Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФРАНШИЗ СПА-САЛОНОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФРАНШИЗ СПА-САЛОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / СПА-ИНДУСТРИЯ / ФРАНШИЗЫ СПА-САЛОНОВ / РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА / АНАЛИЗ ФРАНШИЗ / СПА-САЛОНЫ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кульчицкая Елена Валерьевна, Григорян Анаит Вардановна, Багрова Ирина Ильинична, Ралдугина Надежда Сергеевна

В России недавно зародился франчайзинг. Активное развитие франчайзинга напрямую связано с его привлекательностью, а именно - интерес приобрести франшизу состоит в возможности ведения стабильного прибыльного бизнеса при минимальных рисках. Именно поэтому данное направление актуально. Целью исследования явилось изучение системы франчайзинга и исследование российского рынка франшиз спа-салонов. В данной статье рассматривается сущность и история развития франчайзинга в России, как именно начало развиваться данное направление. Отмечено, откуда данная индустрия взяла своё развитие и как прижилась в России. Приведены цифры, подтверждающие, почему данное направление актуально для населения как никогда. Также рассмотрены факторы, влияющие на развитие франчайзинга в России. В ходе исследования авторами выявлены самые популярные сферы для франшизы, среди которых выделили активно развивающиеся в последнее время сферы- красота и здоровье. Отмечены главные отличия СПА-салонов от других объектов СПА-индустрии. Представлены причины, привлекающие влияние покупателей в этой сфере. В научной статье авторами проведен анализ рынка франшиз в СПА индустрии и на основании полученных данных проведено аналитическое исследование, вследствие которого удалось выделить более успешные франшизы спа-салонов. В результате детального анализа авторы выявили недостатки представленных франшиз СПА-салонов, а также выделили рекомендации компаниям, которые позволят улучшить условия франшизы и привлечь новых франчайзи. Сделан вывод, что для дальнейшего улучшения франшиз компаний необходимо наладить процесс коммуникации с франчайзи, делать более выгодные предложения и регулярно поддерживать франчайзи в ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE RUSSIAN MARKET OF SPA FRANCHISES

Franchising has recently been born in Russia. The active development of franchising is directly related to its attractiveness, namely, the interest in acquiring a franchise consists in the possibility of conducting a stable profitable business with minimal risks. That is why this direction is relevant. The purpose of the study was to study the franchising system and study the Russian market of spa franchises. This article examines the essence and history of the development of franchising in Russia, how exactly this direction began to develop. It is noted where this industry took its development from and how it took root in Russia. The figures are given, confirming why this direction is more relevant for the population than ever. The factors influencing the development of franchising in Russia are also considered. In the course of the study, the authors identified the most popular areas for the franchise, among which they highlighted the areas that have been actively developing recently - beauty and health. The main differences of SPA salons from other objects of the SPA industry are noted. The reasons that attract the influence of buyers in this area are presented. In the scientific article, the authors analyzed the franchise market in the SPA industry and, based on the data obtained, conducted an analytical study, as a result of which it was possible to identify more successful franchises of spa salons. As a result of a detailed analysis, the authors identified the shortcomings of the presented franchises of SPA salons, and also highlighted recommendations to companies that will improve the conditions of the franchise and attract new franchisees. It is concluded that in order to further improve the franchises of companies, it is necessary to establish a process of communication with franchisees, make more profitable offers and regularly support franchisees in doing business.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФРАНШИЗ СПА-САЛОНОВ»

Научная статья Original article УДК 339.13.017

ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФРАНШИЗ СПА-

САЛОНОВ

RESEARCH OF THE RUSSIAN MARKET OF SPA FRANCHISES

Кульчицкая Елена Валерьевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов, «Санкт-Петербургский государственный университет», тел. +7 (812) 363-6785, e.kulchitskaya@spbu.ru

Григорян Анаит Вардановна, студентка 4 курса бакалавриата, «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург Багрова Ирина Ильинична, студентка 4 курса бакалавриата, «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург Ралдугина Надежда Сергеевна, студентка 4 курса бакалавриата, «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

Kulchitskaya Elena Valeryevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Planning of Socio-Economic Processes, St. Petersburg State University, tel. +7 (812) 363-67-85, e.kulchitskaya@spbu.ru

Grigoryan Anahit Vardanovna, 4th year undergraduate student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg

гл

Столыпинский вестник

Bagrova Irina Ilyinichna, 4th year undergraduate student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg

Raldugina Nadezhda Sergeevna, 4th year undergraduate student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg

