Научная статья на тему 'Исследование рынков сбыта продуктов пищевой индустрии Республики Таджикистан'

Исследование рынков сбыта продуктов пищевой индустрии Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
836
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТ / ПРОИЗВОДСТВО / АНАЛИЗ / ДЕФИЦИТ / ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ / АССОРТИМЕНТ / ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / НАСЕЛЕНИЕ / СТРУКТУРА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / MARKETING / PRODUCTION / ANALYSIS / SHORTAGE / CONSUMPTION VOLUME / ASSORTMENT / OUTPUT / COMPETITION / COMPETITIVE ADVANTAGE / POPULATION / STRUCTURE / INDUSTRY / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раупов К. С.

Пищевая индустрия Таджикистана является одной из стратегически важных отраслей промышленности. Она должна гарантировать стабильное обеспечение граждан республики необходимыми по суммарному числу и качеству продуктами питания. Подчеркнуто, что пищевая индустрия характеризуется эффектом индустриальной экономики, эффективностью охвата производственного продукта, другими словами, при увеличении диапазона выпуска продукции производители сокращают ее себестоимость. Поэтому в нынешний момент в пищевой индустрии мира формируются и совершаются маневры горизонтальной интеграции. Предметом исследования являются годовые социально-экономические данные страны. В статье представлен анализ производства и реализации продукции предприятий пищевой отрасли Республики Таджикистан. Рассмотрено современное состояние системы сбыта и реализации продукции предприятий, структура рынков сбыта продуктов пищевой индустрии Республики Таджикистан в процентах к общему объему реализации в 2005-2015 годах, динамика потребления продуктов питания на душу населения, динамика импорта основных продуктов питания и их доля в общем объеме торговли. Сделан сравнительный анализ объема производства и реализация продукции на 2015 год. На основе теоретического и статистического материала отмечен дефицит продукции пищевой индустрии в Таджикистане и в других странах, предложено направление по увеличению объема реализации продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE MARKET FOR FOOD INDUSTRIES IN TAJIKISTAN

The Tajikistan food industry is of strategic importance as it can constantly provide the population with necessary food sufficient in quality and amount. It is emphasized that the food industry is characterized by industrial economy effect, namely efficiency of processed product scope which means that the increased range of output leads to cost reduction. Therefore, now in the world food industry the horizontal integration steps are being taken. The subject of the paper is annual socio-economic data of the country. The analysis of food production and sales in the Republic of Tajikistan is given. The article also presents the current state of marketing and sales system at the enterprises, the structure of commodity markets for food products of the Republic of Tajikistan as a percentage of the total sales volume for 2005-2015, the dynamics of food consumption per capita, the changes of basic food imports and their share in the total trade volume. The comparative analysis of production and sales volume of goods for 2015 is conducted. Based on theoretical and statistical data, the shortage of food products in Tajikistan and other countries was revealed, and ways to increase the sales volume were proposed.

Текст научной работы на тему «Исследование рынков сбыта продуктов пищевой индустрии Республики Таджикистан»

Б01 10.15593/2224-9354/2018.1.22 УДК 339.146.4 : 664 (575.3)

К.С. Раупов

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКТОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Пищевая индустрия Таджикистана является одной из стратегически важных отраслей промышленности. Она должна гарантировать стабильное обеспечение граждан республики необходимыми по суммарному числу и качеству продуктами питания. Подчеркнуто, что пищевая индустрия характеризуется эффектом индустриальной экономики, эффективностью охвата производственного продукта, другими словами, при увеличении диапазона выпуска продукции производители сокращают ее себестоимость. Поэтому в нынешний момент в пищевой индустрии мира формируются и совершаются маневры горизонтальной интеграции. Предметом исследования являются годовые социально-экономические данные страны. В статье представлен анализ производства и реализации продукции предприятий пищевой отрасли Республики Таджикистан. Рассмотрено современное состояние системы сбыта и реализации продукции предприятий, структура рынков сбыта продуктов пищевой индустрии Республики Таджикистан в процентах к общему объему реализации в 2005-2015 годах, динамика потребления продуктов питания на душу населения, динамика импорта основных продуктов питания и их доля в общем объеме торговли. Сделан сравнительный анализ объема производства и реализация продукции на 2015 год. На основе теоретического и статистического материала отмечен дефицит продукции пищевой индустрии в Таджикистане и в других странах, предложено направление по увеличению объема реализации продукции.

