Научная статья на тему 'Исследование самоотношения подростков - жертв буллинга'

Исследование самоотношения подростков - жертв буллинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1092
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ЖЕРТВА БУЛЛИНГА / ПРИЧИНЫ ВИКТИМИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ / САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ / BULLYING / VICTIM OF BULLYING / CAUSES OF VICTIMIZATION OF ADOLESCENTS / SELF-ATTITUDE OF ADOLESCENTS / PREVENTION OF VIOLENCE AMONG ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камракова Наталья Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования личности подростка, длительное время находящегося под влиянием психотравмирующих воздействий со стороны сверстников. Представлены результаты диагностики самоотношения как возможной причины виктимизации подростка. Показано, что подростки жертвы насилия менее уверены в себе, больше склонны к самообвинению, чаще других ожидают негативного отношения к себе окружающих. Представленные данные могут служить основой программы психолого-педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в роли жертв буллинга.The article is devoted to the problem of the personality development of adolescents who have been traumatized by their peers for a long time. The author presents the results of research in which teenagers’ attitude to themselves is regarded as a possible cause of their victimization. It is also shown that adolescents who are victims of violence are less self-confident, are more likely to blame themselves, and they more often expect other people to have a negative attitude to them. The data presented can perform as the basis for a programme of psychological and pedagogical support for adolescents who consider themselves bullied victims.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование самоотношения подростков - жертв буллинга»

Н. Ю. Камракова УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ -ЖЕРТВ БУЛЛИНГА

"уллинг (травля - англ. bullying), имею-щий наибольшее распространение в подрост-ковой среде, становится все более изучаемым социально-психологическим явлением. Пер-вые исследования были проведены Д. Олвеу-сом в конце 1970-х годов. Он описал буллинг как особый вид насилия, когда один человек физически угрожает другому, не способному оказать сопротивление, чтобы причинить боль, напугать, лишить свободы действий на длительное время [6]. Последователи Д. Олвеуса -В. Е. Бесаг, И. Витней, Д. Лэйн, Р. Хацлер, Б. Хелд, П. К. Шмит и другие - подчеркнули, что буллинг - нападение неоднократное, мо-жет быть не только физическим, но и психологическим, осуществляется одним челове-ком или группой людей, насильственные действия которых направлены на причинение страданий слабому, не способному защи-титься, и получение удовлетворения от на-блюдения переживаемых страданий [3].

Участие в буллинге имеет негативные последствия для всех, кто в него вовлечен. Участники-жертвы получают психологическую травму, которая влияет на самооценку подростков, детерминирует социальную дезадаптацию. Участники-агрессоры чаще других демонстрируют искаженное представление о разрешении конфликтов и нормах социального взаимодействия в целом. Участники-наблюдатели переживают страх оказаться на месте жертвы, бессилие, разочарование в сверстниках, среди которых возможно унижение одного человека другим.

Предупреждение и преодоление буллинга, коррекция его последствий становятся важ-

ной задачей психологической службы всех институтов социализации. Особого внимания, на наш взгляд, требуют те из участников, кто оказался в роли жертвы буллинга. При разработке программ поддержки подрос-тков, попавших в группу жертв, психологу важно хорошо представлять себе причины этого факта. В качестве одной из причин мо-жет быть рассмотрено самоотношение под-ростков.

Имеется большое количество исследований, подтверждающих связь между отношением человека к себе и его поведением. Ав-торы работ, среди которых А. М. Ахмеданов, А. М. Колышко, И. С. Кон, А. Н. Крылов, А. И. Липкина, С. Р. Пантилеев, Н. И. Сардж-веладзе и другие, утверждают, что люди с позитивным самоотношением верят в свои возможности, энергичны, готовы к риску. Их отличает общая социальная адаптирован-ность, в то время как люди с негативным са-моотношением испытывают трудности во взаимодействии с другими. Отрицательное, конф-ликтное отношение к себе обусловливает по-ведение, отклоняющееся от социальных норм: правонарушения, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение. Анализ исследований позволяет предположить, что поведение жертв буллинга, описанное в рабо-тах, в частности, Г. Каплана, Д. Лэйна, Д. Ол-веуса [1; 5; 6; 7], во многом определяется самоотношением подростков. Ибо жертвы, кро-ме всего прочего, отличаются и низкой самооценкой, и неуверенностью в себе.

