Научная статья на тему 'Исследование рынка растительных масел (г. Кемерово)'

Исследование рынка растительных масел (г. Кемерово) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка растительных масел (г. Кемерово)»

Ліниинь ІВРВЩУП, [г,

Терещук Любовь Васильевна,

д. т. н., профессор, зав, кафедрой «Технология жиров, биохимия и микробиология» КемТИПП.

Царегородцева Светлана Ростиславовна,

к. т. н., доцент кафедры «Организация и экономика предприятий пищевой промышленности» КемТИПП.

Растительные масла относятся к основным пищевым веществам и являются обязательным компонентом сбалансированного питания.

В связи с тем, что свойства масел и их потребительское значение в основном определяются составом жирных кислот и их сочетанием в глицеридах, на основании превалирующего содержания этих кислот растительные масла условно делятся на следующие группы:

♦ линолево-олеиновая группа (масла подсолнечное, хлопковое, арахисовое, кукурузное и др.);

♦ линолево-линоленовая группа (масла соевое, канолы);

♦ олео-пальмитиновая группа (масла оливковое, пальмовое);

♦ лауриновая группа (масла кокосовое, пальмоядровое);

♦ эруковая группа (масла рапсовое, горчичное).

Особая роль в составе масел принадлежит эссенциальным по-линенасыщенным жирным кислотам — линолевой, линоленовой и арахидоновой. Эти жирные кислоты, как и некоторые аминокислоты белков, относятся к незаменимым, не синтезируемым в организме компонентам, потребность в которых может быть удовлетворена только за счет пищи.

В настоящее время спрос на растительные масла все возрастает.

Это связано как с увеличением потребления самого масла, так и тех продуктов, компонентом которых оно является (майонез, маргарин, кулинарные жиры, масла для консервирования и т. д.).

Маркетинговая оценка потребительского рынка растительных масел г. Кемерово проводилось весной 2006 года методом опроса населения. Опрашивались подряд все, купившие масло в магазине. Респондентам предлагалось заполнить анкету (приложение), целью которой являлось выявление предпочтений и намерений потребителей, а также оценка имеющихся в настоящее время на рынке видов растительных масел.

В анкетировании принимали участие 513 человек. На рисунке 1 показан состав полученной выборки по следующим признакам: возраст, пол, доходы респондентов.

Результаты опроса показывают, что наиболее активными покупателями являются люди среднего возраста, что делает необходимым

Мужчины

от

63%

б) по возрасту, лет

более 6 34%

35%

в) по доходам, тыс. руб.

Рис. 1. Структура покупателей растительных масел

учитывать пожелания и предпочтения именно этой возрастной категории. Более активными покупателями являются женщины (85%).

По доходам опрошенные разделились на три сравнительно равных сегмента: с доходом менее 4 тыс. руб. в месяц (31 %); от 4 до 7 тыс. руб. в месяц (34%); с доходом более 7 тыс. руб. (35%).

Масло пользуется спросом у всех категорий потребителей, но выбор их будет зависеть от различных факторов. Для большинства (70%) потребителей основным фактором при покупке будет являться низкая цена, внешний вид масла будет иметь решающее значение для 23%, дизайн упаковки — для 5% {рис. 2).

Исследование показало, что практически каждый день для приготовления пищи масло используют 64% опрошенных кемеровчан, несколько раз в неделю (33%), раз в месяц и реже (1—2%), что говорит о довольно устойчивом спросе на этот продукт на рынке {рис. 3).

В большинстве своем потребители используют растительные масла для жарки (55%), для выпечки (12%), для заправки салатов (33%) опрашиваемых {рис. 4).

Значительную часть опрошенных не интересует сорт покупаемого масла (42%), реклама определяет выбор у 9% респондентов и советы знакомых при выборе —

16%. Только 24% опрошенных респондентов используют всегда масло одной марки, 34% используют всегда разные масла, а 42% часто приобретают различные масла для сравнения {рис. 5).

Далее были рассмотрены предпочтения потребителей в отношении импортных и отечественных марок масел, представленных на рынке. Согласно полученным данным, большинство потребителей (70%) предпочитают отечественные масла.

Согласно опросу, наиболее популярными марками являются: «Золотая семечка» (20%), «Мило-ра» (17%), «Натура» (16%), «Злато» (13%), «Слобода» (10%), остальные марки не набрали более 10% голосов {рис. 6).

По результатам дальнейшего опроса установлено, что предпочтительным объемом фасовки является литровая бутылка (64%), на втором месте по популярности пол-литровая бутылка (18%), и 12% опрошенных предпочитают тару более одного литра. Если сравнить

80%

60%

40%

20%

0%

80%

60%

40%

20%

0%

70%

;23;%

-5%-

Случайный выбор Низкая цена Внешний вид Дизайн упаковки

Рис. 2. Факторы, влияющие на выбор масла при покупке

о4%

33%

I

2% 1%

Каждый день Раз-два в неделю Раз в месяц Реже

Рис. 3. Частота использования масла респондентами

Для салата 33%

Для выпечки 12%

Для жарки 55%

Рис. 4. Область использования растительных масел

Используют

Иногда . ^-------всегда одну

сравнивают------понравившуюся

42% Используют

всегда разные 34%

Рис. 5. Приверженность потребителей выбранной марке

17% 20%

13%

10%

3% , , 3% 4%

Г~к □ □ а “ ” □

Милора Янтарь Слобода Натура Золотая Идеал Аведов Раздолье Наши Моя Злато Олио

семечка продукты семья

Рис. 6. Основные марки масел, используемые респондентами

упаковки импортного масла и отечественного, то видно, что есть возможность для развития в этом направлении. Таким образом, при равном уровне дизайна российских марок масла, окончательное впечатление определяется внешним видом самого масла, который зависит от технологии производства.

