Научная статья на тему 'Исследование рынка ноутбуков экономкласса г. Владивостока'

Исследование рынка ноутбуков экономкласса г. Владивостока Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка ноутбуков экономкласса г. Владивостока»

Вячеслав ИВИН

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА НОУТБУКОВ ЭКОНОМКЛАССА г. ВЛАДИВОСТОКА

Ивин Вячеслав Вадимович, к. э. н.,

доцент кафедры маркетинга Тихоокеанского государственного экономического университета (г. Владивосток)

С каждым годом мобильные информационные технологии играют все большую роль в жизни общества. Одним из инструментов мобильной информационной технологии является портативный мобильный персональный компьютер или ноутбук.

Как показывают проведенные нами исследования, последние 3—4 года наблюдается положительная динамика внедрения ноутбуков в повседневную жизнь (рис. 1).

Согласно общепринятой классификации ноутбуки подразделяются на ультратонкие (миниатюрные), мультимедийные и универсальные(замена настольному компьютеру). Бюджетным решением универсального ноутбука является ноутбук эконом-класса (НЭК), т. е. ноутбук, позволяющий решать все основ-

ные офисные задачи, воспроизводить мультимедиафайлы, обладающий относительно небольшими габаритами и стоимостью до 1 тыс. долларов.

За последние годы именно бюджетные ноутбуки получили наиболее широкое распространение и соответственно попали в центр нашего внимания.

Данное исследование было проведено в период январь-февраль 2007 года. Место проведе-

ния: г. Владивосток. Цель исследования: выявить потребительские предпочтения и определить степень информированности потребителей об используемом высокотехнологичном товаре — ноутбуке экономклас-са (НЭК).

В ходе анализа технического задания и вторичных источников информации была выдвинута нулевая гипотеза о том, что представителями целевой аудитории являются молодые люди с невысоким уровнем дохода, в возрасте до 25 лет, вероятней всего студенты (учащиеся) и недавние выпускники различных учебных заведений.

Для сбора первичной информации были разработаны две анкеты. Первая анкета использовалась для выявления потребительских предпочтений на рынке НЭК (Приложение 1), а вторая — для выявления информированности потребителей о технико-технологических характеристиках товара (Приложение 2). Анкетный опрос проводился на территории г. Владивостока: в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования среди студентов, сотрудников, препо-

осень 2004 г. осень 2005 г. осень 2006 г. февраль 2007 г.

Период времени

Рис. 1. Динамика доли жителей г. Владивостока, имеющих ноутбук

давателей и слушателей подготовительных курсов и курсов повышения квалификации, в компьютерных магазинах и сервисных центрах по обслуживанию мобильных компьютеров и возле них.

В процессе проведенного маркетингового исследования были опрошены 1 500 респондентов: 1 200 респондентов из целевой аудитории и 300 — вне целевой аудитории (люди старше 25 лет). После завершения анкетирования заполненные анкеты проверялись на истинность с помощью разнообразных фильтров*, и данные анкет, которые не вызвали подозрений, заносились в сформированную электронную базу данных для дальнейшей обработки и анализа.

В ходе исследования было выявлено, что из всех респондентов, обладающих ноутбуком, более 1/3 (36%) имеют в своем личном пользовании НЭК.

ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Возрастная структура респондентов, имеющих НЭК (далее респонденты), представлена на рисунке 2. Причем большая доля респондентов (63,99%), имеющих ноутбук, являются молодыми людьми до 25 лет, что подтверждает нулевую гипотезу.

Анализ распределения респондентов по половому признаку показывает, что соотношение

55,6% женщин и 44,4% мужчин в целом близко к общероссийскому: 53% женщин и 47% мужчин.

Структура респондентов по уровню дохода представлена на рисунке 3. Необходимо отметить, что большая доля респондентов (73,8%) являются людьми с уровнем дохода от 10 тыс. рублей.

Структура респондентов по роду занятий представлена на

рисунке 4. Следует подчеркнуть, что большая доля респондентов (43,1%) — молодые люди, обучающиеся в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, причем около 1/3 из них (27,7%) не только учатся, но и совмещает учебу с работой.