Ключевые слова: сбыт, производство, анализ, дефицит, объем потребления, ассортимент, выпуск продукции, конкуренция, конкурентное преимущество, население, структура, промышленность, правительство.

Введение. Сегодня в соответствии с активной индустриальной политикой предприятия и организации обязаны постоянно эволюционировать, для того чтобы быть конкурентоспособными. Насыщение в полной мере рынков товарами в таком масштабе, что производителям приходится фактически биться за клиентов, приводит к осознанию важности роли сбыта в деятельности компании. Продукция или услуга, произведенная компанией, должна быть наилучшим образом продана: с учетом всех нюансов, пожеланий клиентов и с обретением наибольшей выгоды.

Применительно к современным условиям данная проблема освещалась в ряде работ отечественных, российских и зарубежных ученых. Однако при всей значимости проведенных ими анализов нужно отметить, что вопросы производства и реализации пищевой продукции исследуются слабо, сложилась даже определенная их недооценка и нет практических рекомендаций, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности предприятий.

© Раупов К.С., 2018

Раупов Комилджон Самиевич - канд. экон. наук, ст. преподаватель, Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М. Осими в г. Худжанде, e-mail: [email protected].

Заявленные цели исследования вызвали необходимость решения нижеследующих задач:

• обосновать и исследовать комплекс характеристик современного состояния конкурентоспособности пищевой индустрии Республики Таджикистан;

• исследовать рынки сбыта продукции предприятий пищевой индустрии Республики Таджикистан;

• определить степень дефицита продуктов питания в Таджикистане и в других странах;

• выявить основные проблемы формирования конкурентоспособности пищевой индустрии республики, производства и реализация товаров на различных фазах конкурентного рынка.

Современное состояние системы сбыта и реализация продукции предприятий пищевой индустрии Республики Таджикистан. Основная задача любого предпринимателя - безупречным образом совместить желания заказчиков и собственный производственный потенциал. В связи с этим у него появится возможность доказать и обосновать покупателю бесспорные достоинства (преимущества) собственного продукта и/или услуги.

Система сбыта продуктов - важный компонент маркетинга и своего рода финальный комплекс наборов во всей деятельности компаний по формированию, производству и доведению продукта до потенциального потребителя. Непосредственно потенциальный потребитель (пользователь) либо признает, либо не признает все усердия предприятия необходимыми для себя и в результате приобретет или не приобретет его продукцию и/или услуги.

Система сбыта в Таджикистане находится на переходной фазе развития, что в большой степени затрудняет сбыт продукции на отечественном рынке. Современная система сбыта характеризуется следующими чертами [1, с. 87-179]:

• слабое управление и регулирование каналами сбыта;

• неполное или частичное невыполнение обязательств в пределах канала;

• фактически по каждой сделке решения принимаются отдельно, что требует повседневных переговоров;

• частое нарушение и/или невыполнение «контрактных» обязательств и т.д.

Динамика реализации основных видов пищевой продукции Таджикистана показана в табл. 1.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что например, объем реализации хлеба и хлебобулочных изделий в 2011 году составил 1246,0 тыс. т, в 2015 году - 1282,7 тыс. т. Соответственно за анализируемый период объем реализации увеличился на 36,7 тыс. т, или на 2,9 %. Но реализация фруктов и ягод уменьшилась: в 2011 году было 312,3 тыс. т, а в 2015 году - 307,0 тыс. т, соответственно объем реализации продукта сократился на 5,3 тыс. т, или на 1 % и т. д.

Таблица 1

Динамика реализации основных видов продукции пищевой индустрии Республики Таджикистан в 2011-2015 годах [2]

Продукция 2011 2012 2013 2014 2015

Хлебопродукты (в пересчете на муку), тыс. т 1246,0 1230,8 1281,3 1278,7 1282,7

Картофель, тыс. т 265,4 277,1 315,0 278,2 306,1

Овощи и бахчевые, тыс. т 568,3 703,7 627,6 634,7 684,1

Фрукты и ягоды, тыс. т 312,3 262,8 312,3 278,9 307,0

Сахар и кондитерские изделия, тыс. т 97,6 108,6 109,4 116,9 117,2

Мясо и мясопродукты, тыс. т 92,2 89,5 114,3 124,5 124,8

Молоко и молочные продукты, тыс. т 425,5 470,5 424,4 490,2 491,7

Яйца, млн шт. 359,1 479,2 505,9 592,9 614,9

Жиры и масла растительные, тыс. т 111,6 116,6 126,5 140,0 134,2

Рыба и рыбопродукты, тыс. т 1,9 0,96 213,5 4,0 3,0

Как показывают данные табл. 1, объем реализации продукции пищевой индустрии Республики Таджикистан возрастает. Объем реализации ключевых продуктов питания увеличивается.

