Научная статья на тему 'Исследование ресурсных характеристик сильфонного пневмонасосного агрегата'

Исследование ресурсных характеристик сильфонного пневмонасосного агрегата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная установка. / пневмонасосная система подачи / пневмонасос / сильфон. / propulsion system / pneumo-pump feed system / pneumo-pump unit / bellows

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — В. И. Конох, И. И. Калиниченко, И. Н. Гордиец, А. В. Шпак

Рассмотрен новый вариант пневмонасосного агрегата с безутечным уплотнительным элементом сильфоном для системы подачи топлива орбитальной ЖДУ, работающей на компонентах топлива АТ и ММГ (НДМГ), состоящей из маршевого двигателя тягой 40кгс и рулевых двигателей малой тяги и временем существования на орбите более 5 лет. Диапазон изменения суммарных расходов компонентов топлива составляет 100240 г/с. Определены основные геометрические характеристики пневмонасосного агрегата и жесткости сильфонов. Представлены результаты ресурсных испытаний разработанных сильфонов из нержавеющих сталей и фторопласта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — В. И. Конох, И. И. Калиниченко, И. Н. Гордиец, А. В. Шпак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bellows-type pneumo-pump unit service life characteristics research

New alternative design of pneumo-pump unit with absolute pressure-tight sealing element is presented — bellows for fuel supply system of 5-years orbital lifetime LRE, which operates with NTO and UDMHpropellants and consists of cruise engine having 40 kgf thrust and low-thrust control engines. Total fuel consumption range is from 100 to 240 g/s. Main geometric characteristics of pneumo-pump unit as well as the bellows stiffness are defined. The results of service life test of developed bellows made of stainless steels and fluoroplastic were presented.

Текст научной работы на тему «Исследование ресурсных характеристик сильфонного пневмонасосного агрегата»

УДК 629.7.062

В.И. Конох, И.И. Калиниченко, И.Н. Гордиец, А.В. ШПАК

Государственное предприятие "Конструкторское бюро "Южное" им. М. К. Янгеля"

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕСУРСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СИЛЬФОННОГО ПНЕВМОНАСОСНОГО АГРЕГАТА

Рассмотрен новый вариант пневмонасосного агрегата с безутечным уплотнительным элементом - сильфоном для системы подачи топлива орбитальной ЖДУ, работающей на компонентах топлива АТ и ММГ (НДМГ), состоящей из маршевого двигателя тягой 40кгс и рулевых двигателей малой тяги и временем существования на орбите более 5 лет. Диапазон изменения суммарных расходов компонентов топлива составляет 100240 г/с. Определены основные геометрические характеристики пневмонасосного агрегата и жесткости сильфонов. Представлены результаты ресурсных испытаний разработанных сильфонов из нержавеющих сталей и фторопласта.

Ключевые слова: двигательная установка,, пневмонасосная система подачи, пневмо-

насос, сильфон.

Введение

В настоящее время в жидкостных двигательных установках космических аппаратов широко применяется вытеснительная система подачи топлива. Она является наиболее простой и, следовательно, надежной, но обладает двумя принципиальными недостатками — топливные баки работают при высоких давлениях (обычно от 15 до 20 кгс/см2) и ЖРД имеют большой разброс тяги и соотношения компонентов топлива. Высокие давления в баках приводят к их переутяжелению, большие разбросы соотношения компонентов к увеличению гарантийных запасов топлива. С увеличением тяги или увеличением суммарного импульса тяги увеличиваются также и запасы компонентов топлива, а, следовательно, и баков. В этом случае вытеснительная система становится тяжелой и громоздкой. Турбонасосная система подачи значительно сложнее вытеснительной и ее применение целесообразно для двигателей с тягой более 1000 кгс.

В ГП «КБ «Южное» разработана и доведена до стадии летных испытаний новая система подачи топлива — пневмонасосная. Пневмонасос-ная система подачи занимает свою отдельную нишу (в зависимости от тяги двигательной установки) на стыке между вытеснительной и турбонасосной системами подачи компонентов топлива и однозначно превосходит по массовому совершенству вытеснительную.

1. Обзор публикаций и выделение нерешенных задач

Масса, применяемых в настоящее время спутниковых платформ 8расеЪш, Еиго81аг,

А1рИаЪш, составляет 5000-8000 кг, при этом заправка компонентами топлива колеблется в пределах 60-70% от общей массы. Орбитальная жидкостная двигательная установка такой платформы состоит из маршевого двигателя тягой ~40 кгс и рулевых двигателей малой тяги (РДМТ).