Среди респондентов, принявших участие в данном маркетинговом исследовании, основная часть является людьми, получив-

от 36 до 40 дет 12%

от 41 до 45 дет

от 31 до 35 дет

11%

от 26 до 30 дет 12%

от 23 до 25 дет

21%

от 17 до 22 дет 21%

Рис. 2. Распределение долей респондентов по возрастным группам

от 12501 до 15000 руб. от 10001 до 8,2% 12500 руб.

15,1%

более 15000 руб. 2,9%

от 7501 до 10000 РУб.

16,8%

от 5001 до 7500 руб. 24,6%

Рис. 3. Распределение долей респондентов по уровню дохода

Рис. 4. Распределение долей респондентов по роду занятий

* Мартышенко С.Н. Многомерные статистические методы повышения достоверности маркетинговых данных / С.Н. Мартышенко, Н.С. Мартышенко, Д.А. Кустов//Практический маркетинг. № 1 (119). 2007. — С. 20—30; Мартышенко С.Н. Совершенствование математического и программного обеспечения обработки первичных данных в экономических и социологических исследованиях / С.Н. Мартышенко, Н.С. Мартышенко, Д.А. Кустов // Вестник ТГЭУ 2006. №2. С. 91 — 103.

шими (или в настоящее время получающими) среднее профессиональное или высшее образование. Структура респондентов по уровню образования представлена на рисунке 5.

Основной целью приобретения ноутбука являются учеба и/ или работа. Остальные задачи, решаемые респондентами с помощью НЭК, являются менее значимыми: Интернет (38,9%), развлечения (просмотр фильмов, прослушивание музыки и другое) (33,3%) и игры (11,1%).

В процессе проведения исследования нами было выявлено, что большая доля респондентов, имеющих ноутбук достаточно недавно сделали покупку, т. к. 3/4 респондентов используют ноутбук менее 12 месяцев (рис. 6).

Вероятно по причине недавнего обладания ноутбуком типичного представителя целевой аудитории нельзя отнести к опытным пользователям, т. к. за время эксплуатации лишь 23,1% респондентов самостоятельно смогли устранить те или иные неисправности в работе ноутбука.

В результате анализа первичной информации, можно сделать вывод, что нулевая гипотеза о типичном портрете целевого потребителя, сформулированная в начале исследования, подтвердилась. Таким образом, типичный целевой потребитель НЭК — это молодой человек в возрасте до 25 лет, с доходом менее 10 тыс. рублей, учащийся

или недавний выпускник учебного заведения, недавно ставший владельцем ноутбука и, соответственно, недостаточно хорошо владеющий данным инструментом, который в основном используется для работы или учебы. В выборе программного обеспечения целевой потребитель несколько консервативен и чаще всего использует предустановленное программное обеспечение и набор стандартных офисных программ.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ

ПРЕДПОЧТЕНИЯ

НА РЫНКЕ НЭК

Анализ результатов исследования показал, что наиболее привлекательными для потребителя торговыми марками НЭК на территории г. Владивостока являются Асег (22,3%) и ТогЬ1Ьа (16,7%). Анализируя другие представленные на рынке торго-

вые марки ноутбуков можно сделать вывод, что достаточно значимыми для потребителей являются такие брэнды, как Агиг, Ыес, ЯоуегБоок и ватгипд (по 8,3% каждый). Такие брэнды, как Ги]к^и-31етепг, БМ(Аепо/о), /Яи(по 5,5% соответственно) не пользуются заметной популярностью на рынке г. Владивостока (рис. 7).

Результаты проведенного исследования показали, что выбранные модели НЭК являются достаточно надежными в эксплуатации, т. к. из 36,1% респондентов, отметивших возникновение сбоев в работе, только 0,7% респондентов показали, что сбои были серьезными, т. е. потребовалось гарантийное обслуживание.

