Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 6(10), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/08/
URL статьи: https://regrazvitie.ru/issledovanie-sbalansirovannosti-investitsionnogo-razvitiya-regionov-
privolzhsko go -federalno go -okruga/
УДК 332.135
Исследование сбалансированности инвестиционного развития регионов
Приволжского федерального округа
© 2015 Черняева Екатерина Сергеевна
студент
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва E-mail: [email protected]
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционное развитие, инвестиционная структура, инвестиционная политика, эффективность инвестиционной деятельности, региональное развитие
Аннотация: В настоящей работе приведена классификация регионов Приволжского федерального округа в разрезе инвестиционной структуры. Определены тенденции региональных инвестиционных предпочтений.
The research of the balance of investment development of regions of
the Volga Federal District
© 2015 Chernyaeva Ekaterina Sergeevna
Student
Ogarev Mordovia State University E-mail: [email protected]
Keywords: investments, investment development, investment structure, investment policy, efficiency of investment activity, regional development
Abstract: The article offers the classification of regions of the Volga Federal District in terms of investment patterns. There are also the tendencies of regional investment preferences in this paper.
Выходные сведения статьи:
Черняева Е.С. Исследование сбалансированности инвестиционного развития регионов Приволжского федерального округа // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 6(10). URL: https://regrazvitie.ru/issledovanie-sbalansirovannosti-investitsionnogo-razvitiya-regionov-privolzhskogo-federalnogo-okruga/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
610186
Региональная экономика
Экономическая устойчивость страны в целом, как и отдельного региона, возможна только при благоприятном экономическом климате, который, в свою очередь, достигается путём проведения грамотно подготовленной региональной инвестиционной политики. Обострение вопросов, связанных с неравномерностью экономического развития отдельных территорий, которое обусловлено природными, историческими, демографическими и другими объективными различиями регионов, а также проявляющиеся недостатки традиционного подхода к разработке инвестиционной политики в регионе актуализируют проблему поиска новых подходов к её реализации, адекватных современным тенденциям рыночной экономики.
Высокая инвестиционная привлекательность и благоприятный инвестиционный климат являются ключевыми факторами повышения конкурентоспособности любого региона, обеспечения высоких и устойчивых темпов социальноэкономического роста.
В декабре 2013 г. Национальное рейтинговое агентство опубликовало рейтинг российских регионов по уровню инвестиционной привлекательности. Данные рисунка 1 показывают, что в группу IC2 их всех регионов ПФО вошёл только один регион - Республика Татарстан, которая является уникальным примером выгодного сочетания всех факторов инвестиционной привлекательности (наличие квалифицированных трудовых ресурсов, развитая инфраструктура, стабильность регионального бюджета и др.) [5].
В сложившихся условиях особую значимость и актуальность приобретают вопросы оценки эффективности инвестиционной политики, необходимой для принятия управленческих решений по обеспечению экономического роста в регионе.
Группа IC2 (высокая инвестиционная привлекательность - второй уровень)
•Республика Татарстан
Группа IC3 (высокая инвестиционная привлекательность - третий уровень)
• Самарская область
Группа IC4 (средняя инвестиционная привлекательность - первый уровень)
•Нижегородская область, Оренбургская область, Пермский край, Республика Башкортостан
Группа IC5 (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень) •Саратовская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область
Группа IC6 (средняя инвестиционная привлекательность - третий уровень) •Пензенская область, Республика Мордовия, Чувашская Республика Группа IC8 (умеренная инвестиционная привлекательность - второй уровень) •Кировская область, Республика Марий Эл
Рис. 1. Рейтинг регионов по уровню инвестиционной привлекательности в 2013 г. [4]
Для исследования сбалансированности инвестиционного развития в мезо-экономической системе целесообразно построить инвестиционные матрицы,
610186
Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
наглядно отражающие структуру инвестиций в экономике каждого отдельно взятого региона Приволжского федерального округа [3].
На первом этапе анализа регионы были классифицированы по уровню сбалансированности структуры инвестиций путём расчёта математической разницы между долями инвестиций в машины и оборудование и долями инвестиций в здания и сооружения. Затем при помощи формулы 1 было рассчитано среднее
отклонение.