Аннотация. В России недавно зародился франчайзинг. Активное развитие франчайзинга напрямую связано с его привлекательностью, а именно -интерес приобрести франшизу состоит в возможности ведения стабильного прибыльного бизнеса при минимальных рисках. Именно поэтому данное направление актуально. Целью исследования явилось изучение системы франчайзинга и исследование российского рынка франшиз спа-салонов. В данной статье рассматривается сущность и история развития франчайзинга в России, как именно начало развиваться данное направление. Отмечено, откуда данная индустрия взяла своё развитие и как прижилась в России. Приведены цифры, подтверждающие, почему данное направление актуально для населения как никогда. Также рассмотрены факторы, влияющие на развитие франчайзинга в России. В ходе исследования авторами выявлены самые популярные сферы для франшизы, среди которых выделили активно развивающиеся в последнее время сферы- красота и здоровье. Отмечены главные отличия СПА-салонов от других объектов СПА-индустрии. Представлены причины, привлекающие влияние покупателей в этой сфере. В научной статье авторами проведен анализ рынка франшиз в СПА индустрии и на основании полученных данных проведено аналитическое исследование, вследствие которого удалось выделить более успешные франшизы спа-салонов. В результате детального анализа авторы выявили недостатки представленных франшиз СПА-салонов, а также выделили рекомендации компаниям, которые позволят улучшить условия франшизы и привлечь новых франчайзи. Сделан вывод, что для дальнейшего улучшения франшиз компаний необходимо наладить процесс коммуникации с франчайзи, делать

более выгодные предложения и регулярно поддерживать франчайзи в ведении бизнеса.

Abstract. Franchising has recently been born in Russia. The active development of franchising is directly related to its attractiveness, namely, the interest in acquiring a franchise consists in the possibility of conducting a stable profitable business with minimal risks. That is why this direction is relevant. The purpose of the study was to study the franchising system and study the Russian market of spa franchises. This article examines the essence and history of the development of franchising in Russia, how exactly this direction began to develop. It is noted where this industry took its development from and how it took root in Russia. The figures are given, confirming why this direction is more relevant for the population than ever. The factors influencing the development of franchising in Russia are also considered. In the course of the study, the authors identified the most popular areas for the franchise, among which they highlighted the areas that have been actively developing recently - beauty and health. The main differences of SPA salons from other objects of the SPA industry are noted. The reasons that attract the influence of buyers in this area are presented. In the scientific article, the authors analyzed the franchise market in the SPA industry and, based on the data obtained, conducted an analytical study, as a result of which it was possible to identify more successful franchises of spa salons. As a result of a detailed analysis, the authors identified the shortcomings of the presented franchises of SPA salons, and also highlighted recommendations to companies that will improve the conditions of the franchise and attract new franchisees. It is concluded that in order to further improve the franchises of companies, it is necessary to establish a process of communication with franchisees, make more profitable offers and regularly support franchisees in doing business. Ключевые слова: франчайзинг, СПА-индустрия, франшизы СПА-салонов, развитие франчайзинга, анализ франшиз, СПА-индустрия, СПА-салоны в России.

Keywords: franchising, SPA industry, SPA franchises, franchise development, franchise analysis, SPA industry, SPA salons in Russia.

В наши дни большинство предпринимателей хотят выйти на рынок более безопасным способом с получением стабильной прибыли. Самый надежный способ для таких бизнесменов - франчайзинг. Этот способ считается разумным и современным. Также забота о себе, ответственность за свое здоровье и красоту становится на первом месте у каждого человека в наши дни. Именно поэтому спрос на услуги СПА-салонов увеличивается. Франчайзинг в СПА-индустрии тоже набирает популярность, основываясь на высоком спросе и безопасном варианте открытия бизнеса.

Франчайзинг - определенный тип организации, который подразумевает создание широкой сети однородных предприятий, которые имеют единый товарный знак, соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы, формы продаж товаров или оказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству товаров или услуг, которые регулируются централизованно.^]

Франчайзинг подразумевает под собой систему взаимоотношений двух сторон: франчайзер и франчайзи. Франчайзер-компания, которая предоставляет другой стороне на определенных условиях использовать торговую марку, технологии ведения бизнеса при сохранении независимости. Франчайзи-фирма или индивидуальный предприниматель, который приобретает франшизу. Эффективность франчайзинга зависит от тиражирования по заданной схеме концепций бизнеса, которые проверенные опытом.

История развития франчайзинга

Во времена средневековья король предоставлял своим баронам определенные права, давал им полномочия в обмен на определённые условия, что и было началом формирования признаком франчайзинга.

Затем в Оксфордском словаре появилось определение «franchising»- все права и свободы епископатов, пожалованные короной в 1559 г. «franchises»-места для торговли. Гражданам города была выдана франшиза, то есть разрешение продавать свои товары в пределах города. Это была основа франчайзинга. [8]

В более современном виде франчайзинг зародился в британских пивоварнях, когда появилась необходимость поддержания объема продаж. Система «связанных домов» оказалась эффективным механизмом, который приносил регулярно прибыль и существует по наши дни.

Впервые, в современном понимании, франшиза была применена в 1851 году. Компания Зингер, которая производила швейные машины, стала продавать права на продажу и ремонт швейных машин от ее имени. Одна из самых известных компаний в современности "McDonalds" запустила не только продажу франшиз в 1950-х годах, но и целую систему ведения бизнеса.[4]

В России франчайзинг начал развиваться с 1992 года в научно -производственной компании «ДОКА». Компании специализировались на производстве продукции из картофеля и хлебобулочных изделиях. Но вскоре компания потерпела неудачи в виде ухудшения качества товара, что подорвало доверие клиентов, и система прекратила существование. Следующий проект франчайзинга возник в 1993 году «Baskin Robbins». Компания продала владельцу права на торговую марку в Москве.

