую инженер использует в настоящее время, получена в лабораторных условиях и не учитывает ряд важных факторов и особенностей (время суток, день недели, цель передвижения, связность пешехода группой и др.) [7,8]. Для получения дополнительных сведений о характеристиках пешеходных потоков проведён эксперимент на ул. Пушкинской в г. Ростове-на-Дону (см. рис. 1). Скорость движения пешеходов определялась отношением длины участка (4 м) ко времени движения по нему. Регистрация времени движения пешеходов осуществлялась секундомерами. Объём необходимой выборки был определён заранее, в зависимости от точности и уровня доверительной вероятности.

1,3 м/с (4,8 км/ч) ■ 1,0 м/с (3,6 км/ч) ■ 0,8 м/с (2,9 км/ч) ■ 0,7 м/с (2,4 км/ч)

12'7 "'9 15,7 19,1

2,0 м/с (7,2 км/ч) 100%

13,7 12,9

14,5 12,9 137 15,9

8,1

к

с;

о

80%

60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40%

20%

0%

Примечание: будний день («одиночки»)

■ 2,0 м/с (7,2 км/ч) ■ 1,3 м/с (4,8 км/ч) ■ 1,0 м/с (3,6 км/ч) ■ 0,8’м/с (2,9Гм/ч)

100%

80%

^ 60%

40%

20%

0%

к

о

с!

9 10 11 12 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: выходной день («одиночки»)

14 15

Время, ч

Рис. 2. - Изменение структуры скоростного режима движения пешеходов в

течение дня.

Измерения скорости проводились для самостоятельно движущихся пешеходов («одиночки») и пешеходов, находящихся в группе из 2-х («двойки»), 3-х («тройки»), и 4-х человек («четвёрки»).

■ 2,0 м/с (7,2 км/ч) И1,3 м/с (4,8 км/ч) И1,0 м/с (3,6 км/ч) И0,8 м/с (2,9 км/ч)

0,7 м/с (2,4 км/ч) 0,6 м/с (2,1 км/ч) 0,5 м/с (1,8 км/ч) 0,4 м/с (1,6 км/ч)

100%

80%

^ 60%

40%

20%

0%

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время, ч

Примечание: будний день («двойки»)

■ 2,0 м/с (7,2 км/ч) И1,3 м/с (4,8 км/ч) И1,0 м/с (3,6 км/ч) И0,8 м/с (2,9 км/ч)

0,7 м/с (2,4 км/ч) 0,6 м/с (2,1 км/ч) 0,5 м/с (1,8 км/ч) 0,4 м/с (1,6 км/ч)

100%

80%

^ 60%

40%

20%

0%

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Время, ч

Примечание: выходной день («двойки») ^

Рис. 3. - Изменение структуры скоростного режима движения пешеходных

групп в течение дня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что скорость движения «одиночек» к концу рабочего дня увеличивается. При этом доля пешеходов, движущихся со скоростью менее 4км/ч, к концу выходного дня возрастает (см. рис. 2). Эти факты свидетельствуют о влиянии цели передвижения на скорость. Пешеходы, находящиеся в составе группы, движутся гораздо медленнее «одиночек» (см. рис. 3). Для оценки степени

влияния дня недели на скорость движения пешеходов, выполнены соответствующие измерения (см. рис. 4).

к

с

о

2,0 м/с (7,2 км/ч) ■ 1,3 м/с (4,8 км/ч) ■ 1,0 м/с (3,6 км/ч) ■ 0,8 м/с (2,9 км/ч) ■ 0,7 м/с (2,4 км/ч) 100%

80%

60%

40%

20%

0%

пн

вт

сб

ср пт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

День недели

Примечание: структура скоростного режима движения «одиночаи»

вс

2,0 м/с (7,2 км/ч) И1,3 м/с (4,8 км/ч) ■ 1,0 м/с (3,6 км/ч) 1®,8 Вс (Щ9 1м/ч| 0,7 м/с (2,4 км/ч) И0,6 м/с (2,1 км/ч) ■ 0,5 м/с (1,8 км/ч) "^,4 м^^1,6 к!

100%

80%

60%

40%

20%

0%

118 13,5 12,1 10,5 15,4 15,4

-39 —46 ^-3» ^41 6 42, 1 43, 9

пн ср чт пт сб

Пйиииопйпм

10,5 15,4 15,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—4, 1 43 , 9

вс

о - День недели Примечание: структура скоростного режима движения «двоек»

60

Рис. 4. - Изменение структуры скоростного режима движения пешеходов по

дням недели.

Увеличение доли пешеходов, находящихся в группе, снижает скорость движения самой группы и всего пешеходного потока. Рост количества пешеходов в группе приводит к снижению скорости её движения.

Таким образом, получены новые знания о влиянии времени суток, дня недели, цели передвижения на скорость движения пешеходов [9,10].

Литература

1. Велев П. Пешеходные пространства городских центров [Текст]: Учебник / Велев П. М.: Стройиздат 1983. - 192 с.

2. Гейл Я. Очеловечивание городов [Текст] // Твоя дорога, 2012. - №3. - С.

22.

3. Зырянов В.В. Моделирование при транспортном обслуживании мегасобытий [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2001, №4. -Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1082 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Блинкин М. Город для жизни [Текст] // Твоя дорога, 2011. - №4. - С. 79.

5. Зырянов В.В., Кочерга В.Г., Поздняков М.Н. Современные подходы к разработке комплексных схем организации движения [Текст] // Транспорт РФ, 2011. - №1. - С. 28-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Totally green pedestrian lighting [Электронный ресурс] // ITS International,

2009, №1. - Режим доступа: http: // www.itsinternational.com

/sections/general/products/totally-green-pedestrian-lighting (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. англ.

7. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения [Текст]: Учебник / Клинковштейн Г.И.: Транспорт, 2001. - 247 с.

8. Highway Capacity Manual - 2000. Chapter 18 - Pedestrians, 27 pp.

9. Поздняков М.Н. Совершенствование методики оценки условий движения

пешеходов [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1122

(доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Поздняков М.Н., Мирончук А.А. Исследование функциональнопространственных особенностей пешеходных пространств. Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сборник докладов седьмой международной научно-практической конференции [Текст] // СПб гос. архит.-строит. ун-т. СПб., 2012. - С. 116-120.