Научная статья на тему 'Исследование работы синхронной машины (генератора) при различных режимах работы'

Исследование работы синхронной машины (генератора) при различных режимах работы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ / СХЕМЫ ЗАЩИТЫ / AIRCRAFT ELECTRIC CAR / PROTECTION SCHEME

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шемелев Е.Д., Трушин М.А., Юрковец Н.В., Титов Н.А.

Исследованы различные виды систем защиты (продольная, поперечная), рассмотрены их достоинства и недостатки, предложена наиболее выгодная схема комбинированная схема защиты с внесением в нее дополнительных улучшений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шемелев Е.Д., Трушин М.А., Юрковец Н.В., Титов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY WORKS SYNCHRONOUS MACHINE (GENERATOR) AT VARIOUS MODES OF OPERATION

Investigated various types of protection systems (longitudinal, transverse), discussed their strengths and weaknesses, offer the most favorable scheme protection scheme combined with the introduction of additional improvements in it.

Текст научной работы на тему «Исследование работы синхронной машины (генератора) при различных режимах работы»

УДК 629.73.08

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ (ГЕНЕРАТОРА) ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

Е. Д. Шемелев, М. А. Трушин, Н. В. Юрковец, Н. А. Титов Научный руководитель - А. В. Кацура

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Исследованы различные виды систем защиты (продольная, поперечная), рассмотрены их достоинства и недостатки, предложена наиболее выгодная схема - комбинированная схема защиты с внесением в нее дополнительных улучшений.

Ключевые слова: авиационные электрические машины, схемы защиты.

STUDY WORKS SYNCHRONOUS MACHINE (GENERATOR) AT VARIOUS MODES

OF OPERATION

E. D. Shemelev, M. A. Trushin, N. V. Yurkovets, N. A Titov Scientific Supervisor - A. V. Katsura

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Investigated various types of protection systems (longitudinal, transverse), discussed their strengths and weaknesses, offer the most favorable scheme - protection scheme combined with the introduction of additional improvements in it.

Keywords: aircraft electric car, protection scheme.

Улучшение системы защит от перегрузок и коротких замыканий (к.з.) в электропитании летательного аппарата на сегодняшний день является одной из актуальных тем. Наша работа и заключается в том, чтобы улучшить данную защиту путем добавления в нее различных элементов конструкции, которые бы способствовали ее улучшению.

Данный процесс необходимо проводить еще у истоков создания того или иного электрооборудования для самолета. Так же, как и в любой другой сфере деятельности, улучшение различного рода предметов начинается с изучения его конструкции, обнаружении его слабых и уязвимых мест и принятия решения по их модернизации, либо замене на усовершенствованные прототипы. В авиации процесс улучшения различных приборов, том числе и электрооборудования, происходит точно по такой же схеме.

В данной работе мы коснемся сторон улучшения дифференциальной защиты электрооборудования в самолетах. Проведем анализ различных схем улучшения дифференциальной защиты, выявим достоинства и недостатки каждой из представленных схем, приведем некоторые актуальные примеры модернизированной дифференциальной защиты, подведём итоги о проделанной работе, и конечно же коснемся экономической части данного процесса и выявим что же с точки зрения экономики наиболее выгодно и рентабельно на сегодняшний день.

Так как принцип действия дифференциальной защиты, как продольной, так и поперечной на начальном этапе мы рассмотрели в предыдущей работе: «Исследование работы синхронных машин при различных режимах работы», то сразу же переходим к рассмотрению различных видов улучшений данной защиты и анализу ее достоинств и недостатков.

Проанализировав восемь видов продольной дифференциальной защиты можно сделать вывод, что наиболее хорошая защита в плане срабатывания на перегрузки и к.з. и с точки зрения наиболее

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

надежной является продольная дифференциальная защита линий типа ДЗЛ. Она основана на сравнении величины и фазы токов на концах защищаемой линии. Принцип действия данной защиты прост и надежен. Защита не реагирует на качания и перегрузки и действует без выдержки времени при коротком замыкании в любой точке линии [1].

Но, к сожалению, недостатками данной защиты является высокая стоимость соединительного кабеля и работ по его прокладке, и самое главное-возможность ложной работы при повреждении соединительных проводов. Данную защиту следует применять на коротких линиях в тех случаях, когда требуется мгновенное отключение повреждений в пределах всей линии [1].

