№ 3 - 2016 г. 14.00.00 Медицинские науки (14.01.00 Клиническая медицина)
УДК 616.89-008.441.33+159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ У ЛИЦ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
А. А. Овчинников. А. Н. Султанова, К. И. Бугрова
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Выявлено, что у лиц, употребляющих психоактивные вещества, наблюдаются трудности во внутрисемейных отношениях. Установлено, что показатели общего уровня семейной тревоги, вины, тревожности значимо выше в основной группе, что может говорить о взаимосвязи напряженных отношений в семье и формировании аддиктивной установки. В структуре семейной системы, сплоченности и адаптации у лиц, употребляющих психоактивные вещества, преобладает разделенный тип сплоченности и гибкий тип адаптации, это относится к полуфункциональному типу семьи.
Ключевые слова: психоактивные вещества, внутрисемейные отношения, уровень семейной тревоги, микросоциальный климат семьи.
Овчинников Анатолий Александрович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии факультета клинической психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]
Султанова Аклима Накиповна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: [email protected]
Бугрова Кристина Игоревна — студент 6-го курса факультета социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: [email protected]
Актуальность. Распространенность употребления психоактивных веществ растет за последние годы настолько резко и такими быстрыми темпами, что в настоящее время представляет собой угрозу мирового масштаба. Процесс приобщения самых разных групп и слоев населения к употреблению психоактивных веществ подрывает экономическую, социальную и политическую устойчивость и безопасность в различных странах мира, а также представляет угрозу для здоровья населения на десятилетия вперед [4].
В отечественной и зарубежной психологии исследуется влияние на употребление психоактивных веществ семьи и референтной группы, изучаются личностные факторы, провоцирующие молодых людей на употребление или препятствующие этому, рассматриваются доминирующие мотивы употребления [3]. Анализ причин, приводящих к употреблению психоактивных веществ, позволяет заключить, что данная проблема многослойная и обстоятельств тут множество [8].
Актуальность исследования семейной ситуации у лиц, употребляющих психоактивные вещества, связана не только с ростом употребления, но также с поиском ответа на вопрос о роли семьи в формировании влечения к психоактивным веществам. Угроза употребления нависает над всеми семьями без исключения, а не только над «неблагополучными» семьями [9]. Отмечается, что фрустрации, пережитые в раннем возрасте, неблагоприятная обстановка в семье, дисгармоничные отношения между родителями и детьми, а также непоследовательность в воспитании являются важными условиями приобщения к употреблению психоактивных веществ [2].
Основной целью проводимой работы было выявление особенностей семейной ситуации у лиц, употребляющих психоактивные вещества, измерение личной тревоги члена семьи, диагностика микросоциального климата в семье, исследование системы семьи и характера коммуникации между членами семьи, исследование семейной адаптации и сплоченности.
Исследование проводилось на базе ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская клиническая психиатрическая больница № 3». В исследовании опирались на анализ результатов двух групп — основной (лица, употребляющие психоактивные вещества) и контрольной.
В основную группу вошли 15 мужчин возрастом от 15-ти до 29-ти лет. Для сравнительного анализа использовали контрольную группу «условно-здоровых» в количестве 15 мужчин, т. е. без употребления психоактивных веществ в анамнезе. Необходимость изучения контрольной группы состояла в том, чтобы обеспечить фоновый уровень или базис, относительно которого можно определить, присутствуют или отсутствуют изменение в основной группе, и исключить все другие объяснения, кроме того воздействия, по которому и различаются эти группы.
Средний возраст по всей выборке — 20 лет, в основной группе средний возраст — 19 лет и 8 месяцев, в контрольной группе — 20 лет и 3 месяца. Всего в исследовании приняло участие 30 респондентов, по 15 на группу. Все респонденты — мужчины.
Для исследования были выбраны следующие методики:
1. проективная методика «Рисунок семьи»;
2. опросник «Анализ семейной тревоги»;
3. шкала семейной адаптации и сплоченности;
4. семейная социограмма;
5. шкала семейного окружения.
