Научная статья на тему 'Исследование рынка мобильных приложений для оценки двигательной активности человека'

Исследование рынка мобильных приложений для оценки двигательной активности человека Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3511
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ФИТНЕС-УСЛУГИ / МОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOBILE APPLICATION / FITNESS SERVICES / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гришаева Ольга Александровна, Ширшова Елена Олеговна

В статье подтверждается актуальность исследования рынка мобильных приложений в области фитнес-услуг. Это исследование необходимо для разработки критериев и рекомендаций для пользователей при выборе мобильного приложения в качестве средства самоконтроля в упражнениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE MARKET OF MOBILE APPLICATIONS FOR EVALUATION OF HUMAN MOTOR ACTIVITY

The article proves the relevance of the research of the market of mobile applications in the field of fitness services. This study is necessary in order to develop criteria and recommendations for users when choosing a mobile application as a means of self-control in exercises.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка мобильных приложений для оценки двигательной активности человека»

УДК: 37.037.01

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

О. А. Гришаева, Е. О. Ширшова1

В статье подтверждается актуальность исследования рынка мобильных приложений в области фитнес-услуг. Это исследование необходимо для разработки критериев и рекомендаций для пользователей при выборе мобильного приложения в качестве средства самоконтроля в упражнениях.

Ключевые слова: мобильное приложение, фитнес-услуги, моторная активность

Известно, что для достижения намеченных целей (особенно в эпоху глобальной информатизации) человеку необходим эффективный обмен информацией, который является важнейшим условием принятия обоснованных решений [5]. Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникаций. Основу коммуникаций составляют информационные технологии, которые представляют собой средства, обеспечивающие высокую скорость передачи и обработки информации, а также содержащие высокую скорость передачи и обработки информации между компактными и значительными по объему хранилищами [3, 5].

Многие авторы отмечают, что с появлением разнообразной мобильной техники активно развиваются разработки мобильных приложений, которые носят не только развлекательный характер, но и становятся мощным маркетинговым инструментом, помогают вести бизнес, осуществлять интернет-покупки, следить за своим физическим состоянием [2, 9]. Подобные приложения позволяют наблюдать онлайн свои достижения в двигательной активности (отслеживают такие показатели как количество пройденных шагов, потраченных калорий, частоту сердечных сокращений и так далее), они бюджетные и не требуют больших знаний в сфере физической культуры, так как предоставляют уже готовые комплексы упражнений и тренировок.

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что появление мобильных приложений для оценки двигательной активности человека произошло не так давно, при этом они имеют огромную популярность среди пользователей мобильных устройств. В настоящее время люди предпочитают максимально быстро получить оценку своей двигательной активности.

В связи с этим целью нашего исследования является разработка

1 Гришаева Ольга Александровна, Ширшова Елена Олеговна — Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

рекомендаций по индивидуальному выбору мобильного приложения для оценки двигательной активности человека.

Задачи работы:

1. Раскрыть теоретические аспекты применения мобильных приложений в оценке двигательной активности человека.

2. Сравнить функциональные возможности популярных мобильных приложений для оценки двигательной активности.

3. Выявить проблемы использования мобильных приложений в оценке двигательной активности человека.

4. Разработать критерии для индивидуального выбора мобильного приложения для оценки двигательной активности.

Объектом исследования является рынок мобильных приложений в сфере физической культуры, предметом — структурные особенности, функциональные возможности мобильных приложений для оценки двигательной активности человека и потребности их пользователей.

Индустрия мобильных приложений является одной из самых быстро развивающихся направлений бизнеса в мире. Анализ литературы показывает, что в ближайшие годы потребности корпораций, нуждающихся в собственных мобильных приложениях, превысят возможности рынка мобильных разработок [1, 4, 7]. Это означает, что задачи разработки и продвижения мобильных приложений еще несколько лет будут очень востребованными во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Государственные учреждения и бизнес будут заинтересованы в создании собственных мобильных приложений. Готовые приложения потребуют постоянной поддержки и выпуска обновлений под новые модели устройств и актуальные версии мобильных операционных систем.

Для поиска и продвижения мобильных приложений, существует большое количество бесплатных магазинов, которые входят в пакет стандартных программ смартфонов. Подобные магазины мобильных приложений ориентированы на определенную операционную систему (ОС). Согласно статистике последних трех лет, приведенной в работах некоторых авторов, наибольшую долю на рынке занимает ОС Android, её доля составляет более двух третей объема рынка продаж мобильных устройств, вторая по объемам продаж — это iOS, незначительную часть рынка занимают другие операционные системы в объеме не более пяти процентов

[4].

Каждая операционная система имеет свой магазин приложений. Для ОС Windows наиболее популярными магазинами являются Windows Phone Store, Intel AppUp. Пользователи мобильных устройств, работающих под ОС iOS, пользуются преимущественно магазином Apple App Store. Магазины BlackBerry World, Crackberry предназначены для распространения мобильных приложений под ОС BlackBerry. Наибольшее количество магазинов мобильных приложений существует под операционной системой Android, самым популярным является Google Play

Market. Количество приложений для Android в магазине приложений Google Play Market превышает 1,43 млн., а число пользователей компании достигло 1,4 миллиарда человек, что является абсолютным рекордом в сфере продаж мобильных приложений.