Система рыночных отношений франчайзинга активно формируется в России: развиваются Ассоциации и Федерации, которые защищают франшизные компании.

Факторы, влияющие на развитие франчайзинга в России: 1. Необходимость продвижения отечественных компаний на рынке внутри страны и на международном рынке.

2. Формируется малое предпринимательство, которые нуждаются в материальной поддержке, поддержке в организации бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях.

Если рассматривать самые популярные сферы для франшизы, то к ним относятся:

1. Сети розничных супермаркетов и торговых точек (бизнес -ритейл).

2. Общественное питание (открытие кафе, ресторанов и прочих заведений под известными торговыми марками).

3. Производство продуктов: открытие хлебопекарни, цехов по изготовлению мороженого, чипсов, сухариков, пива и т.д.

4. Красота и здоровье: открытие фитнес-залов, СПА-салонов, точек продажи спортивного питания.

5. Открытие микрофинансовых компаний и ломбардов по франшизе.

6. Организация строительного бизнеса.

7. Открытие региональных филиалов и отделений раскрученных интернет-магазинов.

Одна из самых популярных сфер: красоты и здоровье.

Индустрия красоты — отрасль, занимающаяся косметическим обслуживанием. Речь идет о салонах красоты, к которым также относятся парикмахерские, спа-салоны и другие, также включает производства косметических и уходовых средств. Салоны красоты активно развиваются в последнее время из-за роста технологий, желания потребителей следовать моде.[6]

СПА-индустрия начала свое развитие в США в конце 50 -х годов. Сегодня СПА-индустрия представляет собой динамично развивающуюся отрасль, которая представлена практически на всех международных и национальных рынках оздоровительных услуг, включает в себя огромное разнообразие компаний, разрабатывающих, производящих, поставляющих СПА-

технологии, СПА оборудование и СПА-косметику и оказывающих разнообразные СПА-услуги на их основе.

В широком смысле «СПА» можно рассматривать как концепцию оздоровления, комплекс оздоровительных процедур, направленных на восстановление физического и эмоционального здоровья человека. СПА-предприятия могут предлагать услуги массажа, фитотерапии, ароматерапии, гидротерапии, бальнеотерапии, талассотерапия и др.

На данный момент на мировом рынке существуют следующие категории объектов СПА-индустрии: СПА-салоны, СПА в отелях, СПА на курортах, СПА-дестинации, СПА на минеральных источниках, клубные СПА, медицинские СПА и круизные СПА.

В данной статье в большей степени будут рассматриваться СПА-объекты в виде СПА-салонов.

Стоит отметить главные отличия СПА-салонов от других объектов СПА-индустрии. Согласно классификации Global Wellness Institute (GWI), отличия заключаются в том, что в них:[1]

1. Осуществляются услуги квалифицированными специалистами на ежедневной основе

2. Находятся в черте города

3. Оказываются услуги в течение одного или нескольких часов

4. Уделяются особое внимание эстетическому аспекту проведения процедур

5. Предполагаются разнообразные СПА-услуги (массаж, уход за лицом, процедуры для тела и др.)

По проведенной оценки Global Wellness Institute в 2021 году, США, безусловно, являются крупнейшим рынком с объемом 1,2 триллиона долларов, что почти вдвое превышает размер второго по величине рынка Китая с его объемом 683 миллиарда долларов. Фактически, на долю США приходится 28% всего мирового рынка оздоровительных услуг, в то время как

на первую десятку рынков приходится 71% мирового рынка. Россия занимает 13 место, и её объем составляет 71,4 миллиарда долларов на 2020 год.[1]

По данным ПКР, на рынке СПА-услуг в России существует около 30 000 предприятий и салонов, предоставляющих СПА-услуги. [9] Однако самостоятельные СПА-комплексы полного профиля на данный момент занимают лишь 10% от всего рынка. К ним относятся сауны, термальные и минеральные источники, косметические СПА-салоны и др. Согласно данным Статиста, 8% россиян целью своей туристической поездки называют Medical и Weüness-туризм.^]

Индустрия СПА пришла в Россию с запада. Сейчас она довольно быстро развивается, так как ей удалось приспособиться в соответствии с местным менталитетом и национальными особенностями. С каждым годом этот рынок увеличивается и набирает обороты, что привлекает людей открывать бизнес в этой сфере и развивать её.

Люди в своей жизни постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями, особенно в настоящее время люди всё больше и больше подвержены стрессу. Исследовательский центр Romir, демонстрируя результаты исследования, повествует о том, что «95% россиян испытывают стресс, а чуть более трети опрошенных (34%) испытывают его постоянно».[2] Это говорит о том, что большая часть населения нуждается в специальных процедурах, которые помогают восстановить силы и вернуть жизненный тонус. И чаще всего стресс связано со следующими причинами: беспокойством по поводу угрозы собственному здоровью (79%), угрозы здоровью близких людей (70%), семейные проблемы (73%). Выше приведенные данные подтверждают то, что СПА-индустрия в России будет актуальной как никогда, так как СПА-салоны помогают справиться со стрессом, снижают напряжение в теле человека и тогда человек приходит в спокойное, расслабленное состояние.