В настоящее время в ГП «КБ «Южное» ведутся работы по созданию орбитальной ЖДУ, работающей на компонентах топлива АТ и ММГ (НДМГ) и состоящей из маршевого двигателя тягой 40 кгс и рулевых двигателей малой тяги. Эта ЖДУ имеет запас топлива ~3000 кг, должна быть работоспособной на орбите в течение 5 лет и обеспечивать большое число включений (более 100) [1]. Исходя из тенденции улучшения характеристик спутниковых платформ, в качестве системы топливоподачи применена пневмонасосная. Типичная схема ЖДУ с пневмонасосной системой подачи приведена на рис 1. Она была разработана в 20042006 гг. ГП «КБ «Южным» для автономного космического буксира «Кречет» с орбитальной ДУ 802. В состав ДУ входят топливные баки окислителя и горючего, пневмоблок, камера маршевого двигателя, РДМТ, ПНА, газовый редуктор для наддува топливных баков и управляющая автоматика.

В 2014-2015 гг. были проведены ресурсные испытания уплотнительных элементов поршневого ПНА [2]. Недостатками контактных уплотнений возвратно поступательных пар являются износ и необеспечение полной герметичности, как при работе, так и во время длительного хранения. В последнее время в технике все большее применение в качестве уплотнительных элементов получили пла-

© В.1. Конох, I.I. Калтченко, 1.М. R^ie^, А.В. Шпак, 2016

стинчатые сильфоны [3]. С целью улучшения ресурсных характеристик в несколько раз, для спутниковой ДУ был разработан ПНА, в котором в качестве подвижного уплотнитель-ного элемента был использован пластинчатый сварной сильфон. Схема разработанного силь-фонного ПНА приведена на рис. 2. Основные требования, предъявляемые к разрабатываемому ПНА, приведены в таблице 1.

ГАЗ

Рис. 1. ЖДУ с пневмонасосной системой подачи компонентов топлива: 1 - клапан заправки; 2 - баллон с гелием; 3 - сигнализатор давления; 4, 5, 11 - электропневмоклапан; 6 - газовый редуктор; 7, 8 - бак горючего; 9, 10 - бак окислителя; 12 - пневмонасосный агрегат; 13, 14 - гидроклапан; 15 - камера маршевого двигателя, 16 - рулевые двигатели малой тяги

10(1)

10(2)

В(1)

9(1)

6(1)

9(3)

"(1)

I 1(2)

lili

w г II JI / .

2_ 13 4-1 ¿5 . L к а

Рис. 2. Схема сильфонного ПНА: 1(1), 1(2) — насосный блок; 2 — обратный клапан по линии входа «О»; 3 — обратный клапан по линии выхода «О»; 4 — обратный клапан по линии входа «Г»; 5 — обратный клапан по линии выхода «Г»; 6(1), 6(2) — гидравлический насос «О»; 7(1), 7(2) — гидравлический насос «Г»; 8(1), 8(2) — пневмопривод; 9(1), 9(4) — концевой клапан; 10(1), 10(2) — пневмораспределитель; 11(1), 11(2) — обратный клапан; 12 — жиклер: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И - полость

Таблица 1

Характеристики ПНА при работе в составе орбитальной ЖДУ

1 Рабочее тело пневмопривода Гелий

2 Окислитель АТ

3 Горючее ММГ (НДМГ)

4 Номинальное абсолютное давление гелия на входе, кгс/см2 7

5 Диапазон температур гелия при различных режимах работы, К - при работе только РДМТ - при работе маршевого двигателя 273...323 323...373

6 Номинальное абсолютное давление топлива на входе, кгс/см2:

- по линии окислителя 7

- по линии горючего 7

Номинальное абсолютное давле-

7 ние топлива на выходе из ПНА, кгс/см2:

- по линии окислителя 17

- по линии горючего 17

8 Расходы компонентов топлива, кг/с - окислителя - горючего 0,062-0,150 0,038-0,090

9 Соотношение объемных рас- 1

ходов компонентов топлива

ПНА включает в себя гидравлические насосы окислителя 6(1) и 6(2) и горючего 7(1) и 7(2) объемного типа и объемные пневмоприводы 8(1) и 8(2), работающие на редуцированном гелии высокого давления от пневмоблока. ПНА содержит два насосных блока 1(1) и 1(2) с насосами, циклический режим работы каждого из блоков обеспечивается газовыми пневмо-распределителями 10(1) и 10(2), взаимодействующими с концевыми клапанами 9(1), 9(4) нажимного действия, которые размещаются в полостях пневмопривода.

