Научная статья на тему 'Исследование системы управления «Сибирской геофизической научно-производственной компании»'

Исследование системы управления «Сибирской геофизической научно-производственной компании» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулюк Николай Витальевич

На сегодняшний день на деятельность компании влияет множество факторов внутренней и внешней среды. Эти факторы вынуждают компанию постоянно совершенствоваться, развиваться, осваивать и внедрять новые технологии, принимать «свежие» стратегии и становиться более конкурентоспособным в условиях жестокой конкуренции. Развитию компании способствует совершенствование системы управления, именно она является двигателем успешного ведения бизнеса. Исследования системы управления это весьма длительный и насыщенный процесс, однако, если он выполняется, то результатами его будут являться не только выявленные проблемы, но и их причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гулюк Николай Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management research of «Siberian geophysical company of science and production»

Nowadays the activity of the company is influenced by set of factors of internal and external environment. These factors compel the company to improve and develop itself, constantly introduce new technologies, accept modern strategies and become more competitive in the conditions of the cruel competition. Management research promotes a successful development of each company. Management research is a long-term process. Nonetheless, if it works, it will show the results and the following reasons.

Текст научной работы на тему «Исследование системы управления «Сибирской геофизической научно-производственной компании»»

УДК 331.1

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ «СИБИРСКОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ»

© Гулюк Н.В., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

На сегодняшний день на деятельность компании влияет множество факторов внутренней и внешней среды. Эти факторы вынуждают компанию постоянно совершенствоваться, развиваться, осваивать и внедрять новые технологии, принимать «свежие» стратегии и становиться более конкурентоспособным в условиях жестокой конкуренции. Развитию компании способствует совершенствование системы управления, именно она является двигателем успешного ведения бизнеса. Исследования системы управления — это весьма длительный и насыщенный процесс, однако, если он выполняется, то результатами его будут являться не только выявленные проблемы, но и их причины.

Ключевые слова: управление, анализ, исследование, проблема.

18 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2016

ООО «Сибирская геофизическая научно-производственная компания» оказывает услуги по проведению

электроразведочных работ на лицензионных участках нефтяных и газовых компаний с

использованием уникального дифференциально-нормированного метода электроразведки (ДНМЭ).

На рисунках 1, 2 и 3 представлены входные и выходные потоки основного бизнес-процесса компании — оказания геологоразведочной услуги, а также основные подпроцессы:

Клиенты {рынок) Клиенты [тендер) Новое оборудование (енегаарталын) -

Гос-во: налоги, таможенные штрафы н аресты, аиииные режимы -—

Подготовительный этап

Полевые работы

Камеральные работы

П одгогос итель н ь: н

Нолевые работы

Камеральные работы

■ Обработка эакадл; ■* Оформление документов; * Соглашение старо«: • Назначение ответственных лиц; *■ Инструктзм персонала; Организации выезда на территорию (ТМЦ)

г

• Зы«л нз территорию;

■ Осуществление полевых работ;

• Фиксирование информации после

исследования;

Анализ полученной

ннфзрмацнн; Секта вленне отчета а проделанной работе (на в шоде);

Возможные состояния ООО «СГНПК», в которых она способна пребывать, можно охарактеризовать следующим образом:

• рост — повышение количества заказов => увеличение выручки => максимизация благосостояния компании;

• стабильность — современное состояние => стабильное управление => стабильные показатели эффективности и рентабельности оказываемых услуг;

• спад — состояние компании, при котором большинство показателей падают, деятельность

компании уже не приносит ту норму доходности, которая была во время стабильности;

• крах — состояния полного роспуска и закрытия компания, когда сложившиеся факторы не позволяют компании осуществлять свою деятельность оказания услуг даже по себестоимости.

На данный момент «Сибирская геофизическая научно-производственная компания» находится на стадии стабильности. Однако, возможен резкий переход объекта в состояние спада из-за экономического положения в стране, волатильности рынка и потребностей клиентов.

Знач 2013 2014 Дельта Соотношение Оценка

Финансы Выручка руб 89 964 790,00 199 037 914,00 109 073 124 121,24 % Хорошо

Чистая прибыль руб 11 260 000,00 11 859 070,00 599 070 5,32 % Хорошо

Доля компании % 75 % 80 % 0 6,67 % Хорошо

Персонал Среднесписочная численность чел 65,00 67,00 2 3,08 % Стабильно

Средняя заработная плата (не администр.) руб 51 596,00 51 818,00 222 0,43 % Стабильно