Преобладающая часть респондентов (83,3%) предпочитают НЭК, построенные на базе

Учёная степень 10,9%

Общее среднее образование

9,7%

Полное среднее образование 24,8%

Неоконченное

высшее

образование

17,5%

Среднее

специальное

образование

21,7%

Рис. 5. Распределение долей респондентов по уровню образования

более 2-х лет

менее 6 месяцев 36,1%

Рис. 6. Распределение долей респондентов по сроку использования НЭК

микропроцессоров корпорации Intel, а оставшиеся 16,7% выбрали НЭК с микропроцессорами корпорации АМО.

Результаты проведенного исследования показали, что основная часть респондентов (33,3%) использует ноутбуки, оснащенные микропроцессорами с тактовой частотой 1,6 ГГц (рис. 8).

Анализ потребительских предпочтений по объему ОЗУ показал, что наиболее используемыми на территории г. Владивостока являются НЭК с объемом оперативной памяти 512 Мб (50% респондентов). Наличие достаточно больших долей респондентов, использующих НЭК с меньшим объемом оперативной памяти 256 Мб (27,8%) и 128 Мб (13,9%) говорит о достаточно большой доле на рынке НЭК устаревших и, соответственно, более доступных по цене моделей (рис. 9).

Результаты проведенного исследования показали, что наиболее популярными у пользователей и используемыми являются ноутбуки с объемом памяти жесткого диска от 40 до 80 Гб (более 2/3 или 63,9% респондентов). Следует отметить, что также востребованными являются ноутбуки с объемом памяти жесткого диска до 40 Мб (у 27,8% респондентов) (рис. 10).

Преобладающая часть респондентов (52,8%) предпочитает использовать НЭК, оснащенный полнофункциональным

30%

27,8%

25%

22,2%

20%

16,7%

15%

10%

8,3%

8,3%

8,3%

8,3%

5%

0%

Acer Toshiba Asus Nec RoverBook Samsung Другие

Ниименование фирмы-производителя НЭК

Рис. 7. Распределение долей потребительских предпочтений по степени популярности брэндов НЭК

Тактовая частота, ГГц

Рис. 8. Распределение долей НЭК по величине тактовой частоты микропроцессора

1024 Мб

27,8%

Рис. 9. Распределение долей НЭК по объему оперативной памяти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более 80 Гб

Рис. 10. Распределение долей НЭК по объему жесткого диска

оптическим дисководом типа DVD-RW (рис. 11).

Анализ результатов исследования показал, что наиболее популярным среди дополнительных сервисов является USB (86,1%). Анализируя остальные используемые респондентами дополнительные сервисы можно сделать вывод, что достаточно значимыми для пользователей ноутбуков являются такие сервисы, как LAN и Wi-Fi (41,7% и 27,8% соответственно) (рис. 12).

Результаты проведенного исследования показали, что наиболее используемой операционной системой (72,2%) является операционная система Microsoft Windows XP в различных модификациях Home Edition и Professional, которые занимают равные доли на рынке (по 36,1% каждая) (рис. 13). Причем данная операционная система в полном объеме устраивает большинство респондентов, т. к. только 8,3% респондентов, использующих Windows XP, планируют в ближайшее время перейти на новую операционную систему Windows Vista.

Результаты проведенного ис- техники наиболее часто упоми-

следования показали, что из наются компьютерные центры

большого количества рознич- DNS и ATARI.RU (33,3 и 27,9%

ных продавцов компьютерной соответственно) (рис. 14).

DVD-RW

52,8%

CD-RW

13,9%

Рис. 11. Распределение долей НЭК по типу оптического дисковода 100%

80%

60%

40%

20%

0%

86,1%

41,7%

Z / ,8% к

USB LAN WiFi

Рис.

Тип дополнительного сервиса

12. Распределение потребительских предпочтений относительно

дополнительных сервисов НЭК

Другая нет

16,7% Г 28% _ ^008

8,3%

Рис. 13. Распределение долей НЭК по типу предустановленной операционной системы

35,0% 30,0% 25,0% к 20,0% <

^ 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

21.і

3,3%

8,3%

АСК Технопарк IPS

Место приобретения

Эльдорадо

Другое

Рис. 14. Распределение долей респондентов по месту приобретения НЭК

Основными причинами выбора той или иной модели ноутбука являются рекомендации про-давцов-консультантов (30,5% респондентов), набор конкретных характеристик (25%) и соотношение цена-качество (22,4%) (рис. 15). Менее значимыми стимулами являются советы друзей (8,3%), специализированная литература, Интернет (5,5%) и рекламные сообщения в СМИ (2,8%).

