Научная статья на тему 'Исследование сайтов сельхозпредприятий в целях интеграции в единое информационное пространство'

Исследование сайтов сельхозпредприятий в целях интеграции в единое информационное пространство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование сайтов сельхозпредприятий в целях интеграции в единое информационное пространство»

рабочих. Доказано, что при вспашке почвы во время посевной погружение плуга в грунт на несколько сантиметров меньше нормы даёт ощутимую экономию топлива, которое затем остаётся не учтённым и расхищается. В свою очередь, несоблюдение технологии посева влечёт за собой огромные потери урожайности. Отследить факт таких неправомерных действий практически невозможно. Датчики расхода топлива исключают возможность появления неучтённого топлива и нарушения технологии посева.

Данные с бортовых компьютеров через универсальную систему позиционного определения GPS в реальном времени также попадают в подсистему.

Для автоматического получения данных о весе грузов на весовой предприятия и складах должны быть установлены электронные весы, подключенные к компьютерной сети, для этих целей, и для налаживания связи между подразделениями предприятия идеально подходит комплект для установки беспроводного соединения D-Link.

Комплект служит для организации беспроводного соединения объектов, расположенных друг от друга на расстоянии до 5 км.

Таким образом, данные о весе всех грузов, проходящих через весовую, а также поступающих на склады, автоматически попадают в подсистему.

В конце рабочего дня уточненные листы задания возвращаются к диспетчеру с фактической информацией, которую он вносит в подсистему.

На следующей утренней планёрке по распределению техники в наряд вместе с заданием диспетчер МТП выдает сводную ведомость за вчерашний день по каждому механизатору с выводами о проделанной работе.

Выводы о работе техники за прошлый день включают в себя данные, которые способствуют контролю выполнения должностных обязанностей и эффективности работы всех служб, задействованных в технологическом процессе с определением потерь дохода у заказчиков техники из-за срывов выполнения наряда и других факторов.

По итогам месяца формируется отчёт, в котором подробно отражена оценка эффективности работы, как заказчиков техники, так и самих механизаторов. Также подсистема в автоматическом режиме должна формировать необходимые выборки для выгрузки в ЕСИО АПК.

Обеспечивая руководство предприятия оперативной и достоверной информацией, подсистема позволит повысить устойчивость и конкурентоспособность предприятия, снизить непроизводительные расходы и изыскать резервы для получения дополнительной прибыли.

5.5. Моделирование интеграционных процессов на мировых, национальных и региональных агропродовольственных рынках

ИССЛЕДОВАНИЕ САЙТОВ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

В.В. Луппов, к.т.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

1. Система показателей для обследования сайтов сельхозпредприятий. В связи с процессами глобализации важное значение в представительстве сельхозпредприятий на агропродовольст-венном рынке имеет возможность использования современных информационных технологий, в частности, наличие сайтов предприятий. Сайт сельхозпредприятия позволяет реализовать информационную функцию присутствия предприятия в пространстве Интернета с целью обеспечения потребностей бизнеса: представительства, рекламы, инвестиций, продаж, взаимодействия с клиентами и партнерами, информирования акционеров, консультирования и обучения. Кроме этого, сайт выполняет функцию информационного взаимодействия с родственными сайтами, сайтами вышестоящих организаций, с сайтами, тематически связанными. В связи со сказанным была поставлена задача исследования, насколько полно имеющиеся сайты сельхозпредприятий используют возможности, предоставляемые современными информационными технологиями.

Для оценки сайтов была разработана система показателей, которая позволяет качественно оценить уровень разработанных сайтов и полноту представленных на них сведений, имеющих интерес для сельхозпроизводителей, переработчиков, инвесторов, партнеров и потребителей. Возможные сведения для представления на сайтах разделены на группы показателей:

1. Общая информация о предприятии

2. Экономико-статистические сведения

3. Продукция и разработки предприятия

4. Научно-практические материалы

5. Консультирование и обучение

6. Информационные ресурсы

7. Объявления о вакансиях предприятия

8. Общая оценка сайта

Каждая группа подразделяется на несколько конкретизирующих показателей. На данном этапе обследования проводилась качественная оценка, для чего каждый показатель имеет только два значения:

1 - представлен данный вид сведений; 0 (нуль) - не представлен.

