Научная статья на тему 'Исследование рынка розничной торговли макаронных изделий города Брянска'

Исследование рынка розничной торговли макаронных изделий города Брянска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / КАЧЕСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / РЫНОК / МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудина Елена Васильевна, Ульяшина Екатерина Алексеевна

В статье представлены результаты исследования потребительских свойств, рынка и ассортимента макаронных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка розничной торговли макаронных изделий города Брянска»

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ ГОРОДА БРЯНСКА Дудина Е.В.1, Ульяшина Е.А.2

1Дудина Елена Васильевна - кандидат экономических наук,

доцент;

Ульяшина Екатерина Алексеевна - магистрант, направление: сервис в торговле, кафедра сервиса, Федеральное государственное учреждение высшего образования Орловский государственный университет

им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в статье представлены результаты исследования потребительских свойств, рынка и ассортимента макаронных изделий.

Ключевые слова: ассортимент, качество, потребительские свойства, рынок, макаронные изделия.

Макаронные изделия по праву являются самым известным продуктом, который входит в рацион практически каждого человека. На сегодняшний день про них знают в каждом уголке мира. История возникновения макаронных изделий очень запутана, и до сих пор ученые спорят о том, кто же придумал макароны и в каком веке. Но культуру употребления и популярность данного вида продукта к нам донесли итальянцы. Считается что в Италии каждый житель способен различить более 300 видов пасты. Но по-настоящему самыми главными видами макаронных изделий являются «паста секка» - так называют высушенные макароны, и «паста фреска» - это макаронные изделия, изготовленные из свежего теста и приготовленные в такой форме. Макаронные изделия в наше время могут считаться самым известным продуктом, который входит в рацион питания каждого человека. Их любят взрослые и дети. Не зря они так популярны, имея сравнительно небольшую цену на рынке, из них получаются очень вкусные, простые и разнообразные блюда [1,2].

В России рынок макаронных изделий в 2017-2018 годах достаточно стабилен, без резких колебаний. По данным Федеральной службы государственной статистики объем реализации макаронных изделий вырос в 2018 году на 9% по сравнению с 2017 годом и достиг уровня 1269,3 тыс. т [5].

Российский рынок на 96,4% состоит из продукции отечественного производства согласно сведениям исследования "IndexBox Russia". На экспорт в 2018 году было поставлено около 2,1% от общего объема произведенной продукции. Потребление макарон в среднем на душу населения в 2018 году равнялось приблизительно 8,6 кг/чел.

Процентное соотношение людей, старше 18 лет в РФ по данным специалистов ROMIR Monitoring, употребляющих и не употребляющих макаронные изделия распределилось следующим образом: общий процент потребителей макарон в 2018 году - 94%, то есть только 6% населения не употребляют вообще этот продукт [6].

Рынок макаронных изделий подвержен влиянию сезонных факторов: спрос увеличивается весной и достигает максимума в мае-июне, минимальные продажи наблюдаются в начале осени. Сезонность спроса объясняется наступлением периода урожая овощей, которые служат альтернативой макаронам [6].

В течении 2014-2018 гг. рынок макаронных изделий в Российской Федерации сохранял относительную устойчивость, демонстрируя незначительные колебания внутри периода. Несмотря на то, что выбор макаронных изделий достаточно широк. В целом, динамика производства и потребления макаронных изделий отображает положение доходов населения. В 2015-2017 годах население перешло к сберегательной модели потребления. На фоне снижения реальных доходов произошла переориентация спроса на более бюджетные продукты питания, в том числе и на макаронные изделия из эконом сегмента. [6].

В следствии исследования "IndexBox Russia" объем предложения на рынке макаронных изделий в 2013-2018 гг. и прогноз на 2019-2025 годах, тыс. т (в рамках базового

сценария формирования) демонстрирует, что согласно результатам, в 2016 году объем рынка вырос на 8,2% до 1 160,5 тыс. тонн. В 2017 году объем потребления макаронных изделий составил 1 269,3 тыс. тонн, что еще на 9,4% выше уровня предыдущего года. В стоимостном выражении рынок показывал стабильный рост в течение рассматриваемого периода. В 2015-2016 годах рост рынка ускорился и достиг предельного объема в 69,5 миллиардов рублей в 2017 году на фоне значительного роста цен на импортную продукцию.

