Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студентки / репродуктивная функция / физическая культура / занятия на открытом воздухе / female students / reproductive function / physical culture / outdoor activities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дутова Ирина Викторовна, Оськина Яна Вячеславовна, Ляшенко Христина Михайловна

Рассмотрены особенности репродуктивной функции девушек за время обучения в вузе. Представлено исследование влияния занятий физической культурой на открытом воздухе на репродуктивные показатели студенток. Проанализированы показатели самочувствия обучающихся в разные периоды цикла на основе результатов, полученных в ходе анкетного опроса в разные периоды менструального цикла. Выявлены индивидуальные особенности полового созревания и анализ характеристик овариально-менструального цикла студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дутова Ирина Викторовна, Оськина Яна Вячеславовна, Ляшенко Христина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE REPRODUCTIVE FUNCTION OF STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION IN OPEN AIR

The features of the reproductive function of girls during their studies at the university are considered. The study of the influence of physical culture lessons in the open air on the reproductive performance of female students is presented. The indicators of the well-being of students in different periods of the cycle were analyzed based on the results obtained during the questionnaire survey and testing in different periods of the menstrual cycle. The individual features of puberty and the analysis of the characteristics of the ovarian-menstrual cycle of female students were revealed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-6-23-30

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

И.В. Дутова, Я.В. Оськина, Х.М. Ляшенко

Рассмотрены особенности репродуктивной функции девушек за время обучения в вузе. Представлено исследование влияния занятий физической культурой на открытом воздухе на репродуктивные показатели студенток. Проанализированы показатели самочувствия обучающихся в разные периоды цикла на основе результатов, полученных в ходе анкетного опроса в разные периоды менструального цикла. Выявлены индивидуальные особенности полового созревания и анализ характеристик овари-ально-менструального цикла студенток.

Ключевые слова: студентки, репродуктивная функция, физическая культура,

Дутова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., dutovaiv 1@gmail.com, Россия, Тула Тульский государственный университет,

Оськина Яна Вячеславовна, преподаватель, samarina.yana31@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Ляшенко Христина Михайловна, канд. пед. наук, доц., lyashenko.h@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

На современном этапе развития общества, когда остро стоит проблема здоровья нации, особое значение имеет совершенствование системы физического воспитания в вузе, которое призвано решать целый комплекс задач. Наиболее важными среди них являются укрепление здоровья учащихся, гармонизация физического развития, повышение физической и умственной работоспособности студентов.

Занятия на открытом воздухе имеют несомненное гигиеническое преимущество по сравнению с занятиями в спортивных залах. В естественных природных условиях на организм оказывается комплексное закаливающее влияние, развивается выносливость, повышается работоспособность и физическая подготовленность. Кроме этого, улучшается психическое и эмоциональное состояние, возрастает стрессоустойчивость, снимается нервное напряжение [6-8]. Как показывают исследования, студенты поло-

занятия на открытом воздухе.

STUDYOF THE REPRODUCTIVE FUNCTION OF STUDENTS ENGA GED IN PHYSICAL EDUCATION IN OPEN AIR

Dutova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dutovaiv1@gma-il.com, Russia, Tula, Tula State University, Oskina Y.V., teacher, samarina.yana31@yan-dex.ru, Russia, Tula, Tula State University, Lyashenko H.M., candidate of pedagogical sciences, associate professor, lyashenko.h@ rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

The features of the reproductive function of girls during their studies at the university are considered. The study of the influence of physical culture lessons in the open air on the reproductive performance of female students is presented. The indicators of the well-being of students in different periods of the cycle were analyzed based on the results obtained during the questionnaire survey and testing in different periods of the menstrual cycle. The individual features of puberty and the analysis of the characteristics of the ovarian-menstrual cycle of female students were revealed.

Key words: female students, reproductive function, physical culture, outdoor activities.

жительно относятся к занятиям на природе и понимают их важность для укрепления здоровья [3].

Вместе с тем приходиться признать, что в последние годы все большую значимость приобретает проблема здоровья учащихся [4], включая ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек. По данным ряда авторов [9], во время обучения в вузе у большинства студенток сокращается двигательная активность и, как следствие, снижается уровень развития физических качеств и функциональных возможностей организма. Исследователи отмечают, что дисменорея является одним из самых распространенных гинекологических заболеваний девушек-студенток (частота случаев составляет около 50 %), приводящих к пропускам академических занятий, в том числе и по физической культуре [5].