\Ai-Bi\
(i)
где Ai - доля инвестиций в здания и сооружения;
Bi - доля инвестиций в машины и оборудование;
N - общее количество регионов.
Результаты расчётов структурной сбалансированности инвестиций в регионах Приволжского федерального округа представлены на рисунке 2.
Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Удмуртская Республика Республика Чувашия Пермский край Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область
■ Доля инвестиций в здания и сооружения
■ Доля инвестиций в машины и оборудование
Рис. 2. Сбалансированность структуры инвестиций в 2013 г., % [6]
Среднее отклонение в 2013 г. составило 2,22 %, а стандартное отклонение - 4,56 %, что говорит о незначительном разбросе данного показателя по регионам. Анализ данных показал, что сбалансированная структура инвестиций наблюдается в Самарской и Оренбургской областях, Чувашской и Удмуртской республиках и Пермском крае. В Пензенской области, а также республиках Марий Эл, Мордовии и Татарстане несбалансированная структура инвестиций проявляется в преобладании инвестиций в инфраструктуру региона (здания и сооружения); в остальных регионах - в технологическую оснащённость (машины и оборудование).
Для исследования сбалансированности по источникам инвестиций были использованы данные за 2013 г. по долям собственных, кредитных и бюджетных средств в общем объёме инвестиций в основной капитал в регионах Приволжского федерального округа.
610186
Региональная экономика
Количество регионов со сбалансированной структурой инвестиций по источникам финансирования составило в 2013 г. семь (Ульяновская и Пензенская области, Удмуртская республика, а также Республики Чувашия, Татарстан, Мордовия и Марий Эл). В остальных регионах преобладание доли собственных и кредитных средств значительно (рисунок 3) [7].
Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Удмуртская Республика Республика Чувашия Пермский край Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0
■ Доля бюджетных средств ■ Доля собственных и кредитных средств Рис. 3. Сбалансированность структуры инвестиций по источникам финансирования в 2013 г., % [6]
Что касается уровня сбалансированности структурного развития региональной экономики, то в 2013 г. средняя доля инвестиций в высокотехнологичные производства составила 60,5 %; средняя разница между долями инвестиций в высокотехнологичные отрасли и инвестиций в низкотехнологичные отрасли и социальную сферу составила (по модулю) 21,0 %. Десять регионов были отнесены к группе со сбалансированным структурным развитием экономики, остальные - к группе с несбалансированным структурным развитием (рисунок 4).
Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Удмуртская Республика Республика Чувашия Пермский край Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0
■ Доля низкотехнологичных отраслей ■ Доля высокотехнологичных отраслей
Рис. 4. Сбалансированность структурного развития экономики в 2013 г., % [6]
610186
Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
Исследование динамики однозначно показывает, что неоднородность в региональном развитии сохраняется. Интерпретировать структурную сбалансированность можно по-разному. Даже в том случае, когда высокотехнологичные отрасли существенно преобладают в структуре экономики региона, это означает, что другие отрасли и социальная сфера получают инвестиционные ресурсы не в полной мере.
Сложившаяся неоднородность в региональном развитии, а также нестабильная экономика и отток инвестиционных средств только обостряют конкуренцию регионов за капитал. В соответствии с законами рынка инвестиции перетекают из депрессивных в наиболее развитые регионы с более привлекательным инвестиционным климатом. В связи с этим важнейшей задачей региональных властей является увеличение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков.
В соответствии со стратегическим подходом, регион является открытой системой, результативное управление которой зависит не только от состояния её внутренней, но и внешней среды. В соответствии с данным подходом эффективность региональной деятельности зависит от способности региона своевременно подстроиться под меняющиеся внешние условия, т.е. определить потенциальные угрозы и максимально использовать новые возможности для получения наибольшего положительного эффекта.
Согласно перечню поручений Президента РФ, с декабря 2012 года всем субъектам Федерации необходимо разработать, утвердить и принять к исполнению региональную инвестиционную стратегию.
С целью улучшения инвестиционного климата в регионах Приволжского федерального округа завершено внедрение «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата» [2].
В настоящее время в большинстве регионов также приняты Инвестиционные декларации и Инвестиционные стратегии. Стоит отметить позитивный опыт формирования и реализации региональных инвестиционных стратегий в таких российских регионах, как республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская, Самарская, Челябинская области, Краснодарский край и других [1]. На рисунке 5 перечислены наиболее удачные примеры в сфере реализации инвестиционных стратегий.
