Научная статья на тему 'Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков'

Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
739
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / КИБЕРБУЛЛИНГ / АГРЕССИВНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ / TOLERANCE / HOSTILITY / CYBERBULLYING / AGGRESSIVENESS OF OLDER ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Ольга Геннадьевна, Пешнина Екатерина Михайловна

Актуальность исследования склонности к кибербуллингу у старших подростков объясняется все более широким распространением этого явления. Цель статьи состоит в раскрытии понятия «кибербуллинг», анализе причин и характеристик категорий детей, занимающихся травлей в Интернете. Основным методом эмпирического исследования был избран метод анкетирования. В статье представлены результаты изучения склонности к кибербуллингу у старших подростков, которая выражается в низком уровне толерантности, враждебности и агрессивности. Практическая значимость статьи состоит в том, что выявленные характеристики подростков - основание для организации профилактической работы в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванова Ольга Геннадьевна, Пешнина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON CYBERBULLYING TENDENCIES IN OLDER TEENS

The relevance of the study of the inclination to cyberbullying in older teenagers is explained by the increasingly widespread occurrence of this phenomenon. The purpose of the article is to formulate the concept of "cyberbullying", to analyze the causes and characteristics of the categories of children who engage in bullying on the Internet. The main method of empirical research was the questionnaire method. The article presents the results of studying the tendency to cyberbullying in older teenagers, which is expressed by a low level of tolerance, hostility and aggressiveness. The practical significance of the article lies in the fact that the revealed characteristics of adolescents are the basis for organizing preventive work in an educational organization.

Текст научной работы на тему «Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков»

Селиванова О. Г., Пешнина Е. М. Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202033.htm.

ART 202033 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12033 УДК 159.922.8

Селиванова Ольга Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров selivanog@mail.ru

Пешнина Екатерина Михайловна,

студентка факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров peshnina98@mail.ru

Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков

Аннотация. Актуальность исследования склонности к кибербуллингу у старших подростков объясняется все более широким распространением этого явления. Цель статьи состоит в раскрытии понятия «<кибербуллинг», анализе причин и характеристик категорий детей, занимающихся травлей в Интернете. Основным методом эмпирического исследования был избран метод анкетирования. В статье представлены результаты изучения склонности к кибербуллингу у старших подростков, которая выражается в низком уровне толерантности, враждебности и агрессивности. Практическая значимость статьи состоит в том, что выявленные характеристики подростков - основание для организации профилактической работы в образовательной организации.

Ключевые слова: кибербуллинг, толерантность, враждебность, агрессивность

старших подростков.

Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Явление травли, запугивания в коллективе слабых по разным показателям людей характерно не только для современного общества. Однако именно в настоящее время оно встречается почти в каждом подростковом коллективе. Общепринятым термином, обозначающим данное понятие, является «буллинг». С развитием современных технологий и появлением сети Интернет буллинг стал переходить в виртуальное пространство и позже получил название «кибербуллинг». Под кибербуллингом понимаются преднамеренные агрессивные действия систематически на протяжении длительного периода, осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействий, направленных против жертвы, которая не может себя защитить. Его главный аспект - анонимность, которая заманчива для тех, кто выплескивает свою агрессию и взамен не получает чувство вины и тревоги.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Актуальность данной проблемы обусловлена новизной и малоизученностью явления кибербуллинга в Российской Федерации, но при этом его распространенностью. Согласно данным исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда развития интернета факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и Федерального института развития образования в России, 23% детей, пользующихся Интернетом, становятся жертвами кибербуллинга [1].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Селиванова О. Г., Пешнина Е. М. Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202033.htm.

Проблема кибербуллинга в настоящее время актуальна и вызывает интерес, представляя собой один из проблемных вопросов отечественной и зарубежной психологии. Ее изучением занимались Г. Берсон, К. Блайа, А. А. Бочавер, О. С. Демуш-кина, Е. Ю. Зотова, И. С. Осипов, К. Д. Хломов и другие ученые.

В зарубежных исследованиях кибербуллинг рассматривается как тип невежества, который реализуется в электронной среде и содержит информацию, унижающую жертву и порочащую ее [2]. Кибербуллинг также определяется как «неуместное, нежелательное поведение в сфере социального обмена, инициированное преступником посредством онлайн или беспроводной связи технологии и устройства» [3]. Р. С. Токунага понимает кибербуллинг как любое поведение человека или группы с помощью электронных коммуникаций или цифровых медиа, где повторяются враждебные и агрессивные сообщения, направленные на причинение вреда или дискомфорта [4]. Кибербуллинг может быть более вредным, чем другие виды запугивания, потому что это анонимно, не приватно и к нему более легкий доступ [5]. В кибербуллинге гораздо легче достичь цели, поскольку агрессоры могут связываться со своими жертвами с помощью различных средств, таких как электронная почта, телефон, использование социальных сетей, сетевые сайты и обмен текстовыми сообщениями в любое время, в любом месте [6].

