Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МАТЕМАТИКА / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатенко Ксения Юрьевна

В статье представлены результаты исследования развития логического мышления дошкольников в совместной деятельности по математическому развитию в условиях дошкольной образовательной организации. Обобщены ряд теоретических работ по развитию логического мышления. Исследованы современные прикладные труды по использованию логических игр и упражнений. Целью работы явилось исследование логического мышления дошкольников и направлений его развития в современных условиях. Приведены результаты экспериментального исследования 2021-2022 учебного года. Исследование посвящено развитию логического мышления в старших группах 9 детских садов городских округов Люберцы, Орехово-Зуево, Электросталь Московской области. Количество детей 5-6 лет, участвующих в опытно-экспериментальной деятельности- 459 человек. В исследовании также участвовали 22 педагога и психолога дошкольных образовательных организаций Московской области. Новизна исследования обусловлена тем, что сконструированы адаптированные диагностики исследования уровней сформированности логических представлений (на основе методик Э.Ф. Замбацявичене, Л.А. Ясюковой). Охарактеризованы технологии, которые использовались на формирующем этапе исследования: развивающие игры В.В. Воскобовича (Геоконт-малыш), развивающие игры Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х. Кюизенера. Сделан вывод о необходимости оптимизации образовательной среды, внедрения новых форм и методов работы по развитию логического мышления дошкольников. Представлены направления по продолжению исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатенко Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN IN JOINT ACTIVITIES IN MATHEMATICS

The article presents the results of a study of the development of logical thinking of preschoolers in joint activities for mathematical development in a preschool educational organization. A number of theoretical works on the development of logical thinking are summarized. Modern applied works on the use of logical games and exercises have been studied. The aim of the work was to study the logical thinking of preschoolers and the directions of its development in modern conditions. The results of the pilot study for the 2021-2022 academic year are presented. The study is devoted to the development of logical thinking in senior groups of 9 kindergartens in the urban districts of Lyubertsy, Orekhovo-Zuevo, Elektrostal, Moscow Region. The number of children aged 5-6 years participating in experimental activities is 459 people. The study also involved 22 teachers and psychologists of preschool educational organizations in the Moscow region. The novelty of the study is due to the fact that adapted diagnostics of the study of the levels of formation of logical representations have been designed (based on the methods of E.F. Zambatsyavichene, L.A. Yasyukova). The technologies that were used at the formative stage of the study are characterized: educational games by V.V. Voskobovich (Geocont-baby), developing games by B.P. Nikitin, Gyenes blocks, colored sticks by H. Kuizener. The conclusion is made about the need to optimize the educational environment, the introduction of new forms and methods of work to develop the logical thinking of preschoolers. Directions for the continuation of the study are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ»

7. Ракитов, А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм / А.И. Ракитов // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. - С. 41-49.

8. Российская Федерация. Законы. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 10.08.2022).

9. Соколов, Н.В. Анализ российского опыта внедрения технологий искусственного интеллекта в образование / Н.В. Соколов // Modern Science. - 2022. - № 6-2. - С. 95-99.

10. Холмс, У. «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения» / У. Холмс, М. Бялик, Ч. Фейдл // М.: «Альпина ПРО». - 2022. - 304 с.

11. Hughes, D. What Will Personalized Education Look Like in 2020? [Электронный ресурс] // Digitalmarketinginstitute. -URL: https://digitalmarketinginstitute.com/blog/what-will-personalized-education-look-like- in-2020-education (дата обращения 11.08.2022)

12. Tass.ru: сайт. - URL: https://tass.ru/obschestvo/13959813 (дата обращения 11.08.2022)

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Солдатенко Ксения Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования развития логического мышления дошкольников в совместной деятельности по математическому развитию в условиях дошкольной образовательной организации. Обобщены ряд теоретических работ по развитию логического мышления. Исследованы современные прикладные труды по использованию логических игр и упражнений. Целью работы явилось исследование логического мышления дошкольников и направлений его развития в современных условиях. Приведены результаты экспериментального исследования 2021-2022 учебного года. Исследование посвящено развитию логического мышления в старших группах 9 детских садов городских округов Люберцы, Орехово-Зуево, Электросталь Московской области. Количество детей 5-6 лет, участвующих в опытно-экспериментальной деятельности- 459 человек. В исследовании также участвовали 22 педагога и психолога дошкольных образовательных организаций Московской области. Новизна исследования обусловлена тем, что сконструированы адаптированные диагностики исследования уровней сформированности логических представлений (на основе методик Э.Ф. Замбацявичене, Л.А. Ясюковой). Охарактеризованы технологии, которые использовались на формирующем этапе исследования: развивающие игры В.В. Воскобовича (Геоконт-малыш), развивающие игры Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х. Кюизенера. Сделан вывод о необходимости оптимизации образовательной среды, внедрения новых форм и методов работы по развитию логического мышления дошкольников. Представлены направления по продолжению исследования.