В процессе проведения исследования было выявлено, что в большинстве случаев при осуществлении покупки ноутбука предоставляется гарантия (80,5% или 100% на первичном рынке), сумка, мышь и диск-реаниматор в подарок (33,3; 30,5 и 25% соответственно) (рис. 16).

Анализ результатов проведенного маркетингового исследования показал, что 77,8% НЭК были приобретены на первичном рынке, а 22,2% — на вторичном рынке ноутбуков г. Владивостока (см. рис. 14). Причиной приобретения подержанного ноутбука является нехватка (ограничение) денежных средств у представителей целевой аудитории и активная маркетинговая политика лидера вторичного рынка ноутбуков — ATARI.RU.

Основным способом оплаты при покупке ноутбука является наличный расчет (94,5% респондентов) и лишь 5,5% респондентов, имеющих ноутбук, предпочли приобретение его в кредит.

Анализ результатов оценки респондентами качества обслу-

живания в магазинах компьютерной техники показал, что уровень профессионализма, доброжелательности и личного обаяния продавцов-консультан-тов довольно высок (77,7 и 69,4% соответственно), компетентность продавцов-консуль-

тантов в работе с ноутбуками также довольно высока (83,3% респондентов). Но при этом большая доля респондентов (41,7%) считает, что общее время обслуживания в компьютерных центрах достаточно велико (рис. 17).

Литература/Интернет

5,5%

Советы друзей 8,3%

Соотношение цена качество

22,4%

Реклама Другое

2,8% 5,5%

Рекомендации

продавцов-

консультантов

30,5%

Набор конкретных характеристик 25,0%

Рис. 15. Распределение долей респондентов по причине выбора модели НЭК

100%

80%

60%

40%

20%

0%

80,5%

33,3%

-305%-

25,0%

]=

Гарантия

Сумка Мышь

Дополнительные аксессуары

Диск реаниматор

Рис. 16. Распределение долей НЭК по наличию дополнительных аксессуаров

□ Очень плохо □ Плохо □ Удовлетворительно □ Хорошо □ Очень хорошо

Рис. 17. Распределение долей респондентов относительно оценки качества обслуживания в компьютерных центрах

Таким образом, несмотря на различные точки зрения респондентов можно составить оптимальную конфигурацию НЭК (табл. 1).

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ

О ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НЭК Достаточно важной характеристикой потребителя является уровень (степень) его осведомленности не только о потребительских, но и о технико-технологических свойствах приобретаемого товара. Это особенно важно при выборе технически сложных товаров, например, таких как ноутбук, в том числе и НЭК.

Поэтому в рамках данного исследования был проведен параллельный опрос, призванный выявить наиболее важные технические параметры ноутбуков с точки зрения покупателей,

а также определить, насколько хорошо респонденты знакомы со своей техникой и ее характеристиками.

Результаты опроса (Приложения 1 —3) показали, что в основном целевой потребитель обладает крайне низким (!) уровнем информированности в технической области. Большая часть технических параметров НЭК, вынесенных на ценник и прайс-лист, вообще неизвестна большинству респондентов вне зави-

симости от пола, возраста, уровня доходов и образованности (рис. 18), а достаточно большая доля респондентов затрудняется с определением значимости тех или иных параметров (рис. 19). Соотношение долей респондентов, определяющих при выборе НЭК технические параметры как «важно» и «очень важно» представлены на рисунке 20, определяющих параметры как «неважно» и «абсолютно неважно» — на рисунке 21.