Для статистической обработки использовалось программное обеспечение STATISTICA 6.0. Методы статистической обработки — ^критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий Фишера.
Результаты исследования. При исследовании особенностей внутрисемейных отношений с помощью методики «Рисунок семьи» были выявлены некоторые особенности рисунков испытуемых. Если смотреть на общую картину рисунков основной группы, то они
отличаются от контрольной группы:
1. схематичностью (46,6 %);
2. маленьким размером изображенных персонажей (66,6 %);
3. скудностью или полным отсутствием прорисовки деталей (66,6 %);
4. отсутствием лиц (60 %);
5. персонажи находятся группой в одной части листа (46,6 %).
Прорисовка фигур размера меньше 1/3 листа и схематичность изображения является показателем тревоги, зависимости, чувства дискомфорта и скованности [7]. Можно предположить, что лица, употребляющие психоактивные вещества, испытывают субъективную малозначимость в семье, отвержение другими ее членами. О зависимости, незащищенности и неуверенности может свидетельствовать и размещение фигур на краю и внизу листа.
Скудная прорисовка деталей — еще один показатель замкнутости, сниженной эмоциональности, негативизма, напряженности в семейных отношениях [1]. Абстрактность и схематичность изображения свидетельствует об избегании, что характерно для тревожных личностей [5].
Лицо — социальный облик, важнейший центр коммуникации, его отсутствие в рисунках людей, употребляющих психоактивные вещества, может говорить как о сложностях в межличностных коммуникациях, так и плохом контакте с собой. Отмечается, что намеренное упускание черт лица при прорисовке остальных частей тела является признаком ухода от проблем в межличностных отношениях [6].
Таким образом, можно говорить о значительных трудностях во внутрисемейных отношениях: субъективном ощущении незащищенности и малозначимости, недостатке эмоционального тепла, повышенной тревоге и стремлении к уходу от проблем.
На следующем этапе исследования нами был изучен уровень семейной тревоги с помощью опросника «Анализ семейной тревоги». Среднее значение в основной группе по общему уровню семейной тревоги — 7,733, это является показателем диагностированной проблемы в этой области по ориентировочной оценке, приведенной в методике (если по соответствующей шкале набрано 5 и более баллов).
Сравнительный анализ средних значений показал, что при использовании ^критерия Манна-Уитни в исследуемых группах выявлено достоверное ф < 0,01) различие показателей общего уровня семейной тревоги, вины, тревожности. Более высокие показатели общего уровня семейной тревоги, вины, тревожности в основной группе, по сравнению с контрольной, может говорить нам о том, что напряженные отношения в семье способствуют формированию аддиктивной установки.
На следующем этапе исследования с помощью шкалы Олсена мы изучали уровень семейной адаптации и сплоченности в исследуемых группах. В структуре семейной системы, сплоченности и адаптации у лиц, употребляющих психоактивные вещества, преобладает разделенный тип сплоченности и гибкий тип адаптации, это относится к полуфункциональному типу семьи.
Статистический анализ выявил тенденцию ф < 0,05) к значимым различиям между двумя группами по таким параметрам как «дисциплина», «роли» и «семейная адаптация».
При исследовании положения субъекта в системе межличностных отношений
и характера коммуникаций в семье использовали методику «семейная социограмма», с помощью которой были выявлены некоторые особенности рисунков испытуемых. В социограммах основной группы выявлены такие признаки, как:
1. отсутствие иерархии (73,3 %);
2. свободное расположение кружков (60 %);
3. слияние (20 %);
4. включение в социограмму посторонних (друзья, домашние животные) (33,3 %).
Далее мы исследовали микросоциальный климат в семьях с помощью шкалы семейного окружения. Сравнительный анализ средних значений показал, что при использовании и-критерия Манна-Уитни выявлено достоверное (р < 0,01) различие показателя ориентации на достижение в основной и контрольной группах.