Существует ряд причин, которые привлекают внимание покупателей. Во-первых, это возрастание внутреннего потока туристов. Граждане России, в последнее время, всё больше изучают страну. Для бизнеса это дополнительный поток клиентов. Таким образом, возрастает количество туристов, которые передвигаются внутри страны, с целью отдохнуть, восстановить своё здоровье. Во-вторых, сейчас присутствует тенденция здорового образа жизни, которая позволила людям выдвинуть сферу здоровья в приоритет. Люди подходят более ответственно к этому вопросу и уделяют уходу за своим здоровьем больше времени и внимания. Также растёт внимание со стороны населения к понятию отдыха, который является необходимостью, однако не все успевают отдыхать в связи с большим количеством задач. Население старается внедрить именно СПА отдых в свою жизнь, чтобы пытаться вести сбалансированную жизнь, не сильно уставать и чувствовать удовлетворенность от жизни. Во время СОУГО-19 люди поняли как дорого для них здоровье и стали уделять внимание физическому и ментальному здоровью. Поэтому СПА-индустрия может предложить услуги, позволяющие удовлетворить потребности, которые возникли во время пандемии. Всё это открывает новые возможности для СПА-индустрии.

Запросы клиентов с эволюционированием самой СПА-индустрии, также эволюционируют и приобретают более требовательный характер с их стороны. Поэтому важно исследовать желания и потребности клиентов для последующего улучшения и развития СПА-индустрии.

Таким образом, в России СПА-индустрия развивается довольно стремительно и имеет хорошие перспективы для развития, особенно в связи с последними событиями. СПА-индустрии есть куда стремиться, и она идёт в правильном, многообещающем направлении, основываясь на национальных особенностях России.

Анализ рынка франшиз в СПА-индустрии

Было проведено исследование по анализу рынка франшиз СПА-салонов в мае 2022 года. Использовался метод тайного покупателя, сравнительный анализ, изучение отзывов франзайзи. В ходе исследования была составлена и проанализирована таблица в которой были выбраны 10 компаний СПА-услуг и критерии, по которым происходило сравнение. Более подробно можете рассмотреть таблицу в Приложении 1. В исследование участвовали компании СПА-услуг: Bounty, Вай тай, Рельсы-рельсы, ROYAL THAI, Мечта Бьюти, Тайрай, Алтайская здравница, Thai way, Ледибосс, Сибирское спа.

Были выделены следующие критерии, по которым проводился анализ:

1. Известность бренда

2. Услуги, которые предоставляет компания-франчейзер

3. Стоимость франшизы

4. Срок окупаемости франшизы

5. Роялти

6. Первоначальные вложения

7. Как давно продается франшиза

8. Система поддержки со стороны франчайзера

9. Впечатления от первых контактов с франчайзером

10. Пакет франшизы

11. Уникальность

Продажа франшиз СПА-салонов в России начала развиваться относительно недавно - с 2010 года. При этом, наблюдалась негативная тенденция, что во время пандемии некоторые салоны были закрыты из-за отсутствия потока клиентов, также в маленьких городах франчайзи тоже не окупились.

СПА-салоны, участвующие в исследовании, имели практически одинаковый список предоставляемых услуг: хаммам, сауна, соляная комната, услуги массажа, стоунтерапия.

Однако были и СПА-салоны предоставляющие другие виды услуг, например: фитнес, кальянные, барбершопы, парикмахерские, лазерная косметология, солярий не сильно увеличивают поток клиентов, требуют больших первоначальных вложений, требуют предоставления большого количества документации для правоохранительных органов. Также в СПА -салонах пользуются спросом подарочные сертификаты, а также продукция, продаваемая в СПА-салонах.

В среднем, количество проданных франшиз у каждого из рассмотренных СПА-салонов от 3-х до 16-ти франчайзи.

В ходе исследования выяснилось, что компании Тай Рай, Thai way и Сибирское СПА не продают или приостановили продажу франшизы в связи с ситуацией в мире и отказами по оформлению рабочих виз для сотрудников из Таиланда.

Франшизами, которые, по мнению авторов, менее привлекательные, были выделены следующие: Thai way и Тайрай. Прежде всего, потому, что у них множество негативных отзывов, есть проблемы с мастерами и данные франшизы являются неактуальными.

Особо привлекательными были выделены следующие франшизы: Рельсы-рельсы и Алтайская здравница. Среди них выделены следующие преимущества: подробность предоставляемой информации и её доступность, расширенный пакет помощи, качественный сайт, высокое требования к франчайзи, более реальный срок окупаемости и доступность реальных отзывов и историй.

В ходе исследования, на основе проанализированных недостатков были выделены следующие рекомендации компаниям по улучшению их франшиз:

1. Налаживание системы обратной связи с потенциальным покупателем франшизы. Оперативно перенаправлять потенциального покупателя на руководство или менеджера по продажи франшизы.

