Научная статья на тему 'Исследование регионов и опыт колониального управления британской Индией в первой трети XIX в'

Исследование регионов и опыт колониального управления британской Индией в первой трети XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЯ / БРИТАНСКАЯ ИНДИЯ / ИМПЕРСКАЯ ПОЛИТИКА / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ / ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРАЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЛАСТИ / IMPERIAL POLICY / GEOGRAPHICAL / ENGLAND / BRITISH INDIA / TOPOGRAPHICAL AND ETHNOGRAPHICAL LOCAL STUDIES / IDEOLOGICAL FORM OF GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кальянова Татьяна Петровна

На основе отчета о путешествии Ф. Бьюкенена и книги Д. Малколма рассматриваются механизмы изменения имперской политики Англии в отношении Индии в первой трети XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploration of Regions and Experience of the Colonial Governance of the British India in the First Third of the XIXth C

On the basis of the report about the journey of F. Biukenen described in D. Malkolm's work the mechanisms of changes occurred in the imperial policy pursued by England towards India in the first third of the XIXth c. are considered.

Текст научной работы на тему «Исследование регионов и опыт колониального управления британской Индией в первой трети XIX в»

Серия «История»

2012. № 2 (3), ч. 1. С. 277-283 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 9(И5)

Исследование регионов и опыт колониального управления Британской Индией в первой трети XIX в.

Т. П. Кальянова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

На основе отчета о путешествии Ф. Бьюкенена и книги Д. Малколма рассматриваются механизмы изменения имперской политики Англии в отношении Индии в первой трети XIX в.

Ключевые слова: Англия, Британская Индия, имперская политика; географическое, топографическое, этнографическое изучение края; идеологическое оформление власти.

В имперских исследованиях обычно в центре внимания оказывались политические и идеологические аспекты господства. Однако значительную роль в практиках управления играла наука, научное знание, комплексное и всестороннее изучение подвластных регионов. Особенно масштабными и результативными такие процессы были в Британской Индии в первой трети XIX в., когда осуществлялся переход от расширения владений к регулярному управлению ими. Знание различных регионов Индии, включавшихся в сферу имперской политики, становилось необходимым условием формирования адекватной техники управления.

Многочисленные разведывательные поездки, экспедиции, путешествия британских служащих, направлявшихся тогда в разные части субконтинента, имели целью приобретение точных сведений о климате, почвах, ландшафтах, водных ресурсах, путях сообщения, хозяйственных занятиях населения. «Взгляд путешественника - всегда взгляд чужака, который способен увидеть то, что слишком привычно для аборигенов и потому не замечается ими самими» [2, с. 8].

Такое непосредственное восприятие пространства было необходимым условием расширения британского присутствия в Индии. Благодаря этому появлялись детальные обзоры регионов, оказавшихся под прямым управлением Ост-Индской компании, производилась их картографическая съем-

ка, выяснялись хитросплетения истории правивших династий, с которыми приходилось выстраивать отношения. Постепенно происходило накопление специализированной страноведческой информации, представленной в виде служебных отчетов, путевых заметок или дневников, систематизированных подробных описаний отдельных территорий. Знание страны, представленное

в таких документах, было важной частью жизненного опыта британских служащих, и могло воплощаться в административных процедурах, в техниках управления.

Познание страны оказывалось инструментом ее колонизации. Как писал

Э. Саид, «...»реальный» Восток мог провоцировать видение автора, но крайне редко сам определял его» [1, с. 37]. Литература, возникавшая в результате познавательных путешествий, открывала, подробно описывала прежде неведомые местности, тем самым способствовала их освоению и присвоению. Такие тексты являются ценным источником, который позволяет реконструировать процессы изучения Индии британцами, выяснить особенности возникавшего знания и его присутствие в управленческом опыте. В данной статье это рассматривается на примере описания путешествия Ф. Бьюкенена и книги Дж. Малколма, в которой представлены сведения о Центральной Индии и административный опыт автора.