Таблица 1

Наиболее типичные характеристики НЭК с точки зрения респондентов

Свойство / характеристика Значение Доля респондентов, %

Производитель НЭК Acer 22,2

Toshiba 16,7

Микропроцессор производитель Intel S3,3

тактовая частота 1,6 ГГц 33,3

Объем ОЗУ 512 Мб 50,0

Объем жесткого диска 40 - 80 Гб 63,9

Тип оптического привода DVD-RW 52,S

Операционная система Windows XP 72,2

Дополнительные сервисы USB S6,1

Гарантия S0,5

Набор микросхем 35%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утилиты,драйверы v___~~~ ъг\о' ^^.Процессор

Тип ОС

Разъёмы расширения

Мультимедиа

Объём HDD

Наличие собственной графической системы

Тип дисплея

Наличие периферии

Подключение LAN

Наличие считывателя Наличие беспроводных интерфейсов

Рис. 18. Распределение долей респондентов, которым неизвестны отдельные характеристики НЭК

Цена

Дизайн и эргономичность, Гарантия

Фирма изготовитель

Набор микросхем

Разъёмы расширения

Мульти медиа

Наличие периферии

Подключение 1_А1

Наличие собственной графической системы

Тип дисплея

Тип оптического привода

Наличие считывателя

1аличие беспроводных интерфейсов

Рис. 19. Распределение долей респондентов, которые затрудняются в определении значимости характеристик НЭК

Цена

Дизайн и эргономичность. Гара нті

91

т^Фирма изготовитель

.Набор микросхем

Разъёмы расширения

Мультимедиа Наличие периферии

Наличие собственной графической системы

Тип дисплея Тип оптического привода

Наличие считывателя аличие беспроводных интерфейсов

Рис. 20. Распределение долей респондентов, которые определяют значимость характеристик НЭК

как «важно» и «очень важно»

Фирма изготовитель 70

Габариты Разъёмы расширения

Мультимедиа

Наличие периферии’

Подключение 1_АМ Наличие беспроводных интерфейсов

ОбъёмНРР

Наличие собственной графической системы

Тип оптического привода аличие считывателя

Рис. 21. Распределение долей респондентов, которые определяют значимость характеристик НЭК

как «неважно» и «абсолютно неважно»

Из 22 параметров, характеризующих НЭК в прайс-листах, а в некоторых компьютерных центрах и в ценниках, у респондентов не вызывают затруднений в понимании только 9, которые в меньшей степени являются техническими: цена, наименование фирмы-изготовителя (брэнд), тип процессора, объем оперативной памяти, тип оптического привода, габариты, емкость батареи (продолжительность автономной работы), наличие и продолжительность гарантии, дизайн и эргономичность.

Низкая информированность респондентов влияет на приоритет критериев выбора ноутбука. По результатам опроса была построена регрессионная модель, отражающая влияние информированности потребителя

о характеристиках ноутбука на его выбор:

у = 0,159593х1 + 0,17601х2 + + 0,437164х3 + 0,185894х4, где

X — тип микропроцессора; х2 — емкость батареи (продолжительность автономной работы);

х3 — наличие и продолжительность гарантии;

х4 — дизайн и эргономичность.

Данная модель с вероятностью 95,2% описывает типичное поведение респондента при выборе пользователя,

т. е. основными критериями выбора являются:

♦ Тип микропроцессора. Причем чаще всего выбирают ту модель, которая больше «на слуху», чаще рекламируется.

♦ Продолжительность автономной работы или емкость аккумуляторной батареи, т. е. одна из важнейших характеристик, отвечающих за мобильность портативного компьютера.

♦ Наиболее существенным с точки зрения покупателя является наличие гарантии, т. е. ее продолжительность, условия гарантийного и постгарантийного обслуживания, а также возможность получения набора внегарантийных сервисов.

♦ Дизайн и эргономичность, т. е. важно чтобы НЭК был красивым и удобным в эксплуатации.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что среди покупателей ноутбуков достаточно велика доля слабо информированных людей, которые едва ли догадываются, что представляет из себя ноутбук «изнутри» и, в конечном счете, какие операции он может производить и для чего служить, кроме как работы в основном офисном пакете программ Microsoft Office, да нескольких развлекательных музыкальных и графических приложений.

