Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА АНТИВИРУСНЫХ ПРОГРАММ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА АНТИВИРУСНЫХ ПРОГРАММ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1148
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИВИРУС / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УТЕЧКА ДАННЫХ / СТРУКТУРА РЫНКА / УХОД КОМПАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомякова М. И., Пратусевич В. Р., Рыжкова Т. Б.

Статья посвящена описанию рынка антивирусного программного обеспечения Российской Федерации. Рассмотрены типы программ антивирусной защиты, критерии разделения рынка на различные сегменты. В статье рассмотрены методы продвижения программного обеспечения различными компаниями. Рынок антивирусного программного обеспечения является высококонкурентным, что влияет на использование различных способов привлечения потребителей, использования ценовых стратегий. Изменение текущей ситуации влияет на изменение поведения продавцов ПО. В краткосрочной перспективе рост рынка обусловлен трендом на снижение цен как российскими, так и иностранными вендорами, однако ускоренное импортозамещение несет определенные риски с точки зрения качества предоставляемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE RUSSIAN MARKET OF ANTI-VIRUS SOFTWARE UNDER CURRENT CONDITIONS

The paper reviews the Russian market of anti-viral software. The variety of types of anti-malware software are considered, as well as multiple criteria of market segmentation. Various marketing technologies used by different vendors of computer software are summarized. There is hith level of competition between market players on Russian software market, and this affects the use of various client acquisition techniques and choice of pricing strategies. Change in current economic situation affects the software vendor behavior patterns. While in short term perspective there is a growth of market due to drop in prices, the fast pace of import substitution processes brings an issue of compromised quality of the program solutions sold on the market.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА АНТИВИРУСНЫХ ПРОГРАММ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Исследование рынка антивирусных программ в РФ в современных условиях

Хомякова Мария Игоревна,

специалист по маркетингу, homiakova.maria2000@yandex.ru

Лаборатория Касперского,

Пратусевич Виктор Роальдович,

к.ф-мат.наук, доцент кафедры маркетинга, Российский государственный гуманитарный университет, pratusevich.v@rggu.ru

Рыжкова Татьяна Борисовна,

к.э.н., доцент кафедры маркетинга, Российский государственный гуманитарный университет, tbr@rggu.ru

Статья посвящена описанию рынка антивирусного программного обеспечения Российской Федерации. Рассмотрены типы программ антивирусной защиты, критерии разделения рынка на различные сегменты. В статье рассмотрены методы продвижения программного обеспечения различными компаниями. Рынок антивирусного программного обеспечения является высококонкурентным, что влияет на использование различных способов привлечения потребителей, использования ценовых стратегий. Изменение текущей ситуации влияет на изменение поведения продавцов ПО. В краткосрочной перспективе рост рынка обусловлен трендом на снижение цен как российскими, так и иностранными вендорами, однако ускоренное импортоза-мещение несет определенные риски с точки зрения качества предоставляемых решений.

Ключевые слова: антивирус, программное обеспечение, маркетинг, маркетинговые исследования, продвижение, ценовая политика, рынок, поведение потребителей, цифровая грамотность, утечка данных, структура рынка, уход компаний

Антивирус — это тип программы, разработанной для защиты ПК/ноутбука или мобильного телефона/планшета от атак вредоносных программ, таких как вирусы и т.д. Антивирус проверяет свойства каждого файла, чтобы убедиться, что он не является частью вредоносного файла. На рынке доступны различные типы антивирусов. Большинство антивирусов используют два-три типа методов сканирования, таких как полное сканирование, пользовательское сканирование и быстрое сканирование. Антивирус также используется для системного анализа, удаления вредоносных программ, карантина файлов, идентификации потоков, онлайн-безопасности и защиты данных.

Рынок антивирусного программного обеспечения разделен на типы, приложения и регионы. Сегмент типов подразделяется на компьютеры, планшеты, смартфоны и другие. Среди них сегмент компьютеров/ПК занимает основную долю рынка. Рост продаж компьютеров является основной причиной увеличения объема рынка в этом сегменте.

