Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 159.923.2-053.5-056.26
ББК: 88 72-5 Психологические науки
Исследование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха.
© В.Ю. Дадакина
Дадакина В.Ю. - Ассистент кафедры дефектологии и клинической психологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 26 E-mail: [email protected]
Адрес: г. Казань ул. М. Межлаука, д.1. 420021, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
Целью исследования является выявление специфических особенностей рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха.
В ходе исследования было выявлено, что у младших школьников с нарушением слуха и у младших школьников с нарушением зрения рече -коммуникативнаяфункция прогностической компетентности сформирована недостаточно. Низкий уровень сформированности данной функции наблюдается из-за использования в ответах минимальной вербализации прогноза, бедности использования рече - языковых средств, отсутствия в прогнозе высказывания других участников, отсутствие в ответах младших школьников с нарушениями зрения и слуха форм глаголов будущего времени. Также, у младших школьников с нарушениями зрения и слуха наблюдаются низкие показатели практически во всех сферах отношений, представленных в методике прогнозирования, а именно в сфере отношения к учению, отношения со сверстниками, в сфере общения с взрослыми, в виртуальном общении, в сфере отношение к болезни и отношения в семье.
Ключевые слова: прогностическая компетентность; антиципация; рече - коммуникативная функция; младшие школьники; нарушение зрения; нарушение слуха, социализация, коммуникация..
Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научно-исследовательского проекта 17-16- 16004-ОГН «Прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в превенции девиаций».
ВВЕДЕНИЕ.
В связи с изменениями политики в России и внедрением в структуру образовательного процесса такого направления как инклюзия, одной из приоритетных задач оказывается успешная социализация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и с нарушением слуха [3]. Известно, что успешная социализация младших школьников с сенсорными нарушениями невозможна без сформированной прогностической компетентности и развитой коммуникативной функции, поскольку успешная интеграция идет непосредственно через общение, в основе которого лежат сформированные рече -коммуникативные умения и навыки.
Проблема прогностической компетентности неотъемлема от всей проблематики психологической науки [5]. При исследовании любого явления, любого процесса, любого механизма поведения человека неминуемо поднимается вопрос об антиципации, предвосхищении, прогнозировании, опережении, экспектации. Настоящими терминами разные исследователи, такие как П.К. Анохин, Ф. Барт-летт, H.A. Бернштейн, А.В. Брушлинский, В.Д. Менделевич, У. Найссер, Е.А. Сергиен-ко, И.М. Фейгенберг и другие обозначают одно и то же психическое явление, один и тот же процесс [2].
В последние десятилетия, благодаря работам отечественных психологов (H.A. Бернштейн, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков,Е.А. Сергиенко, И.М. Фейген-берг, Г.Е. Журавлев, В.А. Иваннико), стала активно разрабатываться проблема прогностической компетентности, вероятностного прогнозирования и антиципации [2].
Под прогностической компетентностью, по мнению В.Д. Менделевича, следует понимать способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [8].
Если прогностическую компе-
тентность рассматривать «в виде произвольной, осознанной, целенаправленной активности личности» [8], то можно утверждать, что прогностическая компетентность формируется именно в процессе прогностической деятельности.
Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков выделяют три функции прогностической компетентности: регулятивную, познавательную, коммуникативную, которые неразрывны в любой деятельности человека [4].
Регулятивная функция служит для регуляции действий при построении модели потребного будущего [9]. Роль прогностической компетентности в регуляции поведения и действия имеет большое значение, так как человек прогнозирует конечную цель своей деятельности.
Когнитивная функция выражается в прогнозировании протекания познавательных процессов, например, в форме перцептивной гипотезы или предвосхищающей схемы [7].
Коммуникативная функция прогностической компетентности, по мнению А.П. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.В. Бруш-линского, И.М. Фейгенберга, позволяет не только обмениваться информацией, но и подчиняться определенным культурным ценностям группы [6]. Любое общение, взаимодействие между людьми, способность узнавать эмоциональные состояния других, готовность подчиняться социальным нормам — все это проявления коммуникативной функции.
