Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / ИНФОРМАЦИОННО-СРЕДОВЫЕ РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грунис М.Л.

Актуальность статьи обусловлена развитием образовательного цифрового пространства и нарастающем потоке информации, составляющей цифровой след. Мониторинг и анализ цифрового следа образовательных взаимодействий на основе применения цифрового инструментария позволяет организовывать образовательный процесс, направленный на развитие информационно-средовых ролевых функций, составляющих основу цифровой коммуникационной компетенции будущего педагога. Целью данной статьи является обоснование инновационной образовательной стратегии, нацеленной на развитие ролевых функций будущего педагога, на основе выбора и апробации методологических ориентиров подготовки педагогической общественности к освоению новых ролевых функций, состоящих в освоении инструментально-исполнительской, экспертно-аналитической и проектно-конструкторской деятельности в сфере соответствующего педагогического интеллектуального инструментария обработки цифрового следа. Авторами поднята проблема преодоления разрыва между достаточно большим объемом данных о взаимодействиях различных субъектов образовательной среды, оставивших цифровой след и отсутствием у студентов опыта оценки такого рода взаимодействий на основе аналитического инструментария. Диагностические процедуры эксперимента базируются на анализе совместно созданной магистрантами информации, отражающей их позицию и вклад в обеспечение трансформации сетевых образовательных взаимодействий. Выявлен адаптационный потенциал предложенного научно-методического обеспечения формирования и развития ролевых функций на основе взаимодействий студентов. Определена и методически обоснована прототипная система цифровых аналитических инструментов, а также предложен комплекс документов для адаптации будущих педагогов к цифровой образовательной среде. Исследование показало практическую значимость рассматриваемых методологических ориентиров и требований, положенных в основу методического обеспечения, нацеленного на введение в реальное образование интеллектуального аналитического инструментария цифрового следа сетевых образовательных взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE TEACHER’S ROLE FUNCTIONS AS THE DIGITAL COMMUNICATION COMPETENCE CONTENT BASIS

The relevance of the article is caused due to the development of the educational digital space and the growing flow of information constituting a digital footprint. Monitoring and analysis of the digital footprint of educational interactions based on the use of digital tools allows organizing an educational process aimed at the development of information and environmental role functions that form the basis of the digital communication competence of the future teacher. The purpose of this article is to substantiate an innovative educational strategy aimed at the development of role functions of the future teacher, based on the selection and testing of methodological guidelines for preparing the pedagogical community for the development of new role functions consisting in the development of instrumental-performing, expert-analytical and design activities in the field of appropriate pedagogical intellectual tools for processing the digital footprint. The authors raise the problem of bridging the gap between a sufficiently large amount of data on the interactions of various subjects of the educational environment which left a digital trace and the lack of students' experience in assessing such interactions on the basis of analytical tools. Diagnostic procedures of the experiment are based on the analysis of information jointly created by undergraduates, reflecting their position and contribution to ensuring the transformation of network educational interactions. The adaptive potential of the proposed scientific and methodological support for the formation and development of role functions based on student interactions is revealed. A prototype system of digital analytical tools has been defined and methodically substantiated and a set of documents for the adaptation of future teachers to the digital educational environment has been proposed. The study showed the practical significance of the considered methodological guidelines and requirements underlying methodological support aimed at introducing into real education the intellectual analytical tools of the digital footprint of network educational interactions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

УДК 378.4

Исследование ролевых функций педагога как основы содержания цифровой коммуникационной компетенции

Study of the teacher's role functions as the digital communication competence content basis

Грунис М.Л., Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Max0108@yandex.ru

Grunis M., Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, Max0108@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.007

Ключевые слова: информационная образовательная среда, цифровой след, информационно-средовые ролевые функции педагога, цифровая коммуникационная компетенция, цифровой инструментарий.

