Научная статья на тему 'Исследование развития журнального подкомплекса в регионах Беларуси'

Исследование развития журнального подкомплекса в регионах Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС БЕЛАРУСИ / ЖУРНАЛЬНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / ЖУРНАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феликсова Людмила Валерьевна

В статье исследуется развитие журнального подкомплекса издательско-полиграфического комплекса в регионах Республики Беларусь. Представлен баланс выпуска журнальной продукции по всем основным показателям. Построены характерные статистические модели жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование развития журнального подкомплекса в регионах Беларуси»

УДК 658.5

Феликсова Л. В., ассистент (БГТУ)

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛЬНОГО ПОДКОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ БЕЛАРУСИ

В статье исследуется развитие журнального подкомплекса издательско-полиграфического комплекса в регионах Республики Беларусь. Представлен баланс выпуска журнальной продукции по всем основным показателям. Построены характерные статистические модели жизненного цикла.

In the article the development of magazine subcomplex of the print-and-publishing complex in the regions of the Republic of Belarus is researched. The balance of magazine production release all of basic characteristics is present. The typical statistical models of life cycles are constructed.

Введение. Ранее проводимые исследования развития журнального подкомплекса издательско-полиграфического комплекса Беларуси, затрагивавшие 90-е годы и начало 2000-х, выявили существенную неоднородность по территориальному признаку. Значительная доля выпускаемой журнальной продукции как по количеству наименований, так и по объемам выпуска в печатных листах-оттисках принадлежала г. Минску [1].

Результаты проводимых исследований показали, что регионы обладают возможностью увеличить объемы выпуска журнальной продукции по номенклатуре и количеству наименований. В регионах начинался процесс создания полиграфических мощностей, удовлетворяющих требованиям журнального производства. Известно, журнальная продукция, как продукция высокого качества, предъявляет повышенные требования к технологии и организации производства.

В связи с изменениями экономической ситуации в стране, влиянием мирового кризиса возникла необходимость изучить состояние региональной журнальной полиграфии на современном этапе, выявить динамику и тенденции развития основных параметров, характеризующих выпуск журнальной продукции. Развитие

журнального подкомплекса в целом по стране, без учета территориальных особенностей, исследовалось в статье [2].

Анализ состояния региональной журнальной полиграфии. Баланс выпуска журнальной продукции по всем основным показателям в 2009 г. с распределением по регионам представлен в таблице. При ее составлении использованы данные [3].

На современном этапе по-прежнему основная доля производства журнальной продукции принадлежит г. Минску (85% объема выпуска продукции в печатных листах-оттисках). Из регионов наибольший вклад вносит Могилевская область (13,6%). Затем следуют Минская (0,6%), Брестская (0,3%) и Гомельская области (0,26%). Объемы журнального производства в Гродненской и Витебской областях составляют менее 0,1%.

В таблице представлены значения основных показателей, характеризующих выпуск журнальной продукции по регионам, и асимптотические значения по всем показателям для каждого региона. Так как доля г. Минска превалирует в выпуске продукции, то для оценки ситуации в регионах необходимо брать не значение асимптоты, характеризующее республику в целом, а среднее значение из региональных.

Основные показатели выпуска журнальной продукци в регионах

Показатели Брестская обл. Витебская обл. Гомельская обл. Гродненская обл.

2009 г. Асимптота 2009 г. Асимптота 2009 г. Асимптота 2009 г. Асимптота

Кол-во изданий 25 47 31 42 35 49 16 20

Кол-во номеров 82 239 62 70 181 214 51 63

Раз. тираж, тыс. экз. 28,8 31 6 7,8 32 57 7,8 72

Год. тираж, тыс. экз. 232,4 222 16,9 24,7 473,1 929 49,7 111

Печ. л.-отт, тыс. 1107,6 1200 287,2 550 847,5 4100 326 625

Окончание таблицы

Показатели Минская обл. Могилевская обл. Всего по республике

2009 г. Асимптота 2009 г. Асимптота 2009 г. Асимптота

Кол-во изданий 10 10,4 28 54 884 2 283

Кол-во номеров 55 100 214 443 6 608 19 520

Раз. тираж, тыс. экз. 24,7 116 931 943 4345,9 6 356

Год. тираж, тыс. экз. 250,2 547 13537,7 51 500 53993,8 161 400

Печ. л.-отт, тыс. 1 937 3 200 44503,5 185 200 327584,6 529 700

2 3 4 5 6 Облас-

Так, по первому показателю (количество изданий) средним асимптотическим значением будет 37 (рис. 1), Гомельская область наиболее близка к достижению этого показателя (35 наименований на 2009 г.), далее следуют Витебская (31 наименование) и Могилевская (28 наименований) области. Наиболее далека от достижения асимптоты Минская область (10 наименований).