На рынке также присутствует сегментация по цене. На рынке есть несколько бесплатных пакетов программного обеспечения для обеспечения безопасности от таких поставщиков, как Avast, AVG, Avira и Microsoft. Несмотря на наличие этих бесплатных продуктов, платные, на удивление, продолжают предлагать значительно более высокие цены. Основная причина заключается в том, что бесплатные версии считаются плохой заменой платным аналогам, поскольку в бесплатных версиях отсутствует более широкий спектр функций обнаружения, которые необходимы для полноценной защиты устройства сегодня. В качестве примера можно привести бесплатное антивирусное программное обеспечение, предлагаемое компанией aVg. Хотя на сегодняшний день он считается лучшим среди бесплатных, ему не хватает некоторых базовых функций. Например, он не проверяет сообщения электронной почты на наличие спама и вредоносных программ и не предотвращает беспроводное вторжение. Фактически, большинство экспертов согласны с тем, что бесплатные программные продукты для обеспечения безопасности, имеют крайне ограниченный функционал и часто являются инструментом для проникновения на рынок [9].

На рынке постоянно проводится тестирование со стороны экспертов, национальных систем мониторинга качества, исследовательских агентств. С этой точки зрения рынок является достаточно консервативным, и в топы и рейтинги в основном попадают такие лидеры рынка, как ESET, Avast, Bitdefender, Защитник Windows, Kaspersky и др.

На переполненном и высококонкурентном рынке антивирусов конечным и корпоративным пользователям зачастую крайне трудно отличить один продукт от дру-

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

сч сч

0

CS

СП

01

о ш m

X

3

<

m о х

X

гого. Стоит одному производителю заявить о какой-нибудь новой функции, как все остальные начинают копировать эти функции.

Таблица 1.

Функциональные возможности антивирусного программного

Параметры Kaspersky Internet McAfee Total Dr. Web Security Norton Internet Avira Antivirus

Security Protection Space Security

Файло- Да Да Да Да Да

вый ан-

тивирус

Почто- Да Нет Да Да Да

вый ан-

тивирус

Сетевой Да Да Да Да Да

экран

Анти- Да Да Да Да Нет

спам

Мене- Да Да Нет Да

джер

паролей

Роди- Да Да Да Да Да

тель-

ский

кон-

троль

Резерв- Да Да Да Да Нет

ное ко-

пирова-

ние

Как и в других насыщенных сегментах рынка, статистика дает необходимую почву для анализа и оценок, опираясь на долю рынка производителей. Эта информация помогает дать оценку динамике рынка, выявить реальные предпочтения потребителей, а также их уверенность в выбранном антивирусном решении.

Важно отметить такую тенденцию, как рост разнообразия киберугроз и их тотальный характер, который оказывает влияние на мнение пользователей. Согласно опросам, в 2019 г. всего 45% опрошенных сталкивались с заражением своих устройств вирусами [11], когда в 2021 году эта цифра увеличилась до 54%. [12]. При этом уверенность пользователей в возможности защиты своего устройства при должном уровне соблюдения правил значительно сократилось. Если в 2019 году 59% рядовых пользователей было уверено в возможности защитить свое устройство, то в 2021 году только 38% высказалось о том, что киберугрозы возможно избежать.

¡НИ

Установлен антивирус Регулярно обновляю Недаю пользоваться Тщательно выбираю систему и антивирус своим устройством источники для

■ 2019 ■ 2021

Рис.1. Действия, которые предпринимают пользователи, чтобы обезопасить свое устройство от кибератак - динамика с 2019 по 2021 год [13]

Тем не менее, согласно опросам, проводимым Институтом общественного мнения, в 2019 году у 73% опрошенных было установлено антивирусное программное обеспечение, тогда как в 2021 году этот показатель снизился до 60%. Кроме того, показатель доли потребителей, которые регулярно обновляют программное обеспечение, снизился с 57% до 51%.