Имеющиеся описания позволяют составить общее представление об особенностях самоотношения подростков, чаще других попадающих в группу жертв буллинга. Однако для разработки программ профилактики вик-тимизации подростков общего представления не достаточно. Изучение самоотношения как системного образования, уточнение особенностей самоотношения, характерных для подростков - жертв буллинга, важно для определения направленности и содержания коррекционно-развивающих программ.

Цель статьи - в представлении данных эмпирического исследования особенностей

самоотношения подростков - жертв буллин-га, в обосновании необходимости работы по психолого-педагогическому сопровождению подростков данной группы, одним из направлений которой является поддержка их положительного самоотношения: самоуважения, ауто-симпатии, самоинтереса.

Исследование, направленное на проверку гипотезы об особенностях самоотношения, отличающих подростков - жертв буллинга от подростков, не входящих в данную группу, проведено под нашим руководством Ю. А. Уг-рюмовой году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды. Выборку составили ученики 7-8 классов в количестве 115 человек (мальчики и девочки).

С помощью методики В. Р. Петросянц «Ситуация буллинга в школе» [3], позволившей определить степень включенности в бул-линг и роль опрашиваемого в ситуации бул-линга, из общего количества испытуемых была выделена группа подростков, чаще других подвергавшихся нападкам со стороны сверстников. Согласно результатам обработки данных, подростки, вошедшие в группу жертв буллинга, становились объектом насмешек, подвергались игнорированию и исключению из совместной деятельности, подвергались физическому насилию. В отношении жертв распространяли ложные слухи, разрушали их собственность, отбирали деньги.

Большинство жертв (85,2 %) не понимали причин буллинга по отношению к ним. 33,3 % подростков указали в качестве возможной причины то, что они часто ссорятся с другими учениками. 11,1 % учеников полагали, что их травят за то, что они считают себя «выше» обидчиков. 3,7 % подростков думали, что, видимо, их внешность слишком привлекательна.

Отмечено, что преобладающей стратегией поведения жертв в ситуации буллинга явилось стремление делать вид, что ничего страшного не произошло. Среди методов самозащиты указаны избегание мест, в которых возможен буллинг, поиск социальной поддержки в лице учителя, пропуски школьных заня -тий. За помощью к родителям и психологу жертвы не обращались.

Для изучения самоотношения подростков - жертв буллинга была использована методика В. В. Столина и С. Р. Пантилеева «Тест-опросник самоотношения», позволяющая выявить три уровня самоотношения: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосим-патии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я». В основе опросника - представление о самоотношении как иерархически-динамической системе, построенной по принципу смысловой интеграции [2]. Выявление особенностей самоотношения подростков - жертв буллинга проводилось в ходе сравнения показателей выраженности признака с данными по группе сверстников, не вошедших в группу жертв. По инструкции к методике показатели истолкованы следующим образом: меньше 50 -признак не выражен; 50-74 - признак выражен; больше 74 - признак ярко выражен.

В результате обработки данных, полученных в группе подростков-жертв, обнаружено следующее: средние значения показателя выраженности признака по основным шкалам опросника оказались на уровне «меньше 50». Это позволило говорить о том, что подростки в группе жертв в целом относятся к себе негативно. Ученики не способны держать под контролем важные события своей жизни, быть самопоследовательными. Жертвы негативно оценивают свои возможности, видят в себе по преимуществу недостатки, имеют низкую самооценку, склонны к самообвинению. Жертвы ожидают негативного отношения к себе со стороны окружающих, не уверены, что их мысли и чувства представляют для других хоть какой-нибудь интерес.

В результате обработки данных, полученных в группе подростков - «не жертв», обнаружено следующее: средние значения показателя выраженности признака по основным шкалам опросника оказались на уровне «больше и равно 50». Это указывает на то, что подростки, не вошедшие в группу жертв, имеют в целом положительное отношение к себе, верят в свои силы, способности, энер-

гию и самостоятельность. Они имеют высо-кую самооценку, относятся к себе одобри-тельно. От окружающих подростки ждут по-зитивного отношения к себе, уверены в инте-ресе окружающих к своим мыслям и чувствам.

Показатели по шкалам уровня конкретных действий (готовности к ним) в отношении собственно «Я» подтвердили показатели выраженности признака по основным шкалам опросника в обеих группах.