'К ТА

s 30

4

5 20

о ш

h U <D

Е 10

о

Рис. 1. Количество ^рнальных изданий, выпускаемых в регионах (областях):

1 — Брестская; 2 — Витебская; 3 — Гомельская; 4 — Гродненская;

5 — Минская; 6 — Могилевская

Среднее асимптотическое значение количества номеров журнальной продукции — 188 (рис. 2). Объем выпуска журналов по данному показателю в Могилевской области превышает среднее асимптотическое значение. Гомельская область существенно приблизилась к достижению данного показателя, остальные области значительно уступают. В Гродненской области количество номеров выпускаемых журналов минимально и составляет 51 номер в год.

«200

о 150

Я 100

§ 50

0 1 2 3 4 5 6 Облает

Рис. 2. Количество номеров журнальных изданий, выпускаемых в регионах (областях):

1 — Брестская; 2 — Витебская; 3 — Гомельская; 4 — Гродненская; 5 — Минская; 6 — Могилевская

Среднее значение асимптоты для показателя разовый тираж — 204 тыс. экз. (рис. 3).

В Могилевской области данное значение превышено в 4,5 раза.

1000 1

■о

н

Н о.

800 600 400

200 0

1

2

3 4 Облает

5

6

Рис. 3. Разовые тиражи журнальных изданий, выпускаемых в регионах (областях):

1 — Брестская; 2 — Витебская; 3 — Гомельская; 4 — Гродненская;

5 — Минская; 6 — Могилевская

Все остальные области значительно отстают от достижения данного значения. Минимальный разовый тираж в Витебской области — 6 тыс. экз.

Аналогичная ситуация наблюдается с годовым тиражом (рис. 4). Среднее значение асимптоты — 8,9 млн. экз. Лишь в Могилевской области показатель превышен в 1,5 раза, в остальных областях наблюдается значительное отставание.

14 000

12 000

W m 10 000

6 2 8000

н

Н 6000

1— 4000

2000

1

2

3 4 Облает

5

6

Рис. 4. Годовые тиражи журнальных изданий, выпускаемых в регионах (областях):

1 — Брестская; 2 — Витебская; 3 — Гомельская; 4 — Гродненская;

5 — Минская; 6 — Могилевская

Один из наиболее важных показателей выпуска журнальной продукции — объем выпуска в печатных листах-оттисках (рис. 5). Среднее значение асимптоты — 32,5 млн. печ. л.-отт. По данному показателю также опережает другие регионы в развитии Могилевская область. Превышение среднего значения составляет 1,4 раза.

Из остальных областей самое большое количество выпущенных листов-оттисков в Минской области (1,9 млн.), что меньше асимптоты почти в 17 раз.

0

1

0

И 40 000-■р

т

с

30 000-

20 000"

10 000-

1 2 3 4 5 6 Области

Рис. 5. Объемы выпуска в печатных листах-оттисках в регионах (областях): 1 — Брестская; 2 — Витебская;

3 — Гомельская; 4 — Гродненская;

5 — Минская; 6 — Могилевская

Если рассматривать развитие основных показателей журнального производства, то можно наблюдать цикличность развития. Так, в динамике изменения количества изданий в Брестской области наблюдаются 3-4-летние циклы. За рассматриваемый десятилетний период наблюдалось 3 цикла (рис. 6).

Первый цикл длился с 2000 по 2004 г. За это время количество изданий выросло с 6 до 10 в 2003 г., спад до 8 изданий произошел в 2004 г. Далее последовал второй этап развития, характеризующийся ростом данного показателя до значения 19 в 2006 г. и спадом до 17 изданий в 2007 г. Сейчас наблюдается развитие третьего этапа, происходит рост количества изданий, по данным на 2009 г., количество изданий, выпускаемых в области, составляет 25. В целом динамика развития данного показателя положительная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

« в

X

л п

эт «

40

30

о (а

§ 20

ч о

« 10

0

2000

2005

2015

2020

2010 Год

Рис. 6. Динамика выпуска журнальных изданий в Брестской области

Такая модель жизненного цикла характерна также для ситуации в целом по республике [2].

Второй показатель (количество номеров) в Брестской области развивался аналогично вы-

пуску изданий. Наблюдаются те же периоды развития, как по годам, так и по фазам цикла. В целом за рассматриваемый период произошел рост данного показателя со значения 36 номеров в 2000 г. до 82 номеров в 2009 г.

В динамике разовых и годовых тиражей наблюдается схожая картина. Заметный спад тиражей произошел в 2004 г., после этого наблюдается циклическое развитие в целом с положительной динамикой.