Тем не менее, в процессе разработки и реализации инвестиционных стратегий существуют несколько организационно-управленческих проблем, среди которых отсутствие или низкий уровень мотивации региональных и местных властей к качественному изменению параметров жизнедеятельности региона и повышению конкурентоспособности территории, а также невысокий уровень качества подготовки региональных кадров.
610186
Региональная экономика
Рис. 5. Лучшие инвестиционные практики, включённые в региональный Инвестиционный стандарт
При разработке региональных инвестиционных стратегий важно концентрироваться на устранении сложившихся в регионе диспропорций, перекосов и причин, вызывающих социально-экономические проблемы. При формировании стратегии исключается применение каких-либо шаблонов её построения, поскольку каждый субъект имеет свою специфику, вследствие чего инструменты и методы воздействия на экономику, интенсивность и результаты в различных регионах будут отличаться.
Подводя итог, следует сказать, что регионы ПФО обладают значительным потенциалом для улучшения инвестиционного климата. Решение приоритетных стратегических задач развития экономики регионов ПФО позволит, через повышение конкурентоспособности региональной экономики, максимально полно задействовать потенциал социально-экономического развития, что, в свою очередь, приведёт к росту масштабов региональной экономики и увеличению региональной производительности труда, являющихся залогом роста качества жизни населения региона. Вместе с тем, достигнуть желаемого состояния в короткие сроки практически невозможно, однако поступательное движение вперёд в направлении эффективного использования инвестиций не только позволит регионам закрепиться на достигнутых позициях, но и значительно улучшить свои результаты.
610186
Региональное развитие • № 6(10) • 2015
http://regrazvitie.ru
Литература:
1. Агентство стратегических инициатив: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asi.ru (дата обращения: 09.08.2015).
2. Внедрение и мониторинг регионального инвестиционного стандарта: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investstandart.ru (дата обращения: 09.08.2015).
3. Дробышевская Л. Н. Оценка структурной сбалансированности инвестиционного развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 8 (335). - С. 34-43.
4. Национальное рейтинговое агентство: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ra-national.ru (дата обращения:
10.07.2015) .
5. Рябова С. Г., Черняева Е. С. Оценка инвестиционного климата и эффективности инвестиционной деятельности в Республике Мордовия // Системное управление. - 2015. - № 4 (25). - С. 9-18.
6. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения:
12.08.2015) .
7. Черняева Е.С. Финансирование инвестиционной деятельности в Республике Мордовия: современные тенденции и проблемы. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 1(5). URL: https://regrazvitie.ru/regionalnaya-ekonomika-15109/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
References:
1. The Agency for Strategic Initiatives: official site [Electronic resource]. -Mode of access: http://asi.ru (date accessed: 09.08.2015).
2. The Introduce and Monitoring of the regional investment standard: official site [Electronic resource]. - Mode of access: http://investstandart.ru (date accessed:
09.08.2015) .
3. Drobyshevskaya L. N. Otsenka strukturnoy sbalansirovannosti investitsion-nogo razvitiya regionov [Assessment of the structural balance of investment development of regions]. Regional'naya economika: teoriya i praktika - Regional Economics: theory and practice, 2014. - no. 8 (335), pp. 34-43.
4. National Rating Agency: official site [Electronic resourse]. - Mode of access: http: //www. ra-national. ru (date accessed: 10.07.2015).
5. Ryabova S. G., Chernyaeva E. S. Otsenka investitsionnogo klimata i effek-tivnosty investitsionnoy deyatel'nosty v Respublike Mordovia [Investment climate assessment and investment activity evaluation in the Republic of Mordovia]. Sistem-noe upravlenie - System management, 2015. - no. 4 (25), pp. 9-18.
6. The Federal State Statictics Service: official site [Electronic resourse]. -Mode of access: http://www.gks.ru (date accessed: 12.08.2015).
7. Chernyaeva E. S. Financing of investment activity in the Republic of Mor-
610186
Региональная экономика
doviya: contemporary trends and problems. // Regional development: electronic scientific journal. 2015. № 1(5). URL: https: //re grazvitie.ru/regionalnaya-ekonomika-
15109/
610186