Принцип работы данного ПНА следующий. В исходном положении под действием входного давления гидравлических насосов «О» и «Г» пневмопоршни находятся на упорах в днища полостей В и Г. После подачи давления гелия на входы в пневмораспределители газ поступает в полости В и Г пневмоцилиндров и концевые клапаны 9(2) и 9(4). Пневмопоршни насосных блоков перемещаются вниз, воздействуют на сильфоны гидравлических насосов и осуществляют совместное питание потребителя компонентами топлива. Штоки концевых клапанов 9(2) и 9(3) выступают над днищами пневмоци-линдров на величину И, шток клапана 9(4) на величину 2И, а клапана 9(1) — на величину 4И.

Поэтому первым будет нажат концевой клапан 9(1), управляющая полость Б сообщится с окружающей средой, но ничего не произойдет, так как в ней не было управляющего давления и пневмораспределитель находится в открытом состоянии. Затем пневмопоршень нажимает на концевой клапан 9(4), в управляющую полость Б подается давление, пневмораспределитель 10(2) срабатывает и прекращается подача гелия в полость Г пневмопривода 9(2) и сообщает ее с окружающей средой. Начинается заправка насосного блока 1(2). После нажатия пнев-мопоршнем насосного блока 1(1) на концевой клапан 9(2) происходит подача давления в управляющую полость А пневмораспределите-ля 10(1). Пневмораспределитель срабатывает и прекращается подача гелия в полость В пневмопривода 8(1) и сообщает ее с окружающей средой. Начинается заправка насосного блока 1(1). При достижении пневмопоршнем концевого клапана 9(3) происходит сброс давления из управляющей полости А пневмораспределителя 9(1). Пневмораспределитель срабатывает и гелий поступает в полость В пневмопривода 8(1). Завершилась фаза запуска. Обратные клапаны 11(1) и 11(2) предотвращают сброс давления в управляющих полостях А и Б пневмораспреде-лителей 10(1) и 10(2) в моменты сброса давления из полостей В и Г пневмоприводов 8(1) и 8(2). Далее схема работает в циклическом режиме:

- нажатие на концевой клапан 9(1) — открытие пневмораспределителя 10(2), вытеснение компонентов топлива из насосного блока 1(2);

- нажатие на концевой клапан 9(2) — закрытие пневмораспределителя 10(1), заправка насосного блока 1(1);

- нажатие на концевой клапан 9(3) — открытие пневмораспределителя 10(1), вытеснение компонентов топлива из насосного блока 1(1);

- нажатие на концевой клапан 9(4) — закрытие пневмораспределителя 10(2), заправка насосного блока 1(2);

- ожидание нажатия концевого клапана 9(1). Цикл замкнулся.

2. Постановка задачи данного исследования

Для обеспечения требуемого ресурса работы ПНА необходимо максимальное число срабатываний сильфонных элементов с сохранением полной герметичности как при работе ПНА, так и во время перерывов.

3. Изложение основного материала с обоснованием полученных научных результатов

Для определения диаметров сильфонов, расхода компонента вытесняемого за один такт, а также частоты работы насоса необходимо составить уравнение баланса сил и методом конечных приближений достичь удовлетво-

ряющих результатов.

Расчетная схема для составления уравнений баланса сил приведена на рис. 3.

Рис. 3. Расчетная схема насосного блока: 1, 3, 6, 7 - направляющее кольцо; 2 - манжета;

4, 5 - резиновое кольцо

При расчете балансов сил насосного блока были приняты следующие допущения:

- при определении расходов компонентов топлива и давлений на выходе из насосных блоков, гидравлическое сопротивление трактов двигателя от выходов из насоса до огневого пространства камеры двигателя заменены постоянными жиклерами эквивалентного сопротивления;

- при изменении расходов компонентов топлива на выходе давления газа и компонентов топлива на входе приняты постоянными;

- жесткости и диаметры сильфонов насосных блоков окислителя и горючего одинаковы;

- в расчетах принято давление окружающей среды Ра = 0.

