Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частные музеи / музеи / туристский поток / Калининградская область / рынок / туризм / private museums / museums / tourist flow / the Kaliningrad region / market / tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищук Марина Олеговна, Щепкова Ирина Владимировна, Ермакова Елизавета Ивановна, Садова Анастасия Александровна

В статье представлены результаты исследования рынка частных музеев в Калининградской области. Значительный темп развития отчасти вынужденного внутреннего туризма дал стимулы развития многим отраслям экономики Калининградской области, в том числе и достаточно узкой сфере деятельности – частным музеям. В работе выявлены тенденции развития данного вида деятельности, проведена группировка участников рынка, выявлены фундаментальные и прикладные проблемы и предложены пути их решения. Основанием данного исследования послужили статистический анализ и построение модели, ряд проведённых глубинных интервью с экспертами-представителями частных музеев Калининградской области. В работе представлены выводы об однозначном влиянии растущего туристского потока и развивающегося туризма на открытие частных музеев в регионе, установлено превалирование экономических мотивов в создании частных музеев, рассмотрены проблемы данной сферы и инструменты их преодоления и развития частных музеев в регионе, сделаны качественные и количественные выводы о структуре рынка частных музеев. Большинство обследованных объектов, именуемых «музеи», фактически таковыми не являются, и по сути своей деятельности частные музеи – выставочные развлекательные центры или площадки. Деятельность частных музеев можно отнести к полноценному бизнесу с уже устоявшейся структурой рынка по своей структуре и составу схожий с рынком любых товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE PRIVATE MUSEUM MARKET DEVELOPMENT IN THE KALININGRAD REGION

The article presents the results of a studying the market of private museums in the Kaliningrad region. The significant pace of development of partly forced domestic tourism gave impetus to many sectors of the economy of the Kaliningrad region, including a rather narrow field of activity private museums. The work identifies development trends of this type of activity, groups market participants, considers fundamental and applied problems and proposed ways to solve them. The study is based on the statistical analysis and model construction, a series of indepth interviews with expert representatives of private museums in the Kaliningrad region. The article presents conclusions about the clear impact of the growing tourist flow and developing tourism on the opening of private museums in the region, establishes the prevalence of economic motives in the creation of private museums, examines the problems in this area and tools for overcoming them and the development of private museums in the region, makes qualitative and quantitative conclusions about structure of the market for private museums. Most of the private museums are not such, because their main activity is exhibition and entertainment work. The activities of private museums can be classified as a full-fledged business with an already established market structure, similar in structure and composition to the market for any goods and services.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.46 EDN: ILKBCL

DOI: 10.5281/zenodo.10336557

ТИЩУК Марина Олеговна

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, ОНК «Институт управления и территориального развития» (Калининград, РФ) кандидат экономических наук; e-mail: mtishchuk@kantiana.ru

ЩЕПКОВА Ирина Владимировна

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, ОНК «Институт управления и территориального развития» (Калининград, РФ)

старший преподаватель; e-mail: rina2171@mail.ru

ЕРМАКОВА Елизавета Ивановна

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, ОНК «Институт управления и территориального развития» (Калининград, РФ)

студент; e-mail: ermakovaveta2003@gmail.com

САДОВА Анастасия Александровна

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, ОНК «Институт управления и территориального развития» (Калининград, РФ)

студент; e-mail: nastya-sadovaa@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлены результаты исследования рынка частных музеев в Калининградской области. Значительный темп развития отчасти вынужденного внутреннего туризма дал стимулы развития многим отраслям экономики Калининградской области, в том числе и достаточно узкой сфере деятельности - частным музеям. В работе выявлены тенденции развития данного вида деятельности, проведена группировка участников рынка, выявлены фундаментальные и прикладные проблемы и предложены пути их решения. Основанием данного исследования послужили статистический анализ и построение модели, ряд проведённых глубинных интервью с экспертами-представителями частных музеев Калининградской области. В работе представлены выводы об однозначном влиянии растущего туристского потока и развивающегося туризма на открытие частных музеев в регионе, установлено превалирование экономических мотивов в создании частных музеев, рассмотрены проблемы данной сферы и инструменты их преодоления и развития частных музеев в регионе, сделаны качественные и количественные выводы о структуре рынка частных музеев. Большинство обследованных объектов, именуемых «музеи», фактически таковыми не являются, и по сути своей деятельности частные музеи - выставочные развлекательные центры или площадки. Деятельность частных музеев можно отнести к полноценному бизнесу с уже устоявшейся структурой рынка по своей структуре и составу схожий с рынком любых товаров и услуг.

Ключевые слова: частные музеи, музеи, туристский поток, Калининградская область, рынок, туризм

Для цитирования: Тищук М.О., Щепкова И.В., Ермакова Е.И., Садова А.А. Исследование развития рынка частных музеев Калининградской области // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т.17. №4. С. 50-61. DOI: 10.5281/zenodo.10336557.