В феврале 1800 г. член Королевского общества и Общества древностей Лондона, член Азиатского общества Калькутты, находившийся на медицинской службе Ост-Индской компании Фрэнсис Бьюкенен получил поручение от генерал-губернатора Индии лорда Уэлсли. Он отправился в путь из Мадраса, чтобы тщательно исследовать и подробно описать недавно присоединенные территории Майсура, части Малабара. «Наиважнейшей целью и главным предметом Вашего внимания должно быть земледелие страны, - говорилось в полученной им инструкции. Отчет об этой экспедиции составил три больших тома и был опубликован в Лондоне в 1807 г. [3]

Текст Ф. Бьюкенена построен по образцу путевого дневника: обязательно указана дата, название местности, в которой оказался путешественник, например: «6 сентября. В Пал-хулли когда-то было около тысячи домов, но во время осады Серингапатама она находилась в непосредственной близости от лагеря генерала Харриса и подверглась разрушению. Сотни домов были позже восстановлены, и обитатели со временем вернулись» [3, р. 87]. Такая форма позволяла совмещать пространственно-временные характеристики путешествия: продолжительность пути выражалась через географические пункты, куда прибывал исследователь. Так достигалось оптимальное сочетание топографических, картографических данных с историко-этнографическими сведениями об изучаемых регионах.

Перед Ф. Бьюкененом стояла непомерно сложная задача: он должен был осуществить комплексное описание тех земель, через которые проходил его путь. В отчете следовало указывать находившиеся там населенные пункты, хозяйственные занятия, вероисповедание, состав их жителей, наличие рек или каналов, состояние земельного фонда, площади обрабатываемых или заброшенных полей и способы их возделывания, культивируемые растения, виды сельскохозяйственного инвентаря и тягловых животных, размер собираемых налогов. Кроме этого в отчете представлялись исторические сведения о династиях, правивших в тех регионах, об их потенциальных врагах и союз-

никах. Текст оказывался слишком насыщенным, наполненным разнообразной информацией, что затрудняло его чтение.

Сложность восприятия такой литературы усугублялась присутствием иностранных слов, выражений, географических названий, наименований денежных единиц, мер веса и длины, непривычных для британского или европейского читателя. Передача знаний об этом неизбежно сопровождалась интервенцией иных языков, распространенных в Индии и вторгавшихся в англоязычную традицию. Вот типичный образец этого: «Прийа-паттана, или желанный город, в прошлом принадлежал семейству Полигар, называвшемуся Нанди Радж. Эти принцы относились к Вир-раджам или раджам Кодуга, и оба семейства были лингаятами. Территории Нанди Радж включали два дистрикта Прийа-паттану и Беттада-пуру, собиравших ежегодно до 30 тысяч пагода ( 9 361 фт. ст, 3 шиллинга, 8 % пенса) и находившихся примерно в двадцати четырех милях от границы с Кодугой и на тридцать миль южнее Кове-ри, которая ограничивает их на севере» [4, р. 93].

Отчеты о подобных исследовательских экспедициях представляли собранное в пути знание и составляли так называемое «плотное описание» страны. Так научное знание могло стать основой административного опыта и руководством для принятия управленческих решений. Многолетняя служба Джона Малколма в Индии явилась ярким образцом того, как происходило индивидуальное узнавание пространств Индии и накапливался административный опыт.

Прослужив в Индии почти сорок лет, Дж. Малколм оказался свидетелем и активным участником эпохальных событий, происходивших в этой стране. За годы жизни на Востоке он накопил огромный опыт участия в военных кампаниях, общался с людьми, принадлежавшими к разным мирам. Его знания могли пригодиться следующим поколениям британских служащих, не столь искушенных в индийских делах. Когда в 1821 г. Дж. Малколм покидал Индию, он составил документ, называвшийся «Заметки к инструкциям для помощников и служащих, действующих под руководством генерал-майора сэра Джона Малколма, рыцаря Большого Креста Ордена Бани». Эти «Заметки» были включены в качестве приложения в книгу «Воспоминание о Центральной Индии», изданную в Лондоне в 1832 г. [4, р. 433-475].

В центре внимания Дж. Малколма был вопрос о том, что является основой господства британцев в восточной стране. Имевший опыт участия во многих военных компаниях автор видел опору британского владычества не только в силе оружия, но и в хитросплетениях дипломатии, в идеологическом оформлении этой власти. В качестве наиболее важной опоры он указывал на, казалось бы, эфемерное основание: «Наша власть в Индии сохраняется на общем признании туземцев нашего сравнительного превосходства в вере, мудрости и силе по сравнению с их правителями. Это важное впечатление должно подкрепляться уважением, которое мы оказываем их обычаям, ин-

ститутам и религии, должно выражаться через умеренность, мягкость, любезность нашего обращения с ними» [4, р. 433].

