Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ТРУБ РАЙЗЕРА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕДОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ТРУБ РАЙЗЕРА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕДОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
БЕЗАВАРИЙНАЯ РАБОТА / ВОДООТДЕЛЯЮЩАЯ КОЛОННА / КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ РОССИИ / МАТЕРИАЛ / ПРОЧНОСТЬ / ПЛАСТИЧНОСТЬ / ХРУПКОЕ РАЗРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Тимашев В.Т., Климин Д.Ф.

Континентальный шельф России крупнейший в мире источник неразведанных ресурсов углеводородов. В настоящее время инженеры нуждаются как в рационально подобранной компоновки водоотделяющей колонны (райзера), так и в рациональном использовании материала конструкции. Свойства материалов в значительной степени зависят от температур, при которых они эксплуатируются. Резкое уменьшение пластичности некоторых материалов под воздействием низких температур может повысить вероятность хрупких разрушений. В связи с этим, целью исследования является изучение и анализ эксплуатации райзера в зависимости от материала труб в условиях низких температур. В зависимости от определенных условий производства можно выбирать материалы различного состава и использовать разную технологию их получения и обработки, влияющими в целом на работу системы райзера в море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ТРУБ РАЙЗЕРА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕДОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

УДК 622.24

Тимашев В.Т.

студент, кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин» Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, г. Уфа)

Климин Д.Ф.

студент

студент, кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин» Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, г. Уфа)

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ТРУБ РАЙЗЕРА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕДОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. Континентальный шельф России крупнейший в мире источник неразведанных ресурсов углеводородов. В настоящее время инженеры нуждаются как в рационально подобранной компоновки водоотделяющей колонны (райзера), так и в рациональном использовании материала конструкции. Свойства материалов в значительной степени зависят от температур, при которых они эксплуатируются. Резкое уменьшение пластичности некоторых материалов под воздействием низких температур может повысить вероятность хрупких разрушений.

В связи с этим, целью исследования является изучение и анализ эксплуатации райзера в зависимости от материала труб в условиях низких температур. В зависимости от определенных условий производства можно выбирать материалы различного состава и использовать разную технологию их получения и обработки, влияющими в целом на работу системы райзера в море.

Ключевые слова: безаварийная работа, водоотделяющая колонна, континентальный шельф России, материал, прочность, пластичность, хрупкое разрушение.

Система райзера используется на морских плавучих сооружениях для

предотвращает соприкосновение бурового раствора и морской воды при бурении,

служит каналом для спуска в скважину бурильных и обсадных труб. Также, райзер

393

подвергается нагрузкам от воздействия морской окружающей среды, таким как гидродинамические нагрузки от волн и течений в дополнение к перемещениям плавучего судна [1].

Наибольшая опасность возникает при столкновении райзера с плавающими обломками льда или айсбергом, которые способны проходить между колоннами ППБУ и попадать под днище бурового судна. Подобная ситуация возникает также при непредвиденном столкновении подводного объекта с райзером.

Максимальные напряжения при различных отклонениях райзера от точки бурения достигаются вблизи поверхности моря, вследствие больших нагрузок, создаваемых при натяжении райзера и отклонении БС от точки бурения. Так как лед движется на поверхности моря он контактирует с верхней частью - секцией натяжения райзера. Поэтому задача об прочности протяженных конструкций, используемых в морских нефтегазовых технологиях, по-прежнему представляет актуальную задачу механики твердого деформируемого тела, а ее решение представляет интерес при проектировании и эксплуатации таких важных элементов, как райзер [2].

Основной проблемой является предотвращение возможности хрупкого разрушения, поскольку оно представляет собой внезапный и неконтролируемый процесс. Опыт эксплуатации многих конструкций показал, что в большинстве случаев хрупкое разрушение начинается с образованием мелких трещин, которые в процессе эксплуатации развиваются и превращаются в трещины критических размеров [3]. Возникновение трещин может способствовать циклический контакт райзера с ледовым образованием, например, в сезон, когда характерно образование ледовых полей.

Возникновение и рост трещин зависит от кристаллической решетки и размера зерна. Зародыши трещин, как правило, располагаются в разупрочненных местах термического влияния сварки и зонах сосредоточения напряжений. При эксплуатации сооружений в условиях низких температур необходимо применять материалы такого химического состава, который формирует структуры, устойчивые к зарождению трещин при низких температурах.

