психологические науки
УДК 159.96
С. Б. Величковская
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета; е-таН: velichkovskaya@gmail.com
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Данная статья посвящена исследованию сложной и многогранной проблемы роли когнитивного стиля личности в обучении. Данная проблематика является актуальной для уточнения условий оптимизации учебной деятельности в высшей школе. Кроме того, в условиях индивидуализации процесса обучения иностранным языкам возрастает актуальность проведения конкретных эмпирических исследований, направленных на выявление эффективности и оценку конкретных методик обучения ИЯ. В статье рассматриваются результаты изучения основных когнитивных стилей студентов лингвистических специальностей, которые способствуют усвоению иностранных языков. Центральным вопросом является также исследование возможности развития тех когнитивных стилей, которые, по результатам исследований, способствуют успешному усвоению иностранных языков в высшей школе. Данные такого рода могут быть полезны при составлении учебных планов, разработке новых учебных пособий, а также создании инновационных способов контроля знаний.
Ключевые слова: иностранный язык; когнитивный стиль личности; лингвистические специальности; образование в высшей школе; обучение иностранным языкам; успешное усвоение; учебная деятельность.
S. B. Velichkovskaya
PhD (Psychology), Associate Professor of the Department of Psychology
and Pedagogical Anthropology, Institute of the Humanities and applied Science,
Moscow State Linguistic University; e-mail: velichkovskaya@gmail.com
THE ROLE OF STUDENT'S PERSONALITY COGNITIVE STYLE IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING PROCESS
The article is devoted to the research on a complex and multifaceted issue of a personality's cognitive style in learning. This issue is relevant for clarifying the
conditions of academic activity at higher education institutions. Moreover, in the framework of foreign language learning process individuation the relevance of conducting precise empirical research, aimed at defining the efficiency and estimating precise foreign language learning techniques, increases. The article contemplates on the results of a study on basic cognitive styles among linguistic students that contribute to foreign language acquisition. the central issue is also referred to a study on the opportunities of developing those cognitive styles that in accordance with the data gathered were defined as facilitating successful foreign language acquisition at higher education institutions. these data can be useful while compiling curricula, devising new study guides and trailblazing assessment methods.
Key words: foreign language; personality's cognitive style; linguistic specialties; higher education; foreign language learning; successful acquisition; academic activity.
Введение
Создание эффективной образовательной среды, влияющей на успешность деятельности участников педагогического процесса, повышение качества высшего образования является приоритетной задачей, широко обсуждаемой в современном российском обществе. Решение данной проблемы видится сегодня в разработке целенаправленного, системного, комплексного подхода к организации процесса обучения в целом, в выявлении условий, необходимых для оптимизации данного процесса как на институциональном уровне (Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»), со стороны высшего менеджмента образовательных учреждений, так и в рамках конкретного психолого-педагогического содействия профессиональному становлению и развитию личности [Величковская 2018; Гусейнова 2018; Краева 2018]. Востребованными представляются многочисленные современные психологические исследования, направленные на изучение взаимовлияния различных сфер и свойств личности и эффективности обучения в высшей школе, указывающих на то, что формирование успешного, активного, здорового будущего профессионала связано с целым рядом объективных и субъективных факторов. В условиях глобализации современного мира и рынка труда неотъемлемым требованием к качествам конкурентоспособного компетентного специалиста любого направления подготовки является знание не только родного, но и иностранных языков. Особую актуальность в этой связи приобретают научные работы, посвященные
проблематике эффективного обучения и усвоения ИЯ [Копошилко 2018; Кошелева 2019]. Одним из перспективных направлений в данной области можно считать появление конкретных эмпирических исследований оценки влияния когнитивного стиля личности в процессе преподавания на результат обучения ИЯ на разных уровнях современного образования [Мартынович 2018; ЕЫтап аЬ а1. 2003].
