Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАВНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕННОГО СЛОЯ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ДЛЯ МТП СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАВНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕННОГО СЛОЯ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ДЛЯ МТП СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРБОКОМПРЕССОР / ФИКСИРУЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ГАЗОПЛАМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ / РОТОР / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ / ФРАКЦИЯ ФЛЮСОВОГО ПОРОШКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Жижкина Наталья Александровна, Тесля Владимир Владимирович

Работа посвящена исследованию равномерности напыленного слоя на изношенную поверхность ротора турбокомпрессора для МТП. Установлено, что в процессе газопламенного напыления была выявлена неравномерность нанесения расплавленного порошка на изношенную поверхность ротора. Поэтому исследовали влияние технологических параметров (скорости вращения заготовки ротора и фракции флюсового порошка) на величину напыленного слоя с помощью метода планирования эксперимента. Оба технологических фактора в исследуемом интервале значений оказывают положительное влияние. Вместе с тем их действие независимо друг от друга. Действие диаметра частиц флюсового порошка превышает в 3 раза влияние вращения вала ротора на увеличение напыленного слоя. Результаты эксперимента показали, что в среднем его величина составила 13 мм. С другой стороны, исследования показали, что в процессе восстановления изношенной поверхности ротора возникают радиальный и осевой люфты, что влияет на формирование равномерно напыленного слоя и может привести к дефекту, также влияние оказывает метод фиксации. Для восстановления изношенных поверхностей роторов предложено специально разработанное приспособление для фиксации ротора в патроне токарного станка. Конструкция вновь разработанного приспособления состоит из секторов, которые позволяют фиксировать в зажимных кулачках патрона одного и того же токарного станка роторы для различных типов турбокомпрессоров. Кроме этого, конструкции вновь разработанных приспособлений отличаются наличием фиксирующего борта. Предложенные разработки позволили избежать возникновения люфта и деформации заготовки ротора в процессе газопламенного напыления его восстанавливаемой поверхности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Жижкина Наталья Александровна, Тесля Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARSH OF THE UNIFORMITY OF THE RESTORED ROTOR LAYER OF A TURBOCHARGER FOR MACHINE AND TRACTOR PARK OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The paper is devoted to the research of the uniformity of the sprayed layer on the worn surface of the turbocharger rotor for MTP. It has been established that in the process of flame spraying, the non-uniformity of applying the molten powder to the worn surface of the rotor was revealed. Therefore, the effect of technological parameters (speed of rotation of the rotor blank and fraction of the flux powder) on the size of the deposited layer was studied using the method of planning the experiment. Both technological factors in the studied range of values have a positive effect. However, their action is independent of each other. The effect of the particle diameter of the flux powder exceeds by 3 times the effect of the rotation of the rotor shaft on the increase in the sprayed layer. The results of the experiment showed that its average value was 13 mm. On the other hand, studies have shown that, in the process of restoring the worn surface of the rotor, radial and axial backlash occur, which affects the formation of a uniformly sprayed layer and can lead to a defect, the fixation method also has an effect. For the technology of restoring worn surfaces of rotors, a specially designed device for fixing the rotor in the lathe chuck is proposed in the work. The design of the newly developed fixture consists of sectors that allow rotors for various types of turbochargers to be fixed in the clamping jaws of the chuck of the same lathe. In addition, the designs of newly developed devices are distinguished by the presence of a fixing board. The developments proposed in the paper made it possible to avoid the occurrence of backlash and deformation of the rotor blank in the process of flame spraying of its restored surface.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАВНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕННОГО СЛОЯ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ДЛЯ МТП СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Вестник аграрной науки Дона. 2022. Т. 15. № 1 (57). С. 42-50. Don agrarian science bulletin. 2022; 15-1(57): 42-50.

