Научная статья на тему 'Исследование рынка в антимонопольном менеджменте предприятия'

Исследование рынка в антимонопольном менеджменте предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРУКТУРА РИНКУ / ЕЛЕКТРОЕНЕРГіЯ / КОНКУРЕНЦіЯ / БАР''єРИ / ANTITRUST MANAGEMENT / STRUCTURE MARKET / ELECTRICITY / COMPETITION / BARRIERS / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРУКТУРА РЫНКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / БАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валитов Р. С.

На примере рынка передачи электрической энергии локальными сетями проведен анализ определения монопольного положения субъектов хозяйствования, исследованы границы рынка, барьеры вхождения в него, а также рыночная власть. Определены основные направления организации антимонопольного менеджмента на предприятие, которые обусловлены рыночной структурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research market in the antitrust management enterprise

The article on the example of the transmission of electrical energy LANs analysis determining the monopoly position of economic entities, explore the boundaries of the market, barriers to entry in it, as well as market power. The main directions of the organization antitrust management at the enterprise, which are caused by market structure.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка в антимонопольном менеджменте предприятия»

УДК 658.005

Р. С. Валитов,

аспирант,

Донецкий государственный университет управления

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА В АНТИМОНОПОЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Постановка проблемы. По мере формирования и развития рынка посткомандные факторы постепенно утрачивают свою доминирующую роль, а поведение предприятий все больше оказывается связанным с внешними факторами и прежде всего рыночной структурой. Структура рынка, преобладающая в отдельных отраслях или регионах, определяет разработку и оценку стратегии менеджмента организации на этом рынке. Микросреда функционирования предприятий во все большей степени влияет на использование рыночных преимуществ субъектов хозяйствования-монополистов, формы ценовой политики, политику в сфере горизонтальных и вертикальных слияний и другие решения.

Вместе с тем требуется серьезная разработка методов исследования товарных рынков и анализа конкретных форм проявления монопольной власти предприятий с целью определения направлений организации антимонопольного менеджмента на микроуровне.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретическими вопросами изучения рыночных структур, соотношения конкуренции и монополий в экономике на макроуровне посвятили свои работы С.Б. Авдашева [1], Н.М. Розанова, А.А. Ко-стусев [2], С.А. Черненко [3], Ф.Шерер [4], М.Э Портер[5], Ж. Тироль [6] и другие авторы. Вместе с тем в этих работах практически отсутствует оценка состояния структуры рынка и влияние микросреды на разработку стратегии антимонопольного менеджмента на предприятии.

Целью данной статьи является анализ определения монопольного положения на рынке предприятий, осуществляющих поставку электрической энергии по регулируемому тарифу для населения и разработка концептуального подхода к исследованию структуры рынка и его влиянию на антимонопольный менеджмент организации.

Изложение основного материала исследования. Важной отправной точкой организации антимонопольного менеджмента на предприятии является определение монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке. При осуществлении данного анализа используются этапы, которые соответствуют фактическим обстоятельствам, в частности, формированию нормативно-правовой базы, особенностям товара, структуре рынка и его границам, объемам имеющейся информации о рынке и т.д.

Рассмотрим этапы данного анализа на примере ОАО «Облэнерго» (далее - Общество). Первый

этап, включающий общее положение субъекта на рынке, включает определение нормативно правовой базы исследования [7, 8, 9].

Целью определения монопольного положения Общества на исследуемом рынке, является получение необходимой информации для принятия менеджерами предприятия решений, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.

Второй этап, заключается в определении объекта касательно монопольного (доминирующего) положения. Объектом данного анализа является субъект хозяйствования, который в определенный период осуществлял деятельность на рынке поставки электрической энергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения в пределах отведенной территории, которые обслуживаются электросетями Общества.

ОАО «Облэнерго» действует на основании устава, также является юридическим лицом. Предприятие не имеет субъектов хозяйствования, которые бы прямо или косвенно ему подчинялись. Основными видами деятельности Общества является передача электрической энергии местными (локальными) электрическими сетями и поставка электроэнергии по регулируемому тарифу (лицензия выдана Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины (далее - НКРЭ). Других субъектов хозяйствования, которые бы предоставляли услуги по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу в пределах отведенной территории в определенный период времени - не существовало.

Третий этап заключается в определение товара, основных поставщиков и потребителей данного товара. Монопольное (доминирующее) положение определяется относительно услуги поставки электрической энергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения. Услуга по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу должна предоставляться на основании лицензии НКРЭ Украины, которая в свою очередь регулирует тарифы на электроэнергию.