Keywords: information educational environment, digital footprint, information and educational role functions of the teacher, digital communication competence, digital tools.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена развитием образовательного цифрового пространства и нарастающем потоке информации, составляющей цифровой след. Мониторинг и анализ цифрового следа образовательных взаимодействий на основе применения цифрового инструментария позволяет организовывать образовательный процесс, направленный на развитие информационно-средовых ролевых функций, составляющих основу цифровой коммуникационной компетенции будущего педагога. Целью данной статьи является обоснование инновационной образовательной стратегии, нацеленной на развитие ролевых функций будущего педагога, на основе выбора и апробации методологических ориентиров подготовки педагогической общественности к освоению новых ролевых функций, состоящих в освоении инструментально-исполнительской, экспертно-аналитической и проектно-конструкторской деятельности в сфере соответствующего педагогического интеллектуального инструментария обработки цифрового следа. Авторами поднята проблема преодоления разрыва между достаточно большим объемом данных о взаимодействиях различных субъектов образовательной среды, оставивших цифровой след и отсутствием у студентов опыта оценки такого рода взаимодействий на основе аналитического инструментария. Диагностические процедуры эксперимента базируются на анализе совместно созданной магистрантами информации, отражающей их позицию и вклад в обеспечение трансформации сетевых образовательных взаимодействий. Выявлен адаптационный потенциал предложенного научно-методического обеспечения формирования и развития ролевых функций на основе взаимодействий студентов. Определена и методически обоснована прототипная система цифровых аналитических инструментов, а также предложен комплекс документов для адаптации будущих педагогов к цифровой образовательной среде. Исследование показало практическую значимость рассматриваемых методологических ориентиров и требований, положенных в основу методического обеспечения, нацеленного на введение в реальное образование интеллектуального аналитического инструментария цифрового следа сетевых образовательных взаимодействий.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the development of the educational digital space and the growing flow of information constituting a digital footprint. Monitoring and analysis of the digital footprint of educational interactions based on the use of digital tools allows organizing an educational process aimed at the development of information and environmental role functions that form the basis of the digital communication competence of the future teacher. The purpose of this article is to substantiate an innovative educational strategy aimed at the development of role functions of the future teacher, based on the selection and testing of methodological guidelines for preparing the pedagogical community for the development of new role functions consisting in the development of instrumental-performing, expert-analytical and design activities in the field of appropriate pedagogical intellectual tools for processing the digital footprint. The authors raise the problem of bridging the gap between a sufficiently large amount of data on the interactions of various subjects of the educational environment which left a digital trace and the lack of students' experience in assessing such interactions on the basis of analytical tools.

58

Diagnostic procedures of the experiment are based on the analysis of information jointly created by undergraduates, reflecting their position and contribution to ensuring the transformation of network educational interactions. The adaptive potential of the proposed scientific and methodological support for the formation and development of role functions based on student interactions is revealed. A prototype system of digital analytical tools has been defined and methodically substantiated and a set of documents for the adaptation of future teachers to the digital educational environment has been proposed. The study showed the practical significance of the considered methodological guidelines and requirements underlying methodological support aimed at introducing into real education the intellectual analytical tools of the digital footprint of network educational interactions.

Введение. Развитие образовательного цифрового пространства сопровождается фиксацией нарастающего потока разнородной информации, составляющей совокупный цифровой след. Обработка накапливаемой информации может дать дополнительные сведения о ходе и результативности образовательного процесса и особенностях его субъектов.

Возможности использования цифрового следа требует научного осмысления возникающих преимуществ и угроз сетевых образовательных взаимодействий. Ситуация осложнена противоречиями между динамичностью цифровых сервисов информационного пространства и инерционностью исторически сложившейся системы образования, передающей будущим поколениям устоявшиеся и проверенные временем истины.

Круг решаемых проблем включает не только пути и способы сетевых образовательных взаимодействий, но и педагогические проблемы обеспечения педагогической и социальной целесообразности выбранного пути, личностной безопасности субъектов образовательного процесса, гарантий сохранения этических и гуманистических норм и ценностей при обработке цифрового следа.

Все это обеспечивают механизмы безопасного использования, адекватной экспертизы, а также создания интеллектуального аналитического инструментария цифрового следа сетевых образовательных взаимодействий.