Корреляционный анализ полученных результатов по изучаемым опросникам выявил положительную взаимосвязь умеренной силы (Я = 0,46) между показателями «вина» и «семейные границы» с высоким уровнем достоверности (р < 0,01). Данную связь можно интерпретировать следующим образом: высокий уровень чувства вины в семье ведет к высокому уровню семейных границ, т. е. созависимость членов семьи коррелирует с чувством вины друг перед другом.
Также получена отрицательная корреляционная связь умеренной силы (Я = —0,46) с высоким уровнем достоверности (р < 0,001) между показателями «общий уровень семейной тревоги» и «сплоченность», таким образом, чем выше уровень семейной тревоги, тем ниже показатель сплоченности семьи.
Были обнаружены тенденции (р < 0,05) к отрицательной умеренной корреляции между показателями «общий уровень семейной тревоги» и «конфликт» (Я = —0,44), интеллектуально-культурной ориентации (Я = —0,41), ориентации на активный отдых (Я = —0,46). Отсюда следует, что чем выше показатели общего уровня семейной тревоги, тем ниже показатели конфликта (возможность выражать свои негативные эмоции в семье), интеллектуально-культурной ориентации и ориентации на активный отдых.
Выводы
1. Выявлено, что у лиц, употребляющих психоактивные вещества, наблюдаются трудности во внутрисемейных отношениях. В рисунках испытуемых чаще встречается схематичность, маленький размер фигур, скудность деталей, отсутствие лиц, наличие солнца, что может говорить о субъективном ощущении незащищенности
и малозначимости, недостатке эмоционального тепла, повышенной тревоге и стремлению к уходу от проблем. Различия с группой здоровых лиц незначимы.
2. Выявлен высокий показатель общего уровня семейной тревоги у лиц, употребляющих психоактивные вещества. Установлено, что показатели общего уровня семейной тревоги, вины, тревожности значимо выше в основной группе, что может говорить
о взаимосвязи напряженных отношений в семье и формирования аддиктивной установки.
3. В структуре семейной системы, сплоченности и адаптации у лиц, употребляющих психоактивные вещества, преобладает разделенный тип сплоченности и гибкий тип адаптации, это относится к полуфункциональному типу семьи. Выявлено, что показатели по шкалам «дисциплина», «роли» и «семейная адаптация» значимо выше в контрольной группе.
4. Установлено, что в системе межличностных отношений и коммуникаций в семьях у лиц, употребляющих психоактивные вещества, отсутствует иерархия (73,3 %), наблюдается
включение в семейные отношения посторонних (33,3 %), слияние (20 %). Различия с группой здоровых лиц незначимы.
5. По исследованию микросоциального климата в семьях лиц, употребляющих психоактивные вещества, обнаружено, что по показателям «ориентация на активный отдых», «интеллектуально-культурная ориентация», «морально-нравственные аспекты» у группы контроля средние значения намного выше, чем в основной группе. Выявлено, что показатель «ориентация на достижение» значимо выше в основной группе.
6. У лиц, употребляющих психоактивные вещества, установлена обратная взаимосвязь уровня семейной тревоги с такими показателями как сплоченность семьи, возможность выражать негативные эмоции в семье, интеллектуально-культурная ориентация и ориентация на активный отдых. Установлена прямая взаимосвязь между показателями чувства вины и уровня семейных границ.
Список литературы
1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты / А. Л. Венгер. — М. : Изд-во Владос-пресс, 2002. — 160 с.
2. Роль психологических и семейных факторов в приобщении учащихся ССУЗов
к употреблению психоактивных веществ / А. В. Козловский [и др.] // Журнал ГрГМУ.
— 2006. — № 4. — С. 96-99.
3. Отношение современной молодежи к наркотикам и наркозависимым и ценностные ориентации / И. Н. Коноплева [и др.] // Психопедагогика в правоохранительных органах.
— 2012. — № 4 (51). — С. 54-58.
