Научная статья на тему 'Исследование рынка транспортных услуг'

Исследование рынка транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7394
1583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Е. А.

Спрос на транспортные услуги во многом определяется динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Проблемы теоретического и экономического обоснования развития системы транспортного обслуживания региональной экономики во многом остаются недостаточно исследованными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка транспортных услуг»

Е.А. Ильина

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Спрос на транспортные услуги во многом определяется динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Проблемы теоретического и экономического обоснования развития системы транспортного обслуживания региональной экономики во многом остаются недостаточно исследованными.

В современных условиях изучению рынка придается огромное значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса и разработки мер воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.

Транспортные услуги (перемещение грузов и пассажиров) выступают на рынке как товар в том случае, если они (услуги) являются объектом купли-продажи. В обобщенном понимании услуга представляет собой некое действие, которое приносит пользу потребителю. По определению американского специалиста по маркетингу Ф. Котлера, услуга - это любое мероприятие, которое одна сторона может предложить другой.

В качестве элементов рынка транспортных услуг (РТУ) выступают продавцы услуг (в лице производителей и посредников); клиенты; государство (организационноэкономический механизм регуляции отрасли); механизм самоорганизации (саморегулирования).

Рыночная структура отражает конъюнктуру РТУ - взаимоотношения множества элементов РТУ - производителей транспортных услуг и их клиентов. Производителей услуг можно подразделить по следующим признакам: масштабу производства, качеству обслуживания, уровню цен, доле рынка, концентрации производства и т. д.

Клиентов можно разделить по типу потребления транспортных услуг: для личного пользования (индивидуальные клиенты); для производственного потребления (организации и предприятия). Под воздействием рыночной структуры (условий рынка) складывается конъюнктура РТУ - соотношение (в некоторых случаях равновесие) спроса и предложения на транспортные услуги на определенный момент времени на некоторой территории, задающее уровень цен и формирующее уровень затрат производителей услуг. Это влияние взаимно, т.е. и рыночная структура динамично приспосабливается к меняющейся конъюнктуре. Клиенты предъявляют к транспортной услуге различные требования. Значительная номенклатура грузов для перевозки, специфические свойства и характеристики партий грузов, особенности деятельности грузополучателя и отправителя

- все это требует выделить особенности и оценить потребности каждого сегмента (группы клиентов, предъявляющих однородные требования к услуге).

Многообразие тенденций и перспектив развития автотранспорта определяет дифференциацию видов услуг. Внедрение в России новых технологий (например, логистики) еще более увеличивает разнообразие транспортных услуг. Многие предприятия, производящие товары, предпочитают перекладывать часть функций и операций, технологически связанных с основным производством товаров, но

определяющих скорость и качество процессов обращения товара (а, следовательно, скорости и объемы получения прибыли), на перевозчиков или посредников в продаже транспортных услуг.

К услугам транспорта в самом общем виде можно отнести:

- перевозку грузов;

- погрузо-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);

- хранение грузов на складах станций;

- подготовку подвижного состава к перевозке;

- предоставление подвижного состава на условиях аренды (лизинга);

- прочие услуги.

Механизм функционирования рынка транспортных услуг основан на исследовании трех основных элементов: спроса, предложения и цены. Важное направление исследования рынка транспортных услуг - оценка состояния спроса. Спрос как экономическая категория выражается количественно объемом грузов, в перевозке которых нуждаются клиенты.

Характер транспортного обслуживания на различных видах транспорта во многом определяет спрос на перевозки. К параметрам, характеризующим спрос, можно отнести: род груза (вид поездки) и объем перевозок; размеры обслуживаемой территории; регулярность грузопотоков (пассажиропотоков); срочность и время доставки; уровень тарифов; необходимость хранения товаров (технологического простоя), доставки; юридическое положение отправителя или получателя (предприятие или частное лицо) и т.д.

В транспортном обслуживании значительное место принадлежит изучению спроса на услуги и созданию (формированию) спроса, поскольку от качества этой работы в конечном итоге зависят эффективность и стабильность функционирования транспортных предприятий. На перевозках грузов спрос понимается как количественно определенные потребности в перевозках и дополнительных транспортных услугах в зависимости от цены услуг, или объем потребности комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания в ограниченном транспортном пространстве региона. Необходимо отметить, что основным видом транспорта в регионе, задействованном в оказании услуг, является автомобильный транспорт. Спрос на услуги автомобильного транспорта во многом зависит от развития в регионе других видов транспорта, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг. С развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры, как правило, возрастает значение автотранспорта, что характерно для всех стран. Автомобильный транспорт начинает играть все большую роль в системе товародвижения в регионах, чему способствуют увеличение спроса на перевозки грузов мелкими отправками (партиями), развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области управления перевозками.