Уравнение баланса сил поршней с учетом сил трения и жесткости сильфона:

-I ,+др0* .+рри, .+дрри, .IX

оШ: 1 оШ: 1 оШ: 1 оШ: 1

(1)

8

где Pgas — давление газа на входе в ПНА;

APp8S — гидравлическое сопротивление газового тракта;

т>Ох

out i — давление на выходе из насосного блока окислителя;

3Fu L out i

давление на выходе из насо-

где р£г1 = 71 • с1 • — сила трения кольца, определяющаяся относительным сжатием;

сного блока горючего;

ЛР^ ; — гидросопротивление тракта насоса окислителя;

ДР01Й i — гидросопротивление тракта насоса горючего при изменении расхода;

Я 2

Sp = — ■ Dp — площадь газового поршня;

= ^ ^ ' (О2 - (I2) — сила трения от

нагружения кольца давлением;

й — внутренний диаметр кольца; Б — наружный диаметр кольца;

— коэффициент, зависящий от монтажного натяга и твердости резины;

— коэффициент, зависящий от давления в полости.

Суммарная сила трения в подвижных элементах насосного блока:

Ffr - Qfluo + Qfluo_n + Ffr ■

(6)

Расход, обеспечивающийся сильфоном, рассчитывается по формуле:

5ef :

% 4

Рп+Ру

— эффективная

площадь сильфона;

8г=-^-с1г — площадь разгрузочного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

штока.

Усилие поджатия сильфона от хода определяется по формуле:

F™ р F« f Zc

(2)

где

£ — усилие сжатия сильфона; — жесткость сильфона [4]; х — величина деформации сильфона. Сила трения манжеты рассчитывают по формуле [5]:

' с dx

mr,0=Pr,0Sef-^

(7)

йх

где _ — скорость перемещения диска сильфона; &

Рг О — плотность компонента.

Изучив существующие типы сильфонов, за прототип был выбран сильфон, обеспечивающий наши требования (габаритные размеры, жесткость и циклопрочность) — сильфон стальной пластинчатый [3], [6], [7].

После проведения предварительных расчетов и определения конструкции ПНА были определены основные габаритные размеры элементов ПНА, которые приведены в таблице 2.

<2йио = Я ■■ Ор ■ 1р ■ ^ - АРр8"8 + Яйио) , (3)

Сила трения в направляющих кольцах определяется по формуле:

<За1Ш_п = л ■ ■ !р_п ■ ЧАио ■ %ио ■п , (4)

Бр — диаметр уплотняемой поверхно-

где сти;

1р — ширина рабочей части манжеты; 1р п — ширина рабочей части направляющего кольца;

Р — давление в полости; Чйио — контактное давление, возникающее от деформации усов манжеты при ее монтаже;

%и0 — коэффициент трения.

Сила трения резинового кольца определяется по формуле:

Таблица 2 Габаритные размеры элементов ПНА

№ Параметр Сильфон №1 Силь-фон №2 Силь-фон №3

1 Эффективная площадь сильфона, см2 4,51 5,58 10,18

2 Площадь газового поршня, см2 21,23 25,52 51,53

3 Величина деформации сильфона, мм 18 18 10

4 Частота срабатывания каждого насосного блока, Гц 6,5 5,15 5,15

Цг

(5)

Для изготовления мембран сильфонов использованы следующие стали и типы сварки: сильфон №1 — иностранного производства выполнен из стали 06Х18Н10Т, тип свар-

ки — лазерная [8]; сильфон №2 — производства ГП «КБ «Южное» выполнен из стали 12Х18Н10Т, тип сварки — микроплазменная; сильфон №3 — производства ГП «КБ «Южное» выполнен из стали 06Х18Н10Т, тип сварки — микроплазменная.

Данные стали обладают хорошей прочностью и достаточной пластичностью, а также коррозионностойкие в агрессивной среде компонента.

Конструкция пластинчатых сильфонов приведена на рис. 4.

А (10:1)

Решение приведенной выше системы уравнений проводилось для одного режима работы, при номинальных расходах горючего шг = 90 г / с и окислителя то =150 г/с, с учетом экспериментальной зависимости усилия поджатия сильфона от хода. На рис. 5 приведен рабочий процесс, полученный расчетным путем. Проведем анализ этого рабочего процесса.