Из-за этой специфики продвигаемого продукта на рынке антивирусного программного обеспечения особенно важно удержание постоянных клиентов. Если раньше антивирус покупали один раз, и усилия компаний были больше направлены на постоянный поиск новых покупателей, то сегодня большинство фирм внедрили постоянную подписку на программное обеспечение. Каждый год у клиента автоматически списывается определённая сумма, после чего происходит продление подписки на антивирус. Система подписок для многих уже стала привычной. Идея небольших, но постоянных трат вместо крупных единоразовых покупок стала одним из главных потребительских трендов уходящего десятилетия. однако для многих людей эта система оплаты кажется менее выгодной, однако благодаря этому у компаний появились стимул и возможность постоянно улучшать свой продукт, что особенно важно в настоящее время, когда в Интернете каждый день появляется более 300 тысяч новых видов вирусов. Важно информировать клиента об этом и в целом развивать грамотность в сфере кибербезопасности, чтобы потребитель продолжал продлевать подписку, и продукт приносил стабильный доход.

Кроме того, информирование о различных способах атаки помогает продвигать более дорогие и качественные продукты. Например, у многих компаний существует несколько уровней защиты для разных видов устройств - от самой базовой (которая является бесплатной) до премиальной. С повышением уровня защиты добавляются новые инструменты такие, как защита платежей, менеджер паролей, GPS-трекер и др. Повышение грамотности пользователя в сфере безопасности в Интернете позволяет продемонстрировать важность покупки комплексного продукта. Тогда потребитель понимает, за что он платит большую сумму.

Таким образом, недостаточная осведомленность потребителей в сфере киберграмотности до сих пор является серьезной проблемой и может способствовать уменьшению доли рынка антивирусного программного обеспечения. Потенциальные потребители не хотят покупать продукт в связи с непониманием принципов его работы. Отсутствие знаний и пренебрежение правилами безопасности в сети подтверждают многие исследования. Пользователи не понимают, что данные, которые хранятся в сети, нужно беречь так же, как и материальные вещи [14].

Пользователи реже устанавливают антивирусное программное обеспечение на смартфон, чем на персональные компьютеры. Убеждение о том, что мобильные телефоны являются безопасными изначально в связи с предустановкой большого количества приложений, ведет к тому, что только 20% пользователей устанавливает на свои смартфоны антивирусное программное обеспечение. Согласно исследованию, абсолютное большинство пользователей интернета (93%) [15] регулярно взаимодействуют со смартфоном, при этом многие пользователи используют смартфоны для проведения транзакций и отправки документов. Однако до сих

пор встречается мнение о том, что «со смартфона нечего красть», в отличие от персональных компьютеров.

Традиционно потребители нуждаются в расширении функционала, производительности и проникновения средств обеспечения кибербезопасности, реализованных как в виде аппаратно-программных устройств, так и в виде виртуальных функций и облачных сервисов. Основными драйверами этого роста являются такие технологические факторы последних лет, как:

1. Рост объема обрабатываемых и хранимых на всех видах компьютерных устройств данных;

2. Интеграция технологических и бизнес-приложений, то есть слияние кибер- и физического мира;

3. Преимущественно распределенный характер новых видов приложений: клиентская и серверная часть приложений территориально распределены и выйдут за границы локальной демилитаризованной зоны;

4. Рост разнообразия киберугроз и их тотальный характер.

События, произошедшие в начале 2022 года, оказали существенное влияние как на развитие российского lT-рынка в целом, так и на развитие рынка антивирусного программного обеспечения, в частности.

Одним из главных изменений является изменение структуры рынка. После событий в феврале 2022 года на международной арене, Россию покинули многие крупные игроки на рынке антивирусного программного обеспечения, как ESET, Avast, AVG, Norton.

Таблица 2.