Функциональным назначением услуги поставки электроэнергии для населения является поставка электрической энергии бытовому потребителю в необходимом ему объеме согласно мощности его электроустановки, с гарантированным уровнем надежности, безопасности, параметрами качества с помощью собственных электросетей и электроустановок лицензиата [8].

ОАО «Облэнерго», предоставляет электрическую энергию потребителям согласно лицензии, транспортируя (передавая) с помощью собственных электросетей. Согласно п. 38 Правил пользования электроэнергией для населения, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 1999 г. №1357 (далее - ППЭЭН) и п. 3.4.2. Условий и Правил осуществления предпринимательской деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу, утвержденного постановлением НКРЭ Украины от 13.06.1996 №15/1, на поставщика электроэнергии положены обязательства обеспечивать надежные поставки продукта согласно условиям лицензии и договора, придерживаться нормативных документов касательно качества электропоставки [10,11]. Для выполнения указанных обязательств поставщик должен обеспечить надлежащее техническое состояние объектов электроэнергетики и организацию эксплуатации путем осуществления ремонтно-эксплуатационного обслуживания, модернизации, реконструкции и полной замены изношенных электросетей.

Поставка электроэнергии для бытовых нужд населения осуществляется по регулируемому тарифу, который утверждается для потребителей в установленном порядке. По такому тарифу оплачивается электроэнергия, которая потребляется населением для различных нужд в жилых домах, квартирах, общежитиях, для нужд личных подсобных хозяйств, приусадебных и садовых участков, дач, освещения гаражей и боксов для личных автомобилей, лодок (п. 1.2 Порядок применения тарифов на электроэнергию, которая отпускается населению и населенным пунктам, утвержденного постановлением НКРЭ от 10.07.2002 № 758) [10].

Одной из потребительских характеристик услуги поставки электроэнергии являются определенные физические характеристики, в частности, напряжение, сила тока, амплитуда и т. д. Данные показатели должны отвечать существующим Государственным стандартам.

Характерным условием потребления услуги поставки электрической энергии для бытовых нужд населения в границах территории, которую обслуживает ОАО «Облэнерго» является то, что бытовые потребители могут получать данные услуги только в границах той территории, на которой размещены соответствующие объекты инфраструктуры (электрические сети, электроустановки) Общества.

Поставщиком услуги является субъект хозяйствования, который получил лицензию НКРЭ на право осуществления предпринимательской деятельности по поставке электроэнергии согласно регулируемому тарифу и осуществляет свою деятельность с лицензией в рамках территории размещения собственных местных (локальных) электросетей.

Потребителем услуги поставки электроэнергии являются население и организации, которые

находятся в границах территории, обслуживаемые электросетями ОАО «Облэнерго».

Четвертый этап анализа заключается в определение товарных границ рынка. Товарные границы рынка определяются путем формирования группы взаимозаменяемых товаров (товарных групп), в рамках которой потребитель при обычных условиях может легко перейти от потребления одного товара к потреблению другого. Услуги по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения на закрепленной территории являются специфическим видом деятельности субъектов хозяйствования, которые не предусматривают внедрение альтернативных услуг.

Не являются взаимозаменяемыми услуги поставки электроэнергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения, поставка электроэнергии по нерегулируемому тарифу или по регулируемому тарифу потребителям (кроме населения и населенных пунктов), поскольку при обычных условиях бытовые потребители (население), не могут перейти от получения услуг поставки электроэнергии для бытовых нужд к получения других услуг по поставке электроэнергии (по другим тарифам), поскольку НКРЭ Украины своим постановлением утверждает тарифы на электроэнергию, которая отпускается населению.

Пятый этап анализа включает определение территориальных (географических) границ рынка определенного товара (товарной группы), которые определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой с точки зрения потребителя покупка товаров (товарной группы), которая принадлежит к группе взаимозаменяемых товаров (товарной группы), является невозможным или нецелесообразным [8].

ОАО «Облэнерго» осуществляет деятельность на рынке поставки электроэнергии по регулируемому тарифу только на территории размещения собственных местных (локальных) электросетей. В состав Общества входит определенное количество структурных единиц (электрических сетей), каждая из которых предоставляет обслуживание в отведенной части территории.