Таблица 3

Жесткость сильфона

Сильфон Жесткость, кгс/мм

Экспериментальная величина Расчетная величина

№1, 28гос 1>Р 0,21...0,23 0,21.0,53

№2, 30гос ^Р 0,35...0,36 0,277.0,529

№2, 25гос 0,42.0,43 0,333.0,635

№3, 15гос Ьр 0,75.0,76 0,597.0,895

№3, 20гос р 0,72.0,73 0,448.0,672

Рис. 4. Сильфон: 1, 2 — мембрана

Для данных сильфонов, используя математические зависимости и методики Андреевой Л.Е. [4] и методы программного расчета программы «А^УЗ», был проведен прочностной расчет. Результаты расчетной и экспериментальной величины жесткости сильфонов занесены в таблицу 3.

Как видно из рис. 5, основным фактором, оказывающим влияние на работу двигателя, является постепенное снижение величины расхода и давления в магистрали нагнетания. Это объясняется влиянием на выходные характеристики ПНА жесткости сильфона.

Расчетные величины снижения расхода окислителя и горючего для всех типоразмеров сильфонов колеблется от 1% до 3% и давления на выходе от 2,5% до 5% от номинальных величин и практически не сказываются на характеристиках ПНА. Однако стоит заметить, что по сравнению с поршневым ПНА для ДУ 802 [9], в котором провалы давления компонента на выходе составляли от 6% до 8%, сильфонный ПНА позволяет уменьшить величины провалов и их длительность примерно в 2 раза.

Основными трудностями обеспечения большого ресурса работы сильфонного ПНА

гаок

---—__ Г ~ ——'

— ►____1 Рок

16,5 Ч

0,08 0,1 0,12 Время, сек

Рис. 5. Расчетный рабочий процесс сильфонного ПНА

являются следующие требования к подвижным уплотнительным элементам:

- обеспечение герметичности с учетом условий работы ПНА;

- минимальная жесткость сильфонных элементов;

- высокая циклопрочность мембран;

- минимальные габаритные размеры;

- длительная стойкость в агрессивных компонентах топлива.

Экспериментальная отработка сильфонов в составе ПНА не рациональна, поэтому для определения ресурсных характеристик силь-фонов был изготовлен имитатор, в котором условия работы сильфонов максимально приближены к эксплуатационным. Однако рабочим телом гидравлического насоса была вода, а пневмопривод работал на воздухе вместо гелия. Приспособление для определения количества срабатываний сильфона приведено на рис. 6.

Рис. 6. Приспособление для ресурсных испытаний 1, 7 — крышка; 2, 4 — корпус; 3 — коробка сильфонная;

5 — шток; 6 — диск; 8 — винт настроечный;

9, 10, 11, 12, 13 — кольцо; А, Б, В, Г — полость

Была, расчетным путем, получена цикло-прочность сильфонов.

В результате расчета с использованием методики программы «А^УЗ» циклопрочность сильфона №2 с 25 гофрами — 27550 срабатываний; сильфона №2 с 30 гофрами — 31710 срабатываний.

Несмотря на столь многообещающие результаты расчетов, результаты экспериментальной отработки оказались не столь впечатляющими. Результаты ресурсных испытаний приведены в таблице 4.

При частоте срабатывания (5,156,5) Гц и ходе сильфонной коробки (1018) мм циклопрочность сильфона значительно уменьшилась. Предположительно, это происходило из-за довольно высокой частоты работы. Также при сварке, в околошовных зонах при температурах ~650 °С, возможно образование карбидных зерен толщиной до 0,1 мм, о чем свидетельствует характер разрушения сильфона, приведенный на рис. 7.

Таблица 4 Результаты ресурсных испытаний

Сильфон Ход одной мембраны, мм Максимальное количество срабатываний, шт. Перепад на сильфоне, кгс/см2

№1, 28гофр 0,32 720 2

№2, 30гофр 0,3 480 2

№2, 25гофр 0,36 270 10

№3, 15гофр 0,33 3800 10

№3, 20гофр 0,25 5200 2

Рис. 7. Сильфон после испытаний

Для увеличения циклопрочности ПНА была изготовлена фторопластовая, точенная сильфонная коробка с ходом 14,4 мм и эффективной площадью = 6,84 см2. На рис. 8 приведена конструкция фторопластовой сильфонной коробки.

Условия проведения ресурсных испытаний фторопластовых сильфонных коробок соответствовали условиям для сварных сильфонов, перепад на сильфоне для фторопластовой сильфонной коробки был равен 2 кгс/см2.

