Результаты расчётов позволяют сделать вывод, что максимум момента наступает при С2 = 9 - 12 мкФ и с увеличением ёмкости С1 увеличивается, превышая его номинальное значение при С1= 16 мкФ. Максимум добротности пускового момента наблюдается при С2 = 11 мкФ и не зависит от ёмкости конденсатора С1.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дмитриев, В. Н. Конденсаторнотиристорные схемы торможения и реверса асинхронных двигателей / В. Н. Дмитриев,
А. Л. Кислицын, А. М. Крицштейн // Вопросы теории и проектирования электрических машин. Сб. научных трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2002. -С. 62-75.
2. Дмитриев, В. Н. Электромеханические устройства ввода-вывода информации специализированных вычислительных комплексов /
В. Н. Дмитриев. А. Л. Кислицын . - Ульяновск : УлГТУ, 2003.-120 с.
Дмитриев Владимир Николаевич, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» УлІ^ТУ. Имеет статьи в области электрических машин и автоматизированного электропривода.
Борисов Иван Алексеевич, студент 5 курса специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок» УлГТУ.
УДК 621.313.333
В. Н. ДМИТРИЕВ, С. Е. ЛЕЙБЕЛЬ, С. С. ИГНАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМОВ КОНДЕНСАТОРНОГО ПРОТИВОВКЛЮЧЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Разработана математическая модель асинхронного двигателя с конденсаторно-симисторным коммутатором. Приводятся результаты расчёта тормозных режимов и реверса асинхронного двигателя путём перевода его от нормального трёхфазного режима к конденсаторному включению с обратным порядком чередования фаз. Установлено, что такой вид торможения, в отличие от классического торможения противовключением, для исключения реверса двигателя не требует установки датчика скорости.
Ключевые слова: асинхронные двигатели, режим противоключения, конденсаторно-симисторный коммутатор.
Для асинхронных двигателей (АД) ряда механизмов основным режимом работы является стартстопный режим с частыми пусками, торможением и реверсом [1, 2]. Это обусловливает актуальность исследования переходных процессов АД в указанных режимах.
Запись дифференциальных уравнений проводилась в фазовой заторможенной системе координат, что позволяло исследовать переходные процессы с учётом электромагнитной несимметрии как самого двигателя, так и учесть наличие пред-включённых элементов в статорные обмотки:
и,іВ - -^5А * Ьа * і$в + <ІЦІАВ/(ІІ; и вс = К$В * Ьв '-^5Г * г5С + Лувс/Ж;
Уса = Кїс * г5с ~^а * (м + Лц/сМ;
0 = Кяа*Іяа + йцім'ії + (цт- у/яс) *ШГ/
3;
© В. Н. Дмитриев, С. Е. Лейбель,
С. С. Игнатов, 2006
О — Лм * і цв + (Зц/кв/Ж + — у/я а) * со г/ 3;
0 = Янс * іяс + № + (ц/йа- Уяв) * со г / 3.
Здесь
иАВ_ и вс. Уса - линейные напряжения сети;
]&А' Язв, Яїс - активные сопротивления обмоток статора;
Яла. Км, Яде “ активные сопротивления ротора ;
Чв }зс. Ьа, іяв, ікс. ~ токи статора и ротора;
Уав, Увс. Уса ~ потокосцепления статорных обмоток; ц/ка у/ю у/яс- потокосцепления роторных обмоток;
со - частота вращения.
Полные потокосцепления модели определяются выражением в матричной форме:
М = [АП»Р], (2)
где [(//]= [Уве. Уса. Ч'кд. Ч'кв. '!%-] - матрица-столбец потокосцеплений;
[/] = С15А. ^8С . »ЯА, >1Ш. 1кс] - матрица-столбец токов;
[А/]- матрица индуктивностей.