Бытовые потребители электрической энергии (население), помещения и электроустановки, которые находятся на территории обслуживания конкретной структурной единицы ОАО «Облэнерго» или линии питания которые находятся в непосредственной близости к таким электросетям, по вопросам получения услуги поставки электроэнергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд должны обращаться к данной единице. Возможность получения услуг от других субъектов хозяйствования, осуществляющих поставку электроэнергии населению по регулируемому тарифу, ограничена из-за удаленности расположения электросетей таких субъектов, нецелесообразности и неэкономичность развития такими субъектами новых дополнительных электросетей.

То есть, как отмечалось, потребители проживающие на территории расположения электросетей ОАО «Облэнерго» могут получать услугу поставки электрической энергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения только в пределах той территории, на которой расположены соответствующие электрические сети.

Итак, географическими границами исследуемого рынка услуги поставки электроэнергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения можно определить территорию определенной области (соответствующих городов, поселков и других населенных пунктов), обслуживаемого электросетями Общества.

Шестой этап заключается в определение временных границ рынка. Временные границы рынка определяются как промежуток времени, в течение которого данная совокупность товарно-денежных отношений между продавцами (поставщиками, производителями) и потребителями образует рынок товара с постоянной структурой [8].

Рынок, на котором в течение определенного времени действует один и тот же состав продавцов и покупателей, может рассматриваться, как рынок товара с постоянной структурой. В течение года услуги поставки электрической энергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения в пределах территории области, обслуживается электрическими сетями ОАО «Облэнерго». Потребители электрической энергии, которые находились в течение года на территории обслуживания Общества, по вопросу получения услуги по поставке электрической энергии, которая осуществляется с помощью технических средств передачи (электрических сетей) ОАО «Облэнерго», могли обратиться только в ОАО «Облэнерго» с заключением договора на длительный период времени. Таким образом, данный рынок в течение года характеризуется, как рынок с постоянной структурой.

Седьмой этап заключается в расчете долей субъектов хозяйствования на рынке. Расчет долей субъектов хозяйствования на рынке поставок электроэнергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения в пределах территории области (соответствующих городов, поселков и других населенных пунктов), обслуживаемого собственными электросетями ОАО «Облэнерго» нецелесообразно, поскольку только Общество согласно лицензии НКРЭ осуществляет деятельность по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу населению с помощью собственных электрических сетей и электроустановок и не имеет ни одного конкурента на этом рынке в пределах территории области, обслуживается собственными электросетями.

На основании изложенного, исследуемый рынок характеризуется как чистая монополия, а значит, не требует расчета долей хозяйствующих субъектов-конкурентов, при отсутствии последних.

Восьмой этап исследования является чрезвычайно важным для определения стратегии управле-

ния предприятием и заключается в определение потенциальных конкурентов и барьеров для вступления на рынок [12, с. 123-130]. Потенциальными конкурентами ОАО «Облэнерго» на рынке услуг поставки электрической энергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения в пределах территории области, обслуживается собственными электросетями - могут быть субъекты хозяйствования, которые намерены осуществлять поставки электрической энергии для бытовых потребителей, и другие электроснабжающие организации, действующие в пределах области.

Под барьерами входа на рынок понимаются факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым субъектам хозяйствования вступить на данный товарный рынок и начать конкурировать с уже действующими на нем субъектами хозяйствования.

Анализ порядка предоставления услуг поставки электроэнергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения в пределах территории области, обслуживаемой электросетями ОАО «Облэнерго», свидетельствует о наличии значительных административных, организационных и экономических барьеров, препятствующих вступлению на этот рынок конкурентов, которые намерены поставлять электрическую энергию для бытовых нужд населения.

Административные барьеры заключаются в необходимости получения лицензии НКРЭ Украины на право осуществлять предпринимательскую деятельность по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу. Условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу, утвержденными постановлением НКРЭ от 13.06.1996 № 15/1 предусмотрен перечень квалификационных, организационных, технологических и других требований к субъектам хозяйствования, которые предоставляют услуги поставки электрической энергии по регулируемому тарифу населению. В соответствии с п. 2 Условий и правил, в частности, лицензиат должен иметь только одну лицензию на право осуществления деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу, лицензия дает право осуществлять лицензированную деятельность только на закрепленной территории (в пределах территории расположения собственных электросетей и с помощью собственных электроустановок), в соответствии с п. 1.3. постановления НКРЭ от 31.03.1999 № 123/ 467 запрещены поставки электрической энергии населению поставщиками по нерегулируемому тарифу, лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу в пределах территории исследуемого рынка уже издана поставщику электрической энергии по регулируемому тарифу - ОАО «Облэнерго».

Организационные барьеры заключаются в необходимости организации субъектами хозяйствования, которые намерены осуществлять поставки электроэнергии населению, сотрудничества с местными органами власти и коммунальными предприятиями на соответствующей территории.