Методологическая база исследования

Кибербуллинг - это намеренное, неоднократно повторяющиеся воздействие на подростка посредством электронных технологий, включающее в себя рассылку сообщений оскорбительного и угрожающего характера, распространение в сети неправдоподобной унижающей информации, а также фото и видео с участием пострадавшего [7].

Среди причин кибербуллинга следует назвать [8]:

1. Стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного.

2. Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности.

3. Зависть.

4. Месть.

5. Развлечение.

6. Конформизм.

7. Проблемы в семейных взаимоотношениях: нехватка внимания со стороны родителей; чрезмерно попустительский стиль семейного воспитания; жесткая дисциплина.

8. Низкий уровень развития эмпатии.

9. Отсутствие умения разрешать конфликты.

10. Индивидуально-личностные характеристики индивида.

Ученые отмечают: чтобы использовать Интернет как орудие буллинга и при этом остаться безнаказанным, необходима интеллектуальная зрелость и гибкость мышления. Человек, который занимается кибербуллингом, обладает такими характеристиками, как нарциссизм, готовность достигать цели любыми способами, отсутствие эмпатии, искаженные моральные принципы, нездоровое стремление к лидерству и дешевой популярности, агрессия, авторитарность, беспринципность и цинизм [9].

Ряд авторов при изучении киберагрессии акцентировали внимание на эффекте онлайн-растормаживания, проявляющемся в изменении поведения подростка в онлайн-среде.

Дж. Сулера выявил факторы, способствующие возникновению эффекта: это диссоциативная анонимность, невидимость, асинхронность, солипсическая интроекция, диссоциативное воображение, минимизация власти. Иными словами, в процессе

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Селиванова О. Г., Пешнина Е. М. Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202033.htm.

нахождения в сети Интернет у агрессора ослабляются психологические барьеры, которые не позволяют выражать свои скрытые чувства и потребности в реальной жизни, в результате человек начинает себя вести таким образом, как бы никогда не повел себя в реальной жизни.

Выделяют четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию и стиля его осуществления [10]:

1. «Ангел мести». Ощущает себя правым, часто мстит за то, что сам оказался жертвой буллинга в школе.

2. «Жаждущий власти». Похож на традиционного преследователя со школьного двора, хочет контроля, власти и авторитета, однако может быть меньше и слабее сверстников либо может вымещать свою злость и беспомощность, оказавшись в состоянии уязвимости, например при разводе или болезни родителей.

3. «Противная девчонка». Может быть и девочкой, и мальчиком; занимается ки-бербуллингом ради развлечения, связанного с испугом и унижением других.

4. «Неумышленные преследователи». Включаются в кибербуллинг по инерции вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников.

Как показало проведенное нами исследование, независимо от мотивов действий подростков проявления склонности к кибербуллингу сходны.

Результаты исследования

Экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Кирова (МБОУ СОш № 20 города Кирова). В эксперименте приняли участие учащиеся 9 «а» класса в количестве 23 человек и учащиеся 9 «б» класса в количестве 23 человек. Условно обозначим 9 «а» класс как контрольную группу, соответственно 9 «б» -как экспериментальную.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, классификация, систематизация, обобщение.

2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий), тестирование, опрос.

Методики исследования: методика «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), опросник уровня агрессивности Басса - Дарки.

Одна из причин проявления кибербуллинга - личностные факторы, в том числе уровень толерантности у старших подростков как личностного качества. Исходя из этого, мы посчитали необходимым определить уровень толерантности старших подростков.

Согласно результатам, полученным по методике «Индекс толерантности», 22% (5 человек) испытуемых контрольной группы и 20% (9 человек) респондентов экспериментальной группы показали низкий уровень толерантности (нетерпимости), который характеризует наличие выраженной нетерпимости у старших подростков по отношению к внешнему миру и людям. Нетерпимость, или интолерантность, - это представление о себе как об исключительном человеке, чувство угрозы, желание передать ответственность другим, потребность в строгом порядке и стремление к сильной власти.