Согласно результатам, большинство подростков, вошедших в группу жертв, отличают-ся ярко выраженным самообвинением, кото-рое характеризуется отрицательными эмоция-ми в адрес собственного «Я»: раздражением, презрением, вынесением самоприговоров («и поделом тебе»). Можно говорить о том, что жертвы буллинга в большей степени, чем остальные подростки, склонны винить себя за промахи и неудачи, видят в себе преимущественно недостатки, имеют низкую само-оценку. Они склонны поддаваться группово-му давлению, ориентированы на подчинение социальным нормам. Им часто сложно по-нять мотивы своего поведения и объяснить себе смысл произведенных действий. Жерт-вы буллинга скорее избегают конфликтных ситуаций, чем предпринимают попытки вы-хода из сложившихся, негативных для разви-тия их личности обстоятельств, обвиняют себя, не удовлетворяясь достигнутым, испы-тывают «ощущение разлада с собой, проти-воположное тенденции к внутреннему согла-сию» [4, с. 45].

Подростки, не входящие в группу жертв, верят в свои силы, способности, энергию и самостоятельность. Чаще всего, они дейст-вуют на основе собственных убеждений и ценностей. Подростки не склонны обвинять себя во всех неудачах. Они осознают мотивы своего поведения и могут объяснить себе, зачем и для чего совершаются ими конкрет-ные поступки.

Особенности самоотношения подростков, вошедших в группу жертв буллинга, по сравнению со сверстниками, не вошедшими в эту группу, уточнялись в ходе сравнения данных с помощью критерия Манна-Уитни.

В результате статистических процедур обнаружены значимые на уровне р<0,01 различия по шкалам «Глобальное самоотношение», «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Ожидаемое отношение от других», «Самоуверенность», «Самообвинение», «Самопонимание» (Табл. 1). Это может говорить о том, что подростки, вошедшие в группу жертв буллинга, отличаются от сверстников более низким самоуважением и аутосимпатией. Они менее уверены в себе, более склонны к самообвинению, самобичеванию. Склонность к рефлексии мыслей и чувств выражена менее, чем у сверстников, что может говорить о низкой вероятности самоизменений.

Менее значимые статистически достоверные на уровне р<0,05 различия в самоотношении подростков-жертв и подростков, не вошедших в данную группу, по уровню конкретных действий (готовности к ним) в отношении собственного «Я» обнаружены по шкалам «самоинтерес», «самопринятие», «самопоследовательность/саморуководство». Это может говорить о том, что подростки-жертвы чаще, чем сверстники, склонны покоряться судьбе, считая себя ничтожными, ждать катастрофы, избегать общения с теми, кто готов помочь. Отмеченные особенности, на наш взгляд, также следует учитывать при составлении и реализации программ психолого-педагогического сопровождения жертв буллинга.

Обобщая результаты работы, подчеркнем следующее:

1. Жертвы буллинга в целом относятся к себе негативно, видят в себе по преимуществу недостатки, имеют низкую самооценку, склонны к самообвинению. Им часто сложно понять мотивы своего поведения и объяснить себе смысл произведенных действий. Жертвы ожидают негативного отношения к себе со стороны окружающих, не уверены, что их мысли и чувства представляют для других хоть какой-нибудь интерес;

2. Подростки, не входящие в группу жертв, верят в свои силы, способности, энергию и самостоятельность. Чаще всего они действуют на основе собственных убеждений

Таблица 1

Значения критерия Манна-Уитни

Шкала Б I II III IV 1 2 3 4 5 6 7

Статистика и Манна-Уитни * * О, 00^ чо * * т, со* о * * о о, 00 * * т Г— * о, стС <ч * * т, оС 00 * * о, со* 2 * о, <ч * т сч т сч * * о, СО* т * т 00^ т сч 5, ,4

Условные обозначения уровня значимости: ** - при р<0,01; * - при р<0,05 Условные обозначения шкал: S- глобального самоотношения; I- самоуважения; II- аутосимпатии; III- ожидаемого отношения от других; IV- самоинтереса; 1- самоуверенности; 2- отношения других; 3- самопринятия; 4- самопоследовательности, саморуководства; 5- самообвинения; 6-самоинтереса; 7- самопонимания

и ценностей. Подростки не склонны обвинять себя во всех неудачах. Они осознают мотивы своего поведения и могут объяснить себе, зачем и для чего совершаются ими конкрет-ные поступки;

3. Подростки, вошедшие в группу жертв буллинга, по особенностям самоотношения значимо отличаются от сверстников: у них более низкое самоуважение и аутосимпатия; они менее уверены в себе, более склонны к самообвинению, самобичеванию; склонность к рефлексии мыслей и чувств выражена менее, чем у сверстников, что может говорить о низкой вероятности самоизменений.