В связи с этим на сегодняшний день весьма актуальными становятся вопросы изучения влияния физических нагрузок на репродуктивную функцию девушек, характера овариально-менструального цикла (ОМЦ) и работоспособности в разные периоды цикла.

Целью исследования является выявление индивидуальных особенностей полового созревания и анализ характеристик ОМЦ студенток, круглогодично занимающихся физической культурой на открытом воздухе.

Задачи исследования:

1) определить особенности полового созревания девушек;

2) рассмотреть изменение самочувствия учащихся в течение ОМЦ;

3) изучить репродуктивные показатели ОМЦ студенток;

4) оценить влияние занятий физической культурой на характеристики ОМЦ;

5) проанализировать динамику спортивных результатов в разные периоды менструального цикла.

Методика и организация исследования. В работе использовались следующие методы исследования: изучение литературных данных, оценка анамнестической информации, анкетирование (авторами специально была разработана анкета для изучения репродуктивных показателей), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В исследовании приняли участие 73 студентки 1-3-х курсов Тульского государственного университета, в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» на отделении общей физической подготовки (ОФП). Учебные занятия на данном отделении проводятся круглогодично на открытом воздухе (2 занятия по 2 часа в неделю) и являются достаточно востребованными у современной молодежи, в том числе у девушек.

Средний возраст учащихся составил на первом курсе 18,7 года, на втором - 19,4 года, на третьем - 20,2 года.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно данным опроса, ранее занимались спортом 53,8 % первокурсниц, 56,8 % - второкурсниц и 75,0 % - третьекурсниц. На сегодняшний день продолжают занятия спортом на 1-м курсе - 38,5 % студенток, на 2-м - 13,5 %, на 3-м -25,0 %.

Средний возраст наступления менархе обучающихся разных курсов не имел статистических различий и составил 13,4 года.

Регулярность менструального цикла установилась:

- сразу у 19,6 % учащихся первого курса и 6,1 % - второго;

- в течение 3-6 месяцев у 23,2 % учащихся первого курса, 21,2 % -второго и 22,2 % третьего;

- в течение года у 15,4 % учащихся первого курса, 12,1 % - второго и 11,2 % третьего;

- в срок более 1 года у 38,4 % учащихся первого курса, 60,6 % -второго и 66,6 % - третьего;

- не установилась до настоящего времени у 3,8 % учащихся первого

курса.

Средняя продолжительность менструации у студенток составила 4,8 дня, цикла - 29,5 дней. Полученные данные соотносятся с показателями других исследований и являются нормативными физиологическими значениями [1].

Протекание менструации большинство респондентов считают нормальным (первый курс - 51,8 %, второй - 64,9 %, третий - 88,9 %). Вместе с этим жалуются на обильные выделения 40,8 % студенток первого курса,

32.4 % - второго, 11,1 % - третьего. Наличие болевых ощущений характерно для 63,0 % первокурсниц, 46,0 % - второкурсниц и 55,5 % - третьекурсниц.

С предменструальным синдромом сталкивалось достаточно большое количество учащихся: 63,0 % на первом курсе, 70,3 % - на втором,

55.5 % - на третьем. Распространенность проявления симптомов также подтверждается другими авторами [1]. Указанное состояние отмечается у 29,6, 21,6 и 22,3 % студенток 1-го, 2-го и 3-го курсов соответственно.

Результаты следующего блока вопросов, связанных с самочувствием учащихся, представлены в таблице. Анализируя полученные данные студенток-первокурсниц, можно отметить, что у трети (34,6 %) опрошенных наибольшая возбудимость наблюдается в менструальный период. Практически для половины учащихся (46,2 %) не характерно повышение утомляемости в предменструальный и менструальный периоды. Вместе с тем раздражительность в предменструальный период повышается у каждой третьей студентки (34,6 %). Работоспособность в предменструальный период и в период овуляции остается без изменений более чем в половине случаев (51,9 и 63,0 % соответственно), в менструальный период - понижается (51,9 %).