Сталь является в настоящее время основным конструкционным материалом,

используемым для изготовления конструкций, предназначенных для освоения шельфа

394

и моря. Свойства сталей изменяются в широком диапазоне, зависящем от ее химического состава и термического упрочнения.

Поэтому, традиционным материалом для изготовления райзера служит конструкционная сталь с хорошими пластическими свойствами, однако по мере удаления работ от берега на север, увеличивается глубина моря и понижается температура, при которых проводится разведка и разработка месторождений, инженеры стали интересоваться возможностями применения алюминиевых сплавов.

Алюминиевые сплавы при низких температурах обладают значительным сопротивлением распространению трещин. Этот материал, кристаллизующиеся в системе куба с центрированными гранями, не склонен к хладноломкости ни при каком понижении температуры, в отличии от сталей, которые кристаллизируются с кубической объемноцентрированной решёткой [4].

Для изготовления труб из алюминиевых сплавов наиболее перспективными являются системы легирования: А1-Си-М£, А1-М£-7п, А1-М£-7п-Си. При измельчении структуры зерна сплавов методами равно канально-углового (РКУ) прессования и методом локально-сдвигового прессования (ЛСП), можно существенно повысить прочность и износостойкость алюминиевых труб [5], и, следовательно, увеличить трещиностойкость материала.

По химическому составу конструкционную сталь делят на углеродистую и легированную. Увеличении содержания углерода в стали ведет к повышению прочностных свойств и твердости, но снижает ее пластичность и ударную вязкость [6].

Легированные стали, кроме углерода, содержат один или несколько легирующих, специально добавляемых элементов, такие как, марганец, кремний, хром, никель и др [5]. Эти элементы в зависимости от их количества, сочетания между собой, существенно повышают их прочность к механическим нагрузкам в сочетании с хорошей вязкостью, что связано с формированием более мелкого размера зерна. К постоянным примесям относят марганец, кремний, серу и фосфор. Эти элементы всегда присутствуют в стали любой марки и их количество регламентируется нормативными документами.

Требования к хрупкому разрушению должны соблюдаться для основного металла и металла сварного шва, а также зоны термического влияния при минимальной расчетной температуре эксплуатации конструкции [3].

Одним из основных критерием качества сталей является способность сопротивления хрупкому разрушению, эта способность качественно выражена в величине ударной вязкости.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что характер изменения свойств металлов с понижением температуры зависит от многих факторов, главным образом от строения кристаллической решетки, химического состава материла, величины зерна и стойкости к распространению трещин.

Как материал для эксплуатации при низких температурах, алюминиевые сплавы обладают хорошим комплексом свойств. Можно говорить о том, что многие сплавы алюминия не обладают свойством хладноломкости. При понижении температуры механические свойства в общем случае не меняются или постоянно возрастают.

Для эксплуатации конструкционной стали при низких температурах необходимо рациональное содержание легируемых элементов. Из всех легирующих элементов в наибольшей степени на понижение температуры хладноломкости влияет никель, а хром увеличивает его вязкость.

Использованные источники:

1. Тимирханов И.Ф., Янгиров Ф.Н., Альмухаметов А.А., Греб А.В. Исследования сварных соеденений основной трубной конструкции бурового райзера АБР-Г // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти инефтепродуктов. 2017. №4. С. 84-91.

2. Нефтегазовое дело: в 6 т.: учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Шаммазова. СПб.: Недра, 2012. Т. 2: Бурение нефтяных и газовых скважин / Ф.А. Агзамов и др. 436 с.

3. Мондольфо Л.Ф. Структура и свойства алюминиевых сплавов - Пер с англ. — М.: Металлургия, 1979. — 640 с.

4. Шакирова А.И. Работа компоновки бурильной колонны в зависимости от матреиала труб [Текст] / Шакирова А.И. // Вестник молодого ученого УГНТУ - Уфа, 2016. - с. 15-20.

5. Солнцев, Ю. П. Конструкционные стали и сплавы для низких температур / Ю. П. Солнцев, Г. А. Степанов. - М.: Металлургия, 1985. - 270 с.

6. Банных О.А., Ковнеристый Ю.К. Стали для работы при низких температурах - М.: Металлургия, 1969. — 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.