При этом не учитывался объем представленных на сайте сведений. В табл. 1 представлен перечень конкретных показателей в каждой группе и даны пояснения содержания некоторых показателей.

Всего по предложенной методике были выполнены поиск и обследование сайтов предприятий, вошедших в список Агро-300, по усредненным показателям за 2006-2008 гг.

2. Обследование сайтов сельскохозяйственных предприятий, входящих в перечень АГРО-300.

В целях сокращения объема статьи в табл. 2 представлены примеры результатов обследования для пяти сайтов предприятий, а сводные результаты даны для всех трехсот предприятий.

Суммирование по столбцам показателей каждого сайта показывает степень полноты представления сведений, то есть качество сайта. Максимальный суммарный показатель для сайта равен 35, по количеству предлагаемых коэффициентов. Суммирование показателей по столбцам, по каждо-

му признаку показывает, какое внимание уделяется на сайтах определенному виду сведений. Как показал поиск из всех 300 сельхозпредприятий, сайты

имеются только у 83-х предприятий, что составляет около 28% от общего числа.

Таблица 1 - Система показателей для обследования сайтов сельхозпредприятий

Группа показателей Наименование показателя Примечание

1. Общая информация о предприятии 1. История Должны быть сведения об образовании предприятия и его становлении и развитии на отдельной страничке или разделе с пунктом меню.

2. Направления деятельности Перечислены в общих сведениях о предприятии или в истории его развития

3. Руководство Должны быть перечислены основные руководители предприятия, а не только директор

4. Организационно-производственная структура Может быть представлен состав производственных подразделений, структура холдинга или организационная структура управления

5. Кадровый состав Перечислен качественный состав персонала: количество сотрудников с высшим образованием, со средним образованием, количество рядовых сотрудников

6. Контактная информация Адрес предприятия, телефоны дирекции и основных служб, электронная почта

2. Экономико- статистические сведения 1. Выручка от реализации продукции

2. Прибыль от реализации

3. Площадь сельхозугодий

4. Площадь посевов

5. Среднегодовая численность работающих

3. Продукция и разработки предприятия 1. Каталог продуктов и изделий Перечень продукции

2. Прайс-листы на продукцию

3. Дополнительное представление: фотографии, схемы, описания Наряду с первыми двумя могут быть представлены дополнительные сведения по каждому продукту

4. Научно-практические материалы 1. Наличие каталога Могут быть представлены разработки в части технологий, результатов исследований и наблюдений, рекомендуемых рецептов, обмена опытом

2. Аннотации

3. Доступ к текстовым материалам

5. Консультирование, обучение, услуги Размещение на сайте перечня вопросов, по которым пользователи могут получить профессиональную консультацию с указанием специалистов-консультантов и формы связи. Объявления о проводимых семинарах, об обмене опытом, оказываемых услугах

6. Информационные ресурсы 1. Ссылки на родственные сайты Наличие ссылок расширяет информационные возможности сайта, повышает его привлекательность для пользователей, так как обеспечивает выход через него в широкое профессиональное информационное пространство.

2. Ссылки на предприятия-партнеры

3. Ссылки на дочерние компании и филиалы

4. Ссылки на вышестоящие организации

5. Ссылки на внешние источники информации

7. Объявления о вакансиях предприятия 1. Список вакансий

2. Требования к кандидатам

3. Сервис заполнения и подачи анкет Наличие на сайте формы для заполнения при подаче заявки на вакансию.

8. Общая оценка сайта 1. Четкая структура сайта Информация разделена по тематике, по страницам и по площади на странице.

2. Рациональное меню Иерархическое построение разделов, дополнительное меню для быстрого перехода к наиболее важным разделам.

3. Удобная навигация по сайту Целесообразное сочетание глобальной, локальной и контекстной навигаций. Наличие вспомогательных средств навигации: карты сайта и указателей. Карта сайта - это оглавление разделов и страниц сайта. Указатели - это перечень ключевых слов и фраз в алфавитном порядке. Ясные указания, где пользователь находится, куда он может двигаться по сайту, куда и как он может возвратиться.

