Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНОСТНОЙ СОЧИ-МОДЕЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В МАРКЕТИНГОВЫХ СЕТЯХ МЕТОДАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНОСТНОЙ СОЧИ-МОДЕЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В МАРКЕТИНГОВЫХ СЕТЯХ МЕТОДАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИ-МОДЕЛИ / ИМИТАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАРКЕТИНГ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ / БЮДЖЕТ / ЧАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Химич Е.А., Горбанева О.И.

В статье рассматривается разностная модель согласования общих и частных интересов (СОЧИ-модель) при распределении ресурсов в маркетинговых сетях. Динамика управляемой системы описывает взаимодействие членов целевой аудитории (базовых агентов), ведущее к изменению их мнений (расходов на покупку товаров и услуг фирм, конкурирующих на некотором рынке). Выигрыш каждой фирмы включает два слагаемых: суммарное мнение базовых агентов с учётом маркетинговых затрат (общий интерес для всех агентов влияния) и доход от инвестиций в некоторую частную деятельность. Координирующий Центр определяет маркетинговые бюджеты фирм и максимизирует суммарное мнение базовых агентов с учётом выделяемых фирмам ресурсов. Найдены выигрыши Центра и агентов влияния. Проведён анализ результатов и сделан вывод об оптимальном распределении ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Химич Е.А., Горбанева О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE DIFFERENCE MODEL OF COORDINATION OF PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS OF RESOURCE ALLOCATION IN MARKETING NETWORKS BY SIMULATION METHODS

The article deals with the difference model of coordination of general and private interests in the distribution of resources in marketing networks. The dynamics of a managed system describes the interaction of members of the target audience (base agents), leading to a change in their opinions (spending on the purchase of goods and services of firms competing in a certain market). The gain of each firm includes two components: the total opinion of the base agents, taking into account marketing costs (the common interest for all agents of influence) and the return on investment in some private activity. The Coordinating Center determines the marketing budgets of the firms and maximizes the total opinion of the base agents, taking into account the resources allocated to the firms. The total discounted income of the Center and the agents of influence are found. The results are analyzed and the optimal allocation of resources is concluded.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНОСТНОЙ СОЧИ-МОДЕЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В МАРКЕТИНГОВЫХ СЕТЯХ МЕТОДАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Исследование разностной СОЧИ-модели распределения ресурсов в маркетинговых сетях методами имитационного моделирования

Е.А. Химич, О.И. Горбанева Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматривается разностная модель согласования общих и частных интересов (СОЧИ-модель) при распределении ресурсов в маркетинговых сетях. Динамика управляемой системы описывает взаимодействие членов целевой аудитории (базовых агентов), ведущее к изменению их мнений (расходов на покупку товаров и услуг фирм, конкурирующих на некотором рынке). Выигрыш каждой фирмы включает две слагаемых: суммарное мнение базовых агентов с учётом маркетинговых затрат (общий интерес для всех агентов влияния) и доход от инвестиций в некоторую частную деятельность. Координирующий Центр определяет маркетинговые бюджеты фирм и максимизирует суммарное мнение базовых агентов с учётом выделяемых фирмам ресурсов. Найдены выигрыши Центра и агентов влияния. Проведён анализ результатов и сделан вывод об оптимальном распределении ресурсов.

Ключевые слова: СОЧИ-модели, имитация, моделирование, маркетинг, распределение ресурсов, бюджет, частная деятельность.

Введение

Модели согласования общественных и частных интересов изучаются в экономике общественных благ [1]. В этих моделях предполагается, что каждый агент делит свои ресурсы между частной деятельностью и производством общего для всех агентов блага.

В статье рассматривается разностная СОЧИ-модель распределения ресурсов в маркетинговой сети. Авторская постановка моделей согласования общественных и частных интересов при распределении ресурсов (СОЧИ-моделей) приведена в [2], примеры приложения СОЧИ-моделей в различных предметных областях описаны в [3,4]. На верхнем уровне управления находится координирующий Центр, распределяющий маркетинговые бюджеты между фирмами (агентами влияния) с целью максимизации суммарных мнений [5-7].