Реализацию обозначенных механизмов в структуре методического обеспечения трансформации сетевых взаимодействий в сфере освоения соответствующего педагогического интеллектуального инструментария обработки цифрового следа образовательных

взаимодействий реализуют следующие модули: а) освоения инструментально-исполнительской, б) экспертно-аналитической и в) проектно-конструкторской деятельности.

Актуальность разработки и

экспериментальной апробации методического обеспечения развития цифровой

коммуникационной компетенции педагогов на основе ролевых функций состоит в опережающей

подготовке педагогов, готовых управлять образовательным процессом в условиях современного цифрового пространства.

Целью данной статьи является обоснование инновационной образовательной стратегии, нацеленной на развитие ролевых функций будущего педагога как основы содержания цифровой коммуникационной компетенции, реализуемой на базе предлагаемого методического обеспечения обеспечивающего анализа цифрового следа.

Данная цель раскрывается в выборе и апробации методологических ориентиров подготовки педагогической общественности к освоению новых ролевых функций, состоящих в освоении инструментально-исполнительской, экспертно-аналитической и проектно-конструкторской деятельности в сфере соответствующего педагогического

интеллектуального инструментария обработки цифрового следа.

Проблемы использования и роль современных цифровых технологий,

преобразующих информационную

образовательную среду обсуждаются в книге Уварова А.Ю. [9].

Выявленный набор трудовых функций педагога, методика оценивания персонального цифрового следа, а также формирующая и мотивирующая функции учебного оценивания представлены в исследовании Блинова В.И. [1].

Методологические основы обеспечения дистанционного образовательного процесса средствами цифровых технологий раскрыты в работе Ревунова С.В., где акцент делается на анализе цифрового следа, фиксируемого в приложении Microsoft Teams [7].

Общий обзор и методические рекомендации по использованию некоторых цифровых инструментов даны в книге Панюковой С.В. [6].

Вопросы информационной безопасности личности и защиты персональных данных в современной открытой цифровой среде раскрыты в исследованиях Сиротского А.А. [8].

Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах и осуществления выбора цифрового инструмента

представлены в трудах Вайндорф-Сысоевой М.Е. и Пчеляковой В.В. [2].

В зарубежной практике, как было отмечено в работах Н. Аднана, современный педагогический дизайн не отвечает вызовам нового времени и необходимо применение информационных принципов и инструментов информационной сферы в педагогике [10]. Возможности управления собственным развитием на основе анализа цифрового следа представлены в работах Н. Осборна, Л. Конелли [11].

Организация взаимодействий для развития ролевых функций осуществлялась на основе системного подхода в педагогике, концептуальные основы которого изложены в работе Леднева В.С. [5].

Для развития ролевых функций педагога адекватных актуальным условиям среды использовался интеграционный потенциал информационно-средового подхода и методические особенности подготовки педагогов к деятельности в информационной среде, изложенные в трудах Кириловой Г.И. и Власовой В.К. [3;4].

Достижение поставленной цели

рассматривается в данной статье как поэтапный процесс теоретико-экспериментального

обоснования названной инновационной образовательной стратегии и описывается в методологических ориентирах организации деятельности будущего преподавателя:

а) выявление ведущих трендов и опорных операций в исполнительской деятельности, способствующих формированию целостного представления о перспективных сценариях обработки цифрового следа и используемых инструментах, предоставляющих возможности исполнения инструментально-исполнительской ролевой функции, объединяющей деятельность педагога в профессиональной, коммуникативной и информационной сферах;

б) гарантированная защита персональных данных в составе анализируемого цифрового следа, обеспечиваемая рефлексивной и экспертной деятельностью в структуре сетевых образовательных взаимодействий;

в) дифференцированный подход к организации опытно-конструкторской деятельности по совершенствованию аналитического инструментария обработки цифрового следа, применяемого в педагогической практике.