67% (15 человек) испытуемых контрольной группы и 66% (15 человек) испытуемых экспериментальной группы показали средний уровень толерантности. Это говорит о том, что в одних социальных ситуациях подростки старшего возраста ведут себя терпимо, в других они проявляют интолерантность.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Селиванова О. Г., Пешнина Е. М. Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202033.htm.

12% (3 человека) испытуемых контрольной группы и 14% (3 человека) испытуемых экспериментальной группы имеют высокий уровень толерантности. Представители этой группы имеют ярко выраженные черты толерантной личности. Толерантная личность характеризуется как человек, который хорошо знает себя, с позитивным отношением к другим и доброжелательным отношением к миру.

Распределение испытуемых по уровням толерантности на констатирующем этапе эксперимента представлено на рис. 1.

высокий средний низкий

Уровень толерантности

■ Контрольная группа

■ Экспериментальная группа

Рис. 1. Диагностика уровня толерантности испытуемых

Таким образом, результаты использования методики показывают, что большинство респондентов имеют средний уровень толерантности. Это говорит о том, что большинство подростков имеют умеренную степень способности контролировать себя и проявлять уважение и чувствительность к другим. Кроме того, субъекты со средним и низким уровнями толерантности не способны планировать и программировать свое поведение. Следовательно, человек склонен проявлять агрессию, жестокость по отношению к другим людям, склонен к оскорблениям в сторону собеседника.

По опроснику уровня агрессивности Басса - Дарки мы рассчитали индекс агрессивности для каждого респондента, суммировав баллы по шкалам: «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «вербальная агрессия». Затем мы определили количество субъектов с разным уровнем агрессивности.

Нормой агрессивности является значение ее индекса равное 21±4. Таким образом, мы выявили 52,1% респондентов (12 человек) с низким уровнем агрессивности в контрольной группе, 39,1% испытуемых (9 человек) со средним уровнем и 8,7% испытуемых (2 человека) с высоким уровнем. В экспериментальной группе низкий уровень агрессивности был обнаружен у 47,8% испытуемых (11 человек), средний - у 43,4% испытуемых (10 человек) и высокий - у 8,7% респондентов (2 человека).

Сравнение уровней агрессивности у респондентов в контрольной и экспериментальной группах показаны на рис. 2.

Посредством сложения баллов по шкалам «обида» и «подозрительность» по каждому респонденту мы рассчитали индекс враждебности в контрольной и экспериментальной группах.

Нормой является индекс враждебности равный 6,5-7±3. Исходя из этого, в контрольной группе мы определили 13% испытуемых (3 человека) с низким уровнем враждебности, 69,5% испытуемых (16 человек) со средним уровнем, 17,3% испытуемых (5 человек) с высоким уровнем. В экспериментальной группе было выявлено 69,5% испытуемых (16 человек) со средним уровнем враждебности, 30,4% испытуемых (7 человек) с высоким уровнем, испытуемые с низким уровнем враждебности не были определены в этой группе.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Селиванова О. Г., Пешнина Е. М. Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202033.htm.

О 2 m л

ь i ¥ >:

* £

о Я

60 50 40 30 20 10 0

Низкий уровень

47,8 А О А

52,1 43,4

39,1

8,7

8,7 -1

Контрольная группа Экспериментальная группа

Средний уровень

Высокий уровень

Уровень агрессивности

Рис. 2. Диагностика уровня агрессивности испытуемых (п = 23)

Сравнение уровней враждебности в контрольной и экспериментальной группах представлено на рис. 3.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Уровень враждебности

■ Контрольная группа

■ Экспериментальная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Диагностика уровня враждебности испытуемых (п = 23)

Таким образом, проанализировав результаты диагностик, мы выявили у старших подростков:

- в основном средний уровень толерантности;

- преимущественно средний уровень агрессии и враждебности.

Заключение

Анализ данных констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать вывод о том, что тенденция к кибербуллингу связана со степенью развития таких личностных качеств, как агрессивность, враждебность и толерантность. Респонденты, для которых в большинстве случаев характерен средний уровень толерантности, агрессивности и враждебности, склонны проявлять агрессию, жестокость по отношению к другим людям. Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации эффективной профилактической работы относительно кибербуллинга в подростковой среде.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование помогает наметить структуру работы психолога, направленной на предотвращение феномена кибербуллинга и включающей в себя повышение осознанности подростков в понимании уважительных отношений между пользователями социальных сетей.

Селиванова О. Г., Пешнина Е. М. Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202033.htm.