Динамика мнений базовых агентов определяется их взаимодействием и маркетинговым взаимодействием нескольких конкурирующих фирм [8].

Выигрыш каждой фирмы включает две слагаемых: суммарное мнение базовых агентов с учётом маркетинговых затрат (общий интерес для всех агентов влияния) и доход от инвестиций в некоторую частную деятельность

[9].

В настоящей работе приведены результаты нахождения выигрышей Центра и агентов влияния, а также анализ полученных результатов и сделан вывод об оптимальном распределении ресурсов.

Разностная модель согласования общественных и частных интересов

Далее представлена исследуемая модель, приводятся условные обозначения, структура системы, вводятся целевые функции участников

М Инженерный вестник Дона, №6 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2021/7036

Здесь т - число конкурирующих торговых фирм (агентов влияния); п -

общая численность целевой аудитории (число базовых агентов); R - общий маркетинговый бюджет Центра; ^ - суммарный дисконтированный доход Центра и i-й фирмы соответственно; - маркетинговый бюджет,

выделяемый Центром i-й фирме в момент t; - мнение j-ro базового

агента в момент t; J - расходы 1-го агента влияния на маркетинговое воздействие на j-ro базового агента в момент t; - коэффициент влияния i-го базового агента на j-ro; ^и - коэффициент воздействия i-ro агента влияния на j-ro базового агента; ) _ функция дохода i-й фирмы от инвестиций не в

маркетинг; T - период рассмотрения; р - коэффициент дисконтирования.

Пример

Проведем исследование динамической иерархической СОЧИ-модели для следующего набора входных данных:

где и — количество базовых агентов, т — количество агентов влияния, Т — период прогнозирования, р — коэффициент дисконтирования.

В матрице а, например, значение 0.7 - коэффициент влияния первого базового агента на самого себя, 0.3 - коэффициент влияния первого базового агента на второго базового агента и т.д. В матрице Ъ, например, значение 0.5 - коэффициент воздействия первого агента влияния на первого базового

агента, 0.5 - коэффициент воздействия первого агента влияния на второго базового агента и т.д. В массиве х0 значение 5 - начальное мнение первого базового агента, 0 - начальное мнение второго базового агента. В матрице г, например, 8.82 - начальное распределение ресурсов Центра для первого агента влияния в первый момент времени, 0.76 - начальное распределение ресурсов Центра для первого агента влияния во второй момент времени и т.д.

При фиксированных величинах распределения ресурсов Центра агентам влияния находим те сценарии, которые дают выигрышу Центра наибольшее значение [10]. В результате получен оптимальный (и близкий к лучшему результату) сценарий для Центра и агентов влияния.

Таблица № 1

Значения переменных х/ ,и для вышеописанной модели

x г u

11,165950416535500 8,817567240361850 2,8385302945697100

5,128185572478590 8,832126920498960 5,3899832178828500

21,333772171583400 15,382493622779100 5,2667737879513000

12,300832721543300 0,762133011949310 1,9207740893408400

1,745559122294910 1,1782213115189700

0,2359102574344300 10,1728522011567000

0,3501650805515800

0,2782878625485260

0,4481616659098360

1,1669246791715900

0,0593236831266814

0,0969316320329281

Таблица №2

Суммарный дисконтированный доход Центра и агентов влияния

J 0 J 1 J 2 J 3

10,360378971720 400 57,210257286300 200 50,937469134443 400 68,337581152649 500

9,8336195751917 60 55,183753871224 700 50,377930128440 300 62,767527323550 100

Из данных таблиц можно сделать вывод об оптимальном распределении ресурсов. Для Центра на 1 этапе выделяется ~ 70% бюджета. Для Центра на 2 этапе выделяется ~ 5% бюджета. Для первой фирмы на 1 этапе Центр выделяет ~ 10% своих ресурсов. Для первой фирмы на 2 этапе Центр выделяет ~ 75-80% своих ресурсов. Для второй фирмы на 1 этапе Центр выделяет ~ 10% своих ресурсов. Для второй фирмы на 2 этапе Центр выделяет ~ 25-30% своих ресурсов. Для третьей фирмы на 1 этапе Центр выделяет ~ 20% своих ресурсов. Для третьей фирмы на 2 этапе Центр выделяет ~ 75-80% своих ресурсов.