При анализе наиболее популярных марок масла, названных в опросе, можно сделать вывод, что общей чертой является малая удельная доля каждого масла на рынке, к примеру, самое популярное масло в г. Кемерово — «Золотая семечка» пользуется популярностью только у 20% опрошенных, остальные марки не набрали большого числа голосов. Это говорит о

том, что на рынке нет выраженного лидера, а есть группа из 5—6 марок, пользующихся популярностью.

Говоря об уровне цен на масла, представленные на рынке г. Кемерово, можно отметить, что они составляют 35—39 рублей за литр.

Проведенные исследования показали, что рафинированное неде-зодорированное масло со вкусом и ароматом предпочитают 66%, а дезодорированное обезличенное — 34%. Полученные в результате маркетинговых исследований данные представляют большой практический интерес для торговых структур и производителей растительных масел.

Таким образом, исследования рынка растительных масел в г. Ке-

мерове и потребительских предпочтений населения позволили сделать следующие выводы:

1. Основными покупателями растительных масел являются женщины в возрасте от 25 до 50 лет независимо от уровня дохода.

2. Респонденты отдают предпочтение отечественной продукции.

3. Респонденты предпочитают рафинированное, дезодорированное растительное масло в литровой пластиковой упаковке.

4. Респонденты считают масло полезным для здоровья и достаточно часто используют его для приготовления практически всех видов пищи.

5. Основополагающую роль в выборе марки масла имеет оптимальное соотношение цены и внешнего вида.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы анкеты, предложенной респондентам

Вопрос Вариант ответа Количественное соотношение ОТВЄТИВШИХ, %

1 2 3

Ваш пол Мужской 15

Женский 85

Ваш возраст До 25 12

От 25 до 50 63

Старше 50 25

Доход в месяц (руб.) До 4 тыс. 31

От 4 до 7 тыс. 34

От 7 тыс. и выше 35

Как часто Вы используете растительное масло? Каждый день 64

Раз-два в неделю 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раз в месяц 2

Реже 1

С какой целью Вы используете растительное Для жарки 54,67

масло? Для выпечки 12,33

Для салатов 33

Что оказывает влияние на Ваш выбор при Дизайн упаковки 5

покупке масла? Низкая цена масла 70

Внешний вид масла 23

Случайный выбор 2

Считаете ли Вы полезным растительное масло? Да 81

Нет 3,33

Не знаю 15,67

По какой причине Вы приобретаете Следите за здоровьем 19

растительное масло? Оно дешевле сливочного 17

На нем лучше жарить 37,67

Незаменимо для салатов 26,33

Растительное масло какого производителя Вы Отечественное 70

предпочитаете? Импортное 7

Не имеет значения 23

Анкета(Окончание)

1 2 3

Вы используете масло одной марки? Да, всегда 24

Нет, всегда разные 34

Иногда сравниваю 42

При выборе масла Вы ориентируетесь... На свой опыт и мнение 74

На советы знакомых 16,33

На рекламу 9,67

При выборе масла Вы интересуетесь Да 58,33

информацией на этикетке? Нет 41,67

Растительное масло в какой упаковке Вы Обычная пластиковая бутылка 86

предпочитаете? Нестандартная бутылка 4

Стеклянная бутылка 10

Предпочтительный для Вас объем фасовки 0,25 2

масла (в литрах): 0,5 18,33

0,75 1 3 64,33

Больше литра 12,34

Ваше отношение к добавлению в масло Считаете полезным и нужным 31

витаминов: Затрудняетесь ответить 49

Не заинтересованы 20

Назовите наиболее популярную у Вас марку «Милора» 17

растительного масла (ответы предлагались «Янтарь» 3

самими респондентами): «Слобода» 10

«Натура» 16

«Золотая семечка» 20

«Идеал» 6

«Аведов» 6

«Раздолье» 3

«Наши продукты» 1

«Моя семья» 1

«Злато» 13

«Оли о» 4

Вы пользуетесь этим маслом, так как... Его активно рекламируют 5

Вы довольны его качеством 89

Не знаете лучших аналогов 6

Хотели бы Вы, чтобы появился местный завод Да 52

по производству растительного масла? Нет 24

Не знаю 24

Имеете ли Вы представление о стадиях Да 15

процесса производства масла и, в частности, о Нет 50

рафинации? Частично 35

Вы предпочитаете полностью (без запаха), или Полностью 34

частично (с запахом) рафинированные масла? Частично 66

Вас заинтересовала тема этой анкеты? Да 54,67

Не очень 43

Не заинтересовала 2,33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.