Современные подходы к исследованию понятия
и роли когнитивного стиля личности в овладении различными видами деятельности
Подходы в отечественной и зарубежной традиции к пониманию понятия когнитивный стиль (КС) в рамках русских и западных школ, тем не менее, весьма различны. В рамках концепции В. С. Мерлина российские исследователи с 1960-х гг. развивают понятие индивидуального стиля деятельности, в основе которого лежат компенсаторные механизмы, помогающие индивиду уравновесить тип нервной системы с требованиями внешней среды. В этом смысле понятие КС отражает больше результат взаимодействия внутреннего плана человека с внешним миром. В западной традиции понятие стиля было трансформировано в «когнитивный стиль» в 1950-1970-е гг. в теориях Г. Виткина, С. Е. Аша, Г. Кляйна и др. Понятие КС включает в себя комплекс индивидуальных способов получения и обработки информации. В отличие от индивидуального стиля деятельности, когнитивный стиль личности описывает не столько конечный результат, сколько сам процесс когнитивной деятельности индивида. В дальнейшем такое понимание термина КС было поддержано и в России М. А. Холодной, И. П. Шкуратовой, В. А. Колгой и другими исследователями [Мартынович 2018].
Несмотря на некоторую размытость самого понятия когнитивного стиля (КС), в последнее время всё больше внимания уделяется изучению взаимосвязи КС человека и эффективности его деятельности в той или иной сфере. В своих работах И.П. Шкуратова подчеркивает, что способ, форма деятельности (а КС - это индивидуальный способ получения и обработки информации) неразрывно связан с результатом конкретного вида деятельности, в том числе, и академической. В исследованиях последних лет находит своё подтверждение гипотеза об устойчивой взаимосвязи таких когнитивных стилей,
как рефлективность, поленезависимость, пластичность мышления с успешностью в учебной деятельности [Мартынович 2018]. По мнению Е. С. Алешиной, рефлексирующие личности способны к более четкому восприятию данных, лучшей концентрации и переключению внимания, которая приводит к высокой успеваемости. М. А. Холодная, в свою очередь, говорит о том, что для них характерно также наличие так называемой метапамяти, что позволяет контролировать свою деятельность на глубинном, личностном уровне и быть продуктивными в ней [Мартынович 2018].
Во многих исследованиях указывается на устойчивую взаимосвязь между использованием поленезависимого когнитивного стиля и высокими академическими результатами. Изучению влияния данного когнитивного стиля на успешность обучения сегодня также посвящено большое количество отдельных эмпирических работ. М. Найес отмечает, например, что поленезависимые личности именно с мобильным КС, сохраняющие основные характеристики своего стиля, в зависимости от ситуации меняют его на другой (противоположный) и являются наиболее успешными в обучении. В исследованиях ученых также отмечается и взаимосвязь такого когнитивного стиля, как ригидность мышления с результатами в обучении, при котором полюс гибкого мышления соотносится с высокой результативностью. Обучающиеся, обладающие данным когнитивным стилем, лучше выполняют когнитивные задания в затрудненных условиях, что легко объяснить природой данного полюса КС. В отличие от них, учащие -ся с ригидным стилем мышления отличаются низкой академической успеваемостью [Мартынович 2018].
Крайне важным является вопрос о влиянии соответствия когнитивного стиля преподавателя и когнитивного стиля обучающегося на процесс обучения. На сегодняшний день уже существуют данные, подтверждающие, что чем чаще КС обучающегося совпадает с КС педагога, тем эффективнее процесс обучения в целом [Мартынович 2018; Cohen, Weaver 2005].
В области психологии обучения иностранным языкам содержание понятия КС трактуется с точки зрения роли когнитивного стиля личности в успешности обучении иностранным языкам. В работе Е. В. Мартынович указывается, что экспериментально-психологическая концепция обучения иностранным языкам В. А. Артемова, психолого-
методическая концепция обучения иностранным языкам Б. В. Беляева и личностно-деятельностная концепция обучения иностранным языкам И. А. Зимней являются основными психологическими концепциями обучения иностранным языкам [Мартынович 2018]. Несмотря на различия в подходах, эти концепции подчеркивают важность тенденции к индивидуализации процесса обучения ИЯ и создания таких психологических условий обучения, которые не просто являются попыткой оправдать используемые методические приемы с помощью психологических знаний, а используют такие способы обучения, которые будут изначально построены на психологии усвоения и применения иностранных языков в реальной коммуникации. В этом случае психологической особенностью, на которой может быть построен весь процесс обучения ИЯ, является и тот факт, что овладение ИЯ есть не только приобретение определённых знаний, навыков и умений, как в случае с другими учебными предметами, сколько формирование у обучающихся способности к мышлению на иностранном языке [Мартынович 2018; Кошелева 2019; Ehrman, Leaver 2003].