Заключение

В статье рассмотрена динамическая модель согласования общественных и частных интересов распределения ресурсов в маркетинговой сети, представляющая собой иерархическую игру Центра с несколькими агентами влияния. Полученные расчёты позволили сделать вывод об адекватности предложенной математической модели и можно утверждать, что увеличение части прибыли, идущей на развитие производства, незначительно, но увеличивает прибыть агентов и Центра.

В дальнейшем планируется анализ и, возможно, совершенствование решения с изменением количества агентов влияния.

Литература

1. Long N.V. (2010). A Survey of Dynamic Games in Economics. World Scientific Publishing Company.

2. Горбанева О.И. Модели сочетания общих и частных интересов независимых агентов // МТИП, 80:9 (2019), с.1745-1753.

3. Ougolnitsky, G., Anopchenko, T., Gorbaneva, O., Lazareva, E., & Murzin, A. (2018). Systems Methodology And Model Tools For Territorial Sustainable Management. Advances in Systems Science and Applications, 18(4), pp.1-13.

4. Угольницкий Г.А., Усов А.Б., Алгоритмы решения дифференциальных моделей иерархических систем управления // Автоматика и телемеханика, 2016, № 5, с. 148-158.

5. Кононенко А.Ф. Теоретико-игровой анализ двухуровневой иерархической системы управления // ЖВМ и МФ, 1974, 14(5), с.1161-1070.

6. Горелов М.А., Кононенко А.Ф. Динамические игры. III. Иерархические игры // Автоматика и телемеханика, 2015 (2), с. 89-106.

7. Прилуцкий М.Х., Колосовская У.С. Распределение ресурсов в иерархических системах транспортного типа с интервальными значениями критериев оптимальности // Инженерный вестник Дона, 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3212

8. Жуковская Н.К., "Согласование интересов в иерархических системах", Инженерный вестник Дона, 2011, №4. URL: www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/584

9. Бунаков А.Э., Кононенко А.Ф., Чистяков Ю.Е. Иерархические дифференциальные (динамические) игры и их приложения // Кибернетика и вычислительная техника. 1987, №3, с. 140-154.

10. Faisca N.P., Saraiva P.M., Rustem B., and Pistikopoulos E.N., "A multi-parametric programming approach for multilevel hierarchical and decentralized optimization problems", Computational Management Science, 2009, vol. 6, № 4, pp.377-397.

References

1. Long N.V. (2010). A Survey of Dynamic Games in Economics. World Scientific Publishing Company.

2. Gorbaneva O.I., MTIP, 80:9 (2019), pp.1745-1753.

3. Ougolnitsky, G., Anopchenko, T., Gorbaneva, O., Lazareva, E., & Murzin, A. (2018). Advances in Systems Science and Applications, 18(4), pp.1-13.

M Инженерный вестник Дона, №6 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2021/7036

4. Ugol'niczkij G.A., Usov A.B., Avtomatika i telemexanika, 2016, № 5, pp.148-158.

5. Kononenko A.F. ZhVM i MF, 1974, 14(5), pp.1161-1070.

6. Gorelov M.A., Kononenko A.F. Avtomatika i telemexanika, 2015 (2), pp. 89-106.

7. Priluczkij M.X., Kolosovskaya U.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3212

8. Zhukovskaya N.K., Inzhenernyj vestnik Dona, 2011, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/584

9. Bunakov A.E\, Kononenko A.F., Chistyakov Yu.E., Kibernetika i vy^chisliteFnaya texnika. 1987, №3, pp. 140-154.

10. Faisca N.P., Saraiva P.M., Rustem B., and Pistikopoulos E.N. Computational Management Science, 2009, vol. 6, № 4, pp. 377-397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.