Ключевые слова: дошкольник, логическое мышление, математика, совместная деятельность, исследование, результаты, педагог.

Annоtation. The article presents the results of a study of the development of logical thinking of preschoolers in joint activities for mathematical development in a preschool educational organization. A number of theoretical works on the development of logical thinking are summarized. Modern applied works on the use of logical games and exercises have been studied. The aim of the work was to study the logical thinking of preschoolers and the directions of its development in modern conditions. The results of the pilot study for the 2021-2022 academic year are presented. The study is devoted to the development of logical thinking in senior groups of 9 kindergartens in the urban districts of Lyubertsy, Orekhovo-Zuevo, Elektrostal, Moscow Region. The number of children aged 5-6 years participating in experimental activities is 459 people. The study also involved 22 teachers and psychologists of preschool educational organizations in the Moscow region. The novelty of the study is due to the fact that adapted diagnostics of the study of the levels of formation of logical representations have been designed (based on the methods of E.F. Zambatsyavichene, L.A. Yasyukova). The technologies that were used at the formative stage of the study are characterized: educational games by V.V. Voskobovich (Geocont-baby), developing games by B.P. Nikitin, Gyenes blocks, colored sticks by H. Kuizener. The conclusion is made about the need to optimize the educational environment, the introduction of new forms and methods of work to develop the logical thinking of preschoolers. Directions for the continuation of the study are presented.

Key words: preschooler, logical thinking, mathematics, joint activity, research, results, teacher.

Введение. Современные тенденции развития образования ставят перед педагогами задачи по развитию компетентностной сферы ребенка дошкольного возраста. В соответствии с направлениями развития современной науки и практики, дошкольник должен уметь решать задачи интеллектуального типа, проявлять любознательность, активность по отношению к различным явлениям и процессам, происходящим в окружающем мире. Решение поставленных задач невозможно без развития у детей логического мышления.

Данная тема актуальна также в связи с большим интересом в кругах современных теоретиков и практических специалистов к усовершенствованию, повышению эффективности занятий по математике в детском саду, разработке различных направлений развития дошкольников на стыке различных наук.

Логическое мышление в детском саду развивается с использованием ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте - игровой. В данной ситуации незаменимы логические игры и упражнения, организуемые как педагогом, так и самими детьми группы. В научной литературе игры, связанные с развитием логического мышления трактуются как один из эффективных методов обучения, связанный с использованием игровой механики, с широкой умственной деятельностью по решению поставленных логических задач. В психолого-педагогических исследованиях используется понятие «логическое мышление», которое характеризуется с различных позиций. В справочной литературе под данным определением понимают: «словесно-логическое мышление человека, характеризующееся оперированием понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [2, С. 215].

В дошкольном возрасте мышление ребенка формируется активно на уровне понятий, к 5 годам формируются и развиваются простейшие элементарные суждения. Умозаключения начинают формироваться к старшему дошкольному возрасту только в результате целенаправленной и планомерной работы педагога в данном направлении. Таким образом, для гармоничного развития дошкольника и подготовке его к школьному обучению необходимо в образовательном процессе использовать логическое мышление для развития понятийной сферы, суждений, умозаключений.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что наиболее эффективно и результативно развитию логического мышления ребенка способствует именно игровая деятельность. Она повышают мозговую активность, улучшают воображение, мышление, концентрацию внимания. В связи с этим целесообразно осуществлять исследование развития логического мышления дошкольников в совместной деятельности педагога и дошкольников по формированию элементарных математических представлений (далее - ФЭМП).

Логические игры и упражнения в ФЭМП, развитии способностей в осуществлении счета, сравнении множеств, действиях с геометрическими фигурами и пр., можно использовать с раннего детства. Но более активно в условиях детского сада они н действуют, начиная со среднего дошкольного возраста. В данной связи Л.Н. Галкина отмечает о четырехлетних детях: «Их мозг готов воспринимать знаки (цифры и буквы), многие уже умеют считать, могут воспринимать и выполнять задания из нескольких этапов» [4, С. 2121. На следующей ступени дошкольного детства - в старшей группе детского сада, где находятся дети 5-6 лет, педагогические игры с детьми, в том числе и связанные с развитием логического мышления, используются в более объемном формате.