Анализ производства и реализация продукции пищевой промышленности Таджикистана. Динамика производства основных видов пищевой продукции Таджикистана представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика производства основных видов продукции пищевой индустрии Республики Таджикистан с 2005 по 2015 год [3]

Продукция 2005 2010 2015

Мясо (включая субпродукты 1 категории), тыс. т 17,2 27,1 40,4

Колбасные изделия, т 500 998,0 4116,1

Пиво, тыс. дал 833,1 976,8 1055,1

Цельномолочная продукция, тыс. т 3,9 4,1 8,7

Сыры, т 105,0 123,0 177,8

Растительное масло, т 20200,0 14532,0 9880,9

Консервы, тыс. усл. банок 95100,0 51000,0 18751,3

Кондитерские изделия, т 2700,0 5671,0 14623,8

Макаронные изделия, тыс. т 1,9 2,5 4,8

Безалкогольные напитки, тыс. дал 2456,0 3477,0 6633,8

Водка и ликероводочные изделия, тыс. дал 109,4 53 66

Соль (добыча и переработка), тыс. т 52,0 53,8 53,1

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 312,7 324,9 346,1

Сухие фрукты, т 156,3 2329,1 2401,4

Из данных, представленных в табл. 2, ясно, что в пищевой индустрии республики виден прогресс, но в медленном темпе, причем в отдельных отраслях производство явно стагнирует, т.е. в целом налицо отсутствие стабильности

в развитии пищевой промышленности. Из положительных моментов следует отметить, что объемы производства важнейших продуктов питания в Таджикистане постепенно увеличиваются, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру в отдельные периоды времени.

В табл. 3 дан сравнительный анализ объема производства продукции и их реализации в 2015 году.

Таблица 3

Сравнительный анализ объема производства и реализации продукции на 2015 год [4]

Продукция Производство Реализация Отклонение, тыс. т

Хлебопродукты (в пересчете на муку), тыс. т 346,1 1282,7 941,1

Картофель, тыс. т 887,4 306,1 -581,3

Овощи и бахчевые, тыс. т 2260,3 684,1 -1576,2

Фрукты и ягоды, тыс. т 503,0 307,0 -196

Сахар и кондитерские изделия, тыс. т 14,6 117,2 102,6

Мясо и мясопродукты, тыс. т 44,5 124,8 80,3

Молоко и молочные продукты, тыс. т 186,5 491,7 305,2

Яйца, млн шт. 357,2 614,9 257,7

Рыба и рыбопродукты, тыс. т 2,1 3,0 0,9

По результатам работы предприятий пищевой индустрии Республики Таджикистан за 2015 год можно сделать заключение, что объем производства значительно отстает от объема реализации.

По данным табл. 3 видно, что из девяти показателей только у картофеля, овощей, бахчевых, фруктов и ягод показатели производства выше, чем показатели реализации. Другими словами, производственные компании затовариваются и не реализуют всю произведенную продукцию со складов, и это негативно отражается на финансовых результатах их деятельности.

Отмечено, в пределах Таджикистана производится всего-навсего 45 % потребляемого продовольствия, а недостаток (большая его часть) покрывается за счет импорта.

Основными секторами пищевой промышленности Таджикистана в последнее время являются: производство напитков, животных жиров, растительных масел, мяса и мясопродуктов, продуктов из молока, переработка овощей и фруктов.

В табл. 4 приведена структура рынков сбыта продуктов пищевой индустрии Республики Таджикистан в процентах к общему объему производства в 2005-2015 годах.