Программы, заявляющие о себе как мобильные приложения, создаются исходя из потребностей пользователей. Специалисты разделяют виды приложений в зависимости от их направленности и выполняемых функций [8] на несколько групп:

• Промо-приложения для мобильных устройств. Как правило, подобные программы ограничены в своих функциях, но имеют популярность за свой креатив. Подобные приложения используются в целях рекламного хода различных брендов.

• Приложения-события. Разрабатываются для трансляции событий.

• Приложения-службы. Аналоги сайтов, разработанные в виде каталогов, списков, отражающие деятельность организаций.

• Игры. Большое количество всех приложений — игры. На сегодняшний день их точный подсчет невозможен, так как их очень много.

• Интернет-приложения. Для совершения онлайн-покупок вещей. Имеют большую популярность за счет облегчения процесса выбора и приобретения покупок.

• Мобильные приложения для бизнеса. Для общей оптимизации работы внутри организации, для взаимодействия с клиентами.

• Другие виды мобильных приложений: контентные приложения, приложения-социальные сети, системные приложения.

Совсем недавно в сфере фитнес-услуг подобного рода мобильных приложений не существовало. Консультирование различных контингентов населения проводилось в рамках государственной системы физического образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения профессионального образования, спортивные школы, добровольные спортивные общества) или в коммерческих клубах. Многие люди из-за недостаточной грамотности, коммуникабельности, низкого уровня мотивации или финансовых проблем не обращались за помощью в подобные организации. Кроме того, наблюдается рост количества недостоверной информации, представленной в Интернете (который стал одним из важнейших источников информации для современного человека). В этих условиях самостоятельные занятия физическими упражнениями могут оказаться не только недостаточно эффективными, но могут приводить и к отрицательным последствиям — переутомлению, травмам.

Многие специалисты отмечают, что с развитием информационно-коммуникационных технологий данная проблема нашла решение в виде мобильных консультантов — приложений, которые содержат в себе комплексы упражнений, тренировок, методические указания [2, 9]. С их помощью можно найти полезные советы и освоить технику выполнения упражнений. Подобные программы наглядно

демонстрируют полученные результаты тренировки. Обрабатываются данные о пройденных километрах, весе, потраченных калорий, суммарном поднятом весе, количестве подходов, длительности упражнений. Наблюдения за собственным прогрессом является серьезным мотиватором к поддержанию двигательной активности, что способствует приучению пользователей к режиму тренировок. Поэтому в настоящее время рынок мобильных приложений в области оценки двигательной активности человека быстро развивается. Учитывая, насколько важен в современном обществе поиск новых форм, средств и методов повышения заинтересованности людей в различных видах двигательной активности [2, 6], правильный выбор мобильного приложения из предлагаемого на рынке разнообразия программ является одним из ведущих факторов эффективного самоконтроля при занятиях физической культурой.

Существует целый ряд причин, по которым использование мобильных приложений в физкультурно-оздоровительной сфере может быть полезным для решения ее задач:

1. Дают возможность интерактивного обучения за счет переноса основных знаний различных программ тренировок. Хранение методических программ в электронном виде.

2. Используются в качестве автоматизации контроля, коррекции результатов двигательной деятельности.

3. Позволяют оптимизировать процессы тестирования физического и психического состояния занимающегося.

4. Осуществляют оперативный сбора и обработку информации о частной двигательной деятельности, в том числе визуализацию текущего состояния и динамику данных.

Как указано выше, рынок мобильных приложений постоянно расширяется, но специалисты считают данный рынок достаточно молодым и еще не до конца сформированным [1, 4, 7]. Большинство разработчиков ставят в приоритет заработок, а не качество продукта. Привлечение целевой аудитории и работа с ней так же затрудняется тем, что одно приложение не может совместить в себе количественные и качественные данные. Недостаточно полно учитываются цели и потребности пользователей и потому, что современные приложения еще не обладают возможностью реализовывать все необходимые функции. Кроме того, мобильные приложения имеют узкий круг пользователей, в основном это молодые люди. Все эти трудности развития общего рынка мобильных приложений отражаются и на сфере фитнес-приложений. Поэтому для разработки критериев оценки и практических рекомендаций по выбору мобильного приложения для оценки двигательной активности человека необходимо рассмотреть общие закономерности и частные особенности рассматриваемых инструментов самоконтроля для занимающихся физическими упражнениями.

На основе анализа литературных данных, содержащих рекомендации авторов

приложений и отзывы пользователей [1-9], нами был выявлен ряд принципиальных общих критериев для выбора мобильного приложения:

1. Следует обратить внимание на популярность рассматриваемого мобильного приложения, по оценкам самих пользователей в магазине приложений.

2. Высокая ценовая политика не всегда дает гарантию качества. Необходимо соотнести отзывы пользователей с описанием приложения разработчиком.

3. Важно определить собственную цель в использовании приложения и подобрать максимально подходящие функции в приложении для достижения своих целей.