Эмпирическое исследование роли когнитивного стиля личности в обучении иностранным языкам в высшей школе
Для представляемого исследования теоретической установкой послужило предположение о существовании когнитивных стилей, способствующих успешному обучению иностранным языкам в высшей школе. Второй исследовательской проблемой стало доказательство положительного влияния совпадения КС личности преподавателя с когнитивным стилем обучающегося на успешность овладения ИЯ в вузе. Таким образом, целью данного исследования являлось выявление когнитивных стилей, характерных для студентов лингвистических специальностей, успешных в обучении.
В исследовании приняли участие 127 человек: 3 преподавателя и 124 студента лингвистических направлений подготовки. Исследование проводилось в двух московских университетах среди студентов II-IV курсов, изучающих английский и немецкий языки. Исследование было проведено с применением современных средств и методов статистической обработки данных.
В ходе работы был разработан и использован комплекс методических средств для оценки когнитивных стилевых предпочтений
обучающихся, а также опросный метод, позволивший получить представление об успеваемости студентов, участвовавших в исследовании [Мартынович 2018]:
1. Опрос преподавателей об успешности студентов, изучающих
иностранный язык
2. Психодиагностические методики:
• анкета стилей учения» А. Коэна, Р. Оксфорд и Дж. Чи;
• тест «Гибкости мышления» А. Лачинса;
• НОТИН-Новыйопросниктолерантности-интолерантности к неопределенности (в адаптации Т. В. Корниловой).
Успешность овладения иностранными языками (ИЯ) складывалась из традиционных оценок, данных преподавателем студенту в таких категориях, как «5 баллов», «4 балла» и «3 балла». На данном основании обучающиеся были разделены на три группы по успешности овладения ИЯ (см. рис. 1).
Основываясь на эмпирических результатах, полученных в ходе обработки данных психодиагностических методик, был сделан общий вывод о том, что обучающимся по лингвистическим направлениям подготовки присущи синтетический, дедуктивный, поленезависимый когнитивные стили (см. рис. 2). Для них также характерна толерантность к неопределенности и преобладание гибкого стиля мышления.
Наименее выраженные когнитивные стили у обучающихся иностранным языкам в высшей школе представлены аналитическим,
■ Произвольный
■ Аналитический
■ Дедуктивный
■ Полезависимый
■ Последовательный
■ Заострение
■ Индуктивный
■ Импульсивный
■ Синтетический Сглаживание
■ Поленезависимый
■ Рефлективный
Рис. 2. Когнитивные стили личности у обучающихся иностранным языкам в высшей школе
сглаживающим, индуктивным и полезависимым КС. Дальнейшая интерпретация данных позволила уточнить, что синтетический, дедуктивный, а также рефлективный когнитивный стили в группах студентов по успешности овладения иностранными языками различаются. У успешных и средне успешных студентов степень выраженности данных когнитивных стилей выше.
В результате проведенного сравнения было установлено, что «успешные», «средне успешные» и «неуспешные» студенты различаются по рефлективности мышления (р<0,01), произвольности мышления (р<0,04), синтетичности мышления (р<0,04) и дедуктивности мышления (р<0,05), причем эти различия статистически значимы.
Полученные далее результаты помогли сделать вывод о том, что когнитивные стили оказывают положительное влияние на усвоение иностранных языков в высшей школе, что подтверждает первую гипотезу, которая указывает на существование таких когнитивных стилей, которые способствуют обучению иностранным языкам в высшей школе (см. рис. 3). Интересным кажется тот факт, что по мере возрастания показателей успешности растёт и степень выраженности отдельных когнитивных стилевых предпочтений.
На основе сравнения выраженности стилевых предпочтений в разных группах обучающихся, выделенных по признаку успешности в овладении иностранными языками, было отмечено сходство
когнитивных стилей у студентов, обладающих высокими и средними результатами при изучении ИЯ.