Дата поступления в редакцию: 13 октября 2023 г. Дата утверждения в печать: 10 ноября 2023 г.

UDC 338.46 EDN: ILKBCL

DOI: 10.5281/zenodo.10336557

Marina O. TISHCHUK

Immanuel Kant Baltic Federal University; Institute of Management and Territorial Development (Kaliningrad, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: mtishchuk@kantiana.ru

Irina V. SCHŒPKOVA

Immanuel Kant Baltic Federal University; Institute of Management and Territorial Development (Kaliningrad, Russia)

Senior Lecturer; e-mail: rina2171@mail.ru

Elizaveta I. ERMAKOVA

Immanuel Kant Baltic Federal University; Institute of Management and Territorial Development (Kaliningrad, Russia)

Student; e-mail: ermakovaveta2003@gmail.com

Anastasia A. SADOVA

Immanuel Kant Baltic Federal University; Institute of Management and Territorial Development (Kaliningrad, Russia)

Student; e-mail: nastya-sadovaa@mail.ru

THE RESEARCH OF THE PRIVATE MUSEUM MARKET DEVELOPMENT

IN THE KALININGRAD REGION

Abstract. The article presents the results of a studying the market of private museums in the Kaliningrad region. The significant pace of development of partly forced domestic tourism gave impetus to many sectors of the economy of the Kaliningrad region, including a rather narrow field of activity - private museums. The work identifies development trends of this type of activity, groups market participants, considers fundamental and applied problems and proposed ways to solve them. The study is based on the statistical analysis and model construction, a series of in-depth interviews with expert representatives of private museums in the Kaliningrad region. The article presents conclusions about the clear impact of the growing tourist flow and developing tourism on the opening of private museums in the region, establishes the prevalence of economic motives in the creation of private museums, examines the problems in this area and tools for overcoming them and the development of private museums in the region, makes qualitative and quantitative conclusions about structure of the market for private museums. Most of the private museums are not such, because their main activity is exhibition and entertainment work. The activities of private museums can be classified as a full-fledged business with an already established market structure, similar in structure and composition to the market for any goods and services.

Keywords: private museums, museums, tourist flow, the Kaliningrad region, market, tourism

Citation: Tishchuk, M. O., Schcepkova, I. V., Ermakova, E. I., & Sadova, A. A. (2023). The research of the private museum market development in the Kaliningrad region. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 17(4), 50-61. doi: 10.5281/zenodo.10336557. (In Russ.).

Article History

Received 13 October 2023 Accepted 10 November 2023

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

@0@

© 2023 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

В современных условиях развивающийся высокими темпами туризм, обладающий безусловным мультипликативным эффектом, влияет сильнейшим образом не только на поведение экономических субъектов, но и на бизнес-инициативы в туристки привлекательных регионах [12]. Значительный толчок для развития отчасти вынужденный внутренний туризм дал и достаточно узкой сфере деятельности - частным музеям, в том числе в Калининградской области.

Частными называются музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами [10]. История частных музеев в современной России началась в 1993 г., с введением понятия «частная собственность» в Конституции РФ1 и продолжилась принятием ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ»2. В 2017 г., согласно решению коллегии Министерства культуры РФ3, можно говорить о включении частных музеев в единое информационное пространство в сфере культуры, в общие экскурсионные программы, рекламную продукцию и навигацию наравне с государственными музеями и объектами культуры.

Активное развитие частных музеев в РФ в последние 5 лет становится все более очевидным - ежегодно в стране открывается от пятидесяти до 100 частных музеев [15]. Однако точное их количество неизвестно, поскольку отсутствует единая цифровая (коммуникационная) база для данного вида деятельности.

Стоит отметить, что РФ работает Ассоциация частных музеев, которая объединяет более 700 музеев4.

Развитие частных музеев - это устойчивый общемировой тренд. В странах Европы ежегодно открываются сотни новых частных музеев5, треть всех музеев в Китае - частные [14], и на регулярной основе открываются новые [13]. На развитие данного вида деятельности у нас в стране положительное влияние оказывает возрождение института меценатства6. Обладая неоднозначным, достаточно глубоко и детально исследованным гражданско-правовым статусом [1, 9] частные музеи в последние 5 лет во всех туристки развитых регионах России, становятся достаточно актуальным и интересным объектом для исследования.

Анализ публикаций по проблематике исследования

Анализ публикационной активности, показал высокий уровень разработанности темы частных музеев, исключительно в области: археологии, музейного дела, культурологии, брэндинга, краеведения, дизайна.

Среди публикаций стоит отметить, некоторые, которые касаются тематики исследований деятельности частных музеев. Мишенина М.В. [8] исследует тенденции развития частных музеев Белгородской области, Зорина Л.Н. подчёркивает нарастание внедрения частных музеев в культурное и информационное пространство не крупных городов [4], Меньшиков М.Ю рассматривает причины создания и деятельности частных музеев [7]. Проблемы

1 Конституция Российской Федерации (с изм.) // Оф. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 27.09.2023).