Также стоит выделить наиболее важные для покупателей па-

раметры ноутбука, на которые стоит делать особенный упор непосредственно во время самой продажи товара, а также его рекламирования. Делая вывод по опросу можно сказать, что эти параметры оказывают наибольшее влияние на покупателей при принятии решения о покупке ноутбука.

В результате проведенного маркетингового исследования рынка ноутбуков экономкласса г. Владивостока:

1) был произведен опрос 411 чел., активно использующих НЭК;

2) составлен портрет типичного целевого потребителя НЭК;

3) определена оптимальная конфигурация НЭК с точки зрения потребителя (см. табл. 1);

4) выявлен крайне низкий уровень информированности пользователей НЭК относительно его технических характеристик и предназначения отдельных его элементов;

5) определены основные характеристики товара, которыми руководствуется покупатель при выборе той или иной модели НЭК;

6) построена модель, которая с высокой точностью (Я2 = 95,2%) отражает влияние ряда параметров ноутбука на принятие решения о его приобретении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Здравствуйте!

Центр маркетинговых исследований ТГЭУ проводит исследования на рынке ноутбуков г. Владивостока и просит Вас ответить на несколько вопросов.

1. Имеете ли Вы в пользовании ноутбук? □ Да П Нет

Если «Да», перейти к вопросу № 2. Если «Нет», перейти к вопросу № 13

2. Ноутбук какой марки находится в Вашем пользовании?

Acer

Apple

Asus

BenQ

Dell

□ Fujitsu-Siemens

□ IBM(Lenovo)

□ IRU

□ LG

□ Nec

□ RoverBook

□ Samsung

□ Sony

□ Toshiba

□ Другой (указать)

3. Какова модель Вашего ноутбука?

. Укажите технические характеристики Вашего ноутбука

4.1. Микропроцессор Фирма изготовитель

4.2. Объем ОЗУ, Мб □ 128 □ 256

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.3. Объем жесткого диска, Гб □ < 40 □ 40—80

4.4. Тип оптического привода □ CD-ROM □ CD-RW

4.5. Наличие дополнительных сервисов П Wi-Fi П

4.6. Предустановленное ПО □ Win XP HE □

□ Win Vista □

4.7. Дополнительные особенности и аксессуары П

Марка

□ 512

□ > 80 □ Combo □

Lan □ USB Win XP Prof □

MS DOS □

Диск-реаниматор Гарантия

Тактовая частота, ГГц □ 1024 □ >1024

DVD-RW □ Другое

□ Другое Win XP MC Другое

□ Сумка

□ Мышь

5. Планируете ли Вы перейти на новую ОС Win Vista?

Укажите причину

□ Да

□ Нет

6. Укажите цель, для которой Вы приобретали ноутбук

□ Интернет □ Игры □ Другое_________________

□ Учеба/работа □ Развлечения

Укажите

7. Что послужило стимулом покупки конкретной модели ноутбука?

(Укажите 1 вариант ответа)

□ Рекламное сообщение в СМИ □ Специализированная литература, Интернет Набор конкретных характеристик □ Рекомендации продавцов-консультантов Советы друзей □ Соотношение цена-качество

Другое___________________________________________________________________

Укажите

8. Где Вы приобрели свой ноутбук?

□ A11 □ DNS

□ ACK □ IPS

□ ATARI.RU □ Позитроника

□ Другое____________________________

□ ТехноПарк

□ Эльдорадо

□ по объявлению с рук

Укажите

9. В каком состоянии был приобретен ноутбук?

10. Укажите стоимость Вашего ноутбука, руб.____

□ Новый □ Б/у

11. Способ оплаты при покупке? □ за наличные □ в кредит

12. Как бы Вы оценили качество обслуживания в данном магазине?

(обведите в кружочекоценки от 1-го до 5-ти, соответствующие следующим характеристикам)

12.1. Профессионализм продавца-консультанта

12.2. Его компетентность в работе с ноутбуками

12.3. Его доброжелательность и личное обаяние

12.4. Общее время обслуживания в магазине

1------------2-------------3------------------4-------------5

1------------2-------------3------------------4-------------5

1------------2-------------3------------------4-------------5

1------------2-------------3------------------4-------------5

13. Как долго Вы пользуетесь своим ноутбуком?