В процессе освоения новых ролевых функций как основы содержания цифровой коммуникационной компетенции будущего педагога, определен ряд проблем и намечены

методологические ориентиры их поэтапного преодоления. Они состоят в следующем:

- динамический характер реализации инновационных путей и способов сетевых образовательных взаимодействий и отставание методической оснастки для их оперативного выбора. Образовательная стратегия её решения состоит в отслеживании развития социума и саморазвития личности, в подготовке будущих педагогов как пользователей аналитического инструментария, взаимодействующих с обучающимися, заказчиками и организаторами системы образования и готовых к выявлению первостепенных проблем, характеризующихся готовностью их решению;

- слабая проработка экспертного инструментального обоснования педагогической и социальной целесообразности выбранного пути анализа цифрового следа. Соответствующая образовательная стратегия ориентирована подготовку студентов как экспертов впоследствии, анализирующих целесообразность использования инструментария с учетом преемственности, гарантирующей сохранения этических и гуманистических норм и ценностей при обработке цифрового следа;

- отсутствие опыта и стратегических ориентиров параллельного создания и освоения интеллектуального инструментария, нацеленного на проектирования и организацию образовательных взаимодействий в информационной среде, с учетом мониторинга и анализа цифрового следа сетевых образовательных взаимодействий. Образовательная стратегия её решения состоит в подготовке будущих педагогов к постановке задач по усовершенствованию и разработке интеллектуально-аналитических инструментов.

Материалы и методы исследования. Экспериментальное исследование было проведено в процессе подготовки магистрантов педагогического образования в 2016/2017 и 2019/ 2020 гг. В результате эксперимента выработано методическое обеспечение, призванное обеспечить эффективную деятельность магистрантов на основе анализа цифрового следа взаимодействий в образовательной среде.

Наш подход состоит в организации продуктивных и позитивных учебных взаимодействий на управляемой ведущим преподавателем основе в среде из специально подобранных ресурсов и условий. При этом опыт освоения отдельных ролевых функций, распространяется по цепочкам контактирующих магистрантов, решающих общие задачи в совместной деятельности.

Отметим факторы, повышающие эффективность сетевых образовательных взаимодействий участвующих в эксперименте магистрантов педагогического направления:

- наличие базовой подготовки по уровню педагогического образования, способствующего использованию методически выверенных приемов взаимного общения;

- наличие педагогической ориентации и личностного выбора образовательной деятельности, активного желания делиться освоенными знаниями и функциями со своим профессиональным окружением;

- сложившееся понимание перспектив развития цифрового пространства;

- четко

выраженное

желание

преподавателя сохранить свой авторитет перед будущими учениками, имеющими определенные природно-возрастные преимущества в освоении информационных инструментов.

Диагностические процедуры эксперимента базируются на анализе совместно созданной магистрантами информации, отражающей их позицию и вклад в обеспечение трансформации сетевых образовательных взаимодействий. В составе цифрового следа, оставленного в сетевых образовательных взаимодействиях, был выделен и проанализирован наиболее часто используемый контент. Цифровой след представляет собой информацию пользователя, собранную в ходе сетевых образовательных взаимодействий, при работе в различных компьютерных приложениях, накопленных в процессе изучения каждого из модулей, в коллективной, самостоятельной и

творческой работе. Например, для участия в интернет форумах - это совокупность заявленных тем, наборы сообщений и комментарии к ним; для подготовки совместных документов, студенческих презентаций, видео и сайтов - это вклад каждого участника, отзывы и замечания к разработкам преподавателей и сокурсников; для опросных форм, в том числе инициированные будущими педагогами - это предложенные каждым вопросы, данные ответы, способы их оценивания; для дистанционных курсов - это различные активные действия и информация, отправленная при их прохождении.

Покажем процедуру определения готовности к освоению ролевых функций, обозначенных в качестве целевых методологических ориентиров педагогической подготовки. Для анализа были выбраны дифференцирующие индикаторы для каждой из ролевых функций, а также были сформированы блоки маркеров, призванные установить, в какой мере совокупность собранных в массе суждений студентов отвечает сути поставленной проблемы и готовности к ее решению. Исследование контента проведено на основе терминологических пакетов, включающих от 30 до 50 опорных слов-маркеров, соответствующих определенным ролевым функциям. Активность употребления терминов, найденных на основе каждого из маркеров, использована при диагностике уровней освоения ролевых функций в каждом из образовательных модулей.