Исторически ФЭМП у детей дошкольного возраста, включая развитие логического мышления, традиционно осуществляли теоретики, разрабатывающие методические основы: А.В. Белошистая [11, Л.Н. Галкина [41, З.А. Михайлова [51 и др. Специфику развития логического мышления, особенности использования логических игр и упражнений в дошкольном возрасте исследовали в рамках современных работ ряд ученых и прикладных специалистов: А.П. Божедонова [31 (в связи с использованием робототехники), Т.А. Салаватова [91 (с применением моделирования), С.В. Филина [91 (используя технологию специальных занятий по развитию логического мышления) и др. Ряд предыдущих работ автора фрагментарно посвящено исследованию логики детей в связи с развитием личностных качеств [71, формированию готовности к школьному обучению [81, поддержки детской инициативы [101.

Целью данной работы является исследование развития логического мышления (его особенностей, эффективности, направленности) в совместной деятельности дошкольников и педагога, осуществляющего совместную деятельность с детьми по ФЭМП в условиях дошкольной образовательной организации (далее - ДОО).

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование было проведено в 2021-2022 учебном году в старших группах 9 ДОО городских округ Люберцы, Орехово-Зуево, Электросталь Московской области. Количество детей 5-6 лет, участвующих в опытно-экспериментальной деятельности - 459 человек. В исследовании также участвовали 22 педагога и психолога ДОО Московской области.

На констатирующем этапе в сентябре 2021 года для диагностического исследования сформированности представлений о логических играх нами были составлены диагностики, разработанные для удобства использования в игровой форме. За основу была взята методика Э.Ф. Замбацявичене и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой. Данные материалы были адаптированы к условиям ДОО Московской области.

Ожидаемые результаты выполнения предложенных заданий оценивались по трем уровням.

Уровень выполнения заданий детьми старших групп ДОО на констатирующем этапе исследования можно характеризовать как низкий. Средний уровень показали дети из 2 ДОО из 9. Это детский сад «Журавушка», городского округа Люберцы и детский сад «Затейник» городского округа Электросталь.

После анализа результатов был составлен перспективный план работы в старших группах ДОО. Для реализации поставленных задач в совместной деятельности использовались различные технологии. Из развивающих игр В.В. Воскобовича, мы использовали Геоконт-малыш, задания которого были направлены на то, чтобы, растягивая резиночки на гвоздики в определенном порядке, получился силуэт, задаваемый по образцу. Из развивающих игр Б.П. Никитина детям наиболее полюбились его кубики, с помощью которых можно было сложить фигуру по образцу. Так как образцы были определены в порядке усложнения, дети с удовольствием соревновались. Блоки Дьенеша были использованы как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Им предлагалось выложить на цветной картинке определенные предметы, выбрав нужный блок. Цветные палочки Х. Кюизенера были нами использованы также для выполнения задания по образцу. Сначала дети делали только плоскостные фигурки, потом - объемные (ступеньки и пр). В группах для совместной деятельности детей были использованы различные математические лабиринты, головоломки и т.д. К концу года дети стали самостоятельно придумывать игры и приносить их из дома.

Воспитателями ДОО были составлены и специально изготовлены авторские игры, которые использовались в работе с детьми старших групп. Так, была внедрена серия занятий по развитию математических способностей с использованием коврографа, который включал плотную фетровую основу и фетровые геометрические фигуры. Структура коврографа предполагала быструю мобильную замену геометрических фигур. На последнем занятии с коврографом дети поиграли в «Прятки» с геометрическими фигурами. Цель игры была зрительно обследовать, найти, узнать и правильно назвать геометрические фигуры.

На основе опыта педагогов нами была разработана «Игра путешествие», «направленная на ФЭМП у детей 5-6 лет посредством логических игр. Игра проводилась во время совместной деятельности педагога и детей или в период занятий в кружке по математике. Деятельность состояла из 5 заданий для групповой работы детей и задания для капитанов команд.

В процессе всего формирующего этапа экспериментального исследования создавались благоприятные условия для развития логического мышления путем ФЭМП у детей. Особое внимание педагоги и психологи ДОО уделяли развитию познавательных процессов и способностей, усвоению математической терминологии, логики. В данном процессе мы ориентировались на то, что в сентябре, когда проводилось констатирующее исследование, многие воспитанники испытывали трудности с речевой интерпретацией своих действий.

В ходе работы по развитию логического мышления дошкольников 5-6 лет приходилось овладевать различными приемами учебной деятельности с детьми; организовывать обучение с учетом их индивидуальных способностей.

В совместной деятельности педагога и дошкольников велась серьезная индивидуальная работа с каждым ребенком с учетом его способностей к логическому мышлению. Для помощи в данном вопросе были привлечены психологи ДОО, родители детей.