Компании-производители антивирусного программного

Компания Страна Продукты

Bitdefender Румыния Bitdefender Antivirus Free Bitdefender Antivirus Plus Bitdefender Internet Security Bitdefender Total Security Bitdefender GravityZone

ESET Словакия ESET NOD32 Antivirus ESET NOD32 Internet Security ESET NOD32 Smart Security Premium ESET NOD32 Smart Security Family ESET Endpoint Security ESET Endpoint Antivirus

Microsoft США Microsoft Defender

Avast Чехия Avast Free Antivirus

Software Avast Premium Security

(Avast и Avast Business Antivirus

AVG) AVG Antivirus FREE AVG Internet Security AVG Business Security

NortonLifeLo США Norton Security

ck Norton 360 Norton Antivirus Plus Norton 360 for Gamers

promotion как один из ключевых инструментов продвижения. На графиках мы можем видеть динамику изменения цен в период с декабря 2021 года по июнь с 2022 года на антивирусное программное обеспечение российские компаний «Лаборатория Касперского» и «Dr.Web». В начале апреля 2022 года наблюдается резкое снижение цены, которое превышает по длительности и/или размеру скидки даже сезонные акции в период новогодних праздников [18].

История иен ПО для сервиса М.Видео ЦП ПК пакет Dr.Web Security Space 1ПК/1год [500787]

I

Рис.2. Гоафик изменения цен на программное обеспечение Dr.Web Security Space на один персональный компьютер на один год с декабря 2021 года по июнь 2022 года в интернет-магазине М.Видео [18]

Прекращение деятельности иностранных поставщиков антивирусных решений в России побудило россиян начать переход на отечественное ПО. «Уже с прошлой недели мы фиксируем повышенный спрос на миграцию с зарубежных антивирусных продуктов на наши решения», - сказал CNews в начале марта 2022 года генеральный директор компании «Доктор Веб» Борис Шаров [17].

В связи с возможностью завоевать освободившуюся долю рынка отечественные решения стали проводить агрессивную ценовую политику, используя sales

Рис.3. График изменения цен на программное обеспечение Kaspersky Total Security на один персональный компьютер на один год с декабря 2021 года по июнь 2022 года в интернет-магазине М.Видео [18]

Другой причиной резкого падения цен является резкое снижение цен на иностранное программное обеспечение. Иностранные производители антивирусного программного обеспечения продолжают продавать свои решения на сайтах-партнерах, либо в составе комплексных решений. Новые ключи активации долгое время не будут поставляться в Россию, и компании стремятся быстрее распродать остатки товара. На графике мы можем видеть динамику изменения цен на продукт ESET в составе офисного решения на сайте магазина М.Видео. Некоторые компании, например ESET, продолжают оказывать техническую поддержку пользователям, однако в работе программ возникают ошибки и перестают скачиваться обновления. Компаниям, покинувшим рынок России, будет сложно на него вернуться по причине потери лояльности клиентов. Так как сроки возвращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

to

на рынок компании не уточняется, этого времени скорее всего будет достаточно для перехода на отечественные решения.

История цен ПО для сервиса М.Видео MS Office H&S 2016+Eset Smart Security 1устр./2г [501033]

CS CS

о

CS

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

1

Рис.4. График изменения цен на программное обеспечение MS Office и ESET Smart Security на один персональный компьютер на два года с декабря 2021 года по июнь 2022 года в интернет-магазине М.Видео [18]

Рассмотренные выше факторы ценовой политики как российских, так и иностранных поставщиков антивирусного программного обеспечения приводят к росту объема продаж в данном секторе рынка. Помимо агрессивной ценовой политики к росту продаж также может привести рост разнообразия киберугроз и их тотальный характер. Утечка данных в таких известных сервисах, как «Delivery Club» и «Яндекс.Еда», которая произошла в первой половине 2022 года [19], была широко освещена СМИ. Онлайн-транзакции требуют высокого уровня безопасности, поскольку они связаны с денежными и конфиденциальными финансовыми данными клиента. По данным Technavio, пользователи смартфонов будут готовы платить за антивирусы, особенно пользователи смартфонов высокого класса, которые предпочитают платежные переводы онлайн-банкинга, мобильный банкинг и мобильную коммерцию [20]. Таким образом, спрос на антивирусное программное обеспечение, вероятно, значительно возрастет с ростом внедрения мобильной коммерции.