2. Поработать над web-дизайном сайтов франчайзи: наличие

нескольких сайтов, что доставляет неудобство покупателю, вводит в заблуждение. Удобнее наличие единого сайта, чтобы ознакомиться полной информацией о салоне, адресах. Переход с официального сайта салона на сайт франшиз по ссылке.

3. Более тщательно выбирать франчайзеров для поддержания своей репутации.

4. Расписывать роялти в зависимости от получаемого дохода.

5. Размещение информации о компании в различных рейтингах о франшизах.

6. Предоставление видео от руководителей компании, чтобы у потенциального покупателя франшиз возникало доверие, быстрое знакомство со сферой, услугами.

7. Не давать ложных надежд по окупаемости и инвестиций, что впоследствии влияет на репутацию компаний.

Таким образом, франчайзинг в СПА-индустрии довольно развивающееся и перспективное направлении в России, несмотря на то, что оно появилось относительно недавно. Авторы рассмотрели СПА-салоны и провели сравнительный анализ. Было выявлено множество упущений со стороны франчайзи, которые тормозят процесс продажи франшиз. Такие недостатки необходимо рассматривать в совокупности, так как они оказывают существенное влияние друг на друга. Благодаря сравнительному анализу СПА-салонов, которые пользуются успехом в продаже франшиз, были предложены рекомендации, которых не хватает другим СПА-салонам. Данное исследование поможет улучшить оказание услуг СПА-салонов и масштабировать успешную продажу франшиз.

Литература

1. Global Wellness Institute URL:https://globalwellnessinstitute.org/ (дата обращения: 20.12.2022)

2. ROYAL THAI СПА салон тайского массажа https ://royalthai.ru/

3. Алтайская здравница https ://altayspa.ru/catalo g/

4. Бабаев Арген Почему франшиза так популярна и востребована? // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. №2. URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/pochemu-franshiza-tak-populyarna-i-vostrebovana (дата обращения: 24.12.2022).

5. Вай Тай СПА https ://waithaispa.ru/

6. Дохолова А.С. Российский рынок салонов красоты // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-salonov-krasoty (дата обращения: 24.12.2022).

7. Зимина Л.Ю. Организация бизнеса на основе франчайзинга: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГУ, 2009. - 67с

8. Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров//«Законодательство и экономика», июнь 2003, N 6.-С.-33

9. ПКР// prcs.ru

10. Подавляющее большинство россиян испытывает стресс // https://romir.ru/studies/podavlyayushchee-bolshinstvo-rossiyan-ispytyvaet-stress (Дата обращения: 23.10.2022)

11. Рельсы-рельсы шпалы-шпалы массажный салон https://relsy-relsy-shpaly-shpaly.clients. site/

12. Сеть салонов тайского массажа и СПА Тай рай https://tairai.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сибирское СПА https://siberianspa.ru/

14. СПА салон тайского массажа Thai way http://thaiwayspa.ru/

15. Тайская СПА деревня Baunty https://baunty. spb.ru/

16. Федеральная сеть массажных салонов Мечта Бьюти https ://mechtabeauty.ru/

References

1. Global Wellness Institute URL:https://globalwellnessinstitute.org / (accessed: 12/20/2022)

2. ROYAL THAI THAI Massage SPA https ://royalthai.ru/

3. Altai health resort https://altayspa.ru/catalog/

4. Babaev Argen Why is the franchise so popular and in demand? // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". 2018. No.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/npochemu-franshiza-tak-populyarna-i-vostrebovana (accessed: 12/24/2022).

5. Wi-Tai Spa https://waithaispa.ru/

6. Doholova A.S. The Russian market of beauty salons // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". 2019. No.3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-salonov-krasoty (date of reference: 12/24/2022).

8. Zimina L.Y. Organization of business on the basis of franchising: Textbook. -Ulyanovsk: UlSU, 2009. - 67c

9. Orlova O.A. The place and role of the commercial concession agreement in the system of civil law contracts//"Legislation and economics", June 2003, N 6.-P.-33

10. PKR// prcs.ru

11. The vast majority of Russians experience stress // https://romir.ru/studies/podavlyayushchee-bolshinstvo-rossiyan-ispytyvaet-stress (Date of application: 10/23/2022)

12. Rails-rails sleepers-sleepers massage parlor https://relsy-relsy-shpaly-shpaly.clients. site/

13. Network of Thai massage salons and Thai Rai SPA https://tairai.ru/

14. Siberian Spa https ://siberianspa.ru/

15. Thai way Thai massage SPA http://thaiwayspa.ru /

16. Baunty Thai SPA Village https://baunty.spb

© Кульчицкая Е.В., Григорян А.В., Багрова И. И., Ралдугина Н.С., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

Для цитирования: Кульчицкая Е.В., Багрова И. И., Григорян А.В., Ралдугина Н.С. ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФРАНШИЗ СПА-САЛОНОВ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

Таблица 1. Часть 1. Сравнительный анализ франшиз СПА-салонов

Критерии Bounty Вай тай

Известность бренда Тайланд, Россия (12 городов), Беларусь (2 салона:Минск с 2017г) 8 городов: Москва и МО, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Евпатория, Улан-Удэ, Симферополь, Санкт-Петербург, Чита. 65 салонов. 1 место в России по количеству салонов.