Рисунок 1. - Ролевые функции как основа содержания цифровой коммуникационной

компетенции будущего педагога

Ролевые функции педагога, характеризующие использование цифровых инструментов в инструментально-исполнительской деятельности, экспертно-аналитической деятельности,

проектно-конструкторской деятельности,

находятся на пересечении профессиональной, коммуникативной и информационной сфер.

Модуль инструментально-исполнительской деятельности нацелен в основном на освоение общепрофессиональных компетенций. Детально опишем этот модуль. Он включает блоки освоения отдельных операций, относящихся к информационной сфере, связанных с выделением и исследованием общих и прикладных характеристик цифрового следа, а также накопления практического опыта сетевых образовательных взаимодействий в медиа среде.

Определение готовности к освоению ролевых функций инструментально-исполнительской деятельности строилось на базе исследовательских суждений, которые формулировали магистранты в процессе обсуждения наиболее важных, по их мнению, вопросов на инструментальной платформе Интернет форумов. Методом контент-анализа цифрового следа определялся приоритетный для магистрантов характер деятельности.

Во-первых, это могла быть пооперационная ориентация информационной деятельности, для которой характерен поиск ответа на вопрос: «Какие ролевые функции педагог передает компьютеру?». Вывод об определенном приоритете делается в результате подсчета слов-маркеров, используемых в суждениях магистрантов. О пооперационной ориентации информационной деятельности свидетельствуют термины, характеризующие определенные аспекты изолированного освоения операций, включаемых в состав информационных технологий, применения интернет,

дистанционного обучения, информационных алгоритмов, поисковых стратегий и протоколов сетевого взаимодействия участников

образовательного процесса.

Во-вторых, возможен приоритет прикладной деятельности, ориентированной на содержание образования, об этом приоритете свидетельствует преобладание терминов, связанных с ответом на вопрос: «Какова дисциплинарная специфика цифрового следа?», отражающих дисциплинарно-ориентированные аспекты общепедагогической и предметно-педагогической деятельности.

В-третьих, приоритет измерительных

операций и функций педагогического контроля. Здесь ставится вопрос: «Какие измерения информативны в условиях сетевых образовательных взаимодействий?». Об этом приоритете свидетельствуют суждения, насыщенные маркерами и понятиями, характерными для применения гугл-форм, контент-анализа и факторного анализа, граничащими со сферой образовательной статистики.

Наконец, в-четвертых, приоритет переноса методической деятельности в медиа среду. Здесь актуален вопрос: «Каковы методические особенности взаимодействий в медиа среде?». Об этом приоритете свидетельствуют суждения, насыщенные маркерами и понятиями, касающимися педагогических целей, освоенных операций и способов их включения в методическую медиа систему, в том числе в процесс и результат создания фрагментов учебного видео, подготовки стандартизованных инструкций и исследования механизмов обратной связи в трансформированном учебном процессе.

Итоговая динамика освоения данного модуля по годам представлена ниже, см. рисунок 2.

Диаграмма позволяет сопоставить данные, собранные в разные годы и проследить более активное продвижение магистрантов к освоению сложных задач инструментально-

исполнительской деятельности, которое проявляется в экспериментальных группах, обучающихся в учебном 2019/2020 году. Модуль экспертно-аналитической деятельности,

включенный в состав методического обеспечения сетевых образовательных взаимодействий представим более кратко. Этот модуль нацелен на освоение профессиональных компетенций будущих педагогов в части ролевых функций эксперта в сфере развития предметных знаний и навыков, эксперта в сфере формирования метапредметных знаний и навыков, а также приобретения опыта экспертно-аналитической деятельности в сфере выявления эффективности инструментария анализа цифрового следа и собственных действий на основе рефлексии. Определение готовности к освоению ролевых функций экспертно-аналитической деятельности строилось на базе инструментальной платформы совместной работы с документами в облачной среде. Характер и уровень освоения экспертной деятельности определялся в результате контент анализа выложенных документов, рецензии к ним и реакции автора на рецензию.