На формирование спроса на транспортные услуги влияют следующие факторы, которые могут использоваться как показатели-характеристики тенденций развития и идентификации форм рынка:

- на услуги или комплекс услуг;

- доход клиентуры;

- цены на подобные услуги на других видах транспорта;

- прогноз изменения цен на услуги;

- число клиентов на рынке и темпы их прироста;

- требования и предпочтения клиентуры;

- роль и место оцениваемого вида транспорта в структуре потребностей в транспортных услугах;

- размеры и типы предприятий, предъявляющих товары к перевозке (объем производства, годовой оборот);

- используемые технологии, имидж и возможности клиента (запросы уровня качества).

Для количественного изменения чувствительности спроса к цене используют понятие эластичности, показывающее процентное колебание объема спроса в результате однопроцентного изменения цены (тарифа) или дохода клиентуры: Эс = % А 0/% А Р, где Эс - ценовая эластичность спроса, %; А О - процент изменения объема спроса, %; А Р -процент изменения цены. Эдк = Адк = А 0 %дк / А ДК%, где Эдк - коэффициент эластичности по доходу клиентов.

Таким образом, спрос на перевозки изменяется в зависимости от тарифов и доходов клиентов. В первом случае он уменьшается с увеличением тарифа, а во втором -повышается с ростом доходов клиентов. На АТП в практических исследованиях чаще применяют тарифную (ценовую) эластичность. В зависимости от тарифной эластичности спрос на автоперевозки может быть:

- совершенно неэластичным - изменение тарифа никоим образом не влияет на изменение спроса (Эг = 0);

- неэластичным - темпы снижения спроса меньше темпов роста тарифа, и наоборот (0 < Эг < 1);

- единичной эластичности - темпы изменения тарифа и спроса равны (Эг = 1);

- эластичным - темпы изменения спроса выше темпов изменения тарифа (Эг > 1);

- абсолютно эластичным - изменение спроса не связано с размером тарифа (Эг— ^).

Спрос тесно связан с предложением, поэтому при анализе рынка сравниваются эти категории. Предложение устанавливает связь между ценой услуги и ее количеством, которое транспортные предприятия хотят и могут продать, и выражено в количественных оценках объемов предлагаемых рынку услуг. На величину предложения на рынке транспортных услуг влияют следующие факторы:

- цены на ресурсы для производства (топливо, транспортные средства, технологии, персонал, материалы);

- технологии, стандартизации, специализации (унификации) производства;

- уровень налогов и величина дотаций, условия государственного регулирования;

- цены услуг конкурентов;

- число производителей и посредников на рынке;

- ожидаемые изменения цен на услуги или на их комплекс;

- неэкономические условия (внешняя среда, климат, география, общественные организации и т. д.).

На уровень предложения существенное влияние оказывают также: организация работы АТП, состояние транспортных средств, резервы, инвестиции и накопления. В частности, чем больше коэффициент износа парка транспортных средств, тем меньше предложение, и наоборот. На наш взгляд, потенциальную и реальную оценки предложения можно получить на основании корректирования возможного объема перевозок парка транспортных средств региона на фактический коэффициент выпуска парка региона, отражающий все проблемы - от организации использования транспортных средств до разнообразных потерь времени. Оценка предложения рынка тогда будет представлена как

величина, откорректированная с учетом рассчитанного коэффициента износа парка, обслуживающего данный рынок.

Предложение на рынке автотранспортных услуг в настоящее время используется примерно на 40%. Об этом свидетельствует коэффициент выпуска автомобилей на линии, который в отдельных автотранспортных предприятиях составляет 0,35-0,45. Однако следует отметить, что предложения, исходящие от автотранспортных предприятий, осуществляющих более высококачественное обслуживание клиентуры, реализуются чаще. Поэтому следует оценивать не только объем реализованных автотранспортных услуг, но и их качество.

Литература

1. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков -М.:ИНФРА-М, 2006.

2. Будрина, Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг / Е.В. Будрина - СПб: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.

3. Вельможин, А.В. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин - Волгоград: Волгоград. гос. техн. ун-т, 2000.

4. Туревский, И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник / И.С. Туревский -М.: Изд. дом «Форум»: ИНФРА-М, 2007.

© Е.А. Ильина - Волжский филиал МАДИ (ГТУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.