Показатели самочувствия студенток в разные периоды цикла

Вопросы Количество случаев, %

1-й курс 2-й курс 3-й курс

1. В какой период цикла у Вас наблюдается наи-

большая возбудимость:

- не наблюдается; 22,8 23,9 41,6

- в предменструальный; 19,2 23,1 -

- в менструальный; 34,6 14,8 14,2

- в овуляторный 23,4 38,2 44,2

2. Характерны ли для Вас симптомы повышения

утомляемости в предменструальный и менструаль-

ный период:

- нет; 46,2 24,3 66,7

- в предменструальный; 11,5 13,5 -

- в менструальный; 26,9 43,3 33,3

- в оба периода 15,4 18,9 -

3. Характерны ли для Вас симптомы повышения раз-

дражительности в предменструальный и менстру-

альный период:

- нет; 26,9 29,7 33,4

- в предменструальный; 34,6 32,5 20,7

- в менструальный; 7,7 24,3 21,5

- в оба периода 30,8 13,5 24,4

4. Оцените свою работоспособность в предменстру-

альный период цикла:

- повышается; 3,7 10,8 -

- понижается; 44,4 35,1 66,7

- остается без изменений 51,9 54,1 33,3

5. Оцените свою работоспособность в менструальный

период цикла:

- повышается; 3,7 8, 1 12,1

- понижается; 51,9 64,9 65,9

- остается без изменений 44,4 27,0 22,0

6. Оцените свою работоспособность в период овуля-

ции:

- повышается; 22,2 18,9 12,1

- понижается; 14,8 18,9 10,1

- остается без изменений 63,0 62,2 77,8

У студенток 2-го курса наибольшая возбудимость наблюдается в овуляторный период (38,2 %). Выявлено повышение утомляемости в менструальный период у 43,3 % учащихся. Каждая третья девушка испытывает раздражительность в предменструальный период (32,5 %). Работоспособность в предменструальный период и в период овуляции остается без изменений (54,1 и 62,2 % соответственно), в менструальный - понижается (64,9 %).

Для студенток-третьекурсниц наибольшая возбудимость характерна в овуляторный период (44,2 %), практически такому же количеству учащихся (41,6 %) колебания возбудимости не свойственны. Повышение утомляемости в предменструальный и менструальный периоды не испытывают 66,7 % респондентов. Отсутствие раздражительности в предменструальный и менструальный периоды отмечено в каждом третьем случае (33,3 %). Работоспособность как в предменструальный период, так и в менструальный у большинства студенток (66,7 и 65,9 % соответственно) понижается, в овуляторный - остается без изменений (77,8 %).

Увеличение возбудимости и раздражительности в течение ОМЦ характерно для молодых девушек и подтверждается исследованиями других авторов [2]. Данные о снижении работоспособности студенток в предменструальный (35,1-66,7 %) и менструальный (51,9-65,9 %) периоды перекликаются с результатами научных трудов [1] и, несомненно, являются важными для дозирования нагрузок на занятиях по физической культуре в определенные периоды ОМЦ.

Отвечая на вопрос влияния занятий физической культурой на ОМЦ, студентки, занимающиеся ОФП, в большинстве случаев не отмечают негативного воздействия (рис. 1).

не влияет укорочение цикла удлинение цикла проявление болезненности Рис. 1. Влияние занятий физической культурой на ОМЦ студенток, %

Спортивные результаты в предменструальный период остаются без изменений у большинства студенток. Снижение показателей отмечает каждая третья учащаяся, незначительное количество (8,1 %) отметили повышение показателей (рис. 2).

Рис. 2. Спортивные результаты студенток в предменструальный период цикла, %

Спортивные результаты в менструальном периоде снижаются у большинства учащихся. Не изменяются показатели у 40,7 % респондентов на первом курсе, 29,7 % - на втором, 44,4 % - на третьем. В единичных случаях (5,4 %) на втором курсе результаты повышаются (рис. 3).

Рис. 3. Спортивные результаты студенток в менструальный период цикла

Оценивая влияние занятий на открытом воздухе, выявили, что у большинства студенток данные занятия не оказывают отрицательного воздействия на характер и продолжительность менструального цикла (от 81,5 % на первом курсе до 91,9 % - на втором и 100 % - на третьем). При этом отмечается устойчивая тенденция к снижению влияния высоких и низких температур окружающего воздуха на протекание ОМЦ (от 59,3 % на первом курсе, 73,0 % - на втором и до 77,8 % - на третьем).

В рамках исследования репродуктивной функции предложили студенткам высказать пожелания по проведению занятий ОФП на открытом воздухе. По результатам опроса все устраивает в организации и методике занятий 48,0 % респондентов на первом курсе, 51,5 % - на втором, 66,7 % - на третьем. Показательна необходимость адаптации студенток к данным занятиям. Проявляется это, прежде всего, в предложении снизить нагрузки (24,0 %) на первом курсе. В дальнейшем этот показатель уменьшается до 9,1 % на втором курсе и отсутствует на третьем. Желание увеличить время, отводимое на проведение подвижных игр, высказала каждая пятая студентка, незначительное количество учащихся предложили уменьшить беговую нагрузку (8-11 %).