Ориентация на инструментально-исполнительскую деятельность

120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

16-17 гг

19-20 гг

Ориентация на инструментально-исполнительскую деятельность

a освоение отдельных операций по выделению и исследованию цифрового следа (ИТ, ИКТ, Интернет, дистанц, информ)

b использование статистических инструментов анализа эффективности содержания образования

c применение компьютерных видеоресурсов в образовательном процессе

d применение стандартизованных инструкций организации обратной связи для повышения эффективности учебного видео

Рисунок 2. -Динамика инструментально-исполнительской роли в процессе развития цифровой коммуникационной компетенции в информационной образовательной среде

Учитывалась системная организация подготовленных авторами методических документов, специфичность и универсальность, нацеленность на освоение одной дисциплины или их совокупности, общность и специфика целевой аудитории, открытость доступа для просмотра, редактирования и комментирования,

разнообразие заинтересовавшихся экспертов, способность экспертов выйти за границы привычной предметной области, состоятельность каждой части рецензии, включающей, три вопроса, два суждения о достоинствах и недостатках, учитывалась классификация заданных вопросов, полнота обзора методик, а также обобщенный вывод о полезности методической работы, инновационная ориентация предложенных рецензий, научная и учебная ее ценность, адекватность реакции автора на полученную рецензию. На основании рефлексии выставлялась рейтинговая оценка работы эксперта по составляющим: за вопросы, за суждения, за выводы. Определялась ведущая характеристика экспертной деятельности, состоящая в дисциплинарной, метапредметной или инструментально-аналитической ее ориентации.

Итоговая динамика освоения модуля экспертно-аналитической деятельности по годам представлена рисунке 3. Сопоставление диаграмм, представленных на рисунке 2 и

рисунке 3 показывает, что экспертная деятельность для магистрантов оказалась более сложной задачей, вместе с тем, в 2019/2020 учебном году по сравнению с предыдущим периодом присутствуют существенные сдвиги в продвижении магистрантов в освоении экспертно-аналитических ролевых функций.

Модуль освоения проектно-конструкторской деятельности ориентирован на перспективное формирование цифровой коммуникационной компетенции. Методическое обеспечение данного модуля включало три последовательных этапа: освоение общих подходов и методов проектной деятельности, создание аналитических инструментов по предлагаемой схеме (образцу), опыт самостоятельной модификации и проектирования цифрового инструментария.

На первом этапе - освоение общих подходов и методов проектной деятельности -использовались такие инструменты как методика постановки целей проекта согласно SMART, а также оценка используемости ресурсов проекта, с возможным инструментом автоматизации MS Project. На следующем этапе - создание аналитических инструментов по предлагаемой схеме (образцу) - основными инструментами были методики формализации данных, загрузки данных, поиск оптимальных методов обработки и интерпретации результатов.

Ориентация на экспертную деятельность

40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

16-17 гг

19-20 гг

Ориентация на экспертную деятельность

e Экспертиза формирования предметных компетенций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f Экспертиза развития метапредметных компетенций

g Выявление эффективности инструментария

Рисунок 3. -Динамика проектно-конструкторской роли в процессе развития цифровой коммуникационной

компетенции в информационной образовательной среде

На завершающем третьем этапе - опыт самостоятельной модификации и проектирования цифрового инструментария - основными инструментами выступала реализация проектно-конструкторской деятельности, представленная в виде алгоритмов и блок-схем, на концептуальном уровне разработки цифрового инструментария.

Итоговая динамика освоения модуля проектно-конструкторской деятельности по годам представлена рисунке 4.

Этот модуль имеет прогнозное значение. Из рисунка видно, что на современном этапе он наиболее сложен для освоения магистрантов педагогического направления, однако за последние годы отмечается существенное продвижение, см. рисунок 4, что позволяет ожидать его эффективное развитие в ближайшее время.