2 "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" // Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ (с изм. и доп.) // Оф. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 27.09.2023).

3 "О Развитии частных музеев в Российской Федерации" // Решение коллегии Министерства культуры РФ от 23.09.2017, №23. // Оф. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 27.09.2023).

4 Ассоциация частных и народных музеев России. URL: https://www.частныемузеи.рф (Дата обращения: 19.09.2023).

5 Новые частные музеи мира: во что вкладываются и что собирают богатейшие люди // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/474575-novye-castnye-muzei-mira-vo-cto-vkladyvautsa-i-cto-sobiraut-bogatejsie-ludi (Дата обращения: 19.04.2023).

6 Возрождение меценатства - современный тренд общественной жизни в России // Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. URL: https://grans.hse.ru/news/582597131.html (Дата обращения: 19.04.2023).

противоречия реальной деятельности частных музеев и наименования «музей», поднимаются в исследовании Спанжи О.С. [11] Кадровые вопросы функционирования частных музеев исследованы Зверевым К. [3], а деятельность сотрудников частных музеев исследована как отдельная профессия Давыдовым С.Г. [2].

Если рассматривать отдельно экономические исследования частных музеев в РФ, стоит отметить их узко направленный характер: Камьянова А.А. исследует разнообразие маркетинговых инструментов, которые применяют частные музеи для повышения туристской привлекательности своих пространств [6]; Калинина М.В. занимается проблемами брен-динга музеев [5], и т.д.

Очевидно, что различные аспекты деятельности частных музеев РФ для широкого круга исследователей являются актуальными и широко изученными, однако стоит отметить, что отдельно феномен «рынка частных му-

зеев» остаётся не разработанным в научной лено на рис. 1.

среде, в отличие от бизнес-сообщества7.

Цель, задачи и методы исследования

В связи с вышеперечисленным актуальным становится провести исследования рынка частных музеев в Калининградской области с целью:

• выявления ключевых характеристик рынка частных музеев;

• анализа субъектов рынка частных музеев и их отношений;

• обнаружения фундаментальных и прикладных основ рынка частных музеев.

В исследовании использовались следующие методы: общенаучный метод исследования, сравнительный анализ, опросы и анкетирования, глубинные интервью, статистические методы, эконометрическое моделирование.

Основная часть За последние годы наблюдается положительная динамика посещения музеев в Калининградской области, что наглядно представ-

20

j 18

16

14

. 111 ■ I I

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

2000

ЭХ

1500 J

CD

1000 н

о

500 ^

0

Всего музеев Число посещений музеев на 1000 жителей населения

Рис. 1 - Динамика деятельности музеев Калининградской области (2016-2022 гг.)8

В табл. 1 представлены данные о деятельности музеев за период 2016-2022 гг., относящихся к объектам учёта Министерства культуры РФ. Источником данных для анализа послужила статистическая форма № 8-нк "Сведения о деятельности музея", которая действует с 2017 г.8 За анализируемый период

численность музеев, относящихся по данным учёта Министерства культуры РФ увеличилась с 2016 г. на 19% и в 2022 г. составила 19 объектов. Число посещений музеев, после панде-мийного провала, восстановилось на уровень выше 2016 г. Приведённые данные подчёркивают популярность в принципе музеев среди

7 Как устроен рынок частных музеев в России и как на них заработать // Дело Модульбанка. URL: https://delo.modulbank.ru/all/market-private-Russian-museums (дата обращения: 19.09.2023).

8 Сост. по: Калининградская область в цифрах. 2022. Статистический сборник в 2 т. // Территориальный орган Федер. службы гос. статистики по Калининградской обл. (Калининградстат). Калининград, 2022. Т.1. С. 161.; Министерство культуры РФ. Деятельность музеев // Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://fedstat.ru/organizations/ (Дата обращения: 21.09.2023).

населения РФ и туристов Калининградской об- сти (рис. 2), что соответствует географии тради-ласти. Однако данные Росстата и Министер- ционных туристских маршрутов. ства культуры не учитывают посещения част-

п « "

ных музеев. В указанной выше статистической форме отражается деятельность музеев, которые относятся к сфере ведения Минкультуры РФ, статистические данные не отражают объективной реальности, что подчёркивает актуальность нашего исследования.

В результате анализа открытых источников и непосредственного посещения объектов исследования был составлен полный перечень частных музеев Калининградской области по состоянию на июль 2023 г. - всего 29 объектов. В ходе исследования был определён перечень параметров для характеристики объектов исследования: место расположения; год создания; организационно-правовая форма; тематика музея; размеры музея; цена билета посещения; наличие сайта и страницы в социальных сетях, регулярное их обновление.

Большинство частных музеев Калининградской области располагаются в областном центре (12 объектов из 29) и г. Зеленоградске (10 объектов из 29). Все выявленные объекты сосредоточены в северо-западной части обла-

5 -

4 -

3

3 2 1 0

до 2011 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 3 - Количество новых частных музеев по годам исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2 - Расположение частных музеев в Калининградской области

Как видно по рис. 3, создание частных музеев активизировалось в последние два года -только за время исследования в Калининградской области открылись пять новых объектов.