Также росту российского рынка антивирусного программного обеспечения может способствовать общий рост цифровой грамотности среди населения и интереса к IT-сфере в целом. По результатам исследования НАФИ, пандемия Covid-19 послужила катализатором повышения уровня компетентности прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде: за 2021 год сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности (с 7% до 4%), выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности (с 66% до 70%) [21]. Согласно этому же исследованию, россияне продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети - подиндекс «Цифровая безопасность» составил 65 п.п. из 100. Рост умения оценивать риски онлайн-мошенничества может влиять на рост заинтересованности людей в покупке антивирусного программного обеспечения, так как они будут осознавать ценность этого продукта [22].

Обострение геополитической обстановки также привело к усилению ранее появившихся трендов, в частности на импортозамещение. Так, ещё в январе 2022 года издание Tadviser указывало на то, что приоритетом для

российского ИТ-рынка в 2022 году станет формирование цифрового суверенитета страны из-за усиления геополитических рисков. На ускорение перехода на отечественное программное обеспечения повлияло введение запрета на закупку без согласования иностранного программного обеспечения для использования на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), в список которых входит большой спектр компаний, включая ИТ-системы госорганов, научные и кредитно-финансовые организации, предприятия транспорта, энергетики и многие промышленные компании. К 2025 году использование иностранного программного обеспечения будет полностью запрещено.

Переход на отечественные решения в столь сжатые сроки может повлиять на качество предоставляемых решений. Ещё в начале года эксперты отмечали, что государство оказывает существенное влияние на темпы цифровизации, что приводит к выводу на рынок недоработанных продуктов. «Слишком спешный вывод на рынок, полная или частичная неготовность к использованию вызывает массовое раздражение пользователей. Такие решения придется отзывать и исправлять», - говорит Наталья Касперская [23]. Введение новых законов, в частности Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", может усилить этот тренд на рынке антивирусного программного обеспечения.

Падению качества предоставляемых решений может также способствовать массовый отъезд IT-специали-стов из страны. По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в феврале-марте 2022 г. страну покинули около 50-70 тыс. человек, работающих в сфере информационных технологий. В связи с нехваткой кадров, разработкой антивирусного программного обеспечения могут начать заниматься люди с меньшим опытом работы в этой сфере, что в сочетании со срочным выводом новых технологий на рынок может повлиять на качество обновленных решений.

В связи с уходом иностранных компаний и прекращением обновления и поддержки их продуктов, российские компании займут освободившуюся часть рынка антивирусного программного обеспечения. Для пользователей в В2С-сегменте переход будет более плавным, в то время как компании, относящиеся к объектам критической информационной инфраструктуры, будут вынуждены резко перейти на альтернативные российские решения. В ближайший год производителям необходимо рассматривать различные сценарии в связи с возможными изменениями в ситуации в мире и особенно быстро подстраиваться под изменения. Для этого представляется особенно важным отслеживать настроения покупателей, проводя мониторинговые маркетинговые исследования на IT-рынке.

Литература

1. Афанасьева Д. В.. Сравнительный анализ антивирусного программного обеспечения // Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-antivirusnogo-programmnogo-obespecheniya (дата обращения: 18.06.2022).

2. Институт общественного мнения «Анкетолог» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL:

https://iom.anketolog.ru/onas.html?utm_source=iom&utm_ medium=footer (дата посещения 17.06.2022).

3. Итоги опроса AV-Comparatives 2022: Популярные антивирусы, ОС и браузеры [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - URL: https://www.comss.ru/page.php?id=10196 (дата посещения 17.06.2022).

4. Опрос: более половины россиян сталкивались с заражением своих гаджетов вирусами [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13086781 (дата посещения 17.06.2022).

5. Промышленности и банкам дадут полгода для перехода на отечественное ПО [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/05/2020/5ec 3f99e9a79472ccb6b522d (дата посещения 17.06.2022).