□ менее 6 месяцев □ от 1 — 1,5 года □ более 2-х лет

□ от 6 до 12 месяцев □ от 1,5—2 года

14. Были ли за это время сбои в работе Вашего ноутбука? П Да П Нет

Если «Да», перейти к вопросу №15. Если «Нет», перейти к вопросу №13

15. Каким образом Вы решали эту проблему?

□ Самостоятельно □ Обращались в сервисный центр производителя

□ Обращались к мастеру □ Возвращали товар в магазин, где была сделана покупка

□ Другое_____________________________________________________________________

Укажите

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе:

16. Пол 17. Возраст 18. Статус

1.П М 1-П до 17 лет 1.П учащийся/студент

2.П Ж 2.П от 17 до 22 лет 2.П работ. студент

3.П от 23 до 25 лет 3.П рабочий

4.П от 26 до 30 лет 4.П служащий

5.П от 31 до 35 лет 5.П пенсионер

6.П от 36 до 40 лет

7.П от 41 до 45 лет

8.П более 45 лет

19. Доход 20. Образование

1.П до 5 000 руб. 1.П общее среднее

2.П от 5 001 до 7 500 руб. 2.П полное среднее

3.П от 7 501 до 10 000 руб. 3.П ср.специальное

4. П от 10 001 до 12 500 руб. 4. П н/о высшее

5.П от 12 501 до 15 000 руб. 5.П высшее

6.П более 15 000 руб. 6.П ученая степень

ЦМИ ТГЭУ благодарит Вас за участие в опросе

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Здравствуйте!

Центр маркетинговых исследований ТГЭУ проводит исследования на рынке ноутбуков г. Владивостока и просит Вас ответить на несколько вопросов.

0. Имеете ли Вы в пользовании ноутбук Да Нет

Если «Нет», перейти к вопросу № 24

Отметьте, пожалуйста, степень важности указанных ниже параметров при выборе ноутбука. Если какой-либо технический параметр Вам неизвестен (непонятен), выберите, пожалуйста, нулевую оценку на шкале.

1. Цена 1 2 3 4 5

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно

2. Фирма-производитель

1 2 3 4 5

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно

3. Набор микросхем

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Процессор

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

5. Если Вы выбрали вариант ответа 1..5, пожалуйста, проранжируйте указанные ниже характеристики процессора по степени важности для Вас (1 — наиболее важно; 4 — менее важно)

Фирма производитель Марка Реальная частота Объем кэш-памяти, L2

6. Тип и объем ОЗУ

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

7. Объем жесткого диска

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

8. Наличие самостоятельной графической подсистемы

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

9. Тип ЖК-дисплея, его размер по диагонали, рабочее разрешение

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

10. Если Вы выбрали вариант ответа 1..5, пожалуйста, проранжируйте указанные ниже характеристики дисплея по степени важности для Вас (1 — наиболее важно; 3 — менее важно)

Тип ЖК-дисплея Размер дисплея по диагонали Рабочее разрешение

11. Тип оптического привода (CD-ROM, CD-RW, DVD-ROM, Combo, DVD-RW)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

12. Наличие считывателя карт памяти (SD, MMX и др.)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

13. Наличие беспроводных интерфейсов (802.11, Bluetooth, Wi-Fi и др.)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

14. Возможность подключения к локальной сети (LAN-порт)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

15. Наличие периферии (USB, IEEE 1394)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

16. Мультимедиа (стереодинамики и микрофоны, выход на наушники и микрофонный вход,

выход на внешний монитор)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

17. Наличие разъемов расширения (ExpressCard и др.)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

18. Габариты и масса(с батареей)

1 2 3 4 5

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно

19. Емкость батареи (продолжительность автономной работы)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

20. Тип установленной операционной системы

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

21. Наличие дополнительного программного обеспечения (утилиты, драйверы и др.)