Программа занятий с подростками, оказавшимися в группе жертв буллинга, должна способствовать развитию позитивного самоотношения подростков в целом, их самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, ожиданий положительного отношения окружающих. Основное содержание программы должно быть связано с формированием модели поведения человека с положительным самоотношением.

Программа должна объединить четыре стадии изменения поведения участников за-нятий:

- стадия подготовки, которая предпола-гает установление позитивного эмоциональ-ного контакта с подростками, уточнение их ожиданий, определение правил работы в группе, снижение коммуникативных барьеров;

- стадия осознания и переоценки, которая связана с признанием наличия проблемы негативного самоотношения и связанного с ним поведения, осознаванием возможных изменений, появлением интереса к самопознанию и самоизменению. Здесь должны быть созданы условия для оценки подростками меры влияния привычного самоотношения на результаты взаимодействия с окружаю-щими, для переживания отношения к преж-ней модели поведения;

- стадия действия, предполагающая апробацию и закрепление новых способов поведения и самопрезентации подростков;

- стадия рефлексии, на которой оцениваются достигнутые в ходе занятий результаты.

Программа должна объединить мотива-ционные, когнитивные, аффективные и поведенческие процессы. Мотивации подростков на самопознание и самосовершенствование должно способствовать обсуждение основных характеристик позитивного и негативного самоотношения, его причин и следствий, особенностей проявления в поведении. Когнитивному развитию должна способствовать информационная насыщенность программы, необходимость осознавания противоречий между желаемым и действительным, переосмысления привычных способов отношения к себе и самопрезентации. Аффективные про-

цессы должны быть заданы общей атмосферой занятий, атмосферой позитивного эмоционального контакта и открытости чувств.

Изменение привычной модели поведения должно быть обеспечено развитием навыков установления контакта со сверстниками, навыков конструктивного общения, навыков самопознания, построения адекватного образа «Я», навыков контроля над собственным поведением, ответственности за свои действия, навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования могут стать теоретической основой разработки, апробации и проверки эффективности программы коррек-ционно-развивающих занятий, способствующих развитию у подростков, попавших в группу жертв буллинга, самоуважения, аутосим-патии, самоинтереса, ожиданий положительного отношения окружающих. АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме формирова-ния личности подростка, длительное время находящегося под влиянием психотравмирую-щих воздействий со стороны сверстников. Представлены результаты диагностики самоотношения как возможной причины викти-мизации подростка. Показано, что подростки -жертвы насилия менее уверены в себе, боль-ше склонны к самообвинению, чаще других ожидают негативного отношения к себе окружающих.

Представленные данные могут служить основой программы психолого-педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в роли жертв буллинга.

Ключевые слова: буллинг, жертва булл-линга, причины виктимизации подростков, са-моотношение подростков, профилактика бул-линга в подростковой среде. SUMMARY

The article is devoted to the problem of the personality development of adolescents who have been traumatized by their peers for a long time. The author presents the results of research in which teenagers' attitude to themselves is regarded as a possible cause of their victimization. It

is also shown that adolescents who are victims of violence are less self-confident, are more likely to blame themselves, and they more often expect other people to have a negative attitude to them.

The data presented can perform as the basis for a programme of psychological and pedago-gical support for adolescents who consider them-selves bullied victims.

Key words: bullying, victim of bullying, causes of victimization of adolescents, self-attitu-de of adolescents, prevention of violence among adolescents.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. - СПб.: Речь, 2001. -

C. 240-276.

2. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М. : МГУ, 1991. - 100 с.

3. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дисс. ... канд. психол. наук. -СПб., 2011. - 210 с.

4. Столин В. В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. - 288 с.

5. Kaplan H. B. Deviant Behavior and Self-Enhancement in Adolescence // J. of Youth and Adolescence. -1978. - V. 7. - No. 3. - Pp. 253-277.

6. Olweus D. Aggression in the Schools. Bullies and Whipping Boys. - Washington,

D.C.: Hemisphere Press, 1978. - 218 р.

7. Olweus D. Bully-Victim Problems Along School Children: Basic Facts and Effects of a School-Based Intervention Program // The Development and Treatment of Childhood Aggression / In K. Rubin, D. Pepper (Eds.). - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1991. - Pp. 411-447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.