Как показывают данные табл. 4, основным потенциальным рынком для реализации продуктов пищевой промышленности является внутренний рынок Таджикистана. Из 100 % продуктов на внутреннем рынке в 2005 году

реализовано 66 %, в 2010 году - 68 %, а в 2015 году - 73 %. На внутреннем рынке потенциальные покупатели находятся в Согдийской области, так как доля объема реализации от общей структуры рынков сбыта в 2005 году составляет 29 %, 2010 - 31 % и 2015 - 38 %. В 2005 году за пределами государства было реализовано только 34 %, 2010 году - 32 %, 2015 - 27 % общего объема продуктов.

Таблица 4

Структура рынков сбыта продуктов пищевой индустрии Республики Таджикистан в процентах к общему объему реализации

в 2005-2015 годах [2]

Рынок сбыта 2005 2010 2015

ВСЕГО 100 100 100

Внутренние рынки Таджикистана, всего в том числе: 66 68 73

Согдийская область 29 31 38

Хатлонская область 12 7 7

ГБАО 11 6 3

РРП 14 24 25

Внешние рынки всего, в том числе: 34 32 27

Россия 9 6 8

Казахстан 9 11 12

Китай 12 10 4

Украина 3 3 1

Другие 1 2 2

Статистические данные показывают, что на внутреннем рынке объем реализации за анализируемый период растет, а на внешнем рынке уменьшается. Потенциальними покупателями на внешнем рынке являются Китай, Россия и Казахстан. Экономическое соотрудничество между этими странами укрепляется.

Тем не менее выход на зарубежные рынки рассматривается как важная стратегическая цель. Китай из-за многочисленного населения и быстроразви-вающейся экономики, а также близости к Таджикистану является выгодным потенциальным рынком. Для этого важно, чтобы все категории производимой продукции отвечали всем требованиям международных стандартов.

Рекомендуемый объем потребления и дефицит продукции пищевой промышленности. Как показал анализ, пищевая индустрия республики развивается, но медленными темпами, в целом налицо отсутствие стабильности в развитии.

В табл. 5 на основе выборочного обследования домашних хозяйств представлена динамика потребления основных продуктов питания населением Таджикистана в период с 2005 по 2015 год.

Несмотря на то, что отмечается некоторый темп роста, среднедушевое потребление таких продуктов, как молоко и молокопродукты, яйца и яйце-продукты, сахар, мука, еще остается ниже рекомендуемых физиологических норм потребления (см. табл. 5). Наряду с этим среднедушевое потребление масла, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, консервов превышает рекомендуемые нормы.

Таблица 5

Динамика потребления продуктов питания на душу населения Таджикистана с 2005 по 2015 год (кг/год) [2, 5]

Продукция 2005 2010 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мясо и мясные продукты 8,3 11 14,6

Молоко и молочные продукты 48,2 60,9 57,5

Яйца, шт. 24 40 72

Сахар, включая кондитерские изделия 11,0 12 13,7

Хлебные продукты 155 160,6 150

Картофель 32,2 35 35,8

Овощи и бахчевые 79,4 70,7 80,0

Фрукты, ягоды и виноград 38,4 33,2 35,9

Масло растительное 12,4 14,4 15,7

Сравнивая данные табл. 5 и рациональные нормы потребления в странах Евразии [16], можно определить, достаточно ли продуктов для потребления, или же народ Таджикистана голодает от дефицита продовольственных товаров.

Население Таджикистана к концу 2015 года составило 8551,2 тыс. чел., а фактически живет и работает в Таджикистане 5583,9 тыс. чел. [4]. На основе приведенных данных можно сделать вывод, что 2967,2 тыс. чел., или 34,7 % населения Таджикистана находятся за пределами государства, т.е. работают, учатся, живут постоянно в других странах.

Рекомендуемый объем потребления хлебных продуктов в среднем на человека составляет 107,1 кг, или же 0,1071 т в год. Исходя из этого, если 1 чел. употребляет в среднем 0,1071 т в год, то 5583,9 тыс. чел. употребляет 598,0 тыс. т этого продукта в год. В 2015 году производство хлебопродуктов составило 346,1 тыс. т. В соответствии с рекомендуемыми нормами годовая потребность фактически живущих в стране составляет 598,0 тыс. т. Дефицит хлебных продуктов составил в 2015 году 251,9 тыс. т. По данным статистики [2, 5], за истекший период на 10,8 % по сравнению с 2014 годом увеличился импорт пшеницы и сократился на 25,7 % импорт муки. Таким образом, импорт пшеницы в натуральном выражении в 2015 году составил 858,9 тыс. т, а муки - 140,4 тыс. т. Так, дефицит продуктов питания далеко не полностью покрывается за счет импорта и местного производства, т.е. за счет производства пшеницы, которая производится на посевных полях.