4. Удобный интерфейс и регистрация имеют немаловажную роль. Приложение должно быть максимально удобным для конкретного пользователя, и сочетать в себе максимально нужное количество средств и методов для достижения целей конкретного пользователя.

5. Наличие личных настроек. Возможность индивидуализировать приложение, подстроить под свои критерии, для индивидуального подбора программы тренировок.

6. Возможность сохранять данные в облаке при потере доступа к приложению и синхронизация с другими приложениями.

Далее мы предполагаем проанализировать потребности пользователей, функциональные особенности различных фитнес-приложений, классифицировать мобильные приложения для оценки двигательной активности, изучить факторы, которые обеспечивают и ограничивают их эффективность и на этой основе разработать практические рекомендации для индивидуального выбора соответствующего приложения.

Литература

1. Азаров И. В., Струнина А. А. Анализ рынка мобильных приложений в России // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 337.

2. Бекиров Д. Э., Абдурашитова Э. И. Спортивные приложения как способ контроля образа жизни //Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. — 2016. — №2 (4). — С. 34-40

3. Бурнышева М. Е., Латышева Е. А., Юрченко А. Л. Проектирование технологической модели информационной системы с мобильным приложением для клиента фитнес-клуба // Потенциал современной науки. 2016. № 2 (19). С. 33-39.

4. Геращенко Л. А. Рынок мобильных приложений и обзор ресурсов для создания кроссплатформенных // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2015. — Т. 1. — С. 199-202.

5. Геращенко Л. А., Матюхов Д. С. Место облачных вычислений в развивающемся мире: современный подход к передаче данных // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2016. — №1. — С. 134-139

6. Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Усатов А. Н., Воронин И. Ю., Балышева Н. В. Сравнительный анализ величины и характера двигательной активности студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-2. — С. 308.

7. Радина О. И., Щербачёва Л. Н. Особенности и перспективы развития российского рынка мобильных приложений // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 3-10. — С. 99-102.

8. Свентицкий П. И., Иванова Н. А. Новые возможности кроссплатформен-ных разработок мобильных приложений // Технические науки — от теории к практике. — 2013. — № 28. — С. 49-53.

9. Чолаков О. Д., Абдурашитова Э. И., Месицкий В. С. Применение мобильных приложений для восстановления организма после физических нагрузок // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. — 2016. — №2 (9). — С. 88-91

INVESTIGATION OF THE MARKET OF MOBILE APPLICATIONS FOR EVALUATION OF HUMAN MOTOR ACTIVITY

Grishaeva O.1, Shirshova E.1

1Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

Abstract. The article proves the relevance of the research of the market of mobile applications in the field of fitness services. This study is necessary in order to develop criteria and recommendations for users when choosing a mobile application as a means of self-control in exercises.

Keywords: mobile application, fitness services, motor activity

References

1. Azarov I.V., Strunina A.A. Analiz rynka mobil'nyh prilozhenij v Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2014. -№ 6. -S. 337. (in Russian)

2. Bekirov D.Je., Abdurashitova Je.I. Sportivnye prilozhenija kak sposob kontrolja obraza zhizni //Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. - 2016. - №2 (4). - S. 34-40 (in Russian)

3. Burnysheva M.E., Latysheva E.A., Jurchenko A.L. Proektirovanie tehnologicheskoj modeli informacionnoj sistemy s mobil'nym prilozheniem dlja klienta fitnes-kluba // Potencial sovremennoj nauki. 2016. № 2 (19). S. 33-39. (in Russian)

4. Gerashhenko L.A. Rynok mobil'nyh prilozhenij i obzor resursov dlja sozdanija krossplatformennyh // Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie. -2015. -T. 1. -S. 199-202. (in Russian)

5. Gerashhenko L.A., Matjuhov D.S. Mesto oblachnyh vychislenij v razvivajushhemsja mire: sovremennyj podhod k peredache dannyh // Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie.- 2016.- №1.- S. 134- 139 (in Russian)

6. Kondakov V.L., Kopejkina E.N., Usatov A.N., Voronin I.Ju., Balysheva N.V. Sravnitel'nyj analiz velichiny i haraktera dvigatel'noj aktivnosti studentov vuzov // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2015. -№ 2-2. — S. 308. (in Russian)

7. Radina O.I., Shherbachjova L.N. Osobennosti i perspektivy razvitija rossijskogo rynka mobil'nyh prilozhenij // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. -2016. -№ 3-10. -S. 99-102. (in Russian)

8. Sventickij P.I., Ivanova N.A. Novye vozmozhnosti krossplatformennyh razrabotok mobil'nyh prilozhenij // Tehnicheskie nauki — ot teorii k praktike. -2013. -№ 28. -S. 49-53. (in Russian)

9. Cholakov O.D., Abdurashitova Je.I., Mesickij V.S. Primenenie mobil'nyh prilozhenij dlja vosstanovlenija organizma posle fizicheskih nagruzok // Chelovek-Priroda- Obshhestvo: Teorija i praktika bezopasnosti zhiznedejatel'nosti, jekologii i valeologii.- 2016.- №2 (9). — S. 88-91 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.