Экономические барьеры заключаются в необходимости значительных капиталовложений для вступления на исследуемый рынок (развитие собственных электросетей и электроустановок), что нецелесообразно при наличии в пределах исследуемой территории электрических сетей «Облэнер-го», которое является одновременно поставщиком и энергоснабжающей организацией относительно бытовых потребителей, при этом необходимо учитывать длительный период окупаемости (согласно информации, электропередающими организациями ОАО «Облэнерго», «Угольэнерго», «Железная дорога» срок окупаемости электрических сетей составляет 10-25 лет). Важным фактором является опережающий рост расходов над ростом тарифов на поставку электроэнергии для бытовых нужд населения.

Вышесказанное свидетельствует, что почти все барьеры, препятствующие вступлению на исследуемый рынок услуг, не могут быть преодолены субъектами хозяйствования в течение 1-2 лет.

В тоже время, наличие хотя бы одного барьера входа на рынок, который не может быть преодолен субъектом хозяйствования в течение 1-2 лет вследствие невозможности компенсации за это время расходов, необходимых для вступления на рынок, рассматривается как признак того, что предприятие не является потенциальным конкурентом [8].

Таким образом, ОАО «Облэнерго» на рынке поставок электроэнергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения в пределах территории области, в течение года не имело потенциальных конкурентов.

Девятый этап заключается в установление монопольного (доминирующего) положения. Как было указано выше, Общество предоставляет услуги по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения на территории расположения собственных местных (локальных) электросетей в области, а потребители, в обычных условиях, не имеют возможности получить такие услуги от других субъектов хозяйствования, соответственно на указанном рынке нет ни существующих, ни потенциальных конкурентов.

Таким образом, можно утверждать, что ОАО «Облэнерго» в рассматриваемый период времени (год), занимало монопольное положение на рынке поставок электроэнергии по регулируемому тарифу для бытовых нужд населения в пределах территории области, обслуживается собственными электросетями, с долей 100 % , поскольку на этом рынке у него нет ни одного конкурента.

Важным фактором, определяющим организацию антимонопольного менеджмента на предприятии при такой структуре рынка, является способ-

ность субъекта хозяйствования проявлять свою рыночную власть путем установления монопольно высоких или дискриминационных цен; ограничивать конкуренцию вытесняя с рынка других предпринимателей или создавать барьеры вступления на рынок; навязывать потребителю невыгодные условия и т. д.

В структуре нарушений в виде злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением, прекращенных антимонопольными органами наиболее распространенными видами в течение 2013 года были действия или бездействие монопольных образований, которые привели или могли привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, или ущемлению интересов других субъектов или потребителей, и были бы невозможны в условиях существования значительной конкуренции на рынке, а также злоупотребление ценового характера (соответственно 62,8 и 30,5 процента от общего количества прекращенных нарушений этого вида).

Основными видами нарушений электропо-ставляющих и электропередающих организаций, которые органы Антимонопольного Комитета Украина квалифицировали как злоупотребление монопольным положением, были такие:

безосновательное прекращение поставок электроэнергии;

безосновательный отказ от обеспечения технической возможности передачи электрической энергии субпотребителям;

необоснованное установление в технических условиях на присоединение требований, которые ущемляли интересы потребителей (к примеру, по установлению счетчиков производства определенных предприятий исключительно в определенных предприятиях, предварительной стопроцентной оплаты);

установление в договорах поставки электроэнергии условий реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке.[13] Предупреждение указанных выше нарушений является важнейшим направлением организации на предприятиях антимонопольного менеджмента.

Существенное влияние анализируемая структура рынка оказывает на стратегию субъекта хозяйствования в сфере концентрации (слияний). В соответствии с действующим законодательством концентрация предприятия, доля которого на рынке превышает 35% и которое занимает монопольное положение, не разрешается без согласия Антимонопольного комитета Украины [7]. Поэтому менеджеры предприятия должны постоянно монито-рить изменения структуры рынка.

Горизонтальные слияния осуществляются среди предприятий работающих на одном товарном рынке. Как правило, они приводят к монополизации рынка и запрещены конкурентным законодательством. Другое положение дел складывается с вертикальными слияниями, которые осуществля-

ются на смежных рынках, где участники концентрации находятся в отношениях продавец-покупатель. Такие слияния способствуют повышению эффективности производства и должны быть прогнозируемыми, экономически обоснованными с точки зрения требований антимонопольного законодательства.