Один из наиболее важных показателей работы предприятий — объем выпуска продукции в печатных листах-оттисках. Динамику объемов выпуска журнальной продукции в печатных листах-оттисках в Брестской области также можно охарактеризовать как циклическую. После спада объемов производства в 2004 г. наблюдается постепенный рост данного показателя. В среднем за рассматриваемый период объемы выпуска журнальной продукции составляли порядка 900 тыс. печатных листов-оттисков в год.

В развитии основных показателей выпуска журнальной продукции Витебской области можно наблюдать в целом положительную динамику по всем показателям. Падение значений происходило в 2001, 2003 и 2008 гг. За рассматриваемый период произошло 10-кратное увеличение количества изданий. Выпуск журналов в печатных листах-оттисках увеличился с 12 тыс. в 2001 г. до 287 тыс. в 2009 г. Тем не менее по тиражам и объему выпуска в печатных листах-оттисках область отстает от других.

В динамике количества изданий и номеров журнальной продукции Гомельской области наблюдаются 3-4-летние циклы. Динамика данных показателей положительная, количество изданий за рассматриваемый период увеличилось более чем в 4 раза. На рис. 7 представлена динамика изменения количества номеров издаваемой в Гомельской области журнальной продукции. Динамика остальных показателей отрицательна, спад начался в 2003 г.

«

о а

а

о и

о ш Е-

и

¡г

250 200 150

100

£ 50

2000

2005

2010 Год

2015

2020

Рис. 7. Динамика количества номеров журнальных изданий в Гомельской области

0

В Гродненской области динамика количества изданий и номеров имеет циклический характер, циклы составляют также 3-4 года. В настоящее время наблюдается стадия роста данных показателей. Что касается тиражей и объемов выпуска в печатных листах-оттисках, то здесь после пика значений в 2003 г. произошло падение показателей и пока сохраняется отрицательная динамика.

Развитие всех показателей выпуска журнальной продукции в Минской области имеет положительную тенденцию. После 2006 г. наблюдается стабильный, интенсивный рост каждого показателя. Так, за 2006-2009 гг. количество изданий увеличилось с 2 до 10, количество номеров — с 5 до 55, разовые тиражи выросли с 0,4 тыс. экз. до 24,7 тыс., годовые с 1 тыс. до 250,2 тыс. экз., объем выпуска изданий в печатных листах-оттисках увеличился с 19,7 тыс. до 1,9 млн.

Динамика изменения основных показателей в Могилевской области имеет ступенчатый циклический характер. За рассматриваемый десятилетний период наблюдается в целом положительная динамика по всем показателям. Количество изданий, выпускаемых в области, выросло с 1 журнала до 28, количество номеров изменилось с 2 до 214, разовые тиражи возросли до значения 931 тыс. в год, годовые — до 13,5 млн., объем выпуска в печатных листах-оттисках изменился с 3 тыс. до 44,5 млн. (рис. 8).

200

¡1 150 -

а

£ 100 -I

ч

| 50 -0

2000 2005 2010 2015 2020 Год

Рис. 8. Динамика объема выпуска в печатных листах-оттисках в Могилевской области

Представленные на рисунках статистические модели жизненного цикла имеют типичны й характер. Подобный характер развития наблюдается как в регионах, так и в целом в республике.

Заключение. Спрос на полиграфическую продукцию, в частности на журнальную, не снижается и требует своего удовлетворения. На территории Беларуси получили разрешение на распространение порядка 500 иностранных журналов (Украины, России, Литвы, Италии, Германии, Великобритании, Франции, США, Финляндии и др.). Таким образом, рынок Беларуси ненасыщен и должен насыщаться продукцией собственного производства, разнообразной по целевому назначению, качественной по содержанию и полиграфическому исполнению.

Региональные предприятия обладают большим нереализованным потенциалом хозяйственного развития, а значит, могут привнести при грамотной внутренней политике ведения бизнеса достаточно большой вклад в развитие своего производства и, следовательно, в развитие региона. Но верного рецепта выработки такой политики пока нет. Поэтому каждое из предприятий вынуждено интуитивно реализо-вывать свою стратегию самосохранения и неопределенно долгое время находиться в стадии выживания в конкурентной борьбе с региональными соперниками, пока не выработает разумную стратегию развития.

Литература

1. Ничипорович, С. А. Направления развития и реструктуризация журнального подкомплекса ИПК Беларуси / С. А. Ничипорович, Л. В. Феликсова // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. — 2004. — Вып. XII. — С.101-104.

2. Феликсова, Л. В. Динамика и тенденции развития журнального подкомплекса Беларуси / Л. В. Феликсова, Н. Э. Трусевич // Труды БГТУ. — 2011. — № 9: Издат. дело и полиграфия. — С. 83-86

3. Друк Беларуси стат. зб. / Нац. кшжная палата Беларуси склад. Т. Р. Рабушка. — Мшск: НКП Беларуси 2000-2010.

Поступила 15.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.