Научная статья на тему 'Исследование сформированности операций анализа и синтеза у учащихся младших классов общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы VIII вида'

Исследование сформированности операций анализа и синтеза у учащихся младших классов общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы VIII вида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
710
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ / НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Е. В.

Рассмотрена актуальная проблема исследования сформированности основных мыслительных операций (анализа и синтеза) у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представлен сравнительный анализ результатов, полученных при обследовании учащихся с интеллектуальной недостаточностью и учащихся с нормальным уровнем интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FORMATION OF OPERATIONS ANALYSIS AND SYNTHESIS OF STUDENTS' LOWER GRADES OF GENERAL EDUCATION AND FOR THE SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS VIII TYPE

Article is devoted an actual problem of research сформированности the basic cogitative operations (the analysis and synthesis) at pupils of elementary grades of special (correctional) school of VIII kind. The comparative analysis of the results received at inspection of pupils with intellectual insufficiency and pupils with normal level of intellectual development is carried out.

Текст научной работы на тему «Исследование сформированности операций анализа и синтеза у учащихся младших классов общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы VIII вида»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ ИхПСИХОЛОГИЧЕСКИЕхНАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Е.В. ПАВЛОВА,

аспирантка кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

Московской открытой социальной академии 13.00.03 — коррекционная педагогика katia katia@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема исследования сформированности основных мыслительных операций (анализа и синтеза) у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представлен сравнительный анализ результатов, полученных при обследовании учащихся с интеллектуальной недостаточностью и учащихся с нормальным уровнем интеллектуального развития.

Ключевые слова: операции анализа и синтеза, интеллектуальная недостаточность, слоговой анализ, фонематический синтез, учащиеся младших классов, нарушение письменной речи.

RESEARCH OF FORMATION OF OPERATIONS ANALYSIS AND SYNTHESIS OF STUDENTS' LOWER GRADES OF GENERAL EDUCATION AND FOR THE SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS VIII TYPE

E.V. PAVLOVA,

post-graduate student department of correctional education and special psychology

of Moscow Open Social Academy

The summary. Article is devoted an actual problem of research сформированности the basic cogitative operations (the analysis and synthesis) at pupils of elementary grades of special (correctional) school of VIII kind. The comparative analysis of the results received at inspection of pupils with intellectual insufficiency and pupils with normal level of intellectual development is carried out.

Key words: analysis and synthesis operations, intellectual insufficiency, the syllabic analysis, phonemic synthesis, pupils of elementary grades, infringement of written speech.

В настоящее время в области специального образования имеется ряд проблем, одна из которых — поиск наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в развитии.

Существенные отклонения в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью отрицательно сказываются не только на формировании операций анализа и синтеза, но и на усвоении ими школьной программы. Это становится существенным препятствием на пути овладения письменной речью младших школьников. Коррекционно-логопедическая работа, проводимая в школах, должна быть направлена на развитие мыслительной деятельности учащихся, формирование операций анализа и синтеза на неязыковом и языковом уровнях, что обеспечит успешное овладение письменной речью.

Проведенное сравнительное исследование сфор-мированности операций анализа и синтеза у детей с

интеллектуальной недостаточностью и у детей с нормальным интеллектом позволяет определить индивидуальную стратегию и тактику коррекционной работы, ее направления и приемы.

В исследовании приняли участие 86 испытуемых, из них 70 учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с диагнозом «легкая степень интеллектуальных нарушений» составили экспериментальную группу; 16 учащихся младших классов общеобразовательной школы вошли в сопоставительную группу. Средний возраст всех испытуемых 8—9 лет. При отборе детей для участия в эксперименте были учтены следующие факторы: уровень интеллектуального развития (отбирались дети с легкой степенью интеллектуальных нарушений без сопутствующих психических расстройств, а также дети с нормальным уровнем интеллектуального развития); возраст испытуемых.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Исследование проводилось индивидуально с каждым учащимся в одинаковых для всех условиях в форме учебных заданий. К выполнению задания приступали, когда была уверенность в том, что испытуемый понял задание. Ход эксперимента не прерывался при неправильном выполнении задания. После любого выполнения задания испытуемому говорилось «хорошо», «молодец», чтобы избежать у него негативных реакций. Проводилась количественная (по 3-балльной системе) и качественная оценка допущенных ошибок: ® 1 балл — не принимает задание, действует неадекватно даже в условиях обучения; ® 2 балла — принимает задание, но самостоятельно не может его выполнить, после обучения с заданием справляется;

® 3 балла — принимает и понимает задание, самостоятельно справляется с заданием, заинтересован в конечном результате.

Для исследования сформированности предметного анализа и синтеза использовались разрезные предметные картинки, игрушки, предметы (разборные). Предлагались следующие задания: сложить картинку, собрать и разобрать предмет на части. В соответствии с поставленной целью была разработана серия заданий, направленных на выявление сформирован-ности мыслительных операций: исключение третьего и четвертого лишнего из ряда картинок; простые аналогии; исключение понятий; нелепые картинки; недорисованные картинки; установление сходства и различия; классификация геометрических фигур.

Для исследования операций фонематического анализа использовались задания на выделение звука на фоне слова, определение количества звуков в слове и их последовательность, места звука по отношению к другим звукам. Учащимся необходимо было определить количество слогов в слове, отобрать картинки, в названии которых четыре звука, два слога и т.д.