На рис. 4 совмещена динамика открытия частных музеев с показателями туристкой деятельности, где очевидна связь.

5

3

2 22

1 1 1 1 1

■ ■ 0 ■ ■ ■ 1

2022

2500 2000 5 1500

2 1000 500 0

5 20 5

т £ ^ со

3 ^ Я £

II II I

2016 г. 2017 г.

■ Туристический поток

тн го

со

II

2018 г. 2019 г.

Численность размещенных лиц

2020 г. 2021

■ Число посещений музеев

2022

Рис. 4 - Динамика туристского потока в Калининградской области9

Тищук М.О., Щелкова И.В., Ермакова Е.И., Садова A.A. C~\z~T\zr)r~\\/\

Исследование развития рынка частных музеев Калининградской области |_| д \/MLJl II/I

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

На основе данных, представленных на рис. 4, при помощи пакета анализа данных Excel была составлена корреляционно-регрессионная модель, характеризующая зависимость количества посещений музеев от активности туристских потоков. Результаты расчётов представлены в табл. 1. По результатам регрессионного анализа полученные выводы и уравнение являются статистически значимыми и отражают высокую прямую зависимость посещений музеев от показателей активности туристов, посещающих Калининградскую область.

Таблица 1 - Итоги построения регрессионной модели зависимости посещений музеев от туристских потоков

Показатели

Значения

Модель Y = -428,692 + 0,137 Х1 + 2,588 Х2

где: Y - число посещений музеев, тыс. чел, Х1 - туристский поток, тыс. чел., Х2 - численность размещённых лиц, тыс. чел. Регрессионная статистика:

Множественный коэффициент регрессии, R

0,958196

Показатель множественный детерминации,

R-KB8^paT нормированный

0,918139

0,877209

Стандартная ошибка

145,365103

F - критерий Фишера

22,431754

Наблюдения

7

Структура частных музеев по организационно-правовым формам представлена на рис. 5. Большинство частных музеев (11 объектов из 29) зарегистрированы индивидуальными предпринимателями (38%).

Среди функционирующих на момент исследования частных музеев достаточно равномерно представлены как большие, так и средние и малые по размерам субъекты (рис. 6).

Тематика частных музеев Калининградской области представлена на рис. 7. Самой популярной темой среди частных владельцев музеев является история Кёнигсберга, что

раскрывает предпочтения туристов, желающих узнать больше об уникальной истории данной территории России.

10%

17%

4%

14%

38%

■ АНО - автономная некоммерческая организация

■ ИП - индивидуальный предприниматель КФХ - крестьянско-фермерское хозяйство НКО - некоммерческая организация

■ ООО - общество с ограниченной ответственностью

■ ЧУК - частное учреждение культуры

■ прочие

Рис. 5 - Структура частных музеев Калининградской области по организационно-правовым формам

Рис. 6 - Структура частных музеев Калининградской области по размерам

Для более глубокого анализа рынка частных музеев Калининградской области, в период с июля по ноябрь 2022 г. с целью выявления оценки текущей ситуации в сфере частных музеев и причин их открытия был проведён ряд глубинных интервью с представителями частных музеев Калининградской области (ведущими специалистами, директорами, учредителями). Для проведения интервью разработан сценарий, содержащий три ключевых блока вопросов, который определял алгоритм проведения данного этапа исследования:

1) оценка ситуации в отрасли в

9 Сост. по: Показатели деятельности // Министерство по культуре и туризму Калининградской области. URL: https://culture-tourism.gov39.ru/deyatelnost/indicators/ (Дата обращения: 21.05.2023); Число музеев Минкультуры РФ // Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://fedstat.ru/indicator/37797 (Дата обращения: 21.05.2023).

Калининградской области;

2) выявление проблем функционирования частных музеев, в т.ч. экономических;

3) перспективы развития отрасли и инструменты развития.

Приглашение принять участие в исследовании было разослано всем частным музеем Калининградской области, по контактным данным из открытых источников. В результате было проведено 8 интервью (табл. 2). Средняя продолжительность интервью составляла 40 мин., место проведения - территории частных музеев, формат - неформальное / полуформальное интервью. В табл. 3 приведены обобщённые ответы экспертов на поставленные вопросы.