Научная статья

УДК 621.791.925: 629.3:631.372

doi: 10.55618/20756704_2022_15_1 _42-50

ИССЛЕДОВАНИЕ РАВНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕННОГО СЛОЯ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ДЛЯ МТП СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Наталья Александровна Жижкина1, Владимир Владимирович Тесля1,

1Луганский государственный аграрный университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика, rector@lnau.su

Аннотация. Работа посвящена исследованию равномерности напыленного слоя на изношенную поверхность ротора турбокомпрессора для МТП. Установлено, что в процессе газопламенного напыления была выявлена неравномерность нанесения расплавленного порошка на изношенную поверхность ротора. Поэтому исследовали влияние технологических параметров (скорости вращения заготовки ротора и фракции флюсового порошка) на величину напыленного слоя с помощью метода планирования эксперимента. Оба технологических фактора в исследуемом интервале значений оказывают положительное влияние. Вместе с тем их действие независимо друг от друга. Действие диаметра частиц флюсового порошка превышает в 3 раза влияние вращения вала ротора на увеличение напыленного слоя. Результаты эксперимента показали, что в среднем его величина составила 13 мм. С другой стороны, исследования показали, что в процессе восстановления изношенной поверхности ротора возникают радиальный и осевой люфты, что влияет на формирование равномерно напыленного слоя и может привести к дефекту, также влияние оказывает метод фиксации. Для восстановления изношенных поверхностей роторов предложено специально разработанное приспособление для фиксации ротора в патроне токарного станка. Конструкция вновь разработанного приспособления состоит из секторов, которые позволяют фиксировать в зажимных кулачках патрона одного и того же токарного станка роторы для различных типов турбокомпрессоров. Кроме этого, конструкции вновь разработанных приспособлений отличаются наличием фиксирующего борта. Предложенные разработки позволили избежать возникновения люфта и деформации заготовки ротора в процессе газопламенного напыления его восстанавливаемой поверхности.

Ключевые слова: турбокомпрессор, фиксирующее приспособление, газопламенное напыление, ротор, технологические параметры, скорость вращения, фракция флюсового порошка

Для цитирования: Жижкина Н.А., Тесля В.В. Исследование равномерности восстановленного слоя ротора турбокомпрессора для МТП сельскохозяйственных предприятий // Вестник аграрной науки Дона. 2022. Т. 15. № 1 (57). С. 42-50.

Original article

THE RESEARSH OF THE UNIFORMITY OF THE RESTORED ROTOR LAYER OF A TURBOCHARGER FOR MACHINE AND TRACTOR PARK OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Natalya Aleksandrovna Zhizhkina1, Vladimir Vladimirovich Teslya1

1Lugansk State Agrarian University, Lugansk People's Republic, rector@lnau.su

© Жижкина Н.А., Тесля В.В., 2022

Abstract. The paper is devoted to the research of the uniformity of the sprayed layer on the worn surface of the turbocharger rotor for MTP. It has been established that in the process of flame spraying, the non-uniformity of applying the molten powder to the worn surface of the rotor was revealed. Therefore, the effect of technological parameters (speed of rotation of the rotor blank and fraction of the flux powder) on the size of the deposited layer was studied using the method of planning the experiment. Both technological factors in the studied range of values have a positive effect. However, their action is independent of each other. The effect of the particle diameter of the flux powder exceeds by 3 times the effect of the rotation of the rotor shaft on the increase in the sprayed layer. The results of the experiment showed that its average value was 13 mm. On the other hand, studies have shown that, in the process of restoring the worn surface of the rotor, radial and axial backlash occur, which affects the formation of a uniformly sprayed layer and can lead to a defect, the fixation method also has an effect. For the technology of restoring worn surfaces of rotors, a specially designed device for fixing the rotor in the lathe chuck is proposed in the work. The design of the newly developed fixture consists of sectors that allow rotors for various types of turbochargers to be fixed in the clamping jaws of the chuck of the same lathe. In addition, the designs of newly developed devices are distinguished by the pre-sence of a fixing board. The developments proposed in the paper made it possible to avoid the occurrence of backlash and deformation of the rotor blank in the process of flame spraying of its restored surface.

Keywords: turbocharger, fixing device, flame spraying, rotor, technological parameters, rotation speed, flux powder fraction

For citation: Zhizhkina N.A., Teslya V.V. The researsh of the uniformity of the restored rotor layer of a turbocharger for machine and tractor park of agricultural enterprises // Vestnik agrarnoy nauki Dona = Don agrarian science bulletin. 2022; 15-1(57): 42-50. (In Russ.)