На данный момент, невзирая на отсутствие увеличения реальных доходов населения, прослеживается увеличение спроса на продукцию повышенного качества среднего и премиум сегментов.

Это все объясняется тем, что в России с течением времени развивается культура потребления макарон не только в качестве гарнира, но, как и отдельного самостоятельного блюда.

Все больше потребители отдают свое предпочтение качественной и полезной еде, и не обращают внимание на высокую цену продуктов. Помимо этого растет популярность правильного и здорового питания, что увеличивает спрос на макароны из твердых сортов пшеницы обогащенных различными полезными ингредиентами, такие как многозерновые изделия, в составе которых содержатся, как твёрдая пшеница, так и рожь, ячмень и овес, изделия из цельного зерна, в которых содержится повышенное содержание клетчатки, с различными полезными и вкусными добавками, которые позиционируются как «диетические» , а так же безглютеновые макаронные изделия становящиеся популярными среди населения. [6].

Отталкиваясь от данных исследования "IndexBox Russia" динамика и структуры рынка макаронных изделий в 20142018 гг., а также мониторинг до 2025 года, тыс. т (в рамка базового сценария формирования) показали, что до 2015 года доля импортных макаронных изделий на рынке составляла в среднем 8%, что обусловлавливается увеличением спроса на иностранную продукцию. Но в 2015-2016 годах. эта доля

снизилась в среднем до 4%. Это произошло благодаря сильному росту цен на зарубежную продукцию, что привело к обесцениванию рубля, в следствии перехода потребителя на наиболее бюджетные продукты Российского производства. На отправку за рубеж отводится примерно 2% произведенных продуктов. Подстраиваясь под постоянно изменяющиеся вкусы покупателей, отечественные изготовители расширяют перечень продуктов и осваивают новые разделы при производстве [5, 6].

Согласно данным исследования "IndexBox Russia" структура потребления макаронных изделий в России в 2013-2018 гг. в натуральном выражении показано, что в структуре потребления макаронных изделий по ФО наибольшая доля приходится на Центральный ФО: в 2018 году, ее значение составило 26,7% от совокупного объема потребления макаронных изделий в стране. Лидерство определяется во многом за счет потребностей Московского региона, роста количества населения и платежеспособного спроса. Второе место по объемам потребления занимает Приволжский федеральный округ (20,2%). Замыкает тройку Сибирский федеральный округ, доля которого по итогам 2018 года составила 13,2%.

По данным Федеральной службы государственной статистики известно, что общая емкость рынка макаронных изделий в городе Брянске и области составляет 11,8 млн. руб. в месяц. В среднем за месяц каждая семья в исследуемом регионе покупает и потребляет 3,21 кг макаронных изделий. Средняя цена макаронных изделий из твердых сортов пшеницы составляет 69,4 руб. за 1 кг, а в Брянской области -70,9 руб. за 1 кг. В розничной торговле цена упаковки весом 0,45 кг варьируется от 19,99 руб. (российского производства) до 249,99 (импортного производства) руб.

На основе проведенного опроса в розничных торговых точках города Брянска было выявлено, что наибольшую долю в розничных продажах составляют упакованные макаронные изделия, их предпочитают 91% покупателей. Опрошенные потребители чаще выбирают продукцию

«Макфа», которая составила 40,0%, на втором месте стоит продукция фирмы «Шебекенские», которая составляет 20,0% от всех производителей, далее идет фирма «Ролтон» - ее доля 8,0% от всех остальных производителей. Следом идут продукция других фирм, «Barilla», «Gallina Blanca», «Maltagliati», «Знатные», «Агро-Альянс», «Melissa», «Federici», «Sen Soy».

Рынок макаронных изделий богат разнообразными отечественными марками, занимающими большую долю в соотношении с импортными марками макаронных изделий, которые тоже присутствуют на российском рынке. Проанализировав марочный ассортимент макарон в магазинах города Брянска, можно сказать что он достаточно разнообразен и включает в себя такие торговые марки как «Макфа», «Barilla», «Роллтон», «Шебекенские», «Maltaglati», «Gallina Blanca», «Экстра М», «Ameria» и другие. По видам магазина реализуются от 14 до 19 видов трубчатых макаронных изделий, от 10 до 15 видов нитеобразных макаронных изделий, от 4 до 8 видов лентообразных и от 13 до 22 видов фигурных макаронных изделий. Преобладают отечественные торговые марки.