Выводы. Проведенное исследование показало, что структура рынка с учетом барьеров вхождения на него, определения потенциальных конкурентов и рыночной власти, преобладающая на предприятиях, осуществляющих поставку электроэнергии потребителям, определяет разработку и оценку стратегии антимонопольного менеджмента на этом рынке. Основными направлениями такой стратегии является предупреждение: установления монопольно высоких, монопольно низких или дискриминационных цен; применения условий потребления или реализации товара, которые было бы невозможно установить при условии существования значительной конкуренции на рынке; навязывание дополнительных условий при заключении соглашений субъектов хозяйствования, которые не относятся к предмету договора; частичный или полный отказ от предоставления услуг; существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования; создание препятствий доступа на рынок или устранение с рынка других субъектов хозяйствования; осуществления любых действий, которые могут ущемить интересы потребителей.

Литература

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков: экономическая и практика России. - М.: ТЕИС, 1998. - 133 с.

2. Костусев А. А. Конкурентная политика в Украине: Монография. - К.: КНЭУ, 2004. - 310 с.

3. Черненко С.О. Конкуренщя та ефек-тивнють товарних риншв в Укра!т: Монограф1я. -К. Кив, НТЕУ, 2006. - 171 с.

4. Шерер Ф. Структура отраслевых рынков. Ф Шефер, Д. Росе: пер. с англ. - М.:ИНФА, 1997. -697 с.

5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Аль-пина Бизнес Бусс, 2005. - 454 с.

6. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / пер. с англ. -СПб.: Экономическая школа, 1996. - 745 с.

7. Про захист економ1чно! конкуренции Закон Украши ввд 11 ачня 2001 р. № 2210 // Ввдомосп Верховно! Ради Украши. - 2001. - №12 - С. 64; 2005. - №26 - Ст. 348; 2006. - №31. - Ст. 269.

8. Про затвердження Методики визначення монопольного (дом1нуючого) становища суб'екпв господарювання на ринку: Розпорядження

9. ^M4acoBÍ методичн рекомендаци щодо визначення основних титв товарних риншв: Розпорядження Антимонопольного комггету Украши ввд 27 «чня 2004 р. №24-р [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.amc.gov.ua.

10. Про затвердження Правил користування електричною енергieю для населення: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Укра1ни вiд 11 ачня 2006 р. №4 // Офщйний вiсник Укра1ни. - 2006. - №1. - Ст.37.

11. Про затвердження умов та правил здшснення тдприемницько! дiяльностi з постачан-ня електрично! енерги за регульованим тарифом: Постанова Нацюнально! комюи з питань регулю-вання електроенергетики Укра1ни ввд 13 червня 1996 р. № 15/1 [електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua.

12. Герасименко А.Г. Стратепчш бар'ери входження в ринок як джерело ринково! влади/ А.Г. Герасименко// Економiчний вiсник Донбасу. -2013. - №3. - С.123 -130.

13. Отчет Антимонопольного комитета Украины за 2013 год. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.amc.gov.ua/.

Валков Р. С. Дослвдження ринку в антимонопольному менеджмент! шдприемства

На приклaдi ринку передaчi електрично! енергл ло-кальними мережами проведено aнaлiз визначення монопольного становища суб'екпв господарювання, досль дженi межi ринку, бар'ери входження в нього, а також ринкова влада. Визначено основш напрямки оргашзацп антимонопольного менеджменту на пiдприемствa, яю обумовленi ринковою структурою.

Ключовi слова: антимонопольний менеджмент, структура ринку, електроенерпя, конкуренцiя, бар'ери.

Валитов Р.С. Исследование рынка в антимонопольном менеджменте предприятия

На примере рынка передачи электрической энергии локальными сетями проведен анализ определения монопольного положения субъектов хозяйствования, исследованы границы рынка, барьеры вхождения в него, а также рыночная власть. Определены основные направления организации антимонопольного менеджмента на предприятие, которые обусловлены рыночной структурой.

Ключевые слова: антимонопольный менеджмент, структура рынка, электроэнергия, конкуренция, барьеры.

Valitov.R.S. Research market in the antitrust management enterprise

The article on the example of the transmission of electrical energy LANs analysis determining the monopoly position of economic entities, explore the boundaries of the market, barriers to entry in it, as well as market power. The main directions of the organization antitrust management at the enterprise, which are caused by market structure.

Keywords: antitrust management, structure market, electricity, competition, barriers.

Стаття надшшла до редакцп 06.06.2014

Прийнято до друку 10.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.