Цель исследования: выявить специфические особенности развития рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха.
Гипотеза исследования: выявленные специфические особенности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и слуха к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах жизненных отношений в учебной и внеучеб-ной деятельности позволят разработать
27
28
стратегию ее формирования в процессе логопедической работы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Теоретические методы: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Эмпирические методы: беседы, тестирование, самооценка, изучение, эксперимент, методы обработки данных (количественный и качественный анализ полученных данных средствами математической статистики).
База исследования: исследование проводилось на базе государственного бюджетного специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ОВЗ «Казанская специальная (коррекционная) школа №172 III, IV видов» Московского района города Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья».
В исследовании принимали участие 16 детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и 27 детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Для проведения исследования была использована методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии под руководством А.И. Ахметзяновой института психологии и образования Казанского федерального университета [1].
Методика имеет многофункциональный характер и может быть использована для скрининга, развернутого обследования прогностической способности в исследовательских целях, а также в рамках разработки стратегии психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе исследования было проведено развернутое обследование рече - коммуникативной функции прогностической
способности младших школьников с нарушением зрения и слуха. Рече - коммуникативный компонент прогноза представлен в форме информации, фиксируемой в речевых моделях, используя которые, человек определяется с целесообразными вариантами выбора собственных стратегий построения образа желаемого будущего. Выделение данного компонента позволяет максимально отразить специфику нарушений детей с дефицитарным онтогенезом, а также связанные с этим особенности прогностической компетентности и возможные ограничения её формирования.
Данная методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» включает в себя серии сюжетных картинок по определенным сферам жизненных отношений в учебной (школьной) и внеучебной (внешкольной) деятельности, которые испытуемые должны прокомментировать с точки зрения личностного подхода к данной ситуации [4].
Таким образом, младшим школьникам с сенсорными нарушениями предлагалось поочередно рассмотреть каждую серию сюжетных картинок, раскладывание которых сопровождалось рассказом - описанием, предложенной на картинке ситуации и после школьникам задавался вопрос «Что будет дальше и почему?». Ответы испытуемых фиксировались в индивидуальные протоколы в виде полной развернутой фразы для дальнейшей обработки полученных в ходе исследования данных.
Полученные в ходе проведенного исследования данные подвергались математической обработке по T - критерию Стьюдента в программе SPSS Statistics. Полученные сводные исследования результаты позволили определить сфор-мированность рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения и слуха по сферам отношений и биполярным критериям, представленным в методике.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Анализируя результаты исследования по выявлению степени сформированное™ рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха по сферам отношений, мы установили следующее:
По четырем из шести представленных в методике сфер, а именно отношение к учению, виртуальное общение, отношение к болезни и отношение к семье была выявлена разница средних значений между младшими школьниками с нарушением зрения и слуха. Судя по полученным в ходе исследования данным, у младших школьников с нарушением зрения показатели по данным четырем сферам отношений выше, чем у младших школьников с нарушением слуха. Это, может быть, связано с тем, что у младших школьников с нарушением слуха рече -коммуникативная функция снижена из-за первично нарушенной слуховой функции, то есть младшие школьники с нарушением слуха неточно услышали и не поняли вопрос, и вследствие этого ответили не-
достаточно полно или вовсе некорректно. А также, причиной низких результатов по сравнению со школьниками с нарушением зрения, может являться тот факт, что связная речь у лиц с нарушением слуха развита недостаточно, так как данная категория лиц предпочитает общаться между собой больше на языке жестовой речи, тем самым замедляя и тормозя развитие процессов формирования речевой функции.
По двум сферам отношений, предлагаемых методикой, а именно общение со сверстниками и общение со взрослыми у младших школьников с нарушением зрения и слуха разницы в показаниях средних значений нет, а это означает, что в этих сферах общения наблюдается меньше проблем у данных категорий лиц с ОВЗ и данные сферы развиты наиболее высоко по сравнению с другими сферами общения.
