Научная статья на тему 'Исследование роли самостоятельной работы в обучении профессиональному иностранному языку'

Исследование роли самостоятельной работы в обучении профессиональному иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Т. И.

Исследуется роль самостоятельной работы в обучении профес-сиональному иностранному языку и формировании учебно-познава- тельных мотивов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование роли самостоятельной работы в обучении профессиональному иностранному языку»

УДК 378:4

Т.И. Тимофеева, Дальрыбвтуз, Владивосток

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Исследуется роль самостоятельной работы в обучении профессиональному иностранному языку и формировании учебнопознавательных мотивов студентов.

Привитие студентам навыков самостоятельной работы по иностранному языку является актуальной задачей вуза в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Если у студента нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует широкий и творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес в какой-либо области знаний, а возникший интерес, скорее всего, будет носить односторонний характер, любознательность превратится в слепое подражание образцам, порой весьма сомнительной ценности. Подобный интерес нельзя назвать проявлением индивидуальных способностей и творческих возможностей личности.

Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам. Недостаточное количество разработок по технологии педагогической организации самостоятельного процесса обучения иностранному языку в техническом вузе обусловило актуальность данной проблемы.

Объектом нашего исследования является процесс обучения профессиональному иностранному языку в вузе. Предмет исследования

- самостоятельная работа студентов по иностранному языку как средство повышения уровня учебно-познавательной мотивации студентов и, как следствие, повышения эффективности обучения иностранному языку.

Целью нашего исследования является определение места и роли самостоятельной работы по иностранному языку в формировании и развитии учебно-познавательных мотивов студентов. Если отсутствие учебно-познавательной мотивации студентов ставит в качестве основной проблему пробуждения учебных интересов, то наличие её снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план

способность преподавателя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные мотивы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению занятий.

В методике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы:

- воспроизводящий;

- полутворческий;

- творческий.

Проблема формирования учебно-познавательных мотивов студентов по отношению к иноязычной культуре решается каждым преподавателем с учётом конкретных условий и возможностей. Однако общие методические принципы подхода к проблеме позволяют выделить три основных уровня решения проблемы, которые вполне могут быть и этапами усложняющейся деятельности по формированию познавательной мотивации.

Первый - эмпирический. В основе лежит опытное представление о необходимости формирования у студентов познавательных мотивов, особенностях их становления на различных этапах занятия.

Второй уровень - творческий, с элементами научно-исследовательского подхода. На этом этапе деятельности усложняются задачи, которые выдвигает перед собой преподаватель, и как результат -усложняются требования, предъявляемые педагогом к студентам, и объём материала для самостоятельной работы.

Третий, высший уровень решения проблемы - научно-исследовательский. Он соединяет воедино эмпирическое начало и творческое отношение с исследовательским подходом к изучению интересов студентов, их склонностей, способностей. На этом этапе, с учётом уровня предшествующей учебной подготовки, создаются самые благоприятные условия для становления и развития учебнопознавательных мотивов обучающихся.

Для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку требуется

- осознание ими цели заданий;

- знание процедуры их выполнения;

- умение пользоваться средствами обучения;

- умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий;

- учёт соответствующих дидактических условий.

Работа по устранению недостатков и созданию предпосылок для вовлечения студентов в систематическую работу по иностранному языку будет эффективной при соблюдении следующих условий: Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы студент понимал специфику предмета, осознавал, что главное в изучении иностранного языка - это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только ежедневной практикой. При этом нужно, чтобы студент не только понимал важность и необходимость систематической

самостоятельной работы по иностранному языку, но и был убеждён, что, только работая таким образом, он сможет овладеть этим предметом в тех пределах, которые определены программой по иностранным языкам. Для реализации этой предпосылки нужна наглядность: видеотехника, мультимедиа и аудиотехника, Интернет-ресурсы.

Студент должен понимать для того, чтобы правильно произносить, нужно научиться произносить так, или почти так, как это делают преподаватель или диктор; чтобы правильно читать, нужно уметь соотносить написанное (напечатанное) с тем, как это звучит; устное владение словами поможет правильному озвучиванию их, но для этого нужно твёрдо знать правила чтения букв, буквосочетаний, уметь внутренне слышать слово, узнавать его, соотносить со значением и таким образом понимать:

- чтобы правильно писать, нужно постараться запомнить слово, сочетание слов, писать по памяти, а потом сверять написанное и, если написано с ошибками, постараться написать ещё раз по памяти правильно;

- чтобы ответить на вопрос, нужно внимательно вслушиваться или вчитываться в него, чтобы использовать элементы его структуры в ответе, а они повторяются.

Это характерно для английского и русского языков. Вслушивание в вопрос, задаваемый преподавателем, или внимательное его прочтение будут способствовать удержанию в памяти структуры, а это необходимо также и для развития умения задавать вопросы. По сути дела, постановка вопроса на изучаемом языке - это припоминание того, что было в иноязычном опыте учащихся, а не построение заново возникающего замысла. Нужно, чтобы студент знал средства обучения и умел ими пользоваться: ориентировался в учебнике, знал, что, где и как расположено в книге для чтения, умел пользоваться магнитной записью, понимал, с какой целью выполняются те или иные упражнения,задания.

Необходимо поддерживать и развивать интерес к изучению предмета, используя все имеющиеся в распоряжении преподавателя приёмы стимулирования речемыслительной деятельности студентов и положительного эмоционального воздействия на студентов, чтобы усиливать мотивацию учения.

Анализ современного состояния проблемы показывает, что на сегодняшний день ещё нет идеальной методики самостоятельной работы студентов, направленной на формирование и развитие учебнопознавательных мотивов, но необходимость её разработки не вызывает сомнений. Только целенаправленное формирование методики самостоятельной работы обеспечивает проблемное развивающее обучение, которое, в свою очередь является главным источником формирования познавательной мотивации Самостоятельная работа - одно из главных средств актуализации

потенциальных возможностей каждого студента. Она ведёт к мобилизации резервов всестороннего развития личности.

Таким образом, под формированием методики самостоятельной деятельности понимают такую систему способов и приёмов взаимообусловленных действий преподавателя и студентов, которая органично, как характерологическая сторона, присуща всем этапам обучения иностранному языку. Этот принцип делает процесс обучения глубоко личностным. Он по определению тяготеет к системности и целостности.

Существование методики формирования навыков самостоятельной деятельности - это одно из главных условий актуализации потенциальных возможностей каждого студента. Только специально организованное целенаправленное обучение речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на самостоятельную учебную работу студентов, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления.

Систематическая самостоятельная работа студентов при обучении иностранному языку гарантирует истинную мотивацию, подлинную, внутреннюю (а не внешнюю, часто чисто формальную) активность.

Таким образом, подтверждается выдвинутая гипотеза, из которой следует, что действенность и эффективность процесса обучения профессиональному иностранному языку в техническом ВУЗе значительно повысится, если самостоятельная учебная деятельность студентов будет представлять собой динамично функционирующую целостную систему.

Библиографический список

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.

2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам. М.: Высш. шк., 1982.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

4. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М., 1983.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов О.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.