Услуги Хаммам, финская сауна, паровая сауна, инфракрасная сауна, фитобочка, арома-сауна, соляная комната, тропический душ, массаж, медовое обёртывание, аппликации, талассотерапия обёртывание с ламинарией, массаж бамбуковой палочкой, стоун терапия, фитнес, кальянные, парикмахерские, барбершопы, лазерная косметология, солярий 22 вида массажа, программы по омоложению фигуры, программы для двоих

Цена франшизы Паушальный взнос: 500 000 инвестиции 8-10 млн . В стоимость входит: анализ местности, помещение существующего или подбор нового, зонирование, закупки, консультации, дизайн, выезд специалиста, который контролирует процесс, обучение Паушальный взнос: 900 000 рублей

Срок окупаемости 1-1,5 г 2,5 года; выручка с одного мастера в месяц 350-500тыс р

Роялти 3% от оборота или 30 тыс руб 60тыс.р или 15тыс за мастера

Первоначаль ные вложения не рекомендуют открывать салон больше 150м2. 1м2=60-70тыс р за общий бизнес( туда входят расходы на мастеров, дизайн, аренду и тд) . В среднем, на помещение 150м2 потребуется 8-10 млн. Открытие салона занимает от 3х месяцев 6-7 млн. В них входит: 1,5-2 млн на ремонт, 800тыс-декор, 1млн- на 2х мастеров(док-ты, разрешения, регистрация, билеты)

Как давно продается франшиза с 2011 г. Не их инициатива была продавать франшизы. Предложение поступило от клиентов, что говорит о заинтересованности и обожании данного спа. Говорят, что салоны открытые по франшизе- это их дети с 2010; франшизу подают не всем желающим, т.е. для компании это не только источник дохода, но и репутация компании

Система поддержки со стороны франчайзера Есть единый номер колл-центра, которые принимают звонки от клиентов поддержка в подборе и оформлении успешную работу бизнеса персонала, консалтинге, проверенные методы и приемы ,которые обеспечат успех бизнеса

Впечатления от первых контактов с франчайзеро м Очень приветливая женщина, звонок длился 1 час 7 минут, она готова была еще дольше рассказывать, хотя знала изначально, что я не собираюсь покупать именно их франшизу, а пока что просто провожу анализ рынка Ждала ответа 4 дня. Позвонила в итоге сама, менеджер по продажам очень приветливая, ответила на все интересующие вопросы

Пакет франшизы Предварительный этап: договор, анализ местности, помещения существующего или подбор нового, выезд специалиста, зонирование, дизайн, выезд специалиста Долгосрочный договор (5 лет) на право использования зарегистрированной торговой марки Wai Thai (Вай Тай) и зарегистрированного логотипа. Доступ к клиентской базе. Оценку месторасположения будущего салона. Закрепление за франчайзи определенного эксклюзивного района. Закрепление за вашим салоном менеджеров и специалистов. Обучение вашего бухгалтера, юридическое сопровождение. Рекомендации по возможностям получения лицензии на медицинскую деятельность. Бренд-бук. План-график открытия салона. Подробное руководство по ремонту и созданию внутреннего оформления и стиля салона в соответствии со стандартами. Помощь в покупке декора и оборудования для салона «Вай Тай». Дизайн-проект салона. Предоставление полного перечня покупок мебели и декора для оформления всех помещений салона. Предоставление надежных подрядчиков по приобретению расходных материалов и оборудования.

Уникальност ь УТП: фитнес, кальянные, парикмахерские, барбершопы, лазерная косметология, солярий. Акцент на дизайн: в стиле тайской деревни (не только залы для массажа, музыка и приглушенный свет, как в других салонах) Вай Тай не использует демпинг в завоевании клиентов.

Таблица 1. Часть 2. Сравнительный анализ франшиз СПА-салонов

Критерии Рельсы-рельсы ROYAL THAI

Известность бренда Федеральная сеть (3 своих студии и более 30 партнеров) 26 салонов в 4 городах России

Услуги Классические сеансы массажа, СПА-плюшки, натуральная косметика и подарочные сертификаты Кроме массажа и СПА программ, в ассортименте салона есть эксклюзивная косметика, а так же подарочные сертификаты

Цена франшизы Паушальный взнос: 450 000 рублей В паушальный взнос входит: использование бренда, подключение и настройка СЯМ-системы, маркетинг-план под ваш город, предварительное оформление соц. сетей, постоянная поддержка персональным менеджером. Салон формата «Standart»/«Optim» Площадь салона 110/160 кв.м Количество рабочих комнат: 5/8 Маркетинговый взнос 2% от выручки Доля прибыли в обороте 14%/23% Средняя выручка салона: 1,650/ 2,550 млн руб. в месяц

Срок окупаемости 11 месяцев Выход на самоокупаемость 3 -6мес. Полная окупаемость проекта 20мес./37мес.