Оценка величин жесткости и циклопроч-ности фторопластовой сильфонной коробки

не проводилась из-за отсутствия методик. Экспериментальная величина жесткости сильфона составила ~0,02 кгс/мм, а экспериментальная величина циклопрочности - ~55000 срабатываний, после чего эксперимент был остановлен. Негерметичности после проведения испытания обнаружено не было.

Выводы

В результате проведенных исследований получены расчетные и экспериментальные величины жесткости сильфонов. Определен ресурс работы сильфонов при повышенных частотах работы и высоких ходах мембран. Выбран размер сильфона, обеспечивающий приемлемые габаритно-массовые характеристики ПНА. Разработан и отработан новый тип сильфона. Ведутся работы по увеличению перепада на фторопластовой сильфонной коробке до 10 кгс/см2.

Литература

1. Двухкомпонентная жидкостная двигательная установка космического аппарата с пневмона-сосной системой подачи [Текст] / В. Н. Шнякин, В. А. Шульга, В. И. Конох [и др.] // Авиационно-космическая техника и технология. — 2010. — № 9 (76). - С.159-163.

2. Разработка уплотнительных элементов для обеспечения ресурсных характеристик пневмонасосного агрегата [Текст] / В. И. Конох, И. И. Калиниченко, И. Н. Гордиец [и др.]

// Авиационно-космическая техника и технология. - 2015. - № 7 (124). - С.131-136.

3. Басыров В. С. Пластинчатые сильфо-ны - новое слово в уплотнительной технике [Текст] / В. С. Басыров // АрматуроСтроение. - 2014. - №1 (88). - С.51-52.

4. Андреева Л. Е. Упругие элементы приборов [Текст] / Л. Е. Андреева. - М. : Машгиз, 1962. -456 с.

5. Абрамов Е. И. Элементы гидропривода [Текст] : справочник / Е. И. Абрамов, К. А. Колесниченко, В. Т. Маслов. - К. : Техшка, 1977. - 320 с.

6. Каталог сильфонной продукции [Текст]: каталог / Саранский приборостроительный завод - Саранск : АО СПЗ, 2015. - 31 с.

7. IWAKI [Електронний ресурс] / IWAKI Co., Ltd // Режим доступа: www.iwakipumps .jp/ en/products - 2014.

8. Circular bellows [Електронний ресурс] / Space solutions Co., Ltd // Режим доступа : www.spacesolutions.co.kr/html/location. php?depth=product/product&seq_pc1=6 - 2014.

9. Особенности математического моделирования рабочих процессов в источниках гидравлической мощности с пневматическим приводом ^кст] / В. И. Конох, И. И. Калиниченко, И. Н. Гордиец [и др.] // Авиационно-космическая техника и технология. - 2012. - № 9 (96). -С. 163-168.

Поступила в редакцию 12.05.2016

B.I. Конох, I.I. Ка.мшченко, I.M. Горд1ець, А.В. Шпак. Дослщження ресурсних характеристик сильфонного пневмонасосного агрегату

Розглянуто новий eapianm пневмонасосного агрегату з безвит1чним ущыънюючим елементом - силъфоном для системи mda4i палива орбталъног ДУ, яка працюс на компонентах палива AT i ММГ (НДМГ) та складастъся з маршового двигуна тягою 40 кгс та рулъових двигушв малог тяги та часом снування на оpбimi быъш 5 ро^в. Дiaпaзон змтення сумарних витрат компоненmiв палива складае 100...240 г/с. Визначеш основы геометричш характеристики пневмонасосного агрегату та жоpсmкосmi силъфошв. Подаш резулътати ресурсних випробуванъ розроблених силъфошв з нержавтчог стал1 та фторопласту.

Ключов1 слова: двигунна установка, пневмонасосна система постачання, пневмонасос, силъфон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V.I. Konokh, I.I. Kalinichenko, I.N. Gordiets, A.V. Shpak. Bellows-type pneumo-pump unit service life characteristics research

New alternative design of pneumo-pump unit with absolute pressure-tight sealing element is presented — bellows for fuel supply system of 5-years orbital lifetime LRE, which operates with NTO and UDMHpropellants and consists of cruise engine having 40 kgf thrust and low-thrust control engines. Total fuel consumption range is from 100 to 240 g/s. Main geometric characteristics of pneumo-pump unit as well as the bellows stiffness are defined. The results of service life test of developed bellows made of stainless steels and fluoroplastic were presented.

Key words: propulsion system, pneumo-pump feed system, pneumo-pump unit, bellows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.