Введение. Эффективность эксплуатации машинно-тракторного парка (МТП) сельскохозяйственных предприятий в значительной степени зависит от уровня исправности составляющих его технических средств. Не смотря на развитую систему сервисного обслуживания, эффективность может быть повышена за счёт быстрого и качественного восстановления пришедших в негодность узлов, как внутри хозяйства, так и на специализированных предприятиях.

Анализ современного рынка МТП [1, 2, 3, 4, 5, 9] показал, что в настоящее время двигатели внутреннего сгорания (ДВС) должны характеризоваться высокими показателями мощности, экономичности и эколо-гичности. Для обеспечения этих показателей был разработан и широко внедрён метод газотурбинного наддува с применением турбокомпрессоров (ТКР) различных видов и модификаций. Выявлено, что основным узлом ТКР, определяющим его долговечность, является рабочая пара трения подшипник - вал ротора.

Так, в работах [5, 10] показано, что в 9 случаях из 10 ТКР выходят из строя по причине изнашивания рабочих поверхностей

подшипника и вала ротора. Последние подвержены значительным абразивным и гидроабразивным видам износа. При этом ротор дополнительно подвержен значительным изгибающим и крутящим моментам, что способствует формированию в его теле дополнительных напряжений. В работе [2] показано, что в результате такого воздействия существует возможность разрушения тела вала ротора. Следовательно, наиболее нагруженной деталью этой пары трения является вал ротора и его рабочая поверхность.

Вместе с тем производство или закупка нового ротора взамен вышедшему из строя по причине изнашивания достаточно дороги, что обусловило разработку и внедрение в производство различных методов восстановления изношенной рабочей поверхности ротора [8]. В результате анализа существующих технологий для восстановления изношенных поверхностей деталей установлено, что наиболее рациональной технологией является газопламенное напыление специального покрытия на нее, для чего применяют присадочные материалы в виде проволоки, прутков и порошка [1-6].

Результаты собственно проведенных исследований [2] показали, что наиболее эффективным присадочным материалом для формирования равномерного наплавляемого слоя являются металлические и полимерные порошки. Кроме этого газопламенное напыление металлического порошка на восстанавливаемую поверхность имеет и другие преимущества: обрабатываемая заготовка не деформируется, не ограничены размеры восстанавливаемой поверхности, низкая себестоимость, применение для реставрации в условиях любого ремонтного производства. Однако технология газопламенного напыления ротора имеет ряд технологических особенностей, что требует проведения дополнительных исследований по отработке технологии и разработке специального оборудования.

Основными технологическими параметрами процесса газопламенного напыления являются: скорость вращения заготовки вала ротора в патроне, химический состав и диаметр частиц флюсового порошка, температура нагрева восстанавливаемой поверх-

ности, массовая скорость формирования наплавленного слоя. Величины всех вышеперечисленных параметров определяют качество и равномерность наплавленного напыленного слоя ротора.

Таким образом, на формирование напыленного слоя оказывают влияние все технологические параметры. В связи с этим актуальным является исследование влияния технологических параметров на качество и равномерность напыляемого слоя.

Целью настоящей работы явилось исследование равномерности напыленного слоя на изношенную поверхность ротора турбокомпрессора для МТП.

Методика исследований. Проведение исследований [2] показало, что в процессе газопламенного напыления (рисунок 1) наблюдалась неравномерность нанесения расплавленного порошка на изношенную поверхность ротора в результате его отклонения под давлением струи газопорошковой смеси.

Кислород Oxygen

Ацетилен Acetylene

Рисунок 1 - Схема газопламенного напыления Figure 1 - Scheme of flame spraying

Результаты собственных исследований [2] показали, что при восстановительном процессе изношенной поверхности скорость вращения ротора изменяется в интервале 0,41-1,05 с-1. При величине шзаг. меньшей, чем 0,42 с-1, напыленный слой получается неравномерным, при превышении более 1,05 с-1 - напыляемый слой может стекать. В результате также формируется

его неравномерность вдоль рабочей поверхности заготовки.

Скорость вращения вала ротора рассчитывается согласно зависимости

* = - [7], 0) где п - частота вращения ротора, об/мин.