Таблица 2 - Участники глубинного интервью о проблемах развития частных музеев Калининградской области

Название частного музея

Интервьюер

«Филосовия»

Валуев Кирилл, руководитель

«Альтесхаус» «Музей Китобоя»

Быченко Александр, учредитель

«Музей Марципана» Торопова Елена, учредитель «Дом с горгульей» Саблин Максим, учредитель «Подвальчик с историями»

Дорофеева М., сотрудник

«Музей инклюзов, украшений и изделий из янтаря "50 миллионов лет"»

Александр, учредитель

«Мурариум»

«Музей Ангелов»

«Музей курортной моды»

Шаранов Сергей, учредитель

«Эко музей»

«Бабушкин Федотова Татьяна, руководитель; альбом» Максимова Юлия, учредитель

янтарь

традиции, фольклор, кулинария наука, техника природа,животные, экология культура, прикладное искусство, мода

история

1

2

3

Рис. 7 - Тематика частных музеев Калининградской области

20

10

15 20

количество музеев

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

5

Таблица 3 - Результаты глубинных интервью о проблемах развития частных музеев

Калининградской области

Вопрос Аккумулированный ответ

Первый блок вопросов - оценка ситуации в отрасли в Калининградской области

Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в сфере частных Калининградской области? Какова Ваша оценка текущего состояния частных музеев в регионе? Все эксперты крайне положительно оценивают ситуацию в сфере не только частных музеев, но и в общем в культурной сфере региона, подчёркивают увеличение финансирования со стороны государства, расширение культурных программ, проведение многочисленных мероприятий и праздников в области, под руководством органов власти, в т.ч. на базе музеев

Какие Вы видите результаты влияния роста туристского потока Калининградской области на частные музеи Калининградской области? Безусловно все эксперты отмечают положительные результаты влияния турпотока на ситуацию в сфере частных музеев в области. Приток туристов в регион стимулировал многие отрасли, в т.ч. способствовал развитию сферы культурных мероприятий, сферы отдыха и досуга. Также отмечают прямую связь между ростом туристов и открытием частных музеев, поскольку именно туристы являются потребителями их программ, при стабильном отсутствии роста населения области

Какие причины открытия новых частных музеев в регионе Вы видите? Половина экспертов ответила об исключительно экономических причинах открытия музеев, однако часть экспертов подчеркнула, что изначальным мотивом открытия музеев была личная заинтересованность в тематике, наличие уже существующих экспонатов / клиентов / ресурсов, реализация

Вопрос Аккумулированный ответ

Какие основания преобладают - экономические или неэкономические? личных идей, самовыражение, и т.п., однако рост туристов стал решающим стимулом к открытию частного музея. Только один эксперт отметил исключительно личную неэкономическую причину открытия музея, который был основан до роста туристского потока

Второй блок вопросов - выявление проблем функционирования частных музеев, в т.ч. экономических

Какие именно инструменты, применяемые для развития частных музеев и туризма в регионе, показали себя как наиболее эффективные, по Вашему мнению? Эксперты отмечают существенный вклад органов власти в развитие частных музеев в области. Наиболее эффективными эксперты считают общие (с государственными музеями и учреждениями культуры) мероприятия для школьников и студентов, различные гранты от правительства, в т.ч. регионального, различных фондов и НКО. Наименее эффективными признают единые таблички с указанием расположения музея, упоминание частных музеев в общих информационных материалах

С какими проблемами в процессе своей работы Ваш музей сталкивается чаще всего? Наиболее частыми и существенными проблемами по мнению экспертов являются: сезонность турпотока, отсутствие заинтересованности со стороны местных жителей, высокие арендные платежи, отсутствие должного информационного сопровождения деятельности, двух-трёх-полярность (несколько крупных игроков и много мелких) сферы частных музеев в области

Сталкивались ли с проблемами привлечения посетителей? Какова примерная структура затрат (аренда, содержание экспонатов, оплата труда, маркетинг, реставрация)? Большинство экспертов отмечают, что сталкивались с проблемами высокой стоимости аренды, маркетингового сопровождения, доставки экспонатов как из зарубежных стран, там и из других регионов РФ (как центральных, таки и дальневосточных). Все эксперты отмечают высокий уровень бюрократических, административных и документационных проблем в работе частных музеев

Сталкивались ли Вы с проблемами набора и поиска кадров? В регионе нет образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги по подготовке специалистов музейного дела, реставрации, археологии. Наблюдается отсутствие или нехватка специалистов по работе с хищными птицами, профессиональных орнитологов и ветеринаров, работающих с экзотическими и хищными животными. Реальных возможностей у частных музеев по привлечению сотрудников из других регионов РФ в область нет. Поэтому, как отметили двое экспертов, приходится учредителям и руководителям частных музеев учиться, в т.ч. в учреждения высшей школы, тем профессиям, которых не хватает для деятельности музеев

Существуют ли в текущей ситуации проблемы с поиском и привозом новых экспонатов? Как часто вы обновляете выставки? Практически все частные музеи региона находят, получают в дар, берут в аренду или уже имеют в собственности экспонаты, согласующиеся с тематикой музеев, и лишь изредка заказывают экспонаты из стран ближнего зарубежья и регионов РФ. Выставки обновляются в среднем раз в год

Какова Ваша оценка деятельности частных музеев с точки зрения экономической целесообразности? Эксперты не дали однозначных или понятных качественных или количественных оценок. Выводы можно предположить только исходя из динамики открытия новых частных музеев