Результаты исследования степени сформированности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха по сферам отношений представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования степени сформированности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха по сферам отношений.
29
Шкалы Нарушение зрения (п=16) Нарушение слуха (п=27)
M SD M SD t (43) P
Отношение к учению 3,67 1,66 1,59 1,23 4,64 < 0,01
Общение со сверстниками 3,31 1,89 2,56 1,74 1,34 > 0,01
Общение с взрослыми 3,13 1,67 2,41 1,97 1,22 > 0,01
Виртуальное общение 3,88 1,93 2,41 1,85 2,48 < 0,01
Отношение к болезни 3,86 1,20 2,85 1,86 1,95 < 0,01
Отношения в семье 4,31 1,51 2,74 1,65 3,09 < 0,01
Рис.1. Сравнительный анализ по сферам отношений младших школьников с нарушением зрения и слуха.
30
Анализируя результаты исследования по выявлению степени сформированное™ рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха по биполярным критериям, мы установили следующее: По трем из четырех критериев рече - коммуникативной функции прогностической компетентности, а именно вербализация прогноза, рече - языковые средства и наличие // отсутствие в речи формы будущего времени глагола у младших школьников с нарушением зрения также наблюдаются показатели выше, чем у младших школьников с нарушением слуха. То есть, анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что у младших школьников с нарушением зрения достаточная степень развернутости вербального прогноза и сам прогноз представляет развернутый текст (предложение), либо представлен в виде односложного ответа простого нераспространенного предложения или перечисления нескольких глаголов. Также у младших школьников с нарушением зрения наблюдается большая мера владения лек-сико-грамматических и синтаксических
конструкций в соответствии с возрастом, а у младших школьников с нарушением слуха наблюдается неумение использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией. Также, следует отметить, что у лиц с нарушением зрения предстоящие события передаются в речи, в большей степени, с помощью глаголов будущего времени, а у лиц с нарушением слуха преобладает чаще форма прошедшего или настоящего времени.
По критерию наличие // отсутствие в прогнозе высказываний участников у младших школьников с нарушением зрения и слуха в прогнозе практически не представлены высказывания участников ситуации в форме прямой либо косвенной речи, а такие высказывания, можно сказать, отсутствуют в их речи полностью. По данному критерию средние показатели по методике у младших школьников с нарушением зрения и слуха совпадают.
Результаты исследования степени сформированности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха по биполярным критериям представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты исследования степени сформированности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха по биполярным критериям.
Шкалы Нарушение зрения (п=16) Нарушение слуха (п=27)
M SD M SD t (43) p
Максимальная / мини- 6,13 3,01 3,74 2,52 2,79 < 0,01
мальная вербализация
прогноза.
Полнота /бедность ре- 6,00 2,92 3,74 2,49 2,67 < 0,01
че-языковых средств
Наличие / отсутствие в 0,19 0,40 1,00 1,18 -2,67 > 0,01
прогнозе высказываний
участников
Наличие / отсутствие в 9,86 3,74 6,04 3,89 3,17 < 0,01
речи формы будущего
времени глагола
Младшие школьники с нарта е ннем зр ення
Младшие школьники с нарушением слуха
| Максимальная мнннм ал ьная верб атнз ация прогноза.
| Полнота, бедность рече-языкоеых средств
Наличие отсутствие в участников
| Наличие отсутствие в речи формы будущего вр ем е ни гл агола
31
Рис.2. Сравнительный анализ по биполярным критериям младших школьников с нарушением зрения и слуха.
Таким образом, анализируя средние значения данных по сферам отношений и биполярным критериям можно сделать вывод о том, что у младших школьников с нарушением зрения средние показатели по представленным в методике шкалам являются более высокими, чем полученные средние значения по этим же шкалам у младших школьников с нарушением
слуха. Это может быть связано с тем, что коммуникативная функция у лиц с нарушением слуха развита хуже, чем у лиц с нарушением зрения, так как в их жизни чаще присутствует язык жестовой речи и, таким образом, она является ведущим типом общения, нежели рече - коммуникативная функция.