Вместе с тем величина напыляемого слоя, его равномерность зависят от флюсо-

вого порошка (ПГ-СР-Зом на никелевой основе ГОСТ 21448-75), его фракции или диаметра частиц. Так, в результате собственных исследований [2] установлено, что диаметр частиц флюсового порошка dчастиц составляет 0,04-0,16 мкм. Использование флюсового порошка с диаметром частиц, значительно превышающим указанные величины, требует более высокой температуры его плавления и снижения скорости вращения заготовки ротора, что может вызвать ее перегрев и деформацию, а также формирование неравномерного слоя. При этом возможно неполное расплавление флюсового порошка, что приведет к скалыванию напыленного слоя. При использовании флюсового порошка с диаметром частиц, значительно меньшим по сравнению с указанными величинами, требует увеличения скорости вращения заготовки, поскольку возможно стекание напыленного слоя и формирование его неравномерности вдоль рабочей поверхности заготовки.

Для реализации эксперимента исследовали заготовки ротора рЗаг. = 14 мм, 1заг. = 130 мм) с фиксированными величинами: температуры и продолжительности наплавления. Изменяли скорость вращения

заготовки ротора шзаг. и фракцию (диаметр частиц dчастиц) флюсового порошка.

На основании анализа имеющихся сведений выбрали следующие уровни и интервалы варьирования факторов (таблица 1).

Для планирования эксперимента выбрали линейную модель с эффектом взаимодействия, который учитывает взаимозависимость факторов (скорость вращения и фракция флюсового порошка):

У = ьо + Ь1х1 + Ь2х2 + Ь12х12. (2)

Анализ показаний в исследуемом интервале значений позволил получить матрицу планирования для полного факторного эксперимента 22 с учетом эффекта взаимодействия (таблица 2).

Установлено, что предотвратить дефект обрабатываемой поверхности при вращении ротора можно путем повышения точности его положения относительно горизонтальной оси. Результатами исследований выявлено, что такое положение обрабатываемого вала достигается путем его жесткой фиксации в кулачках патрона токарного станка. В связи с этим актуальным для проведения технологических операций по восстановлению изношенной поверхности является разработка специального приспособления для фиксации ротора.

Фактор Factor Скорость вращения заготовки вала ротора шзаг., с-1 Rotor shaft rotation speedw3ar, с-1 ' Диаметр частиц флюсового порошка d4acT^, х 10-6м Flux powder particle terd4ac^, х 10-6м

Код Код Xi X2

Основной уровень (x0i) Main level (x0i) 0,58 75

Интервал варьирования (Axj) Variation interval (Axj) 0,16 25

Верхний уровень (+1) Upper level (+1) 0,73 100

Нижний уровень (-1) Lower level (-1) 0,42 50

Таблица 1 - Условия эксперимента Table 1 - Experimental conditions

Таблица 2 - Матрица планирования полного факторного эксперимента 22 с эффектом взаимодействия

Table 2 - Planning matrix of the full factorial experiment 22 with interaction effect

№ опыта № experience Xo Xi X2 x1x2 y, x 10-3м

1 +1 +1 + 1 + 1 1,83

2 +1 -1 -1 + 1 0,80

3 +1 -1 + 1 -1 1,54

4 +1 +1 -1 -1 1,03

Для жесткой фиксации ротора в процессе вращения при его газопламенном напылении изношенной поверхности в работе предложено специально разработанное приспособление (рисунок 2).

Согласно рисунку 2 перед технологией восстановления изношенной поверхности вала, ротор крепится в специально разработанное приспособление за колесо турбины. Приспособление в сборе, представляющее собой разъёмную втулку со ступенчатой наружной поверхностью, устанавливается на колесо турбины для его фиксации в патроне токарного станка. При этом за счет секторов регулируется внутренний размер

диаметра Б приспособления. Регулирование положений секторов относительно лопаток колеса турбины проводится при помощи болтовых соединений до жесткой фиксации колеса турбины в фиксирующем приспособлении, предотвращая при этом деформацию лопаток колеса турбины. После этого приспособление с установленным ротором турбины помещается в патроне токарного станка и жестко фиксируется зажимными кулачками за ступенчатую наружную поверхностью фиксирующего приспособления.