В структуре внешнеэкономической торговли доля импорта продуктов питания в общем объеме в 2011 году составила 20,2 %, а в 2015 году - 23,1 % (табл. 6). В целом доля импорта продовольственных товаров за исследуемый период увеличилась на 12,6 %.

Таблица 6

Динамика импорта основных продуктов питания и их доля в общем объеме торговли Республики Таджикистан в 2011-2015 годах (тыс. т) [2]

Продукция 2011 2012 2013 2014 2015

Продовольственные товары всего, из них: 1269 1689,0 1448,8 1636,4 1612,7

Пшеница 442,5 757,7 640,2 774,9 858,9

Мука 346,0 360,3 242,9 189,0 140,4

Сахар 118,6 119,4 106,9 124,9 139,1

Макароны, лапша, рожь и др. 15,9 31,0 43,4 36,1 17,3

Масло растительное 77,6 66,0 65,4 72,8 84,1

Молоко и молочные продукты 8,3 9,8 12,1 14,5 11,5

Яйца 3,8 7,8 8,3 5,9 2,8

Чай 6,6 5,4 4,4 5,5 5,0

Картошка 12,6 33,1 42,6 29,3 51,0

Овощи 4,4 13,8 4,6 28,1 16,1

Фрукты и плоды свежие 19,0 22,7 42,8 46,9 34,9

Соки фруктовые и овощные 0,8 0,8 1,0 1,8 1,4

Овощи консервированные 1,1 2,0 1,8 0,2 0,0

Доля пищевых продуктов в общем объеме, % 20,2 20,5 19,4 20,5 23,1

По данным министерства сельского хозяйства РТ в 2015 году во всех слоях хозяйств было произведено 1 392 755 т зерна [6]. Специалисты отмечают, что с повышением производства зерновых в будущем республика может обеспечить себя хлебом. Это произойдет в то время, когда объем производства зерновых достигнет более 1,7 млн т в год [7].

Существует и другой фактор, который требует детального внимания. Это увеличение численности населения государства, рост которого вынуждает пересматривать прогнозы по зерновым.

Нельзя сказать, что пищевая промышленность Республики Таджикистан полностью обеспечивает население пищевыми конкурентоспособными товарами. На основании статистических данных на 2015 год из продуктов растительного происхождения в экспорте преобладают фрукты и плоды -31,4 тыс. т, овощи - 119,9 тыс. т, картошка - 0,5 тыс. т, соки фруктовые и овощные - 0,1 тыс. т [8].

По данным ФАО (международной классификации Всемирной продовольственной организации), в Республике Таджикистан уровень недоедания (в процентах от общего количества населения) составляет: в 1990 году - 28,1; 2000 -40,4; 2005 - 36,5; 2010 - 33,2; 2015 - 30,3 [9]. К примеру, суточное потребление

на одного человека в Китае составляет ориентировочно 2000 ккал (2590 ккал в 1990 году) [10, 11]. При этом, по данным ФАО, питание на уровне 2050 ккал характеризует условия систематического недоедания. Приемлемый уровень для человека - 2600 ккал. Нехватка продовольствия (доля недоедающих) в Украине - 17,1 %, Белоруссии - 8,2 %, Китае - 9,3 % [12, 13].

На сегодняшний день в мире голодают больше 795 млн чел. [14-16]. Голод стал одной из самых ответственных и серьезных глобальных проблем. Недоедание и голод - это крупнейшая опасность и риск для здоровья человека во всем мире.

Основные государственные направления для увеличения и сбыта продукции. Практика подтвердила, что переход от индустриальной политики централизованного планирования к социально ориентированному рыночному хозяйству не может происходить спонтанно, без государственного регулирования рыночных взаимоотношений. Государство должно обязательно возмещать недочет рынка. Поэтому необходимо формировать концепцию государственного регулирования, адекватно реагировать на новые условия, правильно влиять на процесс развития рынка и контролировать его с учетом потребностей общественного производства.