32
ВЫВОДЫ.
Полученные, в ходе обследования, данные совпали с представлениями о характерных чертах рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями слуха и зрения.
В ходе исследования было выявлено, что у младших школьников с нарушением слуха и у младших школьников с нарушением зрения рече - коммуникативная функция сформирована недостаточно. Проанализировав и сравнив полученные средние значения по предложенным в методике сферам отношений и биполярным критериям, мы установили следующее:
Младшие школьники с нарушениями зрения и слуха используют в своих ответах минимальную вербализацию прогноза, то есть ответ чаще всего дается ими в виде простого нераспространенного односложного предложения, в виде перечисления разных глаголов.
Ответы младших школьников с нарушением зрения и слуха характеризуются, в большей степени, бедностью использования рече - языковых средств, то есть они испытывают сложности владения лексико - грамматическими и синтаксическими конструкциями и не умеют пользоваться языковыми средствами в соответствии с предложенной речевой ситуацией.
В большинстве случаев, также, у младших школьников с нарушением зрения и слуха отсутствуют в прогнозе высказывания других участников, только единицы используют в своих ответах при передаче высказываний форму прямой или косвенной речи.
И следует отметить, отсутствие в
ответах младших школьников с нарушениями зрения и слуха форм глаголов будущего времени, чаще всего ими используются глаголы настоящего времени, либо прошедшего.
Также, у младших школьников с нарушениями зрения и слуха наблюдаются низкие показатели практически во всех сферах отношений, представленных в методике прогнозирования, а именно в сфере отношения к учению, отношения со сверстниками, в сфере общения с взрослыми, в виртуальном общении, в сфере отношение к болезни и отношения в семье. Эти данные свидетельствуют о низком уровне сформированности рече -коммуникативной функции прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями зрения и слуха.
Проанализировав и сравнив показатели средних значений по сферам отношений и биполярным критериям у младших школьников с нарушением зрения и слуха, оказалось, что у младших школьников с нарушением зрения эти показатели выше, чем у младших школьников с нарушением слуха. Обусловлено это тем, что лица с нарушениями слуховой функции овладевают и, в основном, используют в процессе коммуникации с окружающими дактильную и жестовую речь и при этом оказывается, что непосредственно речевая функция у них затормаживается и не развивается.
Таким образом, анализ результатов исследования позволил определить степень сформированности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха, а также разницу и сходство выявленных значений по критериям и сферам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья/ А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 45 с.
2. Ахметзянова, А.И. Особенности ан-тиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста:дис ... канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04: защищена 2.03.04/ Ахметзянова Анна Ивановна. - Казань, 2004.- 158 с.
3. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности: монография / Б. Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980.-280 с.
4. Менделевич, В. Д. Антиципация человеком собственных переживаний в норме и при психической патологии / В.Д. Менделевич, Ф.И. Бахтияров // Неврологический вестник. - 2014. - №2. - С. 31 - 38.
5. Никишина В.Б. Диагностика индиви-дуальнотипологических особенностей детей с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности: результаты
исследования / В.Б. Никишина // Социальная политика и социология. - 2013. № 4-2 (97). С. 142-154.
6. Никишина В.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: критериально-диагностический аспект / В.Б. Никишина // Курский научно-практический вестник Человек и его здоровье. - 2013. № 1. - С. 141-148.
7 Никишина В.Б., Баркова В.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно-поведенческий аспект / В.Б. Никишина, В.Л. Баркова В.Л. - Курск, 2008.
8. Dignath, D. Anticipation of delayed action-effects: learning when an effect occurs, without knowing what this effect will be/ D. Dignath, M. Janczyk // Psychological Research. - 2017. - №81 (5). - 1072- 1083.