При исследовании операций слогового и фонематического синтеза испытуемым предлагалось: составить слова из звуков; составить слова из последовательно произносимых слогов; назвать слова из трех, четырех слогов.

Проведение обследования занимает достаточно много времени, поэтому мы осуществляли его постепенно, включая выполнение заданий в структуру занятий подготовительного этапа коррекции. Это способствовало тому, что начало коррекции не отодвигалось во времени на момент окончания обследования, многие задания использовались как развивающие.

При выполнении заданий были отмечены особенности деятельности младших школьников: низкий уровень мотивации познавательной деятельности, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная быстрая истощаемость, множество ошибок. Дети испытывали большие затруднения в учете требований инструкции, что сказывалось на ошибочности действий.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Деятельность младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отличалась узостью мотивации, нарушением целенаправленности, низким уровнем контроля и самоконтроля. В ходе проводимого эксперимента учитывались эти особенности деятельности детей и использовалась система различных видов сопроводительной помощи:

мимическая — выражение одобрения, согласия, удивления, недоумения;

повторение формулировки задания; уточнение условий, в которых разворачивается ситуация, описанная в задании;

наводящие вопросы, требующие утверждения или отрицания.

Полученные материалы позволили выделить условно три группы детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста (рис. 1) и две группы нормально развивающихся школьников (рис. 2), что устанавливались для каждого ребенка в соответствии со средним баллом за выполнение всех экспериментальных заданий и качественной оценкой, осуществляемой по ходу деятельности учащегося.

Учащиеся, отнесенные к первой группе, демонстрировали владение приемами мыслительной деятельности в словесном плане. Они обнаруживали достаточную степень сформированности операций анализа и синтеза. Для них характерны устойчивый интерес к заданию, стремление к правильному результату, самостоятельное решение экспериментальных заданий.

Среди учащихся, отнесенных к первой группе, детей с нарушениями интеллекта было 12 (17%), в то время как численность нормально развивающихся сверстников, справившихся с экспериментальными заданиями, составило 13 человек (81%).

Во вторую группу были отнесены учащиеся, которые с готовностью приступали к выполнению задания, но, в отличие от учащихся первой группы нуждались в организующей и направляющей помощи экспериментатора. Указание на ошибочность ответа и наводящий вопрос приводили к верному выполнению задания. Сюда вошли 33 учащихся с интеллектуальной недостаточностью (48%) и три нормально развивающихся школьника (19%). Выполнение заданий в словесно-логическом плане затрудняло учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, в то время как наглядное предъявление, развернутая помощь экспериментатора позволяли справляться с заданиями.

В третью группу вошли 25 учащихся с интеллектуальной недостаточностью (35%), у которых отмечалось стремление к избеганию трудностей при решении выполнении заданий. Они затруднялись в понимании инструкции к заданию. Им требовалась развернутая обучающая помощь экспериментатора. Задания либо не выполнялись учащимися, либо выполнялись частично; сталкиваясь с трудностями, они

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

теряли интерес к заданию, отвлекались по ходу его выполнения. Поведение их характеризовалось импульсивностью; в деятельности отсутствовала планомерность, организованность.

□ 1 □ 2 □ 3

Рис. 1. Исследование операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

□ 1 □ 2

Рис. 2. Исследование операций анализа и синтеза у нормально развивающихся школьников

Таким образом, эксперимент показал, что состояние процессов анализа и синтеза (неязыкового и языкового) у большинства учащихся с нарушением интеллекта находится на низком уровне.

Мышление детей всех групп отличалось значительным недоразвитием по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Отмечались нарушения простейшего анализа (средний балл — 1,8) и синтеза (средний балл — 1,9) воспринимаемого, бедность словарного фона, необходимого для определения свойств предметов при их анализе, трудность и нередко недоступность логического анализа и синтеза. Меньшая часть испытуемых (35,8%) по результатам исследования сформированности операций анализа и синтеза близка к детям с умеренными нарушени-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ями интеллекта. Наиболее ярко мыслительную деятельность этих детей характеризуют инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. У детей наблюдались большие трудности в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделение существенных признаков и свойств; их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут.

Операции фонематического анализа и синтеза нарушены у всех учащихся с преимущественным недоразвитием той или иной операции. На предметном уровне операции анализа не сформированы у 32 (45%) учащихся и синтеза у 38 (54%) детей. Трудности вызвали задания на последовательный анализ (средний балл — 1,8) и синтез (средний балл — 1,8). Особенно нарушена операция по определению места звуков в слове по отношению к другим (средний балл — 1,6). Недостаточно сформирован количественный и позиционный анализ слов (средний балл — 1,8).

У учащихся нарушено формирование саморегуляции в деятельности, что проявлялось в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.

В ходе исследования было установлено следующее.

# состояние операций анализа и синтеза у учащихся с нарушением интеллекта находится на низком уровне;

# по уровню сформированности мышления учащиеся с нарушениями интеллекта одного возраста не однородны;

наиболее сформированной у учащихся по сравнению с другими детьми оказалась операция выделения звука на фоне слова — элементарная форма фонематического анализа;

низкий уровень сформированности операций определения места звука в слове, количественного и последовательного анализа слогов и слов отмечен во многих случаях;

# само й сложной для детей явилась операция фонематического синтеза: составление слов из называемых звуков;

# совокупная недостаточность операций анализа и синтеза вызывает трудности усвоения письменной речи.

Литература

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопедов. М., 1991.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. пособие. М., 1995.

3. Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся во вспомогательной школе. Л., 1986.

4. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959.

5. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.