На примере магазина «Минутка» показательно, что из представленных на прилавке 12 марок всего лишь одна марка макаронных изделий иностранного изготовителя, это изделия фирмы «Barilla», производимые в Италии. Все остальные макаронные изделия производятся в России. Так как магазин «Минутка» является предприятием шаговой доступности, цены на реализуемые макаронные изделия невысокие, варьируются от 27 рублей до 70 рублей за упаковку. К группе «А» относятся большинство видов макаронных изделий в магазине, а к группе «В» относятся товары торговой марки «Роллтон», «Экстра М» и «America». Они же являются и самыми дешевыми в магазине в сравнении с макаронными изделиями группы «А». Развесные макаронные изделия не реализуются в магазине «Минутка». Все макаронные изделия, реализуемые в магазине «Минутка» упакованы в удобный формат для покупателей, имеют отверстие для

наглядной демонстрации товара и упаковку, защищающую от внешней среды.

Чтобы обеспечить прибыльность торгового предприятия структура предлагаемого им ассортимента товаров должна быть рациональной. В связи с этим был проведен анализ динамики поступления и реализации макаронных изделий по различным классификационным признакам на примере ассортимента макаронных изделий в магазине «Минутка» был проведен анализ динамики поступления и реализации всех образцов макаронных изделий.

Поступление макаронных изделий в магазин «Минутка» в 2018 году по сравнению с 2017, увеличился с 870 штук до 1014 штук. В 2018 году было поставлено в магазин 38 видов макаронных изделий, это на 4 больше, чем в предыдущем году. Самую большую долю реализации в 2017 году показали рожки «Шебекенские». Они же были закуплены в этом году в большей доле по сравнению со всеми остальными макаронными изделиями. За ними по уменьшению доли поступления макаронных изделий идут перья яичные «Роллтон», спагетти «Роллтон» и макароны букатини «Шебекенские». Чуть меньше процентов по доли поступления у spaghetti «Maltaglati». Меньше всего в 2017 году было закуплено несколько макаронных изделий (спирали «Макфа» и улитки «Макфа»). В 2018 году самую большую долю поступления, как и в 2017 году показали рожки «Шебекенские». Однако реализованы полностью за год они не были. Далее по уменьшению доли поступления идут рожки «Макфа» и перья «Макфа». Меньше всего за 2018 год было закуплено спиралей «Экстра М» и перьев «Ameria», и реализованы они были в полном объеме.

В целом видно, что число видов макаронных изделий в магазине растет, и корректируется. Какие-то макаронные изделия закупаются в меньшем количестве, другие в большем на основе спроса покупателей на каждый вид изделий.

На следующем этапе был проведен анализ структуры ассортимента макаронных изделий по поставщикам магазина «Минутка» в городе Карачев за 2017-2018 гг.

Данные исследования показали, что больше макаронных изделий в магазин поставляется компанией ИП «Вольпер» -4 торговых марки из 8 («Макфа», «Шебекенские», «Экстра М» и «Ameria»). Компания ООО «ОПТОВИК» поставляет 3 вида торговых марок макаронных изделий («Barilla», «Maltaglati», Gallina Blanca»), а компания ООО «Сокол» всего 1 вид макаронных изделий торговой марки «Роллтон».

За 2017 год самая большая доля поступления макаронных изделий - торговой марки «Шебекенские», следом по убыванию идут макаронные изделия «Роллтон» и «Макфа». Меньше всего за 2017 год поступило макаронных изделий «Gallina Blanca». В итоге общая доля макаронных изделий, поступивших от ИП «Вольпер» в 2017 году является самым высоким показателем среди поставщиков, следом по убыванию идет ООО «Сокол» меньше всех за год поставила компания «ОПТОВИК».

В 2018 году, также, как и в 2017 году, самая большая доля поступления макаронных изделий - торговой марки «Шебекенские». Далее по уменьшению доли поступивших макаронных изделий идет «Макфа» и «Роллтон». Наименьшая доля в поступивших макаронных изделиях за 2018 год заняла торговая марка «Gallina Blanca». В итоге общая доля макаронных изделий, поступивших от компании ИП «Вольпер» в 2018 году показала самый высокий показатель из трех компаний поставщиков, следом идет ООО «Сокол», меньше всех за год поставила компания «ОПТОВИК».