Затраты на обучение сотрудников руб 150 340,00 143 980,00 -6 360 -4,23 % Спад

Продажа услуг Количество заказов шт 28,00 47,00 19 67,86 % Хорошо

ROS (рентабельность продаж) % 13,00 0,60 -0,12 -95,38 % Спад

5 ■ СИЛЬНЫЕ И(-СЛАБЫЕ

Больш ие масштабы обслужи ва и ия Сонращение затрат на обучение сотрудников

высоко« качества работы Нестабильность количества заказов

Уникальность усл^и Неформалимеэны бизнес-процессы

Высокая квалификаций персоналки опыт работы в компании Нет четной организационной структуры

Большая доля выручки с каждого заказа Сильная зависимость от курса аалю*

Работа с постоянными заказчиками Длительность работ не о пределен а заранее

0 - возможности 7" - УГРОЗЫ

Расширенперсонала (выполнение целей го персоналу] Поеышение курса валют

Привлечение партнеров Уровень инфляции

Участие в тендерах Ужесточение конкуренции или появление ноаых игроков

Поиск новых эгкээчинсв Текуч есть кадров (потребность в новых у|уах)

Таким образом, посмотрев показатели эффективностии компании, можно составить SWOT-анализ и выявить существующие проблемы:

• Сократились затраты на обучения персонала при растущей выручке;

• Снижение коэффициента рентабельности продаж (ROS).

Среди одной из наиболее актуальной проблемой для компании сегодня является сокращение затрат на обучение персонала. Причем в эти же затраты включены расходы персонала на командировки на тренинги, проживание и билеты на дорогу, выступление на всероссийских конференциях.

Исследовать проблему получилось с помощью корреляционного анализа. Анализ был произведен для выявления взаимосвязей показателя затрат на обучение и развитие персонала с остальные , такими как:

1. Выручка компании;

2. Чистая прибыль;

3. Доля компании на рынке;

4. Среднесписочная численность персонала;

5. Средняя зарплата (административного) персонала;

6. Коэффициент ROS (рентабельность продаж);

7. Количество заказов.

Полученная корреляционная матрица представила следующие результаты:

выручка Чишкя прибыль Дом компании Срс á не сту с □ чн оя численность CpcdHJw заработная плато (не Затрат ь. но обучение сотрудников Koflinecmeo JONlOtJCfl «OS (рентабельно СгЛь продаж)

Выручка 1

ч Híian прибыль 0rCS177 S745 1

До/if комгантн 3,919943306 ar3is5iii 1

Срс£несгисск*на( (Ш2Л739 4ДО60121 0.56362 не 1

Ссвдчнн japa&oTi Í.72Í5347Í2 -Ъ,7471*1 Э M949B2W1 0*1«7ЭМ 1

Затраты нл обуче -0,720745112 -C,G22B594 -0.93BÍ7513G -0,244401771 -G,0S45735 1

Количество и«« 0.905450392 Ц3№№ 0,99937007* 3rS?JSflS-C Í.362IÍCSC? 4,950501 1

P.OS (ptHTjSc/lbHI -0,94 В 39199« 0.3535« 1 -0r74B14G399 ■С,969772235 -S,90SOSSG¿5 0,473939395 -t¡.rzi\27l 1

Из данной корреляционной матрицы можно затрат на обучение персонала и доли компании (-

отметить, что есть сильная обратная взаимосвязь 0,938875136). Также заметна прямая взаимосвязь

между долей компании и количеством поступивших заказов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что причины понижения затрат на обучение персонала при стабильной выручке взаимосвязаны с персоналом и его занятостью. Таким образом, чем выше доля компании, тем больше заказов она

выполняет и наоборот. Однако, также можно отметить, что чем больше заказов выполняет персонал, тем сильнее его загруженность, что в свою очередь влияет на сокращение участия как на конференциях, так и на его обучение и развитие.

Диаграмма Иссикавы помогает рассмотреть причины снижения затрат на обучение персонала:

Также среди проблем, представленных в показателях компании, можно заметить

стремительное снижение коэффициента ROS (рентабельности продаж). Корреляционная матрица вновь помогает определить взаимосвязь между коэффициентом и остальными показателями:

Эыруккц ЧиСтО* прибыль Даля комлвт/и Среднесписачн <гя численность Средняя заработная плата (не одминистр.) Затраты на общение сотрудников Ko/Hftecmgo зоназов ROS (рентабельно сть продаж)

выручка 1

Чистая прибыль ■OrOfil?7374S 1

Доля помпа кии 0,319543306 0,3155112 1

Сиеднсепнкрчмл Q.84234J29 O.SbJtJUS 1

Сиедллр эг SÍSOTI 0,723534722 -0,7471423 0,394982541 0,991487939 1

Затраты ил обучс -0,718745112 -0,62289943 -G,93Í875136 -0,244в01771 -0,0545 7 3S 1

КОЛнчЫТВО 3JKJJ 0.9054S03S2 auftííssi 0,9993700? 5 0.S339S1S46 0,362130609 ■0,050501001 1

ROS (рента бел ьш -□.948391598 0,Í935S306 -0,74SL46399 ар9е977Ш5 ■0,9Q50SS52S 0.173ЭВ935Е -0,72412713 1

Как можно заметить в таблице, ROS имеет сильную обратную взаимосвязь с выручкой, что само по себе логично (формула ROS = Прибыль / Выручка), со среднесписочной численностью персонала и со средней заработной платой неадминистративного персонала.