9. León-Cabrera,P.Electrophysiological correlates of semantic anticipation
during speech comprehension / P. León- 33
Cabrera, A. Rodríguez-Fornells, J. Morís // Neuropsychologia. - 2017. - №99. - P. 326 -334.
INVESTIGATION OF SPEECH - COMMUNICATIVE FUNCTION OF PREDICTIVE COMPETENCE OF YOUNG SCHOOLCHILDREN WITH VIOLATION AND HEARING VIOLATION
© Victoria Yu. Dadakim Dadakim Victoria Yu. - Assistant of Defectology and Clinical Psychology Department, Kazan (Volga region) Federal University. E-mail: [email protected]
Address: Kazan, st. M. Mezhlauk, 1. 420021, Russian Federation.
Abstract
The aim of the study is to identify the specific features of the speech-communicative function of predictive competence in children of primary school age with visual and hearing impairment.
The study revealed that younger students with hearing impairment and younger students with visual impairment speech - the communicative function of prognostic competence is not sufficiently formed. The low level of development of this function is observed due to the use of minimal forecast verbalization in the answers, poverty of using speech-language means, the lack of other participants in the forecast, the lack of forms of future verbs in the answers of younger students with impaired vision and hearing. Also, younger schoolchildren with visual and hearing impairments have low rates in almost all spheres of relationships represented in the forecasting methodology, namely in the 34 area of attitudes to learning, relationships with peers, in the area of communication with
adults, in virtual communication, in the area of attitudes illness and family relationships.
Keywords: prognostic competence; anticipation; speech - communicative function; younger schoolchildren; impaired vision; hearing impairment, socialization, communication.
REFERENCE
1. Akhmetzyanova A.I. Prognostiches-kaya kompetentnost' mladshego shkol'nika s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya/ A.I. Akhmetzyanova. - Kazan': Izd-vo Kazan.un-ta. - 2017. - 45 s.
2. Akhmetzyanova, A.I. Osobennosti antitsipatsionnoy deyatel'nosti pri obsh-chem nedorazvitii rechi u detey starshego doshkol'nogo vozrasta:dis ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13, 19.00.04: zashchishchena 2.03.04/ Akhmetzyanova Anna Ivanovna. - Kazan', 2004.158 c.
3. Lomov, B. F. Antitsipatsiya v strukture deyatel'nosti: monografiya / B. F. Lomov, Ye.N. Surkov. - M.: Nauka, 1980.-280 s.
4. Mendelevich, V. D. Antitsipatsiya che-lovekom sobstvennykh perezhivaniy v norme i pri psikhicheskoy patologii / V.D. Mendelevich, F.I. Bakhtiyarov // Nevrologicheskiy vestnik. -2014. - №2. - S. 31 - 38.
5. Nikishina V.B. Diagnostika individual'notipologicheskikh osobennostey detey s proyavleniyami sindroma defitsita
vnimaniya i giperaktivnosti: rezul'taty issledo-vaniya / V.B. Nikishina // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. - 2013. № 4-2 (97). S. 142-154.
6. Nikishina V.B. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu: kriterial'no-diagnostiches-kiy aspekt / V.B. Nikishina // Kurskiy nauchno-prakticheskiy vestnik Chelovek i yego zdorov'ye.
- 2013. № 1. - S. 141-148.
7. Nikishina V.B., Barkova V.L. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu: regulyatorno-povedencheskiy aspekt / V.B. Nikishina, V.L. Bar-kova V.L. - Kursk, 2008.
8. Dignath, D. Anticipation of delayed action-effects: learning when an effect occurs, without knowing what this effect will be/ D. Dignath, M. Janczyk // Psychological Research.
- 2017. - №81 (5). - 1072- 1083.
9. León-Cabrera, P. Electrophysiologi-cal correlates of semantic anticipation during speech comprehension / P. León-Cabrera, A. Ro-dríguez-Fornells, J. Morís // Neuropsychologia.
- 2017. - №99. - P. 326 - 334.