На основе результатов, полученных с помощью использования статистических методов обработки данных, при обобщении был сделан вывод о том, что для студентов, имеющих высокие результаты в овладении ИЯ, характерно тщательное обдумывание различных вариантов ответа (рефлективный КС), а также стремление объединять полученные отдельные блоки информации в единое целое (синтетический КС). Им также свойственно двигаться от общего к частному при решении задач, опираясь при этом на правило или теоретические знания (дедуктивный КС). В свою очередь, это отсылает к трудам Б. В. Беляева, к его идее о том, что наиболее результативным методом изучения ИЯ является методика не механического заучивания (опора на теорию) или же, наоборот, погружения, сколько именно развитие знания от теории к практике, которое позволяет присвоить осознанный материал, предлагаемый преподавателем в виде системы правил (прив. по: [Мартынович 2018]).
Для уточнения второй эмпирической гипотезы был использован непараметрический критерий H-Краскала-Уоллиса ф<0,05), с помощью которого можно было бы проверить предположение о том, что существуют значимые различия КС у испытуемых в группах успешных, средне успешных и неуспешных в овладении ИЯ обучающихся. Результаты статистического и описательного анализа на основе
Рис. 3. Стилевые предпочтения студентов, успешных в усвоении ИЯ
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
■ Оценка "3м ■ Оценка "4" Оценка "5"
Рис. 4. Влияние совпадения КС преподавателя и КС студента на успешность обучения иностранным языкам в высшей школе
данных о количестве совпадений когнитивных полюсов студентов с полюсами когнитивных стилей их педагогов представлены на рисунке 4 и в таблице 1.
Таблица 1
Влияние совпадения КС преподавателя и КС студента на успешность обучения иностранным языкам в высшей школе
Показатели Наименее успешные (оценка «3») Средне успешные (оценка «4») Успешные (оценка «5»)
Педагог 1 Среднее значение совпадения КС педагога и студента 2 2,83 2,94 1.............................
Педагог 2 2,82 3,06 3,06
Педагог 3 3 2,54 3,13
На данном этапе работы были получены противоречивые и интересные результаты, которые требуют дальнейшего исследования, несмотря на отсутствие значимых статистических различий в группах студентов с разным количеством совпадений в КС преподавателя и КС студента (р>0,05). В таблице 1 наглядно продемонстрировано увеличение коэффициента среднего значения совпадений полюсов КС у студента и преподавателя в соответствии с уровнем успешности
студентов в группах Педагога 1 и Педагога 2 (см. табл. 1). В группе Педагога 3 такая закономерность установлена не была, хотя количество совпадений когнитивных стилей студента и преподавателя является в группе «успешных студентов» самым большим.
В результате обобщения большого количества эмпирических данных, обсуждаемых в работе, были сделаны выводы, касающиеся определения роли когнитивного стиля личности в процессе преподавания иностранного языка в высшей школе. Была подтверждена эмпирическая гипотеза, согласно которой когнитивными стилями, характерными для успешных в обучении иностранным языкам студентов, являются: синтетический, дедуктивный и рефлективный когнитивные стили. Степень выраженности произвольного когнитивного стиля является одинаковой для трех групп студентов, что не позволяет сделать однозначный вывод о его роли в обучении ИЯ в высшей школе. Полученные статистические данные свидетельствуют также об отсутствии значимых различий в группах студентов с разной успешностью овладения ИЯ по количеству совпадения полюсов КС личности с полюсами КС преподавателей. Однако материалы описательной статистики дают возможность полагать, что существует положительная тенденция влияния совпадения когнитивного стиля личности студентов лингвистических специальностей и их преподавателей на обучение ИЯ.
Заключение
Данная работа посвящена проблеме поиска наиболее благоприятных психологических условий для обучения иностранным языкам в высшей школе. В исследовании внимание было сконцентрировано на изучении роли когнитивного стиля личности иностранным языкам в процессе преподавания ИЯ в высшей школе.
С помощью статистических и описательных методов были выделены когнитивные предпочтения групп обучающихся, установлены характерные для успешных студентов когнитивные стили личности, которыми являются синтетический, дедуктивный и рефлективный когнитивные стили. Было подтверждено первое эмпирическое предположение о существовании таких стилей мышления, которые предпочтительны для более успешного обучения иностранным языкам в высшей школе. Сведения, полученные в ходе проверки гипотезы
о влиянии совпадения когнитивных стилей преподавателя и студента на обучение иностранным языкам в высшей школе, показали, что существует взаимосвязь между успешностью обучающихся и наличием совпадения когнитивного стиля обучающегося с когнитивным стилем преподавателя, однако тенденция прослеживается не во всех группах, принявших участие в исследовании, и требует дальнейшего уточнения.