Существуют ли проблемы коммуникационного характера, взаимодействия частных музеев в рамках региона и РФ в целом? Небольшая часть экспертов отмечает нехватку общего с другими н только частными музеями коммуникационной площадки, общих туристских маршрутов, мероприятий, праздников и т.д. В общем идею о некотором коммуникационном звене эксперты оценивают положительно

Третий блок вопросов - перспективы развития отрасли и инструменты развития

Как Вы думаете, с какими про-

Эксперты отмечают, что в связи с особым географическим расположе-

блемами и сложностями сталки-

нием региона связь с другими частными музеями РФ практически отсут-ваются частные музеи других ре- „ _ „ , „ _

„ . _ ствует. Стоит перенять практику общих мероприятий и конференций, об-

гионов РФ? Есть ли в практике „ _

мена экспозициями, опытом. Стоит больше посещать «большую» Россию

деятельности частных музеев

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Вопрос

Аккумулированный ответ

РФ что-то, что можно перенять нашему региону?

Как Вы думаете, есть ли необходимость в организации практической, методической, организационной помощи частным музеям со стороны специалистов государственных музеев ?

Каких мер государственной поддержки на данный момент не хватает для развития института частных музеев в стране?

Каких новых, дополнительных, современных инструментов развития частных музеев в Калининградской области не хватает?

Есть ли у Вас предложения по внедрению методик и инструментов развития частных музеев, применимых для всех регионов РФ?

Каков Ваш прогноз развития туристской отрасли региона и частных музеев Калининградской области? Как изменяются желания и требования посетителей?

для получения нового опыта, поскольку там частные музеи больших размеров, более развиты и популярны

По мнению экспертов, существующая организация, объединяющая частные музеи РФ - Ассоциация частных музеев - не работает и не участвует в деятельности частных музеев Калининградской области. Эксперты предложили создать организацию, объединяющую частные музеи на уровне региона. Среди новых и современных инструментов развития частных музеев в РФ экспертами предложены:

• обмен экспозициями в период спада туристского потока между частными музеями РФ и Калининградской области; экспозиции этого региона будут очень актуальны в других регионах страны, калининградцы будут активно посещать экспозиции музеев традиционной русской культуры;

• введение полностью прозрачных, открытых процедур участия в конкурсах и грантах;

• введение активного краундфандинга в регионе с поддержкой всех заинтересованных в развитии туристской отрасли Калининградской области сторон;

• снижение бюрократических, административных, документационных финансовых и временных издержек работы частных музеев;

• при введении курортного сбора в регионе - участие частных музеев в получении средств;

• создание общей коммуникационной платформы / некоммерческой организации частных музеев в регионе;

• общие с государственными учреждениями туристские маршруты, мероприятия, практики, события и т.д.;

• организация курсов для повышения квалификации работников частных музеев, обмен опытом с музеями других регионов;

Небольшая часть экспертов отмечает, что существует необходимость методической помощи со стороны специалистов государственных музеев как региона, так и страны

Прогнозы экспертов исключительно положительные. Посетители меняются: до пандемии и 2022 г. клиенты были более требовательными, погружающимися в контекст, изучающими дополнительные материалы. Сегодня отмечается более массовый поток туристов, которые не требовательны, быстро проходят экспозиции, меньше погружаются в исторические и культурные аспекты, больше настроены на развлекательный контент

Выводы и результаты исследования

По результатам проведённого исследования сделаны следующие выводы и обобщения:

1. Открытие частных музеев хронологически совпадает с динамикой туристского потока Калининградской области.

2. Количество обследованных частных музеев Калининградской области (29 объектов) сопоставимо с количеством музеев, входящих в фонд Министерства культуры РФ в регионе (19 объектов).

3. Из 29 обследованных объектов только 9

(31%) зарегистрированы как некоммерческие организации (АНО и НКО), а остальные действуют как коммерческие организации. При этом анализ структуры частных музеев по размерам показал равномерное распределение объектов исследования между крупными, средними и мелкими.

4. Тематика частных музеев, в основном, история Кёнигсберга, которая представляет уникальную ценность для туристов, посещающих Калининградскую область, соответственно и наиболее привлекательна, что

подтверждает экономические стимулы создания частных музеев.

5. Подтверждается гипотеза о мотивах открытия частных музеев: более половины из обследованных музеев осуществляют коммерческую деятельность, их активное открытие обусловлено ростом туристского потока.

6. Выявлена существенная проблема использования в наименованиях исследуемых учреждений понятия «музей», чем, фактически, они не являются. За исторической достоверностью их выставок и материалов, культурной и воспитательной деятельностью (как у объектов, относящихся к сфере ведения Минкультуры РФ) никто не следит. Научной деятельности фактически они не ведут, квалифицированных кадров мало. Стоит рассматривать частные музеи как выставочные, развлекательные центры или площадки. Название «музей» применяется как маркетинговый инструмент привлечения посетителей и создания иллюзии посещения культурно-значимого объекта, что подтверждается и другими исследованиями (например, [11]).