В целях улучшения качества жизни граждан и продовольственной безопасности в Таджикистане принят закон от 29.12.2010 г. № 671 «О продовольственной безопасности». На основании этого закона принято распоряжение Правительства Республики Таджикистан от 1.09.2011 г. № 359 «Об образовании Совета по продовольственной безопасности при Правительстве Республики Таджикистан» для координации событий и осуществления стратегических и оперативных решений, связанных с устойчивым и бесперебойным снабжением страны продовольствием.

В целях эффективного развития АПК и повышения продовольственной безопасности принят ряд отраслевых программ по развитию семеноводства, хлопководства, пчеловодства, животноводства, птицеводства, рыболовства, садоводства и виноградарства, коневодства в Республике Таджикистан.

Создание эффективного конкурентоспособного аграрно-промышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность государства и реализации за рубеж отдельных видов аграрной продукции и продовольствия, является одной из основных стратегических задач экономики Таджикистана.

При этом государство исходит из вероятных возможностей нарастания внутреннего производства. В отрасли поочередно принимаются нормы, приоритетные правила и критерии по формированию специализированных производств и воплощению целесообразного торгового протекционизма без демпинга и нечестной конкуренции.

Для улучшения качества жизни населения следует уделять внимание экономическим индикаторам страны в целом по отраслям. Особенно надо

уделять внимание улучшению качества и расширению номенклатуры производимой продукции, введению инновационных технологий, изучению новейших, современных методов упаковки и т.д.

Заключение. Несмотря на неудовлетворительное состояние экономики Таджикистана, можно сделать вывод, что динамика развития ее положительная. Производство продукции год за годом увеличивается. Сделан огромный шаг в направлении серьезных экономических преобразований, модернизации национальной экономики, укрепления и развития международных связей и интеграции в мировую экономику. Благодаря качеству сырья, которым владеет Таджикистан, с большой уверенностью можно сказать, что продукты, производимые в республике, могут отвечать всем международным требованиям. Учитывая демографические проблемы и потребность населения в продовольственных товарах, Таджикистан может экспортировать свою продукцию и завоевывать широкие рынки для сбыта продовольственных товаров. Как было сказано, выход на заграничные рынки рассматривается как основополагающая и основная стратегическая цель.

Список литературы

1. Шквария Л.В., Русакович В.И., Раупов К.С. Республика Таджикистан в условиях глобализации: новые возможности и вызовы: моногр. - Худжанд: Меъроч, 2016. - 396 с.

2. Агентство по статистике при президенте Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.stat.tj/ (дата обращения: 16.08.2017).

3. Демоскоп (бюллетень населения и общества) [Электронный ресурс]. -URL: http://demoscope.ru/ (дата обращения: 13.07.2017).

4. Информационный портал Республики Таджикистана. - URL: http:// www.asiaplus.tj/ (дата обращения: 15.08.2017).

5. Крестьянские ведомости [Электронный ресурс]: [газета агробизнеса]. -URL: http:// www.agronews.ru / (дата обращения: 15.06.2017).

6. Анализ продовольственного рынка от А до Я [Электронный ресурс] // АгроПерспектива. - URL: http:// www.agroperspectiva.com/ (дата обращения: 17.06.2017).

7. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. - URL: http:// www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 18.07.2017).

8. Межгосударственный статистический комитет СНГ [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.cisstat.ru/ (дата обращения: 18.07.2017).

9. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.wikipedia.ru/ (дата обращения: 20.07.2017).

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gks.ru/ (дата обращения: 23.07.2017).

11. Финансовый портал № 1. - URL: http:// www.akchabar.kg/ (дата обращения: 28.07.2017).

12. Китай в цифрах [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.chinalist.ru / (дата обращения: 03.09.2017).

13. Насколько мы близки к миру без голода? Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире [Электронный ресурс]. -URL: http://www.fao.org/state-of-food-security-nutrition/ru/ (дата обращения: 07.09.2017).

14. Информационный портал Таджикистана. - URL: http://www.news.tj/ru/ (дата обращения: 07.09.2017).

15. Вести экономики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vesti-finance.ru/articles/66171/ (дата обращения: 04.09.2017).

16. Евразийский центр по продовольственной безопасности [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ecfs.msu.ru/sites/default/files/node/publication/ 15/11/b-13_1.pdf/ (дата обращения: 14.09.2017).

References

1. Shkvariia L.V., Rusakovich V.I., Raupov K.S. Respublika Tadzhikistan v usloviiakh globalizatsii: novye vozmozhnosti i vyzovy [Tajikistan amidst globalization: New opportunities or challenges]. Khudzhand, Me"roch, 2016, 396 p.