Рассмотрев четыре вида поперечной дифференциальной защиты можно сделать вывод, что она наиболее хороша в плане срабатывания на к.з. и с точки зрения наиболее надежной является направленная поперечная дифференциальная защита нулевой последовательности и направленная поперечная дифференциальная защита с разделительными комплектами от между фазных и однофазных к.з. [1].

Выбирать какая защита из этих двух лучше не целесообразно. Потому как направленная поперечная дифференциальная защита нулевой последовательности основана на сравнении величины и направления токов нулевой последовательности, протекающих по параллельным линиям при к.з. на землю (корпус) и обладает более высокой чувствительностью при к.з. на землю (корпус), чем защита, реагирующая на фазный ток [1].А направленная поперечная дифференциальная защита с разделительными комплектами от междуфазных и однофазных к.з. срабатывает на любые междуфазные и однофазные к.з., но когда фазная поперечная дифференциальная защита имеет недостаточную чувствительность к однофазным к. з., ее дополняют комплектом дифференциальной защиты нулевой последовательности.

Положительными особенностями направленной поперечной защиты являются простота схемы, меньшая стоимость по сравнению с продольной дифференциальной защитой, отсутствие выдержки времени, не реагирование на качания, простота выбора параметров защиты [1].

К недостаткам защиты нужно отнести:

1. Каскадное действие, вызывающее замедленное отключение к. з. в зоне каскадного действия;

2. Мертвую зону по напряжению;

3. Необходимость вывода из действия защиты при отключении одной линии, в связи с чем требуется дополнительная полноценная защита для оставшейся линии;

4. Неправильную работу защиты при обрыве провода линии с односторонним заземлением [1].

Исходя из вышесказанного рассмотренные виды поперечной дифференциальной защиты будут

наиболее чувствительны к к.з. работая в комплекте друг с другом.

Рассмотренные дифференциальные защиты хорошо работают на малых независимых друг от друга аппаратах защищая выделенные зоны от к.з. Но если мы хотим, чтобы защита выделенных зон была наиболее высока, то работы в отдельности каждой защиты будет недостаточно [1].

В нашей работе мы скомбинировали выделенные продольную и поперечные дифференциальные защиты с целью увеличения улучшения процента реагирования ее на к.з.

Проанализировав скомбинированную защиту с точки зрения реагирования на к.з. видно, что остаются те места, в которых данная защита имеет небольшие «пробелы», в которых процент реагирования на к.з. все равно низкий недостаточный.

Чтобы устранить данные «пробелы» в скомбинированной защите, предлагается усовершенствовать ее путем добавления в продольную защиту для повышения чувствительности - дифференциальное реле на выпрямительном токе, а в поперечную - для повышения чувствительности - блокировку от реле напряжения с дополнением токового пускового реле - реле напряжения [1].

Добавление дифференциального (тормозного) реле на выпрямительном токе позволит защите срабатывать при токе к.з. гораздо меньшим, чем ток к.з. в простом токовом реле. А добавления реле напряжения обусловлено тем, что при больших токах небаланса чувствительность пускового реле может оказаться недостаточной. Для повышения чувствительности токовое пусковое реле дополняется реле напряжения [1].

С нашей точки зрения, установка данных улучшений позволит дифференциальной защите работать более надежно.

Рассмотрев все проблемы, поднятые выше остается еще одна - экономическая сторона вопроса. С экономической точки зрения скомбинированная дифференциальная защита будет экономически накладной. Потому что установка данного большого комплекса потребует достаточно много экономических вложений. Но с другой стороны, если мы говорим о безопасности полетов, то любые финансовые вложения очень быстро окупятся сохранением многочисленных человеческих жизней [1].

Исходя из вышесказанного - после проведенной работы по анализу всех схем, достоинств и недостатков дифференциальной защиты, выработке предложений по улучшению ее работы, считаем целесообразным продолжить работу по реализации предложенной схемы защиты на примере модернизации дифференциальной защиты системы электропитания самолета Ил-96 [2; 3].

Библиографические ссылки

1. Чернобровов Н. В. Релейная защита. М., 1971.

2. Воробьев В. Г. Самолет Ил 96-300 ; Моск. ин-т инженеров ГА (МИГА). М., 1989. 183 с.

3. Брускин Д. Э., Синдеев И. М. Электроснабжение летательных аппаратов. М. : Высшая школа, 1988.

© Шемелев Е. Д., Трушин М. А., Юрковец Н. В., Титов Н. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.