Ссылки на источники

1. Солдатова Г., Зотова Е. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы со-владания // Образовательная политика. - 2011. - № 5 (55). - С. 48-59.

2. Clark C. M., Werth L., Ahten S. M. Cyber-bullying and incivility in the online learning environment: Part One - addressing faculty and student perceptions // Nurse Educator. - 2012. - 37(4). - Р. 150-156.

3. Piotrowski C. From workplace bullying to cyberbullying: the enigma of e-harassment in modern organizations // Organizational Development Journal. - 2012. - 30(4). - Р. 43-52.

4. Tokunaga R. S. Following you home from School: A critical review and syntheses of research on cyberbullying victimization // Computers in Human Behavior. - 2010. - 26. - Р. 277-287.

5. Lawrence F. J. Prevalence and consequences of negative workplace cyber communications in the Australian public sector [dissertation]. - Queensland University of Technology: Brisbane, Australia, 2015.

6. Snyman R., Loh J. M. Cyberbullying at work: The mediating role of optimism between cyberbullying and job outcomes // Computers in Human Behavior. - 2015. - 53. - Р. 161-168.

7. Кон И. С. Что такое кибербуллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15.

8. Солдатова Г., Зотова Е. Указ. соч.

9. Макарова Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. - 2016. - № 3. - С. 293-311.

10. Щипанова Д. Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. - 2014. - № 3. - С. 619-623.

Olga Selivanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy Chair, Vyatka State University, Kirov

selivanog@mail.ru

Ekaterina Peshnina,

Student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov peshnina98@mail.ru

Research on cyberbullying tendencies in older teens

Abstract. The relevance of the study of the inclination to cyberbullying in older teenagers is explained by the increasingly widespread occurrence of this phenomenon. The purpose of the article is to formulate the concept of "cyberbullying", to analyze the causes and characteristics of the categories of children who engage in bullying on the Internet. The main method of empirical research was the questionnaire method. The article presents the results of studying the tendency to cyberbullying in older teenagers, which is expressed by a low level of tolerance, hostility and aggressiveness. The practical significance of the article lies in the fact that the revealed characteristics of adolescents are the basis for organizing preventive work in an educational organization. Key words: cyberbullying, tolerance, hostility, aggressiveness of older adolescents. References

1. Soldatova, G. & Zotova, E. (2011). "Kiberbulling v shkol'noj srede: trudnaya onlajn situaciya i sposoby' sovladaniya", Obrazovatel'naya politika, № 5 (55), pp. 48-59 (in Russian).

2. Clark, C. M., Werth, L. & Ahten, S. M. (2012). "Cyber-bullying and incivility in the online learning environment: Part One - addressing faculty and student perceptions", Nurse Educator, 37(4), pp. 150-156 (in English).

3. Piotrowski, C. (2012). "From workplace bullying to cyberbullying: the enigma of e-harassment in modern organizations", Organizational Development Journal, 30(4), pp. 43-52 (in English).

4. Tokunaga, R. S. (2010). "Following you home from School: A critical review and syntheses of research on cyberbullying victimization", Computers in Human Behavior, 26, pp. 277-287 (in English).

5. Lawrence, F. J. (2015). Prevalence and consequences of negative workplace cyber communications in the Australian public sector [dissertation], Queensland University of Technology: Brisbane, Australia (in English).

6. Snyman, R. & Loh, J. M. (2015). "Cyberbullying at work: The mediating role of optimism between cyberbullying and job outcomes", Computers in Human Behavior, 53, pp. 161-168 (in English).

7. Kon, I. S. (2006). "Chto takoe kiberbulling i kak s nim borot'sya?", Sem'ya i shkola, № 11, p. 15 (in Russian).

8. Soldatova, G. & Zotova, E. (2011). Op. cit.

9. Makarova, E. A. (2016). "Psixologicheskie osobennosti kiberbullinga kak formy' internet-prestupleniya", Rossijskijpsixologicheskij zhurnal, № 3, pp. 293-311 (in Russian).

10. Shhipanova, D. E. (2014). "Kiberbulling kak faktor riska v obrazovatel'noj srede", Gumanitarny'e nauki. Pedagogika i psixologiya, № 3, pp. 619-623 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Селиванова О. Г., Пешнина Е. М. Исследование склонности к кибербуллингу у старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202033.htm.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 20.05.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.20

Принята к публикации Accepted for publication 15.06.20 Опубликована Published 29.08.20

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Селиванова О. Г., Пешнина Е. М., 2020

9772304120203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.