Ориентация на проектно-конструкторскую деятельность

40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

16-17 гг

19-20 гг

Ориентация на проектно-конструкторскую деятельность

k освоение общих подходов и методов проектной деятельности

! создание аналитических инструментов по предлагаемой схеме (образцу)

m опыт самостоятельной модификации и проектирования цифрового инструментария

Рисунок 4. -Динамика проектно-конструкторской роли в процессе развития цифровой коммуникационной

компетенции в информационной образовательной среде

Рисунок 5. -Динамика овладения инструментами анализа цифрового следа информационных

взаимодействий по ролям

120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

Динамика овладения инструментами анализа цифрового следа информационных

взаимодействий

исполнительская

экспертная

проектная

□ 16-17 гг Н19-20 гг

16-17 гг. 19-20 гг.

исполнительская 29,7% 97,0%

экспертная 10,3% 74,5%

проектная 5,3% 38,0%

Основной потенциал такого развития просматривается в междисциплинарном взаимодействии магистрантов разных направлений подготовки при ведущей роли будущих педагогов сферы ИТ и физико-математических дисциплин, существенно продвигающихся в области математического моделирования и цифровых ресурсов и готовых распространять свой инновационный опыт.

Результаты исследования. В статье рассмотрена проблема преодоления разрыва между достаточно большим объемом данных о взаимодействиях различных субъектов образовательной среды, оставивших цифровой след и отсутствием у студентов опыта оценки такого рода взаимодействий на основе аналитического инструментария.

При этом акцент сделан на исследовании результативности освоения современным педагогом и применения в своей профессиональной деятельности ряда важных ролевых функций: характеризующих студентов, как пользователей, затем как экспертов, анализирующих целесообразность методических материалов, и наконец, как постановщиков задач по усовершенствованию и разработке цифровых инструментов.

Выявлен адаптационный потенциал предложенного научно-методического

обеспечения формирования и развития ролевых функций на основе взаимодействий студентов, способствующего расширению номенклатуры и эффективности базовых алгоритмов

интеллектуального анализа цифрового следа с учетом принципов цифровой культуры и этики. При этом акцент сделан на требованиях открытости и безопасности цифровой образовательной среды, обеспечивающих баланс между традициями и инновациями, достижение которого видится в следующих планомерно реализуемых действиях:

- организации взаимодействий студентов разных профилей подготовки, в том числе педагогов-гуманитариев, проявляющих склонность к проверенным инструментам, и педагогов инженерно-математических направлений, тяготеющих к освоению новых возможностей;

- сочетании и последующем корреляционном сопоставлении распространенных формализованных инструментов сбора и анализа информации о взаимодействиях (в числе которых -ориентация на тесты, опросы с ответом по выбору, бланки наблюдений) и слабо формализованных, требующих контент-анализа (в числе таковых -использование свободной формы изложения, предполагающей использование терминов и собственных суждений, в том числе структурированных эссе студентов);

- реализации разнонаправленных и удаленных в пространстве и времени взаимодействий (синхронное и асинхронное, вхождение в параллельное исследовательское пространство, исследование и анализ множественного цифрового опыта, продуктивная

критика как база критического мышления, равноправное общение, просмотр контактов и взаимооценка субъектов образовательной среды, в том числе со старшими коллегами, педагогами, своими сверстниками, одногруппниками из прошлого и предполагаемого будущего, в том числе с самим собой).

Новизной данного исследования является следующее:

- определена и методически обоснована прототипная система цифровых аналитических инструментов, используемая будущими педагогами в сетевых взаимодействиях;

- предложен комплекс документов (алгоритмы, инструкции) для адаптации будущих педагогов к цифровой среде образовательных учреждений (в частности, на примере среды Moodle).

Заключение. Предварительное исследование цифровой среды и ее инструментов показало практическую значимость рассматриваемых методологических ориентиров и требований, положенных в основу методического обеспечения, нацеленного на введение в реальное образование интеллектуального аналитического инструментария цифрового следа сетевых образовательных взаимодействий.

1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина. - М.: Издательство «Перо». - 2019. - С. 4-5.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3 (36). -С. 1.

3. Кирилова Г.И., Власова В.К. Интеграционный потенциал информационно-средового подхода в профессиональном образовании / Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Филология и культура. - 2013. - № 1. - С. 244-251.