7. В регионе сформировался полноценный рынок частных музеев, по своей структуре и составу схожий с рынком любых иных товаров и услуг:

- функционируют крупные «федеральные» и небольшие «местные» сети: ИП С.И. Шаранов (6 музеев), ИП Быченко А.И.

(2 музея), АНО «ФНКО» (3 музея), КФХ Левина К.И. (3 музея);

- несколько средних активно развивающихся субъектов: «Дом с Горгульей», «Музей марципана», «Домик ангелов», «Музей инклюзов, украшений и изделий из янтаря» зарегистрированных в разных организационно-правовых формах;

- большое количество малых и давно функционирующих субъектов, зарегистрированных в основном в качестве некоммерческих предприятий: «Музей русских суеверий» (с 2002 г.), «Старая немецкая школа Вальдвинкель» (с 2011 г.), Кирха Хайлингенвальде (с 2015 г.) и др.

8. Основная причина активного развития частных музеев в Калининградской области - не культурная деятельность, а предпринимательская; структура рынка частных музеев схожа с такими отраслями бизнеса как, например, розничная торговля. Можно предположить, что сфера частных музеев будет развиваться по достаточно предсказуемому сценарию.

9. В данной специфической отрасли наблюдаются кадровые проблемы и проблемы административного характера, а необходимыми для внедрения инструментами развития частных музеев в регионе эксперты назвали: общая коммуникационная площадка, открытые конкурсы на получение грантов, общие мероприятия и туристские маршруты.

Список источников

1. Александрова М.А. Гражданско-правовой режим частных музейных коллекций и статус негосударственных музеев // Петербургский юрист. 2014. №3. С. 80-83.

2. Давыдов С.Г. Сотрудники частных музеев России как профессионально-деятельностная группа // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. Т.8. №1. С. 40-61.

3. Зверев К. Кадровые технологии в учреждениях искусства и частных музеях // Мир искусств: Вестник Междунар. ин-та антиквариата. 2013. №4(04). С. 102-106.

4. Зорина Л.Н. Частные музеи в культурном пространстве города Кирова // Этнокультурные процессы в странах и регионах: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. И.Ю. Трушко-вой, Е.И. Титовой. Т.22. Киров: ООО «Изд-во «Аверс», 2017. С. 183-188.

5. Калинина М.В. Стратегии продвижения бренда музея Российской Федерации в сфере туризма // Современные технологии в науке и образовании: проблемы, достижения, перспективы: Сб. науч. тр. по мат. III междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак: ООО «Вектор

науки», 2017. С. 3-10.

6. Камьянова А.А. Основные тенденции маркетинговой политики развития музейного пространства региона (на примере частных музеев РФ) // Региональные ресурсы и современные тренды развития регионального туризма: Мат. Всерос. (с междунар. уч.) науч.-практ. конф. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2021. С. 87-92.

7. Меньшиков М.Ю. Опыт создания первого частного археологического музея на курорте "Роза Хутор" // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2020. №53. С. 266-273. DOI: 10.31773/2078-1768-2020-53-266-274.

8. Мишенина М.В. Тенденции развития частных музеев Белгородской области // Аллея науки. 2021. Т.2. №6(57). С. 331-334.

9. Романов Л., Уласова А. Негосударственные (частные) музеи в Российской Федерации. Правовой аспект // Мир искусства: Вестник Междунар. ин-та антиквариата. 2013. №1(01). С. 23-25.

10. Рощина Е.В. Негосударственные музеи: проблемы классификации // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Международные отношения. 2012. №3. С.6.

11. Сапанжа О.С. Частный музей повседневной культуры как новый нарратив // Музей. Памятник. Наследие. 2020. №1(7). С. 5-13.

12. Тищук М.О. Влияние туризма на инвестиционное поведение населения: опыт Калининградской области // Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. Т.9. №3-4. С. 51-63.

13. Цзяннуэр Ц. Обзор развития частных музеев в Китае // Межкультурная коммуникация: Запад-Россия-Восток: Мат. Междунар. студ. науч.-практ. конф. / Под ред. Е.Е. Тихомировой. Новосибирск: Новосибирский гос. педагогич. ун-т, 2019. С. 192-195.

14. Чжан С. Анализ современного состояния частных музеев в Китае // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Познание. 2020. №1. С. 24-27.

15. Шляпникова А.П., Калашников В.Е. К вопросу об актуальности исследования современного этапа развития частных музеев в России // «Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века (Диск-2016)»: Сб. мат. Всерос. науч. конф. молодых исследователей. М.: Московский гос. ун-т дизайна и технологии, 2016. С. 23-26.

References

1. Alexandrova, M. A. (2014). Grazhdansko-pravovoj rezhim chastnykh muzejnykh kollekcij i status negosudarstvennykh muzeev [Civil law regime of private museum collections and the status of non-state museums]. Peterburgskij yurist [Petersburg Lawyer], 3, 80-83. (In Russ.).