Полученные выводы позволяют наметить пути дальнейшей теоретической и экспериментальной работы. К ее перспективным направлениям относятся вопросы уточнения и расширения самого понятия когнитивного стиля личности, проблемы поиска и развития когнитивных стилей мышления, характерных для успешного овладения ИЯ, изучение специфики успешного взаимодействия между обучающимися и преподавателем. Интересной и малоизученной темой остается исследование особенностей когнитивного стиля личности носителей языка, которая могла бы лечь в основу разработки новых методов эффективного воздействия на обучающихся в процессе преподавания иностранного языка на разных уровнях современной образовательной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Величковская С. Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 212-224. URL : www.vestnik-mslu.ru/ Vest-2018/2_796.indd.pdf. Гусейнова И. А. Эффективный менеджмент в современном научно-образовательном пространстве // Вестник Московского государственно -го лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 18-28. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2018/2_796. indd.pdf.
Копошилко С. Б. Личностно ориентированное обучение иностранным языкам: проблемы и решения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. Вып. 2 (796). С. 29-42. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2018/2_796. indd.pdf.
Кошелева Ю. П. Организация образовательной среды при интенсивном обучении иностранным языкам // Психологические проблемы смысла жизни и акме : электронный сб. материалов XIX симпозиума / под ред.
Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2019. С. 133-136. URL : http://elibrary.ru/ download/elibrary_38018215_19000222.pdf.
Краева И. А. Политика МГЛУ в обеспечении качественного лингвистического образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 9-17. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2018/2_796.indd.pdf.
Мартынович Е. В. Роль когнитивного стиля личности в обучении иностранным языкам в высшей школе : выпускная квалификационная работа. М. : МГЛУ 2018. 60 с.
Cohen A., Weaver S. Styles and Strategies-Based Instruction: A Teachers' Guide. Minnesota : Center for Advanced Research on Language Acquisition Working Paper Series, 2005. 177 p.
Ehrman M., Leaver B. L. Cognitive styles in the service of language learning // Pergamon. Elsevier Ltd, 2003. System 31. P. 393-415.
REFERENCES
Velichkovskaja S. B. Psihologicheskie trudnosti studentov v uchebnom processe i vozmozhnosti ih preodolenija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. Vyp. 2 (796). S. 212-224. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2018/2_796. indd.pdf.
Gusejnova I. A. Jeffektivnyj menedzhment v sovremennom nauchno-obrazo-vatel'nom prostranstve // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. Vyp. 2 (796). S. 18-28. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2018/2_796.indd.pdf.
Koposhilko S. B. Lichnostno orientirovannoe obuchenie inostrannym jazykam: problemy i reshenija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2018. Vyp. 2 (796). S. 29-42. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2018/2_796.indd.pdf.
Kosheleva Ju. P. Organizacija obrazovatel'noj sredy pri intensivnom obuchenii inostrannym jazykam // Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme : jelektronnyj sb. materialov XIX simpoziuma / pod red. G. A. Vajzer, N. V. Kisel'nikovoj, T. A. Popovoj. M. : FGBNU «Psihologicheskij institut RAO», 2019. S. 133-136. URL : http://elibrary.ru/download/ elibrary_38018215_19000222.pdf.
Kraeva I. A. Politika MGLU v obespechenii kachestvennogo lingvisticheskogo obrazovanija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. Vyp. 2 (796). S. 9-17. URL : www.vestnik-mslu.ru/Vest-2018/2_796.indd.pdf.
Martynovich E. V. Rol' kognitivnogo stilja lichnosti v obuchenii inostrannym jazykam v vysshej shkole : vypusknaja kvalifikacionnaja rabota. M. : MGLU, 2018. 60 s.
Cohen A., Weaver S. Styles and Strategies-Based Instruction: A Teachers' Guide. Minnesota : Center for Advanced Research on Language Acquisition Working Paper Series, 2005. 177 p. Ehrman M., Leaver B. L. Cognitive styles in the service of language learning // Pergamon. Elsevier Ltd, 2003. System 31. P. 393-415.