По мнению Дж. Малколма, британское господство должно казаться продолжением того естественного порядка, который был привычным для местного населения. Не разрушая иерархию и воздерживаясь от притеснений, британцы тем самым доказывали свое превосходство и убеждали, что они могут защитить от пороков существовавшего общественного устройства. Некая мимикрия власти требовалась для того, чтобы вписаться в чужой мир и господствовать в нем.

В существовавших условиях особенно важными становились идеологические моменты. Предстояло внедрить в «туземное» сознание свое видение силы и слабости, свое понимание превосходства. В «Заметках» Дж. Малколм называл это приоритетной задачей, которую должны решать британцы. Для ее осуществления следовало воздействовать на чувства, использовать естественное человеческое стремление подражать тому, что кажется привлекательным. Он писал: «Все люди, принадлежащие и к низшим, и к высшим общественным слоям, включая детей, быстро обучаются манерам других, и, прежде всего тех, кто их превосходит. Когда это регулируется головой, а не сердцем, когда это обеспечивается разумом, а не чувствами - это не должно приветствоваться. Люди могут бояться, но никогда не будут любить или уважать тех, кто постоянно демонстрирует им свое превосходство» [4, р. 438].

В «Заметках» автор отмечал, что высокомерие, соединяясь с незнанием, развивало в европейских служащих самодостаточность, гордыню, и не позволяло им глубже проникнуть в «туземный» мир. «Когда гражданские или военные служащие овладеют языками и познакомятся с обычаями туземцев Индии, они смогут с большей искренностью относиться к ним» [4, р. 440].

Знание оказывалось своеобразным идеологическим оружием британцев. Оно позволяло понять устройство того мира, в котором предстояло властвовать. Дж. Малколм отмечал, что между индийцами и их европейскими господами как будто существовала некая завеса, которая не позволяла последним узнать и понять мир первых.

Однако важно осознавать, что не только европейцы способны изучать «туземцев». Находясь в Индии, британский служащий сам являлся объектом пристального внимания со стороны местных жителей. Его возможное решение усвоить индийский образ жизни могло быть воспринято как признание преимуществ этого строя жизни. Тем самым подвергалась сомнению фундаментальная идея о британском превосходстве. «Европейский служащий, намеревающийся воспринять туземные обычаи и порядки, может доставить удовольствие немногим индивидуальностям, кому это польстит. Он может извлечь пользу из своего восприятия обычаев страны. Но, прежде всего, он должен удостовериться, что это получит высокую оценку как европейского, так и туземного сообщества, окружающего его» [4, р. 442].

Дж. Малколм считал возможным использовать нормы традиционного общества, если они обеспечивают порядок и не угрожают английскому господству. Но некоторые традиции казались британцам варварскими. Обычай сати или практика убийства новорожденных девочек оскорбляли европейское чувство человеколюбия. Хорошо представляя те возможности, которые были у британского политического чиновника, автор «Заметок» писал: «Вы не можете предотвратить каждый случай жертвоприношения, это не в ваших силах; всякая неудавшаяся попытка может создать плохое впечатление и прекратить следующие попытки. Поощрять тех, кто намерен отказаться от таких действий, и наказывать тех, кто совершает или подстрекает к совершению их, - вот наилучшее лекарство, которое может быть использовано в этом случае» [4, р. 460-461].

Автор «Заметок» не упустил случая разделить «устройство общества» и «тираническое правление», предшествовавшее появлению британской власти. Сохраняя первое, европейцы должны стать олицетворением «хорошего правления». Дж. Малколм писал: «Многие моральные дефекты туземцев Индии происходят от того плохого правления и гнета, от которого они сейчас в значительной степени избавлены. Я не припомню какого-нибудь другого народа, оказавшегося в подобных обстоятельствах и, несмотря на долгий период смуты, тиранического правления, сумевшего сохранить так много доблести и так много хороших качеств, как жители этой страны» [4, р. 440].

Ограничивая «туземных» правителей, британцы должны были использовать различия между ними и собой. Им следовало всеми способами утверждать преимущество европейцев, чтобы «каждое впечатление нашего превосходства» укрепляло фундамент британской власти. Такая убежденность в английском превосходстве заставила бы «туземцев» осознать себя «как деградирующую и слабеющую расу». В этом случае население Индии легче поверило бы, что именно европейцы способны обеспечить стране прогресс и усовершенствование.