4. Кузьменок Г. Ф. Распространенность употребления ПАВ среди школьников, студентов и учащейся молодежи, некоторые из фактов на это влияющие / Г. Ф. Кузьменок // Здоровье и образование в XXI веке. — 2007. — № 7. — С. 421-423.
5. Леви С. Рисунок человека как проективный тест / С. Леви. — М. : Апрель, 2000. — 259 с.
6. Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. — М. : Смысл, 2000. — 154 с.
7. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии / Е. С. Романова.
— СПб. : Речь, 2001. — 416 с.
8. Сухарева Л. М. Медико-биологическая и психосоциальная адаптация выпускников средней школы / Л. М. Сухарева, В. Р. Кучма // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. — № 6. — С. 17-23.
9. Хуснутдинова З. А. Медико-социальная и индивидуально-психологическая характеристика подростков наркоманов и их здоровых сибсов / З. А. Хуснутдинова, М. Д. Туляков // Бюл. Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук. — 2013. — № 3 (1). — С. 126-130.
RESEARCH OF THE FAMILY SITUATION AT PSYCHOACTIVE SUBSTANCE USERS
A. A. Ovchinnikov. A. N. Sultanova, K. I. Bugrova
FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health of Russia» (Novosibirsk)
It is revealed that the difficulties in the intrafamiliar relations are observed at the psychoactive substance users. It is established that indicators of the general level of family psychic tension, fault, anxiety is significantly higher in the main group that indicates installation. Flexible type of adaptation and parted type of unity prevails in the structure of family system, unity and adaptation at the psychoactive substance users the, it refers to semi-functional type of a family.
Keywords: psychoactive substances, intrafamiliar relations, level of family alarm, microsocial climate of family.
About authors:
Ovchinnikov Anatolij Aleksandrovich — doctor of medical science, professor, head of psychiatry, addictology and psychotherapy chair of faculty of clinical psychology and social work at FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health of Russia», e-mail: [email protected]
Sultanova Aklima Nakipovna — candidate of medical science, assistant professor of clinical psychology chair at FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health of Russia», e-mail: [email protected]
Bugrova Christina Igorevna — 6th-year student of faculty of social work and clinical psychology at FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health of Russia», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Wenger A. L. Psychological pictural tests / A. L. Wenger. — M. : Vlados-press publishing house, 2002. — 160 p.
2. A role of psychological and family factors in addution of students of Secondary Specialized Educational Institution to the use of psychoactive agents / A. V. Kozlowski [et al.] // Magazine of GrSMU. — 2006. — N 4. — P. 96-99.
3. Relation of modern youth to narcotics and drug addicts and valuable orientation(s) / I. N. Konopleva [et al.] // Psychopedagogics in law enforcement agencies. — 2012. — N 4 (51). — P. 54-58.
4. Kuzmenok G. F. Prevalence of the use surfactant among school students, students and the studying youth, some of the facts on it influencing / G. F. Kuzmenok // Health and education in the 21st century. — 2007. — N 7. — P. 421-423.
5. Levi S. Drawing of the person as projective test / S. Levi. — M. : April, 2000. — 259 p.
6. Makhover K. Projective drawing of the person / K. Makhover. — M. : Sense, 2000. — 154 p.
7. Romanova E. S. Graphic methods in practical psychology / E. S. Romanova. — SPb. : Speech, 2001. — 416 p.
8. Sukhareva L. M. Medicobiological and psychosocial adaptation of graduates of high school /
L. M. Sukhareva, V. R. Kuchma // Problems soc. hygiene, health care and history of medicine. - 2004. - N 6. - P. 17-23. 9. Khusnutdinova Z. A. The medico-social and individual and psychological characteristic of teenagers of narcomaniacs and their healthy sibs / Z. A. Khusnutdinova, M. D. Tulyakov // Bulletin of the East Siberian scientific center of the Siberian unit of the Russian Academy of Medical Science. - 2013. - N 3 (1). - P. 126-130.