Рисунок 2 - Общий вид крепления ротора в специально разработанном приспособлении для его фиксации в патроне токарного станка

Figure 2 - General view of the rotor mounting in a specially designed unit for fixing it in the lathe chuck

Результаты исследований и их обсуждение. Неравномерное напыление слоя на изношенную поверхность определяется фракцией (диаметром частиц) флюсового порошка и скоростью вращения ротора. Поэтому в работе были проведены исследования совместного влияния диаметра частиц и скорости вращения ротора на величину его наплавленного слоя Ьш.с. мм. Исследовали заготовки ротора РЗаг. = 14 мм, Цаг. = 130 мм) методом планирования эксперимента.

В результате было получено уравнение регрессии совместного влияния скорости вращения заготовки ротора и фракции флюсового порошка на величину напыленного слоя:

^.с. = 1,30 + 0,13 • Шзаг. + 0,38 • dчастиц.(3)

Из уравнения (2) следует, что на величину напыленного слоя ротора оказывают влияние оба фактора: скорость его вращения и диаметр частиц флюсового порошка. Влияние факторов положительно: с их увеличением величина слоя увеличивается. Вместе с тем сила влияния второго фактора превышает действие первого фактора в 3 раза. При достижении второго фактора верхнего уровня (+1) это повышение составляет 0,38 мм, тогда как при достижении первого фактора верхнего уровня (+1) величина напыленного слоя повышается всего лишь на 0,13 мм. При достижении факторов нижнего уровня (-1) величина напыленного слоя снижается на аналогичные величины.

Парное взаимодействие скорости вращения ротора и диаметра частиц флюсового порошка не значимо, т.е. в выбранном интервале варьирования эффекты исследуемых факторов не зависимы друг от друга. Среднее значение величины напыленного слоя вала ротора в исследуемом интервале факторов составило 1,30 мм.

Проверка модели с помощью критерия Фишера ^ < Fтабл.) показала, что полученное уравнение адекватно и прогнозирует результаты эксперимента в выбранной области факторов с требуемой точностью.

Другой сдаточной характеристикой при контроле напыленного слоя является его твердость согласно требованиям к рабочей поверхности ротора. В связи с этим исследовали влияние основных технологических параметров газопламенного напыления на изменение уровня твердости наплавленного слоя.

Вместе с тем результатами исследований применения специально разработанного приспособления для фиксации ротора в патроне токарного станка при нагреве вала ротора было установлено увеличение радиального и осевого зазоров между турбинным колесом и приспособлением. Увеличение вышеназванных зазоров приводит к возникновению радиального и осевого люфтов соответственно. В свою очередь, возникновение радиального и осевого люфтов приводит к деформации ротора в процессе восстановления его изношенной поверхности и, как следствие, способствует неравномерному нанесению расплавленного флюсового порошка на восстанавливаемую поверхность. В результате формируется неравномерность напыленного слоя.

При этом проведенные исследования показали, что для различных моделей турбокомпрессоров необходимы разработка и изготовление фиксирующих приспособлений разных размеров, что в свою очередь требует дополнительных производственных затрат.

Для предотвращения возможных дефектов и исключения дополнительных технологических операций и расходов в работе предложена усовершенствованная конструкция приспособления для фиксации ротора в токарном станке. Конструкция вновь разработанного приспособления состоит из секторов, которые позволяют фиксировать в зажимных кулачках патрона одного и того же токарного станка роторы для различных моделей турбокомпрессоров. При этом она отличается от приспособления, представленного на рисунке 2, наличием фиксирующего борта, который служит для предотвращения возникновения возможных люф-

тов при нагреве вала ротора. В работе разработана система соединения секторов фиксирующего приспособления.

Заключение. Таким образом, на формирование равномерно напыленного слоя влияют скорость вращения и фракция флюсового порошка. Оба технологических фактора в исследуемом интервале значений оказывают положительное влияние. Вместе с тем их действие независимо друг от друга. Действие диаметра частиц флюсового порошка превышает в 3 раза влияние вращения ротора на увеличение напыленного слоя. Результаты эксперимента показали, что в среднем его величина составила 1,30 мм.

С другой стороны, для технологии восстановления изношенных поверхностей роторов для сельскохозяйственных машин в работе предложено специально разработанное приспособление для его фиксации в патроне токарного станка. Конструкция вновь разработанного приспособления состоит из секторов, которые позволяют фиксировать в зажимных кулачках патрона одного и того же токарного станка роторы для различных типов турбокомпрессоров.