В группах дети очень активно участвовали в конкурсах по различным направлениям работы. Выяснив у воспитателей данную особенность, нами были разработаны некоторые конкурсные задания, которые были реализованы в рамках работы кружков и совместной вечерней деятельности детей.

Контрольное исследование было проведено в мае 2022 года в старших группах, указанных ранее ДОО. Диагностики проводились со всеми детьми группы в индивидуальном порядке по тем же методикам, которые были использованы в сентябре 2021 года с несущественным усложнением диагностического материала.

В мае 2022 года большинство детей старших групп по всем трем заданиям продемонстрировали средний уровень сформированности представлений. Дошкольники 2 ДОУ из 9 г.о. Электросталь продемонстрировали высокий уровень.

По-прежнему лучше остальных дети справились с заданием No 1. На среднем уровне было оценено выполнение задания No 2, когда детям предлагалось найти отличия. Задание No 3 дети выполнили также преимущественно на среднем уровне. Сравнение результатов динамики изменений уровня овладения логическим мышлением на констатирующем и контрольном этапах показали, что преобладающим уровнем на контрольном этапе стал средний. Если в сентябре никто из детей не продемонстрировал высокого уровня овладения развитием логическим мышлением, то в мае большинство детей ответило на задания на среднем уровне.

Высокий уровень овладения продемонстрировали на контрольном этапе всего в 2 ДОО. Оценки дошкольникам на данном этапе были снижены по причине неумения выразить словесно математические логические действия. Поданному поводу воспитателям старших групп были даны рекомендации. В основном дети выполняли задания при помощи небольших подсказок педагога.

В отличие от констатирующего этапа, дети хорошо справились с заданием по нахождению лишнего предмета. Это объясняется проведением данной деятельности во время специально организованных занятий и кружковой работы. Динамика их развития доказывает эффективность проведенных на формирующем этапе работ.

Выводы. По результатам проведенного в 2021-2022 учебном году экспериментального исследования, работу с детьми старшего дошкольного возраста можно считать эффективной. Многофакторный анализ осуществленной деятельности позволил написать методические рекомендации для воспитателей, направленные на оптимизацию образовательной среды, внедрение новых форм и методов работы по развитию логического мышления дошкольников. В дальнейшем данная работа будет продолжена в направлениях расширения возрастных рамок (с детьми 4-7 лет) и дальнейшему поиску эффективных форм и методов.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Теория и методика формирования математических представлений / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2019. - 387 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / [гл. ред. С.А. Кузнецов]. - СПб.: Норинт, 1998. - 1535 с.

3. Божедонова, А.П. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством робототехники / А.П. Божедонова, А.Н. Лаврентьева // The Scientific Heritage. - 2021. - № 66-4 (66). - С. 21-22.

4. Галкина, Л.Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. XIV международной науч.-практ. конф. -Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. - 494с.

5. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, Столяр А.А. и др. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 166 с.

6. Салаватова, Т.А. Моделирование как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников / Т.А. Салаватова, К.И. Черных // Вестник Воронежского института развития образования. - 2021. - № 8. - С. 144-148.

7. Солдатенко, К.Ю. Механизм взаимодействия дошкольной организации и семьи как условие развития личностных качеств детей / К.Ю. Солдатенко, Е.М. Калмыкова, Д.А. Фролова // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». - 2019. - С. 142-145.

8. Солдатенко, К.Ю. Формирование готовности старших дошкольников к обучению иностранному языку в начальной школе / К.Ю. Солдатенко // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2021. - Т. 20. - № 1 (47). - С. 31-42.

9. Филина, С.В. Активизация творческого потенциала дошкольников на занятиях по развитию логического мышления / С.В. Филина // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2018. - С. 641-647.

10. Шейнова, Т.Г. Поддержка детской инициативы в дошкольном и младшем школьном возрасте / Т.Г. Шейнова, К.Ю. Солдатенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 256-259.

Педагогика

УДК 37.048.45

студентка Соснина Александра Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент, профессор Стерхова Наталья Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Разливинских Ирина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы изучения нормативно-методической базы профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ, продиктованная переводом её актуального состояния на более высокий уровень функционирования. Изучение нормативно-методического обеспечения профориентационной работы в школе видится авторам как осуществление анализа соответствующих официально зафиксированных нормативно-правовых актов и документов, предопределяющих и устанавливающих нормативно-ценностные и организационно-технологические основы реализации данной сферы образовательного процесса. Работа по изучению нормативно-методических документов, регламентирующих содержание и технологию указанного вида деятельности, выстраивалась в рамках изучения документов: федерального уровня, регионального уровня (на примере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.