Для симметричного АД уравнение электромагнитного момента в трёхфазной системе заторможенных координатах будет иметь вид
Д/ —^2. рМ (Оха^гс АтЛ Ьа ^ас^гь) ~ (гЬ ^.чЬ^гс ^хс^га)) • )
*. 2 й
Уравнение движения в общем виде:
J^- = Mэ-(Mн + Mт)’ (4)
а т
где J - момент инерции привода; Мн - момент нагрузки; Мт- тормозной момент, возникающий в результате трения фрикционных накладок электромагнитного тормозного устройства
Торможение противовключением трёхфазного АД с короткозамкнутым ротором осуществляется путём переключения двух фаз сети и характеризуется большими токами и маленьким моментом. В данной работе режим противовк-лючения осуществляется конденсаторно-симисторным коммутатором путём отключения симистора УЭ (рис. 1).
Для исследований был взят АД с параметрами: и=220 В, Ї = 50 Гц, р = 4, } = 0.0006 кг*м2,
= К-бс = 36.6 Ом, взаимоиндуктивности -
0.98 Гн, индуктивности рассеяния обмоток статора - 0.08 Гн, параметры ротора задавались в программу в виде полиномов.
При исследовании влияния величины фазосдвигающей ёмкости на характер тормозного момента установлено, что с увеличением ёмкости конденсатора время торможения уменьшается, и при определённой её величине исключается реверс (рис. 2) и (рис. 3). Очевидно, что это происходит, когда пусковой момент АД, вследствие несимметрии подводимого напряжения, становится меньше момента сопротивления привода.
*
В
Ск
нь
і
У!
Рис. 1. Схема АД с конденсаторно-симисторным коммутатором
При открытом симисторе У5 к началу фазной симисторной обмотке С подводится полное напряжение, и АД работает в симметричном режиме. При закрытом симисторе У8 АД переходит в конденсаторный режим с обратным порядком чередования фаз, что вызывает появление тормозного момента противовключения, а при необходимости и реверс привода [3]. В конденсаторном режиме систему уравнений (1) необходимо дополнить соотношением
ис=ив-
с.
р.чс&
(5)
где ск - ёмкость фазосдвигающего конденсатора.
0.5 1.5 1, с
Рис. 3. Торможение конденсаторным противовключением (Мнагр= 0.2 Н.м.)
С уменьшением момента нагрузки требуются меньшие значения ёмкости конденсатора, но время торможения увеличивается как за счёт уменьшения тормозного момента нагрузки, так и вследствие уменьшения момента противовключения.
Важным практическим выводом является то, что такой вид торможения, в отличие от классического торможения противовключением, для исключения реверса двигателя не требует установки датчика скорости.
-юо 0.5 И 1.с
Рис. 2. Торможение конденсаторным противовключением ( МНАгр= 0.5 Н.м.)
Ск =60 мкФ
Ск=20 мкФ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Дмитриев, В. Н. Динамические режимы устройств ввода информации специализированных ЭВМ с асинхронными двигателями / В. Н. Дмитриев, Е. Н. Потапов // Труды III Международной (XIV Всероссийской) научно-технической конференции по автоматизированному электроприводу «АЭП-2001», Нижний Новгород, 12-14 сентября 2001. - Н. Новгород, 2001.-С. 130-131.
2. Усманходжаев, Н. М. Торможение и реверсирование однофазных конденсаторных асинхронных двигателей противовключением / Н. М. Усманходжаев // Изв. вузов. Электромеханика. - 1988. - № 11. - С. 39-45.
3. Герасимяк, Р. П. Сравнительный анализ систем несимметричного тиристорного асинхронного электропривода с конденсаторами в статорной це-
пи / Р. П. Герасимяк, X. Д. Томмак // Изв. вузов. Сер. Энергетика. - 1974. - № 8. - С. 46-50.
О©0©©®©0©©©©©©®
Дмитриев Владимир Николаевич, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» УлГТУ. Имеет статьи в области электрических машин и автоматизированного электропривода.
Лейбель Сергей Евгеньевич, аспирант кафедры «Электропривод и автоматизация промышленных установок» УлГТУ. Имеет публикации в области автоматизированного электропривода. Игнатов Сергей Семёнович, аспирант кафедры «Электропривод и автоматизация промыитен-ных установок» УлГТУ. Имеет публикации в области автоматизированного электропривода.