Кроме этого конструкции вновь разработанных приспособлений отличаются наличием фиксирующего борта. Предложенные в работе разработки позволили избежать возникновения люфта и деформации заготовки ротора в процессе газопламенного напыления его восстанавливаемой поверхности.

Список источников

1. Жижкина Н.А., Тесля В.В., Изюм-ский В.А., Изюмский А.В. Анализ методов восстановления рабочего слоя вала ротора для турбокомпрессора ТКР-6.1 // Научный вестник ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет». 2020. № 8. Т. 3. С. 16-22.

2. Жижкина Н.А., Тесля В.В. Восстановление рабочей поверхности вала ротора для двигателей дизельного типа газопламенным напылением // Мiжнародна науково-техычна конфе-ренщя «Новi матерiали i технологи в машинобу-

дуваннь2020». КиТв: КП1 iм. 1горя Скорського, 2020. С. 66-67.

3. Жижкина Н.А., Тесля В.В. Исследование процесса восстановления изношенных поверхностей деталей для двигателей дизельного типа // Аграрная наука в обеспечении продовольственной безопасности и развитии сельских территорий, Луганский государственный аграрный университет, 25 января - 8 февраля 2021 г. Луганск, 2021. С. 100-102.

4. Харламов Ю.А., Жильцов А.П., Вишневский Д.А., Бочаров А.В. Размерный анализ технологических процессов восстановления деталей машин // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2021. С. 37-46.

5. Иванов В.П. Выбор способа восстановления деталей // Белорусский национальный технический университет. 2016. № 1. С. 10-17.

6. Сенин П.В., Мачнев В.А., Комаров В.А., Овчинников А.Ю., Власкин В.В. Обоснование применения ремонтно-восстановительных воздействий для деталей турбокомпрессоров // Нива Поволжья: научно-теоретический и практический журнал для ученых и специалистов. 2017. № 1 (42). С. 91-98.

7. Латыпов Р.А., Денисов В.А., Агеев Е.В. Исследование и разработка технологии восстановления вала ротора турбокомпрессора электроискровой обработкой электроэрозионными наноматериалами // Современные материалы, техника и технологии. Курск, 2016. № 2 (5). С. 141-146.

8. Овчинников А.Ю., Власкин В.В., Князева Н.Ю. Применение метода установки дополнительной детали при ремонте турбокомпрессоров системы газотурбинного наддува двигателей внутреннего сгорания (на примере Ткр-6) // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2-2 (36). С. 95.

9. Плотвина А.О., Нешев А.В., Черкасов Т.Г. Исследование ёмкости рынка Ткр в Кузбассе, а также экономический эффект и возможность замещения ремкомплектов для ремонтов турбокомпрессоров спецтехники импортного производства // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2017. № 4. С. 212-126.

10. Галимов А.Р., Галиев И.Г., Хафи-зов К.А., Галимов Э.Р. Определение и обеспечение работоспособности турбокомпрессора // Вестник НГИЭИ. 2021. № 4 (119). С. 42-50.

References

1. Zhizhkina N.A., Teslya V.V., Izyum-skiy V.A., Izyumskiy A.V. Analiz metodov voss-tanovleniya rabochego sloya vala rotora dlya tur-bokompressora TKR-6.1 (Analysis of methods for restoring the working layer of the rotor shaft for the Turbocharger - 6.1). Nauchnyy vestnik GOU LNR «Luganskiy nacional'nyy agrarnyy universitet». 2020; 3-8: 16-22.

2. Zhizhkina, N.A, Teslya V.V. Voss-tanovlenie rabochey poverhnosti vala rotora dlya dvigateley dizel'nogo tipa gazoplamennym napyleniem (Restoration of the working surface of the rotor shaft for diesel engines by flame spraying). Mizhnarodna naukovo-tehnichna konferenciya «Novimaterialy i tehnologii v mashinobuduvanni-2020». Kiiv: KPI im. Igorya Sikors'kogo, 2020, рр. 66-67.

3. Zhizhkina N.A., Teslya V.V. Issledovanie processa vosstanovleniya iznoshennyh pover-hnostej detaley dlya dvigateley dizel'nogo tipa (The research of the process of restoring worn surfaces of parts for diesel engines). Agrarnaya nauka v obespechenii prodovol'stvennoy bezopasnosti i razvitii sel'skih territoriy. Luganskiy gosudarstven-niy agrarniy universitet, 25 yanvarya - 8 fevralya, Lugansk, 2021, рр. 100-102.