При исследовании ассортимента макаронных изделий, был рассчитан коэффициент широты как отношение действительной широты к базовой широте. За базовый показатель широты взяты все имеющиеся в магазине наименования изделий в 2017 г. За действительный показатель широты - количество изделий, имеющихся в наличии в 2018 г. Коэффициент широты ассортимента макаронных изделий в магазине «Минутка» за 2018 год составил 111%, то есть

наблюдаем расширение ассортимента на 11% по сравнению с 2017 г. за счет появления товаров-новинок.

В итоге отметим, что ассортимент макаронных изделий в розничной торговой сети города Брянска в период 2017-2018 гг. достаточно разнообразен, но нестабилен и может отличаться в зависимости от поставки.

С целью определения степени удовлетворённости потребителей (покупателей) магазинов ассортиментом макаронных изделий, имеющимися в продаже, и корректировки ассортимента макаронной продукции была разработана анкета и проведён социологический опрос среди посетителей различных торговых точек в городе Брянск. Анкета состояла из вопросов, позволяющих оценить, как общую удовлетворённость покупателей товарами и качеством обслуживания в магазинах, так и потребности в макаронных изделиях. В опросе участвовало 70% женщин и 30% мужчин.

После обработки результатов опроса можно сказать о том, что из 100% опрошенных посетителей больше половины (75%) живут в шаговой доступности от магазина, в котором проводился опрос, поэтому им удобно ходить в него каждый день; 25% опрошенных ответили, что доезжают до магазина на машине, по их словам, им удобно приобрести что-либо быстро и поехать дальше. Таким образом можно сделать вывод о том, что главными посетителями магазина являются люди, живущие в шаговой доступности от него.

Качество обслуживания посетители в большинстве своем оценили, как «хорошее» (50% опрошенных), и объяснили это тем, что никогда не были недовольны результатом посещения магазина, продавцы приветливые и всегда помогают выбрать подходящий товар. И 10 % опрошенных оценили качество обслуживания в магазине как удовлетворительное, никак это не прокомментировав.

Качество продаваемых в магазине макаронных изделий 27,5% опрошенных оценили на отлично, 70% ответили -«хорошо» и только один человек ответил, что оценивает качество как удовлетворительное. 75% опрошенных приобретают макаронные изделия в магазинах у дома.

На вопрос устраивают ли цены на макаронные изделия в частных магазинчиках и в больших торговых сетях - мнения опрошенных разделились. Так 60% людей ответили, что их устраивают цены на макаронные изделия в любых магазинах и торговых сетях, а 40% ответили, что цены в маленьких частных магазинах их не устраивают, так как в крупных розничных супермаркетах чаще бывают скидки, и макаронные изделия за счет них выходят дешевле на несколько рублей.

Цены на продукты в частных небольших магазинах зависят от закупочных цен у поставщика, а цены у него зависят от количества закупаемой продукции, то есть чем больше размер закупки, тем ниже цена за единицу товара. Крупные сети магазинов заключают контракты с поставщиками на огромные суммы денег из этого и формируются низкие цены и большие скидки на товары. Так как руководство небольшого частного магазина не может закупить сразу большую партию макаронных изделий, поставщики не дают большой скидки на закупаемые продукты. Поэтому и формируется такая цена в магазине.

Большинство опрошенных (85%) устраивает широта ассортимента макаронных изделий в магазинах. А предпочтения при покупке макаронных изделий, большинство посетителей отдали макаронам «Шебекенские» прокомментировав свой выбор тем, что, по их мнению, эти макаронные изделия хорошего качества. Далее 27,5% опрошенных ответили, что их любимые макароны «Макфа» и 22,5% отметили макаронные изделия «Роллтон».

Большинство опрошенных в торговых сетях предпочитают трубчатые макаронные изделия всем другим видам.

Список литературы

1. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров. М: Academia, 2016. 480 с.

2. Нилова Л.П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров. М: Инфра-М, 2019. 798 с.

3. Influence of different protein sources on cooking and sensory quality of pasta // ijera. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ijera.com (дата обращения: 25.05.2019).

4. Экспертиза качества макаронных изделий // poisk-ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s48704t5.html/ (дата обращения: 20.04.2019).

5. Romir - исследовательский холдинг // romir. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://romir.ru/ (дата обращения: 29.04.2019).

6. Рынок макаронных изделий в России // indexbox. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.indexbox.ru/ (дата обращения: 25.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.