Роялти 7% от выручки 5% от выручки

Первоначальные вложения Стартовые инвестиции: от 900 000 рублей на открытие Строительные работы и материалы: 325 000 Р, Аренда: 50 000 Р, Мебель: 280 000 Р, Орг. техника: 75 500 Р, Инвентарь, расходники: 102 000 Р, CRM-система: 18 000 Р, Видеонаблюдение: 3 000 Р, Маркетинг: 88 500 Р, Униформа: 6 000 Р, Закуп косметики: 17 000 Р Итого: менее 3 млн Паушальный взнос 400 000/450 000тыс. Р Средний объем инвестиций 7, 65млн. Р/10млн. Р

Как давно продается франшиза с 2020 года франшиза. Год основания 2018. с 2014

Система поддержки со стороны франчайзера Помогают отбирать и утверждать помещение по специальному чек-листу отбора. Делают дизайн-проект студии со сметой и дают ассортиментную матрицу с ТОПовыми позициями косметики для продажи. Предварительно наполняют социальные сети и подключают СЯМ-систему. Предоставляют контент-план под ваш город, чтобы в первые 3 дня работы уже заработали 200 000 рублей. Перед открытием возможен выезд их специалистов для обучения администраторов и мастеров. Говорят, что открытие нового бизнеса будет спокойным и комфортным." Сопровождение на весь срок сотрудничества: Подключение к колл-центру Предоставление программного обеспечения; Маркетинговая поддержка: разработка рекламной кампании, разработка отдельной страницы на сайте сети, размещение рекламы и продвижения в интернете, разработка всех необходимых Pos-материалов; Постоянное сопровождение работы салона на протяжении всего срока сотрудничества, предоставление постоянных консультаций по ведению бизнеса.

Впечатления от первых контактов с франчайзером Отзывы положительные -

• Проектирование салона;

• Технологический план и

спецификация оборудования;

• Подбор мастеров в Таиланде,

Индии;

В пакет франшизы входят все • Сбор образовательных и

документы и инструменты для медицинских документов в

успешного запуска вашей студии: Таиланде;

Юридические, бухгалтерские и • Помощь в оформлении визы в

кадровые документы Бангкоке и легализации контракта

Чек-лист по поиску и отбору в Консульстве Таиланда;

помещения • Консультирование по алгоритму

Смета для оснащения студии со всеми приезда;

поставщиками • Обучение администраторов и

Уникальная методика поиска и найма управляющего в действующих

Пакет франшизы персонала салонах ROYAL THAI;

Обучающие материалы для новых • Помощь в лицензировании

сотрудников салонов;

Сопровождение на этапе запуска и • Выездная работа

дальнейшая поддержка после открытия корпоративного управляющего

студии ROYAL THAI в момент запуска

Бренд-бук и макеты всех рекламных салона для внедрения

материалов корпоративных стандартов работы

SMM-стратегия, контент-план на 3 мес, и сервиса;

шаблоны для постов • Готовая матрица услуг и

План по открытию и дальнейшему косметики;

продвижению • Продвижение салона в интернет

Обучение и внедрение ERP-системы пространстве • Подключение к колл - центру; • Интеграция с CRM, система online бронирования; • Постоянное сопровождение работы салона

Пишут так; "Откройте свой

Уникальная система набора персонала собстенный уголок Тайланда!" и

разработанная владельцами студии. так "Красивый бизнес со

Своя методика найма сотрудников. стабильным доходом - ROYAL

Обеспечивают поток клиентов. THAI"

Запускают рекламную кампанию, Предоставляют опыт подбора

которая дает загрузку студии на персонала

ближайшие несколько недель. Под ключ от экономики до

Online-вебинары. Вебинары от дизайна помещения

действующих бизнесменов, коучей и - Эксклюзив на город; Расчет

Уникальность психологов, которые помогают с экономики проекта; Готовая

вопросами управления персонала, матрица услуг и косметики;

финансов и процессов в студии, Консультирование по подбору

личностного роста. помещения; Консультирование по

Ниша с низкой конкуренцией проектированию салона и

Растущий рынок по исследованиям дизайну;

РБК + минимальное количество В начале указаны множество

прямых конкурентов дает отличные цифр, они вызывают доверие

возможности занять лидерские В сети работают только опытные

позиции в своем городе и хорошо мастера из Королевства Таиланд,

зарабатывать Индонезии и Индии. "Техника тайского массажа

неповторима, что делает салон уникальным, по сравнению с другими массажными салонами."