6. Antivirus & Security Software Market Growth Analysis, Global Industry Segmentation, Size, Share, Trend, Future Demand and Leading Players Updates by Forecast to 2025 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.thecowboychannel.com/story/45241550/Antivir us-&-Security-Software-Market (дата посещения 17.06.2022).

7. MVMonitor.ru [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://mvmonitor.ru/ (дата посещения 17.06.2022)

8. Международный маркетинг. Учебник и практикум / Алексунин В.А., Абаев А.Л., Балдин Е.В., Гуриева М.Т., Калинина Л.Л., Новиков О.А., Пратусевич В.Р. - Москва, Юрайт, 2019. - С.57.

9. Antivirus & Security Software Market Growth Analysis, Global Industry Segmentation, Size, Share, Trend, Future Demand and Leading Players Updates by Forecast to 2025 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.thecowboychannel.com/story/45241550/Antivir us-&-Security-Software-Market (дата посещения 17.06.2022).

10. Афанасьева Д. В. Сравнительный анализ антивирусного программного обеспечения // Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-antivirusnogo-programmnogo-obespecheniya (дата обращения: 18.06.2022).

11. Боятся ли россияне компьютерных вирусов? Исследование [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -URL: https://iom.anketolog.ru/2019/08/30/rossiyane-boyatsya-virusov-na-komp-yutere (дата посещения 17.06.2022).

12. Опрос: более половины россиян сталкивались с заражением своих гаджетов вирусами [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13086781 (дата посещения 17.06.2022).

13. Институт общественного мнения «Анкетолог» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://iom.anketolog.ru/onas.html?utm_source=iom&utm_ medium=footer (дата посещения 17.06.2022).

14. Сборник статей участников IV областной научно-практической конференции «Обеспечение комплексной безопасности общества и личности: проблемы и решения 2021». - Челябинск: Издательский центр ГБПОУ «ЮУГК», Выпуск 4. - 518 с.

15. Какой антивирус надежнее? Мнение россиян [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL:

https://iom.anketolog.ru/2021/06/08/antivirusy (дата посещения 17.06.2022).

16. Список антивирусных разработчиков, которые приостановили работу в России в 2022 году [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.coiriss.ru/page.php7icM0299 (дата посещения 17.06.2022).

17. Список антивирусных разработчиков, которые приостановили работу в России в 2022 году [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.comss.ru/page.php?id=10299 (дата посещения 17.06.2022).

18. MVMonitor.ru [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://mvmonitor.ru/ (дата посещения 17.06.2022)

19. Delivery Club сообщила об утечке данных о заказах пользователей https://www. rbc.ru/technology_and_media/20/05/2022/628 743c29a794739ae553a0f / (дата посещения 17.06.2022)

20. Technavio [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.technavio.com/ (дата посещения 17.06.2022)

21. https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/

22. Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/ (дата посещения 17.06.2022).

23. Тренды 2022: российский рынок IT [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.tadviser.ru/index. php/Ста-тья:Тренды_2022:_российский_рынок_ (дата посещения 17.06.2022).

Study of the Russian market of anti-virus software under current conditions

Khomiakova M.I., Pratusevich V.R., Ryzhkova T.B.

Kaspesky Lab, Russian State University of Humanities

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The paper reviews the Russian market of anti-viral software. The variety of types of anti-malware software are considered, as well as multiple criteria of market segmentation. Various marketing technologies used by different vendors of computer software are summarized. There is hith level of competition between market players on Russian software market, and this affects the use of various client acquisition techniques and choice of pricing strategies. Change in current economic situation affects the software vendor behavior patterns. While in short term perspective there is a growth of market due to drop in prices, the fast pace of import substitution processes brings an issue of compromised quality of the program solutions sold on the market. Keywords: anti-virus, computer software, marketing, marketing research, promotion, pricing strategies, market, consumer behavior, digital competence, data leakage, structure of the market, уход компаний References

1. Afanas'eva DV Comparative analysis of anti-virus software // Izvestiya

TulGU. Technical science. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sravnitelnyy-analiz-antivirusnogo-programmnogo-obespecheniya (date of access: 06/18/2022).