Взаимосвязь со средней заработной платой объясняется тем, что чем выше средняя зарплата в компании, тем меньше прибыли остается у компании, хотя, согласно бухгалтерскому учету, тем и меньше становится задолженность перед персоналом по оплате труда, что несомненно является положительным аспектом.

Стоит отметить, что средняя заработная плата неадминистративного персонала в Иркутской области является достаточно высокой. В сравнении с другими областями Иркутская область является лидером по Сибирскому Федеральному округу. Средний показатель заработной платы за три года в

Иркутской области составляет 36 036 рублей 67 копеек, в то время как в ООО «СГНПК» этот показатель равен 51 818 рублей 67 копеек.

Соответственно, сокращение зарплаты неадминистративного персонала может являться решением увеличения коэффициента

рентабельности продаж компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обновлено 19.11.201S

заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в 2013-2015 гг.,

2013 2014 2015

Иркутская область 37640 38981 31489

Кемеровская область 32475 27703

Новосибирская область 32393 3397 2 27109

Таким образом, показатели компании и SWOT-анализ демонстрируют четкую картину всего происходящего в системе управления.

Корреляционная матрица помогает понять наличие взаимосвязи с другими показателями компании, определить эту взаимосвязь по степени воздействия (сильная, слабая, прямая, обратная), задает направление поиска причин данных проблем.

Диаграмма Иссикавы способствует грамотному оформлению этих причин для дальнейшего устранения.

В качестве рекомендаций по проблеме сокращения расходов на обучение сотрудников хотелось бы предложить по мере возможностей расширять персонал, чтоб выполнялась цель по увеличению численности до 70 человек. Этот шаг поможет равномерно распределить нагрузку всех геологов, геофизиков и геодезистов и найти время на обучение. В случае отсутствия мотивации

обучаться у самого персонала предложить им новые горизонты в их профессии, повлиять на корпоративную культуру таким образом, чтобы ценности компании были частично или полностью совместимы с ценностями ее сотрудников.

В проблеме снижения рентабельности продаж виноваты преимущественно факторы внешней среды, такие как кредитование, низкая оборачиваемость дебиторской задолженности и средняя зарплата неадминистративного персонала, которая в сравнении с другими субъектами РФ (Сибирского Федерального округа) значительно выше. Соответственно, решать данную проблему нужно

• воздействуя на собственных заказчиков и тем самым увеличивая оборачиваемость дебиторской задолженности;

• сокращая заработную плату персонала (или инвестировать сокращенную сумму на обучение сотрудников).

Подводя итог, исследование системы управления ООО «СГНПК» позволило понять, что на сегодняшний день компания испытывает некоторые проблемы в своей деятельности, однако их диаграмма причинно-следственной связи определяет источник этих проблем. Применяя знания ИСУ, можно без труда разрабатывать решения в правильном направлении задолго до того, как появляется сама проблема. ■

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Соколова Н. Поколение Y / жур. Профиль, 2010. -№ 34 (685)

2. Trifiin M., Gen X Vs. Gen Y: How Retirement Ready Is Each Generation? / Forbes, 2015.

3. Liebowitz, J., Rubenstein-Montano, В., McCaw, D., Buchwalter, J., Browning, C., Newman, В., & Rebeck, K. The Knowledge Audit - Knowledge & Process Management / Knowledge Management, 2000 - 3c.

4. Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 256с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Liebowitz, J., Rubenstein-Montano, В., McCaw, D., Buchwalter, J., Browning, С., Newman, В., & Rebeck, К. The Knowledge Audit - Knowledge &

Process Management / Knowledge Management, 2000 -3c.

Trifiin M., Gen X Vs. Gen Y: How Retirement Ready Is Each Generation? / Forbes, 2015.

Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем. - М.: ДМК Пресс, 2002. -256с.

Соколова Н. Поколение Y/ жур. Профиль, 2010. - № 34 (685)

Management research of «Siberian geophysical company of science and production»

© Gulyuk N.V, 2016

Nowadays the activity of the company is influenced by set of factors of internal and external environment. These factors compel the company to improve and develop itself, constantly introduce new technologies, accept modern strategies and become more competitive in the conditions of the cruel competition. Management research promotes a successful development of each company. Management research is a long-term process. Nonetheless, if it works, it will show the results and the following reasons.

Â"eyvForife:management,analysis, research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.