Заключение. Проведенное исследование и педагогические наблюдения позволили провести сравнительный анализ показателей репродуктивной функции девушек за время обучения в вузе, отследить возможное негативное влияние занятий физической культурой на открытом воздухе, оценить интересы и потребности обучающихся. Полученные результаты можно использовать для улучшения качества учебного процесса, проявления индивидуального подхода к учащимся с целью не только достижения определенных спортивных результатов, но и сохранения и укрепления здоровья студенток.

Список литературы

1. Бугаевский К.А. Рассмотрение особенностей менструального цикла у спортсменок-волейболисток // Наука-2020. 2016. № 5 (11). С. 197203.

2. Бурчакова М.Н., Филлипова Г.Г. Психологическое состояние молодых женщин с вариабельным ритмом менструации // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 85-91.

3. Дисциплина «Физическая культура и спорт»: преимущества занятий на открытом воздухе / С.В. Худик [и др.] // Высшее образование сего -дня. 2020. № 11. С. 41-46.

4. Интегральная оценка адаптированности студентов к физической нагрузке / Н.Ф. Иванушкина [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 34-43.

5. Медико-социальные аспекты дисменореи у девушек-студенток / Т.Е. Белокриницкая [и др.] // Вестник Российского университета дружбы народов. Медицина. 2012. № 5. С. 242-245.

6. Мещеряков С.П., Зырянова Н.В. Мониторинг показателей физической подготовленности студентов, занимающихся в разных условиях // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 12. С. 27-32.

7. Роль физической активности на открытом воздухе в повышении умственной работоспособности студентов / Т.А. Андреенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 15-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сбитнева О.А., Прянишникова Д.Н. Физическая культура на открытом воздухе как средство оздоровления студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-1. С. 85-87.

9. Шевелева И.Н. Технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток в физическом воспитании // Омский научный вестник. 2010. № 1 (85). С. 167-169.

References

1. Bugaevskij K.A. Rassmotrenie osobennostej menstrual'nogo cikla u sportsmenok-volejbolistok [. Consideration of the features of the menstrual cycle in female volleyball players] // Nauka-2020 [Science-2020]. 0. 2016. No. 5 (11). P. 197-203.

2. Burchakova M.N., Fillipova G.G. Psihologicheskoe sostoyanie molodyh zhensh-chin s variabel'nym ritmom menstruacii [Fillipova G.G. Psychological state of young women with variable menstruation] // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology]. 2020. V. 13. No. 1. P. 85-91.

3. Disciplina «Fizicheskaya kul'tura i sport»: preimushchestva zanyatij na otkrytom vozduhe [Discipline "Physical culture and sport": the advantages of outdoor activities] / S.V. Hudik [et al.] // Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2020. No. 11. P. 41-46.

4. Integral'naya ocenka adaptirovannosti studentov k fizicheskoj nagruzke [Integral assessment of students' adaptability to physical activity] / N.F. Ivanushkina [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 3. P. 34-43.

5. Mediko-social'nye aspekty dismenorei u devushek-studentok [Medico-social aspects of dysmenorrhea in female students] / T.E. Belokrinickaya [et al.] // Vestnik Rossijs-kogo universiteta druzhby narodov. Medicina [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Medicine]. 2012. No. 5. P. 242-245.

6. Meshcheryakov S.P., Zyryanova N.V. Monitoring pokazatelej fizicheskoj podgo-tovlennosti studentov, zanimayushchihsya v raznyh usloviyah [ ] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 12. P. 27-32.

7. Rol' fizicheskoj aktivnosti na otkrytom vozduhe v povyshenii umstvennoj rabotosposobnosti studentov [The role of physical activity in the open air in improving the mental performance of students] / T.A. Andreenko [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 11 (177). P. 15-17.

8. Sbitneva O.A., Pryanishnikova D.N. Fizicheskaya kul'tura na otkrytom vozduhe kak sredstvo ozdorovleniya studentov [Physical culture in the open air as a means of improving the health of students] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of the Humanities and Natural Sciences]. 2019. No. 3-1. P. 85-87.

9. Sheveleva I.N. Tekhnologiya profilaktiki narusheniya reproduktivnogo zdorov'ya studentok v fizicheskom vospitanii [Technology for the prevention of reproductive health disorders of female students in physical education] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2010. No. 1 (85). P. 167-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.