2. Institute of public opinion "Anketologist" [Electronic resource]. - Electron.

Dan. - URL:

https://iom.anketolog.ru/onas.html?utm_source=iom&utm_medium=foot er (accessed 06/17/2022).

3. Results of the AV-Comparatives 2022 survey: Popular antiviruses,

operating systems and browsers [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://www.comss.ru/page.php7idH0196 (date of visit 06/17/2022).

4. Poll: more than half of Russians have experienced viruses in their gadgets

[Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13086781 (date of visit 06/17/2022).

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м м

5. Industry and banks will be given six months to switch to domestic software

[Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/05/2020/5ec3f99e9a7947 2ccb6b522d (accessed 06/17/2022).

6. Antivirus & Security Software Market Growth Analysis, Global Industry

Segmentation, Size, Share, Trend, Future Demand and Leading Players Updates by Forecast to 2025 [Electronic resource]. - Electron. Dan. -URL: https://www.thecowboychannel.com/story/45241550/Antivirus-&-Security-Software-Market (accessed 06/17/2022).

7. MVMonitor.ru [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://mvmonitor.ru/ (date of visit 06/17/2022)

8. International marketing. Textbook and workshop / Aleksunin V.A., Abaev

A.L., Baldin E.V., Gurieva M.T., Kalinina L.L., Novikov O.A., Pratusevich V.R. - Moscow, Yurayt, 2019. - P.57.

9. Antivirus & Security Software Market Growth Analysis, Global Industry

Segmentation, Size, Share, Trend, Future Demand and Leading Players Updates by Forecast to 2025 [Electronic resource]. - Electron. Dan. -URL: https://www.thecowboychannel.com/story/45241550/Antivirus-&-Security-Software-Market (accessed 06/17/2022).

10. Afanas'eva DV Comparative analysis of anti-virus software // Izvestiya TulGU. Technical science. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-antivirusnogo-programmnogo-obespecheniya (date of access: 06/18/2022).

11. Are Russians afraid of computer viruses? Research [Electronic resource].

- Electron. Dan. - URL: https://iom.anketolog.ru/2019/08/30/rossiyane-boyatsya-virusov-na-komp-yutere (accessed 06/17/2022).

12. Poll: more than half of Russians have experienced viruses in their gadgets

[Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13086781 (date of visit 06/17/2022).

13. Institute of Public Opinion "Anketologist" [Electronic resource]. - Electron.

Dan. - URL:

https://iom.anketolog.ru/onas.html?utm_source=iom&utm_medium=foot er (accessed 06/17/2022).

14. Collection of articles of the participants of the IV regional scientific and practical conference "Ensuring the comprehensive security of society and the individual: problems and solutions 2021". - Chelyabinsk: Publishing Center GBPOU "YuUGK", Issue 4. - 518 p.

15. Which antivirus is more reliable? Opinion of Russians [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://iom.anketolog.ru/2021/06/08/antivirusy (accessed 06/17/2022).

16. List of anti-virus developers who suspended work in Russia in 2022 [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://www.comss.ru/page.php?id=10299 (date of visit 06/17/2022).

17. List of anti-virus developers who suspended work in Russia in 2022 [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://www.comss.ru/page.php?id=10299 (date of visit 06/17/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. MVMonitor.ru [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://mvmonitor.ru/ (date of visit 06/17/2022)

19. Delivery Club reported a leak of user order data https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/05/2022/628743c29a794 739ae553a0f / (date of visit 06/17/2022)

20. Technavio [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://www.technavio.com/ (accessed 06/17/2022)

21. https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/

22. Forced digitalization: a study of digital literacy of Russians in 2021 [Electronic resource]. - Electron. Dan. - URL: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/ (accessed 06/17/2022).

23. Trends 2022: Russian IT market [Electronic resource]. - Electron. Dan. -

URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Article:

Trends_2022:_Russian_market_ (accessed 06/17/2022).

CS CS

o

CS

O LH

m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.