4. Harlamov Yu.A., Zhil'tsov A.P., Vishnevskij D.A., Bocharov A.V. Razmerny analiz tehno-logicheskih processov vosstanovleniya detaley mashin (Dimensional analysis of technological processes for the restoration of machine parts). Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Mashi-nostroenie. 2021, рр. 37-46. (In Russ.)

5. Ivanov V.P. Vybor sposoba vosstanovleniya detaley (Выбор способа восстановления деталей). Belorusskiy nacional'nyy tehni-cheskiy universitet. 2016; 1: 10-17.

6. Senin P.V., Machnev V.A., Komarov V.A., Ovchinnikov A.Yu., Vlaskin V.V., Obosnovanie primeneniya remontno-vosstanovitel'nyh vozdey-

stviy dlya detaley turbokompressorov (Rationale for the use of repair and restoration actions for parts of turbochargers). Niva Povolzh'ya: nauchno-teoreticheskiy i prakticheskiy zhumal dlya uchenyh i specialistov. 2017; 1(42): 91-98. (In Russ.)

7. Latypov R.A. Denisov V.A., Ageev E.V. Issledovanie i razrabotka tehnologii vosstanovleniya vala rotora turbokompressora elektroiskrovoy obrabotkoy elektrojerozionnymi nanomaterialami (The research and development of technology for the restoration of the turbocharger rotor shaft by electrospark machining with electroerosive nano-materials). Sovremennye materialy, tehnika i tehnologii. Kursk, 2016; 2(5): 141-146. (In Russ.)

8. Ovchinnikov A.Yu., Vlaskin V.V., Knjaze-va N.Yu. Primenenie metoda ustanovki dopolnitel'noy detail pri remonte turbokompressorov sistemy gazoturbinnogo nadduva dvigateley vnutrennego sgoraniya (na primere Tkr-6) (The application of the method of installing an additional part in the repair of turbochargers of the gas turbine pressurization system of internal combustion engines (using the example of Turbocharger-6). Inzhenernyy vestnik Dona. 2015; 2-2(36): 95. (In Russ.)

9. Plotvina A.O., Neshev A.V., Cherka-sov T.G. Issledovanie emkosti rynka Tkr v Kuzbasse, a takzhe ekonomicheskiy effect i vozmozhnost' zameshheniya remkomplektov dlya remontov turbokompressorov spectehniki im-portnogo proizvodstva (The research of the capacity of the Turbochargers market in Kuzbass, as well as the economic effect and the possibility of replacing kits for repairs of turbochargers of foreign-made special equipment). Vestnik Kuzbasskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2017; 4: 121-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Galimov A.R., Galiev I.G., Hafizov K.A., Galimov E.R. Opredelenie i obespechenie rabotosposobnosti turbokompressora (Determining and ensuring the performance of a turbocharger). Vestnik NGIEI. 2021; 4-119: 42-50.

Информация об авторах

Н.А. Жижкина - доктор технических наук, профессор, Луганский государственный аграрный университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика. Тел.: +380-095-204-13-79. E-mail: litjo_snu@mail.ru.

В.В. Тесля - ассистент, Луганский государственный аграрный университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика. Тел.: +380-072-211-50-44. E-mail: v.teslya20l7@gmail.com. Тесля Владимир Владимирович, e-mailv.teslya2017@gmail.com

Information about the authors

N.A. Zhizhkina - Doctor of Technical Sciences, Professor, head of the Labor Protection department, Lugansk State Agrarian University, Lugansk People's Republic. Phone: + 380-095-204-13-79. E-mail litjo_snu@mail.ru.

V.V.Teslya - assistant of the Labor Protection department, Lugansk State Agrarian University, Lugansk People's Republic. Phone: + 380-072-211-50-44. E-mail v.teslya2017@gmail.com.

Teslya Vladimir Viadimirovich, e-mail v.teslya2017@gmail.com

Вклад авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors. All authors made an equivalent contribution to the preparation of the article. The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 21.12.2021; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 24.02.2022.

The article was submitted 21.12.2021; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 24.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.