4. Поиск по материалам сайта Возможность поиска разработок, публикаций и других научно-практических материалов по фамилиям, кодам ГРНТИ, видам и т.д.

5.Обратная связь пользователя с предприятием. Возможность задания вопросов и получения ответов, наличие регистрации.

6. Система оформления заказов Наличие предоставляемой пользователю формы, бланка для подачи заявок на покупки.

7. Лента новостей Должна быть актуальной и постоянно поддерживаемой. Значение показателя: 1 - если лента новостей как раздел сайта имеется и актуальна; 0 - если такого раздела нет, или раздел есть, но не поддержи-

Группа показателей Наименование показателя Примечание

вается более года.

8. Возможность комментирования и обсуждения материалов Наличие возможностей для пользователя в части интерактивного общения, обсуждения в виде форума.

9. Генерация материалов для печати Наличие сервиса, который предоставляет возможность сформировать документы (каталоги, прайс-листы, финансовые отчеты, другой текстовый материал) для выдачи на печать.

Таблица 2 - Результаты обследования сайтов сельхозпредприятий

Номер п/п Сайт предприятия 1. Общая информация о предприятии 2. Экономико-статистические сведения 3. Продукция и разработки 4. Научно-практические материалы 5. Консультирование и обучение

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 5

1 ЗАО «Приосколье» prioskol.ru 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 0

2 ООО"Птицефабри-ка "Ново-Ездоцкая" Ье1ауа-ptica.ru (Общий сайт холдинга ЗАО "Белая птица") 0 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 0 0

3 ОАО «Куриное царство» zpi.ru 1 1 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0

4 ООО "Равис-птице-фабрика Сосновская" ravisagro.ru 1 1 1 1 0 1 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0

5 ГУП СО Птицефабрика "Рефтинская" reftp.ru 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 1 0 0

Продолжение таблицы 2.

6. Информационные ресурсы 7. Объявления о вакансиях 8. Общая оценка сайта Суммарная оценка

1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9

0 1 1 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 23

0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 22

0 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 20

0 1 1 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 1 18

0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20

Таблица 3 - Сводные результаты по всем ^ сайтам

Группа показателей Показатель Суммарное значение показателя Процент к общему числу (83) сайтов

1. Общая информация о предприятии 1. История 63 76

2. Направления деятельности 79 95

3. Руководство 34 41

4. Организационно-производственная структура 27 33

5. Кадровый состав 5 6

6. Контактная информация 80 96

2. Экономико-статистические сведения 1. Выручка от реализации продукции 16 19

2. Прибыль от реализации 19 23

3. Площадь сельхозугодий 12 14

4. Площадь посевов 13 14,5

5. Среднегодовая численность работающих 33 40

3. Продукция и разработки предприятия 1. Каталог продуктов и изделий 75 90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Прайс-листы на продукцию 34 41

3. Дополнительное представление: фотографии, схемы, описания 43 52

4. Научно-практические материалы 1. Наличие каталога 16 19

2. Аннотации 14 15

3. Доступ к текстовым материалам 8 9,6

5. Консультирование и обучение 1 1,2

6. Информационные ресурсы 1.Ссылки на родственные сайты 8 9,6

2. Ссылки на предприятия-партнеры 27 33

3. Ссылки на дочерние компании и филиалы 7 8

4. Ссылки на вышестоящие организации 7 8

5. Ссылки на внешние источники информации 5 6

7. Объявления о вакансиях предприятия 1. Список вакансий 25 30

2. Требования к кандидатам 17 20,5

3. Сервис заполнения и подачи анкет 7 8

Группа показателей Показатель Суммарное значение показателя Процент к общему числу (83) сайтов

1. Четкая структура сайта 37 44,6

2. Рациональное меню 41 49

3. Удобная навигация по сайту 36 43

4. Поиск по материалам сайта 15 18

8. Общая оценка сайта 5. Обратная связь пользователя с предприятием (электронная почта, вопросы и ответы; регистрация) 38 46

6. Система оформления заказов 11 13

7. Лента новостей 36 43

8. Возможность комментирования, обсуждения материалов 11 13

9. Генерация материалов для печати 26 31

В табл. 3 представлены сводные результаты по всем показателям обследования имеющихся сайтов.