4. Кирилова Г.И., Власова В.К., Павлова О.А. Методические особенности подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы / Г.И. Кирилова, В.К. Власова, О.А. Павлова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 5-6(95). - С. 139-145.

5. Леднев В.С. Системный подход в педагогике / В.С. Леднев // Метафизика. - 2014. - № 4. - С. 39-51.

6. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога / С.В. Панюкова. - М.: Про-пресс, 2020.

7. Ревунов С.В., Щербина М.М., Лубенская М.П. Инструментарно-методологические основы обеспечения дистанционного образовательного процесса средствами цифровых технологий (на примере "Microsoft Teams") / С.В. Ревунов, М.М. Щербина, М.П. Лубенская // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - № 3. - С. 387-392.

8. Сиротский А.А. Информационная безопасность личности и защита персональных данных в современной коммуникативной среде / А.А. Сиротский // Технологии техносферной безопасности. - 2013. - № 4. - С. 18-18.

9. Уваров А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров [и др.]. - Москва. - 2019. - 344 с.

10. Adnan N.H., Ritzhaupt A.D. Software engineering design principles applied to instructional design: What can we learn from our sister discipline? // TechTrends. - 2018. - Т. 62. - № 1. - С. 77-94.

11. Osborne N., Connelly L. Managing your digital footprint: Possible implications for teaching and learning //Proceedings of the 2nd European Conference on Social Media ECSM. - 2015. - С. 354-361.

References:

1. Blinov V.I., Sergeev I.S., Yesenina E.Yu. The main ideas of the didactic concept of digital vocational education and training / V.I. Blinov, I.S. Sergeev, E.Yu. Yesenina. -M.: Publishing house "Pero". - 2019. - S. 4-5.

2. Weindorf-Sysoeva M.E., Pchelyakova V.V. Perspectives for the use of a digital trace in educational and scientific processes / M.E. Weindorf-Sysoeva, V.V. Pchelyakova // Bulletin of the Minin University. - 2021. - T. 9. - № 3(36). - S. 1.

3. Kirilova G.I., Vlasova V.K. Integration potential of the information-environmental approach in vocational education / G.I. Kirilova, V.K. Vlasova // Philology and culture. - 2013. - № 1. - P. 244-251.

4. Kirilova G.I., Vlasova V.K., Pavlova O.A. Methodological features of training teachers for active work

in the information environment of a professional school / G.I. Kirilova, V.K. Vlasova, O.A. Pavlova // Kazan Pedagogical Journal. - 2012. - № 5-6(95). - P. 139-145.

5. Lednev V.S. System approach in pedagogy / V.S. Lednev // Metaphysics. - 2014. - № 4. - P. 39-51.

6. Panyukova S.V. Digital tools and services in the work of a teacher / S.V. Panyukova. - M.: Pro-press, 2020.

7. Revunov S.V., Shcherbina M.M., Lubenskaya M.P. Instrumental and methodological foundations for providing the distance educational process by means of digital technologies (based on the example of "Microsoft Teams") / S.V. Revunov, M.M. Shcherbina, M.P. Lubenskaya // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2020. - V. 5. - № 3. - S. 387-392.

8. Sirotsky A.A. Personal information security and protection of personal data in the modern communicative environment / A.A. Sirotsky // Technologies of techno-sphere safety. - 2013. - № 4. - P. 18-18.

9. Uvarov A.Yu. Difficulties and prospects of digital transformation of education / A.Yu. Uvarov [i dr.]. -Moscow. - 2019. - 344 p.

10. Adnan N.H., Ritzhaust A.D. Software engineering design principles applied to instructional design: What can we learn from our sister discipline? // TechTrends. - 2018. -T. 62. - № 1. - P. 77-94.

11. Osborne N., Connelly L. Managing your digital footprint: Possible implications for teaching and learning //Proceedings of the 2nd European Conference on Social Media ECSM. - 2015. - S. 354-361.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Грунис Максим Леонидович (г. Казань, Россия), старший преподаватель, кафедра педагогики, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: Max0108@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.