2. Agentstvo po statistike pri prezidente Respubliki Tadzhikistan [Agency on statistics under the President of the Republic of Tajikistan], available at: http:// www.stat.tj/ (accessed 16 August 2017).

3. Demoskop (biulleten' naseleniia i obshchestva) [Demoscope (Population and society bulletin)], available at: http://demoscope.ru/ (accessed 13 July 2017).

4. Informatsionnyi portal Respubliki Tadzhikistana [Information portal of Tajikistan], available at: http:// www.asiaplus.tj/ (accessed 15 August 2017).

5. Krest'ianskie vedomosti [Krestiyanskie vedomosti (agrobusiness newspaper)], available at: http:// www.agronews.ru / (accessed 15 June 2017).

6. Agro Perspektiva [Agro perspective], available at: http:// www. agroperspectiva.com/ (accessed 17 June 2017).

7. Universal'naia nauchno-populiarnaia onlain-entsiklopediia [Universal popular science online encyclopedia], available at: http:// www.krugosvet.ru/ (accessed 18 July 2017).

8. Mezhgosudarstvennyi statisticheskii komitet SNG [Interstate Statistical Committee of the Commonwealth of Independent States], available at: http:// www.cisstat.ru/ (accessed 18 July 2017).

9. Wikipedia - free encyclopedia, available at: http://www.wikipedia.ru/ (accessed 20 July 2017).

10. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal Service of State Statistics], available at: http://www.gks.ru/ (accessed 23 July 2017).

11. Finansovyi portal no. 1 [1st Finance Portal], available at: http:// www.akchabar.kg/ (accessed 28 July 2017).

12. Kitai v tsifrakh [China in figures], available at: http://www.chinalist.ru/ (accessed 3 September 2017).

13. Naskol'ko my blizki k miru bez goloda? Polozhenie del v oblasti prodovol'stvennoi bezopasnosti i pitaniia v mire (2017) [How close are we to zero hunger? The state of food security and nutrition in the world 2017], available: http://www.fao.org/state-of-food-security-nutrition/ru/ (accessed 7 September 2017).

14. Informatsionnyi portal Tadzhikistana [Information portal of Tajikistan], available at: http://www.news.tj/ru/ (accessed 7 September 2017).

15. Vesti ekonomiki [Economic news], available at: http://www.vestifinan-ce.ru/articles/66171/ (accessed 4 September 2017).

16. Evraziiskii tsentr po prodovol'stvennoi bezopasnosti [The Eurasian center for food security], available at: http://www.ecfs.msu.ru/sites/default/files/node/ publication/15/11/b-13_1.pdf (accessed 14 September 2017).

Оригинальность 76 %

Получено 09.10.2017 Принято 13.11.2017 Опубликовано 30.03.2018

K.S. Raupov

RESEARCH OF THE MARKET FOR FOOD INDUSTRIES IN TAJIKISTAN

The Tajikistan food industry is of strategic importance as it can constantly provide the population with necessary food sufficient in quality and amount. It is emphasized that the food industry is characterized by industrial economy effect, namely efficiency of processed product scope which means that the increased range of output leads to cost reduction. Therefore, now in the world food industry the horizontal integration steps are being taken. The subject of the paper is annual socio-economic data of the country. The analysis of food production and sales in the Republic of Tajikistan is given. The article also presents the current state of marketing and sales system at the enterprises, the structure of commodity markets for food products of the Republic of Tajikistan as a percentage of the total sales volume for 2005-2015, the dynamics of food consumption per capita, the changes of basic food imports and their share in the total trade volume. The comparative analysis of production and sales volume of goods for 2015 is conducted. Based on theoretical and statistical data, the shortage of food products in Tajikistan and other countries was revealed, and ways to increase the sales volume were proposed.

Keywords: marketing, production, analysis, shortage, consumption volume, assortment, output, competition, competitive advantage, population, structure, industry, government.

Komildzhon S. Raupov - Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, Faculty of Engineering and Economics, Department of World Economy, Polytechnic Institute of Tajik Technical University named after M. Osimi (Khujand, Tajikistan), e-mail: [email protected]

Received 09.10.2017 Accepted 13.11.2017 Published 30.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.