Анализ сводных результатов табл. 3 показывает следующее. Наибольшее внимание предприятия уделяют коммерческой составляющей содержания сайтов: направления деятельности представлены почти на всех сайтах (95%), контактная информация в должном объеме дана на 96% сайтов.

Каталог продукции представлен на 90% сайтов, но прайс-листы представлены только в 41% случаев, а дополнительное описание продуктов с фотографиями - на 52% сайтов. Совершенно недостаточно представлены на сайтах экономико-статистические сведения (раздел 2). Очень мало представлены научно-практические материалы (раздел 4), которые могли бы иметь интерес для многих работающих в сельскохозяйственном производстве и

повышало бы рейтинг сайта в Интернет-пространстве. Сюда же следует отнести и полное невнимание к вопросам консультирования и обучения (раздел 5). Мало уделено внимания и кадровой политике (раздел 7).

Как правило, владельцы и разработчики сайтов не уделяют внимания на позиционирование сайта в Интернет-пространстве путем размещения ссылок на родственные сайты, на сайты партнеров и вышестоящих организаций, не формируют связи с внешними источниками информации (раздел 6).

Общие оценки сайтов по пунктам раздела 8 также невысокие в целом - это результат того, что владельцы сайтов слабо представляют себе все возможности «сайтостроения» и не задаются целью обеспечения регулярного и оперативного функционирования сайта в Интернет-пространстве.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ ИГР

Е.Г. Карпова, к.э.н., фил. Московского энергетического института (технический университет), г. Смоленск

Цель исследования состоит в разработке алгоритма выбора инновационных стратегий и учета дополнительных рисков предприятиями агропромышленного комплекса (АПК) и их интеграционными образованиями в условиях ужесточения конкуренции, а также нарастания процессов глобализации с применением аппарата теории игр.

Для достижения указанной цели решены следующие задачи:

- рассмотрены интеграционные образования в структуре АПК и осуществляемый ими выбор инновационных решений;

- введено понятие риска несогласованности инновационных решений на разных уровнях управления интеграционными образованиями;

- показана целесообразность использования теории игр при выборе инноваций горизонтально-интегрированными субъектами рынка;

- разработан алгоритм выбора инноваций с использованием аппарата теории игр, который отличается наличием коалиционных игровых моделей для выбора инновационной стратегии отечественных производителей и антагонистической модели для определения стратегии отдельного предприятия.

Работы многих ученых посвящены математической теории игр; вопросами ее применения в экономике занимались некоторые авторы, но использование в инновационной деятельности предприятий АПК рассмотрено недостаточно.

Анализ структуры АПК показывает, что в отрасли действуют крупные вертикально-интегрированные образования (холдинги). Кроме этого, предприятия вступают в горизонтальную интеграцию,

образовывая Ассоциации и Союзы (например, Мясной союз России и др.). На мировом рынке существуют некоммерческие Международные Ассоциации, например, IMS (Международный секретариат мясной промышленности). В табл. 1 показано, что Международная Ассоциация определяет глобальные направления увеличения спроса, т.е. типы инноваций. В рамках этой общей инновационной концепции происходит конкурентная борьба между странами, при этом Всероссийская Ассоциация производителей может придерживаться общемировых тенденций, либо может выбирать другие направления инновационной деятельности. На национальном уровне предприятия, конкурируя друг с другом, выбирают оптимальные инновационные проекты.

Соответственно, для интеграционных образований на каждом уровне взаимодействий особую роль приобретают риски, обусловленные неопределенностью, связанной с состоянием спроса, с недостаточными знаниями о рынке и деятельности отечественных и зарубежных конкурентов. Анализ показывает, что в АПК наблюдается достаточно низкая инновационная активность предприятий. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке в условиях ужесточения конкуренции со стороны зарубежных производителей необходимо усиление инновационной деятельности предприятий АПК РФ.

Учитывая, что инновационные процессы характеризуются неопределенностью и риском, а также наличием конфликтных ситуаций, предложено осуществлять выбор инновационных решений с использованием теории игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.