2. Davydov, S. G. (2023). Sotrudniki chastnykh muzeev Rossii kak professional'no-deyatel'nostnaya gruppa [Employees of private museums in Russia as a professional group]. Kommunikacii. Media. Dizajn [Communications. Media. Design], 8(1), 40-61. (In Russ.).

3. Zverev, K. (2013). Kadrovye tekhnologii v uchrezhdeniyakh iskusstva I chastnykh muzeyakh [Personnel technologies in art institutions and private museums]. Mir iskusstv: Vestnik Mezhdunarod-nogo instituta antikvariata [World of Arts: Bulletin of the International Institute of Antiques], 4(04), 102-106. (In Russ.).

4. Zorina, L. N. (2017). Chastnye muzei v kul'turnom prostranstve goroda Kirova [Private museums in the cultural space of the city of Kirov]. Ehtnokul'turnye processy v stranakh I regionakh [Eth-nocultural processes in countries and regions]: Proceedings of the International scientific and practical part-time conference, 22, 183-188. (In Russ.).

5. Kalinina, M. V. (2017). Strategii prodvizheniya Brenda muzeya Rossijskoj Federacii v sfere turizma [Strategies for promoting the brand of the Museum of the Russian Federation in the field of tourism]. Sovremennye tekhnologii v nauke i obrazovanii: problemy, dostizheniya, perspektivy [Modern technologies in science and education: Problems, achievements, prospects]: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, 3-10. (In Russ.).

6. Kamyanova, A. A. (2021). Osnovnye tendencii marketingovoj politiki razvitiya muzejnogo pros-transtva regiona (na primere chastnykh muzeev RF) [Main trends in the marketing policy for the

development of museum space in the region (On the example of private museums of the Russian Federation)]. Regional'nye resursy isovremennye trendy razvitiya regional'nogo turizma [Regional resources and modern trends in the development of regional tourism]: Proceedings of the All-Russia n (with international participation) scientific and practical conference, 87-92. (In Russ.).

7. Menshikov, M. Yu. (2020). Opyt sozdaniya pervogo chastnogo arkheologicheskogo muzeya na kurorte "Roza Khutor" [Experience of creating the first private archaeological museum at the Rosa Khutor resort]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 53, 266-273. doi: 10.31773/2078-17682020-53-266-274. (In Russ.).

8. Mishenina, M. V. (2021). Tendencii razvitiya chastnykh muzeev Belgorodskoj oblasti [Trends in the development of private museums in the Belgorod region]. Alleya nauki [Alley of Science], 2(6/57), 331-334. (In Russ.).

9. Romanov, L., & Ulasova, A. (2013). Negosudarstvennye (chastnye) muzei v Rossijskoj Federacii. Pravovoj aspekt [Non-state (private) museums in the Russian Federation. Legal aspect]. Mir is-kusstva: Vestnik Mezhdunarodnogo instituta antikvariata [World of Art: Bulletin of the International Institute of Antiques], 1(01), 23-25. (In Russ.).

10. Roshchina, E. V. (2012). Negosudarstvennye muzei: problem klassifikacii [Non-state museums: Problems of classification]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of St. Petersburg University. International relationships], 3, 6. (In Russ.).

11. Sapanzha, O. S. (2020). Chastnyj muzej povsednevnoj kul'tury kak novyj narrativ [Private museum of everyday culture as a new narrative]. Muzej. Pamyatnik. Nasledie [Museum. Monument. Heritage], 1(7), 5-13. (In Russ.).

12. Tishchuk, M. O. (2022). Vliyanie turizma na investicionnoe povedenie naseleniya: opyt Kalinin-gradskoj oblasti [The influence of tourism on the investment behavior of the population: The experience of the Kaliningrad region]. Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: A look into the future], 9(3-4), 51-63. (In Russ.).

13.Jiangnuer, Ts. (2019). Obzor razvitiya chastnykh muzeev v Kitae [Review of the development of private museums in China]. Mezhkul'turnaya kommunikaciya: Zapad-Rossiya-Vostok [Intercultural communication: West-Russia-East]: Proceedings of the International Student Scientific and Practical Conference, 192-195. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Zhang, S. (2020). Analiz sovremennogo sostoyaniya chastnykh muzeev v Kitae [Analysis of the current state of private museums in China]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii I praktiki. Seriya: Poznanie [Modern science: Current problems of theory and practice. Series: Cognition], 1, 24-27. (InRuss.).

15. Shlyapnikova, A. P., & Kalashnikov, V. E. (2016). K voprosu ob aktual'nosti issledovaniya sovremennogo etapa razvitiya chastnykh muzeev v Rossii [On the issue of the relevance of studying the current stage of development of private museums in Russia]. Dizajn i iskusstvo - strategiya proektnoj kul'tury 21 veka [Design and Art - Strategy of Design Culture of the 21 th Century]: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers, 23-26. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.