1 2 3 4 5 0

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно Данный параметр

мне неизвестен

22. Наличие гарантии (дополнительной технической поддержки со стороны продавца или производителя)

1 2 3 4 5

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно

23. Дизайн и эргономичность

1 2 3 4 5

Абсолютно неважно Неважно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе:

18. Статус 19. Доход

1.П учащийся/студент 1.П до 5 000 руб.

16. Пол 17. Возраст

1.П М 1.П до 17 лет

2.П Ж 2.П от 17 до 22 лет

3.П от 23 до 25 лет

4. П от 26 до 30 лет

5.П от 31 до 35 лет

6.П от 36 до 40 лет

7.П от 41 до 45 лет

8.П более 45 лет

2.П работ. студент

3.П рабочий

4.П служащий

5.П пенсионер

2.П от 5 001 до 7 500 руб.

3.П от 7 501 до 10 000 руб.

4.П от 10 001 до 12 500 руб.

5.П от 12 501 до 15 000 руб.

6.П более 15 000 руб.

20. Образование

1.П общее среднее

2.П полное среднее

3.П ср. специальное

4.П н/о высшее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.П высшее

6.П ученая степень

ЦМИ ТГЭУ благодарит Вас за участие в опросе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рис. П1. Диаграмма осведомленности о степени важности характеристик НЭК

Цена

Дизайн и эргономичность 100%-

Фирма изготовитель

Гарантия

Утилиты, драйверы

Тип ОС ^

/

Набор микросхем Процессор

ОЗУ

Ёмкость батареи

Габариты

Разъёмы расширения

Объём ИРР

Наличие собственной граф. сист.

Тип дисплея

Мультимедиа

Наличие периферии

Тип оптического привода

Наличие считывателя

Подключение ЬАМ

Наличие беспроводных

— - —Параметр мне неизвестен

- - - - Затрудняюсь ответить

•Не важно и абсолютно не важно Важно и очень важно

Тел./факс редакции: (499) 168 3093, (495) 956 7027

ю

00

Очень важно ГО 0) зе X о Затрудняюсь ответить Неважно Абсолютно неважно Параметр неизвестен

33,1 00 ю О) 00 00 о о о о о о Цена

ю (л) О) н- -V] 00 к со V] к оо о ю р ъ о о Фирма-изготовитель

Р- То ю ю и- к го 'со к оо о к со о го О) со Набор микросхем

н- оо О к оо (Я к оо (Я к со (Я р О) со оо оо Процессор

ю Оі (Я го со То ю -рь О) ю р -V] о о о о ОЗУ

N5 О То ю Оі со го со То ю 00 О) о '-V] о (Я Объем НЭЭ

к О) со к О) 00 к Оі 00 к -V] 00 к (Я 'р к со То Наличие собственной графической системы

о о ю о То ю р- ъ го о То к -V] о ю р То Тип дисплея

ю о V] к со V] к оо о го о ю р 'со о о Тип оптического привода

00 О) к оо о к оо (Я к со (Я к со 'го ю р То Наличие считывателя

о (Я и- То го -рь со ю -V] (Я ю р 'со го 'р Наличие беспроводных интерфейсов

1° То N5 со го О) 00 ю го 'со N5 о о ю 1Я оо Подключение ЦММ

к (Я р- (Я р- о 00 N5 О) 00 00 со го со '-V] Наличие периферии

к -V] со к оо (Я к О) (Я к -V] 00 к 'р к Оі со Мультимедиа

р- V] го со го 'со 00 о 'со ю со '-V] 00 р 'со Разъемы расширения

36,5 00 оо о к (Л оо ся ъ -рь ъ о о Габариты

00 оо о 00 о со 31,1 о о о о о о Емкость батареи

н- оо о к -V] о к О) к Оі О) к со о к Оі со Тип ОС

н- оо о к 00 со к го 'со р О) со ю р То к -V] 00 Утилиты,драйверы

53,5 45,0 р- (Я о о о о о о Гарантия

ю -VI 00 Оі о 00 -VI То о о о о о о Дизайн и эргономичность

Практический маркетинг» № 1 (131). 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.