Таблица 1. Часть 3. Сравнительный анализ франшиз СПА-салонов

Критерии Мечта Бьюти Алтайская здравница Ледибосс

Известность бренда 18 салонов по России. 3 собственных в Ижевске Межрегиональный уровень: 12 салонов - из них 5 собственных. 10 городов: Спб, Абакан, Тюмень, Екб, Новосиб, Новокузнецк, Калининград, Кемерово, Севастополь, Липецк Пенза, Краснодар, Тольятии, Барнаул, Казань, Бишкек, Днепр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Услуги Лечебный массаж, различные массажи по коррекции фигуры, В-FLEXY, ИК-сауна, компресионная терапия, STARVAC SPA-релакс; SPA с общим массажем; SPA для мужчин; SPA для двоих; Массаж; Программы скульпторы Брови, массаж, уход за лицом, мезотерапия, ход за волосами, эпиляция, услуги для беременных, аппаратная косметология

Площадь от 40 кв. м Количество рабочих кабинетов (от 1, но рекомендуют настойчиво 2) Паушальный взнос 420 000 тыс. руб Роялти фиксированный 15000-20000 рублей Маркетинговый взнос 30000 руб в месяц Объем инвестиций от 1

Цена франшизы 600 000 Паушальный-350000

млн. Окупаемость по разному, в основном 7 мес.

Срок окупаемости 7 месяцев от 12 месяцев от 5 (рентабельность 52%)

Роялти 15000-20000 рублей Зависит от выручки: до 300 000 - 5%; 300 - 500к - 20 000; 500 -1 000к - 30к; более 1млн - 40к 4% оборот

Первоначальны е вложения от 1 млн 2510000 1070000

Как давно продается франшиза с 2017 года первые партнеры, но ещё не франшиза с 2019 года уже полноценная франшиза с 2017 года 2020

Система поддержки со стороны франчайзера Помогают на старте с выбором помещения. Помощь в поиске кадров ПО маркетинг (настройка рекламы, подключение к общему сайту, создание аккаунтов везде) консультации контакты поставщиков Франчайзер помогает команде со следующим: 1. предоставляет авторские методики более 40 SPA-процедур (аутентичные); 2. поставка косметики собственного производства для работы SPA-процедур; 3. поставка линейки косметики "домашний уход" для реализации в салоне; 4. "сильную" рекламную капманию; 5. поддержка всех направлений маркетинга на техническом уровне; 6. поддержка рекламными материалами Отсутствует

Впечатления от первых контактов с франчайзером Хорошо. Очень оперативно отвечают на вопросы и на связи с будущим франчайзи постоянно Нашла презентацию на сайте, они ответили на следующий день. Сам франчайзер ответил оперативно Отрицательные отзывы

Пакет франшизы • Проектирование салона; • Технологический план и спецификация оборудования; • Подбор мастеров • Получение медицинской лицензии • Выход на работу с организациями благодаря полисам ДМС • Обучение администраторов и массажистов • Участие в различных мероприятиях со Стартап полностью берет на себя команда профессионалов во главе с основателем проекта: помощь в подборе помещения и персонала, работа с экстерьером и интерьером объекта, полное маркетинговое сопровождение в онлайн и оффлайн форматах, чек-листы и инструкции. Присутствие и помощь команды в день открытия и последующие несколько дней, обучение персонала. Команда £ММ--специалистов 1. Помощь в подборе помещения и его дизайн-проект. 2. Помощь в поиске и найме сотрудников. Их обучение собственным программам коррекции фигуры, включающие в себя

спикерами с целью продвигает проект в соц. сетях разноплановост

обучения и выявления (instagram,VK). Контент, фото, ь аппаратных и

трендов видео съемка, проведение ручных

• Составленный пакет розыгрышей, подбор блогеров, методик.

услуг размещение информации в Обучение

• Продвижение салона в пабликах. работы с

интернет пространстве Маркетинговые консультации аппаратами

• Подключение к колл - на всех этапах работы, коррекции

центру; разработка рекламных фигуры.

• Интеграция с CRM, кампаний, стратегии 3. Настройка

система on-line продвижения филиала. таргетированно

бронирования; Консультации по й рекламы,

• Постоянное юридическим, бухгалтерским предоставление

сопровождение работы вопросам (предоставляем инструментов

салона на протяжении шаблоны всех необходимых для

всего срока документов). привлечения

сотрудничества; Дизайнер в штате оперативно стабильного

корректирует имиджевые и потока

рекламные макеты под филиал, клиентов.

Видео-материалы для обучения 4. ЗЫЫ-

новых сотрудников. сопровождение.

Учебный центр от «Алтайской 5. Юридическое

здравницы» проводит обучения сопровождение.

для мастеров, администраторов 6. Дальнейшее

и управляющих собственной обучение новым

сети у самых лучших разработанным

преподавателей страны, методикам.

являющихся членами Головной офис

национальной федерации • Консультация

массажистов. по подбору

Товарный знак, брендбук, помещения

обновление программ согласно • Поставки

аналитике продаж каждый оборудования и

квартал. материалов

• Алгоритм в

поиске и

подборе

персонала

• Обучение

техническим

процессам

• Создание и

настройка соц.

сетей

• Настройка

рекламной

компании

• Проведение

мастер-классов

для нового

оборудования

• Поддержка

24/7

• Инструкции

по работе с

оборудованием Франчайзи • Регистрация бизнеса • Ремонт

помещения • Поиск

помещения • Поиск и найм

персонала

Предоставление качественных

услуг

Уникальность в контрактах с организациями и работе с Собственно разработанные

Уникальность программы массажей, основанные на традиционной сибирской медицине нет

клиентами, имеющими ДМС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.