В многословных рассуждениях автора «Заметок», в частых повторах и возвращениях к уже сказанному можно обнаружить важные черты той идеологии, которая могла способствовать укреплению британской власти в Индии вообще и в княжествах, в частности. Идеи английского превосходства, идеи «слабеющей расы» помогали оформить колониальный патернализм. Проникать в «туземное» сознание и изменять его, воздействовать на чувства и получать желанный отклик, претворять в жизнь высокие принципы - это оказывается важным для утверждения британской власти.

Публичность, «паблисити», также являлась, по мнению Дж. Малколма, непременной частью английской политики в княжествах. «Счастливой привилегией власти, так устроенной, как устроено английское управление в Индии, является публичность; она позволяет власти черпать силы из тех основ, на которых та покоится. Нет и не должно быть секретов в наших повседневных действиях. В таком случае каждый агент будет стремиться честно испол-

нять свой долг, и публичное осуществление власти, сократит возможность исказить его действия или намерения... Он должен избегать, насколько это возможно, частных контактов с теми, кто добивается его расположения, поскольку они могут превратить его расположенность в инструмент влияния на него» [4, p. 447-448].

Таким образом, в рассмотренных «Заметках к инструкциям помощникам и служащим», составленных Дж. Малколмом в 1821 г., представлены некоторые идеи, которые казались важными автору и которые должны были, по его мнению, определять практическую политику, осуществлявшуюся британцами в индийских княжествах. Прежде всего, следовало представлять политическое верховенство как превосходство хорошего британского управления над плохим «туземным». Европейская власть должна утвердить себя как законную основу порядка, мира и хорошего управления в противовес местной власти, олицетворяющей смуты, потрясения, тиранию. В тексте «Заметок» наиболее часто встречались слова «впечатление», «производить впечатление», «внушать». По-видимому, автор считал идеологические действия необходимым элементом британской политики в княжествах. Для утверждения превосходства британцев «туземное» сознание являлось не менее важным полем деятельности, чем поля сражений.

«Заметки к инструкциям помощникам и служащим» и обстоятельства служебной карьеры Дж. Малколма можно признать свидетельством тех перемен, которые происходили в организации управления Индией в первой трети XIX в. В то время осуществлялась рационализация управления как Британской Индией, так и княжествами. Британцы внедрялись в административное устройство последних, и возникала бюрократическая организация, требовавшая детализированного знания особенностей управляемого общества, а также навыков исполнения установленных процедур. В этих условиях административный опыт и знание реальной ситуации в княжествах приобретали особую ценность. Успехи или неудачи в управлении Британской Индией во многом зависели от научного знания, добываемого британскими служащими, которые в многочисленных путешествиях и экспедициях изучали страну и ее регионы.

1. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: «Русский мир», 2006.

2. Толстиков А. В., Кошелева О. Е. Homo Viator // Одиссей: человек в истории. 2009: Путешествие как культурный феномен. М. : Наука. 2010.

3. Buchanan F. A Journey from Madras trough the Countries of Mysore, Canara and Malabar. - London: T, Cadell and N. Davies, 1807. Vol. 1-3.

4. Malmlm J. Notes of Instructions to Assistants and Officers acting under the Orders of Major-General Sir John Malkolm. G. C. B. // Makolm J. A Memoir of Central India IncludingMalwa. L. : Parbuy Allen, 1832.Vol.2.

Exploration of Regions and Experience of the Colonial Governance of the British India in the First Third of the XIXth C.

T. P. Kalyanova

Irkutsk State University, Irkutsk

On the basis of the report about the journey of F. Biukenen described in D. Malkolm's work the mechanisms of changes occurred in the imperial policy pursued by England towards India in the first third of the XIXth c. are considered.

Key words: England, British India, imperial policy; geographical, topographical and ethnographical local studies, ideological form of governance.

Кальянова Татьяна Петровна - канди- Kalyanova Tatyana Petrovna - Candidate

дат исторических наук, доцент кафедры of Historical Sciences, Associate Professor

мировой истории и международных от- of the Department of World History and

ношений Иркутского государственного International Relations, the Irkutsk State

университета, 664003, г. Иркутск, University, 664003, Irkutsk, Chkalov St., 2,

ул. Чкалова, 2, тел. 8(3952)241974, phone 8(3952)241974, e-mail: takal@irk.ru

e-mail: takal@irk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.